Как выполнить надстройку здания и нужно ли получить разрешение на строительство?

Обследование здания (строительная экспертиза) перед надстройкой этажей

Как выполнить надстройку здания и нужно ли получить разрешение на строительство?

пример надстройки здания в Обнинске после обследования.

Если вы владелец здания в торговой или деловой части города, возможно, вы задумывались над расширением торговых, офисных или производственных площадей за счет надстройки этажей.

Проезжая по улицам многих городов, мы видим, что надстройка этажей здания – распространенное современное решение, особенно в исторических и густо застроенных районах.

Надстройка этажей здания – популярная мера, которая позволяет получить дополнительную площадь в готовом жилом здании или на коммерческом объекте. При грамотном подходе надстройка этажей абсолютно безопасна и удобна в эксплуатации. При этом она быстро возводится, так как используется уже готовое основание.

Капитальное строение на небольшом земельном участке не всегда можно расширить, надстройка второго этажа в частном доме решает проблемы с полезной площадью для растущей семьи. В любом случае, перед принятием решения потребуется экспертиза, способная оценить технические возможности надстройки здания.

Что нужно сделать, чтобы надстройка была легальной и безопасной? Каков порядок надстройки этажей на существующем здании?

Законодательное регулирование реконструкции здания – надстройки этажей

Согласно действующему законодательству РФ надстройка этажей – это разновидность реконструкции здания. Реконструкция нормируется Градостроительным кодексом РФ.

Согласно статьи 1 Градостроительного Кодекса:
«реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.»

Порядок проведения надстройки здания:

Чтобы надстроенные этажи были своевременно легализованы и правильно документально оформлены, необходимо получить «Разрешение на строительство», и при строительстве соблюдать все требования проектной документации и соответствующих СНиП.

Для этого, в свою очередь, нужно заказать обследование несущих конструкций здания (часто называемое «строительной экспертизой»). В результате обследования выяснится возможна ли безопасная надстройка здания или его конструкции не выдержат дополнительной нагрузки.

Если заключение обследования покажет, что надстройку этажей производить можно, то результаты обследования будут служить исходными данными для проектирования.

Вторым важным документом, который нужно заказать после получения положительных результатов обследования вашего здания, является проект.

При необходимости проходить экспертизу проектной документации в состав проектной документации включается и Заключение по обследованию строительных конструкций (Технический отчет).

Положительное заключение экспертизы проектной документации является основанием для получения «Разрешения на строительство».

Если ваше здание будет надстроено на основании грамотного проекта и «Разрешения на строительство», вы можете быть уверены, что вы без проблем оформите все необходимые документы на дополнительные площади.

Какие документы нужно оформить после приемки-сдачи строительства?

После сдачи-приемки строительства оформляется Постановление о вводе в эксплуатацию. На основании Постановления о вводе в эксплуатацию оформляется новый Технический паспорт БТИ.

Надстройка мансардных этажей в коммерческих зданиях и частных домах

Последние годы очень актуальна надстройка мансардных этажей в частных домах, где нужно увеличить жилплощадь, а земельный участок ограничивает возможности для расширения. В этом случае мансардный этаж становится относительно быстрым решением, существенно снижающим строительные затраты.

Начинается надстройка мансарды с технической экспертизы, оценивающей прочность фундамента и несущих конструкций. Кирпичные и бетонные здания обычно имеют запас прочности и, в большинстве случаев, надстройка мансардного этажа здания не взывает особых затруднений.

Рассматривая надстройку мансардного этажа в частном доме, важно сохранить целостность архитектурного стиля и внутренней планировки. Как альтернативный вариант, используется общая реконструкция с надстройкой мансардного этажа, позволяющая одновременно укрепить конструкцию и добиться стилистического единства.

Отзыв нашего клиента: Отзыв: обследование несущих и ограждающих конструкций перед надстройкой мансарды, 18.10.2012

Заказать обследование здания перед надстройкой этажей

Обследование конструкций здания могут проводить специализированные организации, имеющие соответствующие разрешения и опыт. В частности, ИТЦ Квалитет имеет многолетний опыт и разрешение, с которым можно познакомиться ссылке >>>

Хотите выполнить надстройку этажа? Закажите комплексное обследование, чтобы выяснить возможность надстройки и избежать последствий!
Расчитать стоимость обследования и оформить заявку можно на сайте или по номеру 8 (903) 635-93-90.

