Сколько лет стипендиат должен отрабатывать?

Целевики три года должны будут отработать на родном предприятии

Сколько лет стипендиат должен отрабатывать?

С этого года вузы могут поменять правила целевого приема. Министр образования и науки Ольга Васильева на встрече с ректорами педвузов предложила несколько мер для повышения эффективности целевого обучения в педвузах.

Речь идет о заключении трехстороннего договора между работодателем, абитуриентом и вузом до начала приемной кампании. В планах обязать целевиков отрабатывать по три года на муниципальных предприятиях.

Такая схема может подойти и другим отраслевым вузам.

За год в вузах проходят обучение 250 тысяч студентов-целевиков. Возвращаются к работодателям в свои регионы не более 20-30 процентов. Вот свежий пример. В Вологодской области к нынешнему февралю за направлениями в департамент здравоохранения обратились более 120 выпускников школ.

При этом на работу в прошлом году пришли только 46 молодых специалистов. Ответственности за то, что нарушили условия договора, целевики чаще всего не несут. А потому целевые направления в некоторые вузы нередко рассматриваются как удобный способ стать студентом с невысоким баллом ЕГЭ.

Целевые направления нередко становятся способом поступить в вуз с невысоким баллом ЕГЭ

Кому дать направление, решает регион или ведомство. По закону конкурс среди целевиков должен быть. Но если вуз берет 30 целевиков, а заявлений 31, можно считать, что конкурс есть. Средний балл целевиков – 62. При этом для всех остальных он может быть в вузе и 75, и 80.

В Московском государственном педуниверситете целевики из регионов готовы выстраиваться в очередь.

Экс-глава Рособрнадзора: История может стать обязательной на ЕГЭ

– В 2016 году было 366 заявок, в 2015-м – 286, в 2014-м – 162, – рассказывает проректор по учебной работе Елена Болотова.

Но взять всех их вуз не может. По закону вузы обязаны согласовывать квоты с региональными департаментами и министерствами. Не всегда эти решения принимаются в интересах приезжих целевиков.

Столичные целевики научились извлекать пользу даже из строгих правил приема. Вот как это делается: вузы сейчас зачисляют выпускников в две волны. Конкурс среди целевиков, как известно, ниже, чем у всех остальных поступающих, и зачислять их вуз обязан чуть раньше, чем тех, кто идет в первую волну.

Человек подает заявления и на целевое место, и на обычное. Его зачисляют как целевика, а дальше он смотрит: если проходит по баллам в первую волну, то забирает заявление с целевого места и поступает в вуз как все остальные. Без всяких обязательств перед будущим работодателем.

“Никакого наказания за то, что человек отказался идти по целевому направлению, нет”, – поясняет проректор Елена Болотова.

Если выпускник школы видит, что по баллам не проходит с основным потоком, то остается в целевиках. Можно ли как-то противостоять этой схеме?

– Думаю, всех абитуриентов надо принимать на общих основаниях. Целевой прием можно оставить только для тех, кто приезжает поступать с направлением из своего региона и обязательством вернуться обратно. Во всех остальных случаях надо переходить на расширение целевого обучения.

При этом выстроить отношения со студентом так, чтобы работодатель его подхватывал только после зачисления на первый курс.

В договоре обязательно должно быть прописано, где человек будет проходить практику, кто и как оплатит дорогу, питание, проживание в общежитии, – считает Елена Болотова.

– Может быть, надо проводить среди целевиков тестирование на профпригодность, ведь педвузы имеют на это право? – спрашиваю.

– Такой опыт был. Кто-то получал ожидаемый результат, кто-то огорчался. Было много трагедий. Допустим, родители отправляли ребенка в педвуз, а он приносил им результаты тестирования, из которых было ясно, что в системе “человек-человек” ему будет трудно работать. Мама с папой настаивали… И потом, тестирование – очень затратное мероприятие, – говорит проректор МПГУ.

В технологическом университете МИСиС с целевыми направлениями поступает около 1 процента абитуриентов. Почему так мало? Не набирают на ЕГЭ нужных для зачисления 210 баллов. Еще недавно порог был гораздо меньше и целевиков с направлениями приезжало очень много. По данным вуза, возвращались домой от 3 до 12 процентов.

При этом общее количество целевиков в вузе – около трети всех студентов. В филиалах – до 80 процентов. Работодатели начинают присматривать для себя будущих сотрудников уже во время учебы.

И как быть, если целевика отчислили за плохую учебу, он стал многодетным отцом или уехал в другую страну?

– Обычно это происходит начиная со второго курса,- рассказала ректор университета Алевтина Черникова. – Приведу вам пример, как подбирал для себя кадры один из горнорудных комбинатов.

Сначала представители комбината протестировали 86 студентов, после собеседований осталось 54, после дополнительного тестирования 34. Дальше началась индивидуальная работа, потому что компания искала людей, которые поедут работать в Кузбасс. В итоге осталось 10 человек.

