Каковы последствия требования возмещения ущерба, если ранее меня признали невиновным?

Сбили пешехода: кто кому должен? Нередко компенсации друг другу выплачивают обе стороны

Каковы последствия требования возмещения ущерба, если ранее меня признали невиновным?

В редакцию обратился человек, два года назад угодивший под колеса автомобиля по собственной вине. Он не отрицал вины, как и не имел претензий в адрес автомобилиста.

Каково же было его удивление, когда неожиданно он оказался должен тому почти 100 тысяч рублей! Просто автомобилист обратился в суд с целью взыскать с пешехода ущерб, нанесенный машине, и, согласно статье 1064 ГК РФ, он имел основание это сделать.

Кто виноват и кто платит

Что интересно, суд, с одной стороны, удовлетворил требования автомобилиста, с другой — «приговорил», в свою очередь, его самого к выплате 10 тысяч рублей компенсации вреда здоровью пешеходу (покрывается ОСАГО). Водитель, еще раз подчеркнем, был в ДТП не виноват.

Эта несколько парадоксальная ситуация в целом вполне согласуется с нынешним Гражданским кодексом. Не углубляясь в юридические дебри, отметим два интересных аспекта.

Во-первых, в случае наезда на пешехода водитель обязан компенсировать вред его здоровью или жизни вне зависимости от своей виновности (ст. 1079 ГК РФ). Подобная норма применяется к автомобилистам, как владельцам средства повышенной опасности, и ее вескость зачастую становится сюрпризом.

Есть несколько исключений, освобождающих автомобилиста от полной ответственности, скажем, если пешеход прыгнул под колеса намеренно или попал под автомобиль вследствие своей грубой неосторожности. Впрочем, на практике доказать подобное удается далеко не всегда.

Таким образом, даже если водитель признан полностью невиновным в самом ДТП, пострадавший может взыскать через суд компенсацию расходов на лечение и реабилитацию.

Но есть и «во-вторых»: это обратная ответственность пешеходов перед водителями. Правда, в этом случае пешеход должен быть признан виновным и возместить автомобилисту материальный ущерб.

Резкое увеличение подобных исков было зафиксировано с конца 2012 года, когда Конституционный суд РФ постановил, что на виновных пешеходов в равной мере распространяется действие статьи 1064 ГК РФ, определяющей основания для возмещения ущерба.

Разбирательство в Конституционном суде было инициировано страховой компанией, клиент которой совершил наезд на пешехода, признанного виновником аварии.

Так вот, страховая выплатила клиенту компенсацию за разбитый автомобиль, а затем отстояла в суде право предъявить пешеходу претензии в рамках суброгации.

Напомним, подобная практика предусмотрена статьей 965 ГК РФ, и подразумевает право страховых взыскивать ущерб с виновников происшествий на сумму, которая страховая компания перечислила своему не виновному клиенту.

С тех пор количество суброгационных претензий в адрес пешеходов возросло, причем доходит дело и до вопиющих случаев, когда иск предъявляют семье погибшего пешехода-виновника. Подобная практика спровоцировала серьезную дискуссию в обществе, поскольку считается многими несправедливой. Тем не менее, она имеет место быть.

Кто рискует больше

У кого больше риск оказаться крайним в ДТП, у водителя или пешехода? С общечеловеческой точки зрения у пешехода, потому что повреждения, полученные в ДТП, как правило, коварны.

Нередки переломы бедер и травмы головы, которые делают человека неполноценным до конца жизни — чем компенсировать такой ущерб? Поэтому каждый раз, оказываясь вблизи проезжей части, нужно отчетливо понимать свои перспективы, и не лезть на рожон «назло водителям».

А заодно провести ликбез с домочадцами, поскольку люди, которые сами не водят автомобиль, нередко отличаются бесшабашным поведением на дорогах.

Кроме того, мы помним, что у пешехода, в отличие от водителя, нет ОСАГО, поэтому в случае признания виновным компенсировать ущерб придется из своего кармана. А представьте, что пешеход спровоцировал не только наезд, но и повреждение других автомобилей — суммы компенсации могут быть весьма внушительными.

Однако с точки зрения легальных последствий вероятность стать крайним все же больше у водителя. Помимо описанного выше, водитель гораздо чаще признается виновным, даже если очевидная доля вины есть и на пешеходе.

Классический пример: ребенок кинулся через дорогу в неположенном месте. Можно давить? Да ни в коем случае! Даже помимо моральных аспектов такого деяния при разборе ДТП виновность во многом будет определяться своевременностью торможения.

Эксперты определят момент обнаружения опасности (появления ребенка у проезжей части или его выхода из-за препятствия) и выяснят, когда именно вы начали тормозить. А согласно п. 10.

