Законны ли действия сотрудников ДПС по ограничению мне свободы?

В гибдд разъяснили особенности нового регламента по работе дпс

Законны ли действия сотрудников ДПС по ограничению мне свободы?

В пятницу вступает в силу приказ МВД об утверждении нового регламента по работе дорожно-патрульной службы. В нем содержатся сразу несколько норм, которые сильно беспокоят защитников прав автомобилистов. Накануне начальник управления ДПС Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Александр Быков дал разъяснения по этим вопросам.

Для начала об истории этого документа. Он пришел на смену приказу № 185, который действовал с 2009 года. По словам Быкова, если в ведомственный документ вносится более трех поправок, то его становится сложно читать, а поэтому такой документ нужно выпускать заново. Что и было проделано с регламентом. Теперь он утвержден приказом N 664 МВД.

А ну-ка тормози

Итак, согласно этому регламенту теперь водителей можно останавливать для проверки документов не только на стационарных постах, но и в любом другом месте на дороге. У сотрудников ДПС и так была такая возможность согласно действующему закону о полиции.

И только регламент ставил ограничения. Но эти ограничения довольно легко обходились. Например, можно было сообщить, что проводится спецоперация. Мало кто из водителей станет звонить дежурному, чтобы уточнить, а проводится ли в этом месте такая операция.

Кроме того раньше были проблемы с проверкой документов. Связь работала некачественно, было низкое покрытие, не было Интернета. У сотрудников возникали проблемы, и для проверки документов надо было ехать на пост. Теперь таких проблем нет. Можно все проверить на дорогах. За некоторыми исключениями.

Временно превысил

Прежний приказ запрещал применять камеры автоматической фиксации нарушений в зоне действия временных знаков.

Что изменится в регламенте по надзору за соблюдением ПДД

Дело в том, что временные знаки у нас устанавливают дорожники. Они не всегда соответствуют требованиям Правил дорожного движения, ГОСТам. Зачастую после окончания работ их забывают снять. В итоге на уже отремонтированных участках создаются пробки только из-за того, что там стоят забытые знаки.

Кроме того зачастую забытые знаки используют нечистые на руку инспекторы ГИБДД, вылавливая якобы нарушителей. Понятно, что нарушителей требований временных знаков надо тоже привлекать к ответственности.

Но зачастую это делается не для контроля за безопасностью дорожного движения, а для пополнения областного бюджета.

Теперь официально разрешено контролировать нарушения в зоне действия временных знаков, в том числе и в автоматическом режиме. Дело в том, что количество аварий именно на таких участках в прошлом году увеличилось на треть. Примерно к этому показателю стремятся статистические данные и этого года.

Но, как заверил Быков, у Госавтоинспекции есть все данные об организации дорожного движения на ремонтируемых участках дорог. Если знак должен быть убран, например, 5 декабря, то его или уберут в этот день, или штраф за его нарушение после установленного срока рассматриваться не будет.

Не снимай

В новом приказе о работе Дорожно-патрульной службы исчез пункт, который запрещал сотрудникам Госавтоинспекции препятствовать гражданам производить фотовидеосъемку общения с сотрудниками.

Как выяснилось, эта норма прописана в Законе о полиции, а поэтому ее дублирование в регламенте не требуется. Напомним, что у нас довольно часто сотрудники ГИБДД заявляют, что их нельзя снимать. При этом ссылаются на 24-ю статью Конституции. Но там написано, что нельзя публиковать съемку частного лица без его согласия.

Ни слова о том, что его нельзя снимать. Кроме того, если сотрудник полиции выполняет свои профессиональные обязанности, то он уже не частное лицо, а представитель закона. В таком случае его снимать можно и даже нужно.

А если он утверждает, что он частное лицо, то тогда возникает вопрос: зачем он вообще к вам пристал?

Страховой кошмар

С 20 октября ГИБДД больше не будет выдавать справок о ДТП. Именно тех самых справок, которые так требуют страховые компании, чтобы убедиться, что была авария, в ней пострадал именно этот автомобиль, а за рулем был именно этот человек.

ГИБДД разъяснила, как изменится регистрация транспорта и прием экзаменов

Дело в том, что до 2014 года правила страхования ОСАГО устанавливало правительство России. В них было прописано предоставление этой справки. В соответствии с этим документом ГИБДД такую справку выдавала.

Но с 2014 года правила страхования стал устанавливать Центробанк. Он может указывать правила игры страховщикам, но никак не МВД.

