Каковы условия расторжения контракта о целевой подготовке?

Система – эффективна | РУТ (МИИТ)

Каковы условия расторжения контракта о целевой подготовке?

Система целевого приема давно доказала свою эффективность. Оно и понятно – поступающий с самого начала обучения будет уверен в своем профессиональном будущем.

Российский университет транспорта – главный транспортный вуз страны, чьей визитной карточкой давно стала программа целевой подготовки специалистов. Начиная с 1978 года в вузе работает уникальная система кадрового обеспечения отрасли, которая позволяет РУТу гарантировать студентам–целевикам востребованность работодателями, успешность и карьерный рост.

Благодаря описанным бонусам популярность целевого направления среди абитуриентов растет с каждым годом.

Факты – вещь упрямая, а согласно ежегодной статистике более 90% выпускников–договорников трудоустроены практически сразу после получения диплома.

О том, как работает система целевой подготовки специалистов в университете и как вузу удается поддерживать высокие результаты, корреспонденту «ТР» рассказал первый проректор университета Валентин ВИНОГРАДОВ.

– Какие преимущества можно выделить в системе целевой подготовки специалистов?

– Преимуществ осуществления такой подготовки действительно достаточно. На мой взгляд, можно смело выделить три стороны, получающие выгоду от существования системы: работодатель – студент – университет.

Спецификой деятельности железнодорожного транспорта является большое количество линейных предприятий: все они территориально разбросаны, работа носит разъездной характер и должна выполняться круглый год в любых погодных услових. В связи с этим укомплектовать специалистами такие предприятия сложно. Такая возможность появляется только при условии организации направления местных жителей на учебу.

Целевое обучение позволяет университету осуществлять подготовку кадров под потребность работодателя с учетом квалификационных требований к выпускникам, в том числе с учетом стратегии развития компании под новые виды подвижного состава, передовые технологии, ВСМ.

Студент целевого обучения в первую очередь получает гарантию трудоустройства, что является немаловажным преимуществом перед другими выпускниками.

Помимо этого работодатель берет на себя расходы на осуществление довузовской подготовки и получение студентом дополнительного образования.

Важным преимуществом также становится повышенный уровень мотивации: среди студентов–целевиков наблюдается постоянное соперничество, так как лучшим устанавливается стипендия ОАО «РЖД», выдается направление в магистратуру или аспирантуру.

Для университета же преимущества тоже существенные. Дело в том, что вузы, как правило, занимаются теоретическим обучением, которое в силу своей специфики иногда несколько оторвано от практической деятельности и работы на предприятии.

Система целевого обучения позволяет сотрудникам университета сократить разрыв между теорией и практикой: профессорско–преподавательский состав своевременно изучает новые технологии, использующиеся на транспорте, повышает квалификацию и совершенствует свои профессиональные компетенции для передачи их будущим специалистам.

В целом система целевой подготовки специалистов обеспечивает эффективное использование бюджетных средств, оптимальные контрольные цифры приема по специальностям и регионам, а также трудовой баланс в регионе.

– Все ли отношения между вузом и предприятием закреплены соответствующими договорами? Что в них прописано?

– Целевое обучение осуществляется университетом исключительно на основе договоров о целевом приеме между вузом и работодателем, о целевом обучении – между работодателем и студентом. До 2013 года договор носил трехсторонний характер.

Заказчиками на целевой прием граждан являются все структурные подразделения хозяйств, расположенных в границах Московской, Октябрьской (Московский регион), Горьковской, Приволжской, Северной, Юго–Восточной железных дорог, ГУП «Московский метрополитен» и др.

В договорах предусматривается ответственность заказчика и университета: подбор граждан и качественное обучение работодателя и студента, предоставление мер социальной поддержки, трудоустройство и успешное освоение образовательных программ.

На данный момент система готовится к изменениям, которые связаны с подвижками в законодательстве.

– На каких основаниях и кому выдается целевое направление для поступления в университет?

