Запрет на осуществление определенных видов деятельности

Ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности

Запрет на осуществление определенных видов деятельности

Г. РУЧКИНАГ. Ручкина, кандидатюридических наук.Конституция РФ несодержит положений, ограничивающих правона занятие предпринимательскойдеятельностью ни по кругу лиц, ни по сферамдеятельности.

Имеющееся как у физического,так и юридического лица имущество по общемуправилу может быть использовано дляосуществления любых видовпредпринимательской деятельности.

Всоответствии со ст. 22 ГК никто неможет быть ограничен в правоспособности идееспособности иначе как в случаях ипорядке, установленных законом, т.е.

ограничения конституционного правасвободы предпринимательской деятельностимогут быть установлены только федеральнымзаконом и должны быть соотнесены стребованиями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Вкачестве ограничения этого права выступаюткак запреты на осуществление некоторыхвидов предпринимательской деятельности,так и запреты заниматься любыми видамипредпринимательской деятельности дляотдельных субъектов. Существующиеограничения права на осуществлениепредпринимательской деятельности можноклассифицировать так: а) ограничения,связанные с профессиональнойдеятельностью: – связанные сгосударственной службой; -установленные для федеральных и мировыхсудей; – специальные ограничения,установленные для работников некоторыхорганизаций (нотариусов, адвокатов,служащих бирж и т.д.); б) ограничения,налагаемые в связи с совершеннымправонарушением: – предусмотренныеадминистративным законодательством; -установленные в рамках уголовногонаказания; в) ограничения, связанные спризнанием индивидуальногопредпринимателя несостоятельным(банкротом); г) возрастные ограничения,а также ограничения, связанные с признаниемлица в установленном порядкенедееспособным; д) ограничения,применяемые к юридическим лицам каксубъектам предпринимательскойдеятельности.

Первая группаограничений касается прежде всегогосударственных служащих, которые невправе заниматься предпринимательскойдеятельностью лично или через доверенныхлиц. На недопустимость участия впредпринимательской деятельностидолжностных лиц органов государственнойвласти и государственного управленияуказано в ст.

9 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г.”О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности натоварных рынках”. Закон РФ от 18 апреля 1991 г.”О милиции” содержит аналогичные запретыприменительно к сотрудникам милиции,Федеральный закон от 21 июля 1997 г.

“О службе втаможенных органах РФ” указывает на данныеограничения применительно к сотрудникамтаможенных органов (п. 2 ст. 7).Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. “Овнесении изменений и дополнений в Закон РФ”О прокуратуре Российской Федерации” (ст.

4) запрет насовмещение основной деятельности с инойоплачиваемой или безвозмезднойдеятельностью устанавливается дляработников прокуратуры.

Этиограничения в основном сводятся кследующим запретам: заниматься другойоплачиваемой деятельностью, кроме научной,педагогической и иной творческойдеятельности; заниматьсяпредпринимательской деятельностью личноили через доверенных лиц; состоять членоморгана управления коммерческойорганизации, если иное не установленозаконом или в установленном порядкеслужащему не поручено участвовать вуправлении такой организацией (например,представлять интересы государства вуправлении юридическим лицом созначительной долей государства в егоуставном капитале).

Кроме того, в п. 2 ст.

11 ФЗ “Обосновах государственной службы РоссийскойФедерации” закреплена обязанностьгосударственного служащего передать вдоверительное управление под гарантиюгосударства на время прохождениягосударственной службы находящиеся в егособственности доли (пакеты акций) вуставном капитале коммерческихорганизаций в порядке, установленномфедеральным законом (в настоящее времятакой закон не принят).

