Могу ли я подать заявление по месту жительства?

Осуществление регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства

Могу ли я подать заявление по месту жительства?

Заявитель имеет право подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) органа регистрационного учета и (или) его должностных лиц при предоставлении государственной услуги, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации заявления о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ органа регистрационного учета и (или) его должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Предмет жалобы

Жалоба должна содержать:

  • наименование органа регистрационного учета, предоставляющего государственную услугу, либо фамилию, инициалы, специальное звание (классный чин) должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю (за исключением случая, когда жалоба направляется посредством Единого портала);
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа регистрационного учета, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица;
  • доводы, на основании которых гражданин не согласен с решением и действием (бездействием) органа регистрационного учета, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица.

Органы государственной власти и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть направлена жалоба

Жалоба рассматривается органом регистрационного учета, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) органа регистрационного учета либо его должностного лица.

В случае, если обжалуется решение начальника или заместителя начальника органа регистрационного учета, предоставляющего государственную услугу, жалоба рассматривается вышестоящим должностным лицом соответствующего территориального органа МВД России на региональном или районном уровне.

Жалоба может быть направлена:

  • на решения, принятые подразделениями по вопросам миграции на районном уровне (в том числе подразделениями по вопросам миграции отдела (отделения, пункта) полиции в составе территориального органа МВД России на районном уровне), — руководителю территориального органа МВД России на районном уровне либо в соответствующий территориальный орган МВД России на региональном уровне;
  • на решения, принятые подразделениями по вопросам миграции на региональном уровне, — руководителю территориального органа МВД России на региональном уровне либо в Главное управление по вопросам миграции МВД России;
  • на решения, принятые руководителями территориальных органов МВД России на региональном уровне, руководством ГУВМ МВД России — Министру внутренних дел Российской Федерации, заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который является ответственным за деятельность ГУВМ МВД России.

Порядок подачи и рассмотрения жалобы

Жалоба подается заявителем в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде в орган регистрационного учета либо в территориальный орган МВД России на региональном или районном уровне.

В территориальных органах МВД России и органах регистрационного учета определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:

  • прием и рассмотрение жалоб;
  • направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае, если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя.

При подаче жалобы в электронном виде она должна быть подписана электронной подписью, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг». При этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба может быть подана через подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ).

При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в территориальный орган МВД России на региональном или районном уровне или орган регистрационного учета в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и территориальным органом МВД России.

В случае, если жалоба подана заявителем в территориальный орган МВД России на региональном или районном уровне или орган регистрационного учета, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации, территориальный орган МВД России на региональном или районном уровне или орган регистрационного учета направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.

Жалоба, поступившая в орган регистрационного учета, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа регистрационного учета либо должностного лица органа регистрационного учета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

Основания для приостановления рассмотрения жалобы заявителя на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц отсутствуют.

По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:

  • об удовлетворении жалобы полностью или частично;
  • об отказе в удовлетворении жалобы.

Основанием для отказа в удовлетворении жалобы являются:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, предусмотренного подпунктами 153.1‑153.2 пункта 153 административного регламента, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование государственного органа, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае, если жалоба признана обоснованной — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Заявитель вправе обжаловать решение по жалобе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц осуществляется посредством размещения информации на официальном сайте МВД России, официальном сайте территориального органа МВД России на региональном или районном уровне, на Едином портале, в МФЦ, а также на информационных стендах органов регистрационного учета.

Источник: https://gu.spb.ru/188907/

Как выбрать суд для подачи иска

Могу ли я подать заявление по месту жительства?

В России более 10 000 судов, включая 4 судебные инстанции, 2 судебные системы, 3 вида судов первой инстанции, специализированный суд по интеллектуальным правам, Верховный суд и Конституционный суд.

Каждый суд специализируется на чем-то своем или закреплен за определенной территорией. И только один из этих судов подходит для вашего дела.

Чтобы найти нужный суд, ответьте на 6 вопросов.

В России две системы судов: суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Чтобы определить, в какой суд обращаться, сначала нужно понять, кто стороны спора.

В арбитражных судах судятся организации и индивидуальные предприниматели по экономическим спорам.