Рассчитать стоимость обследования          Заказать обследование

Источник: http://kvalitet-exp.ru/news/obsledovanie-zdanija-stroitelnaja-yekspertiza-pered-nadstroikoi-yetazhei.html

Как выполнить надстройку здания и нужно ли получить разрешение на строительство?

Уважаемый читатель, в настоящей статье мы рассмотрим вопрос реконструкции зданий сооружений   с точки зрения необходимости получения разрешительной документации, также рассмотрим возможность узаконивания реконструированного объекта недвижимости, последствия неполучения разрешения на реконструкцию здания.

Реконструкция в строительстве это

Итак по общему правилу любое изменение характеристик объекта недвижимости, связанное с  изменением его площади застройки (внешней конфигурации), этажности или с изменением его несущих конструкций будет являться реконструкцией.  Точное определение понятия реконструкции объекта недвижимости содержится в ст.1 Гр.к РФ.

Как правило, реконструкция объектов обусловлена получением специального документа, именуемого разрешением на строительство.

В ходе реконструкции меняются качественные характеристики объекта недвижимости, в то время как его назначение остается прежним.

Существует мнение, подтвержденное в том числе позицией Минэконоразвития и Росреестра, что в результате реконструкции может образовываться два объекта недвижимости из одного.

Следует знать! Понятие реконструкция предполагает, что реконструируемый  объект недвижимости уже существует и это точно должен быть не недострой.  Строительство же напротив начинается с проведения изысканий, подготовки нулевого цикла, фундамента. Вот  чем отличается реконструкция от строительства.

Разрешение на реконструкцию здания кто выдает

Полномочия по выдаче документации напрямую зависят от местоположения объекта. Так, например, в г. Санкт-Петербурге реконструкцию должна согласовать Служба государственного строительного надзора.

В других регионах это , как правило, районные администрации,  в которых имеются отделы архитектуры, которые и  занимаются данными вопросами. Нельзя забывать также и про такой важный документ, как акт ввода в эксплуатацию, который выдается тем же органом, который согласовывал первоначальное разрешение.

По завершению реконструкции необходимо подготовить технический план объекта с новыми характеристиками и подать эти данные на государственный кадастровой учет.

Реконструкция здания без разрешения на строительство

В то же время Градостроительный кодекс РФ в ст.51  предусматривает ряд оснований, когда разрешение на строительство получать не нужно – то есть разрешение на реконструкцию не требуется, такими случаями является:

-Реконструкция объектов вспомогательного назначения физическими лицами, например гаражи или хозпостройки в садоводстве или на землях с разрешенным использованием ИЖС

-Реконструкция объектов,   имеющих временное назначение,  правовой статус которых  может быть определен  как движимое имущество.

-Реконструкция, которая не затрагивает несущие конструкции.

-Реконструкция  физическими лицами в своих личных целях объектов жилого назначения, этот пункт относится только к индивидуальным  жилым домам, а также к садовым или в просторечии дачным домам  . Стоит отметить, что данный пункт  действует с определенным оговорками, о которых мы поговорим ниже.

— иные случаи, связанные с реконструкцией объектов для транспортировки газа и добычи полезных ископаемых.

Просим обратить внимание, что даже при отсутствии  необходимости получать разрешение рекомендуется  запрашивать  градостроительный план земельного участка. Это необходимо для того, чтобы  при  реконструкции объектов строительства не выйти за площадь застройки земельного участка.

Особенности получения разрешения на реконструкцию в Субъектах

Особенно следует выделить, что ГР.К РФ  устанавливает возможность расширить указанный перечень, когда разрешение на реконструкцию производственного здания  на уровне субъектов Российской Федерации не требуется.

Как правило, в каждом субъекте принят свой региональный закон или подзаконный нормативный акт в котором содержится дополнительный перечень видов строительных работ при которых разрешение на реконструкцию здания не требуется

Так  в частности на территории Ленинградской области Крестьянско – Фермерским хозяйствам не требуется получать разрешение на реконструкцию объектов, расположенных на землях с/х назначения, при определении определенных условий:

-земли должны входить в состав КФХ;

-количество этажей должно быть не более 2;

-цель использования возводимых объектов должна быть неразрывна связана с деятельностью КФХ.

Указанные правила установлены региональным законом Ленинградской области.

