Как улучшить жилищные условия малоимущей семье с приватизированной квартирой в собственности?

Слышал, что государство дает малоимущим субсидии на улучшение жилищных условий. Как их получить?

Как улучшить жилищные условия малоимущей семье с приватизированной квартирой в собственности?

Меня зовут Дмитрий, я живу в Мытищах. Меня давно интересует вопрос о субсидии на улучшение жилищных условий для малоимущих семей.

Моя официальная зарплата — 10 тысяч рублей, у супруги — 17 тысяч рублей, у нас один ребенок трех лет и квартира 32 кв. м не в нашей собственности. Имеем ли мы право на получение такой субсидии? Какие вообще критерии для ее получения?

Спасибо,
Дмитрий

Расскажу, что из этого реально и каким требованиям надо соответствовать.

Если у вас нет своего жилья, неважно, сколько квадратных метров в квартире, где вы живете, — вы все равно считаетесь нуждающимися.

Жилье есть, но на всех не хватает. Если у кого-то из членов семьи есть жилые помещения, но на одного человека приходится меньше квадратных метров, чем установлено муниципалитетом, все они нуждаются в жилье. Используется специальный показатель — учетная норма. Он свой для каждого муниципального образования.

В семье есть тяжелобольной. Нуждающимися признают семьи, один из членов которых страдает тяжелой формой хронического заболевания.

Настолько тяжелой, что совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. Тут есть особые условия: в квартире должно жить несколько семей, не должно быть другого жилья.

Перечень заболеваний определяет правительство, там реально тяжелые случаи. Туберкулез, например.

Две последние ситуации — экстраординарные, рассматривать их я сейчас не буду. Остановлюсь на том, что близко каждому: нет своего жилья либо жилье есть, но на всех не хватает.

Вы пишете, что живете в небольшой квартире, но она не в вашей собственности. Я не знаю, есть ли у вас другие квартиры или дома. Видимо, нет. В таком случае вам нужно вставать на учет просто на том основании, что у вас нет своего жилья в собственности или по договору соцнайма.

Если вы прописаны у родителей, будут дополнительные сложности. Администрация может установить состав семьи по прописке и учесть квартиры, которыми владеют ваши родители. Вам нужно будет доказать, что фактически вы живете отдельно и у вас своя семья. Можно использовать договоры о найме квартиры, показания свидетелей, квитанции об оплате коммунальных услуг.

Федеральная программа действует в связке с региональными и муниципальными. В Московской области это государственная программа «Жилище» на 2017—2027 годы. В Мытищах есть своя муниципальная программа — «Жилище городского округа Мытищи» на 2017—2021 годы.

По госпрограмме государство может оплатить молодой семье 30% от стоимости квартиры или дома. Семьям с детьми — 35%. В регионах могут быть дополнительные выплаты: например, если рождается еще один ребенок.

Критерии для участия в программе:

  1. И вы, и супруга младше 36 лет.
  2. Вы признаны нуждающимися в жилом помещении.
  3. Вы можете оплатить основную часть жилья.

Как подать документы на программу и что вас ждет дальше, мы писали в статье «Как оформить документы для субсидии по программе “Молодая семья”?».

Расскажу о том, как подтвердить, что у вас достаточно денег, чтобы оплатить стоимость дома или квартиры сверх субсидии.

У участника госпрограммы должны быть доходы, позволяющие взять ипотеку, либо достаточная сумма накоплений. Для семьи из трех человек, которая живет в Мытищах, это минимум 2 млн рублей. Это очень примерный расчет.

Государство считает размер субсидии исходя из расчетной стоимости квартиры. Она определяется по двум нормативам: норме предоставления и нормативу стоимости квадратного метра. Норма предоставления по госпрограмме для семьи из трех человек — 18 кв. м на каждого. Общая расчетная площадь квартиры будет 54 кв. м.

