Полная идентификация клиента в банке 115 фз

Противодействие легализации доходов и финансированию терроризма

Полная идентификация клиента в банке 115 фз

В целях реализации программы идентификации, руководствуясь Договором банковского счета, а также Статьей 7 Федерального закона от 07.08.

2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», Банк обязан не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации — в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений, обновлять информацию о Клиентах, их Представителях, Выгодоприобретателях и Бенефициарных владельцах.

При этом на всех Клиентов согласно п. 14 Статьи 7 Федерального закона от 07.08.

2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» возложена обязанность по предоставлению, информации, необходимой для исполнения Банком требований указанного Федерального закона, включая информацию о своих Выгодоприобретателях, учредителях (участниках) и Бенефициарных владельцах.

Уведомление от Банка о необходимости обновления сведений может быть направлено посредством СМС-сообщения, ДБО, электронного письма, почтового отправления.

Обращаем Ваше внимание на необходимость самостоятельного предоставления в Банк документов и сведений при изменении идентификационных данных в течение 5 календарных дней с даты возникновения события.

Представитель Клиента

Представитель Клиента — лицо, при совершении операции действующее от имени и в интересах или за счет Клиента, полномочия которого основаны на доверенности, договоре, акте уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, законе, а также единоличный исполнительный орган юридического лица.

Бенефициарный владелец

Бенефициарный владелец — физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) Клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия Клиента. Бенефициарным владельцем Клиента — физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что Бенефициарным владельцем является иное физическое лицо.

При этом юридические лица согласно статье 6.1 Федерального закона от 07.08.

2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», обязаны располагать информацией о своих Бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих Бенефициарных владельцев идентификационных сведений.

Сведения о своих бенефициарных владельцах юридическое лицо обязано обновлять не реже одного раза в год и документально фиксировать полученную информацию.

Выгодоприобретатель

Выгодоприобретатель — лицо, не являющееся непосредственно участником операции, к выгоде которого действует Клиент.

Выгодоприобретателем является:

  • по платежу за 3-е лицо — третье лицо, указанное в назначении платежа или в дополнительных реквизитах (за кого осуществляется платеж)
  • по договору банковского вклада — третье лицо (в пользу которого открывается вклад)
  • по договору поручения — Доверитель
  • по договору комиссии — Комитент
  • по агентскому договору — Принципал
  • по договору доверительного управления — лицо (в пользу которого заключается договор)
  • по договору страхования — лицо (в пользу которого заключается договор страхования)

Обновления идентификационных сведений физического лица — Клиента Банка

При изменении идентификационных данных, предоставленных в Банк при открытии счета (изменении ФИО, гражданства, реквизитов документа, удостоверяющего личность, данных миграционной карты и данных документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ, изменении адреса места жительства (регистрации) или места пребывания, контактной информации (номер телефона/факса, адрес электронной почты, почтовый адрес др.), Клиенту необходимо в течение 5 календарных дней с даты возникновения события обратиться в ближайшее отделение, Клиентский центр Банка и предоставить обновленные сведения и документы.

При изменении идентификационных сведений лица, являющегося Представителем Клиента и/или изменении наименования, даты выдачи, срока действия, номера документа, подтверждающего наличие у лица полномочий Представителя, необходимо в течение 5 календарных дней с даты возникновения события предоставить в Банк информацию и документы, подтверждающие данные изменения. При появлении (смене) Бенефициарного владельца и/или Выгодоприобретателя, необходимо в течение 5 календарных дней с даты возникновения события предоставить в Банк идентификационные сведения и подтверждающие документы о Бенефициарном владельце, Выгодоприобретателе.

Обновления идентификационных сведений Индивидуального предпринимателя и юридического лица — Клиента Банка (далее — ЮЛ/ИП)

При изменении идентификационных данных ЮЛ/ИП, предоставленных Клиентом при начале деловых отношений с Банком или предыдущем обновлении сведений, а также физического лица, являющегося Представителем, учредителем (участником)/ Бенефициарным владельцем Клиента/ Выгодоприобретателем (при наличии) Представителю ЮЛ/ИП необходимо в течение 5 календарных дней с даты возникновения события обратится в ближайшее(ий) отделение, Клиентский центр Банка и предоставить обновленные сведения на основании опросного листа и подтверждающие документы.

