Выделение земель сельхоз назначения для постройки линейного сооружения ЛЭП

5. Особенности предоставления для строительства земель сельскохозяйственного назначения

Выделение земель сельхоз назначения для постройки линейного сооружения ЛЭП

5.1. Общие сведенияо землях сельскохозяйственного назначенияи их мониторинг

5.2. Особенностиизъятия (выкупа) и предоставленияземельных участков для строительстваиз земель сельскохозяйственногоназначения

5.3. Оборот земельсельскохозяйственного назначения

5.3.1. Общие сведенияоб обороте земель сельскохозяйственногоназначения

5.3.2. Преимущественноеправо покупки земельных участков илиземельных долей

5.3.3. Выделениеземельных участков в счет земельныхдолей из земель сельскохозяйственногоназначения

5.3.4. Определениестоимости земельной доли и земельногоучастка, порядок налогообложения

5.4. Земельные доли:правовое регулирование и фактическоеположение с установлением и закреплениемправ

5.5. Вариантысогласования земельных участков, состави последовательность работ попредоставлению для строительства земельсельскохозяйственного назначения

5.6. Порядок принятиярешения о согласии (отказе) на изъятие(выкуп) земельного участка для строительстваучастниками долевой собственности наземельные участки из земельсельскохозяйственного назначения

5.7. Предоставлениеземельных участков для строительствас учетом полномочий и интересов ихправообладателей

5.7.1. Предоставлениеземельных участков для строительстваиз фонда перераспределения земель

5.7.2. Предоставлениедля строительства земельных участков,правообладателями которых являютсясельскохозяйственные производственныекооперативы

5.7.3. Предоставлениедля строительства земельных участков,правообладателями которых являютсякрестьянские (фермерские) хозяйства

5.7.4. Предоставлениеземельных участков для строительства,правообладателями которых являютсясадоводческие товарищества

5.8. Инвентаризацияземель сельскохозяйственного назначения

5.9. Сохранениемелиорированных земель и плодородияпочв на землях сельскохозяйственногоназначения

5.9.1. Сохранениемелиорированных земель

5.9.2. Заключениеоргана управления сельского хозяйствапо вопросу предварительного согласованияместа расположения земельного участкапод строительство

5.10. ходатайства и состав документов,прилагаемых к ходатайству о переводенаходящихся в собственности РоссийскойФедерации сельскохозяйственных угодийв другую категорию

СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГОТОМА

6. Особенности предоставления для строительства лесных участков из состава земель лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд

6.1. Принципиальныеотличия Лесного кодекса в новой редакциипо вопросам предоставления лесныхучастков для строительства

6.1.1. Новые понятияи терминология, принятые в Лесном кодексепо вопросам предоставления лесныхучастков для строительства

6.1.2. Лесноезаконодательство о правах на лесныеучастки

6.1.3. Полномочияорганов государственной власти, органовместного самоуправления в областилесных отношений

6.1.4. Разделениелесов по целевому назначению и правовойрежим защитных лесов

6.1.5. Изменениеграниц лесопарковых зон и зеленых зонзащитных лесов в целях размещенияобъекта

6.2. Получениесведений о принадлежности и правовомстатусе лесного участка

6.2.1. Предоставлениевыписки из государственного лесногореестра

6.2.2. Леснойплан, лесоустройство, лесохозяйственныйрегламент, государственная инвентаризациялесов

6.3. Предоставлениелесных участков для строительства сучетом требований по освоению ииспользованию лесов

6.3.1. Использованиелесов для строительства, реконструкции,эксплуатации линий электропередачи,линий связи, дорог, трубопроводов идругих линейных объектов

6.3.2. Выполнениеработ по геологическому изучению недр

6.3.3. Осуществлениерекреационной деятельности на лесныхучастках

6.3.4. Использованиелесных участков для ведения сельскогохозяйства

6.3.5. Использованиелесных участков для проведенияизыскательских работ

6.4. Плата за использование лесов и оценка лесов

6.5. Порядокпредоставления лесных участков в целяхиспользования для строительства объектов

6.5.1. Критериидля поиска оптимального решения попредоставлению лесного участка длястроительства

6.5.2. Чтоделать и с чего начать: вопросы и ответыо том, какие документы оформляются иприкладываются к заявлению о предоставлениилесного участка в аренду для строительстваи эксплуатации объектов