А поэтому исчез последний нормативный акт, который утверждал справку как документ.

По этой причине этой справки больше нет и в регламенте ДПС. Соответственно сотрудники ГИБДД будут выдавать на руки только процессуальные документы. А именно: определение о возбуждении или отказе в возбуждении административного дела, постановления о наложении наказаний… Но, как утверждают в ГИБДД, в этих документах будут подробно прописаны все данные об аварии и ее участниках.

Однако, пока правила страхования не изменены, у страховщиков с пятницы появится шикарный повод для отказа в выплате всем, кто попал в ДТП после 20 октября этого года и до появления соответствующих поправок в правила страхования ОСАГО.

Сдаемся

14 октября вступил в силу приказ МВД о внесении изменений в регламенты по регистрации транспортных средств и о приеме экзаменов. Этот документ будет полезен большинству водителей.

Ведь согласно ему вводятся нормы, которые касаются взаимодействия с ГИБДД через электронные услуги, а также через многофункциональные центры, которые, по идее, призваны убрать пробки из подразделений Госавтоинспекции.

Начнем с регистрации автомобилей. 10 июля вступили в силу поправки в этот регламент. И вот новые. В них уточняется взаимодействие при подаче заявлений на такую услугу от ГИБДД через портал Госуслуг.

Прописано до мелочей, как можно подать такое заявление, что с ним можно сделать, как распечатать или в какие сроки внести в него правки.

Также прописан порядок обжалования по электронной почте. То есть если жалоба направлена через систему досудебного обжалования.

Приказ определяет порядок обмена прав и сроки через многофункциональные центры.

Напомнили в регламенте и о том, что при обращении через портал Госуслуг пошлина на те или иные регистрационные действия должна быть либо оплачена заранее, либо через тот же портал, чтобы в ГИБДД данные об оплате пришли своевременно.

Вторая часть документа касается регламента по проведению экзаменов на управление транспортными средствами. Его можно разделить на две части. Первая часть касается предоставления услуги через так называемые многофункциональные центры, проще говоря, МФЦ. Через них можно обменять права в связи с истечением срока давности .

Госавтоинспекция больше не будет выдавать справки о ДТП

Напомним, что такая возможность появилась в Москве в качестве эксперимента более года назад. Постановлением правительства она была введена по всей территории России полгода назад.

И вот теперь вышел в свет ведомственный документ, который разъясняет порядок пользования этой возможностью, а также прописывает необходимые условия для этого, тем более что при эксперименте все было уже отработано.

В МФЦ клиенту должна быть представлена вся информация об обмене национальных удостоверений в связи с истечением их срока действия или о получении иностранных прав. Четко прописано, какие документы должен получить сотрудник МФЦ от водителя и что конкретно сделать. А именно сфотографировать клиента и получить образец его личной подписи в электронном виде.

Установлены предельные сроки для оказания этой госуслуги через МФЦ – 15 дней. При этом заявление, поданное в ГИБДД через такой центр, должно быть зарегистрировано в течение рабочего дня.

Для сравнения: заявление, поданное при личном обращении в ГИБДД, должно быть зарегистрировано в течение 15 минут.

А заявление, поданное через портал Госуслуг, только при личном обращении водителя в Госавтоинспекцию.

Примечательно, что в этом регламенте особое место отведено оказанию услуг людям с ограниченными возможностями. В том числе разрешено инвалидам находиться в подразделении вместе с собаками-поводырями, а также разрешен допуск тифлосурдопереводчика. То есть речь идет о слепых.

Слепой может быть собственником автомобиля. Но получить допуск к управлению автомобилем пока еще не может ни по каким законам. Но получить инвалидность по зрению он мог после того, как получил права.

Если ему потребовалась какая-либо справка, то он вправе зайти в экзаменационное подразделение с собакой-поводырем.

Заметно усложнились требования к экзамену на первоначальные навыки управления. Так, теперь при маневре, связанном с движением задним ходом, включать заднюю передачу можно только один раз.

Источник: https://rg.ru/2017/10/19/v-gibdd-raziasnili-osobennosti-novogo-reglamenta-po-rabote-dps.html

Была ли законной остановка автомобиля вне стационарного поста

Законны ли действия сотрудников ДПС по ограничению мне свободы?

Была ли законной остановка автомобиля вне стационарного поста

Сотрудники ГИБДД часто останавливают автомобили вне стационарного поста по тем или иным причинам (проверка документов, спецоперация и т.д.).

