Может ли человек в 16 лет пойти работать и не заканчивать обучение?

Открытый университет: почему люди работают не по специальности?

Может ли человек в 16 лет пойти работать и не заканчивать обучение?

Владимир Епифанов, по специальности физик, работает веб-дизайнером

По образованию я — физик-лазерщик, и горжусь этим. Но, к сожалению, по специальности поработать не удалось — еще во время учебы стало ясно, что в нашей стране реальной возможности реализовать себя инженеру по лазерным технологиям просто нет.

Хотя вся современная микропроцессорная техника, на которой собирается вся новейшая электроника, производится с использованием лазерных технологий. Но Россия и новейшая электроника — понятия мало совместимые.

Это достаточно инновационная область, а предприятий и производств, пользующихся ее продуктами или услугами, ограниченное количество. Да и уровень оплаты труда оставляет желать лучшего.

Знания, полученные в университете, пригодились на все сто. Они ведь не обязательно должны пригодиться в работе, выполняемой сегодня. Образование дает фундамент и понимание парадигмы обучения для того, которое позволяет иметь возможность обучиться практически любой профессии. Иными словами, физика настолько сурова, что все остальное кажется ерундой.

Веб-дизайну я учился полностью самостоятельно. В свободное время, вечерами, путем проб и ошибок. Моими учителями были интернет, крякнутый софт и тыкание пальцем в небо. Но все-таки я не хотел бы всю жизнь заниматься дизайном сайтов. У меня есть четкий план: летом я уезжаю в Германию, для того, чтобы продолжить свое образование в Берлинском техническом университете.

Евгений Гаевой, по специальности инженер-строитель, работает менеджером по работе с корпоративными клиентами

Я учился на инженера ПГС (промышленное гражданское строительство) и даже успел поработать по специальности 1,5 года — пока учился в универе. С утра на занятия, во второй половине дня — чертить, считать и проектировать. Когда учился, я понимал, чему именно учусь. И работа мне тоже нравилась. Если бы не кризис, то возможно я бы еще работал инженером. Но тогда всех молодых уволили, увы.

Сейчас я работаю в компьютерной фирме, консультирую заказчиков, подбираю им сервера, программное обеспечение, комплектующие. Работа мне нравится: много новой информации, есть перспектива развития.

К тому же, моя должность научит общаться с кем угодно.

И возможно, если бы сейчас я вернулся в то, время, когда выбирал чему и где буду учиться, то пошел бы на специальность, связанную с IT или программированием.

Сегодняшний уровень зарплат молодых специалистов, которые только-только окончили институт, слишком низок, а жить хочется здесь и сейчас, а не когда-то там лет через пять, когда у тебя будет возможность писать в резюме «стаж более 5 лет», и ты сможешь подыскать что-то стоящее с хорошей зарплатой.

Обидно, что ты проводишь пять лет в институте, тебя учат, ты работаешь, а потом случается очередная экономическая подстава, и приходится искать работу в другой сфере. Тем более, что чем дольше ты не используешь те знания, которые ты получил, тем мутнее они становятся.

Теория и практика — две вещи, которые должны идти в ногу друг с другом, если что-то начинается хромать, уверенной походки не получится.

Ирина Кошкина, по специальности экономист, работает фотографом

Сразу после универа я устроилась на работу экономистом. На тот момент я уже серьезно увлеклась конным спортом, что заставило меня искать работу с более свободным графиком. По моей специальности это нереально, все существующие вакансии — это работа в офисе по системе пятидневки с фиксированным графиком с утра до вечера. Для моего образа жизни такой режим не подходит.

Возможно, сейчас мне бы хотелось работать по специальности и развиваться, но имея возможность регулировать график занятости как по дням, так и по часам. Хорошо иметь экономическое образование, так как работа на себя — это тоже маленькое предприятие, в котором я сама себе управленец.

По моему опыту, первым надо получать то образование, которое невозможно получить заочно. Сейчас я бы выбрала образование дизайнера, какой-нибудь художественный вуз. Возможно, ездила бы в Финляндию на образовательные программы, это рядом с моим родным городом, Питером, и направление современного дизайна там развито как нельзя лучше.

Фотография изначально была всего лишь хобби, но со временем этим занятием я начала зарабатывать себе на жизнь.