Реконструкция объектов ИЖС, садовых домов

Реконструкция  жилых объектов индивидуального а также садового дачного  назначения  теперь находится в особом правовом статусе. Хотя формально для реконструкции таких объектов теперь не требуется разрешение на строительство, но исходя из условий закона   разрешение на реконструкцию частного дома все равно должно  согласовываться в органах местного самоуправления.

В соответствии с новыми требованиями градостроительного законодательства от августа 2018 года, перед проведением реконструкции садово-дачным объектов и жилых объектов индивидуального назначения требуется направлять уведомление о начале строительства.  К уведомлению  прилагается пакет  документов определяющий характеристики строительства.

Если отказа в обратный адрес не поступает и проходит установленный Гр.К.  РФ для направления такого отказа срок, то можно делать реконструкцию в соответствии с намеченными в ранее поданном уведомлении целями.

Незаконная реконструкция что делать

Очень часто возникают ситуации, когда  в установленном порядке документация на реконструкцию не получалось, в этом случае реконструированный объект будет иметь статус самовольной постройки .

С учетом таких обстоятельств  органы власти или местного самоуправления  предъявляют требование о  приведении самовольной постройки в первоначальное состояние.

Такое требование может быть заявлено, как в суде , так и во внесудебном порядке, в случае если объект расположен на государственной или муниципальной земле.

Что же в таком случае делать, для этого давайте рассмотрим несколько вводным данных которые имеются в случае самовольного строительства.

Реконструированный объект расположен на муниципальной или государственной земле

В этом случае  помимо того, что придется доказывать законность проведенной реконструкции объекта, нужно будет также обосновать  , что объект недвижимости первоначально  возведен законным образом на земельном участке на котором он расположен с получением всех необходимых документов ( если они требовались на этот период).

Кроме того в этом случае необходимо будет оспаривать решение органа местного самоуправления о сносе или приведении в первоначальное состояние объекта, так как снос объекта происходит во внесудебном порядке.

Приведем пример ситуации по данной проблеме. В 60-х годах под строительство лодочных гаражей был осуществлен землеоотвод. На данном участке земли были возведены лодочные гаражи , которые используются по настоящий момент, при этом земля под гаражами никогда не межевалась, разрешения на строительство гаражей не имеется.

В 2010 году производится реконструкция данных гаражей. Районная администрация выносит постановление о сносе указанных объектов, мотивируя тем, что он возведены незаконно и после этого проведена их незаконная реконструкция. Однако пользователи гаражей успешно обжалуют в суде данное постановление о сносе и признают его незаконным.

  Правомерность возведения указанных объектов была подтверждена документами на землеотвод, а также законодательством 60-х годов прошлого столетия, в соответствии с которым разрешение на строительство гаража не требовалось.  Возможность реконструкции  указанных объектов без разрешения на строительство предусмотрена ст.51 Гр.

К РФ, а именно не требуется разрешение для реконструкции гаражей.

Реконструированный объект расположен на частной земле

В этом случае требование о приведении реконструированного объекта в первоначальное состояние может быть заявлено государственным или муниципальном органом власти только в судебном порядке.

Доказыванию будет подлежать факт реконструкции объекта без полученного разрешения.  Линией защиты в данном случае может быть то, что за разрешением на строительство обращались, но властные органы незаконно отказали в реконструкции. Или же реконструкция проводилась в отношении объекта, для строительства которого не требуется такого  разрешения.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда организация провела строительные работы на объекте «жилой дом», однако  согласование реконструкции дома не получала. Потом для внесения в Единый государственный реестр недвижимости был подготовлен технический план на изменение площади  и контура здания.

К техническому плану было приложено заключение экспертной строительной организации, в котором было указано, что несущие конструкции здания  в ходе  реконструкции не затронуты.

Однако Росреестр отказал в учете изменений, отказ был успешно  обжалован в суде  с проведением судебной экспертизы, которой было также установлено, что конструктивные характеристики и надежность объекта не затронута.

Как мы видим в целях узаконивания реконструкции можно использовать специальные строительные заключения, однако данный способ работает только в том случае, когда реконструкция здания действительно не затрагивает какие-то  несущие конструкции

Разрешение на реконструкцию для надстройки здания

Указанные в настоящей статье положения в полной мере действуют и при  реконструкции помещения , находящегося в  здании.

Если при  проведении работ в здании затрагиваются общие проемы лестницы, иные объекты находящиеся в общедолевой собственности собственников помещений, то в этом случае перед реконструкцией нужно получить согласие всех собственников помещений в здании.

