Модели организации муниципальной власти в муниципальных образованиях

Модели организации муниципальной власти в муниципальных образованиях

Модели организации муниципальной власти в муниципальных образованиях

Первоуральска, утвержденном решением Первоуральского городского совета от 25.04.1996, содержится глава 3 «Власть местного самоуправления города Первоуральска», в которой определяется система и составляющие элементы муниципально-властного аппарата этого муниципального образования.

Муниципальные органы как субъекты, реализующие муниципально-властные полномочия, не могут представлять собой «аморфную» совокупность органов, так как реализация властных полномочий требует наличия строго сбалансированной и иерархически соподчиненной системы органов, характеризующейся единством и дифференциацией составных элементов[3].

В теории муниципального права многие ученые традиционно выделяют несколько возможных моделей организации системы муниципальной власти[4].

Важно Модель также характеризуется специальным усилением власти представительной направленности в ущерб исполнительной власти, тем не менее даже в такой ситуации она не так заметна, как во второй модели.

Эта модель все таки не предусматривает прямых выборов главы муниципального образования, что делает ее крайне привлекательной для органов власти.

В последние годы наблюдается тенденция все большего внедрения ее в практику муниципального управления, но важный момент заключается в том, что такая тенденция по большей части наблюдается именно в крупных городах.

Сельское поселение

Сельское поселение (4 рисунок).

Рисунок 4.

Таким образом, правовых процедур (а именно прямых выборов), обеспечивающих участие граждан в местной политике, в рамках данной модели становится существенно меньше.

Система прямых выборов сохраняется лишь для представительного органа муниципального образования, который впоследствии из своего состава выбирает главу муниципалитета.

В муниципальных районах Совет депутатов может не избираться напрямую, а формироваться из депутатов представительных органов сельских поселений.

Глава администрации муниципального образования назначается по контракту по итогам конкурсных процедур. Данная модель, усиливая исполнительную власть и персонифицируя ее в главе администрации, предоставляет широкие возможности региональной власти для регулирования внутримуниципальных процессов.

В последний год в России наблюдается тенденция стремительного перехода на данную модель.

2. Организация муниципальной власти в г. Москве

Исторический опыт становления и развития системы городского управления в России свидетельствует о том, что данная система всегда было тесно связана с государством, государственным управлением и выступала как его продолжение на местном уровне, одновременно обладая значительными полномочиями.

С принятием новой Конституции Российской Федерации3, признающей и гарантирующей осуществление местного самоуправления в городских, сельских поселениях и других территориях, требовалось по-новому подойти к организации власти и управления в городе. Необходимость этого определялось еще и тем, что Москва и Санкт-Петербург согласно Конституции обрели статус субъектов Федерации.

В 1995 году Уставом города Москвы был установлен двойной статус органов власти города Москвы.

Представительный орган формируется из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в муниципальный район (минимальная численность — 15 чел.) с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства.

  • 2. Глава муниципального образования избирается представительным органом и возглавляет его.
  • 3. Внимание Глава местной администрации назначается представительным органом по контракту по результатам конкурса.
  • 4. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
  • 5.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Этот способ формирования представительных органов муниципальных районов является дополнительным по отношению к основным способам.

  1. Орган представительной власти избирается самим населением.
  2. Глава образования муниципального порядка избирается специальным представительным органом и при этом возглавляет его.
  3. Глава администрации на местном уровне назначается представительным органом по контракту на результате проведенного конкурса.
  4. Контракт, который в свое время подписывается именно с главой местной администрации заключает глава образования муниципальной направленности.
  5. Структура администрации на местном уровне утверждается конкретным представительным органом муниципального образования по необходимому представлению главы местной администрации.

Данная модель в первую очередь представляет собой определенную разновидность применяемой в некоторых странах Европы, а также в США модели «совет – управляющий».

Такое решение было принято с учетом опыта организации власти в столицах европейских государств, и прежде всего, в Париже и Берлине.

Согласно Уставу города Москвы4:

1. высшим представительным органом городского самоуправления и одновременно представительным и законодательным органом государственной власти города Москвы являлась Московская городская Дума;

2. высшим исполнительным органом городского самоуправления и исполнительным органом государственной власти города Москвы являлась Московская городская администрация (или мэрия);

3.

В рамках данной модели управляющий назначается на должность решением местного представительного органа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Анализируя содержание данной модели организации системы муниципальной власти, следует указать на то, что в рамках данной модели глава муниципального образования может избираться как всем населением муниципального образования, так и депутатами из своего состава.