С одной стороны, большая конкуренция на рынке обесценивает профессию, с другой — заставляет фотографов повышать уровень мастерства.

При всем этом нужно понимать: чтобы фотография приносила стабильный постоянный доход, человек должен уметь себя организовывать. Не все творческие люди способны в себе сочетать эти качества.

Валерия Сабирова, по специальности менеджер социально-культурной деятельности, работает в рекламном агентстве

Когда выпустилась, оказалось, что я со своей специальностью — неизвестный отечественной культуре зверь. Та схема управления, которой нас учили, не работает на практике вообще. Такая должность, как менеджер, в учреждениях культуры не предусмотрена.

А те, кто слышат название специальности, радостно восклицают: «А! Массовик-затейник!». На самом деле, надеялась, что в процессе учебы пойму, куда именно смогу приложить силы, что в институте направят и подскажут, куда нам со своими знаниями пойти.

Но годы прошли, диплом получен, а ты как был «чебурашкой», так и остался. И винить-то, кроме себя, некого.

Из полученных в университете знаний, мне, наверное, только делопроизводство пригодилось. И то, оно сейчас сильно отличается, от того, что мы изучали по старинным учебникам. И еще маркетинг. У нас в агентстве работают люди самых разных профессий, даже есть повар по образованию, но тех, кто учился именно рекламе — нет. Думаю, это о многом говорит.

Всем известно, что сфера культуры изначально не очень прибыльна. Конечно, хотелось бы идти по избранному пути, работать только там, к чему душа лежит. Может быть, я в конце концов открою свой бизнес и буду финансировать за счет него свои же культурные проекты.

Бранимир Паршиков, по специальности журналист, работает музыкантом

После нескольких лет работы на поприще журналистики я понял, что это не мое вообще. Когда поступал в универ, у меня было слишком идеалистичное, романтичное представление о журналистском ремесле.

В реале все оказалось прагматично, неинтересно — для меня лично, а не вообще. И главное, пришло понимание своей полной профнепригодности. В этой сфере я никакой пользы ни себе, ни учредителю, ни читателю, ни тем более человечеству принести не могу.

А коли так, так зачем отбывать свой номер и заполнять пустое место?

Вопрос постдипломной мобильности любим и обсуждаем многими. На эту тему пишутся диссертации, собираются конференции и делаются репортажи.

Вот, например, корреспонденты «Русского репортера» в 2009 году выехали в город, который на то время был одним из рекордсменов по безработице — город Уфалей, расположенный на севере Челябинской области. Людмила Наздрачева и Игорь Найденов исследовали, как люди выживали в новой для них экономической ситуации.

Жители Уфалея находили решения проблемы по-разному: кто-то ездил на работу в Екатеринбург и работал вахтовым методом, кто-то брался за любую работу, а кто-то возмущался в Центре занятости.

Герой репортажа как раз из таких: мужчина средних лет и геройской наружности поделился с корреспондентами наболевшим: «Они говорят: “Переучивайся”. А чего мне переучиваться?! Я вуз оканчивал.

Государство в меня деньги вложило. Я теперь интеллектуальная инвестиция России. И если я иду работать не по специальности, то таким образом расхищаю народное добро.

Человек со специальностью — он как домна: его нельзя останавливать, потом не разожжешь».

А вы работаете по специальности?

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/2175-otkrytyy-universitet-pochemu-lyudi-rabotayut-ne-po-spetsialnosti

8 советов родителям, как помочь своему ребёнку выбрать профессию

Может ли человек в 16 лет пойти работать и не заканчивать обучение?

Бесплатное высшее образование в России даётся только один раз. Доверить выбор профессии школьникам, когда многим выпускникам и 18 лет нет, — опасное решение. По данным Росстата, по специальности у нас работает только около 40% населения. Цифры не то что намекают, они кричат о том, что больше половины выпускников зря потратили несколько лет на ненужную учёбу.

Нормальное желание родителей — помочь ребёнку с выбором. Вопрос только в том, как это сделать.

1. Воспитывайте в ребёнке самостоятельность

К сожалению, заниматься этим за год-два до выпускного поздновато, самостоятельного ребёнка надо было растить с рождения, но лучше начать хоть когда-нибудь. Главное правило в профориентации простое:

Ребёнок должен выбрать профессию сам.

Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.

Я хотела на актёрский. Но папа сказал, что все актёры остаются в районном театре, мало зарабатывают и спиваются. Инженер — вот это другое дело. Я была послушной и поступила на радиофак.

В политехе было весело, 6 лет я участвовала в студенческой весне, а вот знаний в голове ноль, как и желания работать инженером, хоть я и магистр. Из-за этого всю жизнь меня преследует чувство нереализованности и мысли о том, что всё могло сложиться как-то по-другому.

Хотя я понимаю, что папа прав и работа у актёров скотская. Родителей не виню, виню себя, что когда-то не сделала так, как мечтала.

Мария, редактор

2. Разберитесь, какие профессии востребованы

Только на самом деле востребованы, а не «престижны». Чтобы это понять, не надо читать подборки и рейтинги. Надо открывать сайты центров занятости и сайты, помогающие в поиске работы, и внимательно смотреть на вакансии.

Дедушка советовал выбрать что-то, связанное с иностранными языками, потому что это востребовано. Попробовала, увлеклась, поэтому было легко последовать его совету. Востребованность отошла на второй план, потому что стало интересно. Теперь я на любимой работе в IT-сфере. Дедушка плохого не посоветует!

Ангелина, переводчик

Просмотр вакансий помогает оценить популярность профессии, возможную зарплату и требования к соискателям. Возможно, окажется, что одного высшего для работы мечты недостаточно: параллельно надо учить языки и посещать какие-то курсы.

3. Покажите профессии изнутри

У взрослых большой круг знакомых с самыми разными специальностями. Попросите своих друзей рассказать ребёнку, чем и как они занимаются на работе. Важно услышать о самых обычных повседневных делах. Например, о том, как приходится писать письма, как работают с чертежами в реальных условиях, как по утрам нужно приходить ровно к восьми, как заполнять отчёты и пить чай с бухгалтерией.

На многих предприятиях проводятся дни открытых дверей. На таких мероприятиях надо задавать правильные вопросы: не о высоких показателях и великой цели, а о рутине, устройстве рабочих мест.

Мои родители — преподаватели. Заклинали не идти в педагогику, ну я и не пошла.

Лида, специалист по рекламе

О многих профессиях у нас смутное представление. Лучше познакомиться с работой поближе, чем потратить несколько лет и столкнуться с конфликтом ожидания и реальности.

Ещё немаловажно, что здоровье должно соответствовать условиям труда. Понять, потянет ребёнок или нет, можно только в боевых условиях или хотя бы во время откровенного разговора с представителем профессии.

4. Найдите варианты учёбы в других городах и странах

Зачастую мы даже не подозреваем, где и кем можно работать, понятия не имеем, какие специальности есть в вузах даже в соседних городах, не говоря об университетах на другом конце страны. И совершенно зря.

Когда пришла пора выбирать, кем быть, мне было всего 15 лет. В моём городе нельзя было учиться по специальности, о которой я мечтала, а у школы был другой профиль.

Чтобы поступить, надо было переводиться в другую школу, заниматься по особой программе, кататься за несколько сотен километров в другой город и подавать документы.

Я не смогла это провернуть, а родители не озадачились, в итоге выбрала профессию из тех, которые были доступны рядом. Мне скоро 30, я до сих пор жалею.

Настя, копирайтер

Конечно, переезд ребёнка в другой город — это не увеселительная прогулка в парк, поддерживать студента на расстоянии сложнее. Но это того стоит, если речь про профессию на всю жизнь.

5. Забудьте про тесты профориентации

Особенно про те, которые раскиданы в интернете. Они основаны на банальных вопросах и не учитывают огромного количества профессий. Выбор будущего на основе усреднённого тестирования — безысходность, когда вообще неизвестно, чем заняться.

6. Не путайте любимый урок в школе и профессию

Стандартная логика: хорошо даётся математика — иди учиться на «компьютерщика», хорошо даётся литература — на филолога, ничего не нравится — тогда давай на менеджера, там ЕГЭ по обществознанию.

Это знания нужно подгонять под цель, а не выбирать работу, исходя из знаний.

Выбирать надо профессию, которой ребёнок будет зарабатывать деньги, а не любимый предмет. Может быть, ребёнку нравится учитель, удобный кабинет и красивые наглядные материалы, а в профессии ничего такого не будет.

