Управление автомобилем

Управление автомобилем в присутствии владельца без доверенности

Управление автомобилем

Часто у водителя возникает необходимость передать управление автомобилем другому лицу. Не всегда при этом условия позволяют оформить доверенность. В каких случаях другой водитель может управлять транспортным средством в присутствии владельца? И как в этом случае быть со страховкой?

Можно ли управлять автомобилем в присутствии его владельца?

В соответствии с пунктом 2.1.1. Правил дорожного движения в Республике Казахстан водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников дорожной полиции передавать им для проверки:

  • водительское удостоверение (временное удостоверение, выданное взамен водительского и документ, удостоверяющий личность) на право управления транспортным средством;
  • регистрационные документы на транспортное средство;
  • документ, подтверждающий право владения или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;
  • документ о прохождении государственного технического осмотра;
  • в установленных законодательством случаях страховой полис по обязательному страхованию гражданско – правовой ответственности владельцев транспортных средств и / или страховой полис по обязательному страхованию гражданско – правовой ответственности перевозчика перед пассажирами;
  • в установленных случаях путевой лист и документы на перевозимый груз.

Таким образом, управлять транспортным средством в случае присутствия его владельца в данном транспортном средстве можно без доверенности.

Владельцем транспортного средства в соответствии с подпунктом 8) статьи 1 Закона Республики Казахстан “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств” является физическое или юридическое лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на любом другом законном основании (договоре имущественного найма, доверенности на управление транспортным средством в силу распоряжения компетентного органа о передаче транспортного средства и другое).

Страхование ответственности при передаче управления автомобилем

Упомянутый пункт 2.1.1. Правил дорожного движения обязывает водителя при управлении автомобилем иметь страховой полис. В связи с этим возникает вопрос: должно ли быть вписано в страховой полис лицо, которое управляет транспортным средством в присутствии его владельца?

В соответствии с подпунктом 1) пункта 5 статьи 11 Закона “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств” считается застрахованным гражданско-правовая ответственность страхователя (застрахованного), возникшая в результате причинения вреда третьим лицам самим страхователем (застрахованным) либо в случае управления транспортным средством лицом, имеющим право на его управление в присутствии страхователя (застрахованного).

На основании этого в случае ДТП, виновником которого окажется водитель, правомерно управлявший автомобилем в присутствии и с согласия его владельца, страховая выплата должна быть произведена.

Когда нельзя передавать управление другому лицу?

В соответствии с пунктом 2.7.4. Правил дорожного движения нельзя передавать управление другому лицу, даже в присутствии владельца транспортнго средства, если это лицо:

находится в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание в болезненном или утомленном состоянии;

не имеет при себе водительское удостоверение или временное водительское удостоверение (кроме обучаемых вождению).

Можно ли управлять автомобилем в присутствии не собственника, а владельца по доверенности?

Пункт 2.1.1. Правил дорожного движения Республики Казахстан позволяет управлять транспортным средством без доверенности в присутствии владельца автомобиля.

К владельцам Закон “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств” (подпункт 8) статьи 1) относит не только собственников, но и лиц, управляющих транспортным средством по доверенности.

Следовательно владелец по доверенности может передать управление автомобилем другому лицу, имеющему водительское удостоверение.

При этом, исходя из смысла упомянутой нормы подпункта 1) пункта 5 статьи 11 указанного Закона в страховой полис должен быть вписан в качестве страхователя (застрахованого) владелец по доверенности, передающий управление автомобилем, либо водитель который будет управлять автомобилем в присутствии владельца. Если это условие не выполняется, то передавать управление нельзя.

Может ли передавший управление находиться в опьянения?

Поскольку передавший управление другому водителю, сам не управляет автомобилем и не является в данный момент водителем, он не обязан выполнять ограничения, установленые пунктом 2.7.1.

Правил, а в части управления транспортным средством в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения.

Это не распространяется лиц на обучающих вождению, которые считаются водителями.

