Подлежит ли лицензированию разработка технологии производства химических веществ?

Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии | ГАРАНТ

Подлежит ли лицензированию разработка технологии производства химических веществ?

Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

1) разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

3) деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

4) разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;

5) деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

7) разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники;

11) деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;

13) утратил силу с 1 июля 2013 г.;

См. текст пункта 13 части 1 статьи 12

15) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

16) производство лекарственных средств;

17) производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники; (лицензирование прекращается со дня вступления в силу технического регламента)

18) оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;

19) деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;

20) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;

21) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;

22) деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

23) деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

24) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;

25) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;

26) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;

29) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

31) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

32) частная охранная деятельность;

33) частная детективная (сыскная) деятельность;

36) оказание услуг связи;

37) телевизионное вещание и радиовещание;

39) деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);

40) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра “Сколково”);

41) утратил силу;

См. текст пункта 41 части 1 статьи 12

42) геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований;

43) производство маркшейдерских работ;

44) работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;

45) деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);

46) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”);

47) фармацевтическая деятельность;

48) деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

49) деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности; (лицензирование прекращается со дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего установление аккредитации и (или) саморегулирования этого вида деятельности)

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ часть 1 статьи 12 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 50

50) деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;

Часть 1 дополнена пунктом 54 с 27 декабря 2018 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ

54) деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах;

Часть 1 дополнена пунктом 56 с 13 августа 2019 г. – Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 282-ФЗ

56) деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю);

Часть 1 дополнена пунктом 57 с 13 августа 2019 г. – Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 282-ФЗ

57) деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий.

Статья 12 дополнена частью 2.1 с 30 июля 2018 г. – Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 249-ФЗ

2.1. В случае, если нормативным правовым актом Российской Федерации изменяются наименование лицензируемого вида деятельности, перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, необходимость переоформления лицензии должна определяться этим нормативным правовым актом.

3. Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.

Источник: http://base.garant.ru/12185475/b6e02e45ca70d110df0019b9fe339c70/

В апреле 1984 года в ответ на факты, которые были обнаружены специальной группой по расследованию, направленной Генеральным Секретарем ООНв Иран, и которые свидетельствовали об использованииin химического оружия в ходе ирано-иракской войны, несколько государств ввели меры по лицензированию экспорта ряда химических веществ, используемых в производстве химического оружия. Этот шаг был предпринят ими в целях удовлетворения политических требований в ответ на:

  • Ясное и недвусмысленное нарушение Женевского протокола от 1925 года в результате использования химического оружия против Ирана в ходе ирано-иракской войныи
  • Совершенно определенное доказательство того, что Ирак получил многие из материалов для своей программы ХО от международной химической промышленности.

В сложившейся обстановке заинтересованные страны осознали наличие насущной потребности в решении проблемы, вызванной распространением химического оружия, и обеспечении того, чтобы промышленные круги их стран ни целенаправленно, ни неумышленно не могли оказывать содействия другим государствам в приобретении и использовании такого оружия в нарушение международных законов и норм.

Подобным же образом в 1990 году заинтересованные страны признали необходимость предпринятьшаги в ответ на нарастающую проблему распространения биологического оружия.

Однако установленные заинтересованными государствами меры оказались не унифицированными как в плане их объема, так и применения. Также стало очевидным, что предпринимаются попытки обойти эти меры.

В результате в апреле 1985 года Австралия предложила, чтобы страны, которые ввели лицензирование на экспорт, созвали совещание по рассмотрению объема деятельности с целью гармонизации предпринимаемых ими на индивидуальной основе мер, и расширению сотрудничества между этими странами по данной проблеме.

Соответственно, первое совещание группы представителей указанных государств, впоследствии ставшей известной как Австралийская группа, состоялось в июне 1985 года в Брюсселе. Все страны-участницы достигли договоренности о том, что есть смысл в продолжении указанного процесса, и теперь совещания Австралийской группы проводятся в Париже на ежегодной основе.

Количество стран-участниц Австралийской группы возросло с 15 в 1985 году до 30; помимо них, в состав Группы также входит Европейская Комиссия. В число стран, присоединившихся к Группе за последнее время, входят Румыния и Республика Корея.

II. Консультации Австралийской группы

Австралийская группа – это неофициальная организация.

Ее страны-участницы не принимают на себя никаких связывающих с правовой точки зрения обязательств: эффективность их сотрудничества зависит исключительно от их приверженности целям нераспространения ХБО и действенности предпринимаемых на национальном уровне мер, направленных на предупреждение распространения химического и биологического оружия.

Цель совещаний Австралийской группы – изучение объема деятельности с тем, чтобы сделать реализуемые странами-участницами меры более эффективными, используя для этого, в том числе, обмен информацией, гармонизацию уже существующих мер, а также, когда это необходимо, рассмотрение вопроса о внедрении дополнительных мер национального масштаба.