Этим летом они были там на практике. Между вузом и этой компанией был заключен договор о ежемесячной материальной поддержке студентов.

У университета 1200 партнеров-работодателей, которые предлагают разные формы договоров с целевиками и заключают их на 3 – 4 курсах.

Все договоры – индивидуальные. Кому-то предлагают дополнительную к основной стипендию 3 тысячи, кому-то 20.

Оговариваются условия практики, проезд к месту (все металлургические предприятия разбросаны по стране), помощь наставников. По целевому набору можно поехать на работу за границу.

Например, однажды работодателю потребовались 30 молодых специалистов для работы в Зимбабве. В другой раз нужны были выпускники для объекта в Мьянме.

– Эффективная модель – когда работодатель связан напрямую со студентом. Причем договор лучше всего заключать на старших курсах, когда студент уже понимает, пойдет он в магистратуру или нет, займется наукой или готов работать на производстве, – считает Алевтина Черникова.

Тестовая часть останется только в ЕГЭ по иностранным языкам

Еще один способ заинтересовать студента будущим рабочим местом – предложить ему учебную программу, разработанную при участии работодателей и возможность получить сертификат о дополнительных компетенциях. Например, на кафедре бизнес-информатики теоретически за 4 года можно получить до 40 сертификатов разных IT-компаний и выбрать себе место будущей работы.

Бывают случаи, когда целевики, отобранные работодателями, все же не доезжают до места работы. Предприятия, как правило, на конфликт не идут. Даже если выплачивали дополнительную стипендию.

Владимир Глибовец, помощник Хорошевского межрайонного прокурора Москвы, поступал в Московскую юридическую академию им. Кутафина по целевому направлению от Генпрокуратуры.

– Конкурс в специалитет для нас был точно такой же высокий, как для всех остальных абитуриентов, прибавки к стипендии за целевое направление не было. Но мне гарантировали будущее место работы. А я мечтал попасть в прокуратуру, – рассказал Владимир.

О том, чтобы нарушить условия договора, он и не думал. Это среди целевиков-юристов вообще большая редкость. Но соглашается с тем, что государственные структуры не очень охотно разыскивают “своих” целевиков, если те не доходят после окончания вузов до места работы.

– Гражданско-правовые отношения требуют того, чтобы одна из сторон обратилась в суд, – поясняет Глибовец.

250 тысяч студентов ежегодно проходят целевое обучение в вузах. Возвращаются в свои регионы не более 20-30 процентов

На это надо время и деньги. Правда, потом все судебные издержки можно взыскать с виновного, но сначала его надо найти. Если, к примеру, больница или школа захотят пойти в суд и наказать целевика, который к ним не дошел, придется для начала потратить не меньше 30 тысяч рублей.

Зачем им это, если они не потратили ни рубля на подготовку “своего” целевика? И как быть, если целевика отчислили за плохую учебу, он стал инвалидом или многодетным отцом, уехал жить в другую страну? А если вообще понял, что ошибся с выбором профессии и ушел из вуза? Подавать за это в суд или нет?

И ректоры, и эксперты единодушны – для того чтобы целевики возвращались на работу туда, откуда их направили, нужно два условия: участие рублем в подготовке студента и достойная зарплата.

Источник: https://rg.ru/2017/02/06/celeviki-tri-goda-dolzhny-budut-otrabotat-na-rodnom-predpriiatii.html

Белорусский государственный медицинский университет

Сколько лет стипендиат должен отрабатывать?

Стаж работы по специальности в должности врача-специалиста должен быть не менее 2-х лет. Категория не обязательна.

Молодым специалистом вы считаетесь после прохождения интернатуры с первого дня отработки, тогда вам и выплачиваются подьемные. Точную сумму вам необходимо уточнять в бухгалтерии.

Сдаются 3 экзамена:

  • Философия и методология науки
  • Иностранный язык
  • Специальность

Дифференцированный зачет:

  • Основы информационных технологий

5. Можно ли пройти у вас интернатуру по специализации 'Фармация' специальность – провизор? Хочу уехать из Украины. Есть диплом

Для поступления в интернатуру вам необходимо будет сделать следующее:

  • Найти организацию, которая возьмет вас к себе для прохождения интернатуры.
  • Подтвердить диплом в РИВШ.
  • Согласовать прохождение интернатуры с МЗ РБ.
  • Прийти со всеми документами к нам.

Отработка по распределению – 2 года. С целевым направлением – 5 лет  

Выплатят! После окончания учебы вместе с документами об образовании вам выдалась справка, в которой указана сумма подъемных, если такой справки у вас нет – ее можно взять в деканате вашего факультета.

