Порядок изъятия земельного участка

Новый порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд: возможные способы защиты

Порядок изъятия земельного участка

Недостаточное законодательное регулирование процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд подтолкнуло законодателя к его масштабной реформе. В результате с 1 апреля 2015 г. процедура изъятия изменится. Рассмотрим новый порядок изъятия, а также выделим основные наиболее вероятные способы защиты правообладателей на различных этапах процесса изъятия.

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, разумеется, производится в исключительных случаях, и на первый взгляд оно не обращает на себя внимания в качестве каждодневного и для всех актуального.

Однако в нашей стране недавно произошли события, которые сопровождались массовым изъятием недвижимости для публичных нужд (например, олимпийская стройка, расширение границ Моск­вы). В настоящий момент в судах находится большое количество судебных дел по спорам, связанным с изъятием земельных участков как у юридичес­ких, так и у физических лиц.

В основном эти споры возникли из-за того, что изъятие производилось в достаточно крупных масштабах, а вот правоотношения по нему не были урегулированы на законодательном уровне в достаточном объеме. Всего несколько статей из Гражданского кодекса (ст. 278—283) и Земельного кодекса (ст.

49, 55, 57) преду­сматривали основные условия для изъятия недвижимости, но определенно регламентированная процедура изъятия земли отсутствовала. В связи с этим большинство проблемных вопросов решались правоприменительной практикой, что подтолкнуло законодателя на масштабную реформу порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

В результате 1 апреля 2015 г. вступит в силу Федеральный закон от 31.12.2014 № 499-ФЗ (далее — Закон № 499-ФЗ), который проводит в жизнь комплексные изменения института изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

В Земельный кодекс введена отдельная глава VII.1, состоя­щая из девяти объемных статей, регулирующих порядок изъятия земельных участков.

Основные нововведения указанной главы:

  • собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков объединены в одно общее определение — правообладатели земельных участков;
  • отсутствие регистрации прав, координат характерных точек, пересечение границ и наличие споров о правах на недвижимое имущество не являются препятствиями для принятия решения об изъятии;
  • появилась специальная процедура выявления правообладателей (ст. 56.5 ЗК РФ);
  • после принятия решения об изъятии кадастровый учет земельных участков в связи с изъятием, образованием, уточнением границ осуществ­ляется без участия правообладателей;
  • расчеты с лицами, чьи права или договоры прекращены или расторгнуты в связи с заключением соглашения об изъятии, осуществляет правообладатель, получивший возмещение;
  • ст. 56.11 ЗК РФ позволяет правообладателю изымаемой недвижимости расторгнуть в одностороннем порядке договоры с третьими лицами, исполнение которых стало невозможно ввиду изъятия объекта.

Рассмотрим новый порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и выделим основные наиболее вероятные способы защиты правообладателей на различных этапах этой процедуры.

Основания изъятия могут быть установлены только федеральным законом

В связи с принятием Закона № 499-ФЗ основания изъятия земельных участков существенно не изменились, внесенная правка носит в основном редакционный характер.

По существу изменение внесено в п. 3 ст. 49 ЗК РФ. Так, если ранее основания для изъя­тия, не предусмотренные этой статьей, могли быть установлены законами субъектов РФ, то теперь Закон № 499-ФЗ позволяет делать это только на основании федерального закона.

В качестве примера можно привести п. 10 ст. 32 ЖК РФ, которым установлено не предусмотренное в ст. 49 ЗК РФ основание для изъятия: признание многоквартирного жилого дома аварийным и невыполнение собственниками помещений требования о его сносе либо реконструкции.

Изъятие должно быть запланировано

В первую очередь отметим, что если предполагается изъятие земельного участка под размещение федерального объекта, то такой объект должен быть предусмотрен до­кумен­тами территориального планирования, то есть генеральным планом, который подлежит официальному опубликованию, и в нем должны содержаться сведения о планируемом размещении объектов федерального, регионального и муниципального значения (ст. 56.3 ЗК РФ, п. 4 ст. 9 ГрК РФ).

Конкретные зоны планируемого размещения объектов утверждаются в проекте планировки территории (далее — ППТ) на основании генерального плана и Правил землепользования и застройки (п. 10 ст. 45 ГрК РФ).