6.5.3. Схемыдействий для получения лесных участков

6.5.4. Проектлесного участка и акт выбора участказемель лесного фонда

6.5.5. Актнатурного технического обследованиялесного участка и акт натурноготехнического обследования участказемель лесного фонда

6.5.6. Правилаподготовки и заключения договора арендылесного участка, форма договора арендыи ставки арендной платы

6.5.7. Проектосвоения лесов и его государственнаяэкспертиза

6.5.8. Леснаядекларация и отчет об использованиилесов

6.6. Порядокперевода земель лесного фонда в другиекатегории земель, в том числе включенияземель лесного фонда в границы населенныхпунктов

6.6.1. ходатайства и перечень документов дляперевода земель лесного фонда в землииных (других) категорий

6.6.2. Включениеземель лесного фонда в границы населенныхпунктов

6.6.3. Рослесхоз:схема перевода земель лесного фонда вземли иных категорий

6.7. Практическийопыт оформления документации попредоставлению лесных участков длястроительства

6.7.1. Техническиеособенности оформления материалов попереводу земель лесного фонда из однойкатегории в другую и по предоставлениюв аренду лесного участка для использованияв целях строительства

6.7.2. Практическиепримеры оформления заявления и ходатайствао предоставлении лесных участков дляиспользования в целях строительстваобъектов

6.7.3. Практическиепримеры оформления заключений организацийи учреждений: лесничества, управленияимущественных отношений и землеустройства,органа архитектуры и градостроительства

6.7.4. Примерыраспоряжений Правительства РоссийскойФедерации о переводе земель лесногофонда в земли других категорий

6.8. Заготовкадревесины с учетом требований пожарнойбезопасности в лесах и радиоактивногозагрязнения лесов

6.8.1. Озаготовке древесины

6.8.2. Опожарной безопасности в лесах

6.8.3. Орадиоактивном загрязнении лесов

6.9. Правила таксациии оценки лесосеки

6.10. Порядокосуществления рубок лесных насаждений

6.11. Порядок учета,хранения и реализации древесины

6.12. Ответственностьза нарушение лесного законодательства

6.12.1. Видынарушений и размеры взысканий

6.12.2. Прокурорскийнадзор за соблюдением лесногозаконодательства

6.12.3. О применениисудами законодательства об ответственностиза нарушения в области охраны окружающейсреды и природопользования

6.13. Предоставлениедля строительства лесных участков изсостава лесов, не входящих в лесной фонд

6.13.1. Леса,расположенные на землях городскихпоселений

6.13.2.Леса,расположенные на землях сельскохозяйственногоназначения

6.13.3. Леса,расположенные на землях обороны

6.13.4. Защитныелесные насаждения, расположенные наземлях железнодорожного транспорта

6.13.5. Защитныелесные насаждения, расположенные вдольавтомобильных дорог, в водоохраннойзоне и прибрежной полосе водного объекта

Источник: https://studfile.net/preview/6889341/page:3/

Проблемы размещения линейных объектов на земельных участках сельскохозяйственного назначения (Доганашева О.Е.)

Выделение земель сельхоз назначения для постройки линейного сооружения ЛЭП

Дата размещения статьи: 27.03.2018

Создание и развитие энергетического комплекса России началось в XIX веке и продолжается до сих пор. В 90-е годы XX века развитием энергетики страны занималось РАО ЕЭС России.

В настоящее время, после проведения масштабной реформы электроэнергетики, Правительством Российской Федерации деятельность по эксплуатации и созданию новых объектов электросетевого хозяйства возложена на территориальные сетевые организации (далее – ТСО), крупнейшей из которых является ПАО “Россети”.

На территории Самарской области представителем Россетей является предприятие “Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги” – “Самарские распределительные сети” (далее – Самарские РС). Доля присутствия в регионе составляет более 50 процентов от общего объема электросетевого хозяйства всех ТСО.

Объектами, обеспечивающими транспорт электроэнергии от ее производства (генерации) и преобразования (понижения/повышения), являются линии электропередачи (далее – ЛЭП) и трансформаторные подстанции (далее – ПС).