  1. Может ли врач-терапевт переквалифицироваться на врача хирургического профиля. Что нужно сделать?
  2. По каким причинам может быть дан академический отпуск ?
  3. При расчете среднего балла, учитывается оценка (2или3), с которой отправили на пересдачу, или учитывается только тот балл, который получен уже при повторной сдаче?
  4. Смогу ли я самостоятельно выбрать место прохождения интернатуры, а не по распределению с учетом рейтинга? Или платники, как и бюджетники, распределяются с учетом рейтинга?
  5. После какого курса идет распределение по кафедрам? И я сама выбираю любую, на которую могу пойти в пределах специальности?
  6. Смогу ли я в дальнейшем работать в области терапии, если 6 курс училась на хирургическом потоке, и наоборот, есть ли возможность работать в области гинекологии, например, после терапевтического потока?
  7. Засчитывается ли декретный отпуск в счет интернатуры?
  8. Что делать, если потерял читательский билет?
  9. Какие есть критерии для получения «красного» диплома?
  10. Студентам 1 курса из малообеспеченной семьи предоставляется скидка 40%? Если да, куда обращаться?
  11. По истечении какого срока студент может рассчитывать на получение скидки на платную форму обучения, если он показывает хорошие результата?
  12. Правда ли, что для студентов внебюджетной формы обучения, при назначении места прохождения интернатуры университетом, нужно впоследствии обязательно отработать два года распределения?
  13. Я учусь на бесплатном, то могу ли я забрать свои документы?
  14. Если я отучусь на медико-профилактическом факультете 1 год, сдам заново ЦТ и поступлю на лечебное дело, то можно ли сразу же перейти на второй курс? И соответствуют ли учебные планы на первом курсе данных факультетов? 
  15. Что будет если плата за обучение не оплачена в срок?
  16. Подскажите, пожалуйста, где можно ознакомиться с приказом ректора по поводу пропусков и отработок занятий?
  17. Возможно ли перевестись с мед.-профа на леч.фак либо пед.фак после завершения 1 курса?
  18. Скажите пожалуйста, если флюорография уже была недавно сделана в 33 поликлинике, нужно ли брать справку? или же данные автоматически появятся, и не нужно будет ходить в «пульмоэкспресс»?
  19. Скажите пожалуйста, что представляют из себя экзамены по врачебной производственной практике? Есть ли где-нибудь список вопросов?
  20. Скажите пожалуйста как можно получить программы изученных предметов для предоставления в другой университет?
  21. Возможен ли перевод др. медицинского университета РБ в БГМУ? И, если возможен перевод, то куда и когда обращаться?
  22. Возможно ли перевестись с бюджета (если по целевому направлению) на платное на том же факультете?  

Для этого необходимо пройти первичную специализацию по хирургии, после того как вы приступите к работе.

Академический отпуск можно взять: – по болезни; – по беременности и уходом за ребенком, не достигшего возраста 3 лет.

При расчете среднего бала учитывается полученная оценка на пересдаче.

Студент платной формы обучения может самостоятельно выбирать место прохождения интернатуры после получения справки о самостоятельном трудоустройстве при условии наличия у него гарантийного письма соответствующего учреждения здравоохранения.

На последнем курсе идет распределение студентов по потокам субординатуры.

Специальности лечебного факультета:

  • терапия;
  • хирургия;
  • акушерство и гинекология;
  • анестезиология и реаниматология.

Специальности педиатрического факультета:

  • педиатрия
  • детская хирургия;
  • детская анестезиология и реаниматология.

Специальности медико- профилактического  факультета:

  • Эпидемиология
  • Общая гигиена

Перечень кафедр, которые вам необходимо пройти определен учебным планом специальности.

Представление места интернатуры и работы проводится, как правило, в соответствии с профилем субординатуры.

Если интерн уходит в декретный отпуск во время прохождения интернатуры, то после декретного отпуска он должен закончить освоение программы.

Если Вы утеряли читательский билет – подойдите в студенческий читальный зал и возьмите там справку о том, что за вами нет задолженности. С этой справкой и фото 3х4 идете в отдел обслуживания (1 этаж библиотеки), где Вам выпишут новый читательский билет.

Не менее 75 % отличных оценок (9 и 10), остальные оценки не ниже 7 и без пересдач.

Любая предоставляемая скидка определяется согласно набранным баллам студента и решается индивидуально. За более подробной информацией обратитесь в деканат своего факультета.

Распределение на работу (отработку) осуществляется на основании письменного заявления и только при этом дается бесплатная интернатура. Других вариантов интернатуры в Республике Беларусь нет.

Да, можете. Без возмещения оплаты за пройденные курсы.

Этот вопрос решается индивидуально после сдачи ЦТ и поступления в университет. Вам необходимо обратиться в деканат лечебного факультета с просьбой о переводе. Перевод на 2 курс возможен только при условии, если учебный план учебных курсов обоих факультетов отличается незначительно.