Идентификационные данные:

  • В целях идентификации (обновления сведений) об индивидуальном предпринимателе и частнопрактикующем лице (например, адвокате, нотариусе, арбитражном управляющем) необходимо предоставить следующие сведения, подтвержденные документами или надлежаще заверенными копиями документов:
    1. сведения о документе, удостоверяющем личность (серия, номер паспорта, дата выдачи, место выдачи, код подразделения), место рождения, дату рождения физического лица;
    2. сведения об идентификационном номере налогоплательщика;
    3. сведения о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
    4. сведения о лицензии на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию;
    5. контактная информация (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, почтовый адрес (при наличии);
    6. сведения (документы) о финансовом положении;
    7. сведения об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества индивидуального предпринимателя;
    8. сведения о Бенефициарном владельце (Бенефициарных владельцах) индивидуального предпринимателя (при наличии).
  • В целях идентификации (обновления сведений) о юридическом лице, кроме кредитных организаций, необходимо предоставить следующие сведения, подтвержденные документами или надлежаще заверенными копиями документов:
    1. Наименование (полное);
    2. организационно-правовая форма;
    3. адрес юридического лица;
    4. сведения о лицензии на право осуществления деятельности (при необходимости);
    5. сведения об органах юридического лица;
    6. сведения о величине зарегистрированного и оплаченного уставного (складочного) капитала или величине уставного фонда, имущества;
    7. контактная информация (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, почтовый адрес (при наличии);
    8. сведения (документы) о финансовом положении;
    9. сведения об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества юридического лица;
    10. сведения о Бенефициарном владельце (Бенефициарных владельцах) юридического лица;
    11. сведения о наличии у юридического лица статуса хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса в безопасности РФ, а также не является ли Клиент обществом, находящимся под прямым или косвенным контролем организаций и обществ, указанных в статье 1 Федерального закона № 213-ФЗ.

Документы и сведения, направляемые в Банк, на основании которых осуществляется идентификация Клиента, Представителя Клиента, Выгодоприобретателя, Бенефициарного владельца, должны быть действительными на дату их предъявления (получения).

При непредоставлении Клиентом обновленных идентификационных данных и подтверждающих документов, Банк вправе приостановить работу Клиента в системе ДБО, а также вправе реализовать полномочия, определенные п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.

2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», а именно, отказать в выполнении распоряжения Клиента о совершении операции до получения необходимых документов (информации).

Источник: https://www.PochtaBank.ru/about/podft

Полная идентификация клиента в банке 115 фз. Удаленная идентификация

Полная идентификация клиента в банке 115 фз

Кредитная организация обязана идентифицировать лицо, находящееся у нее на обслуживании (клиента), при совершении банковских операций и иных сделок в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Банк России установил требования к идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в Положении об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утверждено ЦБ РФ 19.08.2004 № 262-П). Кредитная организация обязана разработать и утвердить программу идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей, включающую порядок идентификации указанных лиц, а также порядок оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций

Идентификация клиентов – физических лиц осуществляется на основании сбора кредитной организаций установленных документов и сведений, основными из которых являются следующие:

фамилия, имя и отчество;

дата и место рождения;

гражданство;

реквизиты документа, удостоверяющего личность , серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения (если имеется);

адрес места жительства (регистрации) или места пребывания.

Идентификация клиента – физического лица, установление и идентификация выгодоприобретателя не проводятся:

при проведении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов – физических лиц платежей, сумма которых не превышает 15 тыс. руб. (либо суммы в иностранной валюте, эквивалентной вышеуказанной);

при осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 тыс. руб. (суммы в иностранной валюте, эквивалентной вышеуказанной);

за исключением случая, когда у работников кредитной организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Представляемые клиентом документы должны быть действительными на дату их предъявления и составленными на русском языке.

Документы, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке, представляются кредитной организации с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.

В случае недостаточности в распоряжении кредитной организации информации, необходимой для идентификации потенциального клиента и выгодоприобретателя, ее можно получить из других государственных органов.

Рекомендуемая Банком России форма для фиксации полученных при идентификации клиента и установлении его выгодоприобретателей сведений – анкета (досье) клиента – заполняется на бумажном носителе или в электронном виде. Непосредственно ее форма определяется кредитной организацией самостоятельно.