Доверительноеуправление ценными бумагамиосуществляется на основании договора одоверительном управлении,распространенного на фондовом рынке изаключаемого для управления крупныминакоплениями физических лиц. Учредительуправления, являющийся физическим лицом,имеет возможность контролироватьдеятельность управляющего: получать отчето заключенных сделках, составе портфеляценных бумаг; давать поручения позаключению договора купли-продажиопределенных финансовых инструментов(акций, облигаций и др.). Участники фондовогорынка, как правило, ограничиваются лишьигрой на котировках ценных бумаг, неиспользуя при этом права акционера научастие в управлении обществом, тогда какзаконодательством прямо предусмотренатакая возможность (п. 2 ст. 1012 ГК; ст. 5 ФЗ”О рынке ценных бумаг”). Законодательство несодержит запрета на возможность учредителяуправления передавать управляющемупоручения относительно того, каким образомследует ать по переданным вдоверительное управление ценным бумагам.Деятельность доверительного управляющего,связанная исключительно с осуществлениемправ по ценным бумагам, не требует лицензии(ст. 5 ФЗ “О рынкеценных бумаг”). Таким образом, возможнаситуация, когда государственный служащийполностью осуществляет права владельца(акционера) юридического лица иконтролирует его деятельность. Для этогонеобходимо лишь создание специальногоюридического лица и передача ему вдоверительное управление ценных бумаг,находящихся во владении государственногослужащего. Это лицо в соответствии сусловиями договора доверительногоуправления будет проводником решенийгосударственного служащего. При этомдоверительный управляющий все действия сценными бумагами будет осуществлять отсвоего имени, что позволит скрытьинформацию об их реальном владельце. Следовательно, ограничение, закрепленное вп. 2 ст. 11 ФЗ “Об основах государственнойслужбы Российской Федерации”, является недейственным. Кроме этого, содержащиесяуказания на государственные гарантии вотношении переданных ценных бумаг такжемогут быть использованы в корыстныхинтересах. Перечни должностейгосударственной и муниципальной службысодержатся в ряде нормативно-правовыхактов, в частности в Указе Президента РФ от 3сентября 1997 г. N 981 “Об утверждении перечнейгосударственных должностей федеральнойгосударственной службы” (в ред. УказаПрезидента РФ от 27 ноября 2002 г.). Важноотметить, в настоящее время существуетпроблема коммерциализации государственныхи муниципальных функций. В общем виде онавыражается в участии представителейгосударства, которые, с одной стороны,являются должностными лицами в органахуправления открытых акционерных обществ, ас другой – выполняют свои функции в органахгосударственной власти. Не вызываетсомнений тот факт, что в данном случаестираются различия в правовом статусетаких лиц. Нередко мы наблюдаем картину,когда чиновник после ухода сгосударственной службы занимает важныйпост в той же коммерческой организации, вкоторой ранее отвечал за эффективностьуправления государственными пакетамиакций. Аналогичные ограниченияпредусматриваются для судейКонституционного Суда РФ, федеральныхсудов и мировых судей.

Более жесткиеограничения предусмотрены ч. 10 ст. 16Федерального закона от 3 апреля 1995 г. “Оборганах федеральной службы безопасности вРФ”, которая запрещает сотрудникам игражданскому персоналу органовфедеральной службы безопасности не толькозаниматься предпринимательскойдеятельностью, но и оказывать содействиефизическим и юридическим лицам в ееосуществлении.