Если хотя бы одна из сторон — физическое лицо, дело должно рассматриваться в суде общей юрисдикции. Исключение — банкротство физического лица. Банкротные дела всегда рассматриваются арбитражными судами.

Например, предприниматель Петров В. П. не вернул два кредита: один — на развитие бизнеса, другой — потребительский на покупку нового телевизора. В первом случае банк подаст на него иск в арбитражный суд, а во втором — в суд общей юрисдикции.

Мужчина посчитал, что пристав нарушил его права тем, что не разморозил его счета, хотя долг по штрафу за неправильную парковку он давно погасил — перечислил деньги на счет службы судебных приставов. Жалобы начальству не помогли. Поэтому он решил обратиться в суд с административным иском.

Если спор связан с предпринимательством или банкротством, все просто: нужно идти в арбитражный суд. Со спорами между обычными физическими лицами сложнее.

При обращении в суд общей юрисдикции важно запомнить разницу между мировыми судьями и районными судами, потому что они рассматривают самые частые споры между физическими лицами.

Мировые судьи рассматривают дела:

  1. О выдаче судебного приказа.
  2. По имущественным спорам, если цена иска не превышает 50 000 Р.
  3. Об определении порядка пользования имуществом.
  4. О разделе совместно нажитого имущества супругов — опять же если цена иска не превышает 50 000 Р.
  5. О расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях.

Московский городской суд еще рассматривает дела по защите авторских прав и блокировке сайтов.

После того как вы определите тип суда, нужно понять, где территориально должно рассматриваться дело. В каждом субъекте РФ есть суды, которые равны в своей компетенции по первой инстанции.

В Москве 438 судебных участков мировых судей и 35 районных судов. Для того чтобы распределить между ними дела, за каждым судом закрепляется определенная территория. Например, если ответчик живет в Бибиреве на Алтуфьевском шоссе, рассматривать спор будет Бутырский районный суд.

Адрес физического лица можно попробовать узнать через органы ФМС, а юрлица — при помощи выписки из ЕГРЮЛ с сайта налоговой.

Но есть исключения из общего правила о подсудности. Одно из них — договорная подсудность.

Если в договоре установлен конкретный суд, все споры между сторонами будет решать именно он.

Часто продавцы, банки и страховые компании навязывают потребителям условие о рассмотрении споров в удобном для них суде.

Например, телевизор продается в Москве, а судиться по поводу нарушения прав потребителей якобы нужно в Нижневартовске. Такое условие может быть написано мелким шрифтом в договоре.

Но потребитель вправе оспорить такое условие и проигнорировать его. Это указано в п. 26 постановления Пленума Верховного суда № 17 от 28.06.2012.

Еще одно исключение из территориальной подсудности — альтернативная подсудность.

В законе закреплены случаи, когда истец сам может выбирать подсудность. Отсюда и название — альтернативная подсудность, то есть у истца есть право выбора из нескольких вариантов.

Так, иск к ответчику, чье место жительства неизвестно, можно подать в суд по месту нахождения его имущества или по последнему известному месту жительства.

Если ответчик — организация, у которой есть филиалы или представительства, иск можно подать в суд по месту нахождения одного из филиалов или представительств этой организации.

Также истец может сам выбрать суд, если ответчики проживают в разных местах.

Смирнов В. И. прописан в Пензе, но живет и работает в Москве на Дмитровской. Из-за ужасного старого монитора на работе у него резко ухудшилось зрение, об этом есть справка. Смирнов В. И. может обратиться с иском о возмещении вреда к работодателю в Тимирязевский районный суд Москвы или в районный суд Пензы.

Есть и другие, более редкие случаи, когда суд может выбрать истец. Они перечислены в ст. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 36 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а также в ст. 24 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В выборе суда есть и исключения из исключений, когда закон не предоставляет возможность выбора вообще. Такие случаи называются исключительной подсудностью, нарушать которую нельзя. Дело обязательно должен рассматривать суд, прописанный в законе, независимо от того, что указано в договоре или где находится ответчик.

Корпоративные споры рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения юридического лица.

После того как вы ответили на предыдущие пять вопросов, остается понять, в какой все-таки суд идти. Как он называется и какой у него адрес.