Водитель, которому сотрудник ГИБДД подал сигнал об остановке, не может проигнорировать это требование и должен остановиться (иначе: преследование, принудительная остановка).

При этом автолюбитель не только должен остановиться по требованию инспектора, но и должен общаться с инспектором.

Он не может уехать с места остановки до момента, когда ему разрешат продолжить движение (иначе: преследование, принудительная остановка).

Из вышесказанного делаем вывод, что остановка автомобиля сотрудником ГИБДД вне стационарного поста ограничивает права и свободы автолюбителя. Какие конкретно права и свободы водителя ограничиваются при остановке автомобиля по требованию сотрудника ГИБДД – это уже другой вопрос. Например, право на свободное и беспрепятственное движение по дорогам России.

Добропорядочный водитель, едущий по своим срочным или не очень срочным делам должен достоверно знать законные ли действия сотрудника ГИБДД по остановке автомобиля.

Как проверить, законны ли действия сотрудника ГИБДД?

В пункте 4 статьи 5 ФЗ «О полиции» сказано, что сотрудник ГИБДД в случае ограничения прав водителя должен разъяснить ему причину и основания применения таких мер.

Давайте спросим у сотрудника ГИБДД, законны ли его действия и что послужило причиной для остановки автомобиля вне стационарного поста.

Он говорит, что его действия законны, так как в данный момент проводиться какая-то спецоперация или ссылается на какую-то другую важную причину для остановки водителя (далее – остановка со ссылкой на спецоперацию).

Таким образом (в рассматриваемом случае), сотрудник ГИБДД ограничил права водителя на свободное и беспрепятственное передвижение по дорогам России со ссылкой на спецоперацию.

Можно ли заведомо доверять устным словам сотрудника ГИБДД о проведении спецоперации или необходимо требовать от него предоставления документального подтверждения?

Анализ большого количества видеороликов на ЮТУБЕ об общении водителей и сотрудников ГИБДД позволяет делать вывод, что нередко ссылка на спецоперацию – это лишь предлог для обычной проверки документов водителя вне стационарного поста. 

Получается, что сотрудник ГИБДД, который хочет проверить документы водителя вне стационарного поста ДПС, может безосновательно использовать ссылку на спецоперацию (подтверждающую якобы законность его действий по остановке автомобиля).

Таким образом, при остановке автомобиля вне стационарного поста водитель не может заведомо доверять словам сотрудника ГИБДД ссылающегося на спецоперацию, как на причину ограничения прав водителя на свободное и беспрепятственное передвижение по дорогам России.

В противном случае (если спецоперация не проводится и нельзя останавливать ТС вне стационарного поста для проверки документов) остановка автомобиля вне стационарного поста заведомо незаконна. А вы где-нибудь видели человека, который сам добровольно подтвердит незаконность своих действий?

Это значить что слова сотрудника ГИБДД о (якобы) проводящейся спецоперации необходимо проверять из независимого источника.

Какие это могут быть источники?

Давайте зададим этот вопрос сотруднику ГИБДД, который нас остановил. Ведь в пункте 4 статьи 5 ФЗ «О полиции» сказано, что сотрудник ГИБДД в случае ограничения прав водителя должен не только разъяснить ему причину и основания применения таких мер, но и возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Водитель: «Как я могу проверить ваши слова о том, что проводиться спецоперация?».

Сотрудник ГИБДД: «Езжайте в дежурную часть. Там хранятся все документы. А пока передайте мне водительское удостоверение и другие документы».

Другой вариант ответа сотрудника: «Звоните в дежурную часть».

Получается, водитель должен верить на слово заинтересованному сотруднику ГИБДД. Это одно и то же что в ответ на просьбу сотрудника ГИБДД передать ему документы на проверку водитель будет говорить: «У меня всё документы в порядке. Если не верите, то можете съездить ко мне домой. Моя жена вам их даст или может подтвердить их наличие по телефону».

Устроит такой ответ сотрудника ГИБДД?

Нет. Документы ему нужно передать лично в руки, чтобы он убедился, что они действительно есть.

Почему же водитель по аналогии не может убедиться в реальности проведения некой спецоперации, которая позволяет сотруднику ГИБДД останавливать все автомобили вне стационарного поста ДПС (фактически) для проверки документов.