Важно, что при отсутствии решения об изъятии земельного участка в течение трех лет проект планировки территории в части границ зон планируемого размещения перестает действовать (п. 12.6 ст. 45 ГрК РФ).

Указанные выше до­кумен­ты подлежат опубликованию, то есть о предполагаемом изъя­тии земельного участка собственник может узнать уже на этой стадии, с помощью мониторинга общедоступного генерального плана и проекта планировки территории.

Вышеуказанные до­кумен­ты могут быть оспорены в соответствующей части по правилам оспаривания нормативных правовых актов. В соответствии с правилами главы 24 ГПК РФ срок для подачи заявления об оспаривании не ограничен. Более того, в п. 17 ст. 45 ГрК РФ прямо предусмотрено, что проект планировки территории может быть оспорен в суде.

Существует исключение из правил, а именно: включение объекта, планируемого к размещению, в до­кумен­ты территориального планирования и планировки территории распространяется не на все случаи изъятия.

Во-первых, есть случаи, когда принятие решения об изъятии должно быть обосновано другими до­кумен­тами (п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ):

  • решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории;
  • международным договором;
  • лицензией на пользование ­нед­рами;
  • решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Во-вторых, не требуется включение объекта в до­кумен­ты территориального планирования при размещении линейных объектов, права на которые возникли до вступ­ления в силу Закона № 499-ФЗ (п. 4 ст. 26 данного Закона).

Источник: https://www.eg-online.ru/article/275944/

О порядке изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Порядок изъятия земельного участка

Главой VII Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Уточнены основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Определены органы, принимающие решение об изъятии земельных участков, условия изъятия, порядок обращения в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления с ходатайством об изъятии земельных участков, порядок принятия решения об изъятии, особенности определения размера возмещения в связи с изъятием, порядок заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с выполнением международных договоров Российской Федерации; строительством, реконструкцией следующих объектов государственного (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:        объекты федеральных энергетических систем и объекты

энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведённые в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта и связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

За земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость
земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причинённые изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода.

В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

Также с согласия правообладателя, у которого изымается земельный участок, ему может быть предоставлен иной земельный участок или иное недвижимое имущество или право на него; с зачётом его стоимости в размере возмещения.

Принудительное изъятие земельного участка для указанных целей допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нём объектов недвижимости. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

В том случае, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.

Иск о принудительном изъятии земельного участка может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения 90 дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

Старший помощник прокурора республики по обеспечению участия прокуроров

в арбитражном процессе

Источник: http://prokkchr.ru/prokuror-raziasniaet/o-poriadke-iziatiia-zemelnyh-uchastkov-dlia-gosudarstvennyh-ili-munitsipalnyh-nuzhd

Порядок изъятия земельного участка

Порядок изъятия земельного участка

Но в стране периодически происходят события, которые влекут за собой масштабные изъятия объектов недвижимости для публичных нужд. К данным событиям, например, относятся увеличение границ города Москвы и чемпионат мира по футболу FIFA 2018 г.

С изъятием земельных участков сталкиваются как фи­зические, так и юридические лица, по спорам которых в судах находится большое количество дел.

Данные споры в большей своей мере возникают из-за изъятия земель в крупных объ­емах, правоотношения по которым не были урегулированы на законодательном уровне в достаточной мере.

Ранее, правоотношения, связанные с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ре­гулировались несколькими статьями Гражданского и Земель­ного кодексов. В связи с этим, большинство судебных процес­сов основывались на правоприменительной практике в этой сфере, что впоследствии побудило законодателя провести масштабную реформу порядка изъятия земель.

Результатом реформы стал Федеральный закон от 31.12.2014 № 499-ФЗ, который комплексно влияет на изменение института изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Введена отдельная глава в Земель­ный кодекс, которая состоит из девяти статей, регулирующих порядок изъятия земельных участков. Появилась специальная процедура выявления правообладателей (ст. 56.

5 ЗК РФ), на основании которой расчеты с лицами, чьи права или договоры затронуты в связи с заключением соглашения об изъятии, осу­ществляет правообладатель, получивший возмещение. А ст. 56.