Что касается характера мер по лицензированию экспорта, предпринимаемых странами-участницами, то основные аспекты рассматриваются следующим образом:

  • Меры должны быть эффективными в отношении воспрепятствования производству химического и биологического оружия;
  • Они должны быть в разумных пределах простыми и экономичными для реализации, а также носить практичный характер;
  • Они не должны затруднять нормальный процесс торговли материалами и оборудованием, используемыми в разрешенных законом целях. Они представляют собой требование о лицензировании экспорта, а не автоматический запрет на экспорт таких статей. На практике они представляют собой процесс мониторинга и организации контроля за экспортным лицензированием. Экспортный запрос отклоняется только, если существует определенная озабоченность относительно потенциальной направленности для целей ХБО.

Меры, согласованные на совещаниях Группы, применяются на национальной основе, хотя все участники согласны с тем, что они станут более эффективными, если аналогичные меры будут введены всеми потенциальными экспортерами соответствующих химических веществ, биологических агентов и оборудования, а также странами их возможной перевалки.

Меры лицензирования экспорта демонстрируют решимость стран-участниц избегать не только прямого, но и неумышленного участия в распространении химического и биологического оружия, а также служат выражением неприятия этими странами использования указанных видов оружия.

В интересах коммерческих фирм и научно-исследовательских институтов, не говоря уже о правительствах стран, в которых они располагаются, принять все возможные меры по предотвращению даже непреднамеренных поставок химических соединений, химического оборудования, биологических агентов или биологического оборудования для использования в производстве химического или биологического оружия. Промышленный сектор твердо придерживается этого принципа.

Страны-участницы с самого начала признают, что меры по лицензированию экспорта не заменяют собой жесткого и всеобщего соблюдения Протокола от 1925 года и Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) 1972 года, а также своевременной реализации и всестороннего соблюдения Конвенции о запрещении химического оружия (КХО), которая ступила в силу 29 апреля 1997 года. Все государства-члены Австралийской группы являются Сторонами КБТО и первоначальными Сторонами КХО. Оказание поддержки этим режимам и их целям остается первостепенной задачей стран-участниц Австралийской группы.

III. Схема системы экспортного лицензирования Австралийской группы

В каждой стране-участнице Австралийской группы введены меры лицензирования экспорта определенных химических соединений, биологических агентов, а также химических и биологических производственных средств и оборудования двойного назначения с тем, чтобы экспорт указанных статей из их стран не приводил к распространению химического и биологического оружия.

Во всех странах-участницах существуют меры лицензирования на 54 химических соединения, являющиеся исходными продуктами (прекурсорами) химического оружия. Страны-участницы также требуют лицензии на экспорт средств и предметов оборудования двойного назначения, связанных с производством химического оружия.

Все страны-участницы реализуют меры контроля на основании разработанных в рамках консультаций Австралийской группы перечней возбудителей заболеваний человека, животных и растений, а также оборудования двойного назначения с точки зрения БО. Страны-участницы требуют лицензий на экспорт таких статей.

IV. Оценка мер Австралийской группы

Не представляется возможным определить в абсолютном выражении эффективность консультаций и лицензионных мер Австралийской группы, однако, не подлежит сомнению, что они привели к «удорожанию»» приобретения связанного с ХО наступательного потенциала, закрыв некоторые источники и отклонив пути, используемые распространителями ХО. В некоторых случаях они создали барьеры для стран, которыми приобретено или которые стремятся приобрести ХО, заставив их обратиться к другим альтернативам, таким как менее эффективные пути производства. В других случаях они могут поднять стоимость приобретения ХО до такого уровня, при котором перестает проявляться интерес к ХО. Существует надежда получить подобные результаты в связи с деятельностью Австралийской группы, направленной на предотвращение распространения биологического оружия.

Можно сказать с большей определенностью, что Австралийская группа преуспела в повышении осведомленности стран-участниц и их промышленных кругов о рисках непреднамеренной связи с ХБО, а также помогла им в предотвращении этой опасности.

В большинстве стран-участниц, особенно после начала в 1991 году войны в Персидском заливе, эффективные национальные меры по лицензированию стали важнейшим звеном в удовлетворении требований общественного мнения по поводу того, что их продукция не способствует распространению ХБО.

Правительствами государств-участников сделано заключение о том, что Группа предоставляет жизнеспособный механизм для принятия практических мер, нацеленных на предупреждение распространения химического и биологического оружия.

Однако они признают, что меры лицензирования на экспорт химических соединений, агентов и оборудования сами по себе не могут служить полномасштабным препятствием для распространения химического и биологического оружия в более долгосрочной перспективе.

V. Отношения со странами, не входящими в Австралийскую группу

Страны-участницы признают, что для эффективности мер лицензирования экспорта исходных продуктов химического и биологического оружия, оборудования и технологий необходимо их поддержание как можно большим числом стран, связанных с поставкой или перевалкой соответствующей продукции.

