Переоформление на физ лицо земельного участка, находящегося в бессрочном пользовании у КФХ

Арбитражный суд Курской области

Переоформление на физ лицо земельного участка, находящегося в бессрочном пользовании у КФХ

В соответствии с планом работы Арбитражного суда Курской области изучена  и  обобщена судебная практика рассмотрения споров, связанных с применением положений Земельного кодекса Российской Федерации.    

1. При принятии нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления об установлении публичного сервитута земельного участка должен быть соблюден как порядок проведения публичных слушаний, так и порядок опубликования и введения в действие нормативного правового акта.

Индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим решения представительного органа муниципального района об установлении постоянного публичного сервитута на часть земельного участка – дорогу между населенным пунктом и прибрежной территорией реки.

Судом установлено, что Индивидуальный предприниматель по договору купли-продажи приобрел промышленную площадку песчаного карьера.Между Администрацией муниципального образования и  Индивидуальным предпринимателем был заключен договор аренды земельного участка под приобретенным объектом для строительства административно-хозяйственных зданий.

Оспариваемым решением представительного органа муниципального района был установлен постоянный публичный сервитут на часть земельного участка, находящегося в аренде у Индивидуального предпринимателя, – дорогу между населенным пунктом и прибрежной территорией реки для: а) прохода и проезда через земельный участок; б) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; в) прогона скота через земельный участок; г) свободного доступа к прибрежной полосе. Постоянный публичный сервитут, установленный в отношении части земельного участка указанным решением, зарегистрирован в установленном законом порядке.В соответствии с пунктом 2 статьи 23 ЗК РФ публичный   сервитут  устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.Как установлено судом, решения представительного органа муниципального района, принявшего оспариваемый акт, входят в систему муниципальных правовых актов данного района.В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), при этом порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (частями 2, 3 статьи 47 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.03г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).В соответствии с положениями Устава муниципального образования, муниципальные правовые акты муниципального района, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом, публикуются в районной газете.Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, оспариваемое решение представительного органа муниципального района не было опубликовано в районной газете в порядке, предусмотренном Уставом муниципального района.Суд отклонил как необоснованные ссылки представительного органа на последующую регистрацию сервитута в УФРС и на обнародование оспариваемого решения путем размещения его текста на информационных стендах на основании распоряжения Главы муниципального района, поскольку Устав муниципального района не содержит положений, предусматривающих исключений из общего порядка опубликования для решений об установлении публичных сервитутов, так же, как не содержит и положений, предусматривающих возможность замены установленного Уставом порядка опубликования муниципальных правовых актов их обнародованием. Порядок обнародования правовых актов Уставом также не установлен. Отсутствие официального опубликования нормативного правового акта означает, что он не вступил в установленном порядке в законную силу и не может считаться введенным в действие с момента его издания. Неопубликованный нормативный правовой акт, как не вступивший в законную силу, не влечет каких-либо правовых последствий. Вместе с тем, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт фактически применяется до настоящего времени, он нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.Кроме того, судом установлено нарушение порядка проведения публичных слушаний по вопросу установления публичных сервитутов.Требования Индивидуального предпринимателя суд первой инстанции удовлетворил.

Суд кассационной инстанции оставил решение без изменения.

2. В удовлетворении требований о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования в принятии решения о предоставлении в собственность за плату доли земельного участка Арбитражным судом отказано, т.к.

в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица – собственники здания (помещения в нем), совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.Индивидуальный предприниматель обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования в принятии решения о предоставлении в собственность за плату доли земельного участка площадью 139 кв.м. под зданием торгового центра и просил суд обязать Администрацию муниципального образования принять решение о предоставлении в собственность за плату указанной доли земельного участка.Индивидуальный предприниматель является собственником части нежилых помещений, находящихся в здании торгового центра. Здание расположено на неделимом земельном участке. Доля земельного участка,  расположенного под зданием торгового центра, ранее предоставленного  в аренду индивидуальному предпринимателю, составляет 139 кв.м.Согласно представленной УФРС информации, принадлежность отдельных нежилых помещений, находящихся в здании торгового центра, до настоящего момента не определена, и в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним соответствующие сведения не внесены.В судебном заседании установлено, что общая площадь здания торгового центра составляет 9626,3 кв.м., право собственности зарегистрировано лишь на 5137,9 кв.м. за пятнадцатью предпринимателями и юридическими лицами.Из материалов дела следует, что Индивидуальный предприниматель, являясь собственником только части помещений в здании, находящемся на неделимом земельном участке, единолично обратился в Администрацию муниципального образования для приобретения в собственность доли земельного участка, расположенного под зданием торгового центра.Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ определено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.Кроме того, согласно пункту 3 статьи 36 ЗК РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК РФ, Федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.Таким образом, у Администрации муниципального образования отсутствовали правовые основания для предоставления в собственность за плату Индивидуальному предпринимателю доли неделимого земельного участка общей площадью 139 кв.м., находящегося под зданием торгового центра.Решением суда первой инстанции, вступившим в законную силу, в удовлетворении требования отказано.