Источник: http://www.defacto.kz/content/upravlenie-avtomobilem-v-prisutstvii-vladeltsa-bez-doverennosti

Как ездить на механике: Десять простых шагов

Управление автомобилем

В Америке доля проданных новых автомобилей с механической коробкой составляет всего лишь 6 процентов. Поэтому для многих Американских водителей управление автомобилем с механической трансмиссией вызывает большие трудности. Так многие водители привыкли управлять транспортными средствами с автоматической АКПП.

В нашей стране доля продаваемых автомашин с механической МКПП пока что немного больше чем с автоматической коробкой, но, тем не менее, у многих водителей вождение автомобилем с механической трансмиссией вызывает массу сложностей.

Наше интернет издание подготовило для всех автолюбителей инструкцию и небольшое пособие, которое поможет узнать, как ездить на механике.

Автомобили с механической трансмиссией, как правило, стоят дешевле, чем машины с АКПП. Но вождение транспортным средством с механической коробкой передач, не только позволит Вам сэкономить деньги при покупке машины, но и откроет для Вас совершенно новый мир автовождения.

Отметим, что по-прежнему многие мощные спортивные автомобили оснащаются механической коробкой. Но даже купив не дорогой немощный автомобиль, позволит Вам значительно сократить затраты на топливо, так как машина оснащенная МКПП расходует гораздо меньше топлива, чем автомашина оборудованная автоматической коробкой.

Какие еще преимущества механических трансмиссий перед автоматическими коробками? МКПП намного надежнее, чем АКПП и к тому же стоимость ремонта механики намного меньше, чем ремонт сложного автомата.

Плюс к этому управление автомобилем с механической трансмиссией в зимнее время намного безопаснее, чем автомашиной с автоматической коробкой передач.

Шаг первый: Для чего нужны передачи в МКПП? 

Механическая коробка передач требует от водителя самостоятельно переключать скорости. Большинство автомобилей с МКПП имеют 4 или 5 скоростей и плюс одна задняя скорость передачи. Для того, чтобы освоить, где какая скорость передач находится и для чего каждая из них нужна, Вам необходимо знать следующее:

Педаль сцепления. При нажатии на педаль специальный механизм в коробке дает Вам возможность с помощью ручки переключения скоростей включить необходимую передачу. Помните, что переключать коробку передач можно, только если педаль сцепления нажата до конца. 

Нейтральная передача на самом деле обозначает, что крутящий момент от двигателя не будет передаваться на колеса. При работающем двигателе и при включенной нейтральной передаче, если нажать педаль газа, автомашина не тронется с места. При включенной нейтральной передаче, Вы можете включить из этого положения любую скорость, в том числе и заднюю передачу.

Для большинства автомобилей с механикой 2-ая передача является рабочей лошадкой, так как первая передача в основном предназначена для трогания с места. Вторая передача поможет Вам спуститься на автомобиле с крутого склона или поможет Вам передвигаться в пробке.

https://www.youtube.com/watch?v=tvg6FLlGY7E

Задняя передача несколько отличается от других скоростей в МКПП. Эта скорость получила немного больший диапазон работы, чем первая передача. На задней скорости Вы можете разогнаться быстрее, чем на 1-ой. Но задняя передача не “любит” когда автомобиль в этом режиме едет очень долго (может привести к выходу из строя механизма коробки передач).

Так что задняя передача – это не способ основного передвижения. 

Педаль газа позволяет на каждой скорости использовать максимальный крутящий момент двигателя, установленный для каждой скорости. Разгоняясь на автомобиле, оборудованным механической трансмиссией, Вы чувствуете каждую скорость, что дает каждому водителю неповторимые ощущения драйва и лучший контроль над машиной.

Шаг второй: Освойте расположение скоростей передач 

Прежде чем научиться ездить на механике необходимо освоить расположение каждой скорости передач, которые обозначаются на ручке переключения.

Ведь не будете же Вы во время движения автомобиля смотреть на ручке, где какая скорость расположена?! Помните, что для идеального переключения передач необходимо полностью нажимать педаль сцепления, иначе каждая скорость будет включаться с характерным скрежетом или хрустом, что может привести к поломке трансмиссии.