11 ЗК РФ позволяет правообладателю изымаемого земель­ного участка расторгнуть в одностороннем порядке договоры с третьими лицами, исполнение которых стало невозможным ввиду изъятия объекта недвижимости.

Проанализируем новый порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и сформируем способы защиты правообладателей.

После при­нятия Закона № 499-ФЗ основания для изъятия кардинально не поменялись. По существу изменению подвергся п. 3 ст. 49 ЗК РФ.

Если ранее основания для изъятия могли быть установ­лены законами субъектов РФ, то теперь это позволяется делать только на основании федерального закона.

Новым порядком предусмотрен целый ряд мероприятий по выявлению правообладателя объекта уполномоченными органами. Установлено, что сообщение о планируемом изъ­ятии обязано быть направлено правообладателю за шестьде­сят дней до принятия самого решения об изъятии.

На осно­вании п.10 ст.56.5 ЗК РФ если правообладатели вовсе не будут выявлены, то публично-правовое образование обращается в суд с заявлением о признании права собственности за ним.

В случае обнаружения правообладателя после перехода прав он может требовать только денежную компенсацию.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд как способ прекращения права собственности

Инициатива изъятия земельного участка принадлежит уполномоченным органам, указанным в законе. При наруше­нии источника данной инициативы правообладатель может использовать это в суде для защиты прав собственника на изы­маемый объект недвижимости.

На практике часто возникал вопрос, как установить момент уведомления правообладате­ля. В новой редакции ЗК РФ данный вопрос получил реше­ние.

Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении изъятия со дня получе­ния копии решения об изъятии или со дня возврата отправи­телю заказного письма в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи».

Если сведения о почтовом адресе отсутствуют, то правообладатель считается уведомленным со дня опубликования решения (п. 11 ст.56.6 ЗК РФ). Имеет право собственник недвижимого имущества на обжалование решения об изъятии в суде.

Основаниями для обжалования могут быть: несоответствие решения генераль­ному плану (либо иным документам территориального пла­нирования); наличие возможности размещения объекта, для которого изымается участок, без изъятия земельного участ­ка; несоблюдение формальных требований и оформлению решения об изъятии объекта недвижимости.

Уполномоченные органы после принятия решения об изъятии земельного участка применяют определенные меры относительно изымаемого объекта.

Некоторые из них: када­стровый учет подлежащего изъятию земельного участка; в том числе, внесение в Государственный кадастр недвижимости све­дений о границах, проведение оценки изымаемых объектов и размера убытков для целей возмещения. Интересным фактом является то, что теперь в соответствии с подп. 4 п.

1 ст. 56.7 ЗК РФ уполномоченный орган имеет право осуществлять необхо­димые действия по кадастровому учету в отношении земель­ного участка от имени правообладателей.

Основания изъятия земельного участка

После проведения кадастровых работ, происходит изъ­ятие земельного участка в виде заключения соглашения либо изъятия по решению суда. Согласно п. 7 ст. 56.9 ЗК РФ к со­глашению применяются правила о купле-продаже или мене.

Следовательно, правообладатель вправе использовать спосо­бы защиты, которые предоставлены законодательством про­давцу или стороне договора мены. Получив проект согла­шения, правообладатель может его подписать, отказаться от подписания либо направить свои обоснованные предложения о размере возмещения.

Если по истечении 90 дней соглашение не будет подписано, уполномоченный орган или организация, инициировавшая процедуру изъятия, могут обратиться в суд с иском о принудительном изъятии. П. 9 и 10 ст. 56.10 ЗК РФ указывает на то, что вышеописанный порядок представляет собой обязательный досудебный порядок разрешения спора.

Соответственно, если иск об изъятии будет подан с его нару­шением, то в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ он будет оставлен судом без рассмотрения.

Переход прав на изымаемый объект недвижимости про­исходит только после получения собственником предвари­тельного возмещения в денежной форме. В Федеральном за­коне от 21.07.97 № 122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» появилась ст. 25.

