Специфическая ставка налога

Налоговые ставки по акцизам: комбинированные, адвалорные, специфические, твердые

Специфическая ставка налога

Акцизное налогообложение является важным средством пополнения бюджета государства и учёта его интересов. Основными проблемами такого налогообложения являются сложность механизмов начисления акцизов и их уплаты, а также постоянное изменение нормативных актов и различные нововведения.

Применение разных видов ставок по разным категориям подакцизной продукции служит для того, чтобы облегчить определение налоговой базы, расчёт размеров налога и оптимизацию методики расчётов.

Нормативные акты по налоговым ставкам по акцизам

Ставки налогообложения акцизом фиксируются федеральными законодательными актами, в частности Налоговым кодексом РФ (статья 193).

 Ставки акцизов по всем видам подакцизной продукции, кроме некоторых разновидностей минерального сырья, являются едиными на всей территории РФ. Сюда также относятся товары, ввозимые на территорию России.

При установлении ставок в этом случае учитываются интересы отечественных производителей подобной продукции.

Акцизным налогом облагаются продукты, которые не являются товарами первой необходимости, а во многих случаях считаются предметами роскоши. В некоторых случаях государство облагает акцизным налогом с высокой ставкой товары, потребление которых следует ограничить ввиду их опасности для жизни и здоровья граждан: например, сигареты и алкоголь. Самые распространенные подакцизные товары:

Виды налоговых ставок

Кто их устанавливает

Ставки устанавливаются Правительством России.

  • Ставки акцизов и порядок их применения по некоторым видам минерального сырья, за исключением нефти, определяется Правительством отдельно для каждого месторождения. Это зависит от горно-геологических, географических, экономических условий при их добыче.
  • Для нефти ставки утверждаются также дифференцированно в зависимости от условий в соответствии со средневзвешенной ставкой акциза.

Ставки акцизов пересматриваются ежегодно в сторону увеличения, потому что подакцизные товары являются существенной статьёй дохода государственной казны. Установление ставки зависит от видов или подвидов продукции, в отношение которой применяется ставка.

Проводится индексация твёрдых ставок в зависимости от ожидаемых индексов цен на товары потребления.

Виды ставок

Установление налоговых ставок необходимо для расчёта общего размера налога для уплаты в государственный бюджет. Определены несколько видов ставок по акцизам:

  • твёрдая (специфическая) в абсолютной сумме (руб. и коп.) на единицу измерения;
  • комбинированная, которая складывается из твёрдой и адвалорной ставок;
  • адвалорная (в процентах);
  • ставка авансового платежа в виде покупки акцизных марок акцизного сбора по некоторым видам подакцизных продуктов.

Кроме этого для исчисления общего размера налога требуется определить налоговую базу. Она устанавливается в зависимости от ставок.

Про виды налоговых ставок расскажет данное видео:

Твердая

Твёрдые (специфические) ставки подразумевают установление абсолютных величин на единицу налоговой базы: на 1 тонну нефтепродуктов, на 1 литр этилового спирта, на 1000 штук сигарет и так далее.

Размер налога при использовании такой ставки – это произведение налоговой базы и ставки. Налоговая база равна количеству реализованной или переданной продукции в натуральном выражении.

Пример. Пивзавод реализовал 100 000 банок пива объёмом 0.5 л с долей этилового спирта 4 % Установленная ставка акциза по такому виду пива – 21 рубль.

  • Общее количество реализованного пива: 100 000 х 0.5 = 50 000;
  • Размер акциза на пиво к выплате: 50 000 х 21 = 1 050 000 руб.

Адвалорная

Сумма акциза по продуктам, по отношению к которым применяется данный вид ставок, определяется как исчисленная процентная доля от налоговой базы. Такая ставка используется при операциях с ювелирными изделиями и газом.

В этом случае в налоговую базу согласно ст. 189 вводятся величины:

  • полученные при реализации товара в качестве материальной помощи,
  • авансовые или другие платежи, произведённые в счёт будущих поставок подакцизной продукции;
  • средств на расширение размера активов особого назначения;
  • в счёт наращивания доходов организации;
  • в форме дисконтов (процента) по вексельным бумагам;
  • процентов по товарным кредитам.

База налогообложения по подакцизным продуктам с установленной для них адвалорной ставкой определяется как общая стоимость реализованной или переданной продукции, рассчитанная исходя из цен, установленных ст.

40 НК РФ без акциза и НДС. Адвалорные ставки настоящим Налоговым кодексом не установлены. Но недавно в список подакцизных продуктов введён природный газ.

Это привело к тому, что возобновлено активное применение адвалорных ставок при расчёте акциза.