7. Не заставляйте непременно поступать в вуз

Если ребёнок ещё не определился, кем быть, дайте ему время и возможность подумать, кем стать.

Ничто (кроме страха перед армией у парней) не мешает после школы поработать пару лет, познакомиться с реальной жизнью, посвятить время образовательным курсам и поиску себя.

Если не можете представить, как после школы не учиться, попробуйте колледж. Там и экзамены попроще, и стоимость обучения поменьше, и готовая профессия получится быстрее.

Мама заставила меня поступить в технический колледж (в 15 лет у меня не было права голоса), чему я была не очень рада, поэтому всеми силами пыталась сделать так, чтобы меня отчислили. Не получилось.

После колледжа я сама уже выбрала университет и специальность. Сейчас я не жалею. После колледжа меня отправили на практику на «АвтоВАЗ». В 18 лет у меня уже была нормальная должность и зарплата.

Мария, менеджер

Повальное увлечение высшим образованием ни к чему хорошему не приводит. Часто диплом — просто бумажка, за которой нет ни грамма знаний и умений. Зато есть несколько убитых лет и потраченные сотни тысяч.

8. Не заставляйте заканчивать обучение

В период с 18 до 23 лет человек резко взрослеет, это возраст становления.

Иногда глаза открываются и студент понимает, что занимается не своим делом: находит более интересную специальность, осознаёт, какая перед ним цель.

Как правило, это уже более осознанный выбор, чем решение вчерашнего школьника, такой поворот принесёт больше пользы, чем унылое получение диплома, потому что «раз начал — заканчивай».

После девятого класса классный руководитель посоветовал моей маме отправить меня в техникум. Родители особо не выбирали, а отправили меня в строительный, потому что у мамы все коллеги его заканчивали.

Мне сказали, что главное — получить диплом. Я покорно согласился. Отмучился четыре года. После уже самостоятельно принял решение получать высшее по другой специальности.

Родители согласились, хоть и говорили: «Неужели зря четыре года отучился?».

Антон, дизайнер

Диплом об образовании и несколько лет учёбы — это не контракт на всю жизнь. В любой момент всё можно изменить. Не забудьте сказать это ребёнку, который не уверен, что выбрал своё дело.

Чек-лист заботливого родителя

Коротко о том, что делать для помощи ребёнку:

  • Не настаивать на своём выборе и дать ребёнку самому определиться, что делать.
  • Рассказать, какие профессии сейчас нужны.
  • Предлагать те профессии, которые заинтересуют ребёнка, а не те, которые подскажет тест или оценка в журнале.
  • Дать максимум информации о разных профессиях.
  • Показать неочевидные решения: специальности, о которых в вашей области не слышали.
  • Не заставлять учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную профессию.

А вам родители помогали с выбором?

Источник: https://lifehacker.ru/kak-pomoch-vybrat-professiyu/

Можно ли работать программистом после 9 классов?

Может ли человек в 16 лет пойти работать и не заканчивать обучение?

В нормальных IT-компаниях без проблем дают шанс, если у вас обширное портфолио, большой опыт, GitHub аккаунт с живыми проектам и приличный профиль на Стаковерфлоу и Тостере.

Если есть возможность закончить 11 классов и вышку, то стоит заморочиться.Во-первых, в универе можно от души оторваться и набрать полезных/интересных знакомств (=Во-вторых, с корочкой вероятность найти работу выше, при прочих равных. Особенно, если мастером так и не станешь.В-третьих, наработаться ещё успеешь до тошноты.

Лично у меня ни разу за 15 лет никто из работодателей, которых я рассматривал как вариант, не спрашивал про образование, но я совсем не уверен, что такая ситуация сохранится через 10-20 лет.

Нравится 4 Комментировать

За 6 лет работы об образовании и “прочтенных книгах” спросил только один заказчик (5 лет назад :)). Работала с компаниями, студиями, стартапами, фрилансила и работала в паре с разработчиками. Только портфолио и своя собственная адекватнось решает.

Очень важно, чтобы у вас с самим собой не было проблем из-за “недостатка образования”. Если вы самостоятельно обучаетесь постоянно, читаете и развиваетесь, то не важно сколько официальных лет вы просидели в школе, техникуме, институте, не за эти качества вас на работу берут.