Согласно Положению Банка России № 262-П в анкету клиента включаются следующие сведения.

1. Сведения, полученные в результате идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя.

2. Сведения о степени (уровне) риска, включая обоснование оценки риска.

3. Дата начала отношений с клиентом, в частности дата открытия первого банковского счета (банковского вклада).

4. Дата заполнения и обновления анкеты (досье) клиента.

5. Фамилия, имя (если иное не вытекает из закона или национального обычая) и отчество, должность сотрудника, ответственного за работу с клиентом, в частности сотрудника, открывшего счет и утвердившего открытие счета, куратора счета (если имеется).

6. Подпись лица, заполнившего анкету (досье) клиента на бумажном носителе (с указанием фамилии, имени и (если иное не вытекает из закона или национального обычая) отчества, должности), или фамилия, имя и (если иное не вытекает из закона или национального обычая) отчество, должность лица, заполнившего анкету (досье) клиента в электронном виде.

7. Иные сведения по усмотрению кредитной организации.

По общему правилу повторная идентификация клиента не допускается за исключением случаев, если у кредитной организации возникают сомнения в достоверности сведений, полученных ранее в результате реализации программы идентификации.

При совершении отдельных видов банковских операций и сделок кредитной организацией может быть проведена упрощенная идентификация. Предусматривается упрощенная идентификация физического лица при осуществлении:

переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов;

банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой РФ, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

Упрощенная идентификация физического лица предполагает установление фамилии, имени и (если иное не вытекает из закона или национального обычая) отчества, реквизитов документа, удостоверяющего личность клиента.

Упрощенная идентификация проводится только в случае, если наличествуют в совокупности (одновременно) следующие условия:

операция не подлежит обязательному контролю в соответствии со ст. 6 Закона № 115-ФЗ и фамилия, имя и отчество, а также другие имеющиеся у кредитной организации сведения о физическом лице полностью не совпадают с информацией, содержащейся в Перечне экстремистов;

в отношении клиента, выгодоприобретателя или операции у кредитной организации не возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

операция не имеет запутанного или необычного характера, свидетельствующего об отсутствии очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, и совершение указанной операции не дает оснований полагать, что целью ее осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных вышеуказанным законом.

К операциям с повышенным уровнем риска Банк России в том числе относит:

неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом № 115-ФЗ;

осуществление юридическими лицами переводов денежных средств на (в) банковские счета (банковские вклады) физических лиц (за исключением оплаты труда и компенсаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, выплаты пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации) с последующим снятием физическими лицами указанных денежных средств в наличной форме или переводами указанных денежных средств на (в) банковские счета (банковские вклады) других лиц;

осуществление банковских операций и иных сделок с использованием Интернет-технологий.

Кредитная организация должна уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, проводимым клиентами, отнесенным к повышенной степени (уровню) риска.

30.12.2014 \ Новости

Многие из нас читали или слышали, что при обращении в банк за кредитом производится процедура идентификации клиента.

Что это такое, знают не все, поэтому процесс идентификации клиента оброс множеством мифов. На самом деле, это обязательная контрольная операция, регламентируемая законодательством.

Тщательное выполнение такой проверки позволяет минимизировать риск встречи работника банка с мошенником.

Стоит отметить, что такую процедуру жестко выполняют только крупные банки, поэтому на рассмотрение заявки уходит много времени. МФО, выдающие микромикрозаймы быстро , работают по упрощенной схеме.

Как проходит идентификация клиента в банке

Процедура подразделяется на обособленные этапы.

Проверка личных документов. Помимо паспорта клиентом должен быть представлен еще один документ, подтверждающий личность – военный билет, СНИЛС, заграничный паспорт, свидетельство о рождении (если затрагиваются дела несовершеннолетнего ребенка).

Во время проверки паспорта работник банка должен внимательно осмотреть фото, печать, сверить сроки выдачи документа и сведения о прописке. Любая помятая страница или недостаточно хороший четкий оттиск печати является поводом к изъятию документа для более тщательной проверки в инфракрасном освещении в присутствии представителей других структур.

