Может ли учитель начальных классов работать воспитателем в коррекционной школе?

Совместная работа учителя начальных классов и воспитателя ГПД

Может ли учитель начальных классов работать воспитателем в коррекционной школе?
УЧИТЕЛЬ И ВОСПИТАТЕЛЬ ГПД: ВМЕСТЕ МЫ – СИЛА!

Сербулёва Людмила Викторовна,

воспитатель группы продлённого дня

Муниципального общеобразовательного

учреждения

«Начальная школа № 5 города Макеевки»»

« Объединяться вместе — начало,

быть вместе — прогресс,

работать вместе — успех»

Генри Форд

ГПД как значимая педагогическая система

Мир вокруг нас меняется очень стремительно, и современное образование не должно оставаться в стороне от изменений в социуме. Вполне закономерно, что в создавшихся условиях каждому педагогу нужно вносить необходимые коррективы в свою работу.

Такие серьезные задачи, как формирование личности ребенка и его успешная социализация можно и нужно решать не только на уроках. Группа продленного дня всегда была и остаётся отличным помощником родителям и учителям.

Недаром один из основных вопросов, задаваемых родителями при поступлении в школу, является вопрос о наличии такой группы. Это очень значимая педагогическая система, придуманная более 40 лет назад.

В процессе положительных преобразований личности должны принимать участие, как учителя начальных классов, так и воспитатели групп продленного дня. Очень важным моментом для успешного обучения детей является их тесное сотрудничество.

Планироваться может не только учебная деятельность. Усилия учителя и воспитателя должны быть направлены также и на личностный рост ребенка, ведь существует множество других видов деятельности, кроме учебной:

  • досуговая;
  • бытовая;
  • физкультурно-оздоровительная.

Ответственность за ребёнка в равной степени несут воспитатель, учитель, а также родители.

Педагогический дуэт учителя и воспитателя

Пребывание ребёнка в группе продлённого дня должно не только повышать уровень учебных умений ребёнка, но также способствовать его полноценному физическому, умственному, духовному развитию. Самым первым и очень важным правилом является единство требований учителя и воспитателя. Именно потому в начальной школе необходимо держать связь между этими звеньями.

Совместная работа учителя начальных классов и преподавателя группы продлённого дня заключается в следующем:

  1. Формирование группы продленного дня.

  2. Планирование учебно-воспитательной работы и дальнейшая её организация.

  3. Помощь в создании и развитии у детей необходимых умений.

  4. Участие в методической работе.

  5. Взаимообмен опытом.

  6. Организация работы с родителями учащихся.

Объектом для работы является процесс развития познавательной деятельности младших школьников в режиме продленного дня. Изменение результативности в положительную сторону – основная задача подобных изменений. Очень важное условие – единство требований на уроках и в группе. Это касается не только домашних заданий, но и общих требований, а также поведения детей,

Самое основное звено, где требуется полное взаимопонимание – это, конечно же, выполнение домашних заданий в группе. Результат, достигнутый учеником в ходе урока, должен быть закреплен, именно поэтому дается домашнее задание, предполагающее самостоятельную работу над пройденным материалом.

Воспитателю в своей работе следует учитывать такие факторы:

  1. Уровень умений и навыков каждого конкретного учащегося.

  2. Степень развития умения работать самостоятельно.

  3. Возраст детей.

  4. Индивидуальные особенности каждого ученика.

Учитель осуществляет в первую очередь контроль учебной деятельности, задача же воспитателя – организовать выполнение домашних заданий. Здесь сотрудничество учителя и воспитателя должно быть особенно тесным, поскольку речь идет о формировании у ребенка навыков самостоятельной работы. По своей сути организация самоподготовки в группе похожа в некоторой степени на урок.

Задача учителя на уроке – максимально инструктировать детей по выполнению работы, а также рассказать, на что следует обратить особое внимание, как выполнить задание наиболее оптимальным способом.