Следует отметить, что  даже в случае получения  собственником помещения разрешения на реконструкцию властно-распорядительных органов, отсутствие согласия остальных собственников  общего имущества  в здании может привести к негативным последствиям.

Так по иску остальных собственником общего имущества в здании ( собственников иных помещений) выданное разрешение на строительство для реконструкции может быть признано недействительным.

Поэтому при выяснении вопроса  нужно ли разрешение на реконструкцию нежилого здания необходимо также установить  отношение других собственников нежилых помещений к проведению строительных работ.

Источник: https://jurist-dolina.ru/razresheniye-na-rekonstruktsiyu-zdaniya-nezhilogo-pomeshcheniya/

Информационное сообщение

Как выполнить надстройку здания и нужно ли получить разрешение на строительство?

  1. Реконструкция многоквартирного дома, предусматривающая надстройку здания мансардным этажом, переоборудование чердачного пространства в эксплуатируемые помещения, углубление подвалов

1.1.

Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

1.2.В результате надстройки здания мансардным этажом, переоборудования чердачного пространства в эксплуатируемые помещения изменяются параметры всего здания – этажность, общая площадь, в случае углубления подвала – объем здания.

1.3.Возможность проведения реконструкции здания без вывода из эксплуатации предусматривается проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы.

2. Основание для проведения работ по реконструкции многоквартирного дома, предусматривающей надстройку здания мансардным этажом, переоборудование чердачного пространства в эксплуатируемые помещения, углубление подвалов

2.1. Работы по реконструкции многоквартирного дома проводятся с соблюдением требований законодательства на основании разрешения на строительство (реконструкцию) всего здания в установленном порядке.

2.2. Органами, осуществляющими выдачу разрешений на строительство (реконструкцию) в Санкт-Петербурге, являются:

– Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга;

– Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (в случае, если многоквартирный дом, в котором предусматривается реконструкция, относится к объектам культурного наследия).

2.3. Порядок выдачи разрешений на строительство (реконструкцию) установлен статьёй 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

2.4. В целях реконструкции многоквартирного дома застройщик или уполномоченное им лицо (далее – Заявитель) направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти Санкт-Петербурга непосредственно либо через многофункциональный центр.

К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

2.4.1. Заявление на выдачу разрешения на строительство (реконструкцию);

2.4.2. Правоустанавливающие документы на земельный участок;

2.4.3. Градостроительный план земельного участка;

2.4.4. Материалы, содержащиеся в проектной документации:

2.4.4.1. Пояснительная записка;

2.4.4.2. Схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

2.4.4.3. Схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

2.4.4.4. Схемы, отображающие архитектурные решения;

2.4.4.5. Сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического-обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого  объекта реконструкции к сетям инженерно-технического обеспечения;

2.4.4.6. Проект организации строительства объекта реконструкции;

2.4.4.7. Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (в случае, если предусматривается снос или демонтаж);

2.4.5. Положительное заключение государственной экспертизы проектной документации;

2.4.6. Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение);

2.4.7.

Разрешение на работы по сохранению объектов культурного наследия, в случае, если многоквартирный дом относится к объектам культурного наследия, в соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 25.06.

2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», а также согласованную проектную документацию в соответствии с пунктом 2 указанной статьи.

2.4.8. Положительное заключение экспертной организации, проводившей обследование основания и фундаментов многоквартирного дома, в случае углубления подвала при планируемом приспособлении подвала многоквартирного дома для эксплуатации в качестве помещений;

2.4.9. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

2.5. Орган, осуществляющий выдачу разрешений на строительство (реконструкцию), не вправе требовать от Заявителя представление других документов кроме документов, указанных в п.2.4.

2.6. По результатам проверки представленных документов уполномоченный на выдачу разрешений на строительство (реконструкцию) орган исполнительной власти в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) выдает разрешение на строительство (реконструкцию) или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

3. Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию)

3.1. Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) является:

3.1.1. Отсутствие указанных в п.2.4 документов;

3.1.2. Представление документов в ненадлежащий орган;

3.1.3. Несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка;

3.1.4. Несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

3.2. Решение об отказе в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные п.3.1.

3.3. Решение об отказе в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) выдается или направляется Заявителю в течение 10 дней с момента поступления в орган, осуществляющий выдачу разрешений, заявления на выдачу разрешения на строительство (реконструкцию) и может быть обжаловано Заявителем в судебном порядке.