С арбитражными судами все просто: один суд рассматривает споры на территории одного субъекта РФ или города федерального значения.

Например, если ответчик зарегистрирован в Москве, то иск надо подавать в Арбитражный суд города Москвы. Но если это спор по поводу недвижимого имущества, которое находится в Воронеже, это уже исключительный случай и иск подается в Арбитражный суд Воронежской области.

С судами общей юрисдикции немного сложнее. В каждом крупном городе может быть несколько районных судов и еще больше мировых. Поэтому проще всего воспользоваться официальным порталом ГАС «Правосудие» и найти нужный суд там.

Для поиска суда общей юрисдикции достаточно указать наименование субъекта, населенный пункт и улицу. Такой же поиск предусмотрен для мировых судей

Ошибка в определении подходящего суда будет стоить вам времени и денег — суд не будет рассматривать ваше исковое заявление.

Чтобы понять, в какой именно суд обращаться с иском, нужно ответить на вопросы:

  1. Кто стороны спора? Если истец или ответчик участвует в споре не как участник предпринимательской деятельности, обращаться нужно в суд общей юрисдикции. Если оба из них предприниматели или юрлица — в арбитражный суд.
  2. Не подпадает ли требование под компетенцию мирового судьи? Если нет, нужно идти в районный суд.
  3. Нет ли в договоре пункта о суде, рассматривающем дело? Если суд определен сторонами, то именно он должен рассматривать дело.
  4. Не применяются ли к требованию правила альтернативной подсудности? Если применяются, нужно выбрать наиболее удобный суд.
  5. Не применяются ли к требованию правила исключительной подсудности? Если применяются, обращаться нужно в суд, определенный законом.
  6. Если нет, подавать иск нужно по месту жительства физического лица или месту нахождения организации.
  7. Как называется нужный суд и какой у него адрес? Ответ на этот вопрос поможет найти официальный портал ГАС «Правосудие».

Источник: https://journal.tinkoff.ru/kak-vybrat-sud/

Как проать не по месту регистрации на выборах 2019. Инструкция

Могу ли я подать заявление по месту жительства?

Как проверить наличие своей фамилии в списке избирателей и как проать тем украинцам, у которых 21 июля могут возникнуть трудности из-за места прописки. Объясняем.

  • Как проверить себя в списке избирателей?
  • Что делать, если вас нет в списке избирателей?
  • Какие документы брать на участок?
  • Как проать без прописки?
  • Как проать в Украине, но не по месту регистрации?
  • Как быть переселенцам из Донбасса и Крыма?
  • Как проать за границей?
  • Как ать украинцам в России?

Если вам 21 июля будет как минимум 18 лет, то смело идите на избирательный участок по избирательному адресу и выбирайте состав Верховной Рады IX созыва.

Не имеют права голоса те украинцы, которых суд признал недееспособными в связи с психическим расстройством. Это касается ания и в пределах страны, и за рубежом.

Перед выборами органы госреестра составляют списки избирателей. В них попадают все совершеннолетние граждане Украины, которые имеют право голоса.

На ваш адрес по месту регистрации накануне выборов придет специальное приглашение. В нем будут указаны время и место проведения ания. Дедлайна для доставки приглашения закон “О выборах народных депутатов Украины” не определяет.

Тем гражданам, в отношении которых в списке избирателей есть отметка о постоянной неспособности передвигаться самостоятельно, будет предоставлена возможность проать по месту пребывания.

Соответствующее письменное уведомление они получат не позднее 6 июля.

Если вам не пришло приглашение на выборы – не страшно. Главное, чтобы вы были в списках избирателей на своем участке.

Хочу проверить, есть ли я в списке избирателей. Как это сделать?

Сделать это можно двумя способами.

  • Не выходя из дома заполнить информацию о себе на сайте Государственного реестра избирателей, а именно – указать фамилию, имя, отчество, электронную почту и избирательный адрес в разделе “Проверка включения”. Дальше останется только ввести на сайте специальный код, который вам пришлют на мейл, и вы получите доступ к нужным данным. Это займет всего несколько минут.
  • Прийти в участковую избирательную комиссию по месту регистрации и проверить, есть ли вы в предварительном списке избирателей.