В ходе самоподготовки основная функция, как ни странно, именно воспитательная.

Нужно приучить детей к определенному порядку выполнения работы, аккуратности, а также к рациональному использованию времени, ведь домашнее задание рассчитано на вполне конкретный временной промежуток.

Важно, чтобы ребенок понимал всю необходимость доведения начатого дела до конца. А для этого воспитателю необходимо вместе с учителем сформировать у него положительное отношение к учебе и высокую мотивацию.

Мои рекомендации коллегам

Мой личный опыт работы воспитателем в течение 15 лет в МОУ «Начальная школа № 5» свидетельствует о том, что совместная работа учителя и воспитателя группы продленного дня может стать отличным способом развития у учащихся познавательной деятельности.

Учителю и воспитателю совместными усилиями нужно донести до родителей информацию о том, что в группе продленного дня выполняется наиболее масштабная часть домашнего задания, Некоторая его доля переносится домой, и это вполне нормально.

Например, заучивание стихотворений требует тишины и сосредоточенности, что в условиях группы практически невозможно. Дети работают в различном темпе, поэтому и объем выполненного в группе домашнего задания в некоторых случаях может быть неполным, и требует дополнительной работы дома с родителями.

За выполнение заданий в равной степени несут ответственность учитель, воспитатель и родители ребенка.

Вопрос последовательности выполнения заданий я оговариваю с учителями детей, посещающих группу продленного дня, ведь во многом выбор зависит от особенностей самого ребенка.

В ходе многолетней работы и наблюдений я пришла к выводу, что не всегда целесообразно начинать выполнение домашнего задания с письменных предметов, как это часто делается.

Например, самоподготовку во втором и третьем классе иногда имеет смысл начинать с выполнения заданий по чтению в том случае, когда дети одного класса владеют навыками чтения на высоком уровне.

Вполне закономерно, что в группе есть дети с пробелами в знаниях. Как правило, им тяжело организовать самостоятельную работу. В этом случае очень существенную роль будет играть помощь учителя.

Он, как никто может подсказать, как ученик способен выполнять работу, и на что следует обратить внимание. Хорошо, если учитель поможет после уроков отстающему ученику – это существенная помощь воспитателю. Индивидуальная работа воспитателя с ребенком в группе бывает периодической.

Она проводится в том случае, если у ученика возникают затруднения в ходе самостоятельной работы.

Давно известна истина: «Хочешь научиться сам – научи другого». Это я применяю в своей работе со слабыми учениками. После моего инструктажа назначается помощник из числа успевающих детей, который помогает отстающему. Очень важным условием является то, что оказывается лишь консультативная помощь, помощник не должен выполнять задание за своего подопечного.

Не раз за годы работы я убеждалась, что большую роль играет поощрение детей за достигнутые успехи. Главное – дать понять ребенку, что он справиться с заданием, что оно ему по силам, стоит всего лишь приложить старание. Кроме того, навыки, полученные во время самостоятельной работы в группе продлённого дня, пригодятся ученику и на уроках в дальнейшем.

Тем, кто сделал домашнее задание раньше других, можно предложить на выбор помощь другу или спокойные игры. Ученики второго, третьего класса могут оказывать помощь не только одноклассникам, но и учащимся первого класса.

Очень важной ступенью является самопроверка. Хорошо, если такой способ используется не только воспитателем, но и учителем на уроках. В этом случае навык будет быстрее сформирован, и процесс будет проходить легче.

Со способами самопроверки может знакомить детей учитель, а поддержать и развить это умение – воспитатель ГПД. Он, как и его коллега, является организатором учебной деятельности, поэтому полностью должен продумывать ход самоподготовки.

Воспитатель может прогнозировать возможные трудности в работе детей, и так же, как учитель, способствовать их устранению.

Средством обмена для достижения желаемого результата могут быть не только личные беседы, но также и классный журнал, тетради и дневники учеников, а также журнал группы продленного дня.