4. Завершение работ по реконструкции многоквартирного дома, предусматривающей надстройку здания мансардным этажом, переоборудование чердачного пространства в эксплуатируемые помещения, углубление подвалов

4.1.

 Документом, удостоверяющим выполнение реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство (реконструкцию), соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

4.2. Для ввода объекта в эксплуатацию Заявитель обращается в орган исполнительной власти, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию с приложением следующих документов:

4.2.1. Правоустанавливающие документы на земельный участок;

4.2.2. Градостроительный план земельного участка;

4.2.3. Разрешение на строительство (реконструкцию);

4.2.4. Акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);

4.2.5. Документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

4.2.6.

 Документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);

4.2.7. Документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения;

4.2.8.

 Схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);

4.2.9.

 Заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.

4.2.10. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

5. Последствия самовольного проведения работ по реконструкции многоквартирного дома, предусматривающей надстройку здания мансардным этажом, переоборудование чердачного пространства в эксплуатируемые помещения, углубление подвалов

5.1. Строение, сооружение, иное недвижимое имущество, созданное без получения разрешения на строительство (реконструкцию), является самовольной постройкой.

5.2. Лицо, самовольно выполнившее работы по реконструкции, несет предусмотренную законодательством ответственность. Согласно статьям 7.14 и 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проведение реконструкции объекта без разрешения на строительство (реконструкцию) влечет наложение административного штрафа в размере до одного миллиона рублей.

5.3. Согласно части 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Источник: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/slujba/informacionnoe-soobshenie-o-poryadke-polucheniya-razreshenij-na-rekons/

Советы юристов

Как выполнить надстройку здания и нужно ли получить разрешение на строительство?

Столичные власти возобновили борьбу со строительством незаконных мансард. Юристы рассказали “РБК-Недвижимости”, какие документы необходимо подготовить и согласовать с госорганами для возведения надстроек, а также как легализовать уже существующую мансарду.

globallookpress/CHROMORANGE/Bilderbox

Строительство мансарды может улучшить жилищные условия собственников жилых домов или принести доход коммерческим организациям.

Однако для этого необходимо четко понимать юридические процедуры, которые позволяют это сделать либо до начала строительства, либо после того, как произведено самовольное увеличение площадей.

Кроме того, законодательство имеет ряд ограничений, которые не позволяют признать законность надстройки. Юристы проконсультировали проект “РБК-Недвижимость”, как нужно вести себя во всех перечисленных случаях.

Как подготовить документы для строительства мансарды

По словам партнера компании CMS Ивана Гриценко, строительство мансарды – по сути, реконструкция здания, поскольку увеличивается количество этажей и меняется его высота.

Градостроительный кодекс однозначно говорит, что надстройка здания – это реконструкция. Чтобы ее осуществить, необходимо разработать проектную документацию и согласовать ее в установленном законом порядке.

С юридической точки зрения процедура получения разрешения на реконструкцию сравнима с получением разрешения на строительство.  

depositphotos.com/davincidig

“Чтобы узаконить мансарду, необходимо составить план-проект надстраиваемого этажа.

После того как он будет утвержден заказчиком, его необходимо передать для согласования и утверждения  в органы префектуры – административно-техническую инспекцию, комитет по градостроительству и архитектуре, если здание находится в охранной зоне или относится к памятникам архитектуры, – в органы охраны культурного наследия, где необходимо получить разрешение на производство реконструкции. Для этого нужно собрать все возможные документы, которые вас попросят предъявить. Посетите ЖЭК, БТИ, санэпидемстанцию и расскажите там о ваших намерениях”, – советует адвокат Андрей Комиссаров из коллегия адвокатов “Комиссаров и партнеры”.

Легализация построенной мансарды

Прямого запрета в законодательстве на возведение мансард в жилых домах и коммерческих объектах в Москве нет. Также нет запрета и на то, чтобы узаконить уже возведенную мансарду. Это касается как обычных зданий, так и памятников архитектуры. Хотя с памятниками архитектуры все намного сложнее.

 Все изменения, связанные с памятниками, регулируются охранными обязательствами. Собственник здания (или арендатор) имеет возможность присоединить мансарду только в том случае, если историческое здание когда-то имело такую надстройку.

При этом вариант с новой мансардой должен полностью соответствовать историческому виду, рассказывает руководитель отдела согласования перепланировок консалтинговой компании Анна Мишечкина.