Кроме того, следует отметить тот факт, что теоретически в рамках данной схемы можно выделить две разновидности, обусловленные тем, что глава муниципального образования может возглавлять работу местного представительного органа, а может выполнять исключительно представительские функции, не руководя местным представительным органом, что, однако, на сегодня не предусмотрено ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Данная схема также предусматривается только для сельских поселений и является вариантом предыдущей. Разница между ними заключается в способе избрания главы муниципального образования — в ней отсутствуют прямые выборы главы.
В настоящее время она используется в большинстве сельских поселений.

VI. Только муниципальные районы (рис. 7).

Рис. 7. Организация местного самоуправления органов местного самоуправления — дополнительный способ формирования представительных органов муниципальных районов

Глава муниципального образования, являясь председателем представительного органа, при реализации муниципальной власти может вмешиваться в деятельность местной администрации, что обусловливает необходимость строгого определения полномочий органов муниципальной власти и ее должностных лиц.

Глава местной администрации назначается по результатам конкурса, проведенного в порядке, определенном представительным органом. Состав конкурсной комиссии определяется в установленном порядке при участии представительного органа, он же устанавливает условия контракта с главой местной администрации, который заключает глава муниципального образования.

Как отмечалось выше, в настоящее время регионы минимизируют участие населения при формировании органов муниципальной власти и ее высших должностных лиц, заменяя его системой делегирования и механизмом назначения по результатам конкурса при непосредственном участии региональной власти. С одной стороны, в современных условиях, когда необходима мобилизация и консолидация всех уровней власти, такие меры действительно способствуют интеграции политического пространства, снижают общественно-политические

риски, повышают прогнозируемость протекания общественных процессов.

Источник: http://consulcentr.ru/modeli-organizatsii-munitsipalnoj-vlasti-v-munitsipalnyh-obrazovaniyah

Организация муниципального управления

Модели организации муниципальной власти в муниципальных образованиях

Российское законодательство развивается по пути относительной унификации требований к организации муниципального управления. По организационному критерию различают несколько моделей муниципального управления.

Основу выделения конкретных моделей составляет порядок взаимодействия основных субъектов муниципального управления – представительного органа муниципального управления, администрации муниципалитета и высшего должностного лица муниципального образования – мэра.

В зависимости от соотношения этих субъектов управления различают три модели организации муниципального управления:

  • во-первых, население непосредственно делегирует полномочия по осуществлению муниципального управления представительному органу муниципального управления и главе муниципального образования (в различных пропорциях), которые реализуют их в пределах своей компетенции;
  • во-вторых, население непосредственно делегирует полномочия по осуществлению муниципального управления представительному органу муниципального управления, реализующему все компетенции;
  • в-третьих, население непосредственно делегирует полномочия по осуществлению муниципального управления выборному главе муниципального образования, реализующему все компетенции. Контрольные полномочия остаются за населением.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Модель организации муниципального управления типа «сильный глава – представительный орган власти»

В рамках данной модели организации муниципального управления параллельно избирается глава муниципального образования и представительный орган муниципального управления. Тип такой модели обозначается как «сильный глава – представительный орган власти».

Особенность данной модели состоит в том, что население прямо избирает как главу, так и состав представительного органа власти. Сила позиции главы муниципального образования придается составом делегируемых ему полномочий:

  • наличие у главы права утверждения решений представительного органа позволяет ему отклонять принятые последним нормативные акты;
  • главе предоставлена свобода в формировании администрации муниципалитета;
  • главе наделяется правом инициации постановлений администрации муниципалитета по местным вопросам;
  • глава назначает и снимает должностных лиц администрации муниципалитета;
  • глава единолично управляет деятельностью администрации;
  • глава участвует в организации деятельности представительного органа и так далее.

При этом представительный орган власти получил право отправлять высшее должностное лицо муниципалитета в отставку только совсем недавно.

Модель организации муниципального управления типа «представительный орган власти – администратор»

В рамках данной модели организации муниципального управления существует два варианта организации:

  • во-первых, не предусмотрена должность главы муниципального образования;
  • во-вторых, глава муниципального образования осуществляет контроль за деятельностью администратора (управляющего).

Глава муниципального образования в этой модели осуществляет организацию работы представительного органа власти, но не руководит администрацией муниципалитета, поскольку эта обязанность возложена на управляющего.

Управляющий действует на основе заключенного с ним контракта, который определяет состав его полномочий по руководству администрацией муниципалитета.

В компетенцию управляющего входит и назначение на должность, а также снятие с нее должностных лиц администрации муниципалитета.