При нарушении сроков оплаты, начисляется пеня в размере 0,1% от суммы просроченных платежей за каждый день просрочки. Пеня начисляется со следующего дня после истечения срока оплаты.

Положения об отработке учебных занятий студентами БГМУ

Перевестись нельзя. Возможно только перепоступление – для этого необходимо отчислиться, поступить (пройти по конкурсу) на педиатрический или лечебный факультет, после чего можно написать заявление и вас сразу же зачислят на второй курс выбранного вами факультета.

После прохождения флюорографии, квиток необходимо предоставить в здравпунк

Все вопросы по производственной врачебной практике обсуждались на собрании по практике 2. Перечень навыков можно найти в дневниках производственной практики

Необходимо написать заявление в учебно-методическом отделе (каб. 306). Услуга платная, предоставление в течении месяца.

Перевод и восстановление студентов.
 

22. Возможно ли перевестись с бюджета (если по целевому направлению) на платное на том же факультете?  

Нет.
 

Источник: https://www.bsmu.by/page/19/2790/

Лазейки в

Сколько лет стипендиат должен отрабатывать?

АСТАНА, 31 окт — Sputnik, Алина Альбекова. Сколько зарабатывают казахстанские выпускники элитных зарубежных вузов, возвращаясь на родину, и какие “дыры” есть в программе “Болашак”, рассказал Sputnik Казахстан президент АО “Центр международных программ” Жанболат Мелдешов.

По его информации, ежегодно количество претендентов на программу “Болашак” уменьшается, но при этом растет их качество. Если раньше на одно место подавали заявки пять человек, из которых 85% отсеивались уже на первом этапе по английскому языку, сегодня на одно место стипендиата программы претендует уже 2-3 человека.

Английский язык, по словам Мелдешова, это один из самых главных барьеров для претендентов, тогда как со знанием казахского языка все намного проще. К слову, в сертификате IELTS у претендента должно быть не ниже 5,5 балла. И со временем требования к иностранному языку будут только повышаться.

Декретный отпуск – тоже отработка

Всего за 25 лет по программе “Болашак” было присуждено свыше 13 тысяч стипендий, из которых 1,3 тысячи человек еще продолжают учебу.

При этом, как заверил глава центра международных программ, 99% выпускников уже вернулись в Казахстан и выполняют условия договора, предполагающие отработку.

И только один процент студентов был лишен стипендии за нарушение договора, в том числе по части отработки.

Отметим, для Астаны и Алматы этот срок составляет пять лет, для регионов он снижен до трех лет, а при условии, что выпускник будет работать на районном уровне в сфере образования, срок отработки будет сокращен до минимума, то есть до двух лет.

Несколько лет назад в программе “Болашак” были обнаружены недостатки. Неожиданно для всех выяснилось, что декретный отпуск тоже засчитывается в качестве отработки.

Вопрос был вынесен на республиканскую комиссию, которая, к большому удивлению для всех, постановила: оставить все без изменений.

Объяснение было простое – это тоже своего рода вклад — в развитие семейного института и демографию страны.

“Многие считают, что пятилетняя отработка — это какая-то кара божья. Я, если честно, эту кару не почувствовал, потому что работал, прежде всего, для себя. Отработка – это, скорее, мера, направленная на то, чтобы обязать выпускников программы возвращаться на родину”, — поделился своим мнением Жанболат Мелдешов.

© Sputnik / Владислав Воднев

Жанболат Мелдешов

И тут же заявил: скоро требования к стипендиантам будут облегчены. Тем, кто после завершения университета выкажет желание остаться на какое-то время за рубежом для того, чтобы получить опыт работы или пройти стажировку, можно подать заявление об отсрочке.

“Мы считаем, что такой подход принесет нам больше пользы. Как можно запретить IT-специалисту, к примеру, стажироваться в компании Google. Или отказать выпускнику финансового университета, которого пригласили на стажировку во Всемирный банк.

Что плохого в том, что они хотят получить опыт, подкрепить полученную теорию практикой? Что плохого в том, что Геннадий Головкин работает в США, а Димаш Кудайберген зарабатывает деньги в Китае? Наоборот, наши выпускники вернутся с большим багажом знаний и опытом и смогут быть полезны Казахстану”, — заявил глава Центра международных программ.

Другое дело, добавил он, что нужно создавать условия для возвращения этих выпускников на родину, где бы им было комфортно жить, работать и развиваться профессионально. То есть давать как финансовые, так и законодательные возможности молодым специалистам реализоваться и реализовать свои проекты. Пока же возвратность обеспечивается залогами, гарантами и договорными обязательствами.

Выпускники “Болашака” не работают таксистами

По словам Жанболата Мелдешова, практически все выпускники государственной стипендиальной программы на сегодняшний день трудоустроены. Хотя, остаются еще те, кто находится в поиске работы “по душе” и “по карману”.

