Сомнительные согласные, которые надо запомнить примеры

Орфограммка

Сомнительные согласные, которые надо запомнить примеры

1.

      Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных л м н р. Например: смазка – смазать, молотьба – молотить, гриб  – грибы, грибной. Ср.: Луга шли вперемежку с полями (перемежаться). – Черные карандаши были разбросаны вперемешку с цветными (перемешаться);Изморозь рисует замысловатые узоры на стеклах (морозить). – Как сквозь сито сеялась мелкая изморось (моросить).

2.      Для проверки написания сомнительной согласной иногда используется чередование звуков. Ср.

: коврижка, пичужка (от коврига, пичуга, с чередованием   г  –  ж)  – деревяшка, копчушка (в современном языке соответствующего чередования нет); скворечник (от скворец,  с чередованием   ц    ч)  –набалдашник (без чередования).

Не связано с явлением чередования наличие двух орфографических вариантов с одним и тем же значением, например: галоша –  к алоша, дискутировать – дискуссировать, синтаксический – синтактический, апокалипсический – апокалиптический.

3.      В некоторых словах иноязычного происхождения написание сомнительной согласной нельзя проверять однокоренным словом, например:абстракция (хотя абстрагировать).

4.

      Написание слов с непроверяемыми согласными определяется по орфографическому словарю, например: асбест, бонбоньерка, варежка, вокзал, кобчик (птица), копчик (кость в оконечности позвоночника), мундштук, ягдташ.

↑ Cодержание ↑

§9. Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня

1.

      Двойное ж  пишется в корнях слов вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник и однокоренных с ними. Ср.: возжечь (воз + жечь) –возжжешь (воз + жжешь), также возжженный.

2.      Двойное  с   в корне пишется в словах  сс  ора, ссуда и однокоренных с ними.

3.      Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например:главврач, госсектор, поссовет, роддом.

4.

      В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются, например: балл – пятибалльный, галл – галльский, гунн – гуннский, компромисс  – компромиссный, группа – группка, диаграмма – диаграммка, программа –программка, телеграмма – телеграммка.  То же – в собственных именах, например: Канберрский университет, Каннский кинофестиваль, Лозаннская конференция, боннское правительство, таллиннские памятники старины и т.п.

Исключения.

 В некоторых словах в рассматриваемом случае пишется одна согласная, например: кристалл  – кристальный, финн – финский, колонна – колонка, тонна – пятитонка, финн – финка (обычно двойное  н  стягивается в одно  н  перед суффиксом  ), оперетта –оперетка; в названиях лиц с суффиксом  , например: Алла  – Алка, Анна – Анка, Кирилл  – Кирилка, Римма – Римка, Савва – Савка, Филипп – Филипка, Эмма – Эмка.

5.

      Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например:беззаветный – бессердечие, воззвание – восстание, подделать, раззадорить – рассказ, чересседельник; то же самое касается и приставок иноязычного происхождения, например: диссимиляция, контрреволюционный, транссибирский.

6.

      Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется по орфографическому словарю, например: аббревиатура, абсцисса, акклиматизация, аккомодация, аккредитив, аксессуар, аллергия, аллитерация, аммиак, аммонит, апелляция, аппендицит, аппликация, аппретура, аппроксимация, асессор, ассемблер, атолл, аттентат, аттик, аттракцион, баббит, балласт, баллон, баллотироваться, баррель, беллетристика, биссектриса, босс, буффон, вендетта, гиббон, гиппопотам, гуммиарабик, гуттаперча, депрессант, джоббер, дилемма, дистиллировать, дифференциал, идиллия, иллюминация, индифферентный, иррациональный, ирригация, каллиграфия, кассация, клемма , коллежский, колосс, коралл, коррозия, коррупция, коэффициент, кристалл, мантисса, муссон, оппозиция, параллелепипед, параллелограмм, пассат, перрон, пессимизм, рессора, саммит, сеттер, сеттльмент, силлабический, симметрия, спагетти, стеллаж, стрептококк, теннис, терраса, террикон, территория, троллейбус, хиппи, хлорофилл, хобби, целлюлоза, цирроз, чеддер, шасси, шиншилла, эксцесс, эллипс, эссенция.

В суффиксе   тта   пишется два  т, например: ариетта, оперетта, симфониетта.

В слове генералиссимус пишется два  с.