Если Вы водитель новичок, то советуем Вам посмотреть сначала со стороны с переднего пассажирского сидения, как другой более опытный водитель синхронно нажимает педаль сцепления и переключает скорости. Обратите внимание на максимальную скорость автомобиля на каждой передаче. 

Первое время даже, изучив месторасположение каждой скорости, Вы все равно будете мысленно вспоминать, где находится та или иная передача.

Со временем Вы перестанете каждый раз думать о переключение передач и будете это делать на бессознательном уровне (машинально). Все дело в привычке.

Так что если у Вас не будет в самом начале идеального навыка управления автомобилем с МКПП, то не расстраивайтесь и не впадайте в отчаяние. Быстрота переключения передач и многое другое к Вам придет по мере накопления опыта вождения.

Еще одна проблема любого новичка водителя, который управляет автомобилем с механической коробкой – это не знание, когда и какую скорость включать. Для того, чтобы знать правильная ли передача включена при определенной скорости движения транспортного средства советуем Вам ориентироваться на звук двигателя.

Если обороты двигателя очень низкие и автомобиль не разгоняется то, Вы включили завышенную передачу и Вам необходимо перейти на более низкую передачу.

Если обороты двигателя очень большие, то Вам необходимо включить более высокую передачу, чтобы разгрузить коробку.

Если Ваш автомобиль оборудован тахометром, то для того, чтобы понять, когда необходимо переключать скорость ориентируйтесь количеством оборотов двигателя.

Несмотря на то, что каждая марка и модель автомобиля с механической коробкой требует разного порядка переключения передач, в основном каждую передачу можно переключать при достижении двигателем 3000 оборотов в минуту.

Также Вы можете ориентироваться по спидометру, чтобы знать, когда необходимо переключить скорость передачи.

К примеру, переключайте скорость каждые 25 км/час (1-я передача 1-25 км в час, 2-ая 25-50, 3-ая 50-70 и т.д.). Помните, что это всего лишь общее правило переключения передач механической коробки. И, чем мощнее Ваш автомобиль эти значения будут отклоняться в сторону увеличения. 

Шаг третий: Пуск двигателя

Поставьте ручку переключения передач в нейтральное положение, предварительно нажав педаль сцепления, прежде чем завести мотор. Не переключайте передачи без нажатой педали, так как это может привести к выходу из строя МКПП.

Запустив двигатель, прогрейте его до рабочей температуры. Если Вы прогреваете автомобиль в зимнее время, то первые несколько минут прогрева не отпускайте педаль сцепления после включения нейтральной передачи.

Это позволит Вам намного быстрее прогреть замершее масло в коробке. 

Внимание!!! Не запускайте двигатель автомашины при включенной передаче. Это приведет к неконтролируемому движению машины, что может привести к ДТП.

Шаг четвертый: Правильно используйте педаль сцепления 

Сцепление представляет собой механизм, который помогает Вам плавно переключать скорости передач. Всегда выжимайте сцепление до конца. Если Вы во время движения переключите передачу, не до конца выжав сцепление, то Вы услышите скрежет или хруст. Старайтесь избегать этого, чтобы не повредить коробку. 

Также помните, что левая нога должна нажимать только педаль сцепления. Правая нога только педаль газа и педаль тормоза. 

Первое время Вам будет тяжело идеально отпускать сцепление после переключения скорости. К этому надо привыкнуть. Если Вы испытываете проблемы с этим, то советуем Вам после переключения передачи медленно отпускать сцепление, чтобы почувствовать момент начала передачи крутящего момента от двигателя на колеса.

Избегайте ненужных ускорений автомобиля, когда педаль сцепления нажата не до конца. Не вырабатывайте привычку оставлять нажатой педаль сцепления более чем на 2 секунды (даже на светофорах – используйте нейтральную скорость). 