7, в которой представлен порядок регистрации прав на объ­ект недвижимости на основании изъятия для государственных или муниципальных нужд. В соответствии с данной статьей для регистрации перехода прав достаточно будет заявления уполномоченного органа.

Выводом служит то, что правооб­ладатель недвижимости для этого не нужен; до регистрации перехода прав регистрирующему органу должны быть пред­ставлены доказательства предоставления возмещения за изъя­тый объект, чем обеспечивается принцип предварительности возмещения; зарегистрированные обременения снимаются автоматически, то есть без специальных заявлений.

Но хоть процедура изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и получила серьезную доработку, она все равно будет вызывать новые вопросы в судебной прак­тике.

МОИСЕЕВ Антон Иванович

аспирант Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова

  

Источник: https://www.eurasialegal.info/index.php/zemelnoe-pravo/7044-2018-07-12-10-04-54.html

От таких проблем никто не застрахован

Порядок изъятия земельного участка

13.02.2017

Когда у государства или муниципалитетов возникает необходимость решения проблем, связанных со строительством крупных инфраструктурных объектов, земельные участки, находящиеся в собственности физических и юридических лиц и попадающие в зону размещения таких объектов, могут изыматься у них из пользования, если иного способа решения задачи нет.

Так происходило, например, в Сочи при строительстве олимпийских объектов. Так происходит при строительстве крупных автотранспортных магистралей и железнодорожных веток.

Немалое число собственников столкнулись с этой проблемой, когда вблизи их участков или непосредственно на них велось или ведётся строительство газо- и нефтепроводов, водопроводов или линий электропередач, обеспечивающих населённые пункты или их отдельные районы необходимыми людям электричеством, газом, водой, современными автобанами, связывающими не только поселения и целые области, но и страну.

Такие земельные наделы попадают в поле зрения государственных органов, государственно-правового управления, ведущих российских архитекторов, земельных специалистов, экономистов, строителей задолго до начала процедуры изъятия.

Ещё на этапе проектирования будущего объекта исследуется территория, где он будет размещаться, выявляются ситуации, где будут затронуты права собственности частных землепользователей, чтобы оценить предстоящие финансовые вложения в строительство и время, требуемое не только для его осуществления, но и решения вопросов компенсаций собственникам за дальнейшее изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Федеральный закон № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определил новый порядок изъятия и принудительного отчуждения земельных участков для государственных и муниципальных нужд, и новую редакцию статьи 279 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ, ГК РФ), согласно которой изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется путём прекращения права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на него.

Изъятие земель – процесс всегда болезненный. И главная причина этого известна всем – и властям, и собственникам участков, которые оказались в связи с этим в патовой ситуации. Это несправедливая цена, предлагаемая им властями при выкупе земельного актива.

Вот основные положения вышеназванного закона.

Во-первых, собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков объединены в одно общее определение – правообладатели земельных участков.

Во-вторых, определены основания, содержание и процедура принятия решений и заключения соглашений об изъятии.

В-третьих, уточнено, что за изымаемый земельный участок его правообладателю предоставляется возмещение.

В-четвертых, возмещение за изымаемые земельные участки полагается не только собственникам, но и правообладателям, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (ст. 279 ГК РФ, ст. 56.8 ЗК РФ).

Размер возмещения включает в себя, во-первых,  рыночную стоимость земельного участка или рыночную стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению в связи с изъятием, во-вторых, убытки, причинённые изъятием земельного участка, или убытки в связи с невозможностью исполнения правообладателем обязательств перед третьими лицами (например, по договору аренды),  в-третьих – упущенную выгоду.

Если на изымаемых участках расположен многоквартирный комплекс или иное здание, то правообладателям жилья предоставляется аналогичное помещение на основании договора социального найма.

Действующее законодательство устанавливает единые, общефедеральные, правила разрешения таких случаев и выплаты компенсаций.

Изъятие земельных участков может производиться либо на основе заключения соглашения об изъятии недвижимости между органом власти и правообладателем участка, либо принудительно.

В первом случае, собственнику (правообладателю) будет предложено заключить соглашение о выкупе участка, при этом в цену выкупа должны включаться:

-рыночная стоимость земли;

-стоимость находящейся на ней недвижимости – дома, надворных построек, гаража и других;

-связанные с таким поворотом событий убытки и упущенная выгода, затраты собственников на переезд и обустройство на новом месте.