Если вы приносите профит компании, то вас будут ценить, переманивать и всячески поощрять.

Пойти работать можно и нужно, но и учебу лучше не забрасывать.Переведитесь на домашнее обучение, пойдите потом на заочку … придется немного заморячится но не сильно.

зы нашему джуну только на днях исполнилось 18

Нравится 1 Комментировать Есть такое ограничение, как трудовой кодекс. Нанимать недостигшего 18-ти лет может оказаться не просто.Возможно, удасться найти стажировку – это поможет накопить опыт и сделает резюме привлекательнее.

В принципе, большенство компаний на формальное образование смотрит сквозь пальцы. Но чесно говоря я сомневаюсь, что девятиклассник может быть очень хорошим программистом. Максимум – юниором.

Умение делать сайтики на пхп и мигать светодиодом на Arduino для этого не достаточно. Помимо бызовых знаний (хотя бы пару заметно отлицающихся друг от друга языков, владения системами контроля версий и т.п.

) требуется опыт участия в достаточно больших проектах с несколькими учасниками.

Нравится 1 Комментировать Я начал плотно изучать программирование лет в 14, в 16 написал первую коммерческую программу и что-то на этом заработал. Мастерство приходит примерно после 10 тысяч часов адресной практики, количество дней и лет можно посчитать, многое будет зависеть от интенсивности занятий. Я бывало кодил по 12-16 часов в сутки практически без перерывов, так меня пёрло и штырило…

Однако путь одиночки очень нестабилен и витиеват. Я бы рекомендовал устроиться стажером в крепкий коллектив профессионалов, там, при условии упорного труда можно за несколько лет вырасти в крепкого специалиста в интересующей области, заодно удастся очень мягко нейтрализовать грабли, коих тысячи их.

Шансы есть, но для успеха в жизни нужно продолжать учиться. в 16 лет ты будешь крутой молодой специалист. Уникум!У тебя будет 10 работ в портфолио, через год 20. еще через год может даже 40. Потом 50. Но потом, если ты не будешь развиваться, ты дойдешь до момента, когда тебе будет лет столько сколько в среднем всем в индустрии, только у них будет образование + немного опыта, у тебя будет опыта, но ввиду отсутствия развития он будет довольно однообразным и уже не таким ценным. уникумом ты быть перестанешь.

Я бы рекомендовал лет до 20 на работу выделять не больше 20% свободного времени. остальное – учеба и развлечения. с примерно 20 до окончания универа – 50 на 50, а потом сам разберешься.

Нравится 1 Комментировать Работодателям все равно.Лишь бы был бы результат.Значение “вышки” в программировании преувеличивают.У меня есть вышка по профессии – не пригодилось ни разу.Солидные конторы не будут брать пока не станешь солиднее выглядеть (ну лет 20 хотя бы чтоб исполнилось)Мелкие – возьмут с удовольствием.

Удаленщики (не постоянная удаленная работа) – тоже паспорт не спрашивают. И даже в лицо тебя не видят.

Нравится 1 Комментировать > Как насчет Яндекса или Мэйла? Есть шансы?Без опыта – нет. А работать можно, но лучше после 11 классов. 15-летнему (или сколько вам там, мне в 9м было 14 лет) работу сложновато найти. Официально трудоустраивают в лучшем случае с 16, с теми кто моложе, никто связываться не будет.

Вышку можно получить потом (опять же – после 11 классов).

У вас вопрос поставлен в корне неверно.Нужно спросить себя.А какая работа мне по душе? На какой работе я готов работать бесплатно всю жизнь?

Если смогли ответить, то других ограничении уже нет….

Конечно шансы есть, тем более в такой сфере, есть вы сможете показать свое мастерство и навыки, то обязательно возьмут. Ведь компаниям не корочки нужны, а профессионалы и хороший результат. Да и повышения квалификации потом можете пройти в последствии)

Источник: https://qna.habr.com/q/283952

10 мифов современного образования

Может ли человек в 16 лет пойти работать и не заканчивать обучение?

Высшее образование — это высшее профессиональное образование, и его цель — дать человеку практические навыки и теоретические знания, для решения задач связанных с его будущей профессиональной деятельностью.