Многие новички водители испытывают проблему с очень быстрым отпусканием педали сцепления. Не расстраивайтесь, если у Вас не получается. Со временем Вы привыкните и будете не замечать, как координировано Вы переключаете передачи. Помните, что трудности с этим испытывают все. Как только Вы начнете часто ездить в плотном городском трафике, Вы быстро наберете опыт.

Шаг пятый: Слаженные координированные действия

Что такое ручка переключения передач? Это Ваша дверь в мир драйва ускорения и особого восприятия автомобиля.

Но для того, чтобы в полной мере почувствовать истинное удовольствие от управления автомашиной с механикой необходимы слаженные и координированные действия.

В качестве примера для 1-ой и 2-ой скорости приведем все ваши действия, которые со временем Вы должны довести до автоматизма. 

Выжмите педаль сцепления до конца. Переключите ручку скоростей на первую скорость. Начинайте медленно отпускать педаль сцепления, одновременно с этим плавно и медленно нажимая педаль газа.

Доведя педаль сцепления где то до середины, Вы почувствуете, что крутящий момент начал полностью передаваться на колеса. Отпустив плавно педаль сцепления до конца, разгоняйтесь до 25 км/час. Далее необходимо перейти на вторую передачу.

Для этого опять выжмите сцепление до конца и переключите скорость на вторую передачу, после чего плавно, опуская педаль сцепления, медленно прибавляйте газ.

Шаг шестой: Дауншифтинг

Дауншифтинг метод переключения низших передач автомобиля при замедлении.

Как Вы будете переключать передачи при снижении скорости, и как работает автоматическая коробка передач, при замедлении транспортного средства имеет огромную разницу.

Переключение на пониженную скорость поможет Вам не только замедлить автомобиль, но и позволяет Вам включить именно ту скорость, которая действительна необходима. 

Дауншифтинг поможет Вам в плохую скользкую погоду как в летнее время, так и в зимнее, не прибегать к торможению с помощью педали тормоза, в случае если необходимо снизить скорость, что делает более безопасным передвижение на автомобиле в отличие от машины, оборудованной автоматической трансмиссией. 

Вот пример как можно с помощью дауншифтинга остановить автомобиль со скорости 70 км/час:

– Нажмите педаль сцепления и переключите коробку на 3-ю передачу, переместив правую ногу с педали газа на тормоз. 

– Чтобы избежать высоких оборотов отпустите медленно педаль сцепления.

– Прежде чем остановиться выжмите еще раз педаль сцепления.

– Не включайте, в качестве пониженной передачи, первую скорость.

Этот метод остановки позволит Вам остановиться намного быстрее и безопаснее, чем при торможении одной педалью тормоза.

Шаг седьмой: Задняя скорость 

Будьте осторожны при переключении задней передачи автомобиля. При неправильном включении рычаг переключения передач может выскочить. Никогда не пробуйте включать заднюю скорость, пока автомобиль полностью не остановится. На некоторых моделях для того, чтобы включить заднюю скорость необходимо для начала нажать сверху на ручку переключения передач.

Помните, что задняя передача имеет высокий диапазон работы, поэтому будьте осторожны и не нажимайте сильно педаль газа, так как автомобиль может быстро набрать опасную скорость. 

Шаг восьмой: Движение на холме

Как правило, большинство автомобильных дорог не имеют ровную плоскость из-за рельефа местности.

Поэтому останавливаясь на дороге, во многих местах автомобиль без тормоза начинает скатываться назад. Трогаться на дороге с наклонной плоскостью намного сложнее, чем на ровной местности.

Для того, чтобы идеально научиться трогаться на горке необходимо закрепить свои навыки следующим упражнением. 

Встаньте на дороге с наклонной плоскостью и, поставив автомобиль на ручной стояночный тормоз (“ручник”), включите нейтральную передачу.

Теперь Ваша задача, отпустив ручник, включить первую передачу, выжав педаль сцепления, тронуться на горке, отпуская плавно сцепление одновременно нажимая на педаль газа.