– Основным заказчиком целевого приема в университете является ОАО «РЖД». Заказ компании составляет около 90% от общего количества студентов, обучающихся на условиях целевого приема и целевого обучения.

Как правило, большая часть кандидатов проходит дополнительную подготовку к сдаче ЕГЭ, организуемую нашим университетом совместно с железными дорогами.

Подобная подготовка проводится за счет средств компании–заказчика, в данном случае – ОАО «РЖД».

Существуют несколько категорий граждан, которые имеют преимущества при отборе кандидатов на целевые места.

В первую очередь это лица, направляемые структурными подразделениями филиалов ОАО «РЖД», расположенными в отдаленных субъектах Российской Федерации.

И прежде всего это выпускники образовательных учреждений ОАО «РЖД»: школ и школ–интернатов, железнодорожных колледжей, техникумов, детских железных дорог, кружков «Юный железнодорожник».

Граждане, прошедшие профориентационную и довузовскую подготовку, победители и призеры олимпиад имеют преимущества при поступлении.

В частности, при отборе кандидатов особое внимание уделяется детям–сиротам и детям, которые остались без попечения родителей, работавших на железнодорожном транспорте.

Хотелось бы отметить, что подбор выпускников для поступления в РУТ (МИИТ) ведется на железных дорогах заблаговременно.

– Насколько подвижна и восприимчива к необходимым изменениям, отражающим состояние отрасли, такая система? Своевременно ли обновляется материально–техническая, учебная база?

– Дело в том, что заказ на подготовку специалистов формируется в ОАО «РЖД» в соответствии с потребностью предприятий, рассчитанной на 5–7 лет вперед.

Заказ осуществляется исключительно исходя из анализа текучести кадров, увольнения на пенсию, призыва в армию, создания новых рабочих мест, внедрения новых прогрессивных технологий.

При этом в саму систему подготовки своевременно вносятся изменения, которые актуальны сегодня для отрасли: внедрение в производство киберфизических систем, подразумевающих интеграцию вычислительных ресурсов в физические процессы, переход на цифровые транспортные платформы, цифровое моделирование и систему управления и т. д.

Предприятия – заказчики целевого обучения по мере возможности принимают участие в оснащении лабораторий и аудиторий университета новейшим оборудованием, тренажерами, компьютерами, мультимедийной аппаратурой.

Разумеется, обновление осуществляется в соответствии с изменениями, происходящими на производстве.

Своевременный характер переоснащения позволяет повысить качество образования студентов–целевиков и актуализировать их знания.

– Какую часть в процентном отношении к остальным составляют студенты, направленные на обучение предприятием–заказчиком?

– В настоящее время в Российском университете транспорта обучаются 5317 студентов–целевиков, что составляет более 50% от общего количества обучающихся на бюджетной основе.

В основном студенты целевого направления подготовки осваивают инженерные специальности: «подвижной состав железных дорог», «строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», «эксплуатация железных дорог», «системы обеспечения движения поездов».

– Интересуются ли на предприятиях успеваемостью студентов–целевиков? Существуют ли отлаженные механизмы контроля качества знаний?

– Безусловно, поскольку подготовка студентов целевого направления тесно связана с их работой на производстве в будущем, заказчик проявляет интерес к ознакомлению с академическими успехами каждого.

К механизмам контроля качества знаний можно отнести отчет о результатах прохождения сессии студентами–целевиками, который университет отправляет в организацию по окончании каждого семестра.

В частности, в ОАО «РЖД» существуют механизмы поощрения лучших студентов, для материального стимулирования которых учреждается ежемесячная стипендия успешно обучающимся студентам, стипендия начальника дороги, стипендия ОАО «РЖД».

Разумеется, иногда с успеваемостью возникают некоторые проблемы, для решения которых организация–заказчик взаимодействует со студентом, родителями и вузом.

– Сохраняется ли за студентом право проходить производственную практику на любом предприятии или только на том, к которому он прикреплен договором? Существует ли система наставничества?

