Какая сумма задолженности будет в данном случае?

Наказание за неуплату алиментов станет суровым и неотвратимым

Какая сумма задолженности будет в данном случае?

Информационное табло в центре Нижнего Новгорода. Отцынеплательщики алиментов на всеобщем обозрении / Фото КОММЕРСАНТЪ

Законодательные инициативы 2017 года доказывают: противодействовать уклонению от уплаты алиментов государство готово решительными мерами. Терпение лопнуло, поясняют эксперты.

По данным Федеральной службы судебных приставов, в 2016 году на исполнении находилось 1,6 миллиона исполнительных листов о взыскании алиментов. В общей сложности в неполных семьях живет около десяти миллионов детей.

В начале 2018 года парламентарии готовы принять закон, облегчающий процедуру признания нерадивых отцов «безвестно отсутствующими»

ЗА НЕУПЛАТУ АЛИМЕНТОВ МОЖНО БУДЕТ СТАТЬ «БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ»

Одна из самых резонансных инициатив предполагает, что неплательщики алиментов, которых судебным приставам не удалось разыскать в течение года, могут быть признаны судом «безвестно отсутствующими». Соответствующий законопроект, разработанный Правительством, Госдума планирует рассмотреть в первом чтении в начале 2018 года.

Детям после этого предлагается назначать пенсии по потере кормильца. Сейчас в подобных случаях суды обычно отказывают заявителям: согласно Гражданскому процессуальному кодексу, судья обязан запрашивать информацию лишь у органов внутренних дел, а там данных о розыске неплательщика нет. «Мера, конечно, очень жесткая.

Но с точки зрения давления на безответственных отцов вполне оправданная, — считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов. — Ситуация с выплатой алиментов в нашей стране тяжелая.

По сути, мы столкнулись с массовым уклонением от содержания своих детей».

Более 100 миллиардов рублей — такова сумма долгов россиян по алиментам на содержание несовершеннолетних детей и неотвратимым..

По словам члена Комитета Совета Федерации по социальной политике Елены Поповой, за последнее время был принят целый ряд законодательных инициатив, направленных на борьбу с неуплатой алиментов.

«И все же задолженность по алиментам растет. Так что приходится констатировать: сами по себе ограничительные меры не принесли тех результатов, которых мы от них ожидали, — признала сенатор.

— Соответственно, внесение в Госдуму указанного законопроекта оправданно».

В то же время, по мнению парламентария, после принятия этого законопроекта будет необходимо вести мониторинг правоприменительной практики. «Очень важно посмотреть, как он будет работать», — сказала Елена Попова.

Кроме того, в ближайшем будущем сенатор призвала вернуться к совершенствованию механизма начисления самой алиментной задолженности. «Десять лет назад мы пересмотрели размер неустойки по неуплаченным вовремя алиментам, — напомнила Елена Попова.

— Раньше она была привязана к ставке рефинансирования и составляла 0,01 процента от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Мы ее увеличили до 0,5 процента за каждый день просрочки и в результате получили не очень хорошую статистику: сейчас по всем субъектам РФ сумма задолженности по неустойке в разы превышает сумму основной задолженности по алиментам.

То есть алиментщики, которые должны были добровольно погашать задолженность, вообще перестали ее платить».

Судебные приставы проводят рейд по взысканию алиментов с неплательщиков / Фото КОММЕРСАНТЪ

ЗАКОНОДАТЕЛИ ЖДУТ СОЗДАНИЯ АЛИМЕНТНОГО ФОНДА

СПРАВКА Неплательщиков алиментов может постигнуть наказание разной степени тяжести. Так, гражданская ответственность предусматривает за каждый день просрочки по оплате алиментов неустойку — 0,5 процента от суммы просроченного платежа.

Плюс к этому нерадивым папам и мамам придется заплатить исполнительный сбор. Еще семь процентов необходимо выплатить судебным приставам — это исполнительный сбор.

Административная ответственность за неуплату алиментов предполагает наложение штрафа, арест банковских счетов, имущества, ограничение на перемещение по территории страны или выезд за границу, временное лишение права управления автотранспортом. Крайний вариант в данном случае — лишение родительских прав.

Для злостных неплательщиков алиментов предусмотрена уголовная ответственность: их наказывают исправительными или принудительными работами на срок до одного года, арестом до трех месяцев или лишением свободы сроком до одного года.

Действенным механизмом поддержки женщин и детей могло быть и создание федерального алиментного фонда, уверены законодатели.

С такой инициативой председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко выступила еще в 2012 году. После создания подобного фонда дети, не получающие алименты от родителей, могли бы претендовать на соответствующие выплаты из бюджета.

«А потом государственная машина, судебные приставы будут разыскивать этого недобросовестного папу и получать с него деньги, возмещая затраты государства», — пояснила Валентина Матвиенко. В 2013 году Президент России Владимир Путин поручил Правительству подготовить предложения по созданию алиментного фонда в стране.

Положение о фонде было включено в Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017 годы, однако до сих пор воплотить в жизнь эту инициативу так и не удалось. «При этом механизмы создания федерального алиментного фонда в нашей стране уже есть, — уверена Елена Попова.

— К примеру, при банкротстве предприятий беременные женщины и мамы, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, получают причитающиеся им выплаты из фонда социального страхования. После того как процедура банкротства завершена, указанные затраты взыскиваются уже с этого юрлица. Аналогичный механизм подойдет и для работы алиментного фонда».

Сенатор уверена: отцы нередко не выплачивают алименты, потому что знают — бывшие супруги не решатся потребовать с них деньги через суд.