1 ПДД, тормозить вы должны сразу же при обнаружении опасности с учетом времени реакции и срабатывания механизмов.

Сам собой, каждое из подобных исследований имеет множество «люфтов» и допущений, тем не менее, слишком позднее или отсутствующее торможение — один из поводов объявить виновным водителя.

Отдельная дилемма связана с маневрированием в момент опасности: когда торможение уже не помогает избежать наезда, стоит ли пытаться увернуться? Правила не требуют от водителя в таком случае делать «лосиные переставки», более того, водитель несет ответственность за любые новые ДТП, спровоцированные маневром.

И даже отворот в столб с целью спасти виновного пешехода может оставить крайним самого водителя, ведь все тот же п. 10.1 требует в первую очередь тормозить вплоть до полной остановки. Впрочем, чаще всего у водителей просто нет времени проанализировать возможные последствия, и маневр совершается рефлекторно.

А успешный ли он или «отягчающий» — нередко дело случая.

Не будь крайним

И водителям, и пешеходам следует отчетливо понимать возможные последствия их безалаберности на дороге. А последствия, как вы убедились, могут быть разнообразными и «долгоиграющими»: скажем, суброгационная претензия в адрес виновника-пешехода может прилететь в течение трех лет!

Набившее оскомину требование соблюдать ПДД обретает совсем иной смысл, когда дело доходит до разбора полетов. Ведь соблюдение оных позволяет если не избежать аварии, то хотя бы снизить последствия и, главное, не оказаться крайним.

Источник: https://svpressa.ru/auto/article/142536/

После ДТП страховая подала на меня в суд, что делать?

Каковы последствия требования возмещения ущерба, если ранее меня признали невиновным?

Присылайте документы по Вашему судебному делу на нашу электронную почту, и мы подробно расскажем о перспективах судебного дела в случаях, когда страховая компания подала на Вас в суд).

Если Ваш вопрос касается Европротокола, то жмите сюда.

Примерно 30-40% звонков, поступающих к нам, начинаются со слов: «2-3 года назад (более трех лет назад), я был виновником ДТП, у потерпевшего было КАСКО и он отремонтировал свой автомобиль в страховой компании «N». Теперь эта «N» страховая компания подала на меня в суд о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП, в порядке суброгации (и это не ругательное слово)».

Понятие суброгации

Суброгация (лат. subrogatio — замена) — переход к страховщику, выплатившему страховое возмещение, права требовать компенсацию с лица, ответственного за ущерб, причиненный страхователю в пределах возмещенного.

То есть, страховая компания «N» имеет право требовать с Вас компенсацию, что не накладывает на Вас обязанность платить все, что страховщики просят в своем иске.

Как долго ждать претензию или иск?

Срок исковой давности по таким делам равен трем годам и страховые компании стараются к окончанию этого срока подавать иски на ничего не подозревающих автолюбителей, с расчетом на Вашу забывчивость и беспечность.

Вы вспоминаете, что действительно, было дело, на осмотр поврежденного авто Вас никто не приглашал, а откуда взялась львиная доля повреждений, и, как следствие, сумма исковых требований, Вы представления не имеете. Тут же Вы начинаете себя корить, что не позаботились о расширении лимита по ОСАГО, прикидывать в течение какого срока у Вас получится возместить указанную сумму и каким образом…

Тут стоит остановиться.

Будьте бдительны и внимательны!

В 90% случаев иск по суброгации подаёт страховое коллекторское агентство.  Чаще всего это “Центр долгового управления” (ЦДУ), “Бизнес коллекшн групп”, ООО “Реновацио”, ЦАП “Ваше право”.

Во-первых, обратите внимание на дату подачи искового заявления. Она не должна превышать трех лет со дня, случившегося по Вашей вине ДТП.

В связи с тем, что дел таких много, то  страховые коллекторы иногда не успевают подать иск в срок, поэтому, хоть и редко, но у Вас есть шанс выиграть дело по суброгации вообще без юристов.

При просрочке исковой давности вы можете просто подать заявление о применении срока исковой давности.

Во-вторых, вспомните обстоятельства ДТП. Не всегда нарушение Вами пункта ПДД равно виновности в причинении ущерба.

А в-третьих, также, как страховая компания хочет обмануть Вас, точно также она завышает сумму ущерба, которую требует с Вас в порядке суброгации.

Как вести себя в подобной ситуации?

В любом случае отстаивать свои права в суде или в досудебном порядке Вам придется. Нужно будет пройти от начала и до конца все судебные заседания самому или, выдав доверенность юристу, иначе из-за Вашей неявки будет вынесено заочное решение, согласно которому будут удовлетворены полностью требования страховой компании «N», какими бы необоснованными они ни были.