Недаром, когда идет набор абитуриентов, все вузы кричат: «наши выпускники возглавляют банки, заводы и работают на самых престижных должностях», «мы вас научим тому-то и тому-то, да вообще, всему что только может понадобится». И вот на пятом курсе подходит очередной выпускник к лектору и говорит: — Профессор, я иду на красный диплом, но не могу найти работу.

— Задача университета — научить человека учится. — ?? Интересно, если бы эту фразу кричали во время набора абитуриентов, количество желающих учиться осталось бы прежним?

Миф 2. Университет учит учиться.

Если, действительно, задача вуза «научить человека учиться», и вуз занимается ей пять(!) лет, почему же он так плохо справляется со своей главной задачей? Давайте разберемся… Кто в вузе выучил хотя бы две методологии самообучения? Никто? Ну, а тайм-менеджмент — это такая очень полезная штука, для работы, учебы, да и всей вашей жизни.

Скорочтение? Mind map? Техники запоминания информации? Не, не слышал. Интернет, последнее достижение человечества, способен поднять вашу эффективность в 2-5 раз. Назовите любые 10 способов. Нет, Однокласники и не считаются. А как насчет умения пользоваться поисковыми системами? Между прочим, очень важный навык, для самообразования.

Вы умеете ими пользоваться, точно? Назовите 5 общих поисковых систем и 5 узкоспециализированных по вашей профессии. Их более 2000, если что. Составление резюме? Уж точно пригодится каждому человеку. И этому в вузе не учили? Ах, да, вуз же не готовит профессионалов.

Такое ощущение, что список предметов выбирается по принципу: если это может помочь профессиональной деятельности — исключить!

Миф 3. Задача университета готовить ученых. Если вы хотите учиться профессии — идите в ПТУ.

«Все профессии нужны, все профессии важны».

Миру нужны профессионалы. Но степени знаний и ответственности у разных профессий разные. Есть профессии, которые требуют 3-4 года обучения, а есть такие, на которые нужно учиться 5 или даже 8 лет.

К примеру: хирург, делающий операции на сердце vs терапевт vs медсестра. Практикующий адвокат vs помощник юриста vs секретарь в приемной. Для медсестры достаточно трех лет среднего профессионального образования, а вот хирурга, как и адвоката, придется пять лет учить в вузе. Задача вуза — делать из абитуриента высококлассного профессионала.

Миф 4. Университет должен учить всему. Само его название говорит об этом

Университет (от лат. universitas — совокупность, общность) — многопрофильное учебное заведение, занимается подготовкой специалистов во многих областях. Т.е. университет не готовит специалиста в 10 областях, а имеет 10 разных факультетов, на каждом из которых готовит специалиста одного узкого направления.

Миф 5. Успешные люди, по большей части, закончили престижные вузы.

Многие умные и успешные люди действительно смогли поступить и закончили различные вузы. Хотя их успех — это скорее не благодаря вузу, а вопреки. Стоит копнуть ситуацию по глубже и выяснится, что очередной «успешный выпускник» начал работать еще на втором курсе. А в вузе ему постоянно промывали мозги и грозились отчислить за пропуски.

Миф 6. Люди идут в университет, чтобы получать знания

Зачем люди вообще идут учиться в вуз? Мне очень нравится краткий ответ моего заокеанского друга: «Ради хорошей работы: чтобы оплачивать ипотеку и покупать еду». По эту сторону океана многие тоже соглашаются с таким утверждением.

Миф 7. Все знания полезны: поучись в вузе — хуже не будет

Это если вы выбираете между «проучился шесть лет в вузе» и «провел шесть лет в коме». Шесть лет – это ведь очень большая цена.

Если кто-то предложит вам iPad за вашу почку, вы же не согласитесь? Так почему вы соглашаетесь на «всякие знания о разном» за шесть лет вашей жизни?!

Шесть лет — это чудовищная цена. Вы молоды, активны, амбициозны. Готовы познавать мир и показать ему на что способны. За 6 лет можно из школьника, увлекающегося программированием, превратится в высококлассного профессионала. Поработать за рубежом, посмотреть мир, открыть свое дело. Знаю людей, которые начали делать сайты в 17, а в 24 у них уже своя фирма, дом и машина. Не лгите себе: вуз — это такое тихое местечко, где можно тянуть лямку и убеждать себя, что ты растешь над собой, не выходя из зоны комфорта.