В любом случае, заверил он, спрос на таких специалистов всегда есть и очень высокий.

Центр международных программ даже провел собственный анализ и выяснил: выпускники зарубежных вузов зарабатывают в три раза больше, чем отечественные.

“Я еще не встречал таксиста, который получил бы диплом юриста за рубежом, но видел много таксистов, которые получили диплом юриста в Казахстане. На болашаковцев на самом деле очень большой спрос.

Любой университет готов с удовольствием взять их на работу, другое дело, что не любой выпускник “Болашака” идет работать в университет. Я, допустим, не знаю, смог бы работать преподавателем.

И дело тут вовсе не в зарплате, учитывая, что я два года после окончания зарубежного вуза работал специалистом на зарплату 108 тысяч тенге”, — заверил он.

Утечка мозгов или задел на будущее?

Жанболат Мелдешов посетовал на то, что центр международных программ часто обвиняют в пособничестве “утечки мозгов” из страны.

Бывший болашаковец с таким мнением не согласен, даже больше, убежден, что это полезно не только для стипендиатов, но и для страны.

Ведь учеба за рубежом гарантирует не только успешность в карьере и признаваемый диплом, но также позволяет всесторонне развиваться личности, которая попала в совершенно другую среду и увидела иную культуру.

© Photo : ТюмГУ

Глава центра напомнил, что в Казахстане наблюдается стремительный рост населения. Если в 1998 году количество родившихся детей было около 200 тысяч, в 2017 году эта цифра увеличилась в два раза и достигла 400 тысяч.

“Это хорошо, что нас становится больше. Но теперь нужно подумать о том, как количество перевести в качество. Для этого мы должны дать детям самое лучшее передовое образование. Если мы в год будем отправлять в лучшие вузы по 100 тысяч человек, я думаю, Казахстан станет другой страной. И я не считаю это “утечкой мозгов”. Возьмите за пример Китай.

Они отправляли своих граждан учиться за рубеж и при этом не требовали возвратиться в страну. А сейчас посмотрите на любую лабораторию, университет, компанию, там как минимум по два китайца работают. Именно поэтому у них и происходит такой стремительный рост, в том числе и в науке. У нас, конечно, свой путь.

Но нужно учитывать этот опыт, а также опыт ведущих мировых университетов и развивать свои вузы”, — сказал он.

© Sputnik / Владислав Воднев

Жанболат Мелдешов

Напомним, программа “Болашак” не предусматривает программ бакалавра, и занимается исключительно магистратурой, PhD и стажировками. В 2018 году республиканской комиссией было выделено 555 стипендий. Сколько мест будет выделено на 2019 год, станет известно в конце ноября.

Две тысячи долларов за знания

Как отметил Жанболат Мелдешов, “Болашак” — это одна из лучших программ в мире, которая покрывает все расходы студента, связанные с обучением, включая перелет, проживание, питание, медстраховку и даже учебники. Но является индивидуальной и оплачивается только одному человеку.

“Есть стипендиаты, которые почему-то считают, что нужно также оплачивать полный пакет расходов его жене, детям, и вообще всем членам семьи. Если мы начнем это делать, потом нас попросят оплачивать за весь аул. Это неправильно”, — прокомментировал он этот момент.

Что касается размера стипендии, то тут, по его словам, все зависит от страны. Если, к примеру, это Америка или Великобритания, то стипендия составит около 2 тысяч долларов, в России это 1 300 долларов, в Китае — 800 долларов.

© Sputnik / Владислав Воднев

Жанболат Мелдешов

Глава Центра международных программ также заметил, что “Болашак” не только успешно реализуется в Казахстане, но уже стал объектом изучения для многих стран. В их числе Польша, Россия, Узбекистан, Азербайджан.

Всех зарубежных партнеров, отметил он, удивляет стопроцентный возврат студентов. Особенно Узбекистан, который имел печальный опыт. Из всех отправленных за рубеж студентов на родину не вернулся никто.

К слову, ту программу закрыли, а сейчас по опыту Казахстана снова планируют открыть под другим названием и с новыми условиями.

Казахстану пора создавать свой рейтинг

Хотя, как признал сам Жанболат Мелдешов, казахстанская программа тоже не без изъянов. Все дело в ограниченном списке университетов, с которыми работает программа “Болашак”. Если изначально это был Топ-500 вузов, а затем 200 и 100, сегодня список поредел до 70 университетов. При этом многие ведущие учебные заведения остались за бортом программы.

Как выяснилось, мировой рейтинг в этом вопросе опирается на результаты трех исторических рейтингов как QS, TIMES и Шанхайский рейтинг.

Однако многие университеты принципиально отказываются участвовать в различных рейтингах, считая их необъективными.

Глава центра международных программ также недоумевает: это не чемпионат по бегу, чтобы сравнивать два разных университета по одним критериям. и, отметил он, должны быть разнообразными.