Если вас в списке нет – нужно время, чтобы это исправить. Поэтому проверить это надо не позднее чем за пять дней до дня выборов.

Что делать, если вас нет в списке избирателей?

Надо обратиться в отдел ведения государственного реестра избирателей (адреса можно найти по ссылке) и написать там соответствующее заявление.

Важно: заявление может быть подано не позднее, чем за пять дней до дня выборов. На внеочередных парламентских выборах дедлайн – 15 июля включительно.

Также, согласно статье 274 Кодекса административного судопроизводства, вы имеете право обратиться в суд, если вас нет в списке избирателей.

Суд рассматривает исковые заявления, которые были поданы не позднее двухдневного срока до дня ания. Последним днем, когда подается такой иск, является 19 июля.

Решение суда исполняются немедленно.

Какие документы нужно брать с собой на участок?

Один из документов, подтверждающий гражданство Украины:

  • паспорт (в том числе заграничный, служебный или дипломатический)
  • временное удостоверение гражданина Украины;
  • карточка или справка учреждения исполнения наказаний или следственного изолятора;
  • военный билет (исключительно для военнослужащих срочной службы);
  • удостоверение личности на возвращение в Украину.

Как проать без прописки, то есть если нет зарегистрированного места жительства?

В таком случае есть три опции, чтобы определить свой избирательный адрес:

  • согласовать ее с центром учета бездомных лиц, которые создаются преимущественно общественными и благотворительными организациями и функционируют в крупных городах;
  • согласовать ее с социальной службой, в составе которой создано структурное подразделение для ведения учета бездомных лиц. Более подробную информацию можно узнать в департаментах социальной защиты областных государственных администраций;
  • обратиться с паспортом и мотивированным обращением в орган ведения Госреестра избирателей по месту жительства.

А можно изменить избирательный участок?

Да, есть два способа.

Первый – постоянное изменение избирательного адреса вместе с изменением прописки.

Второй – временное изменение места ания без изменения избирательного адреса. Тогда вас включат в список избирателей только один раз на соответствующем участке.

Вы будете иметь право ать только в общегосударственном многомандатном округе, без возможности выбирать между мажоритарными кандидатами.

Как проать в другом городе Украины, не по месту регистрации?

Изменить временное место ания в пределах страны позволяет закон “О государственном реестре избирателей”. В то же время его седьмая статья уточняет, что обращение избирателя должно быть “мотивированным”.

С 24 мая до 15 июля включительно вы должны лично подать заявление о временном изменении места ания в соответствующий орган ведения Государственного реестра избирателей с указанием участка или адреса, по которому хотите проать.

Вместе с подачей заявления надо будет предъявить паспорт, а также документы, подтверждающие необходимость временного изменения места ания без изменения избирательного адреса.

Подойдет справка с места работы, справка с места учебы, документ, подтверждающий право собственности или аренды на жилье, которое находится по месту, где избиратель хочет проать, справка о постановке на учет внутренне перемещенного лица.

Если вы путешествуете, показывайте проездные документы, путевку в санаторий и т.п.

В Госреестре избирателей подчеркивают, что перечень документов не является исчерпывающим.

Более широкий список документов есть также на сайте Министерства юстиции.

Как проать переселенцам из Донбасса и Крыма?

Для них в сентябре 2018 года ЦИК упростила процедуру ания.Теперь переселенцы, избирательный адрес которых – в ОРДЛО или оккупированном Крыму, могут ать без документов, подтверждающих необходимость временного изменения места их ания.

До 15 июля включительно им достаточно взять паспорт и с ним пойти в любой отдел ведения госреестра избирателей на подконтрольной Украине территории. Там надо написать заявление с просьбой временно изменить место ания.

21 июля буду за рубежом. Как мне проать?

Тем гражданам Украины, которые будут находиться за рубежом непродолжительный период и хотят проать на внеочередных парламентских выборах, надо лично подать в Госреестр избирателей по избирательному адресу или в отдел ведения и администрирования Государственного реестра избирателей Управления консульской деятельности Департамента консульской службы Министерства иностранных дел Украины заявление о временном изменении места ания без изменения избирательного адреса.