Миф 8. Я бы не променял свое студенческое время ни на что.

А на стажировку в Apple? Некоторые лекции гораздо скучнее любой работы. А чтобы общаться со сверстниками и решать интересные задачи, не обязательно пять лет ездить в «специальное место».

Работа в настоящей компании, люди у которых можно учиться, и рядом, такие же, как вы, вчерашние школьники с горящими глазами.

Кто бы отказался постажироваться пять лет в крупной международной компании, вместо учебы в вузе?

Миф 9. Средний уровень интеллекта у тех, кто не учился в вузе ниже, чем у выпускников

Корреляция между интеллектом и высшим образованием есть, несомненно. Но что причина, а что следствие — это другой вопрос. Думается мне, что не вуз причина большого ума, а наоборот: чем умнее человек, тем больше шансов, что он поступит в вуз «потому что может, и все так делают» (с).

Миф 10. Преимущество университета в том, что он развивает мозги

Хорошая интересная работа развивает мозги не хуже. Любые интеллектуальные усилия делают это. Умный человек всегда найдет, чему поучится у жизни. Тут, скорее, играет роль желание учиться, а не место учебы. Работаете уже пять лет и все знаете? Есть википедия, профессиональные форумы, умные книжки и читалки. Самообразование — это интересно и не сложно.

Миф 11. Кто умеет — идет работать, кто не умеет — учит

В этой статье всего 10 мифов.

Источник: https://habr.com/ru/post/148356/

Трудовой кодекс – глава 11. заключение трудового договора

Может ли человек в 16 лет пойти работать и не заканчивать обучение?

– Глава 11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

В случаях получения общего образования, либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.С согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.

Статья 64. Гарантии при заключении трудового договора

Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме.Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.

Статья 64.1. Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими

Граждане, замещавшие должности, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы в течение двух лет обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 65. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку.(часть пятая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 66. Трудовая книжка

Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Работодатель (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.(часть третья в ред. Федерального закона от 30.06.

2006 N 90-ФЗ) В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.Часть шестая утратила силу. – Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Статья 67. Форма трудового договора

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.

Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

При заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров.

Статья 68. Оформление приема на работу

Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).

При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.(часть третья в ред.

Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 69. Медицинский осмотр (обследование) при заключении трудового договора

Обязательному предварительному медицинскому осмотру (обследованию) при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Статья 70. Испытание при приеме на работу

При заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания.

В случае когда работник фактически допущен к работе без оформления трудового договора (часть вторая статьи 67 настоящего Кодекса), условие об испытании может быть включено в трудовой договор, только если стороны оформили его в виде отдельного соглашения до начала работы.

В период испытания на работника распространяются положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов.

Испытание при приеме на работу не устанавливается для:лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;лиц, не достигших возраста восемнадцати лет;лиц, окончивших имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения;лиц, избранных на выборную должность на оплачиваемую работу;лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;лиц, заключающих трудовой договор на срок до двух месяцев;иных лиц в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором.Срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций – шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом.При заключении трудового договора на срок от двух до шести месяцев испытание не может превышать двух недель.В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности работника и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе.

Статья 71. Результат испытания при приеме на работу

При неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание.

Решение работодателя работник имеет право обжаловать в суд.При неудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договора производится без учета мнения соответствующего профсоюзного органа и без выплаты выходного пособия.

Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.

Если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня. trudkodeks.ru/trudkodeks/trud/trudovoj_kodeks_-_glava_11.html

16.08.2019 – Лариса Григорьева

Источник: https://trudkodeks.ru/trudkodeks/trud/trudovoj_kodeks_-_glava_11.html

Работа для подростков: правила и запреты

Может ли человек в 16 лет пойти работать и не заканчивать обучение?

В одной из прошлых статей мы рассуждали о том, как научить ребенка распоряжаться деньгами. Мы выяснили, что работа для подростков 14-15 лет – это важная возможность по-настоящему зарабатывать деньги, используя для этого не родителей, а сторонних работодателей. Первый вопрос, который в такой ситуации задает себе любой родитель: не обидят ли моего ребенка на его первой работе?