ПРИМЕР УСПЕШНОГО РЕШЕНИЯ ПО ДЕЛУ О СУБРОГАЦИИ

“Подводные камни” этой процедуры

В суде по суброгации Вы имеете право:

Главное в этом «бою» – владеть законодательной базой, так как именно по Вашему незнанию законов иски такого рода удовлетворяются в пользу страховой компании, что накладывает на Вас обязанность выплачивать в копилку страховой компании невероятно завышенные суммы.

Что дальше?

  1. Вам нужно ознакомиться с экспертизой или ремонтными документами, на основании которых рассчитана цена иска. 
  2. Понять насколько перечень повреждений соответствует действительным повреждениям автомобиля.

Иногда очевидно, что перечисленные в экспертном заключении повреждения по Вашей вине просто не могли быть образованы, например, в том случае, когда Вы совершили столкновение с потерпевшим, въехав ему в задний бампер справа, а в экспертизе фигурирует передняя левая фара.

Бывает, сумма ущерба завышена так, что намного превышает стоимость автомобиля, а бывает, что после ДТП страховая компания требует взыскать с виновника стоимость ущерба без учета эксплуатационного износа деталей – неправильно.

Внимание!

Так же стоит помнить о существовании годных остатков, которые в натуре (и это не блатной жаргон), либо в денежной форме, Вы имеете право требовать на основании закона.

Ознакомившись с этими документами, Вы можете прийти к выводу, что необходимо ходатайствовать о проведении судебной экспертизы. Правда придется ее оплатить, но в некоторых случаях законодательством предусмотрено освобождение от оплаты, уменьшение размеров оплаты, рассрочка.

Судебная экспертиза, как правило, проясняет ситуацию, но и среди экспертов случаются малообразованные специалисты. В том случае, если именно такой встретился на Вашем пути, представив суду необоснованное заключение, не нужно опускать руки, нужно бороться и отстаивать свои права.

Примеры из реальной жизни

В нашей практике были случаи, когда суд при вынесении решения не учитывал результаты и судебной экспертизы, если она реально не соответствует указанным выше параметрам. Главное – грамотно и обоснованно написанный отзыв (рецензия) на заключение эксперта.

Судебные разбирательства по суброгации в большинстве своем имеют массу тонкостей и нюансов, могут обернуться неожиданными открытиями, как для Вас, так и для страховой компании.

Поэтому рекомендуем не заниматься самодеятельностью, а обратиться к компетентным специалистам (хотя бы за бесплатной консультацией), которые «собаку съели» на такого рода делах и будут «отстаивать права и интересы заказчика, реализовывать мероприятия, с той оперативностью и степенью заботливости, разумности и добросовестности, как если бы они отстаивали свои собственные права и интересы» (цитата из п.3.1.3. нашего договора на оказание юридических услуг).

Кто возместит мои затраты?

В случае если дело будет рассмотрено в Вашу пользу, расходы на юридические услуги, согласно статье 100 ГПК РФ, будут возмещены Вам пропорционально либо в разумных пределах.

В том случае, если по независящим от Вас обстоятельствам решение судом первой инстанции уже вынесено и вынесено не в Вашу пользу, не отчаивайтесь, всякое незаконно вынесенное решение можно обжаловать в суд вышестоящей инстанции.

Уникально предложение для тех, на кого подала в суд страховая компания.

Наш опыт показывает, что в случае, когда на виновника ДТП подает страховая компания пострадавшего, где была застрахована его машина по КАСКО (суброгация), весь судебный процесс ограничивается в среднем максимум тремя заседаниями. В связи с этим мы решили оптимизировать стоимость затрат на юристов по таким категориям дел.

Мы поможем!

Вне зависимости от размера ущерба, который с Вас требуют в суде, за нашу работу Вы заплатите всего 6000 рублей за выезд в суд по г. Москве (область 7000 рублей).

В стоимость входят:

  • представление интересов в суде;
  • составление заявлений, ходатайств, возражений на заседание;
  • анализ документов;
  • консультация юриста.

Предложение постоянное.

Образец ответа на претензию страховой (скачать).

Источник: https://xn--80aagwcmqkqjjc5b8c.xn--p1ai/stati/35-posle-dtp-strahovaja-podala-na-menja-v-sud-chto-delat

Возмещение ущерба при ДТП виновником: основания, порядок | Правоведус

Каковы последствия требования возмещения ущерба, если ранее меня признали невиновным?

В данной статье мы подробно расскажем об этапах действия потерпевшей стороны при возмещении ущерба после ДТП виновником. Все подробности истребования материального ущерба, когда следует взыскивать ущерб и что можно требовать в качестве возмещения ущерба, возможность скачать претензию о возмещении ущерба при ДТП.