Проверка клиента на гражданство. Работник банка обращается либо к системе ЕГРЮЛ, либо к налоговым органам, дабы проверить дату и сроки регистрации клиента-организации (юридические лица), либо осведомиться о гражданстве клиента (физические лица).

Клиенту может быть отказано в выдаче кредита, даже если он является гражданином нашей страны.

Это может быть следствием того, что заемщик не является резидентом РФ, и напротив гражданину, к примеру, Люксембурга, может быть выдан кредит при условии, что этот субъект является резидентом России.

Резидентом по закону считается лицо, проживающее без долговременного отсутствия на территории страны в течение 180 суток подряд в год или более.

  • Моряк дальнего плавания имеет регистрацию в РФ, но не имеет достаточной возможности оставаться жить по 6 месяцев в год по адресу прописки в связи со спецификой работы – он является гражданином, но не резидентом.
  • Уполномоченный посол и гражданин Бельгии по долгу службы по 10 месяцев проводит в России – он является резидентом, но не гражданином России.

В первом случае при запросе кредит выдан не будет, а во втором – будет выдан.

Проверка дополнительных документов. Если вы хотите получить кредит, требующий дополнительных документов – справок с работы о доходах, наличие залоговой базы и т.д. – эти документы обязательно проверят.

Сотрудники банка будут несколько раз звонить на вашу работу, также служба безопасности банка может позвонить не на тот номер, который вы указали, а руководству или в бухгалтерию.

Если окажется, что документы ложные, то как минимум вам в займе откажут, в худшем случае придется выяснять отношения в суде.

Проверка кредитной истории. Здесь, при наличии единой информационной базы между банками-партнерами, особой трудности не возникает. Кредитная история складывается из количества и возвратности кредитов, которые клиент некогда брал в банках, вовремя и в полной мере погашал.

Если заемщик соответствует минимальным требованиям банка к клиенту, то вопрос о выдаче кредита решается положительно.

Как проходит идентификация клиента в МФО

Если вы хотите взять частные деньги в долг, то должны понимать, что проверять вас будут пусть не так строго, но все-таки проверка состоится.

Проверка личных документов. Проверить паспортные данные официально зарегистрированное МФО может на абсолютно законных основаниях по базам Пенсионного фонда, налоговой инспекции и другим источникам. Несоответствие данных указанным (номер, регистрация и прочие моменты) – повод для отказа.

Проверка соответствия номера телефона и данных карты для перевода денег.Эти данные проверяются посредством отправки кода на указанный телефон. Карта может быть проверена пробным переводом или другими методами, например, методом ввода номера карты в банкинг-онлайн.

Проверка кредитной истории. МФО имеют такой же доступ в базы БКИ, как и прочие кредитные организации. Но в отличие от крупных банков микрофинансовые структуры гораздо меньше придираются, не учитывая, например, количество уже взятых займов или мелкие просрочки.

Благодаря упрощенной системе идентификации, клиент может получить микрозайм очень быстро, иногда уже через 5-15 минут после заполнения заявки. Как показывает практика, мошенники обходят МФО стороной, видимо из-за ограниченных сумм кредита.

Удаленная идентификация – это механизм, позволяющий физическим лицам получать финансовые услуги дистанционно, подтвердив свою личность с помощью биометрических персональных данных (изображение лица и голос) в любом банке.

Для этого необходимо пройти первичную идентификацию в одном из уполномоченных банков, обладающих правом проводить регистрацию физических лиц в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Единой биометрической системе. Такой банк проведет идентификацию физического лица при личном присутствии, зарегистрирует его в ЕСИА, а также снимет биометрические параметры и направит их в Единую биометрическую систему.

В дальнейшем, если гражданин захочет обратиться в новый банк, ему нужно будет пройти авторизацию в ЕСИА и подтвердить свои биометрические данные с помощью смартфона, планшета, ноутбука или стационарного компьютера с камерой и микрофоном. После сравнения его лица и голоса с ранее внесенными в систему данными он сможет открыть счет (вклад), получить кредит, сделать перевод из дома, не приходя в банк.

Процедура для пользователя является бесплатной и добровольной и будет осуществляться только с согласия клиента.

Удаленная идентификация позволит повысить доступность финансовых услуг, в том числе для людей с ограниченными возможностями, пожилого и маломобильного населения.

