Управляющая компания требует деньги на основании данных неповереных счетчиков воды

Многие свердловчане столкнулись с тем, что УК при установке счетчика требуют оплатить и опломбировку прибора. “РГ” разобралась, насколько это законно.

Собирая с жильцов деньги за опломбировку – от 200 до 500 рублей в зависимости от города и аппетитов конкретной управляющей компании, коммунальщики нарушают принятые нормативные акты.

В постановлении правительства № 307, которое действовало до 1 сентября 2012 года и обязывало управляющие компании ставить на счетчики защитные пломбы, не было указано, имеют ли они право брать с собственников квартир деньги за эту услугу или нет. “Раз не написано, что нельзя, значит – можно”, – рассудили тогда руководители многих УК.

Но с сентября работает новое, 354-е постановление, устранившее этот пробел. Тем не менее лишь немногие управляющие компании изменили свою политику в этом вопросе.

Заподозрившие обман жители области стали обращаться в надзорные органы. Специалисты областного Роспотребнадзора, узнав о подобном случае от жителя Орджоникидзевского района Екатеринбурга, решили, что права потребителей бесстыдно нарушаются, и подали иск в суд в защиту неопределенного круга лиц.

– Так называемые “услуги” по опломбированию счетчиков фактически являются действиями управляющей компании, направленными на недопущение постороннего вмешательства в работу прибора, – поясняет пресс-секретарь Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Наталия Лукьянцева. – Поэтому непонятно, с какой стати расходы на установку пломбы должны ложиться на плечи потребителя, а не исполнителя, решившего подстраховаться.

Сомнения надзорного органа в законности действий УК разделил и суд.

Разобравшись в материалах дела, судья пришел к выводу, что требование управляющей компании оплачивать опломбировку счетчиков перед вводом их в эксплуатацию противоречит закону РФ “О защите прав потребителей”, ряду статей Гражданского кодекса РФ, ФЗ “Об энергосбережении”, а также положениям таких документов, как “Правила предоставления коммунальных услуг гражданам” и “Порядок заключения договора, регулирующего условия установки, замены и эксплуатации приборов учета”. Поэтому действия коммунальщиков были признаны незаконными. Суд обязал управляющую компанию прекратить брать с людей деньги, а в качестве дополнительного наказания – за свой счет опубликовать это решение в СМИ.

Аналогичные дела мы нашли в судебной практике Краснотурьинска, Нижнего Тагила и Новой Ляли. Правосудие чаще всего вставало на сторону жильцов многоквартирных домов.

Многие управляющие компании с решениями районных судов не соглашались и подавали кассационные жалобы в областной суд.

Но вторая судебная инстанция, как правило, оставляла решение нижестоящего суда без изменений, а жалобы коммунальщиков – без удовлетворения.

Любопытно, что разрешить конфликт между УК и жителями домов пыталась даже Федеральная антимонопольная служба. Сотрудники управления ФАС по Свердловской области провели глубокий системный анализ жилищно-коммунального законодательства РФ, в частности Жилищного, Градостроительного кодексов, закона “Об энергосбережении” и всех уже упомянутых “Правил”.

Антимонопольщики тоже пришли к выводу, что “у организаций, осуществляющих деятельность на рынке управления многоквартирными домами (УК, ТСЖ, ЖСК и др.), отсутствуют законные основания для взимания платы как за выдачу технических условий, так и за опломбировку индивидуальных приборов учета”.

Коммунальным организациям были выписаны предписания о прекращении нарушения законодательства.

Следует отметить, во всех приведенных примерах и надзорные органы, и суд лишь предупреждали дальнейшие нарушения прав жильцов со стороны управляющих компаний. Чтобы вернуть уже заплаченные за опломбировку счетчика деньги, гражданин должен самостоятельно подать исковое заявление мировому судье.

Спешим успокоить: на составление документа много времени не уйдет, ведь существует типовая форма иска, в которую достаточно внести персональные данные и название фирмы-ответчика.

Более того, в соответствии со статьей 17 закона “О защите прав потребителей” истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты госпошлины.

Компетентно

Елена Маслова, пресс-секретарь УК “Стандарт”, город Екатеринбург:

– Наша управляющая компания перестала взимать плату за опломбировку приборов учета воды еще в сентябре, после вступления в силу новых Правил оказания коммунальных услуг населению (Постановление Правительства РФ №354).

Ввод в эксплуатацию установленного сторонней организацией индивидуального (квартирного) прибора учета производится по заявлению жителя, дополнительная оплата не требуется.