Норматив стоимости квадратного метра в Мытищах — 57 748 рублей. Умножим и округлим: расчетная стоимость квартиры — около 3 млн рублей. Государство оплатит 35% от этой стоимости, то есть около миллиона рублей. Остальную часть стоимости квартиры семье нужно будет заплатить самой — это 2 млн рублей.

На самом деле квартира может стоить дороже, тогда семье нужно накопить больше денег. Размер социальной выплаты от этого не изменится, он считается по нормативам.

Платежеспособность можно подтвердить справкой с работы, выпиской по счету, справкой от банка и не только.

Порядок подтверждения доходов устанавливают субъекты РФ. Единого федерального порядка нет.

Порядок, действующий в Московской области, позволяет подтвердить доходы:

  1. справкой об одобрении кредита на определенную сумму;
  2. выпиской о наличии денежных средств на банковском счете;
  3. договором займа, заверенным у нотариуса;
  4. отчетами оценщиков о стоимости принадлежащих вам машин и земельных участков;
  5. копией государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, если рождается второй ребенок.

А вот, например, в Саратовской области молодые семьи могут подтвердить постоянный доход не только справками от работодателей, но и копиями деклараций по НДФЛ, ЕНВД, УСН. В разных регионах по-разному, проверяйте.

Вы можете приложить к заявлению один документ, два или все сразу. Если официальный доход небольшой, налоговые декларации вам не помогут.

Прикладывайте выписки по банковскому счету, справку об одобрении кредита на определенную сумму, отчеты об оценке имущества. Как именно вы будете доказывать платежеспособность, зависит от региона, в котором вы живете.

Уточняйте это в своей администрации. Главное — убедить чиновников, что вы сможете оплатить стоимость жилья сверх субсидии.

Если все документы устроят администрацию, вас включат в список молодых семей — участниц госпрограммы. Стоять в очереди можно долго, но шанс получить поддержку от государства есть. Вот данные по Московской области:

  1. В 2016 году поддержку по этой программе получила 341 семья.
  2. В 2017 — 313 семей.
  3. В 2018 — 429 семей только с января по июнь.

Если вам или супруге уже исполнилось 36 лет, под госпрограмму вы не попадете. Просто так малоимущим государство не дает субсидий на приобретение жилья. Зато им выдают квартиры по соцнайму. Это не собственность, но жить можно. Квартиры дают в порядке очереди, ждать нужно долго.

Здесь можно руководствоваться принципом: нужно заявлять о своем праве. Если встать на учет, когда-нибудь очередь может до вас дойти. Если не встать — не дойдет никогда.

ћр

Муниципалитет учитывает весь доход членов семьи, а также все принадлежащее им имущество. Включая машины. По смыслу региональных законов малоимущими признают тех, кто не может накопить на свое жилье или взять квартиру в ипотеку. При расчете учитывается региональный прожиточный минимум и стоимость квадратного метра в муниципальном образовании. В каждом регионе правила свои.

Вы пишете, что ваш средний доход — 10 тысяч рублей, у вашей супруги — 17 тысяч рублей, в семье двое взрослых и один ребенок. Значит, совокупный доход семьи — 27 тысяч рублей.

Вычитаем прожиточный минимум в Московской области за 3 квартал 2018 года: 13 496 рублей для взрослых, 11 925 рублей для детей. Всего 38 917 рублей. Получаем отрицательную величину.

Если у вас нет иного заработка, машин, земельных участков и квартиры, вы попадаете в категорию малоимущих и можете вставать на жилищный учет.

Вы можете получить субсидию на покупку квартиры от государства, если подходите по возрасту. В вашем случае размер субсидии — 35% от расчетной стоимости квартиры. Низкий официальный доход — это минус, но вы можете подтвердить платежеспособность другим способом.

Я думаю, нужно пробовать и подавать заявление на участие в программе. К тому же обратиться в администрацию можно бесплатно.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите: ask@tinkoff.ru. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/ask/low-income/

Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа

Как улучшить жилищные условия малоимущей семье с приватизированной квартирой в собственности?