Однако, как замечает Анна Мишечкина, сейчас органы (Москомархитектура и Мосжилинспекция), уполномоченные согласовывать уже возведенные надстройки либо те, которые могут быть возведены даже на обычных зданиях, отказываются это делать. “Возможно, это связано с тем, что часть москвичей против надстроек, и представители власти не хотят вступать в конфликтные отношения сразу после выборов”, – комментирует она.

Чем может помочь суд

По словам адвоката Андрея Комиссарова, для процедуры “легализации” самовольной постройки необходимо обратиться в суд с исковым заявлением о признании права собственности  (мировой, районный) по адресу земельного участка.

К иску необходимо приложить целый ряд документов, в числе которых: подтверждающие право собственности или другое право на земельный участок; подтверждающие наличие на участке самовольной постройки (акт обследования, документы из БТИ).

Также нужно приложить документы, подтверждающие, что при возведении постройки не допущены существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, что постройка не представляет угрозы жизни и здоровью граждан, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

Запрет на оформление мансард в собственность

depositphotos.com/ pingvin121674

Если физическое или юридическое лицо не владеет участком, то узаконить надстройку невозможно. Об этом говорит ст. 222 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, признание права собственности на самовольную постройку невозможно, если ее сохранение нарушает права  или создает угрозу жизни или здоровью третьих лиц, например соседям, рассказывает Иван Гриценко.

Напомним, что власти Москвы возобновили борьбу с незаконно построенными зданиями, в том числе через судебные инстанции. Так, в отношении трех адресов районные суды вынесли решения о сносе. Это два дома на Новослободской улице, д. 62 и д. 4/19, стр. 1 и д. 3а, стр.

2 по Большому Златоустинскому переулку. Также департамент градостроительной политики Москвы сообщает, что дела еще по двум адресам в настоящее время находятся на рассмотрении в судах.

Кроме того, столичные власти подготовили комплект документов для обращения в суд еще по 20 адресам незаконно возведенных мансард на крышах жилых домов в Центральном округе.

Мансарды-объекты самостроя были выявлены на Сретенском бульваре, Мясницкой улице, Большой Ордынке, в Большом Трехгорном и Колокольниковом переулках, на Фрунзенской набережной.

Борьба Мосгорнаследия с незаконными пристройками

В течение 2014г. демонтирована незаконная мансарда на доме Пастернака в Оружейном переулке, д. 3, стр. 1., площадь которой составляла 385 кв. м. Там расположились японское кафе и французская блинная, а сама постройка появилась еще в 2002г. За демонтаж и восстановление кровли собственники надстройки должны будут заплатить городу 5 млн руб.

Объект культурного наследия регионального значения “Ансамбль доходной застройки, XVIII-XIX вв. – Жилой дом с лавками, 1821 г., 1836 г.” по адресу: улица Покровка, д. 6, был надстроен мансардой, разрешительная документация на возведение которой на памятнике истории и культуры Мосгорнаследием не выдавалась.

Незаконные перепланировки грубо исказили исторический облик и объем здания, что привело к нарушению градостроительной характеристики объекта культурного наследия и к нарушению исторически сложившегося фронта застройки по улице Покровка. В 2013г. надстройка была признана самовольной, а собственников обязали восстановить исторический облик за свой счет.

Один из недобросовестных пользователей объекта выразил готовность произвести снос указанной мансарды за счет собственных средств. Он был проинформирован Мосгорнаследием о порядке проведения данных работ, а 22 августа 2014г.

собственник представил на согласование в Мосгорнаследие конструктивный раздел проекта приспособления для современного использования и проект разборки существующей современной крыши. 12 сентября 2014г.

вышеуказанная документация согласована Мосгорнаследием.

Еще один объект культурного наследия “Жилой дом Главсевморпути” (известный как “Дом полярников”) на Никитском бульваре, д. 7б, был надстроен жилой мансардой собственником одной из квартир без оформления разрешительной документации.

В результате строительных работ искажена целостность восприятия памятника и нанесен грубый ущерб объекту культурного наследия. Стоит отметить, что “Дом полярников” – один из знаковых образцов сталинского ампира.

В результате обращения департамента культурного наследия в Пресненский районный суд города Москвы возведенная мансарда признана незаконной, а собственник обязан осуществить ее снос за свой счет.