Все эти объекты располагаются на земельных участках, требующих оформления прав пользования, так как в силу статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) пользование землей в Российской Федерации является платным.

Вместе с тем линейный характер расположения ЛЭП является существенным препятствием в осуществлении кадастрового учета указанных объектов. Эта проблема актуальна для всех регионов России, в том числе в Самарской области.

Причем если для мелких ТСО вопрос кадастрового учета и оформления прав на земельные участки не является глобальной проблемой в силу небольшой протяженности ЛЭП и возможности их размещения без нарушения прав третьих лиц, то для крупных ТСО региона (в частности, Самарских РС) указанная проблема весьма актуальна, поскольку требуются большие финансовые вложения, что, в свою очередь, напрямую влияет на тарифы на услуги транспортировки электроэнергии и оказывает негативное влияние на социальную направленность деятельности Россетей в целом как государственной компании, основным акционером которой является Российская Федерация.

По сути, у государственных компаний вообще не должны возникать какие-либо проблемы с оформлением прав на земельные участки, так как государство напрямую заинтересовано в рациональном расходовании средств на создание энергообъектов и оформление документации на них.

На практике же все происходит с точностью до наоборот – компании, являющиеся транспортными системами (неважно, газ это, нефть, электроэнергия или автомобильный/железнодорожный транспорт), сталкиваются с огромным количеством проблем, для решения которых необходимы значительные даже для естественных монополий затраты.

Процесс кадастрового учета земельных участков под объектами энергетики сопровождается проблемами начиная от подготовки проекта планировки территории (далее – ППТ) и проекта межевания территории (далее – ПМТ) и заканчивая получением разрешительной документации на вновь построенные или реконструированные объекты. Самым проблемным этапом в этой цепочке является оформление прав на земельные участки на период строительства. Обусловлено это тем, что на законодательном уровне интересы государственных компаний не защищены – полностью отсутствует принцип приоритетности по выделению земельных участков и дальнейшему оформлению прав на объекты электросетевой инфраструктуры. Сроки технологических присоединений потребителей к инженерным сетям составляют от двух до шести месяцев и являются ничтожными по сравнению с объемом работ по оформлению разрешения на строительство. В связи с этим компании вынуждены строить энергообъекты без получения достаточного пакета разрешительной документации, возводя, по сути, самовольные (несанкционированные) постройки, и лишают себя права в дальнейшем на законном основании пользоваться земельными участками под такими объектами и реализовывать тем самым принцип платности пользования землей, закрепленный ЗК РФ.

Не лучшим образом обстоят дела с кадастровым учетом существующих объектов,  часть которых была построена во второй половине XX века и передана в предприятия Россетей в порядке приватизации государственного имущества. Поскольку значительная часть таких объектов приватизировалась без достаточного пакета правоустанавливающей документации, оформление прав на земельные участки под такими объектами крайне затруднено.

К сожалению, реформирование земельного и кадастрового законодательства не разрешило рассматриваемую проблему. Не единичны случаи, когда в кадастровом паспорте земельного участка отмечена охранная зона под ЛЭП, а в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) отсутствуют сведения об обременениях по этому объекту и не установлены его правообладатели.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации строительство линейного объекта возможно осуществить на основании проекта планировки территории.

Вместе с тем документы территориального планирования разрабатываются на периоды, предусматривающие очень большую перспективу, – не менее чем на 10 – 15 лет.

Развитие же инфраструктуры территорий зачастую происходит опережающими темпами, и в утвержденные ППТ и ПМТ требуется вносить изменения в связи с необходимостью строительства новых энергетических объектов либо изменения их технических решений (перевод в кабельное исполнение либо изменение иных характеристик линейных сооружений). В таких случаях утвержденные схемы планировки теряют свою актуальность, и требуется их существенная доработка. Затраты на это также ложатся на сетевые компании.

В соответствии с пунктом 3 статьи 87 ЗК РФ в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов энергетики, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий несовместимые с целями установления зон виды деятельности.

Правовой режим использования таких земель естественными монополиями устанавливается статьями 88 – 93 ЗК РФ.

На практике согласовать с землепользователями и землевладельцами размещение линейного объекта практически невозможно. Кроме того, Правительство Российской Федерации воспринимает сложившуюся ситуацию как спор хозяйствующих субъектов и не участвует в урегулировании разногласий между пользователями участка и электросетевой организацией, что только усугубляет ситуацию.