Аналогично не взимается плата за опломбировку электрических счетчиков, за исключением случаев, когда собственнику квартиры надо перенести электросчетчик на другое место.

Кстати

С 1 января 2013 года вступает в силу Федеральный закон №416 “О водоснабжении и водоотведении”, который исключает возможность возникновения споров, подобных описанным выше, в случае, когда дело касается установки счетчиков на воду.

Дело в том, что согласно части 5 статьи 20 этого закона приборы учета воды опломбируются организациями, которые по договору с собственником жилого помещения осуществляют горячее, холодное водоснабжение или водоотведение без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование производится повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

На заметку

Скачать типовую форму иска к управляющей компании по поводу незаконного взимания платы за опломбировку приборов учета можно на сайте.

Источник: https://rg.ru/2012/12/06/reg-urfo/plombirovka.html

Россиян хотят освободить от контроля за точностью квартирных счетчиков. Что это значит?

Управляющая компания требует деньги на основании данных неповереных счетчиков воды
https://www.znak.com/2019-02-05/rossiyan_hotyat_izbavit_ot_poverochnogo_rabstva_chto_eto_znachit

2019.02.05

Александр Полозов / Znak.

com

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) объявило о подготовке поправок в законодательство, которые должны избавить граждан от так называемого «поверочного рабства».

Если это предложение пройдет, корректность показаний приборов учета коммунальных ресурсов станет заботой не собственников квартир, а поставщиков этих самых ресурсов или управляющих компаний. Разъясняем, в чем смысл инициативы.

Что случилось?

Росстандарт хочет в 2019 году инициировать изменения в законодательство, которые будут призваны освободить собственников жилья от обязанности самим следить за корректностью показаний квартирных счетчиков. Об этом глава ведомства Алексей Абрамов рассказал в интервью «Российской газете». 

По его словам, сейчас ситуация с бытовыми счетчиками «вывернута наизнанку». Руководитель Росстандарта проиллюстрировал это на простом и действительно внешне абсурдном примере: вы приходите на рынок, а продавец яблок или огурцов требует, чтобы у вас при себе были весы. Причем не просто весы, а непременно точные, не допускающие обвеса и обмана.

Кажется смешным, но именно так сегодня нам продают коммунальные ресурсы — прежде всего воду и электричество, а многим уже тепло и газ.

Государственная политика в сфере ЖКХ заставила нас обзавестись приборами учета, но при этом законодательство требует, чтобы именно мы следили за точностью показаний счетчиков.

В Росстандарте это считают неправильным и предлагают переложить эту ответственность на продавцов ресурсов или тех, кто осуществляет посредничество между ними и нами, — на управляющие компании.

Речь о показаниях счетчиков, которые мы снимаем и передаем каждый месяц?

Нет, снятие показаний приборов учета и то, что специалисты называют поверкой, — это разные вещи. Вашу обязанность каждый месяц вписывать в квитанцию показания счетчиков или передавать их кому надо, например через интернет, пока никто не отменяет. 

Что касается поверки, то не случайно многие ошибочно называют это проверкой. С точки зрения специалистов это, возможно, не очень правильно, но зато верно по сути.

Потому что поверка — это комплекс специальных действий, цель которых — убедиться, что счетчик не врет и все показывает правильно, не наматывая, скажем, вам лишнее или, наоборот, не оставляя внакладе поставщика.

Поверочными мероприятиями занимаются в метрологических центрах (метрология — наука о единстве и точности измерений), которые используют специальное оборудование и специальные методики. Например, с водосчётчиками это можно сделать и в домашних условиях.

Как часто это надо делать?

Каждый прибор учета имеет свой межповерочный интервал. Это тот период, в течение которого прибор считается точным и по окончании которого нужно озаботиться вопросом поверки. У каждого квартирного счетчика есть паспорт.

В нем указаны дата первичной поверки на заводе-изготовителе и дата, за которой корректность показаний счетчика уже будет под вопросом.

Межповерочный интервал может быть разным и зависеть от типа устройства, но в среднем для счетчика горячей воды — это четыре-пять лет, а для холодной — шесть лет. 

Те, у кого счетчики в квартирах стоят уже много лет, знают: как только на подходе окончание «срока действия» прибора учета, коммунальщики начинают напоминать о необходимости поверочных мероприятий. Часто дату следующей поверки можно найти прямо на вашей квитанции: принимая счетчик в эксплуатацию, коммунальщики обращают внимание на эти сведения и хранят их у себя. 