В вышестоящих инстанциях законность решения суда первой инстанции не проверялась.

Источник: http://kursk.arbitr.ru/node/13371

Может ли собственник объекта недвижимости, находящегося на земельном участке, принадлежащем ему на праве постоянного бессрочного пользования, продать этот объект? | «Гарант-Сервис» г. Киров

Переоформление на физ лицо земельного участка, находящегося в бессрочном пользовании у КФХ

Может ли собственник объекта недвижимости, находящегося на земельном участке, принадлежащем ему на праве постоянного бессрочного пользования, продать этот объект? Необходимо ли для этого сначала оформить договор аренды на участок и размежевать его

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Собственник объекта недвижимости, находящегося на земельном участке, принадлежавшем этому лицу на праве постоянного бессрочного пользования, вправе продать такой объект недвижимости. Предварительного заключения договора аренды не требуется. С момента регистрации права собственности на недвижимость к покупателю переходит право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, занятым такой недвижимостью и необходимым для ее использования, независимо от регистрации права на данный земельный участок.

Обоснование вывода:
Прежде отметим, что со дня введения в действие Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование только субъектам, указанным в п. 1 ст.

 20 ЗК РФ: государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 8 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г.

N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», далее — Закон N 137-ФЗ).

Юридические лица, кроме перечисленных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, до 1 июля 2012 года обязаны были переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ (п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ).

Однако истечение указанного срока не является основанием для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования у лица, которому земельный участок на данном праве был предоставлен до вступления в силу ЗК РФ. В силу п. 3 ст.

 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется (смотрите также определение КС РФ от 25 декабря 2003 г.

N 512-О, постановление ФАС Московского округа от 19 октября 2005 г. N КГ-А41/9915-05).

Собственник недвижимости, находящейся на таком земельном участке, вправе по своему усмотрению отчуждать ее в собственность другим лицам (п. 2 ст. 209 ГК РФ). Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона (п. 2 ст. 1 ГК РФ).

При продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости (п. 1 ст. 35 ЗК РФ, п. 2 ст. 271, п. 3 ст. 552 ГК РФ).

При этом, действительно, если покупатель недвижимости не относится к субъектам, перечисленным в ст. 20 ЗК РФ, ему земельный участок не может предоставляться на праве постоянного бессрочного пользования.

Однако невозможность предоставления такому покупателю земельного участка на основании ст. 20 ЗК РФ не означает, что право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок не может перейти к нему в силу закона (п. 1 ст. 35 ЗК РФ, п. 2 ст. 271, п. 3 ст.

 552 ГК РФ) при переходе права собственности на находящийся на этом земельном участке объект недвижимости. Как разъяснено в п. 13 постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. N 11, если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно ст.

 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ.*(1) При этом предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации (п. 2 ст. 35 ЗК РФ).

Не является основанием для вывода о невозможности перехода права постоянного (бессрочного) пользования покупателю недвижимости и положение п. 4 ст. 20 ЗК РФ, в соответствии с которым граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

В рассматриваемой ситуации земельный участок не является самостоятельным предметом сделки, а передается только вместе с объектом недвижимости, находящемся на нем. Право на этот земельный участок переходит к приобретателю недвижимости в силу закона, следуя судьбе находящегося на нем объекта недвижимости.

Момент возникновения права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок у покупателя здания, сооружения или иной недвижимости определяется моментом регистрации перехода к нему права собственности на эту недвижимость (смотрите, например, постановление Президиума ВАС РФ от 23 марта 2010 г. N 11401/09; смотрите также п.

 2 Протокола N 9 заседания гражданско-правовой секции Научно-консультативного совета при Высшем Арбитражном Суде РФ 8 февраля 2010 года).*(2)

Таким образом, собственник объекта недвижимости, находящегося на земельном участке, принадлежавшем этому лицу на праве постоянного бессрочного пользования, вправе продать объект недвижимости иному лицу. Предварительного заключения договора аренды не требуется.