Предусмотренныезаконодательством ограничения длягосударственных служащих реально не могутобеспечить финансовую прозрачностьдоходов чиновника. По мнению автора,при существующем уровне коррупцииотсутствие в законах запрета напредпринимательскую деятельностьближайших родственников государственныхслужащих (детей, супругов, родителей,братьев, сестер) служит возможностью дляпоследних, во-первых, получая незаконноевознаграждение, легализовать его черезсвоих родственников и, во-вторых,содействовать осуществлению последнимипредпринимательской деятельности, а такжеоказывать им покровительство. Такимобразом, необходимо предусмотреть в ФЗ “Обосновах государственной службы РоссийскойФедерации” и иных законах, раскрывающихправовой статус государственных служащих,специальную норму, устанавливающую запретна осуществление предпринимательскойдеятельности ближайшим родственникамгосударственных служащих (детям, супругам,родным братьям и сестрам, родителям). Врезультате у чиновников не останетсявозможности легализовывать финансовыересурсы и иное имущество, полученное иминезаконным путем. Для работниковнекоторых организаций законом установленыопределенные ограничения, связанные сдеятельностью этих организаций. Некоторыеработники наделены властными полномочиями,другие призваны поддерживать стабильностьэкономического оборота, третьи -обеспечивать защиту прав и интересовграждан. Виды деятельности, для которыхустанавливаются ограничения, определяютсязаконом. Так, ограничения на занятиепредпринимательской деятельностьюустановлены, например, для адвокатов,нотариусов, служащих товарных бирж ифондовых бирж. В частности, служащиетоварных бирж не вправе использоватьслужебную информацию в собственныхинтересах, не могут быть учредителями илиучастниками брокерских фирм, участвовать вбиржевых сделках. Служащие фондовых бирж немогут быть учредителями или участникамиорганизаций – профессиональных участниковрынка ценных бумаг, не вправе приниматьучастие в операциях на фондовой бирже вкачестве индивидуальныхпредпринимателей. Нарушениеустановленных законом ограничений назанятие предпринимательской деятельностьювлечет за собой последствия: признаниесовершенных сделок недействительными, атакже рассмотрение руководителеморганизации вопроса о соответствиислужащего, допустившего данные нарушения,занимаемой должности. Как отмечаютнекоторые авторы, установленныеограничения на занятиепредпринимательской деятельностьюобъясняются тем, что в силу должностногоположения определенных лиц возможностолкновение их собственных интересов спредпринимательскими интересами другихлиц, которым они обязаны содействовать позанимаемой должности . ——————————– Коммерческое право:Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопулло, В.Ф.Яковлевой. СПб., 1998. С. 51.Спорным следуетпризнать мнение авторов, считающих, что,поскольку в силу ч. 3 ст. 56 Конституции РФправо на осуществлениепредпринимательской деятельностиограничению не подлежит, подобные запретыследует рассматривать как несоответствующие Конституции. Законодателю,по их мнению, следовало ограничивать “неправо на осуществлениепредпринимательской деятельности, а правона занятие государственной должности вслучае ее осуществления” . ——————————– Курбатов А.Я.Сочетание частных и публичных интересовпри правовом регулированиипредпринимательской деятельности. М.: АО”Центр ЮрИнфоР”, 2001. С. 133.По мнению автора,решение данного вопроса зависит от того,каким статусом обладает лицо. Если лицоявляется государственным служащим, то всилу указанных выше причин его право назанятие предпринимательской деятельностьюограничено, хотя до этого он обладалабстрактной возможностью на осуществлениепредпринимательской деятельности, но нереализовал ее. По этой же причине субъектупредпринимательской деятельностизапрещено приобретать статусгосударственного служащего.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. “Онесостоятельности (банкротстве)” в качествепоследствий признания индивидуальногопредпринимателя банкротом запрещает втечение одного года с момента признания егобанкротом осуществлять государственнуюрегистрацию гражданина в качествеиндивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 216). Всоответствии со ст. 22.

3 Федерального законаот 23 июня 2003 г.

“О внесении изменений идополнений в Федеральный закон “Огосударственной регистрации юридическихлиц” государственная регистрация припрекращении физическим лицом деятельностив качестве индивидуальногопредпринимателя в связи с принятием судомрешения о признании его несостоятельным(банкротом) осуществляется на основаниикопии решения суда о признании егонесостоятельным (банкротом), поступившей врегистрирующий орган в установленномпорядке. В связи с тем что гражданин можетбыть зарегистрирован в качествеиндивидуального предпринимателя только поместу постоянной регистрации,регистрирующий орган обязан следить зареализацией ограничения на занятиепредпринимательской деятельностью.Применительно к юридическим лицаманалогичных запретов закон неустанавливает.