Благодаря такому механизму клиенту станет гораздо удобнее получать услуги вне зависимости от времени суток, местонахождения клиента или филиальной сети банка.

Удаленная идентификация заработала 30 июня 2018 года. С этого момента сбор биометрических данных доступен более чем в 400 точках банковского обслуживания в 140 городах России.

Банки будут постепенно обеспечивать в своих структурных подразделениях сбор биометрических данных по мере готовности их технологической инфраструктуры. До конца 2018 года такой сервис должны предоставлять не менее 20% структурных подразделений банка в каждом регионе присутствия, к 30 июня 2019 года – 60% и до конца 2019 года – 100%.

Источник: https://money-trans.ru/polnaya-identifikaciya-klienta-v-banke-115-fz-udalennaya-identifikaciya/

115 ФЗ: Полная идентификация на рынке микрозаймов онлайн — Финансы на vc.ru

Полная идентификация клиента в банке 115 фз

История о том, как это повлияло на выдачу займов, как выстроить отношения с партнерами, и в целом, как отладить новый процесс в рамках бизнеса.

Выбор фото случаен:)

Закон

Относительно недавно законодатель внес поправки в антиотмывочный закон, который позволил микрофинансовым компаниям онлайн сектора применять способы упрощённой идентификации своих клиентов. Однако такая возможность распространяется, если сумма займа не превышает 15 000 рублей.

Учитывая законодательные ограничения и тенденции к усилению надзора со стороны Банка России сейчас как никогда остро встал вопрос о способах проведения полной идентификации клиентов.

Для выполнения всех требований мегарегулятора и в погоне за маржинальностью компании плавно повышают чеки. С другой стороны, возможность получить деньги в течение 15 минут, не выходя из дома, нравится клиентам. А если клиент еще и живет или находится там, где отделений банков в принципе нет, то это становится единственной возможностью взять заем.

В итоге для бизнеса появилась реальная проблема как выдавать больше 15 000 рублей и проводить полную идентификацию, если в компании процесс выдачи займов полностью онлайн.

Закон недвусмысленно говорит, что идентификацию должна проводить сама компания, при этом предоставляя право микрофинансовой компании поручить это кредитной организации.

Однако, есть еще небольшая лазейка, которую Банк России позволяет своим поднадзорным — это сбор данных необходимых для идентификации, вот их могут собирать для компании любые контрагенты: курьерские службы, операторы связи и другие оффлайн-точки.

В итоге добавляется новый бизнес-процесс во взаимодействие клиента и МФО.

И так, клиенты

Существуют пресловутое мнение, что в МФО обращаются только те, кому не дают банки. На самом деле это не так. Даже если задуматься, а есть ли такие люди, у которых нет карты, то таких наберется немного: карты есть практически у всех, а значит и есть банки, которые готовы с ними взаимодействовать. Но что-то мешает…

В МФО часто обращаются, когда нужны деньги вот здесь и сейчас, а идти никуда не хочется. Но вот появляется процедура полной идентификации и…

Сотрудник колл-центра: «Поздравляем! Вам одобрен займ. Но в связи с действующим законодательством при суммах от 15 000, вам нужно пройти идентификацию, к вам выедет наш курьер, когда вам удобно его принять?»

Клиент: «Почему? на сайте у вас об этом не было сказано», «Не хочу я ни с кем встречаться», «Когда приедет? Ой, тогда не надо, отмените, пожалуйста».

И на первое место встает вопрос работы с возражениями, особенно, если:

  • вы один из лидеров рынка и регулятор в первую очередь посмотрит в вашу сторону, что дает право вашим конкурентам пока не спешить с этим;
  • эту процедуру предлагается пройти повторным клиентам — самым лакомым для бизнеса и любые потери здесь очень болезненны;
  • клиент, как правило подает заявки в несколько МФО, и если встает выбор между здесь и сейчас или через день-другой, то выбор не в пользу последнего варианта.

Для снижения количества отказов вначале запустили процесс в ручном режиме, это позволило снять обратную связь от клиентов и определить основные причины отказа. Оператор каждому клиенту звонил, объяснял причины нововведения, далее я, как product manager анализировал обратную связь и дорабатывал скрипт и будущее флоу.