Кстати, если вы потеряли паспорт прибора учета, всегда можете обратиться за его данными в управляющую компанию.

Важно понимать, что если предупреждение о необходимости поверки вы проигнорировали, «управляйка», скорее всего, просто перестанет принимать у вас показания «сомнительного» прибора учета.

Вас переведут на оплату по нормативам потребления. А это, как уже, кажется, все смогли убедиться, гораздо дороже, чем по счетчику.

Так что манкировать обязанностью следить за корректностью показаний счетчиков лучше не стоит.

Другое дело, что практически в 100% случаев в тех же управляющих компаниях советуют просто заменить прибор учета. Стоимость нового счетчика на сегодня — в диапазоне от 500 от 1000 рублей, а купить его можно в любом строительном магазине.

Бывает, это действительно гораздо проще и дешевле, чем снимать прибор, нести его в аккредитованный поверочный центр (такие есть не в каждом крупном городе), оплачивать поверку (от 350 до 600 рублей, в зависимости от региона), снова ставить прибор…   

Если теперь этим будут заниматься УК и ресурсники, платить за это тоже будут они?

Хороший вопрос, на который нет прямого ответа. Потому что пока нет даже готового текста поправок — на сегодня мы имеем лишь заявление о намерениях от органа-регулятора этой сферы.

Нет даже определенности, в чьей именно собственности будут эти приборы учета: собственника квартиры, в общедомовой собственности, которой занимается обслуживающая организация, или в собственности водоканалов.

Но нет и никаких сомнений: и в последнем случае заплатим, скорее всего, мы — конечные потребителям услуг ЖКХ. Расходы включат в тариф или распылят по квитанции. 

Главный плюс в том, что нас избавят от необходимости покупать счетчики и следить за их точностью.

Единственное, что мы будем обязаны делать, — продолжать ежемесячно снимать и передавать их показания.

И по окончании очередного межповерочного периода (который тоже перестанет быть нашей заботой) впускать к себе в квартиру специалиста — скорее всего, для того чтобы он в очередной раз заменил прибор учета.

Кстати, будем надеяться, что у коммунальщиков хватит ума на то, чтобы не впадать в кампанейщину, и замену счетчиков они будут проводить не разом и скопом, а по мере приближения дат, указанных в паспортах действующих приборов учета.

Этим могут воспользоваться какие-нибудь мошенники?

Теоретически могут, как, впрочем, и сейчас. Поэтому, во-первых, полезно знать срок действия своих квартирных счетчиков и не пускать на порог тех, кто является к вам с предложением (а то и с требованием) заменить приборы учета.

Сейчас этот вид мошенничества кое-где принял такие масштабы, что к жильцам то одна, то другая фирма обращается едва ли не каждую неделю.

Если прибор работает и вы знаете дату окончания межповерочного периода, смело отправляйте визитеров куда подальше. 

Впрочем — и это во-вторых, — у вас всегда есть возможность навести справки в управляющей компании: как уже сказано, там знают о сроках действия ваших счетчиков и без надобности вряд ли посоветуют поставить новые. 

А нельзя уже поставить счетчики, которые не требуют поверки и сами передают показания?

К этому все идет, хотя и не так быстро, как хотелось бы. И это, кстати, не показатель, что Россия отстает в этом вопросе от мировых лидеров приборостроения. Как рассказали Znak.

com в пресс-службе Росстандарта, производители, например, электросчётчиков, уже сегодня могут гарантировать, что их приборы проработают порядка 30 лет при межповерочном интервале в 16 лет.

При этом разработчики, в том числе отечественные, вплотную приблизились к тому, чтобы межповерочные интервалы таких счетчиков покрывали весь срок их службы.

Кроме того, в России уже есть производители так называемых «умных счетчиков». Их внедрение позволяет вести удаленный сбор и обработку информации и даже автоматически выставлять счета потребителям. Следующий этап — научить приборы самоповерке.

Предполагается, что внедренный в прибор функционал самодиагностики позволит в непрерывном режиме отслеживать его технические и измерительные характеристики. И когда это случится, необходимость нынешних поверочных процедур уйдет в прошлое.

 

Вопрос, как обычно, времени. И, разумеется, цены.

Источник: https://www.znak.com/2019-02-05/rossiyan_hotyat_izbavit_ot_poverochnogo_rabstva_chto_eto_znachit

Ваши права
Добавить комментарий