В какой-то момент Вы почувствуете, что автомобиль перестал отъезжать назад. Именно в таком положение Вы можете держать автомобиль на склоне или холме без тормоза.

Шаг девятый: Парковка

Оставляя автомобиль на парковке после того, как Вы заглушили мотор, выжмите педаль сцепления и включите первую передачу. Таким образом, Вы обезопасите свой автомобиль от скатывания в Ваше отсутствие.

Для надежности также необходимо поднять рычаг стояночного тормоза (или нажать кнопку, если ручник электронный).

Главное помните, что вернувшись, перед тем как завести автомобиль, Вы должны обязательно переключить передачу в нейтральное положение.

Шаг десятый: Практика

Все эти действия будут Вам казаться на первых порах очень сложными и тяжелыми. Но это все естественно. В процессе эксплуатации автомашины Ваш опыт будет расти. Помните, что чем больше практики, тем больше опыта вождения Вы приобретаете.

Если Вы после того, как получили права, все еще боитесь садиться за руль автомобиля, то делайте самостоятельные тренировки вождения на любой площадке, где отсутствуют другие автомобили.

Таким образом, Вы приобретете уверенность в управлении автомашиной.

https://www.youtube.com/watch?v=rAkN_mUw42g

Как только Вы станете смелее, то советуем Вам в ранее утреннее или ночное время практиковаться в реальных дорожных условиях Вашего населенного пункта. Изучите все дороги, особенно где Вы предполагаете ездить на автомобиле чаще всего. Отсутствие машин в это время придаст Вам уверенность. 

Многие бояться управлять автомобилем с механикой. Некоторые заявляют, что это не комфортно и не современно. Не слушайте никого. Механическая коробка передач, несмотря на устаревшие технологии, остается одной из самых надежных трансмиссий в автопромышленности.

         Да в некоторых моментах механика несколько снижает комфорт вождения, но за это Вы будете вознаграждены гораздо большим контролем над автомобилем, повышенной мощностью, лучшей топливной экономичностью, дешевой стоимостью обслуживания и не дорогим ремонтом (по сравнению с АКПП), ценным жизненным мастерством вождения, которое позволяет Вам управлять практически любым транспортным средством в мире. 

Источник: http://www.1gai.ru/publ/512654-kak-ezdit-na-mehanike-desyat-prostyh-shagov.html

Технотронная психотехнология минимизации расхода топлива при управленииавтомобилем

Управление автомобилем

© Григорий Чаусовский

В условиях непрерывного роста цен на энергоносители весьма актуальной является проблема разработки методов и средств их экономии. Существуют технические и человеческие аспекты реализации энергосберегающих технологий. Предлагаемая разработка касается именно человеческого фактора в проблеме снижения затрат топлива при управлении автомобилем.

В настоящее время разработано много рекомендаций по экономному вождению автомобиля, однако, их практическая реализация может быть эффективной только при использовании для этих целей современных психотехнологий.

Разработанная технотронная (т.е.

основанная на использовании технических средств) психотехнология позволяет на сознательно-подсознательном уровне формировать оптимальную, с точки зрения затрат топлива при управлении автомобилем, поведенческую деятельность водителя.

В основу разработки положен принцип биологической обратной связи, позволяющий алгоритм ножного управления педалью газа (акселератора) отразить в «физиологическом зеркале» специфическим вибротактильним ощущением кожными покровами кисти руки.

Это позволяет в реальном режиме времени осуществлять непрерывное сенсорное мониторирование положения педали газа непосредственно в ходе управления автомобилем и реализовывать за счет этого алгоритм её ножного управления, обеспечивающий экономию топлива.

Аппаратурное оформление разработанной психотехнологии включает в себя расположенный под педалью газа сенсор её перемещения, дистанционно включающий с помощью минирадиопередатчика (т.е. беспроводно) закрепленный на руке водителя вибробраслет.

Частота и амплитуда вибраций браслета отражают глубину погружения педали газа «в пол» (амплитуду нажатия педали газа ногой водителя).