Так, при размещении ЛЭП на землях сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственные производители терпят убытки, расчет которых регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 262.

На практике при расчете убытков по указанному правовому акту получается сумма, не устраивающая собственника земельного участка, так как, по его мнению, она слишком мала. И это соответствует действительности. Например, при размещении 10 опор ЛЭП напряжением 35 кВ на площади 220 квадратных метров сумма возмещаемого ущерба составляет 1 345 рублей.

Для производителя сельскохозяйственной продукции эта сумма ничтожно мала, поэтому для взыскания с сетевой организации более существенных затрат собственник участка обращается в суд.

Зачастую суд встает на сторону сельскохозяйственного производителя и взыскивает с сетевой организации сумму ущерба, в сотни, а то и в тысячи раз превышающую затраты, реально понесенные собственником земли.

Такая, казалось бы, абсурдная ситуация возможна только при полном отсутствии контроля со стороны государственных органов при урегулировании этого вопроса.

Если бы кто-то из государственных чиновников озаботился вопросом, на каких землях, кроме земель сельскохозяйственного назначения, можно построить ЛЭП, предназначенную для электроснабжения сельских поселений, если конечными потребителями построенной ЛЭП являются сами сельскохозяйственные производители, то ответ был бы очевидным: только на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в пользовании крестьянского (фермерского) хозяйства и частных хозяйств. Нежелание государства вмешиваться в сложившуюся ситуацию приводит к появлению проблем у энергоснабжающих предприятий, вынужденных за огромные деньги “выкупать” крошечные участки под размещение ЛЭП.

Формирование участков под опорами ЛЭП из земель сельскохозяйственного назначения также сопряжено с рядом проблем. В соответствии со статьей 15 Закона Самарской области от 15 июля 2013 года N 69-ГД “О земле” минимальный размер формируемого участка составляет от 1,5 гектара (для предоставления в аренду) до 5 гектаров (для предоставления в собственность).

Эти “гигантские площади” абсолютно не нужны для размещения ЛЭП. Максимальная площадь, требуемая сетевой организации для размещения объекта энергетики, не превышает 0,03 гектара.

Однако в соответствии с законодательством требуется формирование участков значительно большей площади, что приводит к необоснованным затратам на выкуп площадей, не используемых для размещения объектов энергетики в дальнейшем.

Не секрет, что в настоящее время строительство ЛЭП значительно подорожало, так как в стоимость строительства включаются затраты на оформление взаимоотношений с собственниками земель, величина которых уже приближается к стоимости самого строительства ЛЭП.

Однако грамотно разработанный Правительством Российской Федерации механизм изъятия таких участков для государственных нужд за адекватную сумму, устраивающую и государство, и собственников земель, в корне решил бы проблемы строительства ЛЭП, значительно удешевив его и, таким образом, остановив безудержный рост тарифов на услуги энергоснабжающих предприятий.

Пока эта проблема не волнует Правительство Российской Федерации, что не может негативно не сказываться на экономическом положении конечных потребителей электроэнергии, вынужденных возмещать затраты сетевых компаний на строительство объектов энергетики.

Но на этом проблемы оформления прав на земельные участки под опоры ЛЭП не заканчиваются. После фактического окончания строительства линейного объекта образуются земельные участки под отдельными надземными частями линейного объекта.

Следует сказать и о проблемах, возникающих при согласовании земельных участков в случае, если опоры расположены на участках, принадлежащих третьим лицам, границы которых уже учтены в кадастре с нарушением, так как из них не “вырезана” земля, занятая опорами ЛЭП.

При уточнении границ такого земельного участка необходимо исключить из его состава части, занятые линейным объектом (опорами ЛЭП).

Сейчас кадастровый инженер готовит два межевых плана – уточненный межевой план существующего (уточняемого) земельного участка и вновь формируемого многоконтурного земельного участка под опорами ЛЭП.

При этом в межевом плане уточняемого участка должны быть отражены контуры внутренних границ, в пределах которых располагаются опоры.