С начала 1986 года отдельными странами-участницами Австралийской группы проводятся консультации на двусторонней основе ad hoc с другими соответствующими странами, поощряющие создание аналогичных национальных режимов экспортного лицензирования.

Все большим числом стран, не являющихся членами Австралийской группы, фактически принимается решение о введении аналогичных мер на национальном уровне.

В 1992 году стороны-участницы Группы приняли решение о расширении программыохвата деятельностью для включения в нее большего числа стран. Австралия, как Страна-Председатель Группы, в настоящее время ежегодно проводит брифинг о работе Группы почти для шестидесяти стран.

Цель брифингов – добиться лучшего представления и понимания работы Группы, а также разъяснять необходимость мер экспортного лицензирования.

На заседании Группы в 1999 году участники подтвердили важность продолжения диалога со странами, не входящими в Австралийскую группу, и обращения к соответствующим странам с призывом ввести меры в целях предотвращения содействия распространителям ХБО, реализуя таким образом их обязательства в рамках КХО и КБО.

С этой целью участники достигли договоренности о претворении в жизнь расширенной программы охвата деятельностью, которая будет и впредь включать брифинги для стран, не входящих в состав Группы, а также потенциально задействовать веб-сайт Австралийской группы и(или) региональные семинары по практическим аспектам экспортного лицензирования.

VI. Соответствие Конвенции по запрещению химического оружия

Страны-участницы Австралийской группы всемерно поддержали проходившие в Женеве переговоры в рамках Конференции по разоружению, результатом которых стало заключение Конвенции по запрещению химического оружия (КХО).

Все они стали первыми странами, подписавшими Конвенцию, когда она была открыта для подписания в январе 1993 года в Париже, и являются первоначальными Сторонами указанной Конвенции.

В настоящее время они играют активную и конструктивную роль в находящейся в Гааге Организации по запрещению химического оружия (OPCW).

КХО содержит целый ряд положений, относящихся к передаче химических веществ, представляющих риск для Конвенции. Согласно Статье I КХО требуется, чтобы подписавшие Конвенцию Стороны воздерживалось от действий, которые оказывали бы поддержку другим в приобретении химического оружия.

Согласно Статье VI требуется, чтобы Государства-участники обеспечили отсутствие передачи токсичных химических веществ для целей, запрещенных Конвенцией, а Частями VI, VII и VIII Дополнения по реализации в верификации (the Annex on Implementation and Verification) налагаются специальные ограничения на торговлю химическими веществами, перечисленными в Приложениях к Конвенции.

Для обеспечения эффективности указанных мер необходимо создание действенных национальных механизмов экспортного лицензирования.

Согласно Статье XI. 2. (e). КХО требуется, чтобы Государства-участники проводили оценку существующих национальных правил в области торговли химическими веществами с тем, чтобы поддерживать их согласованность с предметом и целью Конвенции.

Страны-участницы Австралийской группы соглашаются с тем, что у Австралийской группы сохраняется роль в гармонизации национальных мер лицензирования в рамках нераспространения материалов, относящихся к ХБО.

Они признают, что в своей работе Группа должна всемерно учитывать ввод в действие и реализацию Конвенции.

Соответствие Конвенции по запрещению биологического оружия

Все страны-участницы Австралийской группы являются Сторонами, подписавшими Конвенцию по запрещению биологического и токсинного оружия, вступившую в силу в 1975 году.

Кроме того, эти страны предпринимают активные шаги по усилению действия режима этого Договора, в том числе в рамках участия во внушительном перечне мероприятий по повышению чувства уверенности, согласованных на нескольких последовательных Обзорных конференциях участников Конвенции по запрещению биологического оружия, а позднее также и не переговорах Специальной группы Сторон-участниц. Эти переговоры нацелены на разработку механизма, обладающего юридически обязывающим действием, который устанавливает мероприятия по проверке и усилению других аспектов. Статья III обязывает государств-участников КБО предотвращать передачу материалов, которые могут содействовать производству или любым другим способам приобретения биологического оружия.

Страны-участницы Австралийской группы (АГ) обращаются с призывом ко всем странам предпринять необходимые шаги для обеспечения того, чтобы они и их промышленные круги не оказывали содействия распространению биологического и химического оружия.

Меры экспортного лицензирования служат для демонстрации приверженности стран АГ неучастию в распространении этих видов оружия в нарушение международных законов и норм.

Страны-участницы Австралийской группы призывают другие страны принять сопоставимые меры по лицензированию экспорта соответствующих материалов, чтобы прекратить распространение химического и биологического оружия и таким образом оказать поддержку глобальному запрету взятых в целом этих двух классов оружия массового уничтожения, охваченных в Конвенции по запрещению химического оружия и Конвенции по запрещению биологического оружия.

Источник: https://australiagroup.net/ru/background.html

Ваши права
Добавить комментарий