Комбинированная

Если продукт подлежит обложению комбинированными акцизными ставками (это обычно сигареты и папиросы), то размер налога начисляется в виде суммы, полученной путём сложения двух полученных сумм акциза:

  • Результат умножения твёрдой ставки и общего количества реализованных (переданных, ввезённых) подакцизных продуктов в натуральном выражении.
  • Процентная доля наивысшей розничной стоимости этих продуктов (адвалорная ставка).

Налоговая база для продуктов, облагаемых комбинированной ставкой, равна количеству реализованной или переданной продукции в натуральном выражении для начисления акциза по продуктам, для которых предусмотрена твердая ставка, и как расчётная стоимость реализованных продуктов, рассчитанная исходя из наибольших розничных цен для исчисления продукции по адвалорной ставке.

При использовании комбинированной ставки предусмотрено понятие расчётной стоимости. Она рассчитывается следующим образом: максимальная розничная стоимость, указанная на упаковке товара (обычно это относится к сигаретам) умножается на количество реализованных в прошедшем налоговом периоде единиц данной продукции.

Максимальная цена – эта цифра, выше которой цена увеличена быть не может. Максимальную цену устанавливает налогоплательщик отдельно по каждому виду продукции, но не выше максимальной, установленной НК.

Пример. Табачная фабрика выпустила 10 000 ящиков сигарет с фильтром. В пачке – 20 штук сигарет. Предельно допустимая цена в розницу – 82 руб.

  • Определение общего количества сигарет: в одном ящике содержится 50 блоков по 10 пачек. Следовательно, в одном ящике: 50 х 10 х 20 = 10 000 сигарет. В 10 000 ящиках: 10 000 х 10 000 = 100 000 000 сигарет.
  • Определение расчётной стоимости: МРЦ (минимальная расчётная цена) умножается на количество реализованных пачек: 82 х (10 000 х 50 х 10) = 410 000 000 руб.
  • Определение суммы налога по адвалорной ставке. Установленный процент на 2017 год — 13 % от расчетной стоимости: 13 % х 410 000 000 = 53 300 000 руб.
  • Размер по твёрдой ставке (на 2017 год она составляет 1562 руб. на 1000 штук): 1562 х 100 000 000/ 1000 = 156 200 000 руб.
  • Сложение полученных величин по адвалорной и твёрдой ставкам: 53 300 000 + 156 200 000 = 209 500 000 руб.
  • Исчисление по минимальной ставке: 2 123 руб. х 100 000 000 / 1000 = 212 300 000 руб.

Выплата налога должна производиться по минимальной ставке, потому что её размер оказался выше, чем размер по комбинированной ставке. Законом предусмотрено, что в бюджет уплачивается сумма с наибольшим значением.

Следовательно, фабрика должна уплатить в бюджет 212 300 000 рублей.

Налоговый кодекс требует ведения раздельного учета по продуктам, облагаемым разными ставками по акцизу. При отсутствии на предприятии раздельного учета сумма акциза определяется из максимальной из всех используемых налогоплательщиком акцизных налоговых ставок от единой налоговой базы, рассчитанной по всем сделкам, подлежащим обложению акцизным налогом.

Порядок применения

Применение ставок зависит от того, какие цели преследует государство, облагая акцизом тот или иной товар.

  • При высокой инфляции наиболее выгодна адвалорная ставка, так как с увеличением стоимости продукта возрастает и размер налога.
  • Со снижением темпов инфляции становится более выгодной специфическая ставка с ежегодной индексацией. При применении этой ставки облегчается контроль за уплатой налогов, так как необходимо определять количество реализованной или произведённой продукции в отличие от контроля за динамикой цен. Кроме того, такой вид ставки используется в целях снижения потребления того или иного продукта.
  • Для повышения прогрессивности в РФ принято применение многоуровневых специфических (твёрдых) ставок или их дифференциация в зависимости от некоторых параметров.

Воздействие разных видов ставок на прибыль, цену, качество и ассортимент товаров, распределение прибыли и администрирование различно. Достоинство той или иной ставки варьируется в зависимости от того, с какой стороны оценивать их эффективность.

 Государство заинтересовано в увеличении количества изымаемых сумм налогов, эффективности налогообложения, простоте администрирования, увеличении благосостояния потребителя. Потребителю важны цены, разнообразие и качество отдельного продукта.