↑ Cодержание ↑

§10. Непроизносимые согласные

Для проверки написания слов, имеющих в своем составе группу согласных  здн, ндск, нтск, стл, стн, рдц, лнц,  а также в некоторых словах свствнужно  изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, с тем чтобы после первого или второго согласного этой группы стоял гласный, например: грустный (грустен, грустить) – гнусный (гнусен); свистнуть (свистеть) – свиснуть (свисать). Ср: агентство, безвестный, властный, гигантский, голландский, горестный, громоздкий, дилетантский, доблестный, захолустный, здравствовать, корыстный, костный, местный, ненавистный, ненастный, окрестность, пастбище, поздно, праздность, прелестный, пристрастный, сверстник, сердце, солнце, счастливый, тростник, хлестнуть, чувствовать, целостный, яростный.

↑ Cодержание ↑

Источник: https://orfogrammka.ru/ogl02/81920104.html

Сомнительные согласные: примеры. Правописание сомнительных согласных в корне слова

Сомнительные согласные, которые надо запомнить примеры

Русский язык не был бы великим и могучим, если бы не обладал сложной грамматикой. И изучить все правила совсем непросто не только для иностранных учеников, но и для носителей.

Еще в начальных классах при обучении правописанию школьники сталкиваются с серьезными проблемами, одна из которых – сомнительные согласные.

Примеры слов с ними вызывают массу затруднений и подчеркиваний красной ручкой от разгневанного учителя в тетрадях. Как же развеять сомнения? Ответы попробуем найти в этой статье.

От того, в какой части слова и в каком окружении расположен тот или иной звук, зависит его позиция: сильная или слабая. В слабой позиции звук теряет свои отличительные свойства и уподобляется другому, более сильному. Таким образом, сильная позиция раскрывает все свойства звука и позволяет отличить его от остальных в потоке естественной речи.

Безусловно, сильная позиция для гласного звука – это его нахождение под ударением. В слове «спешить» звук [е] безударен, поэтому его можно легко принять за [и]. Для проверки правописания стоит подобрать однокоренное слово, где бы нужная гласная находилась под ударением – «спешка». Так как корень слова не изменился, можно сделать вывод: в слове пишется буква е.

Сильная позиция для согласных бывает двух типов: по звонкости и глухости, а также по твердости и мягкости. В первом случае согласный должен стоять или после гласной (пол, бил), или после сонорной согласной, а также звука [в] (твой, злость).

Участие голоса в гласных и сонорных звуках помогает раскрыть сильные стороны согласного звука. В случае с твердостью и мягкостью сильная позиция согласного – в конце слова (угол – уголь), перед гласной (мол – мёл), а также перед твердой согласной (издевка).

Согласные звуки в сильной позиции интуитивно понятны всем носителям языка. Поэтому они никогда не вызывают трудностей у учащихся и легко запоминаются.

Слабая позиция

Именно она вызывает наибольшие затруднения при обучении правописанию, так как звук в такой позиции теряет свои отличительные свойства.

Вместо звонкой согласной ученику очень хочется написать глухую, а твердую заменить мягкой.

Винить в этой путанице стоит морфологический принцип написания слов в русском языке – необходимо писать все значащие части слова по стандартному шаблону, не обращая внимания на особености их произношения.

Для гласных звуков это, конечно же, положение в безударном слоге: весна, молоко. Звуки в такой позиции теряют долготу и силу. Как говорилось выше, для проверки написания таких слов необходимо подбирать аналогичные формы с тем же звуком в сильной позиции – под ударением.

С согласными дело обстоит куда сложнее. Если говорить о глухости и звонкости, то слабой позицией в этом случае будет положение звука в конце слова (зуб), а также перед шумными глухими и звонкими согласными (лодка, пересдача).

Составляют сомнительные согласные примеры и по мягкости/твердости: это в первую очередь уподобление впереди стоящему мягкому согласному (листик, всё, сборщик). Подробнее об особенностях написания мягкого знака будет рассказано в предпоследней главе.

В конце слова

В каких же позициях наиболее часто встречаются слова с сомнительными согласными? Примеры очень многочисленны, поэтому прежде всего отдельно рассмотрим конечную позицию – она наиболее распространена в великом и могучем.

Звонкие согласные в конце слова имеют устойчивую тенденцию оглушаться, так как к концу слова произносительное усилие сводится к минимуму. Звуки [ф] в слове “объектив”, [ш] в слове “стриж” – сомнительные согласные. Примеры озвончения в конце русских слов не встречаются.