«Для этого у женщины должно быть свободное время, ей нужно как минимум найти юриста для консультации, — пояснила Елена Попова.

— Если же неплательщик алиментов будет понимать, что судиться с ним станет государство, у него будет другое отношение к собственным обязательствам».

Заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Вторыгина подчеркнула: алиментный фонд — это далеко не российское изобретение.

«Такая практика успешно действует во многих европейских государствах, например скандинавских, — констатировала она. — Мама не должна искать нерадивого отца самостоятельно, от этой головной боли наших женщин надо избавить.

Намного легче с этой задачей будет справиться государству».

ЗАЩИТИТЬ СО ВСЕХ СТОРОН

В то же время утверждать, что для защиты прав претендентов на алименты в нашей стране не делается ничего, будет большим преувеличением. Только за последнее время в парламент было внесено сразу несколько инициатив, существенно облегчающих жизнь получателей подобных выплат.

Часть из них депутаты и сенаторы уже поддержали. Так, один из принятых законов обязал работодателей должника проводить индексацию выплат вне зависимости от того, кто направил им исполнительный документ — непосредственно взыскатель или судебный пристав-исполнитель.

«Прежде работодатели проводили индексацию алиментов, выплачиваемых в твердой денежной сумме, только в том случае, если исполнительный документ пришел к ним непосредственно от взыскателя», — пояснила первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Кононова.

до 182,5 процента в год может составить установленный размер неустойки и штрафов за просрочку выплаты алиментов

В эту же осеннюю сессию судебные приставы получили полномочия задерживать граждан, имеющих долги по выплате алиментов. В июле 2016 года КоАП дополнили статьей, предусматривающей административную ответственность за неуплату алиментов детям или нетрудоспособным родителям без уважительных причин.

При этом должники нередко не являлись по вызову судебного пристава-исполнителя для составления протокола об административном правонарушении. Сами же приставы не имели права их задерживать.

«Отсутствие такой возможности вынуждает приставов обращаться за содействием к сотрудникам полиции, что существенно замедляет процесс производства по делу об административном правонарушении, — пояснил один из авторов соответствующего законопроекта, председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. — Кроме того, это создает дополнительную нагрузку на органы внутренних дел и усложняет процедуру привлечения к административной ответственности по столь значимым исполнительным производствам, как взыскание алиментов».

Председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева внесла в Госдуму законопроект, наделяющий суды правом снижать размер неустойки за просроченную оплату долга по алиментам. Решение в данном случае должно приниматься исходя из семейного или материального положения нерадивого папы, уверена депутат.

По подсчетам парламентария, установленный размер неустойки и штрафов за просрочку выплаты алиментов в год может составить до 182,5 процента, а отсутствие нормы, позволяющей судам понижать размер этих выплат, приводит к формированию миллионных долгов, которые невозможно погасить.

«В результате должник оказывается в затруднительном материальном положении и прекращает платить алименты», — указано в пояснительной записке к законопроекту.

В случае принятия документа, считает Тамара Плетнева, оставивший семью отец получит правовую защиту и возможность выплатить соразмерную неустойку, а его дети смогут рассчитывать на получение содержания.

В Совете Федерации разрабатывают законопроект, предписывающий, что службы занятости должны в приоритетном порядке оказывать помощь в трудоустройстве тем гражданам, кто лишился возможности платить алименты из-за потери работы.

Действующая редакция закона о занятости населения наделяет подобными преференциями уволенных военнослужащих, инвалидов, граждан, освобожденных из мест лишения свободы, одиноких и многодетных родителей.

Специальные программы призваны минимизировать проблемы с поиском работы для людей предпенсионного возраста и молодежи в возрасте от 18 до 20 лет, получившей среднее профобразование.

Однако папы и мамы, вынужденные платить алименты, из этого «льготного» перечня до сих пор выпадают. И это, по мнению члена Комитета Совета Федерации по социальной политике Валентины Петренко, необходимо исправить.

В том случае если эта инициатива заработает, судебный пристав, составив протокол о невыплате алиментов по причине отсутствия работы, будет выписывать направление в центр занятости.

На основании этого документа должника устроят на одну из подходящих вакансий в приоритетном порядке — раньше тех, кто обратился в центр занятости на общих основаниях и не имеет никаких преимуществ, но после людей из тех категорий, которые уже определены законом как приоритетные, пояснила Валентина Петренко. «Если, например, многодетные родители не стоят в очереди, то неплательщик сможет получить направление на работу раньше, чем тот, у кого вообще нет детей, или они выросли и обеспечивают себя сами», — сказала Валентина Петренко.    

Картотека неплательщиков алиментов в Управлении федеральной службы судебных приставов по Мурманской области / Фото Льва Федосеева/ТАСС

СССР — как это было

Принятый в 1917 году Декрет о расторжении брака оговаривал одностороннюю обязанность мужа содержать жену после расставания. Однако уже в 1918 году советское законодательство установило взаимную алиментную обязанность бывших супругов.

При этом в то время действовал своеобразный порядок установления алиментной обязанности отца — закон давал суду право при невозможности определить конкретного отца ребенка возложить расходы по его содержанию на всех фактических сожителей матери ребенка. Несмотря на то, что эта норма подвергалась серьезной критике, она действовала до 1926 года. После суды получили право определять, кто именно из сожителей матери ребенка является его отцом и несет алиментную обязанность.