Чтобы чувствовать себя спокойнее и увереннее, ознакомьтесь с правовыми аспектами, касающимися труда подростков. Мы расскажем, каковы правила приема на работу для подростков, а также какие обоюдные права и обязанности есть у работающего ребенка и работодателя.

Где могут работать подростки?

Важно, чтобы работа не влияла на учебный процесс школьника, а также полностью соответствовала требованиям закона.

В соответствии с трудовым кодексом (ТК) РФ, принимать на работу подростков могут лишь с 14 лет. До этого возраста дети могут трудиться только в концертных организациях, театре или кино. Отношения с работодателем оформляются через трудовой договор, который подписывает один из родителей или опекун.

Подростка принимают на работу практически по тем же правилам, что и взрослого человека. Однако работа, предлагаемая подростку, должна соответствовать его возрастным возможностям.

Статьи 265 и 298 ТК определяют, что дети до 18 лет не могут работать:

  • в опасных промышленных условиях;
  • под землей;
  • на должностях, которые могут негативно воздействовать на их моральное и психическое состояние;
  • по вахтовому методу.

Полный список можно найти в этом постановлении правительства РФ. В перечень входят горные работы, химическое, нефтехимическое, металлургическое, коксохимическое, машиностроительное, пищевое производство и так далее. Также 14-15-летние дети не могут работать с денежными средствами (кассирами, продавцами и так далее).

Разумеется, никому не придет в голову брать подростка на производственные работы, требующие специальной технической подготовки. Для этого следует как минимум закончить специализированное учебное заведение.

Какие документы нужны подростку для устройства на работу?

Подростку в возрасте до 18 лет придется пройти медицинское обследование. В соответствии со статьями 69 и 266 ТК, оно проводится за счет работодателя.

При приеме на работу понадобится список определенных документов:

  • свидетельство о рождении и копия паспорта одного из родителей;
  • справка из учебного заведения с расписанием занятий;
  • документ об общем образовании (если есть);
  • заключение предварительного медосмотра.

По статье 63 ТК РФ, если подросток 14-16 лет планирует заниматься легким трудом в свободное от учебы время, понадобится согласие одного из родителей (попечителя) или органа опеки и попечительства.

При приеме на работу подростка до 16 лет один из родителей пишет заявление в свободной форме, которое подписывает руководитель предприятия. Подавать заявление от своего лица подросток не имеет права, так как дети, не получившие паспорт, не могут совершать какие-либо сделки.

Также возможен (но не обязателен) трудовой договор с подростком, где указываются условия работы.

  • Дети 14-15 лет подписывают договор с согласия родителей и при условии выполнения легкой работы вне школьного расписания.
  • В 16-18 лет для подписания договора согласие родителей (органов опеки) не нужно, и подросток оформляет отношения с работодателем самостоятельно.

Сколько можно работать подросткам?

Длительность рабочего дня подростка в зависимости от возраста определяется статья 94 ТК РФ:

  • дети 14-16 лет, которые совмещают работу с учебой, работают не более двух с половиной часов в день;
  • подростки 15-16 лет, не посещающие учебные заведения, работают пять часов в день;
  • 16-18-летние подростки трудятся семь часов в день.

Отметим, что студенты учебных заведений, проходящие практику на производстве, имеют право работать не более 4 часов в день.

Что касается отпусков, то согласно ст. 267 ТК несовершеннолетние работники могут потребовать отдых продолжительностью в 31 календарный день в удобное для них время.

Можно ли подросткам работать сверхурочно?

  • Подростков не посылают в служебные командировки.
  • Их нельзя привлекать к сверхурочной или ночной работе.
  • Они не выходят на работу в праздничные и выходные дни.
  • На них не распространяется договор о материальной ответственности.

Впрочем, по статье 242, подросток несет ответственность за умышленное причинение ущерба.

Не освобождают его и от ответственности за административные нарушения и тем более уголовные.

Нормативы для труда подростков

Работодатель должен организовать для несовершеннолетнего работника рабочее место в соответствии с нормативами. Это касается нескольких параметров:

  • микроклимата – температуры, влажности воздуха (приложение 1 к СанПиН 2.2.4.548-96);

Источник: https://blog.smart-course.ru/rabota-dlya-podrostkov-pravila-i-zaprety/

Ваши права
Добавить комментарий