Предельные и средние налоговые ставки описаны в видео ниже:

Источник: http://uriston.com/kommercheskoe-pravo/nalogooblozhenie/aktsizy/vidy-nalogovyh-stavok.html

Налоговые ставки и методы налогообложения

Специфическая ставка налога

Налоговая ставкапредставляет собой сумму налога, подлежащую уплате, приходящуюся на единицу налогообложения. В зависимости от типа группировки налоговые ставки могут различаться:

  • · по методу установления – твердые и процентные. Иначе эти виды ставок называют специфическими и адвалорными Адвалорные ставки (от лат. «ad valorem», т.е. согласно оценке, по стои-мости) – это ставки, установленные в процентах от стоимостной оценки на-логовой базы.;
  • · по экономическому содержанию – предельные (или маргинальные), фактические (средние или эффективные) и экономические.

При установлении налоговых ставок в виде специфических ставок(твердых сумм) в законе фиксируется определенная твердая сумма налога, подлежащая уплате с единицы обложения. Например, при обложении земельным налогом в г.

Москве для первой территориально-экономической зоны города (внутри Садового кольца) установлена базовая ставка 300 277 руб. с гектара, а для 13-й зоны (район Сокольников) -39 742 руб. с гектара.

Аналогично в виде твердых ставок установлены ставки транспортного налога, большинства акцизов, таможенных пошлин и некоторые другие.

Адвалорные (процентные) ставкиустанавливаются в процентах от единицы налогообложения. Например, ставка налога на прибыль (в федеральной ее части) составляет 5% с каждого рубля полученной и подлежащей налогообложению прибыли.

Наиболее яркий пример использования сочетания специфических и адвалорных ставок – обложение акцизами. Основные категории подакцизных товаров, такие, как алкогольная и табачная продукция, облагаются с использованием твердых, или специфических ставок.

Предельные налоговые ставки– это номинальные налоговые ставки, указанные в соответствующих законодательных актах.

Фактическая (или средняя) налоговая ставкапредставляет собой отношение реально уплаченной суммы налога к расчетной величине налоговой базы.

Экономическая ставка налога– это отношение всей суммы уплаченного налога ко всему полученному доходу налогоплательщика.

С проблемой установления налоговых ставок непосредственно связан применяемый в каждом конкретном случае метод налогообложения, т.е. порядок изменения налоговой ставки в зависимости от роста налоговой базы.

Выделяют следующие методы налогообложения:

  • Ш равное;
  • Ш пропорциональное;
  • Ш прогрессивное;
  • Ш регрессивное.
  • 1)Равное налогообложениепредполагает установление фиксированной суммы налога, взимаемой с налогоплательщика. В этом случае вообще нет зависимости между налоговыми ставками и налоговой базой. Примером такого равного налогообложения может служить подушный налог, исторически один из наиболее ранних. В Японии, например, взимается 3200 иен в год с каждого жителя, а во Франции этот налог задействован в качестве одного из источников формирования местных бюджетов.
  • 2)Пропорциональное налогообложениепредполагает установление для каждого налогоплательщика фиксированной ставки, которая не меняется в зависимости от динамики налоговой базы. При таком методе налогообложения налог растет пропорционально росту налоговой базы.

Большинство российских налогов строятся на основе пропорционального метода.

Так, налог на прибыль предполагает установление единой ставки (не зависящей от величины полученной прибыли): 5% – федеральная составляющая, 17% -максимально возможная ставка субъектов Федерации и 2% -муниципальная составляющая налоговой ставки. С 2001 г. налог на доходы физических лиц в России также взимается на основе пропорционального метода налогообложения.

3)Прогрессивное налогообложениепредполагает рост налоговой ставки по мере увеличения налоговой базы. Этот вид налогообложения используется, как правило, при обложении доходов и реже при обложении имущества. Выделяют несколько возможных подходов к построению прогрессии в налогообложении:

а) При простой поразрядной прогрессии выделяются ступени, или разряды, налогооблагаемой базы и для каждого разряда устанавливается налоговый оклад в твердой сумме. Например, первый разряд составляет от 1 до 1000 руб., второй – от 1001 до 5000, третий – от 5001 до 10 000, четвертый – от 10 001 до 15 000 руб. и т.д. Для каждого из названных разрядов устанавливается сумма налога.

Например, для первого разряда – 1 руб., для второго – 100, для третьего – 500 руб. и т.д. В современных условиях такая система практически не используется, поскольку при ее построении невозможно обеспечить прогрессивность в рамках разрядов. Более того, чем шире рамки разрядов, тем менее справедлива данная схема.

б) При простой относительной прогрессии устанавливают разряды и фиксированные ставки по этим разрядам, применяемые ко всей сумме налоговой базы по каждому разряду.

Так, для первого разряда ставка может составить 2%, для второго -8, для третьего – 10, для четвертого – 15% и т.д. Эти ставки должны применяться ко всей сумме полученного дохода.