В нем надо указать страну и участок, где вы будете ать. Тогда вас включат в список избирателей на соответствующем заграничном избирательном участке.

Документ надо подать до 15 июля включительно.

Заметьте: эти заявления не принимаются зарубежными украинскими дипучреждениями или участковыми избирательными комиссиями зарубежных избирательных участков.

Чтобы проать за пределами Украины, необходимо:

  • подать заявление в Украину и быть включенным в список избирателей на зарубежном избирательном участке, который находится на территории соответствующего иностранного государства;
  • лично прибыть на соответствующий заграничный избирательный участок в день ания;
  • иметь при себе документ, подтверждающий гражданство Украины и являющийся основанием для получения избирательного бюллетеня на заграничном избирательном участке (заграничный, дипломатический или служебный паспорт).

Как попасть в список избирателей украинцам, которые постоянно или временно проживают за границей?

Автоматически в списки избирателей на зарубежных участках попадают совершеннолетние украинцы, которые стали на консульский учет и которые по своему избирательному адресу относятся к этому зарубежному избирательному участку.

https://www.youtube.com/watch?v=Zw8JvuM4A8I

Если вы не стоите на учете, нужно обратиться с заявлением об изменении избирательного адреса в зарубежное дипломатическое учреждение по месту жительства или пребывания.

К заявлению прилагается копия документа, удостоверяющего личность и подтверждающего гражданство избирателя – заграничный, дипломатический или служебный паспорт или временное удостоверение гражданина Украины.

Заявление передадут в отдел ведения реестра при Министерстве иностранных дел, и вы сможете проать за рубежом.

Важно: это все надо сделать до 15 июля включительно и только лично, использовать для отправки почту, факс или e-mail нельзя.

Как ать украинцам в России?

Никак. Пять участков для ания в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Новосибирске закрыты. Их перенесли в посольства Украины в Грузии, Казахстане и Финляндии.

Александр Иванческул, для УП

Источник: https://www.pravda.com.ua/rus/articles/2019/02/14/7206600/

Регистрация по месту жительства

Могу ли я подать заявление по месту жительства?

Что такое “место жительства”?

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г.

№ 5242-I “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” (далее – Закон № 5242-I) к понятию “место жительства” относятся: жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Как видно, акцент законодатель делает на том, что зарегистрироваться гражданин может исключительно в жилом помещении. Данная норма вступает в противоречие с п. 1 ст.

20 ГК РФ, который определяет понятие “место жительства“как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, не устанавливая ограничений по признаку признания помещения жилым.

Что такое “жилое помещение”?

Жилым помещением, в соответствии с ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. К жилым помещениям относятся жилые дома (и их части), квартиры (и их части), комнаты.

Требования к признанию помещения жилым установлены в Постановлении Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 “Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции”.

В случае, если помещение формально не признавалось жилым, в нем невозможно получить регистрацию. Судебное обжалование отказа в регистрации по месту жительства в таком помещении не дает результатов.

Так, апелляционным определением Саратовского областного суда от 11 сентября 2013 года по делу № 33-5850 было указано, что в удовлетворении иска о признании дома пригодным для проживания и возложении обязанности зарегистрировать по месту жительства отказано правомерно, поскольку истцом не соблюдена установленная законом процедура признания принадлежащего ему жилого строения пригодным для проживания граждан.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 года № 7-П и Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 июня 2011 года № 13-П регистрация граждан по месту жительства может осуществляться в строениях, пригодных для постоянного проживания, расположенных на садовых земельных участках, относящихся к землям населенных пунктов и землям сельскохозяйственного назначения.

При этом необходимо обратить внимание на использование выражения “пригодных для постоянного проживания“.

Так, апелляционным определением Московского областного суда от 31 июля 2013 года по делу № 33-16491/2013 было установлено, что в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в регистрации по месту жительства, отказано правомерно, поскольку при обращении в миграционный орган по вопросу регистрации в садовом доме никаких сведений о том, что спорный дом пригоден для постоянного проживания в нем, заявитель не представил.