– Обязательное прохождение практики на предприятии, направившем студента на обучение, предусмотрено договором о целевом обучении. В ОАО «РЖД» производственная практика проходит на оплачиваемых рабочих местах. Это позволяет студенту более тщательно изучить технологический процесс производства, а предприятию определиться с дальнейшей карьерой выпускника.

Система наставничества в ОАО «РЖД» существует с момента основания компании и регламентируется соответствующими документами. За студентами, прибывшими на производство для прохождения практики, наставник закрепляется сразу же.

– Каковы основания для расторжения договора о целевом обучении и существуют ли санкции за отказ выпускника работать на предприятии?

– Как правило, договор о целевом обучении расторгается по соглашению сторон, в том числе в связи с отчислением студента из высшего учебного заведения, в связи с ликвидацией образовательной организации или организации–работодателя.

Санкции также предусмотрены договором о целевом обучении и на сегодняшний день заключаются в возмещении гражданином, отчисленным из университета, в полном объеме расходов, связанных с предоставлением работодателем гражданину мер социальной поддержки, а также в выплате штрафа в двукратном размере относительно указанных расходов.

– Занимается ли РУТ привлечением абитуриентов на места целевой подготовки?

– Да, причем регулярно. Для привлечения выпускников школ, гимназий, колледжей и техникумов с начала учебного года университет проводит дни открытых дверей, университетские субботы, тематические встречи с потенциальными абитуриентами.

Одной из задач таких мероприятий становится своевременное ознакомление учащихся с информацией о программе целевого приема, ее преимуществах и о жизни студента в стенах университета в целом.

Эффективность таких встреч была доказана неоднократно, так что от их проведения мы точно не откажемся.

Беседу вела Елизавета КАРПОВА

Источник: https://rut-miit.ru/news/162020

Информация «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении в 2017 году»

Каковы условия расторжения контракта о целевой подготовке?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2013 г. N 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении» (далее – Постановление) доводим до Вашего сведения новые правила поступления в государственные вузы, в том числе и порядок проведения целевого приема на бюджетные места по заказу Организаций (предприятий) в 2017 году.

Целевой прием и целевое обучение осуществляются в силу ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗст. 56. согласно п.

1 указанной статьи организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам высшего образования, вправе проводить целевой прием в пределах установленных им в соответствии

со ст.

100 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Целевой прием возможен только на направления подготовки (специальности), находящиеся в сфере ответственности Организации (предприятий) (например: строительство, экономика, государственное или муниципальное управление, культура, социальная работа).

Согласно вышеизложенному сообщаем, что в соответствии с Постановлением, Министерством образования и науки Республики Адыгея целевая подготовка с 2015 года осуществляется только по педагогическому профилю с учетом потребностей региона в педагогических кадрах с высшем образованием.

Целевое направление от Организации не дает 100 % гарантию поступления. Между претендентами, направленными заказчиком по целевому направлению, возможен конкурс, это зависит от решения ВУЗа.

Особенности целевого приема в ВУЗы в  2017 году

Целевые бюджетные места выделяются по заявкам (предложениям) следующих структур, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (далее — Организации (предприятие)):

·         федеральные государственные органы;

·         органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

·         органы местного самоуправления;

·         государственные (муниципальные) учреждения;

·         унитарные предприятия;

·         хозяйственные общества, государственные корпорации и государственные компании.

Законодательство не устанавливает в качестве обязательного требования то, что целевиками могут быть только выпускники общеобразовательных организаций текущего года. Поэтому договор о целевом обучении может быть заключен Организацией (предприятием) и с выпускниками прошлых лет, в том числе с выпускниками профессиональных образовательных организаций.

В договоре должна быть прописана ответственность сторон во избежание невыполнения принятых обязательств. В частности, абитуриент обязуется в случае поступления по целевому приему проходить практику на предприятии (в организации), с которым заключен договор о целевом обучении, а после обучения отработать в Организации (предприятии) не менее 3-х лет.