Более того, бывший болашаковец предложил разработать собственный рейтинг, основываясь на собранных данных и исходя из таких показателей, как цена и качество.

Стоимость одного из университетов в Швейцарии, который входит в Топ-70, к примеру, доходит до 100 тысяч долларов в год, тогда как буквально в нескольких километрах находится Франция, где обучение в таком же университете, который не входит в Топ “Болашака”, стоит всего 200 евро в год.

“Вы можете сказать, что во Франции туризм развит хуже, чем в Швейцарии? Тогда почему мы должны опираться на рейтинг и думать, что Швейцарский университет дает в сотни раз лучше образование, чем французский. Давайте делать свои выводы, у нас уже есть огромный опыт в этом деле”, — предложил Жанболат Мелдешов.

Источник: https://ru.sputniknews.kz/society/20181031/7863812/bolashak-lazejki.html

«Болашак»: отменить нельзя оставить | Курсив – деловые новости Казахстана

Сколько лет стипендиат должен отрабатывать?

Четверть века прошло с тех пор, как в Казахстане стали практиковать международную образовательную программу «Болашак», созданную по примеру развитых стран мира.

За 25 лет реализации программы присуждено 13 244 стипендии, из них порядка 2% стипендиатов не смогли завершить обучение по тем или иным причинам.

Трудоустроено 99,1% всех выпускников, остальные 0,9% – все еще на стадии трудоустройства.

Человеческий капитал издревле считался одним из факторов экономического и инновационного роста. Во многих развитых и развивающихся странах практикуются программы по обучению молодых людей – студентов, аспирантов и научных работников – за рубежом за счет средств госбюджета.

Цель всех этих программ – получение молодежью новых знаний и опыта в ведущих странах мира для их дальнейшего применения во благо своего государства.

В Казахстане в 1993 году была учреждена международная стипендия «Болашак», в которой модель подготовки специалистов построена по примеру Сингапура.

В Сингапуре такая стипендия носит название Президентской и присуждается талантливой перспективной молодежи. Претенденты проходят жесткий отбор.

По его результатам они могут бесплатно обучиться за рубежом с дальнейшей отработкой на государственной службе. Отправляют их в основном в Канаду, Китай, Францию, Германию, Японию, Швейцарию, США и ряд других стран.

После завершения учебы выпускник обязан отработать на госслужбе шесть лет, если же языком обучения был не английский, то такой срок сокращается до пяти лет.

У ближайшего соседа Казахстана, России, существует схожая программа, называется она Стипендия президента РФ для обучения за рубежом. Стандартными ее условиями являются гражданство России, обучение на бакалавриате или магистратуре одного из вузов страны, отличная учеба, рекомендации ученого совета университета, публикации и другие.

Аналогичные программы есть в Великобритании, Малайзии, Франции и США.

О казахстанской версии

В ноябре 2018 года исполнилось 25 лет с момента учреждения программы «Болашак», цель которой – подготовка специалистов для приоритетных секторов экономики.

С 1994 по 2004 год по программе было присуждено 785 стипендий, в основном на экономические и гуманитарные специальности.

Уже позже, с 2005 года, государство стало ежегодно увеличивать количество стипендий. Число уезжающих по программе выросло до 3 тыс.

в год, а выбор стран, в которые могли поехать наши соотечественники, расширился с 13 до 33.

В это же время был создан единый администратор – Центр международных программ (ЦМП), занимающийся мониторингом процесса обучения и трудоустройства стипендиатов.

Для сельской молодежи, госслужащих и научно-педагогических работников возможность обучаться по программе и стажироваться с предварительной языковой подготовкой стала доступна только с 2008 года.

Еще одним важным моментом в программе была отмена обучения на бакалавриате в 2011 году. Тогда же началась подготовка кадров на основании запросов госорганов.

С каждым годом в стране повышаются требования к претендентам по университету, в котором они обучались, по уровню иностранного языка, по выбору вуза за рубежом. За 25 лет реализации программы «Болашак» присуждено 13 244 стипендии, из них с 2005-го по 2018 год – 12 459 стипендий.

Из 12 459 стипендий: 3379 присуждены для обучения по программе бакалавриата, 6 598 – магистратуры, 36 – аспирантуры, 87 – клинической аспирантуры, 306 – докторантуры, 2 053 – для прохождения стажировки.

По данным Центра международных программ, в начале октября 2018 года на обучении находились 1 142 стипендиата, из них 13 человек – по программе бакалавриата, 937 – магистратуры, 123 – докторантуры, 69 проходят стажировку.

Популярные направления болашаковцев

Государство ежегодно тратит огромные бюджетные средства с целью обучить и получить хорошие кадры. Стоимость разнится в зависимости от страны.