Тем более что в законе предусмотрена прямая обязанность сотрудника ГИБДД обеспечить каждому водителю возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (п.7 ст. 5 ФЗ «О полиции»). 

Во избежание возникновения конфликтных ситуаций на дороге, каждый сотрудник ГИБДД при остановке транспортного средства вне стационарного поста для (фактической) проверки документов должен иметь при себе заверенный ответственным лицом документ, предоставляющий ему такой право (документ на проведение спецоперации). Наличие у сотрудника ГИБДД данного документа позволит водителю убедиться, что сотрудник ГИБДД действует на законных основаниях.

https://www.youtube.com/watch?v=ImZhLQ_7zmc

Обязанность сотрудника ГИБДД иметь такой документ при себе фактически предусмотрена п. 7 ст. 5 ФЗ «О полиции».

Источник: https://zakon.ru/Blogs/byla_li_zakonnoj_ostanovka_avtomobilya_vne_stacionarnogo_posta/59674

Что делать в случае неправомерных действий сотрудников ГИБДД

Законны ли действия сотрудников ДПС по ограничению мне свободы?

О неправомерных действиях сотрудников ГИБДД много сказано и написано. И всякий раз, когда на дороге вас останавливает суровый сотрудник дорожно-патрульной службы, мы должны быть очень внимательны.

На трассе можно нарваться и на бандитов, переодетых в форму сотрудников дорожной инспекции, да и настоящие сотрудники ГИБДД порой ведут себя так, что общение с ними едва ли можно назвать приятным.

Итак, подробно о правах и обязанностях водителя и инспектора.

Инструктор махнул палочкой. Ваши действия?

Итак, патрульный махнул полосатой палочкой. Что сделали вы? Послушно остановились. Что обычно происходит дальше? Водитель открывает дверцу автомобиля, и даже не выключив мотор, шагает навстречу инспектору, протягивая ему права. Стоп! Вы уже допустили несколько ошибок!

Во-первых, если вас остановили на трассе, что называется «в чистом поле», то за эти несколько секунд, пока вы идете навстречу человеку в форме, ваш дорогой автомобиль может сорваться с места, угоняемый сидевшими в засаде бандитами, а вам останется лишь помахать ему вслед, задыхаясь дорожной пылью… И это, заметьте, в лучшем случае: в худшем за свою неосторожность можно поплатиться жизнью.

Во-вторых, даже если вас остановил настоящий сотрудник ГИБДД, и произошло это опять же в чистом поле, знайте: у него должны быть для этого очень веские аргументы.

Правильный порядок действий при остановке вашего транспортного средства инспектором ГИБДД

  1. Остановите машину. Выключите двигатель. Спрячьте ключ зажигания.
  2. Не открывайте дверцу автомобиля и не выходите из него.
  3. Приоткройте окошко настолько, чтобы в него можно было просунуть ваше водительское удостоверение.
  4. Попросите инструктора показать его удостоверение.

    Если оно выглядит неубедительно или остановка представляется вам необоснованной (то есть вы уверены, что не нарушили правила дорожного движения), возьмите блокнот, ручку и не торопясь перепишите все сведения с удостоверения инспектора. Недобросовестный или псевдо-инспектор тут же занервничает и отпустит вас восвояси.

    После того, как вы удалитесь от него на безопасное расстояние, сразу же звоните 02 и сообщите про инцидент.

  5. Спросите сотрудника ГИБДД, в чем причина остановки.
  6. Помните о презумпции невиновности: вы ничего не обязаны доказывать сотруднику ГИБДД. Напротив, это он обязан четко и грамотно вам доказать, где именно вы нарушили правила.

  7. Если вы уверены, что не нарушали правила, а сотрудник ГИБДД настаивает на том, чтобы вы заплатили штраф, просите выписать квитанцию или проехать в отделение. Недобросовестный инспектор тут же вас отпустит.
  8. Во время беседы будьте доброжелательны.

    Соблюдайте спокойствие, уверенность и уважение к сотруднику, выполняющему свои служебные обязанности. Если вы не нарушили правила и не совершили преступление, вам нечего опасаться.

Изучите права сотрудника ГИБДД

От неправомерных действий сотрудников ГИБДД вас защищает закон, главное – его знать. Вот важные пункты, которые позволят вам чувствовать себя уверенно и безопасно.

Основополагающими законами в сфере взаимоотношений водителей ТС и инспекторов дорожного движения являются Административный кодекс РФ, а также федеральные законы «О полиции» и «О безопасности дорожного движения».