В нашей школе практикуется такой способ: периодически учитель на листочке или в специальной тетради выписывает, на что необходимо обратить внимание мне и родителям ребенка.

Это иногда позволяет экономить время, ведь не всегда есть возможность провести личную беседу с преподавателями по поводу каждого из учеников.

Учителю желательно своевременно информировать своего коллегу о заданной детям работе. Отличным помощником может стать журнал взаимосвязи, в котором будет происходить обмен информацией. Не только учитель может в ней давать рекомендации по выполнению задания.

Воспитатель может вносить поправки, оставлять свое мнение в том случае, если задание оказалось непосильным для детей или, наоборот, слишком легким, ведь он каждый день видит объём и содержание заданий. Желательно, чтобы воспитатель мог посещать иногда уроки.

Это даёт возможность понаблюдать за деятельностью учителя и учащихся. Он может вносить коррективы в свою работу, основываясь на собственных наблюдениях. Взаимопосещение занятий – весьма успешный метод, как показывает моя многолетняя практика.

Это позволяет не только обнаружить некоторые недостатки в работе преподавателей, но и существенно обогащает опыт каждого из них.

Учитель организует учебную деятельность на уроке. Успешность в усвоении материала во многом будет зависеть от того, насколько правильно учитель изложил во время урока материал, позаботился о том, чтобы его содержание было понятно каждому ученику.

Воспитатель логически продолжает эту работу в группе. Задача учителя – выбрать подходящее для детей домашнее задание. Задачей же воспитателя будет выбор наиболее рациональных форм организации деятельности.

Это может быть самостоятельная работа при выполнении домашнего задания, любая творческая работа.

Немаловажную роль играет организация отдыха детей в ГПД. Здесь учитель должен ознакомить воспитателя с состоянием здоровья детей, чтобы тот мог правильно организовать подвижные игры, а в некоторых случаях избежать возникновения проблем со здоровьем у некоторых учащихся.

На мой взгляд, очень существенным фактором в совместной работе является следующий: воспитатель не должен ощущать, что играет второстепенную роль по отношению к учителю. Особенно важно, чтобы такого несоответствия не наблюдали сами ученики. Статус воспитателя должен находиться на должном уровне. Только пребывая на равных с учителем, воспитатель может правильно выстраивать свою работу.

Взаимодействие начинается с построения доверия. Только в этом случае сотрудничество сделает работу эффективной. Все великое не делается в одиночку, оно создается командой людей.

Использованная литература:

1. Баранцев С.А., Береуцин Г.В., Берсуцкий Н.Л. и др. Учебно-воспитательная и оздоровительная работа в школах и группах продленного дня. – М.: Просвещение,1988. – С. 16.

2. Визгерд Я.А. Учебно-воспитательная работа в школе. –М.: Просвещение, 1962. – С. 102.

3. Кобзарь Б.С. Учебно-воспитательный процесс в школах и группах продленного дня. – Киев: «Радянська школа», 1982. –С. 52.

4. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Избранные произведения. – Т.2. – Киев, 1976. – С. 566.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/prochee/sovmestnaia_rabota_uchitelia_nachalnykh_klassov_i_vospitatelia_gpd

Особенности взаимодействия учителя, воспитателя и логопеда в специальной (коррекционной) школе

Может ли учитель начальных классов работать воспитателем в коррекционной школе?

→ Статьи → Опыт работы пользователей → Разное

Валентина,20.03.2013 0

Приходя учиться в школу, ребёнок испытывает множество психологических трудностей адаптации, связанных как с изменением его социальной позиции, так и привыканием к взаимодействию с новыми для него взрослыми – учителями. Особенно важная роль в обеспечении качества школьной жизни ребёнка принадлежит учителю начальных классов. Первая учительница – явление непреходящее.