Неудобство данного подхода построения прогрессии связано с тем, что на стыках разрядов при относительно незначительных различиях в полученных доходах (например, 9999 и 10 000 руб.

) различия в уровне фактических налоговых ставок будут весьма ощутимы – 999 и 1500 руб.

в) Сложная прогрессия наиболее часто встречается в современных налоговых системах. Суть ее заключается в распределении дохода (или налоговой базы иного вида) на несколько разрядов и применении налоговой ставки к части полученного дохода, попавшей в данный разряд.

Фактически это означает, что предельная налоговая ставка применяется не ко всему объему налоговой базы, а только к ее части, соответствующей данному разряду. С 2001 г. в отечественной налоговой системе на основе прогрессии установлены ставки лишь двух налогов – на имущество физических лиц и с наследства и дарения.

4)В рамках моделей налогообложения самостоятельное направление представляет регрессивное налогообложение.

Строго говоря, регрессивное налогообложение можно рассматривать как разновидность прогрессивного, но предполагающего отрицательный коэффициент прогрессии.

При регрессивном налогообложении налоговая ставка не растет по мере роста налоговой базы, а, напротив, снижается.

В чистом виде данный метод в современной экономической практике встречается крайне редко. Тем не менее российская налоговая система начиная с 2001 г. использует регрессивный метод налогообложения при установлении единого социального налога.

Однако если рассматривать не номинальные (предельные) налоговые ставки, а экономические и соотносить сумму уплаченных налогов с общим объемом доходов налогоплательщика, то среди современных налогов можно найти много регрессивных, в том числе практически все косвенные налоги – НДС, акцизы, таможенные пошлины.

Строго говоря, регрессивность налогообложения косвенными налогами имеет место в отношении не налогоплательщиков (каковыми являются предприятия и иные юридические лица), а носителя налогов – населения. При прочих равных условиях, чем ниже уровень доходов того или иного человека, той или иной социальной группы, тем большую долю в его доходах составляют косвенные налоги.

Говоря об изменениях произошедших в налогообложении необходимо начать с проблем в этой сфере в России. Подробнее проблемы будут рассмотрены ниже, сейчас же ограничимся их перечислением:

  • 1) Административные барьеры
  • 2) Высокие налоговые ставки
  • 3) Нецелевое использование налогов
  • 4) Сложность использование налоговых льгот

Все изменения, произошедшие за последние 7 лет, в Налоговом кодексе были направлены на устранение этих проблем. Однако говорить об успехах или повышении эффективности налогообложения не приходится.

Административные барьеры

Бизнес-структуры не раз обращались к Министерству финансов и Федеральной налоговой службе с предложениями по повышению эффективности налогообложения и созданию более благоприятной рыночной среды для ведения хозяйственной деятельности. На многие реформы у бизнеса было немало надежд.

В своем прошлогоднем послании Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Путин призвал прекратить налоговый террор в отношении предпринимателей. Дальнейшее реформирование, а точнее внесение изменений в действующий Налоговый кодекс России, по логике вещей подразумевало выполнение указания, которое дал глава государства. Но все вышло совершенно по-иному.

Предложения Минфина по изменению Налогового кодекса, внесенные в Госдуму в 2006 году, бизнесмены и депутаты назвали ни больше, ни меньше как легализацией того самого налогового террора Гончаров М.В кандидат экономических наук.

Кроме того, депутаты обращали внимание на тот факт, что предложения бизнеса Минфин практически проигнорировал.

Комитет Госдумы по бюджету и налогам, рекомендуя документ к принятию в первом чтении, дал законопроекту заключение, в котором почти на 20 страницах перечисляются его недостатки.

Тем не менее, в первом чтении документ был принят. Главное требование предпринимателей — ограничить проверочную деятельность налоговиков — федеральные власти в результате не выполнили.

Новые поправки к Налоговому кодексу, напротив, дают право налоговым инспекциям требовать от налогоплательщиков предоставлять даже те документы, которые не предусмотрены Налоговым кодексом и находятся вне рамок выездной проверки.

Более того, в поправках говорится, что список этих документов будет сформирован и утвержден главой Минфина, что фактически означает появление в скором времени двух перечней. Один будет прописан в кодексе, другой — подписан министром финансов. Разумеется, это еще больше расширяет полномочия налоговых инспекций.

В поправках установлено, кроме того, что выездные проверки одного налогоплательщика не могут проводиться более двух раз в течение одного календарного года. Предельный срок проведения такой проверки — два месяца, а для организаций с обособленными подразделениями — три. Но по решению высших инстанций срок проверки бухгалтерской отчетности налогоплательщиков может продлеваться.