Однако из-за отсутствия согласования между смежными землепользователями (недовольными, например, низкой стоимостью возмещаемого ущерба или просто присутствием опор ЛЭП на их участке как таковых) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр) чаще всего отказывает в осуществлении кадастрового учета таких участков. В таких случаях сетевая организация вынуждена обращаться в суд за установлением границ участков, занятых опорами ЛЭП, что также связано с дополнительными расходами на получение заключений, проведение экспертиз (в том числе судебных), оплату пошлины. Впоследствии такие затраты включаются в тарифы на электроэнергию, оплачиваемые потребителями. Кроме того, суды чаще всего отказывают сетевой организации в уточнении границ, так как при этом площадь уточняемого земельного участка уменьшается, а это уже является спором о праве.

После долгих мытарств сетевой организации, сопровождающихся огромными затратами на проведение кадастровых работ и урегулирование взаимоотношений со смежными землепользователями, Росреестр вносит сведения о земельном участке линейного объекта в ЕГРН, а также сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, обремененных охранными зонами объектов энергетики. При этом сведения об обременениях в пользу сетевой организации на этом участке в реестр не вносятся. В итоге сетевая организация опять должна нести дополнительные расходы на формирование частей обременяемого участка и оплату государственной пошлины на подачу заявления о внесении сведений об обременении участка. Сетевые организации даже такого уровня, как предприятия Россетей, эту работу вообще не проводят, потому что затраты на такие работы “съедят” весь бюджет компании и тарифы на услуги возрастут в десятки раз.

При существующей экономической политике земля – это фундамент развития всех отраслей мировой экономики.

Ведущие отраслевые экономики Российской Федерации плотно интегрированы в мировую экономику, и процессы оформления прав на землю не должны тормозить развитие отраслей отечественной промышленности.

Право пользования землей напрямую влияет на успешность работы энергетических компаний и энергетики в целом. Качественное управление земельными ресурсами – основа устойчивого социального и экономического развития России.

Государство обязано создать условия, в которых легитимное пользование землей сетевыми компаниями при строительстве и эксплуатации объектов энергетики остановит неконтролируемый рост тарифов на электроэнергию, обеспечит их стабилизацию и приведет к снижению нагрузки на потребителей электроэнергии.

Литература

1. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ.2. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ.3.

Об утверждении правил возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности третьих лиц: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 262.

4. О земле: Закон Самарской области от 15 июля 2013 года N 69-ГД.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Источник: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/28413

Земельные отношения в электросетевом хозяйстве

Выделение земель сельхоз назначения для постройки линейного сооружения ЛЭП

Одним из наиболее важных вопросов, требующих постоянного совершенствования российской нормативно-правовой базы, является регулирование земельных отношений в электросетевом хозяйстве.

Это обусловлено большой протяженностью объектов электросетевого хозяйства, сложностью межевания земельных участков, входящих в различные категории (промышленные земли и земли сельского поселения), а также различием права их использования (аренды, собственности, сервитута и др.).

Выделение земельных участков

Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» к объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные подстанции, распределительные пункты и другие объекты, предназначенные для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии.

Земли объектов электросетевого хозяйства представляют собой разновидность земель энергетики, правовой режим которых регулируется в соответствии со ст. 89 Земельного кодекса РФ.

С целью обеспечения безопасного и безаварийного функционирования объекты электросетевого хозяйства устанавливаются на специальных охранных зонах с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории этих земель (ст. 89 ЗК РФ).

В отношении каждого объекта электросетевого хозяйства сетевой организацией (организацией, которая владеет данным объектом на праве собственности или другой формы) определяются границы охранной зоны (Постановление Правительства РФ от 24.02.

2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»).

Охранные зоны объектов электросетевого хозяйства устанавливаются с целью защиты этих объектов посредством создания системы ограничений, определяемых в отношении режима использования земель и земельных участков в границах такой зоны, а также защиты граждан от неблагоприятного воздействия на них таких объектов.

Земельные участки под объектами электросетевого хозяйства условно можно разделить на три вида1:

–земельные участки, находящиеся под точечными объектами (например, под опорами линии электропередачи);

–находящиеся под площадными объектами (под трансформаторными подстанциями, когда граница земельного участка совпадает с полосой отвода);

–комбинированные (когда многоконтурный земельный участок включает в себя все вышеперечисленные виды).