Обсудить статьюОпубликовать свой материал Приходя учиться в школу, ребёнок испытывает множество психологических трудностей адаптации, связанных как с изменением его социальной позиции, так и привыканием к взаимодействию с новыми для него взрослыми – учителями. Особенно важная роль в обеспечении качества школьной жизни ребёнка принадлежит учителю начальных классов. Первая учительница – явление непреходящее. Она входит во внутренний мир школьника и навсегда становится частью жизни, личной биографии каждого человека. От того, каким окажется первый учитель, зависит отношение ребёнка ко всем последующим учителям и формирование многих личностных качеств взрослого человека. Труд учителя относится к группе таких общественно значимых занятий, в которых важное место занимает профессиональная мораль. Учитель начальных классов – первый представитель педагогического цеха, который встречает ребёнка в школе. Он демонстрирует ребёнку самые запоминающиеся образцы учительского поведения и воздействия. Перед учителем начальных классов напрямую стоит воспитательная задача привить ребёнку нормы и правила отношения к учебной деятельности и к самому себе, взаимодействия с учителями, воспитателями и сверстниками. Предметом трудовой деятельности учителя является сама человеческая личность ученика. По роду своей деятельности учитель вступает в непосредственный контакт с учеником и его родителями, оказывает влияние на их жизнь, интересы и судьбы.

“Задача педагога постараться сохранить природную мотивацию детей к освоению окружающего мира, их стремление быть самостоятельными и ответственными в жизни.” [М. Монтессори]

Ребенок всегда остается ребенком, а отклонения в работе какой-то системы его организма – есть собственность ее развития. Задача взрослых постараться создать адекватные условия для воспитания ученика именно с учетом этой особенности, сделать ее отправной точкой в работе с каждым из них. Дети должны увидеть в нас Друга, Помощника, Партнера, ощутить персональную заботу о себе, как о личности, которую любят, понимают и принимают такой, какая она есть. Формирование у обучающихся гражданской ответственности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда – основные задачи школьного воспитания. В школах-интернатах ключевая роль в решении этих задач возлагается на учителя, воспитателя и логопеда. Очень многое здесь зависит от взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества этих трёх педагогов. Именно учитель и воспитатель берут на себя ответственность за то, чтобы каждый ученик класса состоялся как личность, не был унижен, узнал, каковы его возможности. В коррекционной школе, где речь идет о воспитании детей с проблемами в развитии, эта ответственность еще более возрастет. «Мы, взрослые, не являемся создателями ни внешних форм ребенка, ни внутренних. Природа, творение – вот кто всем управляет. Считаться с детьми, уважать их права, понимая, что дети тоже трудятся, создавая человека в себе. Им досталась, может быть, самая тяжелая задача, ведь у них нет ничего, кроме внутреннего потенциала» [М. Монтессори].

Не многолетний опыт работы в коррекционной школе научил меня начинать работу классного руководителя именно с глубокого и всестороннего изучения каждого ребенка, потенциальных его возможностей. За годы сложилась определенная система моей работы как классного руководителя. В самом начале это:

  • изучение личного дела ребенка,
  • изучение семьи,
  • непосредственное наблюдение,
  • составление на основе собственных данных характеристики ученика,
  • определение перспектив его развития и коррекции.

Учитель, воспитатель и логопед в школе-интернате призваны на протяжении ряда лет работать рука об руку, согласовывая и сверяя каждый свой шаг, чтобы совместными усилиями смоделировать такую внутри классную систему воспитания, которая обеспечила бы максимальное развитие каждого конкретного ребенка с учетом его индивидуальных личностных особенностей, его физического и психического здоровья.
Второе направление в работе классного руководителя – взаимодействие и сотрудничество с воспитателем и логопедом.

  • выработка общей стратегии воспитание детей,
  • согласование планов работы,
  • взаимопосещение классных часов и внеклассных мероприятий,
  • совместная подготовка больших и важных школьных мероприятий.