Проверить правописание таких согласных легко – нужно изменить словоформу так, чтобы после непонятного звука стоял гласный: “объективы”, “стрижи”.

Следует также помнить о непроверяемых случаях: родительном падеже множественного числа (столов) и деепричастиях (упав, сделав).

Сомнительные согласные в корне слова: примеры и правила

Корень слова – важнейшая часть, несущая смысл, поэтому искажать ее ни в коем случае нельзя. Существует много случаев, когда стоит запомнить правописание сомнительных согласных в корне слова. Примеры последуют ниже.

Прежде всего, подбор проверочного слова с этой же согласной в сильной позиции может существенно облегчить написание многих слов (смазка – смазывать). Чередование согласных г-ж и ц-ч также иногда встречается в русском языке (коврижка – коврига).

Двойная согласная

Если приставка и корень стыкуются с помощью одной и той же согласной, она удваивается (бессердечный, воззвать). То же касается стыка двух основ в сложных словах (главврач). Зачастую эта особенность отражается и при произнесении, так что не вызывает трудностей.

Есть и другие позиции, в которых стоят сомнительные согласные в корне: примеры касаются стыков с суффиксами. Если корень оканчивается на двойную согласную, она остается перед суффиксом в полном объеме: десятибалльный, компромиссный.

Заставят потрудиться память непроверяемые сомнительные согласные в корне слова. Примеры можно найти в орфографическом словаре: атолл, гиббон, каллиграфия, параллелограмм, теннис и другие.

Мягкий знак: нужен или нет

Зачастую подвергается сомнениям мягкость согласного. Проблема здесь состоит в том, что смягчить звук способен не только мягкий знак, но и гласный с йотовым компонентом (буквы е, ё, ю, я, а также и).

Поэтому в словах, где за двумя согласными следует такой гласный, мягкий знак между ними не нужен. Это правило еще раз подтверждает, какой сложный феномен – сомнительные согласные.

Примеры: снежок, птенчик, гонщик, уздечка.

Особый пункт в этом правиле – числительные от пятидесяти до восьмидесяти, а также от пятисот до девятисот. Мягкий знак в словах шестьсот, семьсот остается как часть основы в составном слове.

Инфинитивы пишутся с мягким знаком перед постфиксом, в отличие от личных форм глагола (хорошо учиться – они хорошо учатся).

Сюда же относятся формы повелительного наклонения глагола во множественном числе (сядьте, бросьте).

Сомнительные и непроизносимые согласные: примеры и правила

Стечение трех и более согласных звуков неизбежно влечет за собой выпадение одной из них, находящейся в наиболее слабой позиции.

Подбор однокоренного слова с этим звуком в сильной позиции станет надежным помощником и в этом случае. Например: здравствуйте – здравие, дилетантский – дилетант.

А вот слово «лестница» придется запомнить, потому что проверочное «лесенка» здесь ничем не поможет.

Как перестать сомневаться

Только комбинирование разных методов поможет навсегда разобраться с многоликой проблемой сомнительных согласных в русском языке. Прежде всего, стоит взять на вооружение подбор проверочных слов с согласными в сильной позиции. Помимо самопроверки, поиск таких форм – это еще и увлекательное занятие, позволяющее лишний раз уделить внимание своему словарному запасу.

Безусловно, существует множество слов, которые нельзя проверить в силу их происхождения или уникальности. Такие случаи собраны в любом орфографическом словаре – надежном помощнике для каждого, кто хочет знать русский язык досконально.

И наконец, не стоит отчаиваться – полностью постичь сложнейшую грамматику русского языка могут очень немногие. К любым ошибкам правописания не нужно относиться чересчур эмоционально, достаточно лишь с готовностью их исправлять и стараться запомнить. Сомнения присущи не только согласным звукам, но и каждому из нас.

Источник: https://autogear.ru/article/268/241/somnitelnyie-soglasnyie-primeryi-pravopisanie-somnitelnyih-soglasnyih-v-korne-slova/

Сильная позиция

От того, в какой части слова и в каком окружении расположен тот или иной звук, зависит его позиция: сильная или слабая. В слабой позиции звук теряет свои отличительные свойства и уподобляется другому, более сильному. Таким образом, сильная позиция раскрывает все свойства звука и позволяет отличить его от остальных в потоке естественной речи.