Почти треть опрошенных готовы зарегистрироваться в жилом доме, расположенном на дачном или садовом участке. Узнать больше

Аналогичным апелляционным определением Пермского краевого суда от 31 июля 2013 года по делу № 33-7153 было установлено, что суд предыдущей инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований о возложении обязанности на администрацию муниципального образования принять решение о регистрации заявителя по месту жительства, поскольку отсутствуют доказательства того, что жилое строение, расположенное в садоводческом товариществе, является жилым домом, пригодным для постоянного проживания. При этом суд указал, что даже регистрация права собственности на дом с указанием на то, что его назначение жилое не исключает того, что спорный дом по своим техническим характеристикам не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предназначенным не для временного пребывания, а для постоянного проживания в них граждан.

В то время, как суды отказывают гражданам в праве на регистрацию в домах на дачных участках, по результатам нашего опроса 29% опрошенных хотели бы зарегистрироваться в своем дачном доме.

Сроки и порядок регистрации по месту жительства

Следует помнить, что в отличие от регистрации по месту пребывания (проживание без которой допускается в течение 90 дней), при изменении места жительства граждане обязаны в семидневный срок подать заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6. Этот срок установлен ст. 6 Закона № 5242-I.

При этом необходимо предъявить:

  • паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
  • документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение (письменное заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ, подтверждающий наличие права пользования жилым помещением). Достаточно представления одного из перечисленных документов или его надлежащим образом заверенной копии.

В настоящее время действующее законодательство не требует обязательно обращаться в территориальный орган МВД России по прежнему месту жительства с заявлением о снятии с регистрационного учета.

Снятие с регистрации могут оформить одновременно с регистрацией по новому месту жительства.

Однако граждане, самостоятельно снявшиеся с регистрационного учета по прежнему месту жительства вправе представить для регистрации по новому месту жительства адресный листок убытия по форме № 7, выданный уполномоченным органом по прежнему месту жительства.

Можно не предъявлять и документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, если сведения, содержащиеся в нем, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления.

В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством РФ в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, заявление, а также иные перечисленные документы могут быть представлены в форме электронных документов и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Должностные лица, ответственные за регистрацию, в трехдневный срок со дня обращения к ним передают заявление гражданина и представленные документы, в том числе документ, удостоверяющий личность, в орган регистрационного учета.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее 3 дней.

При этом, в паспорте гражданина производится отметка о регистрации по месту жительства, а тем, кто предварительно не обращался с заявлением о снятии с регистрации по прежнему месту жительства, одновременно проставляют оттиск штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства и оттиск штампа о регистрации по месту жительства.

Регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.

Согласие собственников жилого помещения на регистрацию по месту жительства

Несмотря на то, что п. 26.1 Приказа Федеральной миграционный службы от 11 сентября 2012 г.

№ 288 “Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации” предусматривает в качестве документа, являющегося в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение договор (то есть, в том числе и договор аренды или найма), органы ФМС России, когда полномочия по регистрационному учету еще не перешли к МВД России, требовали письменное согласие собственника даже при наличии договора аренды или найма. При этом, судебная практика иногда складывалась не в пользу законопослушных арендаторов.

Так, Апелляционным определением Московского городского суда от 26 сентября 2013 г.

по делу № 11-31434 было указано, что в иске о признании права пользования жилым помещением, обязании зарегистрировать по месту жительства отказано правомерно, так как договор найма жилого помещения не содержит волеизъявления наймодателя и собственника жилого помещения на регистрацию истца по месту жительства. При этом суд проигнорировал факт того, что договор найма был заключен представителем собственника.

Однако Верховный Суд Российской Федерации придерживается иной правовой позиции, в соответствии с которой договор является самостоятельным основанием для вселения и регистрации в жилом помещении, а поэтому, исходя из смысла нормы права, при наличии договора на пользование жилым помещением у гражданина возникает право на регистрацию в предусмотренном договором жилом помещении. Подпись лица в договоре свидетельствует о его волеизъявлении на предоставление жилья гражданину и согласии на его регистрацию. Данная позиция нашла отражение в Решении ВС РФ от 27 августа 2003 года № ГКПИ03-894, которое было оставлено без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № КАС 03-489.