Порядок взаимодействия управляющего и представительного органа муниципального управления установлен условиями контракта.

Замечание 2

Замещение должности управляющего муниципального образования осуществляется на конкурсной основе. Определяющее значение в этом случае имеют профессиональные качества управляющего, опыт его работы на аналогичных должностях.

Данная модель организации муниципального управления характерна для США, в российской практике она была применена первый раз в 2005 году депутатами городского совета Тюмени.

Недостатками данной модели организации муниципального управления являются: отсутствие возможности (ограниченные возможности) населения влиять на муниципальное управление, осуществляемое управляющим, высокий уровень конфликтности, характерный для отношений представительного органа власти и наемным администратором и его командой.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/organizaciya_municipalnogo_upravleniya/

Органы местного самоуправления и их виды. Модели организации местной власти

Модели организации муниципальной власти в муниципальных образованиях

Ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г.

N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”) устанавливает, что структуру органов местного самоуправления составляют:

    1. представительный орган муниципального образования;
    2. глава муниципального образования;
    3. местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
    4. контрольно-счетный орган муниципального образования;
    5. иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Структура органов местного самоуправления в случае создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек – на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта РФ при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

Местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта РФ об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ о проведении местного референдума.

При отсутствии предусмотренной настоящим Федеральным законом инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

Численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования, а также порядок избрания, полномочия и срок полномочий первого главы данного муниципального образования в случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного в настоящей части местного референдума устанавливаются законом субъекта РФ.

Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания.

До формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.

Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.

До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.

решения о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан):

    1. структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;
    2. порядок избрания и полномочия главы муниципального образования (в соответствии с частью 2 статьи 36 Федерального закона).

Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.

Модели организации местной власти

Первая модель предусматривает, что глава муниципального образования и представительный орган местного самоуправления избираются непосредственно населением.

Глава выступает одновременно и высшим должностным лицом своего муниципального образования, его официальным представителем, и главой местной администрации.

Работу представительного органа организует председатель, избираемый из числа депутатов.

Вторая модель предусматривает, что глава муниципального образования избирается непосредственно населением и соединяет в своем статусе полномочия высшего должностного лица муниципального образования и председателя представительного органа.

Функции главы администрации исполняет иное лицо, замещающее свою должность по контракту. Здесь глава в определенном смысле противопоставляется исполнительному органу местной власти – он взаимодействует с администрацией как официальный представитель жителей и представительного органа.

Положительная сторона такой модели заключается в ограничении концентрации всей местной власти в одних руках.

В то же время в ней заложен возможный конфликт главы администрации (управляющего), непосредственно возглавляющего реализацию исполнительно-распорядительных функций по распоряжению средствами местного бюджета, объектами муниципальной собственности с главой муниципального образования, отделенного от этих важных полномочий.

Третья модель предусматривает, что глава муниципального образования избирается из состава представительного органа местного самоуправления и является его председателем. Местную администрацию возглавляет управляющий, нанимаемый по контракту на конкурсной основе.

Это разновидность второй модели с тем отличием, что глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава.

Глава муниципального образования, представляющего муниципальное образование в целом, подотчетен в первую очередь населению муниципального образования, а также представительному органу как его председатель.

Четвертая модель предусматривает, что представительный орган избирается непосредственно населением. Глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно является председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации.

Глава муниципального образования выступает одновременно в трех лицах: как высшее должностное лицо своего муниципального образования; как глава местной администрации; как руководитель представительного органа, в состав которого он входит по должности, функциональная специализация представительных и исполнительных органов в данной модели осуществляется в том же виде, что и в предыдущих моделях. Расширение полномочий главы муниципального образования влечет расширение форм его подотчетности. Во всей полноте своих полномочий он подотчетен населению. Представительному органу он подотчетен как глава местной администрации и как его руководитель. Такая модель может иметь место в поселениях с численностью населения менее 1 тыс. человек.

Пятая модель принципиально отличается от других тем, что представительный орган муниципального образования в ней отсутствует. Его полномочия осуществляются сходом граждан. Такая модель предусмотрена для поселений, в которых численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек.

Шестая модель предусматривает, что представительный орган муниципального образования формируется в ходе непрямых выборов. Этот вариант предусмотрен для муниципальных районов.

Представительный орган может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений.

Глава муниципального района входит в состав представительного органа, являясь его председателем.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/organi-mestnogo-samoupravleniya-i-ich-vidi-modeli-organizatsii-mestnoy-vlasti

Ваши права
Добавить комментарий