Существенными условиями договора о целевом обучении являются меры социальной поддержки, предоставляемые Организацией (предприятием) гражданину в период его обучения. Каковы они и каков их объем – это предмет согласования между претендентом на целевое место и Организацией (предприятием). Например, это может быть оплата жилья/общежития, проезда, выплата стипендии и т. п.

Выпускники сдают выпускные экзамены в форме ЕГЭ в общеобразовательной организации (или в ВУЗе) и по их результатам в оговоренные сроки подают документы в ВУЗ. На основе баллов ЕГЭ выпускники в ВУЗе участвуют в конкурсных испытаниях, если такие предусматриваются.

Важно помнить, что конкурс по целевому приему проводится раньше – до начала первой волны основного конкурса. В случае его прохождения выпускник зачисляется в ВУЗ и далее обучается по очной форме.

В случае непрохождения – выпускник может участвовать в основном конкурсном отборе на общих основаниях.

Но если студент-целевик отчисляется из ВУЗа или не приходит работать на предприятие (в организацию) по окончании обучения, нарушая тем самым условия договора о целевом обучении, он обязан возместить Организации (предприятию) все расходы, понесенные последним в связи с исполнением обязательств.

Во время подачи документов по целевому направлению в ВУЗ абитуриент должен предоставить оригиналы аттестата, результата ЕГЭ и других требуемых документов. Только в этом случае его заявка будет рассмотрена.

Алгоритм действий сторон, желающих принять участие в целевом приеме в государственный ВУЗ

Прежде всего, выпускник должен прийти в Организацию (предприятие), убедить будущего работодателя в необходимости заключения с ним договора о целевом обучении или Организация (предприятие), нуждающееся в кадрах, находит выпускника, который обучится по специальности на условиях целевого приёма и вернётся работать в Организацию (предприятие) и подать заявление на выделение целевого места в ВУЗ.

Организация (предприятие), обладающая соответствующими кадровыми потребностями, направляет в приемную комиссию образовательной организации (ВУЗ) заявку о выделении целевых мест в письменной форме. Прием заявок прекращается 20 марта 2017 г.

В заявку могут быть включены только те направления подготовки (специальности) высшего образования, на которые ВУЗом объявлен прием и выделены бюджетные места в 2017 году. С перечнем направлений подготовки (специальностей), на которые объявлен прием и выделены бюджетные места, можно ознакомиться на сайте образовательных организации (ВУЗов).

Образовательная организация (ВУЗ) в течение 10 календарных дней со дня получения заявки в письменной форме сообщает Организации (предприятию) о своем согласии на заключение договора о целевом приеме и информирует Организацию (предприятию) о количестве граждан, которые могут быть приняты образовательной организацией в рамках целевого приема, или об отказе в заключении договора о целевом приеме в связи с отсутствием по соответствующей специальности или направлению подготовки контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

3. Договор на целевой прием заключается в срок до 1 июня 2017 г.

При получении от образовательной организации согласия на заключение договора о целевом приеме Организация (предприятие) в течение 5 календарных дней со дня его получения направляет в ВУЗ подписанный договор о целевом приеме с приложением, в котором должен быть список выпускников, с которыми Организация (предприятие) заключила договор о целевом обучении в 2 экземплярах (по одному экземпляру для каждой из сторон).

4. Договор о целевом обучении заключается в срок до 20 июня 2017 г. (Приложение № 3)

Договор о целевом обучении заключается в письменной форме в
2 экземплярах (по одному экземпляру для каждой из сторон) до начала целевого приема в письменной форме. Информируют ВУЗ, заключивший договор о целевом приеме, о количестве граждан, с которыми заключены договоры о целевом обучении, с приложением копий указанных договоров.

В случае, если на момент заключения договора о целевом обучении выпускнику не исполнилось 18 лет, договор подписывается родителями (законные представители). В нем оговариваются среди прочего и условия расторжения. Например, если выпускник не проходит конкурсный отбор в ВУЗ, договор расторгается без каких-либо обязательств.