На фоне этого заявление Федеральной налоговой службы о намерении добиться 100?процентной результативности выездных проверок дало повод предполагать, что теперь инспекторы не имеют право закончить проверку без доначислений — они просто обязаны найти нарушения у всех проверяемых Титов А.А., аспирант Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ.. Дальше — больше.

Уже вступили в силу несколько важнейших поправок к Налоговому кодексу, которые фактически лишают предпринимателей права на защиту от фискального произвола. С 1 января 2006 года вводится внесудебное списание штрафов. Теперь штрафы — до 50 тыс. рублей для организаций и до 5 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей — могут быть списаны с их счетов без решения суда.

Понятно, что чиновники руководствуются благими намерениями — хотят снизить нагрузку на арбитражные суды. Понятно и другое: у налоговиков появилось еще больше возможностей не церемониться с налогоплательщиками.

И пока налоговый инспектор диктует правила игры, по-своему трактуя законы, бизнесу придется несладко. Кстати, предложение депутатов Госдумы о презумпции добросовестности налогоплательщика тоже принято не было.

Чиновников смутило слово «добросовестность», как не странно…

Разумеется, в интересах регионов смягчить последствия нововведений.

Чтобы избежать длительных проверок и дополнительных доначислений, предприниматели будут пользоваться традиционными и новыми схемами ухода от налогового контроля, а значит, и от уплаты налогов.

Регионы в этом случае первыми рискуют потерять налогооблагаемую базу и остаться без налоговых поступлений. По закону отчисления в федеральный бюджет считаются приоритетными.

Создание стимулов для развития налоговой базы регионов невозможно без реализации особой налоговой политики в отношении малого бизнеса. Налоговый кодекс предусматривает два специальных налоговых режима (то есть особого, более простого порядка налогообложения), прежде всего для малого бизнеса.

Это упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход (ЕНВД) от определенных видов деятельности, которые заменяют одним налогом совокупность федеральных, региональных и местных налогов и сборовПо данным начальника информационно-аналитического отдела межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу Дмитрия Куницына.

Предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, не ведут бухгалтерский и налоговый учет. Налоговые обязательства определяют в упрощенном порядке по своему выбору либо как 6% от полученной выручки, либо 15% от выручки минус расходы. Переход на упрощенную систему налогообложения является добровольным для налогоплательщика.

В свою очередь единый налог на вмененный доход применяется только в отношении строго определенных видов деятельности, закрытый перечень которых определен Налоговым кодексом Российской Федерации.

Это виды, ориентированные на конечного потребителя, расчеты по которым производятся наличными деньгами.

«Вмененка» является компромиссным решением, которое, с одной стороны, позволяет в значительной степени упростить налоговый контроль, а с другой — обеспечить приемлемый уровень поступлений Церепов Б.В кандидат экономических наук (смотри ниже).

Размер налога в данной системе налогообложения исчисляется исходя из показателей, определяющих доходность: площади магазина, количества работников и т. д. Таким образом, с 1 января 2006 года полномочия региональных властей в сфере налогообложения малого и среднего бизнеса не столь обширны.

Представительные органы власти субъектов Российской Федерации вправе только «предусмотреть возможность использования упрощенной системы налогообложения на основании патента индивидуальными предпринимателями на основании норм ст. 346.25.1 Налогового кодекса».

Получается, что в какой-то степени местные власти могут облегчить жизнь предпринимателям и в сфере налогообложения. Пойдут ли они на такой шаг — другой вопрос. Ведь предоставляемые бизнесу преференции могут дать свои плоды не скоро, а бюджет надо пополнять сейчас.

Источник: https://vuzlit.ru/801903/nalogovye_stavki_metody_nalogooblozheniya

Адвалорная ставка: что это и как рассчитать ее верно

Специфическая ставка налога

Приветствую! Как только партия любого товара пересекает таможенную границу страны, ее владелец должен заплатить пару-тройку налогов и сборов. Причем, это касается как импорта (ввоз иностранных товаров в страну), так и экспорта (вывоза «родных» товаров за пределы России). А основным «побором» на границе во все времена считались таможенные пошлины.

И сегодня мы поговорим о том, что такое адвалорная ставка. И почему именно ее чаще других используют при взимании таможенных пошлин.

Чем адвалорная ставка отличается от других способов расчета?

Ставки таможенных пошлин могут быть разными. Они классифицируются по целям взимания, по объектам обложения и по характеру происхождения. А еще ставки делятся по способу взимания (или исчисления). По такому критерию они бывают специфическими, комбинированными и адвалорными.

Что такое адвалорная таможенная ставка? Это когда размер пошлины рассчитывается как процент от таможенной стоимости товара (например, 5% или 10%).