Среди наиболее значимых нормативных актов МВД РФ – Положение о ГИБДД и Наставление по работе ДПС ГИБДД. Именно этими документами должны руководствоваться сотрудники ГИБДД и правильно применять их положения на практике.

Автомобилистам тоже нужно знать содержание этих документов.

Основным нормативным документом, регламентирующим несение службы инспектором ДПС на дороге, является Наставление по работе ДПС ГИБДД МВД РФ (далее Наставление), куда почти полностью вошли положения известного Приказа МВД № 329 «О реформировании деятельности ГАИ МВД России».

Итак, пункт «Остановка транспортного средства, проверка документов».

Согласно пункту 6.5.2 Наставления, сотрудник ДПС имеет право проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения.

Пункт 6.5.3 гласит, что сотрудник ДПС может останавливать только на стационарных постах, КПМ, КПП транспортные средства для проверки у водителей документов, предусмотренных Правилами дорожного движения.

Наставление предоставляет сотруднику ДПС право останавливать ТС только в случаях, напрямую предусмотренных пунктом 13.7 (всего шесть оснований):

  • нарушение ПДД водителями или пассажирами;
  • при наличии данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;
  • в случае нахождения ТС в розыске, а также при наличии данных об использовании ТС в противоправных целях;
  • при необходимости опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
  • при выполнении решений госорганов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
  • при необходимости привлечения водителя или ТС для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.

Проверка документов на право пользования и управления ТС, а также документов на ТС и перевозимый груз осуществляется только на стационарных постах ДПС, КПМ и КПП. В период проведения специальных мероприятий допускается остановка ТС вне стационарных постов с целью проверки документов. Запрещается останавливать ТС без необходимости.

Если вышеперечисленные условия отсутствуют, то, согласно приказу МВД № 329, такая остановка расценивается как нарушение сотрудником ГИБДД служебной дисциплины.

Представьтесь, господин инспектор!

Чаще всего сотрудники ГИБДД не выполняют требования пункта 18.2 Наставления и пункта 2 Приказа МВД № 329, согласно которым при обращении к участникам дорожного движения сотрудники полиции должны представиться, назвать свою должность, звание и фамилию и, главное, сообщить о причине остановки ТС.

Если водитель нарушил ПДД, то сотрудник ГИБДД обязан четко указать, какой пункт Правил дорожного движения он нарушил и в чем конкретно выразилось данное нарушение. Только после этого инспектор ДПС вправе потребовать от водителя предъявления документов.

Водитель имеет право на основании пункта 18.9 Наставления до передачи своих документов инспектору потребовать от сотрудника полиции предъявить служебное удостоверение и сообщить номер нагрудного знака.

Инспектор обязан предъявить служебное удостоверение и держать его перед водителем столько времени, сколько водителю может потребоваться для того, чтобы переписать реквизиты удостоверения.

Техосмотр проходили?

Часто споры на дороге возникают из-за того, что инспектор ДПС пытается проверить техническое состояние ТС. Согласно пункту 13.9 Наставления и пункту 6 приказа МВД № 329, сотрудникам ДПС запрещается проверять техническое состояние ТС, прошедших гостехосмотр в установленном порядке.

Однако другим нормативным документом, Наставлением по техническому надзору ГИБДД МВД РФ (утвержденному приказом МВД № 1240 от 7.12.2000 г.

), предусмотрено, что при надзоре за дорожным движением контроль конструкции и техническим состоянием ТС может проводиться на стационарных постах, контрольных пунктах полиции, контрольно-пропускных пунктах.

Вот основания остановки ТС для осуществления такого контроля:

  • отсутствие в правом нижнем углу ветрового стекла автомобиля действующего талона о прохождении ГТО;
  • наличие в предусмотренных местах ТС нестандартных, нечитаемых или установленных с нарушениями требований ПДД государственных регистрационных знаков, а равно и их отсутствие;
  • наличие неисправностей и условий, предусмотренных ПДД и Основными положениями по допуску ТС к эксплуатации, при которых запрещается эксплуатация.

Если инспектор ДПС заметил, что на автомобиле установлен нестандартный и нечитаемый государственный регистрационный знак или имеются вышеуказанные неисправности, он вправе остановить водителя и вне стационарного поста – за нарушение ПДД.

Обязан ли водитель выходить из машины?

В каких случаях при общении с инспектором ГИБДД водитель обязан выйти из машины?