Дополнительную информацию и ответы на вопросы можно получить, обратившись по телефону 8(8772) 52-12-16 или на сайте Министерства образования и науки Республики Адыгея.

Источник: http://www.adygheya.minobr.ru/node/1168

Ученический договор: особенности содержания и практика разрешения споров – Управление персоналом

Каковы условия расторжения контракта о целевой подготовке?

Институт ученического договора сегодня уже нельзя назвать новым явлением для российского законодательства как с научно-теоретической, так и с правоприменительной точки зрения.

В современных условиях хозяйственные субъекты уже выработали достаточно эффективные способы использования данного рода сделки для подготовки необходимых кадров. Формируется и судебная практика по делам, вытекающим из ученических договоров.

Вместе с тем существуют также проблемные моменты регулирования этих отношений, на которые стоит обратить внимание как работодателям, так и самим работникам.

В действующем Трудовом кодексе Российской Федерации ученическому договору посвящена глава 32, отдельные аспекты затрагиваются и в других нормах данного кодекса.

Формулировка статьи 198 ТК РФ, вводящей понятие ученического договора, была изменена в 2006 году и, несмотря на то что в определенной степени оптимизировала определение данного договора, в настоящее время подвергается критике и в теоретическом, и в правоприменительном плане.

Во-первых, одним и тем же термином «ученический договор» называются одновременно две сделки, имеющие различный предмет правового регулирования.

Таким образом, говорят об ученическом договоре трудового характера, который заключается с лицом, принятым на работу конкретным работодателем и проходящим обучение без отрыва от производства, в том числе на самом предприятии (договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от производства).

Кроме того, выделяется ученический договор гражданско-правового характера, который заключается с лицом, не работающим в организации – участнице договора, для его подготовки по определенной специальности в целях дальнейшей трудовой деятельности на предприятии.

Данный субъект указывается в статье как «лицо, ищущее работу», что нельзя назвать оптимальным определением, поскольку вполне возможна ситуация, при которой именно работодатель ищет специалиста и, соответственно, заключает договор для его профессиональной подготовки.

Во-вторых, существует неопределенность в нормативном регулировании отношений, вытекающих из ученического договора. Зачастую сложно определить характер правоотношений между участниками сделки, особенно если в ее названии отсутствуют слова «ученический договор».

Однако, несмотря на отмеченные проблемы, можно выделить специфику каждой из предусмотренных разновидностей ученических договоров.

Ученический договор может заключать как непосредственно при приеме лица на работу в организацию, так уже и в ходе его трудовой деятельности. В обоих случаях цель сделки для работодателя — подготовка (переподготовка) специалиста, в котором он нуждается. Как правило, структура такого договора выглядит следующим образом:

а) стороны договора — работодатель и работник (может именоваться учеником, однако практика показывает, что этот термин используется достаточно редко), иногда включается третье лицо — образовательное учреждение, в котором будет осуществляться подготовка (переподготовка) работника.

б) предмет договора — определение взаимных прав и обязанностей сторон по поводу осуществления подготовки (переподготовки) работника в соответствующем образовательном учреждении без отрыва от его трудовой деятельности;

в) содержание договора, как правило, выражается в следующем:

— на работника возлагается обязанность пройти обучение по соответствующей специальности непосредственно на предприятии либо в определенном образовательном учреждении, овладевать знаниями и навыками надлежащим образом, пройти стажировку, в том числе непосредственно на предприятии работодателя; соблюдать правила внутреннего распорядка образовательного учреждения, а также положения трудового договора с работодателем, отработать на предприятии определенный период после окончания обучения, выплатить работодателю компенсацию расходов на его обучение в случае прекращения трудового договора с ним;