Новеллойадминистративного законодательстваявляется установление дисквалификации -вида наказания, предусмотренного ст. 3.11 КоАП.Дисквалификация заключается в лишениифизического лица права заниматьруководящие должности в исполнительноморгане управления юридического лица,входить в совет директоров (наблюдательныйсовет), осуществлять предпринимательскуюдеятельность по управлению юридическимлицом, а также осуществлять управлениеюридическим лицом в иных случаях.Дисквалификация устанавливается на срок отшести месяцев до трех лет и назначаетсяисключительно судьей.
Ограничениеправа на занятие предпринимательскойдеятельностью может применяться и к лицам,привлеченным к уголовной ответственности,в качестве основного или дополнительногонаказания. В приговоре должны быть указанывиды предпринимательской деятельности,которыми осужденному запрещаетсязаниматься в течение определенного судомсрока. Если данная мера применяется вкачестве основного вида наказания, сроклишения права может быть от одного года допяти лет; если как дополнительноенаказание, то лишение права может бытьустановлено от шести месяцев до трех лет (ст. 47 УК). Толькопосле истечения сроков, установленных вприговоре, ограничение субъективного правапрекращает действовать и гражданин можетзаниматься теми видами деятельности,которые ему были запрещены приговоромсуда.
Ограничения, относящиеся кюридическим лицам, связаны в первую очередьс исключительной правоспособностью.Природа этого ограничения подобна природеограничения, установленного дляфизического лица в связи с характером егопрофессиональной деятельности.Исключительная правоспособность означает,что юридическое лицо может заниматьсятолько определенными законом видами

Обнаружение и изъятие предмета взятки »

Источник: https://www.lawmix.ru/comm/3108

Разрешённые и запрещенные виды деятельности ООО. Ограничения ООО

Запрет на осуществление определенных видов деятельности

Перед началом процедуры регистрации ООО необходимо определиться с видом деятельности будущего предприятия. На первый взгляд, все просто, если вы точно знаете, с какой целью и для чего создаете общество с ограниченной ответственностью.

С другой стороны, практика показывает, что у начинающих предпринимателей возникают некоторые трудности при определении кодов, шифрующих вид деятельности, а также требуется ответы на множество вопросов.

Сегодня разберем, какие виды деятельности разрешены для ООО, а какие ограничены или вовсе запрещены, как правильно выбирать код ОКВЭД, и на что он влияет при осуществлении деятельности.

Содержимое страницы

Итак, ОКВЭД – общий классификатор видов экономической деятельности и именно на его основе выбирается и отображается вид деятельности ООО, которым предполагает заниматься организация.

Почему эти коды необходимо правильно определить заранее? Потому что их придется указывать в заявлении на регистрацию ООО, в уставе и в договоре об учреждении.

Как правильно выбирать коды ОКВЭД

Коды экономической деятельности состоят минимум из 2 цифр, и могут содержать максимально 6 цифр. Они разделены между собой точкой и имеют примерный вид 10.16.12.

Первые две цифры отображают общую сферу деятельности, другими словами, это класс. Вторые две цифры – это группа, и последние цифры – это вид.

Таким образом, при указании кода в заявлении на регистрацию, он должен иметь минимум 3 цифры.

Для ООО существуют два вида деятельности по ОКВЭД:

  1. основной вид деятельности;
  2. дополнительный вид деятельности.

Основной вид деятельности указывается во всех документах и по нему сдается финансовая и налоговая отчетность в дальнейшем. Дополнительных видов деятельности может быть любое количество, и они не обязательно должны быть смежными с основным видом.

Таким образом, главная задача учредителей ООО – правильно выбрать код ОКВЭД для основного вида деятельности, которая и будет формировать главный источник прибыли.

  К примеру, если организация собирается заниматься производством и доставкой пиццы, лучше в качестве основной деятельности указать «производство пиццы», а не «доставку».

И при выборе дополнительных видов деятельности не обязательно указывать коды, если они планируются проводиться единоразово. К такому случаю относится, если например организация по доставке пиццы будет участвовать в проведении какого-то праздника.

ВАЖНО: не бойтесь указывать дополнительные коды ОКВЭД. Отчетность вы будете сдавать только за фактическую деятельность. Лучше предусмотрительно прописать больше кодов, чем потом добавлять их во все документы.

Помните, что количественных ограничений на выбор кодов ОКВЭД нет. Заранее продумайте об отдаленных перспективах вашего предприятия, возможно, оно сменит направление деятельности. В том случае, если этот вид деятельности был прописан изначально, никаких проблем не будет.

На что влияет код ОКВЭД?

К выбору основного вида деятельности необходимо подойти с умом, поскольку именно по нему сдаются все отчеты и определяются размеры обязательных взносов в пенсионный и страховой фонд.