Непростым предметом переговоров остаётся цена, и процесс её обсуждения может занять не более 3-х месяцев.

Выкупать землю власти намереваются по рыночной цене, произведя по ней свою оценку. Но собственник, если не согласится с ней, может, по закону, заказать свою экспертизу и назвать свою цену.

Проект соглашения о цене и условиях изъятия и решение об изъятии органы государственной власти обязаны отправить землевладельцу заказным письмом либо вручить на руки под расписку, и на его изучение отводится 90 дней.

О принятии решения об изъятии земельных участков и недвижимости на них правообладатели (землепользователи, землевладельцы, арендаторы и собственники земельных участков) уведомляются в письменной форме в течение 7 дней со дня принятия таких решений.

Само же изъятие участков и объектов недвижимости до истечения 3-х месяцев со дня получения такого уведомления допускается только с согласия правообладателей земельных участков и объектов имущества.

До момента принятия решения власти ведут выявление собственников и выполняют кадастровые работы для оценки планируемых к изъятию площадей и стоимости недвижимости, ведут первичные переговоры с собственниками.

Право  изъятия земли закреплено не только за органами власти, но и за юридическими лицами – в случае одобрения соответствующего ходатайства, подать которое смогут компании из списка, составленного Правительством Российской Федерации. К примеру, компания “Газпром”, прокладывающая газовые магистрали и действующая в рамках государственных программ газификации.

Право владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд, с отнесением на них возможных рисков, у собственника сохранится до момента получения уведомления о принятии решения об изъятии.

Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.

В этом случае сумма выкупа земельной собственности и находящихся на ней построек будет определяться судом при условии предварительного и равноценного возмещения. Это означает то, что за участок власти заплатят по рыночной цене.

Иск в суд о принудительном изъятии орган власти может подать только через 90 дней после того, как собственник участка или его арендатор получит проект соглашения об изъятии земельного участка.

На это важное обстоятельство нужно обратить особое внимание тем собственникам, у кого строения на участке не зарегистрированы официально, так как за самовольную постройку никакого возмещения не полагается.

Законом конкретизированы и объекты, не подлежащие учёту при установлении размера возмещения.

Так, правообладатель участка не сможет получить возмещение за строение на земельном участке, если оно не соответствует разрешённому использованию участка, или за убытки, возникшие в связи с невозможностью исполнения договора аренды участка, если такой договор был заключён после получения уведомления об изъятии земли (п. 8 ст. 56.8 ЗК РФ).

В соответствии со статьей 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

1) выполнением международных договоров Российской Федерации;

2) строительством, реконструкцией следующих объектов:

– государственного значения (федерального и регионального значения) или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов;

– с объектами федеральных энергетических систем и объектами энергетических систем регионального значения;

с объектами использования атомной энергии;

с объектами  обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникаций, возведенными в интересах защиты и охраны государственной границы Российской Федерации;

– с объектами федерального транспорта, объектами связи федерального значения, а также объектами транспорта, объектами связи регионального значения, объектами  инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

– с объектами, обеспечивающими космическую деятельность;

– с линейными объектами федерального и регионального значения, обеспечивающими деятельность субъектов естественных монополий;

– с объектами систем электро-, газоснабжения, объектами систем теплоснабжения, объектами централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;

– с автомобильными дорогами федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Кроме того, земельные участки могут быть изъяты у собственников в случаях, когда участок, предназначенный для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства, не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.

2002 № 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Также земельный участок может быть изъят, если собственник осуществляет  его использование с нарушением требований законодательства Российской Федерации.

В частности, если участок используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде. В таких случаях изъятые земельные участки подлежат продаже с публичных торгов.

Анна Пентюхова,

главный специалист-эксперт

отдела регистрации прав

Управления Росреестра

по Омской области,

государственный регистратор.

Источник: https://rosreestr.ru/site/press/news/ot-takikh-problem-nikto-ne-zastrakhovan/?contrast=Y

Ваши права
Добавить комментарий