Приведу несколько примеров:

Клиент: Об этом у вас на сайте не было написано?

Ответ специалиста колл-центра:

Это обычное требование закона к выдаче и перечислению денежных средств.

Странно, что вы это не знаете и в других МФО вам это не объяснили.

Мы одни из лидеров рынка онлайн-кредитования и всем своим клиентам мы в обязательном порядке рассказываем об этом.

Дополнительно к этому разбили флоу от одобрения займа до перечисления денег на отдельные шаги и выделили основные причины отказа.

Шаг 1 — займ одобрен, НО:

  • география клиента не обслуживается курьерской службой;
  • не подходит расписание курьерской службы;
  • что называется «хочу здесь и сейчас».

Шаг 2 — встреча курьера с клиентом и передача сведений, необходимых для идентификации, НО:

  • уже неактуально для клиента;
  • отмена клиентом через саппорт;
  • перенос встречи и последующая отмена займа;
  • не получены сведения, необходимые для идентификации от курьера, отмена займа по тайм-ауту .

В итоге, это позволило понять основные причины отвала и предложить варианты борьбы с ними.

Партнеры. Курьеры

Раньше были мы и клиент, а сейчас появился партнер, который собирает для нас данные, взаимодействует с нашими клиентами и от которого зависит наш бизнес.

Имеющиеся на рынке курьерские службы можно условно разделить на общие с максимальным покрытием и специализированнные, доставляющие кредитные карты, но с ограниченным покрытием. Также цена вторых в 2-2,5 раза выше первых.

В итоге, сталкиваемся со следующими вызовами:

  • доля покрытия партнером географии наших клиентов;
  • качество сервиса партнера;
  • дополнительный кост от 300 до 800 рублей;
  • новый бизнес-процесс на рынке МФО.

Вначале мы сделали ставку на поиск партнера с максимальным покрытием и низким ценником. Таким партнером стал СДЭК.

Его преимущества:

  • максимально широкое покрытие по географии;
  • невысокий ценник;
  • активная заинтересованность в сотрудничестве.

Первый недостаток следует из преимуществ: крупная компания с большой долей франчайзи приводит к тому, что не до всех сразу инструкции доносят, не все их сразу исполняют.

Случались накладки, например, клиенту сообщалось, что сейчас у него заберут груз и он отказывался и курьеры на автомате записывали заявку в отказ. Тут подключались наши сотрудники, разъяснили, что клиент готов встретиться с курьером, но его смутила фраза про забор посылки и поэтому он отказался.

Или, например, курьер забыл сделать достаточное количество фото клиента или его документов в необходимом качестве. В итоге мы и коллеги проводили разъяснительную работу с подразделениями, заявки выполнялись, брака становилось меньше.

Второй — график работы с 10 до 18 и 3-часовые интервалы ожидания встречи с курьера. Как показали телефонные разговоры, не все могут гарантировать, что будут доступны в течение всего 3-часового интервала по указанному адресу.

Не раскрывая всей статистики, могу лишь сказать, что потери в доле выданных от одобренных (Issue Rate, IR) составили около 30%. Тестировали на длинных продуктах, так называемых Installment loans (IL). Как таковой ключевой причины не было, в основном все сводилось к не желанию клиента ждать пока с ним встретится курьер и еще к нескольким причинам в новом процессе.

На потери со стороны СДЭКа пришлось несколько процентов. И думается, что на больших объемах мы смогли бы сократить эту цифру, скажем вдвое. В целом, хотим поблагодарить коллег из СДЭКа, что первыми откликнулись на наше предложение о сотрудничестве и активно подключились.

Следующим партнером стал Ефин — специализированная курьерская служба по доставке кредитных продуктов.

Интересно было проверить, как повлияют на конверсию из одобрения в выдачу следующие моменты:

  • более оперативный сбор данных и следовательно процесс идентификации (сегодня, максимум завтра);
  • больший профессионализм курьеров, которые могут допродавать продукты;
  • ежедневный график работы с 9 до 21.

Дополнительно оговорюсь, что полностью сравнивать результаты экспериментов нельзя, так как с ЕФИНом тестировались продукты до зарплаты, так называемые pay day loans (PDL).