Размер взноса напрямую зависит от опасности вида деятельности для здоровья и жизни человека. Всего существует 32 класса в ОКВЭД. И чем выше риск травматизма и получения профессиональных заболеваний, тем больше будут обязательные страховые взносы.

Нужно отметить, что разница в суммах взносов колеблется от нескольких сотых долей до 8% от заработной платы.

Тарифы страховых взносов в зависимости от той или иной степени опасности регулируются Федеральным законом №323 от 02.12.13.

ВАЖНО: не рекомендуется указывать в качестве основного вида деятельность с минимальными рисками и страховыми взносами в целях экономии. Ежегодно ООО должно подтверждать свой основной вид деятельности путем отображения финансовых результатов в бухгалтерской и налоговой отчетности.

Если возникают сомнения, что указанный в качестве основного код ОКВЭД не является главным источником прибыли, то Фонд Социального страхования вправе самостоятельно определять основной вид деятельности с максимальным профессиональным риском и требовать соответствующей уплаты взносов.

Любое общество с ограниченной ответственностью имеет право осуществлять деятельность, которая не противоречит Конституции РФ и не запрещена Федеральными законами нашей страны. При всей кажущейся простоте вопроса, существует множество законодательных актов, которые накладывают определенные ограничения и запреты на выбор деятельности ООО.

Итак, виды деятельности ООО бывают:

  • не требующие лицензирования;
  • требующие лицензирования;
  • требующие иные соглашения и согласования;
  • запрещенные виды деятельности.

Лицензии требуются для осуществления деятельности в сфере фармацевтики, частного сыска, перевозок железнодорожным и морским путями и так далее.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к нашему консультанту совершенно БЕСПЛАТНО!

ВАЖНО: лицензию можно получать только после регистрации ООО. В заявлении на регистрацию можно указать вид деятельности, требующей лицензирования, однако фактически саму деятельность можно будет осуществлять только после получения соответствующего разрешения.

Некоторые виды деятельности ООО не требуют специальной лицензии, однако товар должен быть обязательно сертифицирован.

Существует также ряд видов деятельности, для осуществления которых не требуется лицензия, однако нужно согласовывать с некоторыми органами, например, получить одобрение МЧС, или лесного надзора. К примеру, чтобы зарегистрироваться в качестве туроператора, нужно зарегистрироваться в фингарантиях и иметь  10 миллионов гарантий.

Чем запрещено заниматься ООО

К видам деятельности, недоступным для ООО, относится разработка, выпуск, ремонт, утилизация в сфере авиации, оружия, военного сектора, а также финансов. Правом на осуществление такой деятельности обладает только государство.

Ограничения касаются также сферы производства химических и взрывчатых веществ и их применения.

Запрещена деятельность в сфере производства оружия, патронов и иных боеприпасов. Однако коллекционирование и экспонирование в этой сфере обговаривается отдельно.

Также под запретом для ООО находится сфера частной охраны, инвестиционных фондов, трудоустройства граждан РФ за границей.

В сфере финансов строго контролируется сектор инвестиционного фонда, паевых и пенсионных фондов. Данная сфера недоступна для ООО.

Также существует жесткий контроль и много ограничений в сфере фармацевтики, а конкретно, производство и распространение психотропных и наркотических сильнодействующих веществ.

Итак, с более полным списком видов деятельности, в сфере которых ООО имеют ограничения, можно ознакомиться здесь.

Таким образом, при определении вида деятельности будущего общества, необходимо знать, чем можно заниматься обществу с ограниченной ответственностью, на что нужно получать лицензию или специальное разрешение, а также уметь грамотно подобрать коды в ОКВЭД. При выборе кодов нужно учитывать все потенциальные источники доходов, возможность смены сферы деятельности, а также не забывать о величине страховых взносов, на которую влияет степень риска и опасности в той или иной деятельности.