Формула расчета пошлины по адвалорной ставке выглядит так:

СТП = ТС*СП,

где СТП – сумма таможенной пошлины к оплате ТС – таможенная стоимость товара, указанная в декларации

СП – ставка, установленная для данной категории товаров

Пример. На территорию России ввозится партия шампуней Head&Shoulders из Польши. Адвалорная ставка для этой категории товаров составляет 6,5%. Партия шампуней была оценена в 200 000 рублей (таможенная стоимость указана в декларации). Отсюда размер таможенной пошлины составит 13 000 рублей.

Важный момент! Адвалорные пошлины всегда рассчитываются в национальной валюте той страны, где взимаются!

Считается, что адвалорную ставку выгодно использовать при налогообложении дорогих товаров (скажем, для электроники). И менее выгодно – для однородных товаров (стройматериалов).

Чем адвалорная ставка отличается от специфической? Тем, что последняя устанавливается в виде фиксированной суммы за единицу товаров. Пример: $34 за 1 тонну сырой нефти. Специфическая (или твердая) ставка формируется в евро или в долларах США. Как правило, такая ставка применятся к сырьевым товарам.

Плюсы и минусы адвалорной ставки

Основной плюс адвалорной ставки очевиден – она эффективней других помогает поддерживать справедливый уровень тарифной защиты в периоды сильных колебаний цен. Другими словами – это самый «честный» способ начисления таможенных пошлин.

Другие достоинства адвалорной ставки:

  • Проста в расчете
  • Соответствует основным нормам внешней торговли
  • Рекомендована к использованию ВТО
  • Обеспечивает стабильность на внутреннем рынке во время резких скачков цен на товары
  • Препятствует ввозу некачественных товаров
  • Минимизирует убытки в ситуации неоплаты платежа

Недостатки адвалорной ставки тоже очевидны.

Во-первых, декларант может умышленно «удешевить» в декларации ввозимый товар. Соответственно, и размер таможенной пошлины тоже будет искусственно занижен.

Во-вторых, налог, уплаченный импортером на таможне, обязательно будет включен в цену товара. И по факту уплата адвалорной ставки ложится на плечи конечного потребителя.

Краткая история адвалорной ставки в России и не только

До 1992 года доля адвалорных ставок в России составляла 70-80%. На долю специфических и комбинированных приходилось только 30-20%. После 1992-го доля второго типа ставок росла с каждым годом.

Сегодня специфические ставки используют, например, для расчета пошлины на сигареты: 2 евро за 1000 штук. Чем выше акциз – тем дороже сигареты для конечного потребителя.

Но и адвалорная ставка применяется практически во всех развитых (и не очень) странах. Почти всегда ее используют при начислении таможенных пошлин на наукоемкую и машинно-техническую продукцию. Обычно размер адвалорной ставки варьируется в диапазоне от 0% до 30% таможенной стоимости товара.

Иногда адвалорная ставка нужна для расчета комбинированных пошлин. Это происходит примерно так.

Вначале рассчитывается адвалорная ставка. Затем – специфическая. Из двух полученных чисел выбирают большее по размеру. Либо суммируют оба значения.

К слову, всем знакомый НДС и НДФЛ – это тоже, по сути, адвалорная ставка.

и делитесь ссылками на свежие посты с друзьями в социальных сетях!

Владимир Сильченко

6 июля 2017

Частный инвестор, предприниматель и автор этого блога.

Об авторе Загрузка…

Источник: http://capitalgains.ru/obrazovanie/nalogi/advalornaya-stavka.html

Классификация налоговых ставок. Виды налоговых ставок

Специфическая ставка налога

Законодательством РФ предусмотрено большое количество налогов и соответствующих им ставок. Грамотная политика государства в аспекте их утверждения предопределяет эффективность бюджетной политики и развития национальной хозяйственной системы в целом. Какова специфика определения их величины? Какими могут быть основания для классификации налоговых ставок?

Что такое налоговая ставка?

Изучим особенности такого явления, как налоговая ставка. Под данным термином чаще всего понимаются начисления в расчете на единицу измерения соответствующей базы для того или иного вида сбора в бюджет. Обозначение налоговых ставок чаще всего осуществляется с помощью процентов. Например, ставка НДФЛ в России составляет 13%, НДС — 18%.

В ряде случаев соответствующий показатель определяется в виде десятичных чисел. Для НДФЛ и НДС это будет 0,13 и 0,18 соответственно. Законами также может быть предусмотрена 0 налоговая ставка (нулевая) для российских налогоплательщиков. Это может наблюдаться на примере нулевой величины НДС для предприятий, работающих при УСН. Далее мы рассмотрим данную особенность подробнее.