В 1924 году был впервые закреплен размер выплат, взыскиваемых на содержание иждивенцев. Максимальная сумма взысканий в данном случае составляла 50 процентов от зарплаты должника.

Принятый в 1926 году Кодекс законов о браке, семье и опеке регламентировал особенности судебного решения вопросов предоставления супружеских алиментов. Алименты супругу выплачивались в твердой сумме.

Примечательно, что лишение родительских прав не являлось основанием освобождения от алиментных обязательств. В это же время в законодательстве было закреплено право на алименты незарегистрированному супругу.

Кодекс о браке и семье от 1969 года предписал, что размеры алиментов на несовершеннолетних детей взыскиваются в следующих размерах: на одного ребенка — одна четверть зарплаты, на двух детей — одна треть зарплаты, на трех и более детей — половина заработка родителей в рублях или в иностранной валюте. Указанные размеры алиментов сохранены до сих пор.

Источник: https://www.pnp.ru/social/nakazanie-za-neuplatu-alimentov-stanet-surovym-i-neotvratimym.html

Солидарное взыскание по исполнительному производству в отношении нескольких должников не означает, что взыскание должно производиться со всех должников в равной мере

Какая сумма задолженности будет в данном случае?
03 ноября 2017

18721

В данной статье мы попробуем в соответствии с действующим законодательством РФ развенчать зачастую ошибочное представление должников, ставших по возбужденному исполнительному производству солидарными должниками, обязанными по исполнительному документу солидарно выплатить задолженность одному взыскателю.

В данном случае многие должники ошибочно представляют, как мы и озвучили выше, что солидарное взыскание означает взыскание с каждого должника в равной мере суммы задолженности.

Нередки были случаи в практике работы Федеральной службы судебных приставов РФ (далее по тексту – ФССП РФ), когда при исполнении исполнительных производств о солидарном взыскании с нескольких должников судебные приставы-исполнители взыскивали всю сумму долга только с одного солидарного должника, а в отношении остальных солидарных должников исполнительные действия не проводились (например, арест имущества, выход по месту нахождения должника и т. д.) и исполнительное производство оканчивалось фактическим исполнением.

В этом случае у должника, с которого взыскали всю сумму задолженности по солидарному взысканию, возникает вопрос, почему судебные приставы-исполнители взыскали с него всю сумму по одному возбужденному исполнительному производству и по одному исполнительному документу (где, заметим, указаны несколько солидарных должников), а с остальных солидарных должников не взыскивали, и должник начинает обращаться с жалобами в различные надзорные органы, в том числе в Управление ФССП РФ и органы прокуратуры.

Разъясняем, что по солидарному взысканию в отношении нескольких должников в пользу одного взыскателя, в соответствии с действующим и применяемым законодательством РФ, судебные приставы-исполнители вправе проводить исполнительные действия в отношении одного выбранного ими солидарного должника (например, по имеющейся у судебного пристава информации о наличии ликвидного имущества у данного должника, на которое может быть в первую очередь наложено взыскание).

Если выявленное у одного солидарного должника ликвидное для реализации имущество или денежные средства на расчетном счете в банке или иной кредитной организации будут достаточными для погашения всей суммы долга по возбужденному исполнительному листу, то данное исполнительное производство судебный пристав-исполнитель обязан будет окончить фактическим исполнением, не проводя исполнительные действия по взысканию в отношении остальных солидарных должников.

Но обратим Ваше внимание, что если выявленного имущества данного одного должника или денежных средств на расчетных счетах будет недостаточно для покрытия всей суммы задолженности, то судебный пристав-исполнитель начинает проводить исполнительные действия в отношении других солидарных должников (например: выход по месту нахождения должника и выявление его имущества, при наличии выявленного автотранспортного средства или недвижимого имущества наложение ареста и его принудительная реализация и т. д.).

Согласно части 1 статьи 34 закона «Об исполнительном производстве» возбужденные в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя объединяются в сводное исполнительное производство.

Фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство, является основанием для его окончания судебным приставом-исполнителем (пункт 2 части 1 статьи 47 закона «Об исполнительном производстве»).

Таким образом, можно резюмировать, что если в отношении нескольких солидарных должников возбуждено исполнительное производство, то судебный пристав-исполнитель вправе проводить исполнительные действия по выявлению у всех солидарных должников имущества, на которое можно наложить взыскание.

Как только у судебного пристава появляется информация о наличии у одного из солидарных должников имущества, судебный пристав в полной мере (а не пропорционально, как многие должники подразумевают) накладывает на данное имущество арест до полного погашения солидарной суммы долга.

Если данного имущества недостаточно для погашения суммы долга, то судебный пристав-исполнитель дальше проводит исполнительные действия в отношении остальных солидарных должников.

Источник: https://els24.com/about/blog/2017/11/03/solidarnoe-vzyskanie-po-ispolnitelnomu-proizvodstvu-v-otnoshenii-neskolkih-dolzhnikov-ne-oznachaet-chto-vzyskanie-dolzhno-proizvoditsya-so-vseh-dolzhnikov-v-ravnoy-mere.html

Без приставов с должников можно будет взыскать до 100 тыс. руб

Какая сумма задолженности будет в данном случае?

Новая Адвокатская Газета

Законопроект создает возможность более оперативного взыскания.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 2 октября 2007 г.

№ 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (далее – Закон об исполнительном производстве) исполнительный документ о взыскании периодических платежей, денежных средств, не превышающих в сумме 25 тыс. руб.

, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем. 