Ограничения ООО

ООО имеют ограничения в следующих видах деятельности:

  • разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  • производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  • ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  • испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  • деятельность по обеспечению авиационной безопасности;
  • разработка вооружения и военной техники;
  • производство вооружения и военной техники;
  • ремонт вооружения и военной техники;
  • утилизация вооружения и военной техники;
  • торговля вооружением и военной техникой;
  • производство оружия и основных частей огнестрельного оружия;
  • производство патронов к оружию и составных частей патронов;
  • торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия;
  • торговля патронами к оружию;
  • экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
  • коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
  • разработка и производство боеприпасов и их составных частей;
  • утилизация боеприпасов и их составных частей;
  • выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия;
  • деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
  • производство взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • хранение взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • применение взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • производство пиротехнических изделий;
  • деятельность по распространению пиротехнических изделий IV и V класса в соответствии с национальным стандартом;
  • выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;
  • выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;
  • негосударственная (частная) охранная деятельность;
  • деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;деятельность инвестиционных фондов;
  • деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;
  • деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  • космическая деятельность;
  • производство лекарственных средств;
  • культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ;
  • деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ деятельность по продаже электрической энергии гражданам;
  • пассажирские и грузовые перевозки воздушным транспортом.

Источник: https://investingclub.ru/razreshyonnye-i-zapreshhennye-vidy-deyatelnosti-ooo-ogranicheniya-ooo.html

Запреты и иные ограничения права физического лица на занятие предпринимательской деятельностью

Запрет на осуществление определенных видов деятельности

предпринимательский ограничение право физический

Любая экономическая деятельность, будь то хозяйственная, коммерческая или предпринимательская деятельность имеет под собой определенную нормативно – правовую базу, которая не только рассматривает различные аспекты прав и возможностей субъектов по реализации их конкретного вида деятельности, но и устанавливает некие «правила игры», которым данные субъекты должны следовать. Эти правила затрагивают не только начальный этап возникновения возможности заниматься экономической деятельностью, но и дальнейшее развитие этой деятельности, наделяя субъекта данных отношений определенным спектром обязанностей. Наряду с обязанностями, законодатель выделяет также ряд ограничений и запретов, так называемых императивных норм, при несоблюдении которых, субъект будет вынужден подвергнуться юридической ответственности, которая в свою очередь будет иметь серьезные последствия в дальнейшем развитии экономической деятельности данного субъекта.

Правоспособность индивидуального предпринимателя может быть ограничена в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом. Конституции РФ есть положение в ч. 3 ст.

55, в силу которого, «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства». Также в Конституции РФ в ч. 2 ст.

34 закреплена норма, согласно которой «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». В Гражданском Кодексе РФ есть норма, согласно которой никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом, т.е.

ограничения конституционного права свободы предпринимательской деятельности могут быть установлены только федеральным законом и должны быть соотнесены с требованиями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

В Российской Федерации еще нет определенного законодательного акта, который содержал бы в себе закрытый или открытый перечень ограничений и запретов, для физический лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, однако проанализировав законодательство в целом и отдельные законодательные акты, вполне возможно сформулировать, какого же рода все-таки эти самые ограничения.

В качестве ограничения этого права выступают как запреты на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, так и запреты заниматься любыми видами предпринимательской деятельности для отдельных субъектов.

Запреты и ограничения, закрепленные в законодательных актах Российской Федерации, устанавливаются в целях защиты публичных интересов государства и общества и устанавливаются путем предъявления предпринимателям определенных требований.

Первое ограничение связано с дееспособностью физического лица, желающего заниматься предпринимательской деятельностью:

Главный вопрос, который возникает в этом аспекте, связан с начальным возрастом, с которого физическое лицо имеет право заниматься предпринимательской деятельностью.

В современном российском законодательстве отсутствуют правовые нормы, в полной мере, очерчивающие круг лиц, имеющих право обратиться с заявлением в регистрирующий орган и в последующем осуществлять предпринимательскую деятельность.

Восполнять возникший пробел следует, отталкиваясь от того факта, что предпринимательская дееспособность представляет собой составную часть его гражданско-правовой дееспособности.

Согласно общему правилу, дееспособность физического лица, а именно, способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижению восемнадцатилетнего возраста. Таким образом, с позиции гражданского законодательства лицо, не достигшее указанного возраста, не обладает полной дееспособностью.