Безусловно, сильная позиция для гласного звука – это его нахождение под ударением. В слове «спешить» звук [е] безударен, поэтому его можно легко принять за [и]. Для проверки правописания стоит подобрать однокоренное слово, где бы нужная гласная находилась под ударением – «спешка». Так как корень слова не изменился, можно сделать вывод: в слове пишется буква е.

Сильная позиция для согласных бывает двух типов: по звонкости и глухости, а также по твердости и мягкости. В первом случае согласный должен стоять или после гласной (пол, бил), или после сонорной согласной, а также звука [в] (твой, злость).

Участие голоса в гласных и сонорных звуках помогает раскрыть сильные стороны согласного звука. В случае с твердостью и мягкостью сильная позиция согласного – в конце слова (угол – уголь), перед гласной (мол – мёл), а также перед твердой согласной (издевка).

Согласные звуки в сильной позиции интуитивно понятны всем носителям языка. Поэтому они никогда не вызывают трудностей у учащихся и легко запоминаются.

Сомнительные согласные, которые надо запомнить примеры

Сомнительные согласные, которые надо запомнить примеры

Образование Сомнительные согласные: примеры. Правописание сомнительных согласных в корне слова 27 сентября 2016

Русский язык не был бы великим и могучим, если бы не обладал сложной грамматикой. И изучить все правила совсем непросто не только для иностранных учеников, но и для носителей.

Еще в начальных классах при обучении правописанию школьники сталкиваются с серьезными проблемами, одна из которых – сомнительные согласные.

Примеры слов с ними вызывают массу затруднений и подчеркиваний красной ручкой от разгневанного учителя в тетрадях. Как же развеять сомнения? Ответы попробуем найти в этой статье.

1.5. Правописание ы – и после шипящих и ц в корнях, суффиксах и окончаниях

Сомнительные согласные, которые надо запомнить примеры

ПослеЦ пишетсяИв корне (цифра,цигейка,цирк).Исключения: цыган,на цыпочках,цыкнуть,цыц,цыпки,цыплячий.

Пишется Ив словах на -ция(милиция,акация,конституция).Пишется Ив суффиксах –изм-,-ист-(классицизм,классицист,практицизм).

ПослеЦпишется Ыв суффиксахи окончаниях существительных иприлагательных (улицы,певцы,царицын).Исключениями являются некоторые именасобственные, сохранившие традиционныенаписания (Ельцин,Вицин).

Упражнение7. Спишите,вставив пропущенные буквы. Объяснителексическое значение неизвестных вамслов.

Ц…рк, ц…ркуль,панц…рь, ц…гейка, ц…фра, ц…нк, ц…тата,ц…трусовый, демонстрац…я, акац…я,станц…я, информац…я, медиц…на,коллекц…я, репетиц…я, ц…ркач, ц…рковой,ц…тировать, ц…кл, ц…клон, ц…клоп,ц…ник, ц…анистый, ц…гарка, операц…я,ц…ган, ц…кнуть, ц…плёнок, ц…плячий,ц…ганский, продукц…я, милиц…

я, позиц…я,экспедиц…я, редакц…я, сигнализац…я,репродукц…я, спец…альность, ц…ркуляция,иллюстрац…я; отц…, огурц…, улиц…,молодц…, бойц…, удальц…, девиц…,красавиц…, учениц…, танц…, сестриц…,лестниц…, столиц…, гусениц…, куниц…,птиц…, синиц…, овц…, ножниц…, рукавиц…, щипц…, конц…, бледнолиц…

й, круглолиц…й, сестриц…н, лисиц…н,куниц…н, пшениц…н, на ц…почках,ассоциац…я, провинц…я, дикц…я, скворц…,смуглолиц…й, спиц…, зарниц…, принц…пы,пац…енты, репутац…я, грац…я, реализац…я,ц…ничный, эмоц…и, соц…альный,иллюминац…я, администрац…я, авиац…я,инспекц…я, полиц…я, ассигнац…я,формац…я, пальц…

, станиц…, мельниц…,ин…ц…атива, классиц…зм, делегац…я,акц…онер, агитац…я, декл…рац…я,антиц…клон, газификац…я, интел…генц…я,модернизац…я,оптимизац…я, ц…вилизац…я,ц…низм, операц…я, синиц…н, коэфиц…ент,провинц…альный, эскалац…я,коллекц…я,птиц…н, эксплуатация, иниц…алы,демокр…тизац…я, инц…дент, ц..