Таким образом, на сегодняшний день взыскатель по своему желанию может обратиться напрямую к лицам, перечисленным в ст. 9 Закона об исполнительном производстве, минуя службу судебных приставов, только если размер взыскания по исполнительному документу не превышает обозначенного законом предела. 

Министерством юстиции РФ был разработан проект федерального закона “О внесении изменений в статью 9 Федерального закона “Об исполнительном производстве”” (далее – законопроект), предусматривающий повышение суммы взыскания по исполнительному документу с 25 до 100 тыс. руб.

Основной причиной предложенных изменений в Закон об исполнительном производстве, согласно пояснительной записке к законопроекту, является необходимость снижения нагрузки службы судебных приставов, поскольку по указанной категории исполнительных производств с размером взыскиваемой суммы менее 100 тыс. руб. трудозатраты госслужащих представляются неоправданными.

Таким образом, законопроект призван снизить нагрузку судебных приставов, а также сэкономить бюджетные средства. 

Для взыскателей плюсы направления исполнительного документа напрямую по месту работы должника, в учебное заведение или Пенсионный фонд РФ очевидны – данный способ представляется наиболее оперативным. 

Законопроект Министерства юстиции РФ 27 июля 2018 г. внесен Правительством РФ в Государственную Думу и зарегистрирован под номером 519890-7. 

Представляется, что с повышением взыскиваемой суммы до 100 тыс. руб. круг вопросов, рассматриваемых судами, кардинальным образом не изменится, так как диспозиция правовой нормы не меняется, увеличивается лишь пороговое денежное значение. Суть споров останется прежней, только в решениях судов будут фигурировать совершенно другие числа. 

На сегодняшний день судебные споры, связанные с осуществлением взыскания посредством направления исполнительного документа в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, можно разбить на следующие группы: 

1. Оспаривание должником принятия исполнительного документа организацией, выплачивающей должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи. 

2. Оспаривание должником взыскания посредством удержания денежных средств из заработной платы или иных платежей без обращения взыскателя в службу судебных приставов. 

3. Оспаривание должником взыскания задолженности в размере, превышающем предельно возможные процентные удержания. 

4. Оспаривание должником процента удержания в связи с ухудшением материального положения. 

Анализ имеющейся правоприменительной практики позволяет сформулировать следующие правила. 

Исполнительный документ должен быть принят организацией или иным лицом, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, только в случае, если сумма взыскания не превышает порогового значения. 

Взыскателю было отказано в признании незаконным отказа Пенсионного фонда РФ в принятии исполнительного документа, так как сумма взыскания, указанная в исполнительном документе, превышала 25 тыс. руб.

Самостоятельно определять сумму, подлежащую взысканию посредством ее произвольного уменьшения до 25 тыс. руб., если общая сумма задолженности превышает это значение, запрещается (решение Ленинского районного суда г.

Кирова от 3 августа 2015 г. по делу № 2-4664/2015). 

Отсутствие исполнительного производства при списании кредитной организацией денежных средств с зарплатной карты должника на основании исполнительного документа, поданного в кредитную организацию взыскателем, не нарушает права должника. 

Списание денежных средств банком без распоряжения должника – владельца счета и при отсутствии исполнительного производства, возбужденного в отношении такого должника, не нарушает его права как потребителя и не дает ему право на возмещение убытков вследствие оказания услуг ненадлежащего качества только на том основании, что кредитная организация на основании ч. 1 ст. 9 Закона об исполнительном производстве приняла к исполнению исполнительный документ напрямую от взыскателя. Возбуждение исполнительного производства в отношении должника в данном случае не требуется. Взыскатель не лишается права обратиться в службу судебных приставов при невозможности исполнения требований исполнительного документа должником при содействии кредитной организации (решение Ангарского городского суда Иркутской области от 14 января 2015 г. по делу № 11-1/2015). 

При наличии нескольких исполнительных документов от разных взыскателей на практике возможно взыскание всей заработной платы должника. 

В отношении должника были поданы два исполнительных документа, на основании которых из заработной платы должника, поступающей на его счет в кредитной организации, взыскивалось в пользу каждого из взыскателей по 50%.

Размер удержаний из заработной платы должника превысил установленные законом 50%, однако суд отказал должнику в возврате излишне уплаченных денежных средств в связи с тем, что у кредитной организации отсутствовали законные основания для прекращения исполнения исполнительного документа.

Должник мог обратиться к взыскателям с требованием направить исполнительные листы в службу судебных приставов для ведения сводного исполнительного производства (решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 30 мая 2017 г. по делу № 2-276/2017). 

По заявлению должника суд может снизить размер удержаний из пенсии при наличии задолженности в пользу Пенсионного фонда РФ. 

В соответствии с ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.

№ 400-ФЗ “О страховых пенсиях” удержание на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производится в размере, не превышающем 20% страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии.

В случае ухудшения материального положения должника размер удержаний может быть снижен судом (решение Кировского районного суда г. Астрахани от 7 мая 2014 г. № М-2245/2014). 

Щербакова Иоанна 

Источник: https://minjust.ru/ru/smi-o-nas/bez-pristavov-s-dolzhnikov-mozhno-budet-vzyskat-do-100-tys-rub

Как рассчитать задолженность по алиментам

Какая сумма задолженности будет в данном случае?

Каждый третий получатель алиментов сталкивается с проблемой возникновения задолженности. При этом неважно, были ли назначены алименты через суд или добровольно — должником может стать каждый плательщик.

Расчет долгов по алиментам лежит в обязанности судебного пристава-исполнителя, ведущего конкретное производство, который должен ежеквартально определять сумму задолженности в соответствии с законодательством.