С момента регистрации права собственности на недвижимость к покупателю автоматически (независимо от регистрации этого права на земельный участок за покупателем и, соответственно, от того, проведены ли в отношении земельного участка межевание, государственный кадастровый учет*(3)) переходит существовавшее у продавца право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, занятым такой недвижимостью и необходимым для ее использования. Проведение землеустроительных работ (межевания) и государственного кадастрового учета потребуется при переоформлении покупателем земельного участка в собственность или в аренду.

Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Бахтина Анастасия

Контроль качества ответа:Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Барсегян Артем

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Истечение срока, указанного в п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ (1 июля 2012 года), не означает, что покупатель недвижимости, ставший ее собственником, не вправе в дальнейшем приобрести право собственности или право аренды на этот земельный участок в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ, ст. 3 Закона N 137-ФЗ. В силу п. 7 ст. 36 ЗК РФ, п. 2.6 ст.

 3 Закона N 137-ФЗ, если в отношении такого земельного участка не осуществлен государственный кадастровый учет, орган местного самоуправления на основании заявления покупателя либо обращения исполнительного органа государственной власти (ст.

 29 ЗК РФ) в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.*(2) Исключительно в целях налогообложения покупатель недвижимости должен признаваться плательщиком земельного налога с момента государственной регистрации вещного права (собственности) на земельный участок (смотрите, например, постановление Президиума ВАС РФ от 4 октября 2011 г. N 5934/11). Продавец является плательщиком земельного налога до момента такой регистрации или до момента его отказа от права постоянного бессрочного пользования (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 15 июля 2010 г. N 14547/09).

*(3) Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в силу ст. 6 этого Закона признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Источник: http://garant-kirov.ru/vopros-otvet/vo170912-2/

Право бессрочного пользования землей: перспективы и преграды

Переоформление на физ лицо земельного участка, находящегося в бессрочном пользовании у КФХ

Земельный кодекс РФ ограничил право постоянного (бессрочного) пользования на землю и обязал отдельные категории землепользователей переоформить земельные участки по своему желанию в аренду или в собственность до января 2012 г.

, а земельные участки, на которых находятся линейные объекты (линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги и железнодорожные линии), — до января 2015 г. За нарушение указанных сроков с января 2013 г.

землепользователи будут привлекаться к административной ответственности.

Данное правило установлено п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 137-ФЗ).

Исключение из него составляют государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, центры наследия президентов РФ, прекративших свои полномочия, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления. Пункт 1 ст.

20 Земельного кодекса РФ и п. 2.4 ст. 3 Закона № 137-ФЗ сохранили за ними право постоянного (бессрочного) пользования.

Правила п. 2 ст. 3 Закона № 137-ФЗ в части сроков переоформления не распространяются на юридических лиц, указанных в п. 2.1 данной статьи, в частности на садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, гаражные потребительские кооперативы. Эти организации не ограничены сроком переоформления своего права постоянного (бессрочного) пользования.

Несмотря на то что п. 2 ст. 3 Закона № 137-ФЗ разрешает землепользователям переоформить земельный участок в собственность, в Земельном кодексе РФ имеются положения, препятствующие этому. Остановимся на них.

Ограничение по передаче земли в собственность

Отказ в переоформлении земельного участка в собственность грозит в случаях, указанных в п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ. Это случаи изъятия земельных участков из оборота, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, запрета на приватизацию земельных участков, установленные федеральным законом.

Изъятие земельных участков (в том числе путем выкупа) для государственных и муниципальных нужд проводится в исключительных случаях: в связи с выполнением международных обязательств РФ, размещением объектов государственного или муниципального значения, указанных в подп. 2 п. 1 ст.

49 Земельного кодекса РФ, при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, а также в связи с иными обстоятельствами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ. Изъятие земельного участка путем выкупа осуществляется в порядке ст. 279 ГК РФ и ст.

55 Земельного кодекса РФ.

Справка

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ не приватизируются земельные участки, на которых размещены следующие объекты:

  • объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
  • объекты использования атомной энергии;
  • объекты обороны и безопасности;
  • объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
  • объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
  • объекты, обеспечивающие статус и защиту государственной границы РФ;
  • линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
  • объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
  • автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных в ст. 49 и 70.1 Земельного кодекса РФ, и в соответствии с Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561. Резервирование осуществляется путем выкупа земельного участка у землепользователя.