Согласно пункту 18.4 Наставления, сотрудники ДПС при остановке ТС обязаны подойти к автомобилю и в дальнейшем действовать в зависимости от причин, по которым была остановлена машина, состояния и поведения водителей.

Вы имеете право общаться с инспектором, не выходя из автомобиля.

Сотрудник ГИБДД волен предложить Вам выйти из машины в следующих случаях:

  • для устранения технической неисправности автомобиля или при нарушении правил перевозки грузов;
  • когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения;
  • для проведения сверки номеров агрегатов и узлов ТС с записями в регистрационных документах;
  • для проведения досмотра ТС и осмотра груза;
  • когда водитель или пассажир подозреваются в совершении преступления;
  • в иных случаях, когда требуется участие водителя в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам движения.

Заметьте, в данном пункте 18.4 говорится только о предложении водителю выйти из кабины (салона) ТС, но ничего не сказано о распространенном требовании (приглашении) со стороны инспектора ДПС сесть в салон служебного автомобиля.

Водитель обязан сесть в салон служебного автомобиля только в том случае, если инспектор производит его задержание и собирается доставить в полицию.

Во избежание провокаций со стороны сотрудников ГИБДД на предмет склонения водителя к даче взятки, проведения незаконного освидетельствования с применением трубок «контроля трезвости», нарушений при документировании и составлении протоколов, водителю лучше находиться или в салоне своего автомобиля, или стоять рядом с ним на виду у других граждан.

Пройдемте в отделение

Пункт «Доставление и задержание водителей»

Сотрудник ДПС может доставлять граждан в дежурную часть ОВД только на основании ст.27.2 КоАП РФ и в строго определенных случаях, указанных в пункте 13.18 Наставления:

  • для составления протокола об административном правонарушении при невозможности сделать это на месте;
  • если у нарушителя нет документов, удостоверяющих личность, нет свидетелей, которые могут сообщить необходимые данные о нем, а также если у него отсутствуют положенные документы на ТС или груз;
  • если ТС причастно к ДТП или преступлению;
  • при управлении ТС с подложными номерными знаками;
  • при выявлении признаков подделки документов, признаков спиливания или кустарного нанесения номеров на агрегатах и узлах;
  • при совершении правонарушений, связанных с неподчинением законному распоряжению или требованию сотрудника полиции.

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы гражданина, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по нему (ст.27.3 КоАП РФ). Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более 3 часов (ст.27.5 КоАП РФ).

Имеют ли право сотрудники ГИБДД обязать водителя сесть в их автомобиль для составления протокола? Можно ли расценивать отказ водителя в данном случае как неповиновение сотрудникам полиции?

Действующее законодательство не обязывает водителя садиться в транспортное средство, в том числе для составления административного протокола. Следовательно, отказ водителя не может рассматриваться как неповиновение законному требованию сотрудника полиции.

Помните о презумпции невиновности

Наконец, вам стоит запомнить, что Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена презумпция невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ):

  1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина;
  2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело;
  3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность;
  4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Знайте, что ст. 1.6 КоАП РФ гласит о законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением:

  1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
  2. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
  3. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Если вы считаете, что не нарушили ПДД и расцениваете действия инспектора как неправомерные, то в течение 10 дней можете подать жалобу (в произвольной форме).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Источник: https://www.molnet.ru/mos/ru/police/o_19392

Нарушения свободы собраний в Крыму стали системными и планомерными, — правозащитники

Законны ли действия сотрудников ДПС по ограничению мне свободы?

→ Новости → Нарушения свободы собраний в Крыму стали системными и планомерными, — правозащитники

Эксперты Крымской правозащитной группы (КПГ) провели мониторинг нарушений свободы собраний в Крыму за 3 года оккупации. Результаты мониторинга опубликованы в аналитическом докладе КПГ, презентация которого состоялась 12 июня в Киеве.

Об основных тенденциях и видах ограничений свободы собраний в Крыму рассказал один из авторов доклада, аналитик КПГ, Александр Седов.

“Во время оккупации и в первые месяцы после нее против митингующих применялись силовые методы с привлечением парамилитарных формирований. Позже, в мае 2015 года, местные власти просто запретили проведение любых массовых мероприятий на территории полуострова до особых распоряжений. В ноябре 2015 года подобный запрет повторила администрация Симферополя.