Кистевой вибробраслет ввиду существенного представительства кистей рук в коре головного мозга обеспечивает по принципу биологической обратной связи весьма чувствительное мониторирование процесса ножного управления педалью газа.

В свою очередь, закрепление вибробраслета именно на левой руке позволяет за счет латеральной вибротактильной стимуляции целенаправленно воздействовать на индивидуальный профиль межполушарной асимметрии. Это обеспечивает возможность реализации выраженного для высокой профессиональной надежности водителя именно эффект правосторонней асимметрии в моторной и сенсорных сферах.

Выбор в разработанной психотехнологии в качестве объекта биологической обратной связи системы «нога водителя— педаль газа» был обусловлен тем, что для поставленной задачи экономии топлива при управлении автомобилем именно «акселератный аспект» является весьма существенным.

Так, например, проведенный автором разработки аналитический обзор известных рекомендаций по экономии топлива при управлении автомобилем, показал, что оптимизация воздействия на педаль газа является весьма значимой для достижения поставленной цели снижения расхода бензина.

В поисковых системах Интернет на ключевые слова «экономия топлива, педаль газа» представлено более 100 тысяч ссылок.

Авторы этих рекомендаций утверждают:

  • экономное движение подразумевает аккуратное пользование педалью газа;
  • «игра» педалью газа увеличивает расход топлива не менее чем на 10-20%;
  • при разгоне с педалью газа «в пол» расход топлива увеличивается до 30 литров на 100 километров;
  • не «топчите» педаль газа, т.к. каждое резкое нажатие педали газа увеличивает расход топлива в десятки раз;
  • если для поддержки скорости достаточно прижать педаль газа на четверть хода, незачем «вдавливать» её на треть;
  • при резких нажатиях на педаль газа в цилиндры подаются большие порции топлива;
  • если вы трогаетесь с места и при этом «топите» педаль газа более чем на две трети, то расход топлива увеличивается на 30 процентов;
  • каждое нажатие на педаль газа для ускорения и последующее — на педаль тормоза для замедления всегда ведет к перерасходу топлива;
  • если вы видите, что через две-три машины впереди зажигаются «стопы» — уберите ногу с педали газа;
  • если на педаль газа нажимать плавно, то можно избежать включения насоса-ускорителя (или хотя бы сократить время его работы до минимума) и тем самым сэкономить топливо.

Таким образом, разработанная психотехнология, основанная на дистанционном «вибротактильном очувствлении положения педали газа» позволяет по принципу биологической обратной связи контролировать процесс ее ножного управления и тем самым оптимизировать управленческие приемы вождения автомобиля с позиции снижения расхода топлива.

По мнению автора разработки, доцента Запорожского национального университета Григория Чаусовского, она создает также психофизиологические предпосылки и для повышения безопасности управления автомобилем.

Это обусловлено, тем, что периодическое вибротактильное стимулирование участков кожного покрова кисти руки с правополушарной или левополушарной афферентацией позволяет целенаправленно нейтрализовывать характерное для снижения профессиональной надежности водителя сглаживание функциональных асимметрий.

См. также:

©Г.А. Чаусовский, 2008
© Публикуется с любезного разрешения автора

Источник: https://psyfactor.org/lib/psychotron14.htm

Вс рф: управление автомобилем по устному поручению собственника может считаться использованием тс на законном основании

Управление автомобилем

2 августа 2014 года Л. вела автомобиль, в салоне которого находились четыре пассажира – супруги Э. и Д. с малолетней дочерью, а также собственник машины Ф. Не справившись с управлением транспортного средства, Л. допустила его опрокидывание. При этом Э.

был причинен тяжкий вред здоровью, а ее дочь от полученных травм скончалась. Виновной в данном происшествии супруги сочли Л., поскольку именно она находилась за рулем транспортного средства в момент ДТП. Они обратились в суд с иском, в котором просили взыскать с нее в пользу Д.

компенсацию морального вреда в связи со смертью дочери в размере 1 млн руб., а в пользу Э. – компенсацию морального вреда, причиненного повреждением здоровья, в размере 500 тыс. руб. Однако Л. против иска возражала – машиной она управляла по устной просьбе Ф.