Основные налоговые ставки в РФ

Изучим основные налоговые ставки, установленные НК РФ. В числе самых распространенных видов сборов в российский бюджет:

  • НДФЛ;
  • на прибыль организаций;
  • НДС;
  • на выручку (прибыль) по УСН;
  • ЕНВД;
  • транспортный налог;
  • имущественный сбор для организаций;
  • налог на недвижимость для граждан;
  • земельный налог.

Изучим их специфику подробнее.

НДФЛ

Налоговые ставки по налогам на доходы физических лиц, или НДФЛ, в России — 13% для резидентов РФ, 30% — для граждан, не имеющих такового статуса. Критерий, по которому плательщики относятся к первой категории — нахождение в России основную часть дней года. При этом не важно, является ли человек гражданином РФ, или он иностранец.

НДФЛ в России платится с самых разных доходов, которые получает человек: с зарплаты, выполнения подрядных работ и услуг, продажи имущества и т. д.

Особенность данного сбора в том, что в отношении него установлены различные вычеты — социальные, имущественные, стандартные.

То есть у гражданина, уплачивающего НДФЛ, есть возможность уменьшить соответствующий сбор по предусмотренным законом основаниям.

Ставка НДФЛ, исходя из оснований для классификации, определенных нами выше, может быть отнесена к категории базовых и относительных. Вместе с тем в том случае, если плательщик не имеет статуса резидента РФ, то она вполне может быть классифицирована как повышенная, так как ее размер увеличивается более чем в 2 раза.

Налог на прибыль организаций

Данный налог платят, в основном, крупные бизнесы с большими оборотами. Малые и средние предприятия стараются работать в режиме УСН.

По данному сбору налоговые ставки в 2015 году составляют 20% для всех видов доходов предприятий.

Законодательство не определяет каких-либо льгот для организаций, которые обязаны осуществлять соответствующие перечисления в бюджет, как при уплате НДФЛ для некоторых категорий плательщиков.

По тем основаниям для классификации ставок, которые определены нами выше, ту, что установлена для налога на прибыль, можно отнести к категории базовых и относительных.

НДС

Ставка налога на добавленную стоимость, НДС, в России — 18%. При этом платят его не все. Для фирм, работающих по УСН, установлена 0 налоговая ставка в отношении НДС. Между этим сбором и НДФЛ можно провести некоторую аналогию — законом предусмотрены различные основания для вычетов при исчислении и уплате НДС организациями.

Ставки по НДС можно классифицировать как относительные и базовые.

Налоги при УСН

Упрощенная система налогообложения, или УСН, — интереснейшее явление. Данного типа сборы призваны в значительной степени снизить налоговую нагрузку для предприятий, особенно это важно для начинающих бизнесов.

Собственно, использовать ее могут только те организации, обороты которых относительно невелики — в пределах 60 млн. руб. в год. Законодательством РФ определено 2 типа ставок для УСН: при взимании налога с выручки предприятия — 6%, при сборах с прибыли — 15%.

Предприниматель сам выбирает одну из двух указанных схем расчетов с государством.

Для предприятий, работающих при УСН, как мы отметили выше, установлена 0 налоговая ставка для НДС. Однако фирма может самостоятельно формировать документы, в силу которых у нее может возникнуть обязательство по уплате соответствующего сбора. Налог на добавленную стоимость можно отнести к базовым и относительным.

Ставки, установленные для УСН, можно отнести к пониженным (они устанавливаются как альтернатива тем, что определены для налога на прибыль) и относительным. Но некоторые юристы все же склонны классифицировать их как базовые, так как соответствующий сбор относится к отдельной категории.

Полезно будет изучить корреляцию между УСН и сборами в государственные фонды — ПФР и ФФОМС, которые уплачивают за себя индивидуальные предприниматели. Данные платежи ИП осуществляют вне зависимости от того, есть у них прибыль или нет. Поэтому соответствующий тип налогов вполне можно отнести к категории абсолютных, так как их величина фиксированная (определяется на год).

Например, в 2015 году соответствующая сумма составляет порядка 22 тыс. руб. Особенность законодательного регулирования уплаты сборов в государственные фонды в том, что данные платежи могут быть полностью зачтены в счет уплаты ИП налогов по УСН. Фактически, образуется 0 налоговая ставка для УСН.

Данная полезнейшая особенность находит весьма положительную оценку в среде российских предпринимателей.

ЕНВД

Некоторые компании, работающие в РФ, предпочитают вести деятельность в рамках режима ЕНВД (единого налога на вмененный доход). Ставка в рамках данного типа сборов устанавливается федеральным законодательством, сейчас она составляет 15%. Но кроме нее в формуле расчета данного налога задействуются базовая доходность, физические показатели, а также коэффициенты — К1 и К2.