К сожалению, система возмещения ущерба, действующая на территории Российской Федерации, далеко не идеальна, что подразумевает большое количество различных ситуаций, когда получить причитающиеся денежные средства со страховой компании не представляется возможным либо сумма, выплаченная страховой, не может покрыть расходы на восстановление транспортного средства. В подобных случаях за возмещением материального ущерба после ДТП следует обращаться непосредственно к виновнику аварии. Этот вопрос можно решить в добровольном порядке – вторая сторона полностью покрывает расходы, или в судебном – истребование ущерба происходит через суд путем подачи потерпевшим искового заявление о возмещении ущерба с виновника ДТП.

Когда возмещение ущерба при ДТП нужно требовать с виновника

Практика возмещения ущерба при ДТП показывает, что таких ситуаций, когда выплату денежных средств необходимо требовать с виновника аварии, достаточно много, рассмотрим самые распространенные из них: 

  • Сумма материального ущерба с учетом износа превышает лимит страховой компании. Например, стоимость восстановления транспортного средства составляет 500 000 руб., а лимит страховой компании составляет – 400 000 руб., в этом случае разницу можно взыскать с виновника ДТП.
  • Данные о страховом полисе виновника не известны/виновник аварии не имеет страхового полиса (его полное отсутствие, окончание до момента аварии), равно как и наличие недействительного («липового»). Потерпевший имеет право требовать возмещения ущерба с виновной стороны.
  • Ущерб транспортному средству был причинен не во время движения. Например, при неосторожном открытии двери автомобиля на стоянке один водитель поцарапал транспортное средство другого. Это не является страховым случаем, следовательно, ОСАГО не возмещает страхователю убытки. Материальный ущерб будет возмещать виновник происшествия.
  • Виновником возмещается вред, причиненный жизни и здоровью, если сумма ущерба превышает лимит страховой организации.
  • По ОСАГО не возмещается моральный вред, следовательно, компенсацию морального вреда следует взыскивать с виновника ДТП в судебном порядке.

Что можно взыскать с виновника ДТП в качестве возмещения ущерба

При осуществлении процесса взыскания ущерба с виновника дорожно-транспортного происшествия следует понимать, что возмещение средств производится исключительно с учетом износа транспортного средства.

То есть, вряд ли получится взыскать с виновника денежные средства, потраченные на ремонт автомобиля в полном объеме, поскольку улучшение автомобиля за счет виновного лица считается неправомерным.

Виновник обязан возместить ущерб, а не увеличить стоимость автомобиля потерпевшего за счет установки в ходе ремонта новых деталей. Итак, с виновника ДТП можно взыскать: 

  • возмещение ущерба с учетом износа деталей и стоимости всех работ по восстановлению автомобиля;
  • затраты на эвакуацию автомобиля на сервис или с места аварии и услуги по его хранению;
  • утрату товарной стоимости автомобиля, если ее можно рассчитать. Напомним, что УТСА рассчитывается, если на момент ДТП срок эксплуатации автомобиля не превышает 5 лет или величина эксплуатационного износа не превышает 35 %;
  • моральный вред, если жизни и здоровью потерпевшего в результате ДТП был причинен вред, физические и нравственные страдания;
  • возмещение утраченного заработка, расходов на лечение и реабилитацию, выплат при потере кормильца, при причинении вреда жизни и здоровью потерпевшего;
  • расходы на услуги оценочной компании, услуги юриста, почтовые расходы, а также иные расходы, которые суд признает необходимыми в связи с наступлением дорожно-транспортного происшествия.

Добровольное возмещение ущерба при ДТП виновником

Сразу стоит отметить, что добровольное возмещение ущерба виновником ДТП осуществляется крайне редко, особенно если речь идет о больших суммах.

К моменту обращения к виновной стороне потерпевший должен соблюсти общий порядок процесса возмещения ущерба, следовательно, получить необходимую документацию в ГИБДД, побывать в страховой компании (получить отказ от страховой выплаты либо сумму размером меньше нанесенного ущерба), сделать независимую экспертизу и только потом вести переговоры с виновником ДТП. 

Началом переговоров должна стать досудебная претензия о возмещении ущерба ДТП. Данный документ составляется по примеру заявления о страховом возмещении и должен содержать: 

  • данные виновника аварии;
  • информацию о ДТП;
  • информацию о поврежденном транспортном средстве;
  • данные независимой экспертизы;
  • общую сумму причиненного ущерба, включая все расходы, связанные с ДТП;
  • информацию о страховой выплате;
  • разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба;
  • сумму, которую необходимо выплатить виновной стороне, чтобы снять претензии потерпевшего;
  • данные потерпевшего для переговоров (телефон и адрес).