Так, например, по курсу иностранных валют Национального банка РК на конец ноября 2018 года, самое дорогое образование было в Швейцарии. Год обучения одного стипендиата в магистратуре вузов этой страны стоил порядка 31,8 млн тенге.

В США стоимость одного года в магистратуре или докторантуре оценивалась в 24 млн тенге.

В Австралии цена обучения болашаковца за тот же период составляла порядка 19 млн тенге, в Австрии – примерно 12,4 млн тенге, в Великобритании – 17–19 млн тенге.

Сравнительно недорогое образование в Китае – примерно 4,6 млн тенге, в России – 7-8 млн тенге, ФРГ – 8,7 млн тенге, Южной Корее – 7,1 млн тенге.

Болашаковцы в основном предпочитают высшие учебные заведения Великобритании и Ирландии, таких 48,8%, США и Канады – 37,1%, стран континентальной Европы – 4,7%, Азии и Океании – 4,8% и только 4,6% – России.

Так, в Великобритании самыми популярными среди казахстанцев являются Манчестерский университет, Королевский колледж Лондона, Университет Лестера и Университет Абердина.

Чаще всего стипендиаты останавливают свой выбор на таких специальностях, как «Бухгалтерский учет и аудит, финансы», «Право», «Нефтегазовое дело» и «Международные отношения».

А где же выпускники?

Проблемой и неким показателем результативности программы «Болашак» может стать дальнейшее трудоустройство выпускников, в частности их желание работать на государственной службе либо в связанных секторах.

По правилам «Болашака» каждый выпускник программы после завершения своего обучения обязан отработать по специальности определенное количество лет. Так, в городах республиканского значения отработка для выпускника составляет пять лет, в регионе – три года, в сфере образования – два года.

На конец 2018 года уже более 5 тыс. выпускников исполнили договорные обязательства по условиям стипендии и еще чуть больше 4 тыс. находятся на мониторинге у ЦМП.

Каков процент трудоустроенных выпускников?

По данным единого регистратора ЦМП, из всех выпускников за время существования программы 99,1% трудоустроены. Но есть и те, которые находятся на стадии трудоустройства или фактически все еще считаются безработными. Их доля мала, каких-то 0,9%, или 37 человек.

Однако 37 безработных человек, тем более выпускников международной программы с багажом знаний от зарубежных престижных вузов – это не так уж и мало.

Что касается трудоустроенной молодежи, то чуть меньше ее половины, а именно 47,2%, работают в квазигосударственном секторе. Популярными среди болашаковцев являются частные казахстанские компании – их выбрали 32%.

12% всех выпускников трудятся в государственных органах, 6,9% – в иностранных компаниях, 0,9% – в общественных объединениях и только 0,1% – в дипломатических и международных организациях.

В документе «Политическая трансформация РК в контексте смены управленческой элиты» Центра актуальных исследований «Альтернатива» отмечается, что болашаковцы в своем большинстве в силу тех или иных обстоятельств либо не считают для себя престижным работать на государственной службе, либо оказываются невостребованными данной системой на ее определенном отраслевом или административно-территориальном уровне, где они хотели и могли бы использовать свои знания.

«Неспособность ряда выпускников зарубежных вузов адаптироваться и полноценно применить свои знания в Казахстане, с одной стороны, и привлекательность условий жизнедеятельности в соответствующих зарубежных странах и приобретенные за время пребывания здесь личные и деловые связи, с другой стороны, приводят к тому, что соответствующие специалисты передают себя на пользу не своей родине, а другим государствам», – считают эксперты Центра актуальных исследований.

Те молодые люди, которые не остались за рубежом, возвращаясь в страну, находят себе работу в частных компаниях с иностранным участием, где им дают возможность роста по карьерной лестнице с перспективой переезда после трудовой отработки в страну материнской компании. Немаловажный компонент конкуренции и мотивации таких компаний – хорошая заработная плата.

Один из выпускников «Болашака» Даурен Симаганбетов доволен программой и тем, что она ему дала. Как рассказал болашаковец, он окончил один из вузов РК с красным дипломом, но не мог найти себе подходящую и устраивающую его работу. После же завершения «Болашака» он устроился в компанию «Шлюмберже», где проработал почти два года, а потом перешел в «Тенгизшевройл».

Среди основных проблем «Болашака» на сегодняшний день наш собеседник назвал организационные моменты по программе и недочеты в трудовой отработке по договору.

Так, болашаковец поделился тем, что в договорах между ЦМП и стипендиатами есть изъяны, которые непосредственно касаются тех, кто работает вахтовым методом, поскольку трудовая отработка учитывает ежемесячные пенсионные отчисления.

К примеру, иногда вахтовики могут отдыхать с учетом отпуска более одного месяца, и на тот момент у них нет пенсионных отчислений, хотя сотрудник продолжает работать в той же организации. Соответственно, тут возникают проблемы с ЦМП по расчету фактически отработанного времени.