Какова специфика правового регулирования данного сбора? Базовая доходность, физические показатели и первый коэффициент устанавливаются в федеральных законах, второй — в региональных. Работа предприятия в режиме ЕНВД предполагает, что оно уплачивает фиксированный сбор в бюджет безотносительно доходов. Ставка по данному налогу относится, таким образом, к абсолютным и базовым.

Транспортный налог

Интересен транспортный налог, относящийся к категории региональных. Ставка по нему может определяться, исходя из самых разных критериев: года выпуска автомобиля или иного транспортного средства, мощности двигателя, вместимости, отнесения к той или иной категории.

Теоретически некоторые из соответствующих показателей, установленных законодательствами разных регионов, могут различаться очень значительно. Например, для легковых машин, обладающих двигателем с мощностью до 100 лошадиных сил, налоговая ставка транспортного сбора может составлять от 1 до 25 руб. за одну л. с.

Однако показатели, о которых идет речь, могут быть уменьшены или увеличены властями субъектов РФ не более чем в 10 раз относительно цифр, зафиксированных в НК РФ.

Ставку по транспортному налогу можно классифицировать как относительную и базовую. Но законом предусмотрены основания, позволяющие в ряде случаев классифицировать некоторые разновидности соответствующих показателей по данному сбору как повышающие или понижающие.

Имущественный налог для организаций

Налог на имущество предприятий относится к категории региональных. Что это значит? Прежде всего то, что налоговая ставка на имущество фиксируется на уровне законов субъектов РФ.

Однако в Налоговом Кодексе определен предельный ее показатель — 2,2%.

Имущественный сбор уплачивают: российские организации (если у них в собственности есть движимое и недвижимое имущество, учтенное на балансе), иностранные компании (при владении недвижимостью).

Если соотнести рассматриваемый сбор и виды налоговых ставок, определенные нами в начале статьи, то мы можем классифицировать соответствующий показатель как относительный и базовый.

Налог на имущество для граждан

Необходимость уплаты налога на имущество установлена законодательством РФ также и в отношении граждан. Данное обязательство в частности должны выполнять владельцы квартир, комнат и домов. Ставки налога на недвижимость для граждан устанавливаются муниципальными властями — в интервале 0,1-0,3% от кадастровой стоимости жилья.

При этом до 2019 года в формуле исчисления соответствующих платежей применяются понижающие коэффициенты, облегчающие адаптацию граждан к данному налоговому обременению. Также при определении величины имущественных сборов для граждан используются вычеты в виде уменьшения площади жилья на заданное количество квадратных метров и пропорционального снижения его кадастровой стоимости.

В соответствии с отмеченной нами классификацией ставки по имущественному налогу для граждан можно отнести к относительным и базовым. Рассматриваемый сбор относится к категории местных. К этой категории принадлежит также земельный налог. Изучим его специфику.

Земельный налог

Как и в случае с налогом на имущество для граждан, ставки в отношении рассматриваемого сбора фиксируются в муниципальных правовых актах. Их величина не может превышать 1,5%, если речь идет о землях: используемых в сельском хозяйстве, в жилищном строительстве, а также в качестве дачных и садоводческих участков. Для остальных категорий земель предельная величина показателя — 0,3%.

Ставки по рассматриваемому сбору можно отнести к относительным и базовым. Показатель в 0,3% некоторые юристы относят к понижающим.

Изменения в налоговом законодательстве в 2015 году

Итак, в России утверждены самые разнообразные виды сборов и соответствующие им налоговые ставки. 2015 год характеризуется заметными активностями законодателя в аспекте корректировки данных показателей — на том или ином уровне регулирования обязательств налогоплательщиков перед государством.

Возможно, наиболее заметные корректировки в налоговом законодательстве коснулись имущественных сборов, которые должны перечислять государству граждане. Выше мы отметили, что данного типа налог исчисляется, исходя из кадастровой стоимости жилья. Но до 2015 года величина сбора определялась инвентаризационной стоимостью, которая в общем случае существенно ниже.

Заметные изменения характеризуют также транспортный налог. Дело в том, что с 2015 года соответствующий сбор для дорогих автомобилей (от 3 млн. руб.

и выше) рассчитывается с применением повышающих коэффициентов. Таким образом, год, в котором значительно реформировалась соответствующая налоговая ставка, — 2015.

Транспортный налог владельцы дорогих автомобилей будут платить в рамках более строгих критериев.

Источник: https://FB.ru/article/192423/klassifikatsiya-nalogovyih-stavok-vidyi-nalogovyih-stavok

Ваши права
Добавить комментарий