Если должник не работает и не стоит на бирже труда, а алименты взысканы в долях от дохода, то для расчета задолженности берется средняя зарплата по России.

Если алименты не выплачивались по уважительной причине, то размер долга может быть снижен, а в исключительных случаях алиментщика могут освободить от уплаты задолженности.

Причины возникновения алиментного долга

Задолженность может образовываться по разным причинам:

  • в отсутствие вины плательщика:
  • по вине алиментообязанного лица:
    • выплата нерегулярных или заниженных сумм, установленных к отчислению исполнительным листом или соглашением;
    • полное (злостное) уклонение от выплат.

Если задолженность возникла в отсутствие вины должника, ее последующая выплата взыскателю может быть оспорена плательщиком в судебном порядке, а при достаточности оснований суд имеет право полностью или частично освободить должника от ее уплаты (ст. 114 СК РФ).

В любом случае, узнать о сумме накопившейся задолженности и получить копию постановления о ее расчете стороны исполнительного производства могут, обратившись с соответствующим заявлением в территориальный орган Управления Федеральной службы судебных приставов (далее УФССП), или же на официальном сайте судебных приставов.

Правовые документы по расчету задолженности

Основные документы, так называемые «настольные книги» судебного пристава, регламентирующие расчет накопившейся алиментной неуплаты, следующие:

  1. Семейный кодекс РФ — ст. 113, ст. 114.
  2. Федеральный закон №229 «Об исполнительном производстве» — ст. 102.
  3. «Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов» — раздел 5.
  4. Постановление Правительства РФ № 841 от 18.07.1996 «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей».

Если самостоятельно определять и рассчитывать размер накопившегося алиментного долга, необходимо прежде ознакомиться с перечнем указанных статей, содержащих суть и порядок расчета задолженности.

Методики расчета задолженности по алиментам

Каждый из указанных факторов в отдельности рассматриваются ниже.

  • Ответьте на несколько простых вопросов и получите подборку материалов сайта по своему случаю ↙

Когда алиментным соглашением или исполнительным листом установлен долевой способ отчисления алиментов в пользу взыскателя, задолженность исчисляется исходя из заработка (или иного дохода) должника в период невыплаты средств (ч. 3 ст. 102 229-ФЗ, ч. 4 ст. 113 СК РФ).

Пример. Вячеслав, заключив с бывшей супругой нотариальное алиментное соглашение, обязан был ежемесячно уплачивать на содержание сына 1/4 доли от официального заработка. Более двух лет плательщик выполнял заявленное обязательство, самостоятельно и в срок перечисляя на банковскую карту супруги установленную сумму 10 000 руб. исходя из заработной платы в 40 000 руб.

После приобретения в кредит автомобиля Вячеслав перестал выплачивать алименты, погашая кредитные платежи. По истечении трех месяцев возникновения задолженности супруга представила алиментное соглашение по месту работы Вячеслава и написала заявление о невыполнении им алиментных обязательств. Расчет задолженности за 3 месяца бухгалтерией предприятия был следующий:

  • доход сотрудника по месту работы за 3 месяца после налогообложения — 40 000 х 3 = 120 000 руб.;
  • выделение 1/4 доли, установленной в соглашении, от общего дохода — 120 000 : 4 = 30 000 руб. — размер алиментного долга за 3 месяца.

Как рассчитать задолженность по алиментам, если должник не работает

Если в период образования долга алиментообязанное лицо не работало и не указало на иные имеющиеся доходные источники, возможные для удержания средств, задолженность по алиментам исчисляется по показателю средней заработной платы в РФ (ч. 4 ст. 113 СК РФ).

Если плательщики алиментов считают, что выгоднее уволиться с официальной работы и трудоустроиться неофициально, то такое предположение является неверным: задолженность исходя из среднемесячной зарплаты по РФ наверняка будет выше, нежели от реального заработка среднестатистического должника.

Для сравнения, по состоянию на февраль 2019 года по данным Росстата средняя заработная плата по стране составила 43062 рубля, что в буквальном смысле вполовину больше реальной зарплаты региональных трудящихся.

Пример. Алименты с гр. Михеева были взысканы в размере 1/4 доли на содержание дочери с 2017 года. После двух лет исполнения обязательств Михеев в конце декабря 2018 года уволился с места работы, о своем новом трудоустройстве не сообщил, информации об иных доходах для удержания алиментов не представил, на учет в центре занятости населения в качестве безработного не встал.

Расчет задолженности по выплатам за 3 месяца в данном случае будет исчисляться в тех же долях, только уже от показателя среднемесячной заработной платы (СЗП) по РФ на момент взыскания задолженности (март 2019):

  • январь: 46 324 руб. (СЗП) / 4 = 11 581 руб.;
  • февраль: 46 324 руб. (СЗП) / 4 = 11 581 руб.;
  • март: 46 324 руб. (СЗП) / 4 = 11 581 руб.

Итого за 3 месяца: 11 581 руб. × 3 = 34 743 руб.

Если способ взыскания — твердая денежная сумма

Когда плательщику соглашением либо решением суда установлена к выплате ежемесячная фиксированная сумма алиментов, расчет задолженности будет ежемесячно кратен данной сумме, которая, однако, в обязательном порядке подлежит индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в регионе проживания взыскателя (п. 5.2 «Методических рекомендаций…»).

Плательщикам следует учитывать, что при уменьшении величины прожиточного минимума сумма самих выплат и задолженности по алиментам уменьшены быть не могут, так как в интересах взыскателей средств твердая денежная сумма сопряжена только с ростом данной величины.