Со временем с целью придать нарушениям свободы мирных собраний видимость законности де-факто власти изменили тактику. На местном уровне было принято постановление, ограничивающее количество мест, в которых можно проводить массовые мероприятия. Это распоряжение лишило граждан возможности проводить акции протеста рядом с органами власти, против действий которых они выступают.

Согласовательный, а не уведомительный порядок уведомления властей о проведении мирного собрания позволяет властям отказать в проведении любой акции. А если мирное собрание проводится без разрешения, то участников и организаторов привлекают к ответственности.

Причины отказа в согласовании достаточно разнообразны: жаркая погода, помеха уборки улиц, якобы планируемое проведение в этом месте другого мероприятия, которое фактически не проводилось. Однако самой распространенной причиной является несоответствие заявки закону РФ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

При этом в отказах обычно не указывают, в чем именно выражено несоответствие”, — рассказал Александр Седов.

Что касается групп, в отношении которых применяются ограничения, то это прежде всего крымскотатарские и украинские активисты. Массовые собрания, которые им запрещают проводить, не имеют отношения к политике. Это акции, которые связаны с проявлением украинской и крымскотатарской идентичности. Крымские активисты Осман Измаилов и Леонид Кузьмин сталкивались с такими запретами неоднократно.

Осман Измайлов 18 мая 2017 года установил в своем автомобиле крымскотатарский флаг с черной лентой, чтобы почтить память погибших в результате депортации и напомнить окружающим о траурном событии. Однако сотрудники ДПС РФ останавливали их автомобили и под разными предлогами требовали убрать флаги. За один день Османа Измайлова на улицах Симферополя останавливали четыре раза.

«Мне вменяли абсолютно абсурдные обвинения в том, что моя машина не предусмотрена для перевозки флагов, что она мешает движению, кто-то из сотрудников полиции сказал, что флаг запрещен. Угрожали насильно отвезти меня в РОВД. Ни один из сотрудников ДПС не смог мне объяснить, какие законы я нарушаю”, — рассказал активист.

Украинскому культурному центру в Крыму власти запрещают проводить любые публичные акции, а руководитель центра Леонид Кузьмин получает не только отказы в проведении таких мероприятий, но и «предупреждения о недопустимости экстремизма». Подобный документ Кузьмину вручила полиция после того, как симферопольские власти отказали украинским активистам в проведении публичного мероприятия по случаю дня рождения Тараса Шевченко.

«Обязанность любого государства – обеспечивать свободу мирных собраний. Но в Крыму действующая власть лишает нас свободы собираться, выражать и обсуждать проблемы публично, мирно. Как пример такого запрета для нас, как Украинского культурного центра, — это запрет на мирное собрание 9 марта 2017 года.

Надуманная причина в этот раз — это якобы «неправильно заполненное уведомление на проведение мероприятия».

За 3 последние три года мы 7 раз пытались согласовать с властями мирные акции, и нам согласовали только 1 раз: в 2015 году мы провели публичное мероприятие, посвященное дню рождения Кобзаря», — сообщил Леонид Кузьмин.

Помимо запретов властями применяются и превентивные меры в виде писем от администрации и прокуратуры, которые рассылаются перед очередной памятной датой.

В письмах получатели предупреждаются об ответственности за проведение несогласованных мероприятий.

Начиная с 2015 года подобные меры применяются также в отношении пророссийских активистов, недовольных местной администрацией, и появившихся на полуострове в последнее время представителей российской оппозиции.

Александр Бурмагин, эксперт общественной организации «Платформа прав человека» уверен, что проблемам нарушения прав человека в Крыму нужно уделять как можно больше внимания.

«Трудно переоценить важность подобных исследований. Как с точки зрения фиксации системных нарушений основных прав человека на оккупированной территории Крыма, так и доведение этой информации до международного сообщества. Также, такая работа — доказательство того, что о полуострове и стандартах прав человека на нем не забыли в Украине «.

По результатам мониторинга правозащитники разработали рекомендации для правительств РФ, Украины и международных организаций, выполнение которых может улучшить ситуацию с правами человека на полуострове. КПГ также направила свой аналитический доклад в соответствующие структуры ООН, ОБСЕ и Совета Европы.

запрет мирных собраниймониторингсвобода собраний

Источник: https://crimeahrg.org/narusheniya-svobodyi-sobraniy-v-kryimu-stali-sistemnyimi-i-planomernyimi-pravozashhitniki/

В гаи рассказали, можно ли снимать инспектора на видео во время остановки

Законны ли действия сотрудников ДПС по ограничению мне свободы?