При составлении досудебной претензии следует обязательно озвучить срок, в который потерпевший предлагает виновнику выплатить указанную сумму, а также форму этой выплаты – наличными либо на счет в банке. К претензии обязательно прилагаются копии всех документов: 

  1. копия акта о страховом случае;
  2. копию постановления, протокола или определения по делу об административном правонарушении;
  3. копию телеграммы с вызовом на осмотр;
  4. копию отчета независимой экспертизы;
  5. копию чеков и квитанций, а также договоров по расходам.

Досудебную претензию о возмещении ущерба при ДТП рекомендуется отправлять ценным письмом с описью и уведомлением о вручении.

Возмещение ущерба при ДТП виновником в судебном порядке

Если виновник добровольно в установленный в претензии срок не возмещает материальный ущерб, причиненный им в результате дорожно-транспортного происшествия, потерпевшая сторона имеет право урегулировать спор в судебном порядке. Для этого потребуется составление искового заявления о возмещение ущерба в результате ДТП и копии и оригиналы всех имеющихся документов.

Исковое заявление подается по месту жительства виновника ДТП, при этом обязательно оплачивается государственная пошлина. Иск может быть рассмотрен мировым судьей – если цена иска не превышает 50 000 руб. или в районном суде – при цене иска свыше 50 000 руб.

Величина морального вреда определяется в ходе судебного процесса и не входит в сумму иска, а также не облагается пошлиной. 

Важно! Все расходы, которые несет истец о время судебного процесса, могут быть включены в итоговый размер ущерба, в том числе сумма госпошлины и стоимость услуг юриста. 

Претензия о возмещении ущерба ДТП

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/auto/vozmeshhenie-ushherba-pri-dtp-vinovnikom/

Какой срок исковой давности при ДТП в различных ситуациях?

Каковы последствия требования возмещения ущерба, если ранее меня признали невиновным?

Здравствуйте, уважаемые читатели блога!

Восемь из десяти водителей, попадавших в дорожно-транспортное происшествие, подтвердят, что авария – дело само по себе неприятное, но еще хуже долгий и тернистый путь поиска справедливости, который начинается после нее.

И нередко этот путь завершается в суде – если еще не вышел срок исковой давности по ДТП.

В этой статье я расскажу вам, что означает этот термин и как наличие у любого гражданского дела «срока годности» может сослужить пользу или стать препятствием в восстановление прав.

Срок исковой давности – что это и зачем нужно?

Для начала – немного юридических терминов. Срок исковой давности (СИД), как его определяет ст. 196 ГК РФ, – это время, отведенное лицу на защиту своих прав при помощи иска в суд.

Различают общий срок длительностью в 3 года и специальные сроки, определяемые конкретными законами.

СИД считается от того дня, когда гражданин узнал о нарушении своих прав и о лице, которому следует предъявить судебную претензию.

Даже в самом простом ДТП с двумя участниками возникает масса разногласий об обстоятельствах инцидента и степени вины каждого водителя.

Привычным явлением стали взаимные претензии автовладельцев и страховщиков о размерах и сроках страховой компенсации. Порой основания для судебных исков появляются уже спустя год-два после происшествия.

Чтобы судебные тяжбы не продолжались по десять лет, в российском гражданском праве и существует понятие «срок исковой давности».

Говоря простыми словами, закон устанавливает конкретный отрезок времени для подачи иска в суд по любому гражданскому делу. Таким образом, суд может отказать в удовлетворении ваших требований, если вы подадите иск с опозданием, не имея на это уважительной причины.

Знать, когда закончится срок давности по гражданским делам, связанным с ДТП, полезно, если:

  1. Страховая компания виновника отказала в выплате или выплатила неполную компенсацию;
  2. Виновник не имел полиса ОСАГО или ущерб превысил лимит покрытия;
  3. Страховая компания требует от вас выплаты по регрессу или суброгации.

Срок давности по искам к виновнику

Хорошо, если выплата по ОСАГО способна покрыть ущерб автомобилям и здоровью потерпевших. Машин в городах становится больше, а сами они – дороже. Между тем, ответственность страховой компании виновника ограничена 400 тыс. руб.

на компенсацию вреда имуществу и 500 тыс. руб. – вреда здоровью. Все расходы свыше этих сумм обязан возместить сам виновник.

Еще хуже для виновника ДТП, если он ненамеренно или осознанно не имел в момент аварии действующего полиса ОСАГО – тогда ему придется выплачивать всю сумму ущерба.

Компенсировать ущерб виновник может и добровольно, однако если он этого не делает или делает, но не в полном объеме, потерпевшие должны подать к нему сначала досудебную претензию, а затем гражданский иск. В какой срок можно это сделать, и с какого события начинать отсчет, вы узнаете из следующих частей.