Здесь значение IR было немногим ниже предыдущего. Показательно два момента:

  • при объявлении необходимости пройти полную идентификацию отвалилось в несколько раз больше клиентов, чем при тесте длинных продуктов;
  • количество отвалов после передачи клиентов в курьерскую службу осталось примерно таким же, как и в предыдущем эксперименте. Однако следует отметить, что PDL гораздо больше представлены на рынке, чем IL. Отсюда меньшая мотивация клиента пройти полную идентификацию в конкретной компании. Поэтому результат с ЕФИН в целом подтвердил гипотезы о преимуществах использования специализированной курьерской службы.

Помимо непосредственно курьерских служб начали появляться агрегаторы услуг сбора данных для полной идентификации. У них ценник выше, взамен они собирают под своей крышей несколько курьерских служб и процессят их самостоятельно, контролируя и переключая между ними заявки.

Мы по этому пути не пошли по нескольким причинам: цена, неоднозначные преимущества и только зарождающийся рынок по сбору данных. Со своей стороны мы уже имели опыт интеграции и пилотов с курьерскими службами, поэтому перекладывать это на кого-то не было необходимости, тем более смысла, если вы одними из первых внедряете это на рынке.

Оффлайн-партнеры

Как мы помним, идентификацию в законе можно перепоручать кредитным организациям. Однако, одна из попыток договориться с банком имеющим хорошую филиальную сеть потерпела неудачу, так сказать по политическим мотивам. Так как до сих пор МФО имеют некоторый ореол сомнительности и не все готовы сотрудничать, ожидая какой-то неприятной истории.

Но здесь на помощь приходят системы денежных переводов, которые выдаются в банковских отделениях. Таким партнером стал Контакт.

К его преимуществам можно отнести в первую очередь бесплатную цену для физических лиц и большое количество участников платежной системы — кредитных организаций, которые подходят для поручения идентификации. Также многие отделения работают до 8, 9 вечера: клиент может зайти после работы и забрать деньги.

К минусам можно отнести не всегда актуальную карту отделений, однако если первоначально звонить и узнавать, разочарований быть не должно.

Этот пилот мы запускали сразу в автоматическом режиме, потому что для клиента он ничем не отличался от обычного получения денег в Контакте.

Запуск идентификации в автоматическом режиме

До этого в рамках пилотов мы тестировали все в ручном режиме: с каждым клиентом связывался наш сотрудник сообщал о необходимости прохождения полной идентификации, если необходимо разъяснял, далее заводил заявку на курьерскую службу и контролировал получение данных от партнера. Но настал момент полностью автоматизировать этот процесс и посмотреть на результаты.

Отмечу, что здесь у клиента был выбор пройти идентификацию через курьерскую службу СДЭК или через Контакт.

Из ожидаемого — увеличилась доля отвала на выборе способа идентификации.

Из интересного — среди тех, кто выбрал Контакт, отказов практически не было: пришли и получили деньги.

Что можно в этой ситуации сделать:

  • поработать над UI, чтобы снизить количество отказов до уровня, когда тестировали вручную;
  • приоритезировать во флоу и/или давать скидку за получение денег через Контакт.

Что еще интересно — клиенты столкнувшись с необходимостью проходить полную идентификацию, просили отменить их заявку и после брали займ на сумму до 15 000 рублей. Поэтому интересно протестировать эту гипотезу в автоматическом режиме, упростив для клиента флоу.

Заключение

Очевидно, что необходимость проходить полную идентификацию затронула и клиента, и МФО, ставя под сомнение одно из ключевых преимуществ — возможность получения денег тут и сейчас.

Даже введение этой процедуры всеми игроками рынка и максимальное упрощение флоу не позволит достичь прошлого уровня в IR: необходимы изменения в продукте.

Например, выпуск кредитных карт и в таком случае встреча станет не предлогом к сбору данных, а к передаче карты с деньгами. Косвенно это подтвердил тест с Контактом. Дополнительным преимуществом для клиента будет возможность снимать деньги с карты без необходимости подавать каждый раз новую заявку.