Аналогичный смысл имеет апелляционное определение Курского областного суда от 27 сентября 2012 года по делу № 33-2255-2012, который указал, что заявление об оспаривании действий по отказу в регистрации по месту жительства удовлетворено правомерно, так как заявителем был соблюден порядок обращения к УФМС для регистрации по месту жительства, поскольку были представлены документы, подтверждающие наличие между собственником и нанимателем квартиры соглашения о порядке пользования жилым помещением. При этом, суд отметил, что суд первой инстанции обоснованно применил положения ст. 20 ГК РФ и ст. 6 Закона № 5242-I, правильно указав, что договор найма жилого помещения является основанием для вселения в жилое помещение гражданина и для регистрации последнего по месту жительства.

Стоит отметить и выраженную в Определении КС РФ от 28.03.2003 г.

№ 102-О позицию: “Указав, что регистрационный учет носит уведомительный характер и органы регистрационного учета не вправе отказывать в регистрации, Конституционный Суд Российской Федерации вместе с тем подтвердил, что регистрация граждан по месту жительства производится при предъявлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Предъявление указанных документов является подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении, и одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в данном жилище.

Кроме того, нормы законодательства, которые регламентируют правовой режим жилого помещения, права и обязанности участников правоотношений, возникающих по поводу предоставления жилого помещения и проживания в нем, не содержат оснований отказа в регистрации по месту пребывания и по месту жительства.”

Кроме того, необходимо обратить особое внимание, что если жилое помещение имеет несколько собственников, то согласие должно быть получено от каждого из них.

Так, Апелляционным определением Московского городского суда от 14 августа 2013 года по делу № 11-25951 было определено, что в удовлетворении исковых требований о регистрации по месту жительства отказано правомерно, поскольку для регистрации по месту жительства необходимо согласие всех сособственников спорного жилого помещения, между тем согласия второго собственника жилого помещения истцом не было представлено.

По аналогичному спору было вынесено Апелляционное определение Московского городского суда от 14 июня 2013 года по делу № 11-16620, которым было установлено, что в удовлетворении заявления о признании отказа миграционного органа в регистрации по месту жительства незаконным и обязании зарегистрировать по месту жительства отказано, поскольку заявитель не представил в миграционный орган письменное согласие на вселение и регистрацию в квартире, правовые основания для регистрации и проживания заявителя в спорном жилом помещении отсутствовали. Следует отметить, что в данном случае согласие второго собственника не было получено ввиду его смерти, однако суд посчитал, что поскольку его права и обязанности переходят к наследникам, то получать будет необходимо их согласие после вступления в права наследования.

Источник: http://www.garant.ru/actual/registraciya/m_zhitelstva/

Действия, связанные с местом жительства

Могу ли я подать заявление по месту жительства?

В извещении о местожительстве указывается адрес помещения, используемого в качестве местожительства, и это должен быть использующийся для постоянного проживания индивидуальный дом или квартира.

В качестве исключения это не делается в том случае, если человек желает внести в регистр в качестве местожительства адрес принадлежащего ему строящегося здания или другого принадлежащего ему помещения, либо если человек подтверждает, что использует в качестве местожительства помещение, не являющееся жилым помещением.

Вместе с извещением о местожительстве человек при желании может представить данные своих средств связи, например, адрес электронной почты, номер телефона или другого средства связи либо адрес другого помещения, если он в течение длительного времени или время от времени проживает в другом месте, или если в качестве его местожительства указан только город, волость, часть города или часть волости.

Согласие собственника помещения

Если человек не является собственником помещения, указанного в извещении о местожительстве, то к извещению следует приложить копию документа, подтверждающего право но использование помещения, например, договор найма, или разрешение собственника помещения.  В качестве разрешения рассматривается подпись на извещении о местожительстве или согласие, оформленное в виде отдельного документа.

Если человек хочет внести в регистр адрес помещения, находящегося в долевой собственности, то к извещению о местожительстве он должен приложить согласие всех долевых собственников или их представителей.

Если между собственниками помещения заключено соглашение о пользовании долевой собственностью, то к извещению о местожительстве вместо согласия долевых собственников прилагается документ, подтверждающий наличие соглашения.