Следует отметить, что с 1 января 2016 года в соответствии со вступлением в законную силу ст. 2 Федерального закона от 13.07.

2015 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» зоны с особыми условиями использования территории (за исключением зон охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации) исключены из перечня объектов землеустройства, то есть теперь отсутствуют основания для проведения землеустроительных работ по описанию и (или) установлению границ данных зон и по внесению данных сведений в Государственный фонд данных.

Правила, устанавливающие порядок определения размеров земельных участков, на которых размещаются воздушные линии электропередачи (включая все классы напряжения, опоры линии связи, обслуживающие электрические сети независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности этих линий), утверждаются Правительством РФ.

Минимальный размер земельного участка под установку опор воздушной линии определяется в соответствии со следующими требованиями (Постановление Правительства РФ от 11.08.2003 № 486):

–напряжение до 10 кВ включительно – площадь контура, который равен поперечному сечению опоры на уровне поверхности земли;

–напряжение свыше 10 кВ – площадь контура, отстоящего на 1 метр от контура проекции опоры на поверхность земли (для опор на оттяжках – включая оттяжки), – для земельных участков, которые граничат с земельными участками всех категорий земель, кроме тех, которые предназначены для установки опор с ригелями глубиной заложения не более 0,8 м и граничат с земельными участками сельскохозяйственного назначения; площадь контура, отстоящего на 1,5 метра от контура проекции опоры на поверхность земли (для опор на оттяжках – включая оттяжки), – для земельных участков, которые предназначены для установки опор с ригелями глубиной заложения не более 0,8 м, граничащих с земельными участками сельскохозяйственного назначения.

На обособленные земельные участки для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением 330 кВ и выше, в конструкции которой используются закрепляемые в земле стойки (оттяжки), минимальный размер может быть определен как площади контуров, отстоящих на 1 м от внешних контуров каждой стойки (оттяжки) на уровне поверхности земли, – для земельных участков, граничащих с земельными участками всех категорий земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения), и на 1,5 м для земельных участков, граничащих с земельными участками сельскохозяйственного назначения.

Кадастровый учет

Линии связи, которые обслуживают электрическую сеть (воздушную линию электропередачи) размещаются на обособленных земельных участках. Эти земли относятся к землям сельского поселения или промышленным землям.

Если земельные участки отнесены к одной категории земель (промышленные или сельского поселения) и предназначены для или используются в целях установки на них опор воздушной линии электропередачи, то они могут быть учтены в государственном земельном кадастре как объекты единого землепользования с присвоением одного кадастрового номера. Однако при межевании объектов электросетевого хозяйства, учитывая их большую протяженность (воздушные линии связи), может проявляться ряд трудностей. В первую очередь это связано с расположением опор на учтенных земельных участках в кадастре, которые принадлежат третьим лицам.

Линейные объекты электросетевого хозяйства, находящиеся на охранных зонах, затрагивают интересы многих лиц, так как пересекают земли всех категорий земель (лесного и водного фонда, особо охраняемых объектов и территорий, земли населенных пунктов и др.). В свою очередь, согласно российскому законодательству данные земли могут находиться в собственности широкого круга лиц.

Таким образом, при постановке объектов электросетевого хозяйства на кадастровый учет существует сложность, которая заключается в сборе соответствующей информации на смежные земельные участки для наложения на них обременений прав на хозяйственную деятельность в пределах устанавливаемых охранных зон.

При этом для линейных объектов электросетевого хозяйства (воздушные линии электропередачи), которые на сегодняшний день имеют протяженность несколько сотен километров, такая процедура является наиболее затруднительной.

Как показывает практика, распространенной проблемой является большое количество смежных земельных участков, которые имеют точки соприкосновения или пересечения с охранной зоной объектов электросетевого хозяйства. Границы таких земельных участков часто имеют статус «неуточненные».

В данном случае организации необходимо будет производить дополнительные мероприятия по уточнению границ пересекаемых земельных участков и только потом вносить сведения об ограничениях, устанавливаемых охранной зоной2.

После постановки земельного участка на кадастровый учет в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения о внесении этой земли в зону с особыми условиями использования территорий. В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) вносятся данные об обременениях на данном участке, а заявителю выдаются следующие документы:

–кадастровый паспорт объекта недвижимости (при постановке на учет земельного участка под строительство объектов электросетевого хозяйства);

–кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете новые сведения об объекте недвижимости.