.ркуляр,плоскогубц…, ц…линдр, ц…рюльник,компенсац…я,диссимиляц…я, принц…пиальность,ц…плята, взять под уздц…, дисц…плина,рец…див,нац…я,ц…кличность, рац…он, аудиенц…я,грац…озный, соц..ология, ц…лебный,энц…клопедия, традиц…я, резиденц…я,спец…алист, реставрац…

я, ц…фровой,ц…кличный, пац…фист, иниц…атива,ц…тадель, ц…тата, ц…новка.

2. Правописание согласных в корне

Согласныебуквы разделены на три группы: сомнительные,непроизносимые и удвоенные (одинарные).

2.1. Правописание сомнительных и непроизносимых согласных

Сомнительныесогласные возникли в русском языке врезультате двух фонетических законов:озвончения и оглушения.

Закон оглушениясостоит в том, что звонкие согласныеперед глухими в середине и конце словаоглушаются (горо[т],кни[ш]ка,ни[с]кий).

Закон озвончения действует противоположнымобразом: глухие согласные перед звонкимив начале и середине слова озвончаются([з]делать,ко[з]ба).

Чтобы проверитьсомнительную согласную, нужно подобратьтакое проверочное слово, чтобы этасогласная слышалась отчётливо (книжка– книжечка,город– города,косьба– косить).

Иногдасомнительную согласную нельзя проверятьоднокоренным словом (абстракция– абстрагировать,шведский– Швеция,свадьба– сватать,шпик– шпиговать).

Следуетзапомнить:приставки зв русском языке не бывает (сделать,сдача,сдобный).

Есть несколько слов, в которых зявляется частью корня (здесь,здешний,здоровье,здравие,здравствовать,здание,ни згина видно).

Нельзя забывать и о смысловомзначении слова:вперемежку– между,вперемешку– перемешивать;изморось– моросит,исморозь– морозит.

Непроизносимымисогласнымив русском языке являются т,д,в,л.

Чтобы проверить, есть ли согласная вслове, нужно подобрать проверочноеслово или однокоренное чтобы этасогласная появилась (радостный– радость,окрестность– крест,громоздкий– громоздить).

Следуетзапомнить:лестница,чувство,праздный.В этих словах согласная не проверяетсясовременными русскими словами.

Следуетзапомнитьвственный– «явный,очевидный», яства – «есть»; шествовать– «идти», шефствовать– «шеф»;ровесник – «весна», сверстник– «верста»;косный – «отсталый», костный– «кость»;участвовать– «быть частью»;блеснуть,проблески– блестеть,блёстки. В этих словах корни произносятсяодинаково, но имеют разное лексическоезначение и поэтому пишутся по-разному.

Упражнение 8.Спишите, вставив пропущенные буквы,где необходимо. Запишите проверочныеслова.

Изморо…ь на крышах,бро…кий заголовок, ве…ти за руку,замёр…шая вода, поз…няя жени…ьба,праз…ничное ше…ствие, громоз…каявещь, различные я…ства, за окном изморо…ь,сверс…ники и ровес…ники, прои…шествие,ше…ствовать над ветеранами, сидетьвпереме…ку, ве…ти на телеге, рекламноеаген…ство, словес…ный портрет,причас…ность, я…ственно услышал,искус…ная резьба, старинная уса…ьба,кос…ный взгляд, че…ствовать героя,рыжеволосая ирлан…ка, конъю…ктурныйроман, неприятный инци…дент, впереме…кус фруктами, новый дерма…тин, качественнаяшпа…лёвка, сума…шедший день,безмол…ствовать по неволе, совмес…ныйпроект, пос…ный день, вкус…ный обед,гиган…ский проект, доблес…ный труд,комендан…ский час, кос…ный мозг,целос…ный взгляд, осмотреть окрес…ность,ярос…ный противник, ненас…ный вечер,дилетан…ский подход, хлес…нуть полицу, уча…ствовать в мероприятии,чу…ствительный орган, напрас…ный труд,слегка хрус…нуть, безвозмез…ная помощь,праз…ный человек, по…скользнуться накрыльце, на…смехаться над всеми, весёлаясва…ьба, по…чевать ветчиной, загвоз…касо здоровьем.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5273178/page:4/

Ваши права
Добавить комментарий