Согласие второго родителя, имеющего право попечительства

Для регистрации местожительства несовершеннолетнего ребенка следует представить письменное согласие второго родителя, имеющего право попечительства. Согласие следует представлять и в том случае, если местожительство несовершеннолетнего ребенка меняется с Эстонии на иностранное государство или наоборот.

Подписанное согласие следует отметить или приложить к извещению о местожительстве.

Производство в городской или волостной управе

Городская или волостная управа проверяет соответствие извещения о местожительстве требованиям в течение 10 рабочих дней после получения извещения. Если извещение отвечает требованиям, то городская или волостная управа вносит адрес местожительства в регистр народонаселения.

От внесения записи в регистр городская или волостная управа может отказаться:

  • если человек не является собственником жилого помещения, указанного в извещении о местожительстве, и у него нет разрешения собственника или договора о пользовании жилым помещением;
  • если речь идет не о жилом помещении (действуют некоторые различия);
  • если данные, указанные в извещении о местожительстве, являются неполными;
  • если в извещении о местожительстве человек представил ложные данные.

Обоснованное требование собственника

Изменение данных местожительства на других основаниях

Самоуправление может изменить данные местожительства человека и на других основаниях, в том числе по инициативе городской или волостной управы, на основании решения комиссии, разрешающей спор о найме помещения, или судебного решения, в случае изменения адресных данных или на основании данных, полученных от компетентного учреждения иностранного государства.

По инициативе городской или волостной управы

Городская или волостная управа имеет право сама инициировать внесение в регистр народонаселения адреса местожительства человека или его изменение.

Самоуправление может это сделать, если на его территории постоянно находится человек, адрес местожительства которого не внесен в регистр народонаселения и который использует для проживания помещение, не являющееся жилым помещением, или у которого в регистре народонаселения имеется действительный адрес местожительства, но он не соответствует действительности, и у человека нет возможности иным образом позаботиться о правильности данных о своем местожительстве или он этого не сделал.

О человеке, постоянно находящемся на территории самоуправления, могут сообщить, например, учреждения соцобеспечения, медицинские, спасательные учреждения, полиция и другие организации или лица.

Чтобы внести в регистр народонаселения адрес местожительства человека с точностью до помещения, городская или волостная управа делает письменный запрос для получения согласия как человека, так и собственника помещения.

Если человек или собственник помещения в течение одного месяца не дают согласия, то городская или волостная управа вносит адрес местожительства человека в регистр народонаселения с точностью до города или волости, части города или части волости и по возможности до единицы расселения.

В качестве данных о средствах связи в таком случае вносится адрес места пребывания человека.

На основании решения комиссии, разрешающей спор о найме помещения, или решения суда

Городская или волостная управа меняет внесенные в регистр народонаселения данные человека на основании вступившего в силу решения комиссии, разрешающей спор о найме помещения, или решения суда, если человек получает или лишается права на использование помещения в качестве местожительства.

При лишении права пользования помещением адрес местожительства человека сохраняется в регистре народонаселения с точностью до города или волости, части города или части волости и по возможности до единицы расселения.

В случае изменения адресных данных

Городская или волостная управа меняет внесенный в регистр народонаселения адрес местожительства, если происходит изменение административно-территориальной организации, являющейся основанием для адреса местожительства, или данных объекта, являющегося местожительством, например, название улицы или номер дома. Городская или волостная управа извещает человека об изменении данных местожительства.

На основании данных, полученных от компетентного органа иностранного государства

Изменение данных о местожительстве человека может происходить и на основании данных, полученных от компетентного учреждения иностранного государства.

Данные находящегося в иностранном государстве местожительства, которые вносятся в регистр народонаселения, могут содержаться в выданном иностранным учреждением документе или их могут передать в ходе автоматического обмена данными между официальными учреждениями.

У Эстонии заключен договор об обмене данными между регистрами народонаселения с Финляндией. Это означает, что Финляндия автоматически раз в неделю передает нам данные местожительства зарегистрировавших там или изменивших свое местожительство граждан Эстонии.

Таким же образом данные зарегистрировавших свое местожительство в Эстонии граждан Финляндии передаются в финский регистр народонаселения.

Источник: https://www.siseministeerium.ee/ru/deystviya-svyazannye-s-mestom-zhitelstva

Ваши права
Добавить комментарий