Елена Лыкова 

Источник: https://realty.rbc.ru/news/577d24169a7947a78ce91b1b

Вопрос: Какие документы необходимо получить перед началом строительства, реконструкции (пристройки, надстройки, перестройки) капитального строения (здания, сооружения) на предоставленном земельном участке?

Как выполнить надстройку здания и нужно ли получить разрешение на строительство?

Ответ: В соответствии с  Законом Республики Беларусь от 05.07.

2004 N 300-З “Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь” проектирование, возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт объекта (за исключением садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей) осуществляются на основании разрешительной документации.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь деятельность лица по созданию или изменению недвижимого имущества путем строительства, реконструкции (пристройки, надстройки, перестройки) капитального строения (здания, сооружения), если она осуществлена без получения необходимых разрешений на строительство, является самовольным строительством. Такая деятельность влечет ответственность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Так, согласно статье 21.12 КоАП самовольное строительство жилых домов, производственных, хозяйственных, культурно-бытовых или иных строений и сооружений влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин.

Таким образом, разрешительную документацию на строительство, реконструкцию (пристройку, надстройку, перестройку) капитального строения (здания, сооружения) необходимо получить до начала проведения строительных работ.

Состав, порядок подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство установлены Положением о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 N 223 “О некоторых мерах по совершенствованию архитектурной и строительной деятельности” (далее – Положение N 223).

Состав разрешительной документации различается в зависимости от того, кто выступает заказчиком, застройщиком: гражданин либо юридическое лицо (индивидуальный предприниматель).

Для юридического лица и индивидуального предпринимателя при возведении, реконструкции (за исключением жилых помещений в многоквартирных жилых домах, одноквартирных, блокированных жилых домов и нежилых построек на придомовой территории), реставрации, капитальном ремонте на предоставленном земельном участке разрешительная документация на строительство включает (подпункт 4.4 пункта 4 Положения N 223):

  • решение исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства объекта;
  • разрешение Министерства культуры Республики Беларусь на выполнение работ на историко-культурных ценностях, а также на разработку научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на этих ценностях;
  • архитектурно-планировочное задание;
  • заключения согласующих организаций;
  • технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта.

Согласно главе 3 Положения N 223 для получения указанной разрешительной документации заказчик обращается в исполком с письменным заявлением, в котором указываются местонахождение земельного участка и объекты недвижимости (при наличии таких объектов). К заявлению прилагается копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Следует обратить внимание, что исполком самостоятельно запрашивает документы, удостоверяющие право на земельный участок, о государственной регистрации объекта недвижимости, подлежащего реконструкции, капитальному ремонту, реставрации, сносу, при этом заказчику предоставлено право предоставить указанные документы самостоятельно.

Исполком рассматривает заявление заказчика и при отсутствии оснований для отказа поручает территориальному подразделению архитектуры и градостроительства или коммунальному унитарному предприятию подготовку проектов решений исполкома о разрешении проектно-изыскательских работ и строительства объекта, архитектурно-планировочного задания и сбор технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта строительства и заключений согласующих организаций. После завершения подготовки указанных документов они передаются в исполком, который не позднее одного месяца со дня подачи заказчиком заявления принимает соответствующее решение и направляет заказчику:

  • выписку из решения исполкома о разрешении проектно-изыскательских работ и строительства объекта;
  • архитектурно-планировочное задание;
  • заключения согласующих организаций;
  • технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта.
  • В случае если заказчик самостоятельно получает заключения согласующих организаций и технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта в соответствии с условием, предусмотренным в договоре подряда, заключенном с территориальным подразделением архитектуры и градостроительства либо коммунальным унитарным предприятием, исполком принимает соответствующее решение не позднее 14 дней со дня представления технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта и заключений согласующих организаций и направляет заказчику:
  • выписку из решения исполкома о разрешении проектно-изыскательских работ и строительства объекта;
  • архитектурно-планировочное задание.

Организации, установленные исполкомом, представляют заказчику технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта и заключения в течение 7 рабочих дней со дня поступления запроса.

Разрешение Министерства культуры Республики Беларусь на выполнение работ на историко-культурных ценностях, а также на разработку научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на этих ценностях выдается в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2006 N 762 “Аб некаторых пытаннях аховы гiсторыка-культурнай спадчыны”.

Источник: http://www.kgkgomel.gov.by/content/vopros-kakie-dokumenty-neobhodimo-poluchit-pered-nachalom-stroitelstva-rekonstrukcii

Ваши права
Добавить комментарий