— работодатель в свою очередь обязан предоставить работнику возможность пройти соответствующее обучение, в том числе установить гибкий график рабочего времени, если это необходимо; оплатить обучение в полном объеме либо частично в соответствии с соглашением сторон; создать условия, необходимые для стажировки работника на предприятии; выплачивать работнику заработную плату в соответствии с трудовым договором, а также стипендию, если это предусмотрено соглашением сторон, кроме того, предоставить работнику должность согласно его новой специальности и уровню образования;

— образовательное учреждение, если оно участвует в договоре, обязано осуществлять обучение работника по специальности (направлению) профессионального образования в соответствии с государственными стандартами и утвержденными учебными планами; сообщать работодателю сведения об успеваемости работника, если это влияет на размер оплаты за его обучение в необходимый срок;

г) срок ученичества согласовывается сторонами и обычно равен установленному нормативному сроку подготовки (переподготовки) по соответствующей специальности;

д) размер оплаты за обучение работника согласовывается сторонами, при этом возможны ситуации, когда работодатель в полном объеме вносит стоимость обучения либо стороны оплачивают подготовку (переподготовку) в определенной пропорции (например, некоторые крупные промышленные предприятия г.

Владимира, финансирующие обучение достаточно большого количества своих работников, ввели практику установления пропорции оплаты за обучение аналогично успеваемости работника в вузе: если по результатам экзаменационной сессии работник имеет только оценки «отлично» предприятие вносит за него 100% стоимости обучения на следующий семестр, при оценках «хорошо» и «отлично» — 70%, если только «удовлетворительно» — 30% и т.д.);

е) основания для досрочного расторжения ученического договора обычно являются следующими: прекращение трудовых отношений между работником и работодателем по основаниям, установленным законом; ненадлежащее исполнение работником обязанности по обучению, выразившееся в пропуске занятий, получении отрицательных оценок и т.п.

; инициатива работодателя, основанная, например, на изменении интересов предприятия в соответствующей подготовке (переподготовке), отчисление работника из образовательного учреждения по причинам, не связанным с учебным процессом, прежде всего, за нарушение правил внутреннего распорядка учреждения; отказ работника от обучения по каким-либо субъективным причинам;

ж) последствия досрочного прекращения ученического договора напрямую зависят от оснований, по которым данный договор был расторгнут: возмещение работодателю работником расходов, понесенных им по ученическому договору, в случае расторжения договора по вине или волеизъявлению работника; выплата отступного работником; возмещение ущерба и др.

з) основания для освобождения работника от ответственности по договору в виде выплаты компенсации и возмещения вреда, как правило, связаны с уважительностью причин, по которым работник отказался от исполнения обязательств по ученическому договору, в качестве таковых обычно выступают болезнь, инвалидность, беременность и некоторые другие обстоятельства объективного характера.

Форма рассматриваемого договора простая письменная, при этом, думается, ввиду специфики ученических правоотношений условия данной сделки не могут быть включены в основной трудовой договор, как это предлагается некоторыми авторами.

Ученический договор, исходя из смысла норм Трудового кодекса РФ, является самостоятельной сделкой, в связи с чем прекращение трудового договора с работником не влечет автоматического расторжения ученического договора, если это напрямую не предусмотрено соглашением сторон.

Данный тезис подтверждается судебной практикой.

Фрунзенский районный суд г. Владимира, рассматривая дело по иску предприятия «Т» к гражданину Ш. о взыскании суммы по контракту, установил, что Ш. являлся работником на данном предприятии и выполнял функции начальника участка. В целях дополнительной подготовки Ш.

для работы на новом оборудовании, поступившем в цех, между предприятием, Ш. и Владимирским госуниверситетом был заключен контракт на переподготовку специалиста по программе дополнительного образования в объеме 300 часов с выдачей соответствующего документа по окончании обучения и итоговой аттестации.

Во исполнение контракта предприятие обязалось ежемесячно уплачивать университету 3 000 рублей за проведение занятий. Срок переподготовки составил 10 месяцев. Однако Ш. уволился с предприятия за 5 месяцев до окончания переподготовки.