Особенности использования

При постановке на кадастровый учет объектов электросетевого хозяйства основной проблемой на сегодняшний день остается возврат сетевым организациям документов на доработку, связанный с подачей изначально неверных сведений о категории земельного участка, которая предоставляется органами местного самоуправления. Это требует внесения в ряд нормативно-правовых актов РФ соответствующих изменений, направленных на уточнение информации о выявлении категории того или иного земельного участка.

Экологическая безопасность и охрана окружающей среды должны стать одними из приоритетов использования земельных участков, используемых для строительства объектов данной категории.

Соблюдение правил экологической безопасности способствует развитию состояния защищенности общества и государства в целом от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных (стихийных) воздействий на окружающую среду.

Функция обеспечения экологической безопасности относится к полномочиям органов государственной власти.

Эффективное выполнение данной функции возможно при наличии единой государственной политики в области защиты граждан от природных (стихийных), техногенных, политических и социальных факторов воздействия. Согласно Экологической доктрине Российской Федерации от 31.08.

2002 дальнейшее развитие государства возможно только при условии сохранения обширных природных ресурсов страны и устойчивого развития, предусматривающего социальные, экономические и правовые составляющие.

Таким образом, в вопросы нормативно-правового регулирования использования земель под строительство электросетевого хозяйства должны быть включены обязательные требования по экологической безопасности и охране окружающей среды таких земельных участков.

Одной из основных целей законодательных актов регулирующих функционирование объектов электросетевого хозяйства и земельных отношений, возникающих при их строительстве и эксплуатации, должно стать обеспечение экологической безопасности общества и страны в целом, направленной на закрепление права за каждым гражданином на благоприятную окружающую среду. Однако в настоящее время в российском законодательстве отсутствует общее понятие термина «экологическая безопасность». Это требует незамедлительного внесения определения данного термина в природоохранное законодательство, которое является необходимым фактором сохранения благоприятной экологической обстановки в стране.

Контроль за строительством новых объектов электросетевого хозяйства, включение их в список охранных зон и обеспечение безопасного и безаварийного их функционирования должны затрагивать интересы, как государства, так и общества в частности. Это подтверждает необходимость:

–беспрерывного внесения в государственные информационные ресурсы сведений об объектах электросетевого хозяйства, входящих в охранные зоны;

–постоянного совершенствования процесса внесения информации о таких объектах в государственные информационные ресурсы;

–создания условий для общедоступности вносимых сведений;

–для органов местного самоуправления – выявления и взятия на контроль бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства.

В этом случае собственникам земельных участков, на территории которых установлены объекты электросетевого хозяйства, собственник постройки которых не установлен, следует обратиться в органы местного самоуправления для принятия решения о сносе такого объекта электросетевого хозяйства либо о переводе его в муниципальную собственность.

В случае перевода объекта в мунициальную собственность орган местного самоуправления должен заключить договор аренды с собственником земельного участка, на котором установлен данный объект электросетевого хозяйства, либо выплатить компенсацию собственнику за использование земельного участка;

–непрерывного контроля и оценки воздействия деятельности сетевых организаций на окружающую среду, выявления негативных аспектов их влияния;

–ежегодного представления сетевыми организациями отчетов по охране окружающей среды, экологической и промышленной безопасности на обсуждение общественности;

–создания единой межрегиональной общественной сети, осуществляющей контроль за сетевыми организациями, а также нефтегазодобывающими, перерабатывающими и транспортирующими их организациями.

Подобное участие общественности в процессе строительства опасных объектов является одним из эффективных инструментов поиска рациональных решений и устранения недостатков на первоначальных этапах строительства;

– постоянного совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы по функционированию объектов электросетевого хозяйства, а также земельных отношений, возникающих в ходе их строительства и эксплуатации.

1 Шипилова Е.В., Чистоступов Г.А. Проблемы кадастрового учета охранных зон объектов электросетевого хозяйства [Электронный ресурс] // Инновационная деятельность: теория и практика. 2016. №5. URL: http://eledition.ru/magazine/innovation/201605/49-54.pdf

2 Там же.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/337649/

Ваши права
Добавить комментарий