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).

Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону.

Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма 

Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим.

Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).

Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Ознакомиться с судебными решениями по спорам, связанным с предоставлением жилья по договорам социального найма, признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях либо снятием с соответствующего учета, можно в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ).

А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п.

1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв.

м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ).

При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях 

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов.

Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л.

и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления.

Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ.

Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета 

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи.

Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К.

никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К.

неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания.

Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т.

, причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Еще один случай, когда гражданин не может быть снят с учета, – при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск гражданки Ш.

Изначально она была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье в связи с тем, что обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения была меньше учетной нормы, которая равнялась на тот момент 15 кв. м на человека. А площадь квартиры, в которой Ш. проживала с сыном и матерью, составляла 37,3 кв. м.

(то есть на каждого члена семьи приходилось менее 12,4 кв. м) Впоследствии администрация соответствующего городского округа снизила учетную норму до 10 кв. м общей площади на одного человека. Почти через полтора года после этого члены семьи Ш. были сняты с учета в связи с тем, что приходящаяся на каждого площадь жилья превышала учетную норму.

Граждане действительно не могут быть приняты на учет, если обеспечены жильем сверх учетной нормы. Но в рассматриваемом случае превышения учетной нормы на момент решения вопроса о признании Ш. и ее семьи нуждающимися в жилом помещении не было.

Рассматривая данное дело, суд подчеркнул, что со дня постановки на учет и до принятия решения о снятии с него улучшения жилищных условий семьи Ш. не произошло, а значит основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст.

6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими.

ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

Источник: http://www.garant.ru/article/692747/

Как получить квартиру бесплатно?

Как улучшить жилищные условия малоимущей семье с приватизированной квартирой в собственности?

В эпоху существования СССР всем гражданам страны жилье предоставляло государство, по договору найма.

Квартиру во временное, а фактически – пожизненное владение получали молодые специалисты, военнослужащие, ветераны войны и труда, люди, выселяемые из ветхого жилья, предназначенного под снос, и деревенские жители, чьи дома решено было сравнять с землей в связи с какой-нибудь масштабной стройкой, прокладкой автомагистралей и железнодорожных путей через их населенный пункт, открытием плотины (и грядущим затоплением окружающей местности) и т.п.Нуждающиеся в жилье становились на учет в райисполкоме либо на своем предприятии, где трудились всю жизнь («летуны», часто меняющие место работы, советским обществом осуждались). В заветный список очередников могли попасть граждане, живущие в крайне стесненных условиях: имеющие не более 6 кв. м площади на человека (в Москве). В других городах нормы разнились от 3 до 8 «квадратов» на проживающего. Таким образом, если в 25-метровой комнате жили родители с двумя детьми, у них не было возможности встать на учет. А вот родив еще одного ребенка, семья получала шанс на улучшение жилищных условий, но срок ожидания новоселья мог продлиться от 10 до 20 лет и более.Чиновничья коррупция процветала и в те времена: места в очереди покупались, квартиры можно было за взятку получить быстрее, а честные очередники зачастую умирали, так и не дождавшись подарка от государства.

Как теперь?

Теоретическая возможность получения бесплатного жилья от государства существует у граждан РФ и сегодня.Статья 40 Конституции РФ озвучивает право россиян получить жилье бесплатно или за доступную плату «из государственных и иных жилищных фондов».

Такая квартира может быть дана очереднику только по договору социального найма, при условии, что он официально признан малоимущим или нуждающимся в улучшении жилищных условий.