Виновник оставил место ДТП

Если виновник происшествия не остался на месте ДТП, пожелав остаться неизвестным и избежать ответственности, то он только усугубил свою вину. Установить его личность, наличие прав на управление автомобилем и полиса ОСАГО теперь предстоит ГИБДД. Оставление места ДТП без уважительной причины – административное правонарушение, которое наказывается лишением прав на срок до полутора лет.

Административный кодекс определяет для этого нарушения срок привлечения к ответственности – 3 месяца со дня события, если обошлось без пострадавших, в противном случае срок увеличивается до года.

Если в этот срок нарушитель не установлен или дело не передано в суд, то с водителя снимается ответственность по этому нарушению, но он не освобождается от обязанности возместить материальный ущерб, нанесенный потерпевшему.

Пока личность виновника и его страховая компания не установлены, подавать иск на возмещение ущерба становится не к кому. В таком случае отсчет срока давности начнется только с того момента, когда можно будет определить ответчика по иску. При этом суммарная давность со дня ДТП не может быть более 10 лет.

Виновник без полиса ОСАГО

Водители без страховки ОСАГО, к сожалению, не редкость. Иногда это несчастливая случайность: владелец не успел оформить полис или не продлил имеющийся. Кто-то намеренно не приобретает страховку из-за высокой стоимости и ездит, надеясь на везение и собственное мастерство.

В любом случае, если виновник не имеет страхового полиса на момент аварии, вам придется взыскивать весь ущерб напрямую с него. Есть вероятность, что виновник согласится уладить дело на месте.

Если он откажется платить, то вам следует провести экспертизу повреждений и выставить виновнику досудебную претензию, приложив к ней пакет документов: заключение технического эксперта, квитанции по ремонтным работам и т.д.

Если и эта попытка урегулировать дело добровольно не возымела эффекта, то все, что остается – в течение 3 лет со дня ДТП передать в суд документы, собранные в ходе составления досудебной претензии, сопроводив их исковым заявлением в адрес виновника аварии.

Ущерб превысил предел по ОСАГО

400 тысяч рублей – это, конечно, крупная сумма, но и она не всегда способна покрыть стоимость восстановления автомобиля потерпевшего. А если потерпевших два или больше? Лимита «автогражданки» точно не хватит. Разницу между суммой фактического ущерба и максимальной выплатой по ОСАГО виновник происшествия обязан оплатить из собственных средств.

Потерпевший или его страховая компания имеют право обратиться за возмещением в срок до 3 лет после ДТП. Впрочем, перед подачей заявления в суд стороны обычно пытаются решить вопрос миром.

Если иск предъявлен вам, в первую очередь проверьте, не закончился ли еще срок давности по сути претензии. Для этого внимательно изучите все документы по делу, которые истец обязан предоставить для ознакомления.

Обратите внимание, какое событие истец считает началом периода давности.

В ДТП есть пострадавшие или погибшие

Несмотря на все старания автопроизводителей сделать свои автомобили безопаснее, статистика ГИБДД пугает: каждая десятая из общего числа аварий с пострадавшими оборачивается человеческими жертвами. Водитель, по вине которого в дорожном происшествии пострадал или погиб человек, будет привлечен к нескольким видам ответственности с разными сроками исковой давности:

  • Административная ответственность за нарушения ПДД, повлекшие ДТП с вредом здоровью пострадавших или со смертельным исходом. Срок привлечения к ответственности в этом случае составляет 1 год.
  • Уголовная ответственность за причинение тяжкого вреда или смерти. Срок привлечения к уголовной ответственности не ограничивается.
  • Гражданская ответственность за причиненный виновником материальный ущерб и моральный вред. Выплачивается потерпевшему или его родственникам, если потерпевший погиб. Материальные претензии можно предъявлять в течение 3 лет со дня происшествия, иск на возмещение морального ущерба не имеет ограничений на срок подачи.

Судебные иски на возмещение морального вреда

Под термином «моральный вред» понимают ущерб, который возник вследствие нарушения неимущественных прав или посягательств на нематериальные блага гражданина. Невозможность вести прежний образ жизни, потеря работы, все психологические травмы, связанные с ДТП – все это имеет свою цену. Вам надо лишь убедить суд, что урон действительно был нанесен.

Для обоснования требований вы можете использовать медицинские документы, справку с работы или показания свидетелей. Требовать возмещения можно только с причинителя вреда, то есть с виновника аварии. Давностный срок по требованиям компенсации морального ущерба не ограничен.

Исковая давность по страховому случаю

Допустим, что все участники инцидента установлены, и виновник точно определен. Невиновные в аварии участники теперь могут требовать страховую компенсацию.

Для получения компенсации по страховому случаю нужно правильно оформить документы для СК и предоставить автомобиль для осмотра.