Также Даурен Симаганбетов заметил, что организационные моменты ЦМП стали хуже, чем, к примеру, четыре-пять лет назад. Помимо оргмоментов, страдают также вопросы цифровизации внутренних процессов, когда в век компьютерных технологий приходится тратить время на бумажную волокиту.

Еще одной проблемой международных образовательных программ, не только в Казахстане, но и во всем мире, становятся те, кто не смог завершить обучение из-за неуспеваемости, по семейным обязательствам или по причине смерти.

Оказалось, таковых в «Болашаке» насчитывается порядка 2%. Как пояснили в ЦМП, к этой категории подходят индивидуально, руководствуясь действующим законодательством, возникшие спорные моменты решаются как в досудебном, так и в судебном порядке.

«Утечка мозгов» и эффект от программы

Сейчас у молодых людей множество возможностей по обучению за рубежом, кроме «Болашака» – как бесплатно, так и за свой счет.

Сами университеты и правительства других стран организуют конкурсы на получение грантов для талантливой молодежи со всего мира.

К примеру, даже ЦМП заключает с иностранными вузами договоры о грантах для казахстанцев. Так, каждый год выделяется примерно 20 тыс. грантов.

За границей нашей молодежи предлагают хорошие условия, которые невольно ведут к «утечке мозгов» и миграции высокообразованных лиц.

Сколько человек уехало за границу?

При анализе общей миграции людей старше 15 лет, в том числе и тех, кто имеет заграничное образование, выявлено, что в 2017 году из страны выбыло 20 381 человек, в 2007 году цифра была практически та же – 20 450 человек. За девять месяцев 2018 года из РК уехало 16 938 человек.

Прибывших в страну лиц (старше 15 лет) заметно меньше, чем выбывших. В 2007 году их число составляло 13 825 человек. Интересен тот факт, что уже на конец 2017 года данный показатель заметно упал на 60%, до 5 600 человек. За девять месяцев 2018 года прибыло в страну 3533 человек, имеющих образование.

Что касается специальностей людей, уехавших из РК, то преобладают лица с техническим, экономическим и юридическим образованием. Больше людей с образованием стали уезжать из Казахстана в страны дальнего зарубежья – это основная тенденция последних 10 лет.

Президент Центра международных программ Жанболат Мелдешов высказал в отечественных СМИ свое мнение о том, что сейчас не стоит бояться «утечки мозгов» и такой термин относится больше ко временам Советского Союза. Руководитель ЦМП назвал «Болашак» скорее возможностью для молодых людей из села поехать на обучение за границу.

Сейчас число тех, кто решил остаться за рубежом после «Болашака», заметно сокращается. К примеру, если раньше их было более 150 человек, то в настоящее время меньше, заметил эксперт.

Также руководитель ЦМП в своих выступлениях в СМИ упомянул, что казахстанцы, работающие за рубежом, перечисляют в Казахстан на счета родственников денежные средства, которые в сумме дают неплохую цифру для страны, и это тоже хорошо.

В долгосрочной перспективе программа должна принести не только социальный результат в виде людей с высоким уровнем образования, но и оказать ощутимый экономический эффект.

Так, к примеру, в маленьком Сингапуре – стране с программой, схожей с «Болашак», и с высокой ролью инновационного капитала, создаваемого умами этого государства, с 1993 года ВВП показывает рост аж на $289,1 млрд с $60,6 млрд, прогноз на 2018 год – $349,7 млрд.

В Великобритании ВВП в 1993 году был на уровне $1061,4 млрд, в 2018 году – $2808,9 млрд, абсолютный рост макроэкономического показателя – $1747,5 млрд.

Тогда как ВВП Казахстана в абсолютных показателях растет медленнее. С 1993 года валовой внутренний продукт республики вырос с $23,4 млрд до прогнозных данных в $184,2 млрд, абсолютное значение увеличения показателя может составить всего $160,8 млрд.

В целом выпускники международных образовательных программ являются катализатором экономических показателей страны и ожидается мультипликативный эффект от затраченных на их обучение средств.

По словам выпускника «Болашака» Даурена Симаганбетова, при правильном подходе программа способна привести к положительным изменениям в экономике. Более того, если собрать в госструктуру всех выпускников, в том числе работающих в зарубежных компаниях, то они смогут разобрать экономику и законы по полочкам и создадут порядок, считает болашаковец.

Сейчас же в Казахстане для того, чтобы сократить расходы на программу, а также для создания вуза европейского уровня, работает Назарбаев Университет, на который возлагаются большие надежды по подготовке квалифицированных кадров, подобных болашаковцам.

Источник: https://kursiv.kz/news/tendencii-i-issledovaniya/2019-02/bolashak-otmenit-nelzya-ostavit

Ваши права
Добавить комментарий