К категориям граждан, имеющих приоритет на получение бесплатного жилья, относятся:

– многодетные семьи (имеющие в составе трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных в возрасте до 16 лет, или в возрасте до 18 лет, обучающихся по общеобразовательной программе);

– больные хроническими и заразными заболеваниями;

– инвалиды первой и второй степеней;

– инвалиды с детства;

– сироты;

– бывшие кадровые военнослужащие;

– ликвидаторы техногенных катастроф;

– спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб;

– вынужденные переселенцы;

– граждане, подпадающие под программы переселения по федеральным программам, например, из районов Крайнего Севера.Однако граждан перечисленных льготных категорий в нашей стране намного больше, чем социальных квартир, находящихся в госфондах.

Нуждающихся в жилье семей, официально стоящих на учете, на данный момент в России около четырех миллионов. Учитывая, что минимальная норма жилья на одного человека в РФ сегодня равна 18 кв.

м, при современных темпах строительства и нормах выделения социального жилья срок ожидания улучшения жилищных условий для одного человека составляет где-то 63 года.

Кто считается малоимущим?

Малоимущими считаются российские семьи, в которых каждый человек имеет месячный доход меньше прожиточного минимума (в среднем по стране эта сумма составляет от 8 до 10 000 рублей, в Москве – 15 000 рублей). По данным Росстата, в РФ признаны малоимущими в 2016 году 22,7 млн человек, то есть каждый шестой россиянин – официальный бедняк.

На самом же деле примерно 80% населения России сегодня живут за чертой бедности, но об этом умалчивает статистика.

Среди них – подавляющее число пенсионеров, не имеющих дохода кроме своей пенсии, безработные, инвалиды и работающие граждане, получающие маленькие зарплаты и имеющие в семье иждивенцев (несовершеннолетних детей, неработающих супругов и других членов семейного коллектива).

Получив документы, подтверждающие малые доходы (справки 2-НДФЛ от работодателя для всех работающих членов семьи), малоимущие граждане могут обратиться в муниципалитет по месту жительства и встать на учет, написав заявление.

Затем чиновники будут проверять жилищную историю гражданина за последние пять лет (не продавал/не покупал ли он какое-то жилье, не получал ли квартиру, дом или земельный участок в дар и т.д.) и пытаться оценить имущество, находящееся в его владении.

Если муниципальная комиссия экспертов сочтет семью малоимущей, ее поставят на учет, и ей останется ждать десятки лет момента получения заветного жилья.У граждан, претендующих на бесплатное государственное жилье, разумеется, не должно быть в собственности приватизированного жилья.

Малоимущие молодые семьи, согласно Постановлению Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050» от 25.08.2015 г. № 889 (приложение № 4) могут стать участником специальной программы по приобретению жилья, получив субсидию. Один из родителей при этом должен быть не старше 35 лет. В программе может участвовать не только полноценная семья, но и одинокий родитель любого пола. Однако для получения финансовой помощи у семьи должны быть регулярные денежные доходы, позволяющие получить банковский кредит, либо какие-то накопленные средства – на первый взнос.

Аварийное жилье опасно для жизни

Льготник также может проживать в аварийном жилье, не отвечающем требованиям безопасности. Признать жилье аварийным должна специальная комиссия.Увы, на практике органы исполнительной власти всеми способами уклоняются от признания жилья ветхим и опасным для жизни. Одна из причин отказа: отсутствие компетентных специалистов, способных провести экспертизу.

К тому же местные администрации уполномочены проводить обследование жилых помещений только в многоквартирных домах, а на частные дома эта практика не распространяется. В противном случае бы миллионы россиян, проживающие в развалившихся деревянных домах прошлого века постройки, могли бы претендовать на улучшение жилищных условий.

В то же время существует положение о признании помещения непригодным для проживания, а многоквартирного дома – аварийным и подлежащим сносу (утверждено Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г.), в котором детально расписываются критерии, по которым проходит классификация таких построек.

Действие данного документа распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения, независимо от формы собственности, расположенные на территории РФ, в том числе – на частные жилые дома.Обследование обязано инициировать муниципальное образование с помощью членов межведомственной комиссии.