Первая выплата не заставит себя ждать, но только 20% российских автовладельцев были довольны суммой, которую страховая выплатила им в качестве компенсации.

Неприятным сюрпризом окажется то, что дело не заканчивается на выплате компенсации потерпевшим. Получив всю информацию о происшествии, юристы страховой компании решают, вправе ли они выставить кому-то из участников ДТП регрессные или суброгационные требования. Кому грозят эти требования и каким сроком они ограничены – читайте ниже.

Претензии к страховой компании

Несправедливое отношение автостраховщиков к клиентам вынуждает их добиваться через суд полного возмещения затрат на ремонт.

С 1 апреля 2017 года официально начинается «натурализация» компенсации по ОСАГО – страхователь теперь получит не деньги, а направление в рекомендованный страховой компанией автосервис.

По мнению чиновников, это снизит количество имущественных исков от автовладельцев к страховщикам. Однако зная склонность страховых компаний к уменьшению расходов, можно ожидать массовых исков, связанных с некачественным ремонтом.

Для претензий к страховой компании установлен срок в 2 года. Проблемы возникают, когда нужно точно определить начало отсчета срока.

Каждая сторона трактует закон по-своему: страховщики настаивают на том, что двухлетний период начинается со дня ДТП.

Суды, как правило, встают на сторону страхователей, требующих вести отсчет со дня нарушения страховой компанией имущественных прав автовладельца, то есть со дня получения страхователем заниженной выплаты или отказа в выплате.

Регрессные требования

Все сложнее, когда страховая компания, компенсировав ущерб потерпевшим в ДТП, находит основание предъявить виновнику регрессные требования.

СК может требовать возмещение денежных средств в порядке регресса, если страховой случай произошел в результате умышленного ДТП (с целью получения выгоды), либо если виновник совершил грубое нарушение ПДД или правил страхования.

Если виновник был пьян или в наркотическом опьянении, то регрессный иск от страховой компании потерпевшего ему гарантирован.

Иски, связанные с регрессными требованиями, СК может предъявить виновнику в течение 3 лет со дня исполнения своего основного обязательства по отношению к потерпевшей стороне. Если выплаты потерпевшим были разделены на несколько частей, СИД по регрессу считается со дня последней выплаты

Суброгация

В том случае, если по вашей вине произошло ДТП, но пострадавший участник отказался от претензий, потому что у него в наличии полис КАСКО, то не спешите радоваться и отпускать потерпевшего с места аварии.

Тщательно зафиксируйте все детали происшествия, запишите данные второго участника и в дальнейшем поддерживайте с ним связь. А нужно это вот зачем: вместо потерпевшего водителя иск подаст его страховая компания.

Автостраховщик имеет право на взыскание с виновника ДТП средств, выплаченных в виде компенсации по КАСКО. Подобные требования законны и определяются ст. 965 ГК РФ, но часто страховщики идут на хитрость и подают иск года через два, когда повреждения уже отремонтированы, а детали произошедшего начинают забываться.

Между тем, требовать возмещения по ущербу в порядке суброгации, в отличие от регресса, можно только в пределах 3 лет со дня ДТП, при этом передача права востребования от страхователя к страховой компании никак не влияет на отсчет срока. Поэтому получив досудебную претензию от страховой компании, сразу же проверьте, не истек ли еще срок исковой данности по этому событию.

Статья в тему:

Суброгация по осаго с виновника дтп

Что такое суброгация в страховании и чем она опасна, когда машина застрахована по каско

Применение исковой давности к последствиям ДТП

Даже если срок давности закончился, то это не повод для однозначного отказа в рассмотрении иска. Дело в том, что суд не имеет права самостоятельно указывать сторонам дела на превышение срока подачи искового заявления. Согласно ГК РФ, именно ответчик должен объявить о том, что положенный срок закончился и требования истца неправомерны.

Поэтому, если ответчик – вы, ни в коем случае не игнорируйте судебные заседания, ведь в этом случае дело рассмотрят без учета требований к срокам подачи исков.

Кроме того, неявка в суд поспособствует тому, что дело с большей вероятностью рассмотрят не в вашу пользу. Необходимо прийти в суд и обратить внимание судьи на то, что исковое заявление подано с нарушением законных сроков.

Вероятно, этого будет достаточно, чтобы прекратить рассмотрение дела.

Как увеличить срок подачи иска?

Если же вы отстаиваете свои права в роли истца, то знайте – период исковой давности можно продлить или восстановить. Чтобы убедить суд рассматривать такое дело, необходимо подать специальное заявление и представить доказательства, убедительно свидетельствующие о правомерности иска:

  • Свидетельства о невозможности подать иск в установленные сроки, например, ввиду тяжелой болезни или длительной командировки истца. Суд примет во внимание только те обстоятельства, которые препятствовали подаче иска в течение крайних 6 месяцев срока давности. Более ранние события судья не сочтет важной причиной для восстановления срока давности;
  • Подтверждение прерываниясрока давности, например, если ответчик ранее каким-либо действием признавал и частично удовлетворял требования истца. В случае перерыва СИД, его отсчет начинается заново.