Свобода – уникальное средство развития личности, ума, характера и чувств.
Представить детям разумную свободу взросления – следующее основополагающее направление в работе. Оно предполагает:

  • не брать сразу инициативу на себя, доверить ее детям,
  • предоставить детям свободу в формировании своей жизненной позиции, свободу проявления своего «я» в учебе, в труде и творчестве,
  • исключить сравнения поступков и самостоятельного выбора детей с кем-либо, главное – их собственные успехи и продвижение в развитии,
  • на ошибках учатся, приучать детей не бояться ошибаться в становлении своего «я»,
  • чаще напоминать детям о важности для них самих, для общества их самостоятельной нравственной гражданской позиции.
  • Учитель, воспитатель, логопед, родители и дети – единый дружный сплоченный коллектив. Мы одна семья, у нас общие цели, общие заботы и общие радости. Добрые доверительные заинтересованные отношения с родителями детей – еще одно направление в работе классного руководителя и воспитателя.
  • формирование союза единомышленников: педагоги – дети – родители,
  • глубокое знание и развития ребенка в семье, забота о его здоровье,
  • педагогическое образование родителей через родительские собрании, посещение семей, индивидуальную работу с ними,
  • привлечение родителей к участию в классных часах, детских общешкольных праздниках, в делах класса,
  • доброжелательность и открытость в отношениях, тактичность и заинтересованность в решении детских проблем,
  • особое внимание семьи с социально опасным положением.

Одним из важнейших вопросов организации работы интерната является взаимосвязь в работе воспитателя, учителя и логопеда. От этого зависит учёба и воспитанность наших учащихся.

  1. Совместная работа воспитателя и учителя по воспитанию коллектива, планированию и проведению внеурочной воспитательной работы;
  2. Ведению психолого-педагогических наблюдений, посещаемость уроков класса и т.д.
  3. Это обмен информацией между учителем и воспитателем. Классные журналы, журналы групп, дневники учащихся, личная беседа – средства такого обмена.
  4. Это совместная работа с родителями
  5. Совместное проведение учителем и воспитателем отдельных учебно – воспитательных мероприятий.
  6. Это обсуждение единых требований к учащимся по предмету,

Режим устной и письменной речи, ведение тетрадей, объём домашних заданий, возможности усиления эффективности уроков и самоподготовки. Психолого-педагогические наблюдения имеют большое значение для нашей школы, для осуществления индивидуального подхода к учащимся. Личные встречи воспитателей и учителей дают информацию для работы и учителя и воспитателя (например, как работали дети на самоподготовке, какая им оказывалась помощь, об их успехах и пробелах в знаниях). Воспитатель и учитель договариваются о совместных действиях для повышения эффективности урока и самоподготовки. В объединении усилий педагогов и воспитателей большую роль играет совместная работа с родителями учащихся. Оценки, выставленные на уроке за выполнение домашних заданий, дают воспитателю основание сделать вывод об уровне и качестве самоподготовке в классе, помогают установить, с кем надо работать индивидуально. Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля, динамики хода и эффективности коррекции, поведения диагностических процедур. Поэтому все этапы коррекционно-педагогической деятельности учащихся – от постановки целей до достижения результата целесообразно отражать в дневнике коррекционной работы. Коррекционный дневник учащегося позволяет увидеть динамику развития психических процессов школьника, результаты коррекционной работы проводимой педагогами. Важным условием успешной коррекционной работы является непрерывность педагогического воздействия. Каждый педагог планирует свою коррекционную работу с учащимся, опираясь на свой предмет, но в то же время координирует их с целями других специалистов. Коррекционная работа должна быть направлена на профилактику и коррекцию отклонений в развитии, поведении, учебе, на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.

Список литературы

 Алексеевских Д.Ю., Андрейкин А.А. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности. – М.

Звонова Валентина Викторовнаучитель начальных классов

ГКС (К) ОУ «С(К)ОШИ №3 II вида г. Энгельса Саратовской области» 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-3516

Ваши права
Добавить комментарий