без оформления каких-либо документов и потому была уверена, что ответственность за причиненный вред лежит не на ней, а на собственнике автомобиля.

Суд встал на сторону истцов и отметил, что Л., имея при себе водительское удостоверение, управляла транспортным средством в присутствии собственника, который доверил ей управление. То есть вела машину на законных основаниях.

Следовательно, она и должна возместить потерпевшим моральный вред. При этом заявленные исковые требования суд удовлетворил частично, взыскав 1 млн руб. в счет компенсации морального вреда в пользу Д. и 400 тыс. руб. – в пользу Э. (решение Октябрьского районного суда г.

Улан-Удэ от 13 июля 2016 г. по делу № 2-5160/2016).

Л. не согласилась с этим и обжаловала решение, отметив, что не является собственником автомобиля, не управляла им на основании доверенности либо на ином законном основании, потому не является надлежащим ответчиком по делу. Ответственность, по ее мнению, должна быть возложена на Ф. как на собственника машины.

Более того, она просила учесть, что находящийся в момент ДТП в салоне Ф. был в нетрезвом состоянии, а в действиях Э. можно усмотреть грубую неосторожность – женщина не пристегнула ремнями безопасности своего ребенка. Апелляция согласилась с тем, что управление Л.

автомобилем по устному поручению собственника не дает оснований считать ее законным владельцем источника повышенной опасности. В итоге решение нижестоящего суда было отменено, а в исковых требованиях Д. и Э.

– отказано (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 19 октября 2016 г. № 33-5625/2016).

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Ф. обжаловал определение апелляции в Верховный Суд Российской Федерации, и тот счел подход коллег из нижестоящего суда не вполне законным (определение СК по гражданским делам ВС РФ от 29 августа 2017 г. № 73-КГ17-3).

По общему правилу, лица, чья деятельность связана с повышенной опасностью для окружающих (это в том числе использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что он возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса).

Такая обязанность возлагается на лицо, владеющее источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т. п.).

ВС РФ подчеркнул, что тем самым ответственность за причиненный вред несет не только владелец автомобиля, но и лицо, пользующееся им на законных основаниях – при этом перечень таких оснований является открытым.

Суд также добавил, что если в отношении лица оформлена доверенность на управление транспортным средством, то оно признается его законным владельцем в том случае, когда автомобиль передан ему во временное пользование и оно использует его по собственному усмотрению.

Если же в обязанности лица, на которого была оформлена доверенность, входит лишь управление машиной в интересах другого лица, и за это ему выплачивается вознаграждение (водительские услуги), владельцем источника повышенной опасности такое лицо не считается (п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 26 января 2010 г.

№ 1 “О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни, здоровью гражданина”).

Вместе с тем ВС РФ напомнил, что в настоящее время водитель не обязан иметь при себе доверенность на право управления автомобилем. Соответствующее требование было исключено из п. 2.1.1 ПДД Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. № 1156 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”.

С учетом этого Суд сделал вывод, что, управляя транспортным средством без письменной доверенности, но при наличии водительского удостоверения и в присутствии собственника, Л.

использовала автомобиль на законном основании. Однако, отметил ВС РФ, нижестоящий суд не исследовал вопрос об оказании ею при этом водительских услуг, а иных оснований для освобождения Л.

от ответственности за причиненный вред не установлено.

В связи с этим Суд отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение.

Таким образом, ВС РФ поставил исход подобного рода дела в зависимость от того, на каких условиях ответчик управлял автомобилем.

Если лицо на возмездных началах оказывало водительские услуги, что подтверждено соответствующими документами, то возмещать потерпевшим причиненный вред оно не должно.

Если же нет, и не будет установлено дополнительных оснований для освобождения водителя от ответственности, то обязанность по возмещению вреда ляжет на него.

Источник: http://www.garant.ru/news/1139659/

Ваши права
Добавить комментарий