Резюме

  • Срок исковой давностиограничивает период подачи искового заявления в суд;
  • Имущественные претензиик виновникуДТП можно предъявлять в течение трех лет со дня установления его личности
  • Претензии к страховым компаниям принимаются только в течение двух лет после ДТП;
  • Не ограничен срок давности для требований: о компенсации вреда здоровью, жизни, а также морального ущерба;
  • Отсчет срока начинается с момента нарушения прав истца, если установлено, кто будет отвечать по иску;
  • Только ответчик имеет право просить прекратить рассмотрение дела, если истец подал иск вне срока давности.

Заключение

Теперь вы точно знаете, как определить срок исковой давности в разных ситуациях, связанных с последствиями дорожной аварии, и как его применять для собственной пользы.

Источник: https://kulikavto.ru/dtp/srok-iskovoj-davnosti-po-dtp-kogda-zakanchivaetsya-i-mozhno-li-prodlit.html

Потерпевшим в ДТП на заметку: новая судебная практика взыскания с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей

Каковы последствия требования возмещения ущерба, если ранее меня признали невиновным?

Многие автомобилисты, которые понесли убытки в результате дорожно-транспортного происшествия, сталкиваются с невозможностью добиться возмещения причиненного ущерба в полном объеме даже в судебном порядке.

Устоявшаяся практика судов

В случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, потерпевший вправе обратиться в суд с требованием к виновнику ДТП о возмещении разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Однако, до недавнего времени такая схема зачастую работала только в теории, когда как на практике возмещение ущерба в полном объеме было практически невозможно. Разница между реальным ущербом и страховым возмещением может составлять десятки тысяч рублей.

Суды при рассмотрении таких споров указывали, что расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства для целей определения размера ущерба, возмещаемого причинителем вреда, осуществляется в соответствии с методикой, которая в свою очередь предусматривает расчет причиненного ущерба с учетом износа деталей и запчастей.

Указанную позицию судов закрепил и Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.

Вместе с тем, указанный подход судов не отвечает требованиям действующего законодательства, вытекающим из деликтных обязательств причинителя вреда.

Так в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исходя из этого, лицо, которое понесло убытки в результате повреждения имущества третьими лицами, может в силу закона рассчитывать на восстановление своих нарушенных прав.

Применительно к случаю причинения вреда транспортному средству это означает, что в результате возмещения убытков в полном размере потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, то есть ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.

Новый взгляд суда на существующую проблему

В марте 2017 года Конституционный суд РФ, решения которого обязательны для всех судов на территории Российской Федерации, выразил позицию, в корне изменившую положение дел в случае взыскания ущерба, причиненного потерпевшему в результате ДТП.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, введенный в действующее законодательство с целью повышения уровня защиты прав потерпевших при причинении им вреда при использовании транспортных средств иными лицами, не может подменять собой институт деликтных обязательств, регламентируемый главой 59 ГК Российской Федерации, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший на основании общих положений гражданского законодательства.

При этом, “Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства” обязательства вследствие причинения вреда не регулирует.

Следовательно, потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования.

Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е.

необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).

Как следует из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения.

Поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, в таких случаях — притом что на потерпевшего не может быть возложено бремя самостоятельного поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, — неосновательного обогащения собственника поврежденного имущества не происходит, даже если в результате замены поврежденных деталей, узлов и агрегатов его стоимость выросла.

Впоследствии из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.), был исключен пункт 22, который закреплял противоречащую принципам действующего законодательства позицию судов.

Новая практика

После изложения Конституционным Судом РФ своей позиции относительно порядка определения размера причиненного в результате ДТП ущерба мы начали активно применять данную позицию на практике.

В нашем архиве уже имеются положительные решения о взыскании с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей.

Если Вы столкнулись с тем, что выплаченного страховой компанией страхового возмещения недостаточно для возмещения реального ущерба, обращайтесь в наше адвокатское бюро «Антонов и партнеры».

Наш адрес: г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф. 619

Телефон для предварительной записи: +7 (846) 212-99-71

Адрес электронной почты: 2717371@gmail.com

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник: https://pravo163.ru/poterpevshim-v-dtp-na-zametku-novaya-sudebnaya-praktika-vzyskaniya-s-vinovnika-dtp-ushherba-sverx-straxovogo-vozmeshheniya-bez-ucheta-iznosa-detalej-i-zapchastej/

Ваши права
Добавить комментарий