«Почему инспекторы останавливают просто так, для проверки документов? Потеря времени раздражает», — с таким вопросом обратился минчанин к главе Минской ГАИ во время прямой линии.

Вадим Гаркун заметил, что у сотрудников есть методология, которая определяет, по какому именно поведению водителя на дороге на него стоит обратить внимание. «Это позволило задержать две тысячи нетрезвых автомобилистов в этом году», — подчеркнул спикер.

Обсуждение же ушло в сторону правомерности съемки беседы водителя и инспектора.

В сети немало роликов, в которых зафиксировано общение остановленного по требованию водителя с сотрудником ГАИ. Нередко они заканчиваются конфликтом на тему, разрешено ли снимать на видео инспектора при исполнении служебных обязанностей.

«Когда уже начался административный процесс, вопрос о возможности видеосъемки закон трактует однозначно, — пояснил Вадим Гаркун. — Решение, можно ли снимать или нет, принимает орган, ведущий процесс, то есть сам инспектор. Он же определяет место ведения административного процесса.

Другой вопрос, разрешена ли видеофиксация во время разговора (например, сразу после остановки). Прямой нормы, запрещающей это делать, в законодательстве нет. Но есть определенные ограничения по поводу распространения данной записи».

Говоря простыми словами, беседу снимать можно, но размещать в сети — не всегда.

Также начальник столичной ГАИ проинформировал, что за последние два года все автомобили Госавтоиспекции Минска на 100 процентов были оснащены видеорегистраторами. Кроме того, некоторые сотрудники оснащены нагрудными устройствами. Они, по словам Вадима Гаркуна, дисциплинируют как водителей, так и инспекторов, а записи могут служить доказательствами.

Дополнено

Так как у читателей Onliner.by возникли уточняющие вопросы по поднятой теме, мы попросили юриста Сергея Зикрацкого процитировать выдержки из разных законов страны, регулирующих процесс съемки:

«Право на производство видеосъемки относится к конституционным правам гражданина.

Статья 34 Конституции РБ гарантирует право граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Статья 23 Конституции устанавливает, что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Поэтому до тех пор, пока законом не будет установлено ограничений по производству видеосъемки, такая видеосъемка будет считаться законной. Например, закон запрещает вмешательство в личную жизнь граждан. Поэтому ограничение съемки в чужих квартирах законно.

Если мы говорим про съемку инспектора ГАИ в общественном месте при исполнении служебных обязанностей, то тут законом возможность съемки не запрещена, а следовательно, она законна. Полагаю, что законно производить съемку не только до момента, когда инспектор начал административный процесс, но и после начала административного процесса.

На самом деле в Процессуально-исполнительном кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях есть статья 10.4, которая называется „Применение технических средств“. Дословно она звучит следующим образом:
„1.

По решению должностного лица органа, ведущего административный процесс, а также по ходатайству участников административного процесса могут применяться звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемка, использоваться научно обоснованные способы обнаружения, фиксации и изъятия следов административного правонарушения и вещественных доказательств.
2.

Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, принимая решение о применении технических средств, уведомляет об этом лиц, участвующих в производстве процессуального действия.
3. О применении технических средств делается отметка в протоколе процессуального действия либо в протоколе об административном правонарушении“.

Но как видно из содержания этой статьи, она не запрещает участникам процесса осуществлять видеосъемку, она просто регулирует действия должностного лица по фиксации процессуальных действий. Поэтому полагаю, что водители вправе фиксировать на видео весь процесс общения с инспекторами ГАИ: как до начала административного процесса, так и после».

Стоит обратить внимание на один нюанс в законодательстве: согласно ПИКоАП, видеозапись при ведении административного процесса может вестись по ходатайству (заявлению) участника (водителя).

Гражданин вправе подать это ходатайство (в том числе в устной форме), однако именно лицо, ведущее административный процесс, вправе принять или отклонить ходатайство.

При любом решении (разрешении или запрете) инспектор обязан сделать отметку о ходатайстве в протокол.

Также стоит четко разделять разговор между инспектором и водителем и административный процесс (в данном случае – составление протокола). Зачастую конфликты возникают до начала ведения процесса, а именно во время беседы.

регистраторы в каталоге Onliner.by

Источник: https://auto.onliner.by/2017/10/16/gai-430

Ваши права
Добавить комментарий