Однако существуют определенные исключения, когда физическое лицо может приобрести полную дееспособность до наступления совершеннолетия, во-первых, в результате вступления в брак, во-вторых, в результате эмансипации.

Согласно п. 1 ст. 13 Семейного Кодекса РФ «Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет», однако уже в п.

2 этой же статьи прописана норма, согласно которой «При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации».

При этом, физическим лицом должна быть представлена копия свидетельства о вступлении в брак несовершеннолетнего в регистрирующий орган при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с целью подтверждения, что это лицо вправе самостоятельно действовать, приобретая и осуществляя соответствующие права, принимать на себя гражданские обязанности и исполнять их, нести ответственность, в том числе имущественную, за свои действия, т.е. обладает не только правоспособностью, но и дееспособностью, достаточной для осуществления предпринимательской деятельности без согласия его законных представителей.

Также определенной конкретики требует вопрос, связанный с эмансипацией. Согласно ст. 27 ГК РФ, эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия – по решению суда.

Для начала процедуры эмансипации необходимо, чтобы несовершеннолетний достиг возраста 16 лет и работал по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Однако в ст.

28 ГК РФ определена норма, согласно которой с 14 лет гражданин вправе заключать сделки с согласия своих законных представителей, если иное не установлено законом, что косвенно допускает возможность осуществления несовершеннолетним предпринимательской деятельности без признания его полностью дееспособным.

Единственное условие, которое должно быть соблюдено, это получение согласия от родителей, усыновителей или попечителя. Именно такой документ, причем нотариально удостоверенный, должен представить несовершеннолетний в регистрирующий орган, если он не приобрел дееспособность вследствие вступления в брак, либо не был объявлен дееспособным вследствие эмансипации.

При этом может возникнуть вопрос относительно возраста, с которого несовершеннолетний может, предоставив указанное согласие, зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

В частности, законодатель не устанавливает конкретный критерий возраста несовершеннолетнего в качестве условия для осуществления его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В то же время следует учитывать, что статья 22.3 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает необходимость представления для осуществления государственной регистрации основного документа, удостоверяющего личность, который гражданам РФ выдается с 14-летнего возраста.

Таким образом, несовершеннолетний, даже если он не вступил в брак и не признан эмансипированным, может зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя только при условии достижения им 14-летнего возраста и представления им наряду, с иными документами нотариально удостоверенного согласия на осуществление предпринимательской деятельности от родителей, усыновителей или попечителя.

Второй ряд ограничений связан с совмещением различных видов деятельности:

В законодательстве Российской Федерации в ряде нормативно-правовых актов установлен данный запрет, применительно к лицам, находящимся на государственной службе, например:

– Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах РФ» указывает на данные ограничения применительно к сотрудникам таможенных органов (п. 2 ст. 7).

– Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 4) запрет на совмещение основной деятельности с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью устанавливается для работников прокуратуры.

Источник: https://studbooks.net/1158021/pravo/zaprety_inye_ogranicheniya_prava_fizicheskogo_litsa_zanyatie_predprinimatelskoy_deyatelnostyu

Виды деятельности юридического лица

Запрет на осуществление определенных видов деятельности

Сфера деятельности юридического лица обычно заключается в достижении определенных задач и целей, возложенных на него учредителями.

Для достижения этих целей и задач юридическое лицо осуществляет определенную деятельность.

Часто при создании организации предприниматели сталкиваются с вопросами: какие виды деятельности выбрать, где они должны быть отражены и сможет ли организация ими заниматься?

Кто выбирает виды деятельности юридического лица?

Вопрос о выборе видов деятельности в соответствии, с которыми юридическое лицо выступает в той или иной сфере коммерческой деятельности решается самостоятельно самими учредителями (участниками, членами, акционерами).

При этом главным ориентиром при определении производственно-хозяйственной, торговой, финансовой, страховой, банковской и иной направленности организации является Общий классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД) утвержденный в качестве государственного классификатора  от 14 декабря 2007 года.

Где указываются виды деятельности и обязательно ли их указывать?

Сведения о видах деятельности организации, формулируемые обычно в виде предмета, цели или задачи юридического лица закрепляются в учредительных документах.