Буква закона
Часть 3 ст. 129 ГК РФ

Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Запрет на приватизацию установлен для следующих видов земельных участков:

  • земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ (то есть полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования), а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ);
  • земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, автомобильными дорогами и другими объектами (п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ);
  • земельных участков в границах особо охраняемых территорий, например земли государственных заповедников, национальных парков (п. 6 ст. 95 Земельного кодекса РФ);
  • земель, в границах территорий которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной (п. 5 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);

Источник: https://www.eg-online.ru/article/97869/

Глава IV. Постоянное (бессрочное) пользование,

Переоформление на физ лицо земельного участка, находящегося в бессрочном пользовании у КФХ

ПОЖИЗНЕННОЕНАСЛЕДУЕМОЕ ВЛАДЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИУЧАСТКАМИ,

ОГРАНИЧЕННОЕПОЛЬЗОВАНИЕ ЧУЖИМИ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ

(СЕРВИТУТ),АРЕНДА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ

СРОЧНОЕПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ

Статья20. Постоянное (бессрочное) пользованиеземельными участками

Комментарийк статье20

1.Право постоянного (бессрочного)пользования может существовать тольков отношении земель, находящихся вгосударственной или муниципальнойсобственности. Основной категориейлиц, использующих земельные участки направе постоянного (бессрочного)пользования, являются юридические лица.

В ряде специальных нормативных актовбыло прямо предусмотрено, что земельныеучастки за отдельными видами юридическихлиц должны закрепляться на правепостоянного (бессрочного) пользования(в частности, за органами пограничнойслужбы, пограничными войсками,организациями федерального железнодорожноготранспорта, государственными имуниципальными образовательнымиучреждениями, государственными научнымиучреждениями и др.).

Пункт1 комментируемой статьизначительно ограничивает круг субъектов,которым земельные участки могут бытьпредоставлены на праве постоянного(бессрочного) пользования после введенияв действие ЗК.

Эти субъекты (государственныеи муниципальные учреждения, казенныепредприятия, органы государственнойвласти и органы местного самоуправления)не могут быть собственниками земельныхучастков, и право постоянного (бессрочного)пользования является единственнымвещным правом, которое позволяет им напостоянной основе использовать земельныеучастки.

2.В отношении иных юридических лиц, которыеимеют земельные участки на правепостоянного (бессрочного) пользования,земельное законодательство вводитследующие правила о переоформленииэтого права.

Во-первых,особые правила предусмотрены дляпереоформления права постоянного(бессрочного) пользования на земельныеучастки, предоставленные садоводческим,огородническим или дачным некоммерческимобъединениям граждан или организациям,при которых до 23 апреля 1998 г.

были созданы(организованы) садоводческие, огородническиеи дачные некоммерческие объединенияграждан, пользующиеся такими земельнымиучастками. Эти организации могутпереоформить право постоянного(бессрочного) пользования земельнымучастком на право собственности впорядке, установленном ст.

28ФЗ “О садоводческих, огородническихи дачных некоммерческих объединенияхграждан”. Законодательно срокреализации права переоформления неустановлен.

Решение о переоформлениив данном случае принимается на основаниизаявления заинтересованного лицаисполнительным органом государственнойвласти или органом местного самоуправления,обладающим правом предоставления такогоучастка.

Такжесроком не ограничивается переоформлениегаражными потребительскими кооперативамиправа постоянного (бессрочного)пользования земельными участками. Такоепереоформление производится в порядке,установленном ст.36ЗК.

Федеральнымзаконом”О внесении изменений в законодательныеакты Российской Федерации в частиуточнения условий и порядка приобретенияправ на земельные участки, находящиесяв государственной или муниципальнойсобственности” был расширен переченьюридических лиц, которые могут переоформитьправо постоянного (бессрочного)пользования земельными участками направо аренды таких земельных участковили приобрести такие земельные участкив собственность. Такое право приобрелиюридические лица, имеющие земельныеучастки на праве постоянного (бессрочного)пользования и те участки, на которыхрасположены линии электропередачи,линии связи, трубопроводы, дороги,железнодорожные линии и другие подобныесооружения (линейные объекты). До 1 января2013 г. указанные лица могут переоформитьпринадлежащее им право в соответствиис правилами, установленными ФЗо введении в действие ЗК.

Во-вторых,в соответствии со ст.3ФЗ о введении в действие ЗК все остальныеюридические лица (за исключениемперечисленных выше) должныпереоформить право постоянного(бессрочного) пользования на ранеепредоставленные земельные участки направо аренды или приобрести их всобственность по своему желанию до 1января 2010 г.