Или, например, пересмотр политики открытия больших сумм и сроков. Как показывает практика, если клиент с легкостью выплачивает займы до 10-15К, то далеко не факт, что он выплатит займ в 30К, скорее всего наоборот, просрочит его.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Источник: https://vc.ru/finance/61821-115-fz-polnaya-identifikaciya-na-rynke-mikrozaymov-onlayn

Закон 115 фз идентификация клиента

Полная идентификация клиента в банке 115 фз

Подборка наиболее важных документов по запросу Идентификация выгодоприобретателя (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Идентификация выгодоприобретателя

Документ доступен: с 20 до 24 ч. (выходные, праздники — 24 часа)

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Идентификация выгодоприобретателя

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Упрощенная идентификация клиента в целях ПОД/ФТ

Многие субъекты Федерального закона №115-ФЗ знакомы с термином «идентификация» и процедурой проверки клиента в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ), однако не все субъекты до сих пор разобрались с другим похожим термином «упрощенная идентификация». К нам в компанию Ю-Питер Консалтинг часто обращаются с вопросами об отличиях между обычной идентификацией и упрощенной идентификацией и о том, какие субъекты Закона №115-ФЗ имеют право ее проводить. По этой причине я решил написать краткую статью на эту тему.

Напомню, что согласно ст.

3 Федерального закона №115-ФЗ упрощенная идентификация клиента — физического лица осуществляется в случаях, установленных Федеральным законом №115-ФЗ, совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента — физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений.

Таким образом, главное отличие упрощенной идентификации от обычной идентификации заключается в том, что она может проводится только в отношении клиента – физического лица. То есть упрощенная идентификация не может проводится в отношении клиента – юридического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца клиента.

Впервые термин «упрощенная идентификация» был введен Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 110-ФЗ, который вступил в силу 16 мая 2014 года.

Упрощенная идентификация клиента — физического лица проводится только при одновременном наличии следующих условий:

  • операция не подлежит обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона №115-ФЗ и в отношении клиента — физического лица отсутствуют полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ порядке сведения о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
  • у работников организации или индивидуального предпринимателя, отсутствуют подозрения в том, что целью клиента — физического лица является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • операция не имеет запутанного или необычного характера, свидетельствующего об отсутствии очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, и совершение указанной операции не дает оснований полагать, что целью ее осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом №115-ФЗ.

В случае возникновения сомнений в достоверности сведений, представленных клиентом — физическим лицом в рамках проведения упрощенной идентификации, а равно в случае возникновения подозрений в том, что операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, субъект Закона №115-ФЗ, обязан провести идентификацию в общем порядке.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1.11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ упрощенная идентификация клиента — физического лица может быть проведена в следующих случаях:

1. При осуществлении перевода денежных средств по поручению клиента — физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств. Право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов имеют исключительно кредитные организации.

2. При предоставлении клиенту — физическому лицу электронного средства платежа. При этом, в соответствии с пунктом 19 статьи 3 Федерального закона от 27.06.

2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе» электронное средство платежа – это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств. Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона №161-ФЗ операторами по переводу денежных средств являются Банк России; кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Таким образом, в данном пункте речь идет о клиентах кредитных организаций, которые вправе применять упрощенную идентификацию при предоставлении клиенту — физическому лицу электронного средства платежа.

3. При осуществлении операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 100 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 рублей. Указанные операции вправе проводить кредитные организации, следовательно, в данном случае речь идет также исключительно о клиентах кредитных организаций.

4.

При заключении договора потребительского кредита (займа), сумма которого не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, предоставляемого клиенту — физическому лицу посредством перевода денежных средств в соответствии с законодательством о национальной платежной системе в пользу клиента — физического лица (пункт 1.12-1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ).

5. При заключении договоров с негосударственными пенсионными фондами.

6. При заключении договора о брокерском обслуживании, договора доверительного управления ценными бумагами, депозитарного договора и при приобретении инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов при условии, что все расчеты осуществляются исключительно в безналичной форме по счетам, открытым в российской кредитной организации.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 22.04.

1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» договор о брокерском обслуживании подразумевает под собой брокерскую деятельность, которой признается деятельность брокера (профессионального участника рынка ценных бумаг) по исполнению поручения клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) на совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, осуществляемая на основании возмездных договоров с клиентом

Источник: https://zprav.ru/zakon-115-fz-identifikacija-klienta

Ваши права
Добавить комментарий