Порядок расчета задолженности по алиментам судебным приставом

Когда получатель средств столкнулся с неперечислением выплат, не стоит сразу обращаться к судебному приставу, так как средства могут попросту задерживаться, и выплаты придут немного позже.

«Бить тревогу» целесообразно примерно спустя 4 месяца неполучения алиментов, поскольку именно этот период кратен кварталу, в который пристав полноценно произведет расчет накопившегося долга и примет необходимые меры для взыскания задолженности.

Порядок обращения к приставу по вопросу задолженности по алиментам может быть следующий:

  • Составляются 2 вида документов:
    • Заявление-уведомление о прекращении поступления средств (на имя судебного пристава в произвольной форме). К нему прикладывается доказательство отсутствия выплат — например, распечатка с банковской карты за последние месяцы неуплаты.
    • Заявление о расчете задолженности по алиментам с просьбой выдачи копии постановления заявителю.
  • В приемный день оба заявления передаются приставу, далее ожидается срок изготовления постановления о расчете задолженности.
  • На основании полученного постановления на пристава составляется ходатайство о привлечении должника ко всем возможным видам ответственности в связи с образовавшейся задолженностью.

Образцы заявлений о невыплате средств и ходатайства о выдаче постановления о расчете задолженности представлены ниже.

Освобождение от уплаты задолженности по алиментам

Семейным законодательством РФ предусмотрена возможность полного или частичного освобождения должника от уплаты возникшей алиментной задолженности (ст. 114 СК РФ), однако подобное решение может быть принято только судом при наличии самых веских на то оснований, связанных с отсутствием вины плательщика в образовании долга.

Причинами освобождения от задолженности (или уменьшения ее суммы) могут быть:

  • тяжелая болезнь должника или его близких родственников, связанная со значительными материальными тратами;
  • попадание должника в трудную жизненную ситуацию (стихийное бедствие, невозможность выезда из-за границы вследствие техногенной или иной катастрофы и др.);
  • вина третьих лиц при перечислении средств (бухгалтерии по месту работы, работников банка и т.д.);
  • сокращение с работы в отсутствие желания трудоустроенного (при задолженности до 2-х мес.), далее предполагается, что лицо обязано найти иной источник дохода или, как минимум, встать на учет в качестве безработного в центр занятости населения.

Если вина в образовании долга отсутствует, и тому имеются документальные доказательства, должник может обратиться в мировой суд с исковым заявлением «Об освобождении от уплаты задолженности по алиментам», или «Об уменьшении размера задолженности по уплате алиментов».

При этом, чем серьезнее у должника основания, тем больше шансов освободиться от задолженности полностью, а не просто уменьшить ее размер.

Источник: http://alimenty-expert.ru/zadolzhennost/raschet-zadolzhennosti/

Временная администрация банка: как быть клиентам-юрлицам | Бухгалтерский сервис «Интерактивная бухгалтерия»

Какая сумма задолженности будет в данном случае?

Едва ли не ежемесячно в банк, который уверял в своей стабильности, Фонд гарантирования вкладов физических лиц (далее — Фонд) вводит временную администрацию.

И с этого момента вклады, накапливаемые благодаря усердному труду, кажутся уже недостижимыми.

В материале мы рассмотрим юридическую основу деятельности временной администрации, чего ожидать предприятиям, а также какие действия стоит предпринять

Для справки

Информацию о том, какие банки отнесены к категории неплатежеспособных, можно найти на официальном веб-сайте Фонда.

Первый вопрос, который, безусловно, возникнет при появлении информации о временной администрации в банке, обслуживающем текущий счет юрлица, следующий: можно ли каким-то образом забрать свои денежные средства?

Для понимания ситуации в двух словах объясним процедуру введения временной администрации в банке.

В  банк вводится временная администрация после того, как НБУ своим решением признает его неплатежеспособность. Далее, согласно ст. 34 Закона Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» от 23.02.2012 г.

№ 4452-VI (далее — Закон № 4452), исполнительная дирекция Фонда назначает уполномоченное лицо Фонда, которое в дальнейшем и осуществляет управление банком. Временная администрация вводится на срок, не превышающий месяц (ч.

4 ст. 34 Закона № 4452).

Временную администрацию могут продлить на срок до месяца, если проводятся следующие меры (п.п. 3–5 ч. 2 ст. 39 Закона № 4452):

  • отчуждение всех или части активов и обязательств неплатежеспособного банка в пользу принимающего банка с отзывом банковской лицензии неплатежеспособного банка и последующей его ликвидацией;
  • создание и продажа инвестору переходного банка с передачей ему активов и обязательств неплатежеспособного банка и последующей ликвидацией неплатежеспособного банка;
  • продажа неплатежеспособного банка инвестору.

Временная администрация продлевается на 5 дней с прекращением не позднее дня получения решения НБУ об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка при осуществлении следующих мер (п.п. 1–2 ч. 2 ст. 39 Закона № 4452):

  • ликвидация банка с возмещением со стороны Фонда денежных средств по вкладам физических лиц в порядке, установленном данным Законом;
  • ликвидация банка с отчуждением в процессе ликвидации всех или части его активов и обязательств в пользу принимающего банка.

Обратите внимание

На время введения временной администрации в банк на него НЕ распространяется действие Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 14.05.1992 г. № 2343-XII (ч. 7 ст. 36 Закона № 4452).

Стоит сразу обмолвиться — Закон № 4452 распространяется не только на физлиц, но и на клиентов-юрлиц. Правда, в порядке очереди.