С этого момента предприятие прекратило оплату обучения и потребовало через суд взыскать ранее уплаченные 15 000 рублей. В свою очередь Ш. предъявил встречный иск о возмещении ему убытков, так как он вынужден был самостоятельно нести расходы на продолжение обучения в университете.

Суд, вынося решение, оценил заключенный контракт как ученический договор, заключенный сторонами в соответствии с главой 32 Трудового кодекса РФ. Учитывая, что контракт не предусматривал возможность одностороннего отказа от исполнения обязательств какой-либо из сторон, а также его расторжение в связи с увольнением Ш.

с предприятия, требования работника были признаны обоснованными, а иск предприятия оставлен без удовлетворения. Таким образом, налицо недоработка предприятием вопроса об основаниях прекращения ученического договора и последствиях увольнения работника, что привело к негативным последствиям.

Ученический договор с лицом, ищущим работу (т.е. не состоящим в трудовых отношениях с контрагентом по договору), по своему содержанию во многом соответствует вышеперечисленным признакам рассмотренного вида ученического договора.

Его главная особенность в том, что между сторонами сделки на момент ее заключения отсутствуют трудовые отношения, т.е. каждый из участников самостоятелен в своем волеизъявлении, что целиком соответствует признакам гражданских правоотношений.

Не случайно в редакции главы 32 ТК РФ, действовавшей до 2006 года, данная разновидность договора именовалась как «ученический договор гражданско-правового характера».

Отличия содержания договора, как правило, следующие:

1) в наименовании сторон не используются термины «работник» и «работодатель», так как таковых не имеется, участники обозначаются в большинстве случаев «предприятие» и «обучающийся»;

2) на предприятие не возлагаются обязанности по созданию для обучающегося условий по обеспечению возможности пройти обучение, поскольку это не зависит от предприятия;

3) на обучающегося возлагается обязанность трудоустроится на предприятие после окончания обучения, при этом иногда указывается должность и минимальная сумма оклада, который будет выплачиваться обучающемуся;

4) одной из обязанностей обучающегося называется осуществление трудовой деятельности на предприятии в течение согласованного срока, как правило, по изученным договорам срок составляет от 3 до 5 календарных лет;

5) договор отдельно оговаривает последствия прекращения трудовых отношений до окончания периода, в течение которого обучающийся обязан работать на предприятии, таковыми выступают последствия, аналогичные увольнению работника, заключившего ученический договор трудоправового характера, а именно: выплата компенсации расходов на подготовку (переподготовку) обучающегося, возмещение ущерба и т.п.

Неоднозначно решается в науке и практике вопрос о том, применимы ли к ученическому договору, заключенному с «лицом, ищущим работу», нормы главы 32 Трудового кодекса РФ либо в отношении данной сделки имеют силу только правоположения Гражданского кодекса — как сделки, не предусмотренной законом, но не противоречащей ему. Это обстоятельство может существенным образом повлиять на права и обязанности сторон в случае возникновения спора в суде, поскольку, например, трудовое законодательство предусматривает более сокращенные сроки исковой давности по сравнению с гражданским.

Однако особый интерес по вопросу соотношения трудового и гражданского законодательства при разрешении споров об исполнении обязательств по ученическим договорам представляет следующее дело.

ОАО «Российские железные дороги» обратилось в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с иском к С.А. о взыскании убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами и судебных расходов по уплате госпошлины, ссылаясь в обоснование иска на то обстоятельство, что 01.10.

2004 года между сторонами заключен договор № 514/2004 о целевой подготовке специалиста с высшим профессиональным образованием по специальности «Промышленное и гражданское строительство». В нарушение п.п. 2.2.3 и 2.2.

4 договора ответчик не исполнил взятые на себя обязательства: не приступил к работе в ОАО «РЖД» не позднее 01 августа 2009 года и не отработал на предприятии пять лет.

Источник: https://www.top-personal.ru/lawissue.html?1980

Ваши права
Добавить комментарий