Религиозные организации,кроме того, могут переоформить на правобезвозмездного срочного пользования.В данном случае для переоформленияправа постоянного (бессрочного)пользования на ранее предоставленныйземельный участок заинтересованноеюридическое лицо подает заявление опредоставлении ему земельного участкана выбранном им праве.

Порядок рассмотрениятакого заявления и принятия решенияустановлен в ст.36ЗК.

Длястимулирования деятельности юридическихлиц, использующих земельные участки направе постоянного (бессрочного)пользования, по переоформлениюпринадлежащего им права с 1 января 2011г. предусмотрена административнаяответственность за нарушение даннойобязанности в виде административногоштрафа в размере от 20 тысяч до 100 тысячрублей (ст.7.34КоАП).

Систечением срока переоформления правопостоянного (бессрочного) пользованияне прекращается, и нет оснований длязаявления требований о принудительномпрекращении этого права (право постоянного(бессрочного) пользования являетсявещным правом, и основания для егопринудительного прекращения могут бытьустановлены исключительно федеральнымизаконами).

Как указано КС РФ, положенияземельного законодательства опереоформлении права постоянного(бессрочного) пользования не содержатоснований для изъятия земельных участков,а поэтому не могут рассматриваться какдопускающие внесудебный порядок лишенияимущества (ОпределениеКС РФ от 25.12.2003 N 512-О (СПС “КонсультантПлюс”)).

Поскольку землепользователю предоставленавозможность определиться с правовымтитулом, приобретаемым в результатепереоформления постоянного (бессрочного)пользования, то до выбора землепользователемправа, на котором он желает использоватьпринадлежащий ему земельный участок,нельзя его принудить к переоформлениюпринадлежащего ему права постоянного(бессрочного) пользования.

Пообщему правилу приобретение земельныхучастков в собственность в результатепереоформления ранее предоставленногоправа постоянного (бессрочного)пользования осуществляется за плату.Согласно п.4 ст.

10ФЗ об обороте сельскохозяйственныхземель, субъекты РФ вправе установитьслучаи бесплатного предоставлениярелигиозным организациям в собственностьземельных участков, предоставленныхим в постоянное (бессрочное) пользование.

Кроме того, земельные участки, которыенаходятся в государственной илимуниципальной собственности и на которыхрасположены здания, строения и сооружения,находящиеся на день введения в действиеЗКв собственности общероссийскихобщественных организаций инвалидов иорганизаций, единственными учредителямикоторых являются общероссийскиеобщественные организации инвалидов,бесплатно предоставляются в собственностьуказанных организаций.

Источник: https://studfile.net/preview/6724702/page:6/

2.3. Нотариальное удостоверение договора купли-продажи земельного участка

Переоформление на физ лицо земельного участка, находящегося в бессрочном пользовании у КФХ

Заключение договоров купли-продажи земельных участков регулируется общими правилами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) в отношении продажи недвижимого имущества.

Так, договор продажи недвижимого имущества, в том числе земельного участка, заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (ст.

 550 ГК РФ), а переход права собственности на земельный участок подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 551 ГК РФ).

В силу требований ст. 54 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» обязательному нотариальному удостоверению подлежат сделки по отчуждению земельного участка, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному судом ограниченно дееспособным.

Вместе с тем по соглашению сторон могут быть нотариально удостоверены и иные сделки с земельными участками.

В данном случае нотариальное удостоверение выступает гарантом законности сделки, поскольку при совершении этого нотариального действия нотариус выясняет дееспособность обратившихся к нему лиц; разъясняет сторонам смысл и значение представленного ими проекта сделки; проверяет, соответствует ли содержание проекта сделки действительным намерениям сторон и не противоречит ли требованиям закона; устанавливает принадлежность имущества лицу, его отчуждающему; проверяет отсутствие ограничений прав, обременений имущества или иных обстоятельств, препятствующих совершению договоров (ст. 43, 54, 55, 56 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Следует иметь в виду, что при отчуждении земельных участков помимо общих правил продажи недвижимости, предусмотренных ГК РФ, применяются специальные требования, установленные в Земельном кодексе Российской Федерации (далее — ЗК РФ).

Так, в соответствии со ст. 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами.

При этом иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (ст. 15 ЗК РФ).

Законодатель гарантирует гражданам и юридическим лицам равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

 Собственностью граждан и юридических лиц признаются те земельные участки, которые приобретены по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (ст. 15 ЗК РФ).

Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 25 ЗК РФ).

По общему правилу земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (ст. 15 ЗК РФ). Помимо определенных нормативными актами земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность не предоставляются также земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте. Вместе с тем федеральными законами могут быть установлены случаи, допускающие передачу в собственность земельных участков, отнесенным к землям, ограниченным в обороте. Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ (ст. 27 ЗК РФ).

На основании ст. 554 и ст. 555 ГК РФ существенными условиями договора продажи земельного участка являются условия о предмете, то есть о самом земельном участке, и о его цене. При отсутствии этих условий соответствующий договор продажи земельного участка считается незаключенным. При этом на основании п. 2 ст.

 37 ЗК РФ недействительными условиями договора купли-продажи земельного участка являются условия, устанавливающие право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию; условия, ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком, в том числе ограничивающие ипотеку, передачу земельного участка в аренду, совершение иных сделок с землей; условия, ограничивающие ответственность продавца в случае предъявления прав на земельные участки третьими лицами. Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования. В случае предоставления продавцом заведомо ложной информации о качествах и свойствах земельного участка, которая может оказать влияние на решение покупателя о покупке данного земельного участка, и требования о предоставлении которой установлены федеральными законами, покупатель вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков (ст. 37 ЗК РФ).

В соответствии со ст.

 35 ЗК РФ в случае перехода права собственности на здание (сооружение), находящееся на чужом земельном участке, покупатель приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием (сооружением) и необходимой для его использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.

В случае перехода права собственности на здание (сооружение) к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности или сложившегося порядка пользования земельным участком.

Собственник здания (сооружения), находящегося на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.

Отчуждение здания (сооружения), находящегося на земельном участке и принадлежащего одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением отчуждения части здания (сооружения), которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка; отчуждения здания (сооружения), находящегося на земельном участке, изъятом из оборота; отчуждения сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута. Отчуждение здания (сооружения), находящегося на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащего одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц. Не допускается отчуждение земельного участка без находящегося на нем здания (сооружения) в случае, если оно принадлежит одному лицу. Отчуждение участником долевой собственности доли в праве собственности на здание (сооружение) или отчуждение собственником принадлежащих ему части здания (сооружения) или помещения в них проводится вместе с отчуждением доли указанных лиц в праве собственности на земельный участок, на котором расположено здание (сооружение). Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица — собственники зданий (сооружений), находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка в соответствии с приведенными требованиями и на основании п. 2 ст. 5, п. 3 ст.15, п. 1 ст. 22 ЗК РФ. Президент Российской Федерации может установить перечень видов зданий, сооружений, на которые это правило не распространяется (ст. 35 ЗК РФ).

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции на основаниях, определенных в законе.

К таким основаниям относятся решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договор безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ). Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа в случаях, установленных в ст. 39.5 ЗК РФ. По общему правилу продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных в п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ. Продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со ст.39.18 ЗК РФ.

Особенности купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно статье 8 указанного федерального закона при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или муниципальное образование (в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации) имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается. Исключение из этого правила составляют продажа с публичных торгов и изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, признается ничтожной.

Правовой режим земельных участков для ведения крестьянского (фермерского хозяйства) определяется статьями 257-259 ГК РФ и Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Так, согласно ст.

 257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.

При прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным статьями 252 и 254 ГК РФ. Земельный участок в таких случаях делится по правилам, установленным ГК РФ и земельным законодательством.

При этом при выходе из крестьянского (фермерского) хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, разделу не подлежат.

Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности на это имущество. По общему правилу доли членов крестьянского (фермерского) хозяйства в праве совместной собственности на имущество хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное (ст. 258 ГК РФ).

определенные действия (или бездействие), в результате которых изменяется собственник имущества. С переходом права собственности у нового собственника возникают законные основания для владения, распоряжения и использования имущества. Как правило, основанием для перехода права собственности является совершение сделки. уполномоченное государством должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц).соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.проверка законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение. Осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, определенном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате и гражданским законодательством. действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.субъект собственности, физическое или юридическое лицо, обладающее правом собственности, выступающее в роли владельца, распорядителя, пользователя объекта собственности.

Источник: https://notariat.ru/sovet/pages/tag/23-3-notarialnoe-udostoverenie-dogovora-kupli-prodazhi-zemelnogo-uchastka

Ваши права
Добавить комментарий