В Законе № 4452 предусмотрен также порядок урегулирования отношений между неплатежеспособным банком и его кредиторами — юридические или физические лица, имеющее документально подтвержденные требования к банку относительно его имущественных обязательств (п. 54 ч. 1 ст. 2 Закона № 4452).

При открытии текущего счета в банке всегда подписывается договор, что уже является достаточно весомым документом, который подтвердит требования по возврату надлежащих средств. Но, увы, когда в банк введена временная администрация, требования кредиторов сразу удовлетворены не будут (п. 1 ч. 5 ст. 36 Закона № 4452).

Как в данной ситуации действовать предприятию? Пока подходит лишь один вариант: ожидать инвестиционных вливаний в банк, которые способны будут реанимировать его до стабильного уровня, после чего выполнение обязательств по заключенным договорам станут реальными.

В случае если инвестора не найдут, банк подлежит ликвидации в порядке ст. 45 Закона № 4452. На данном этапе кредиторы получают право заявить уполномоченному лицу Фонда о своих требованиях к банку в течение 30-ти дней со дня опубликования сведений об отзыве банковской лицензии (ч. 5 ст. 45 Закона № 4452).

Требования удовлетворяются в порядке очереди согласно ст.

52 Закона № 4452, но нужно быть готовым к тому, что перед физлицами и ФЛП требования удовлетворяются в 4-ю очередь, в части, которая превышает сумму, выплаченную им Фондом.

Что касается юрлиц и их средств в банке — они возмещаются в 7-ю очередь, после удовлетворения требований перед НБУ. Таким образом, возврат средств предприятию кажется практически сказочным.

Реестр акцептованных требований кредиторов составляется на основании баланса банка, в который включает требования кредиторов в национальной валюте в размерах, существовавших на дату начала процедуры ликвидации банка (п. 4.20 гл. 4 р. V Положения о выводе неплатежеспособного банка из рынка, утвержденного решением Фонда гарантирования вкладов физических лиц от 05.07.2012 г. № 2, далее — Положение).

Кроме того, требования, которые не включены в реестр акцептованных требований кредиторов, удовлетворению в ликвидационной процедуре не подлежат и считаются погашенными (ч. 8 ст. 49 Закона № 4452).

Для справки

Если текущий счет был открыт в инвалюте, требование будет включено в реестр акцептованных требований, но уже в национальной валюте в сумме по официальному курсу НБУ на дату начала процедуры ликвидации банка (п. 4.21 гл. 4 р. V Положения).

Теперь же поговорим о том, как действовать внутри предприятия в свете сложившейся ситуации.

Когда начинается ликвидационная процедура в банке, его вкладчики становятся кредиторами. В свою очередь, вкладчик — юридическое лицо должен признать текущую дебиторскую задолженность — Дт 377 Кт 311, 312.

Напомним

Дебиторская задолженность — сумма задолженности дебиторов предприятию на определенную дату (абз. 4 п. 4 П(С)БУ 10 «Дебиторская задолженность»).

Такую дебиторку можно списать с баланса лишь после ее признания безнадежной, то есть касательно которой существует уверенность в ее невозврате должником или по которой истек срок исковой давности (п. 4 П(С)БУ 10). А до тех пор в бухучете на нее можно лишь начислить резерв сомнительных долгов (Дт 944 Кт 38).

На этом акцентировали внимание и судьи в постановлении Полтавского окружного административного суда от 28.02.2017 г. по делу № 816/2037/16.

Они считают, что на задолженность по средствам, находящимся на счетах ликвидируемого банка, нужно создавать резерв сомнительных долгов.

То есть контролеры и судьи делают вывод, что задолженность ликвидируемого банка необходимо списывать через резерв сомнительных долгов на дату ликвидации банка. Процитируем:

«…задолженность, по которой есть неуверенность относительно ее погашения должником, признается предприятием сомнительным долгом.

Пунктами 7, 10, 11 Положения предусмотрено, что текущая дебиторская задолженность, являющаяся финансовым активом (кроме приобретенной задолженности и задолженности, предназначенной для продажи), включается в итог баланса по чистой реализационной стоимости.

Для определения чистой реализационной стоимости на дату баланса исчисляется величина резерва сомнительных долгов. Начисление суммы резерва сомнительных долгов за отчетный период отражается в отчете о прибыли и убытках в составе прочих операционных расходов.

Исключение безнадежной дебиторской задолженности из активов осуществляется с одновременным уменьшением величины резерва сомнительных долгов. В случае недостаточности суммы начисленного резерва сомнительных долгов безнадежная дебиторская задолженность списывается с активов на прочие операционные расходы.

Сумма возмещения ранее списанной безнадежной дебиторской задолженности включается в состав прочих операционных доходов.

Следовательно, в бухгалтерском учете операции с резервом сомнительных долгов учитываются по счету 38 «Резерв сомнительных долгов», где ведется учет резервов по сомнительной дебиторской задолженности, по которой существует риск невозврата.

По кредиту счета 38 «Резерв сомнительных долгов» отражается создание резерва сомнительных долгов в корреспонденции со счетами учета расходов, по дебету — списание сомнительной задолженности в корреспонденции со счетами учета дебиторской задолженности или уменьшение начисленных резервов в корреспонденции со счетами учета дебиторской задолженности или уменьшение начисленных резервов в корреспонденции со счетом учета доходов. Только за счет созданного резерва подлежит списанию безнадежная дебиторская задолженность».