Так согласно статье  22 Закона Республики Казахстан “О некоммерческих организациях” устав некоммерческой организации должен предусматривать предмет и цели деятельности некоммерческой организации.

Если законодательство не содержит требование об обязательном указании сведений о видах деятельности юридического лица в его учредительных документах, то оно вправе осуществлять свою деятельность независимо от их наличия или отсутствия в уставе.

Так, например, не содержится требования об обязательном указании перечня видов деятельности в отношении хозяйственных товариществ. Однако по сложившейся практике виды деятельности обычно указываются в уставах товариществ.

Ограничения по выбору видов деятельности

Законодательство о частном предпринимательстве делит коммерческие организации на субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства. Одним из критериев указанного деления является ограниченная возможность осуществлять определенные виды деятельности.

Так субъектами малого предпринимательства не могут быть признаны индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие:

  • деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
  • производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;
  • деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
  • проведение лотереи;
  • деятельность в сфере игорного и шоу-бизнеса;
  • деятельность по добыче, переработке и реализации нефти, нефтепродуктов, газа, электрической и тепловой энергии;
  • деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
  • банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
  • аудиторскую деятельность;
  • профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
  • деятельность кредитных бюро;
  • охранную деятельность.

(статья 6 Закона Республики Казахстан «О частном предпринимательстве»).

Таким образом, если ТОО желает соответствовать статусу субъекта малого предпринимательства, оно должно исключить перечисленные виды деятельности из своего устава.

В зависимости от налогового режима

Выбор деятельности юридического лица во многом зависит и от возможности применения специального налогового режима, т.е. упрощенного порядка исчисления и уплаты налогов. Согласно статье 428 Налогового кодекса Республики Казахстан специальный налоговый режим не распространяется на следующие виды деятельности:

  • производство подакцизных товаров;
  • хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;
  • реализация отдельных видов нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива и мазута;
  • организация и проведение лотерей (кроме государственных (национальных);
  • недропользование;
  • сбор и прием стеклопосуды;
  • сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;
  •  консультационные услуги;
  • деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;
  • финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;
  • деятельность в области права, юстиции и правосудия

Следовательно для применения упрощенного режима, юридическое лицо не должно осуществлять перечисленные виды деятельности.

Юридические лица вправе оказывать любые услуги, действуя одновременно в различных не связанных между собой сферах коммерческой деятельности. Спектр услуг может быть весьма разнообразным: торговля, строительство, аренда, рекламно-информационные услуги, маркетинг, общепит и.т.д.

Но вместе с тем законодательство устанавливает определенные требования, распространяющиеся на те области, которые в силу своей узкоспециализированной направленности могут осуществляться организациями только в качестве основного или исключительного вида деятельности.

К таковым в частности относится банковская, охранная деятельность, хранение зерна, предоставление микрокредитов, аудиторская и страховая деятельность, туристские и прочие услуги, предусмотренные отдельными нормативными актами.

Так, например статья 8 Закона Республики Казахстан “О банках и банковской деятельности” устанавливает запрет на осуществление банками видов деятельности, не относящихся к банковской деятельности или не разрешенных указанным Законом.

Или, к примеру, согласно статье 19 Закона Республики Казахстан “О зерне” хлебоприемные предприятия не вправе осуществлять деятельность, не относящуюся к приемке, взвешиванию, сушке, очистке, хранению и отгрузке зерна, в том числе выдавать гарантии и предоставлять имущество в залог по обязательствам третьих лиц, за исключением:

  • производства и реализации мукомольной продукции, комбикормов, хлебобулочных и макаронных изделий;
  • оказания услуг по хранению горюче-смазочных материалов, твердого топлива;
  • оказания услуг по предоставлению непроизводственных площадей хлебоприемного предприятия для установки средств телекоммуникаций.

Еще один пример: В соответствии со статьей 10 Закона Республики Казахстан “Об охранной деятельности” частная охранная организация не вправе осуществлять иную предпринимательскую деятельность, за исключением работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств охранной сигнализации при условии соблюдения уведомительного порядка

Источник: http://www.defacto.kz/content/vidy-deyatelnosti-yuridicheskogo-litsa

Ваши права
Добавить комментарий