В налоговом учете

Источник: https://interbuh.com.ua/ru/documents/oneanalytics/29183

Как будут погашать кредиты казахстанцев. Ответы на часто задаваемые вопросы

Какая сумма задолженности будет в данном случае?

В Министерстве труда и социальной защиты населения ответили на часто задаваемые вопросы о погашении кредитов казахстанцев, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. Ответы опубликованы на странице пресс-секретаря ведомства в Каната Кульшманова, передает Tengrinews.kz.

Кто имеет право на снижение долговой нагрузки

Право на снижение долговой нагрузки имеют должники по беззалоговым потребительским займам из следующих категорий граждан: многодетные семьи, семьи, получающие выплаты по случаю потери кормильца, семьи, имеющие детей-инвалидов, инвалидов с детства старше 18 лет, получатели адресной социальной помощи, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие 29 лет, потерявшие родителей до совершеннолетия.

Сумма общей задолженности по договорам потребительского займа не должна превышать 3 миллиона тенге на 1 июня 2019 года.

Как будут погашать потребительские кредиты?

Министерство труда и соцзащиты населения формирует список лиц, соответствующих указанным категориям. Список передается в Государственное кредитное бюро, которое, взаимодействуя с банками второго уровня (БВУ) и микрофинансовыми организациями (МФО), формирует список должников, рассчитывает суммы и передает информацию Фонду проблемных кредитов.

Фонд заключает с каждым БВУ и МФО соглашение о погашении задолженности в срок до 9 августа 2019 года. На основании списка фонд формирует и вносит заявку на финансирование в Министерство труда и социальной защиты населения. В течение трех рабочих дней министерство перечисляет средства в фонд.

До 2 сентября 2019 года фонд перечисляет деньги на счета банков и микрофинансовых организаций, которые в срок до 5 сентября 2019 года погашают задолженности граждан, после чего направляют должникам уведомление о погашении задолженности и размере остатка задолженности.

БВУ и МФО до 9 сентября 2019 года осуществляют пересмотр графика платежей по займу и представляют в Фонд информацию об осуществлении погашения задолженности по каждому должнику и его займу.

Фонд до 13 сентября 2019 года передает списки лиц с информацией об осуществлении погашения задолженности в Национальный банк и Министерство труда и социальной защиты населения.

Как узнать, отношусь ли я к категории лиц, подпадающих под снижение долговой нагрузки?

Формирование списка должников будет осуществляться через информационные системы госорганов без участия заявителя.

С 18 сентября 2019 года после завершения всех процедур информацию по погашению задолженности можно получить, обратившись в государственную корпорацию “Правительство для граждан”, или на веб-портале электронного правительства www.egov.kz.

Проверить свой социальный статус можно, воспользовавшись соответствующей услугой на портале электронного правительства. Услуга будет доступна с 22 июля 2019 года.

Каковы условия погашения потребительского кредита, если один член семьи имеет несколько займов?

Во-первых, сумма общей задолженности по всем договорам потребительских займов не должна превышать 3 миллиона тенге по состоянию на 1 июня 2019 года.

Во-вторых, на одного заемщика может быть погашена задолженность до 300 тысяч тенге от общей суммы займа. Например, семья получателей АСП имеет два потребительских кредита на общую сумму 2,5 миллиона тенге, оформленных на одного из членов семьи. В данном случае будет погашена задолженность по двум кредитам на общую сумму до 300 тысяч тенге.

Как будет погашена задолженность, если потребительские кредиты имеют несколько членов семьи?

Если кредиты имеют несколько членов семьи, то есть договоры займа заключены на разных лиц, то погашение задолженности будет осуществляться по каждому договору займа.

Например, если оформлено два кредита на двух членов семьи, то по каждому договору займа они имеют право на погашение до 300 тысяч тенге. То есть общая сумма погашения задолженности на двух членов семьи составит до 600 тысяч тенге.

Каковы приоритеты погашения задолженности по потребительским займам?

Кредитное бюро определяет должников и их займы и (или) микрокредиты, по которым осуществляется погашение задолженности по основному долгу и вознаграждению, и формирует список на оплату с учетом следующих приоритетов:

– в первую очередь погашается задолженность по займам и (или) микрокредитам с наибольшим размером годовой эффективной ставки вознаграждения;

– во вторую очередь погашается задолженность по займам и (или) микрокредитам с наибольшей задолженностью по основному долгу и вознаграждению по состоянию на 1 июня 2019 года;

– в третью очередь погашается задолженность по займам и (или) микрокредитам с наиболее ранней датой заключения договора займа и (или) микрокредита.

Каковы сроки снижения долговой нагрузки?

Процесс погашения задолженности по потребительским займам планируется завершить в сентябре 2019 года.

Кому и как будут списываться штрафы и пени?

Согласно указу Президента, списание штрафов и пени будет производиться всем гражданам Республики Казахстан, имеющим беззалоговые потребительские займы. Согласно постановлению правления Национального банка РК, БВУ и МФО осуществляют прощение задолженности по начисленной неустойке (пени и штрафы) в срок до 30 июля 2019 года.

Президент Касым-Жомарт Токаев поручил списать долги по кредитам семьям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Кроме того, для всех граждан, имеющих беззалоговые потребительские займы в банках и микрофинансовых организациях, спишут штрафы и пени по состоянию на 1 июля 2019 года.

Скольким казахстанцам погасят долги по кредитам

Источник: https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/budut-pogashat-kredityi-kazahstantsev-otvetyi-chasto-374232/

Ваши права
Добавить комментарий