В случае отказа в такой экспертизе жильцы аварийного дома могут обратиться в суд, принуждая чиновников вынести постановление о признании дома опасным для проживания, после чего местные власти должны будут расселить жильцов в какое-то жилье из спецфондов, а дом снести.

Беда в том, что никаких спецфондов у местных властей нет (особенно в регионах), все по той же причине: наличие льготников в тысячи раз превышает количество получаемых для них квартир.

Военнослужащие тоже имеют право

Для военных специалистов существует своя отдельная очередь на улучшение жилищных условий от Министерства обороны.

На практике офицеры с семьями и одинокие военнослужащие годами живут в служебных квартирах, которые им предоставляются по месту службы на безвозмездной основе, и ожидают своей очереди на получение собственного жилья, которое им, теоретически, положено по выслуге лет: после 20 лет службы в ВС на общих основаниях или после 10 лет службы и увольнения по состоянию здоровья или из-за выхода на пенсию. Средний возраст военного пенсионера в России – 45-47 лет.

Опять же, в собственности очередника не должно быть никаких помещений. Для военнослужащих с 2004 года, согласно ФЗ № 117, действует военная ипотека, позволяющая приобретать жилье на льготных условиях, оформив специальный кредит. Военное ведомство платит за служащего взносы банку, пока тот находится на службе. Но максимальная сумма кредита по такой программе – всего 2,5 миллиона рублей. Остальную сумму офицеру придется доплатить самостоятельно.

Детдомовцы и сироты – льготная категория

15 февраля 2012 года Госдума приняла изменения в ФЗ о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (159 ФЗ), а также в Жилищный кодекс РФ. Органы исполнительной власти на местах, согласно данному закону, обязаны вести списки детей-сирот старше 14 лет. К моменту выхода такого ребенка из детского дома и наступления его совершеннолетия департамент жилья обязан предоставить выпускнику отдельную квартиру. Недопустимо подселение бывших детдомовцев и сирот в аварийное жилье, в коммунальные квартиры, общежития, в старые деревенские дома, где умерли или проживают их родители, лишенные в свое время за пьянство родительских прав. Если такие списки отсутствуют, сиротам и лицам, оказывающим им поддержку, следует обращаться в прокуратуру, поскольку налицо – нарушение закона. По факту же квартиры детдомовцам в России сегодня предоставляется примерно в 2/3 случаев. Местные власти всеми способами стараются оттянуть этот процесс. Фонды социальной поддержки часто не имеют в запасе льготных квартир.

По служебной надобности

Судьи, прокуроры и сотрудники различных министерств и ведомств в РФ могут претендовать на бесплатную квартиру на основании принадлежности к своим профессиям, и приватизировать ее по прошествии некоторого срока службы.У судебных и министерских организаций существуют собственные списки очередников.

Депутаты Госдумы получают в пользование служебные квартиры, которые обязаны освободить после срока службы, сдав ключи одновременно с депутатским мандатом. На деле же большая часть бывших госдумовских чиновников выкупает служебные квартиры у государства по льготным расценкам.

Как экзотический случай, получить в собственность служебную квартиру могут работники разорившихся организаций.

Компания-банкрот при этом официально ликвидируется, а ее недвижимое имущество переходит в собственность муниципалитета, который уже может предоставить сотруднику бывшую служебную квартиру, в которой он зарегистрирован, на основании договора социального найма.

Впоследствии такое жилье можно будет приватизировать, то есть получить в частную собственность. Однако такая схема реализуется крайне редко. Как правило, имущество банкрота идет на погашение его долгов перед компаниями-партнерами и выплату денежных компенсаций уволенным работникам.

Многодетные рискуют

Прежде многодетные семьи (имеющие не менее трех несовершеннолетних детей) имели право на получение от государства земельного участка для строительства собственного дома, а сегодня они могут отказаться от земли в пользу квартиры. При этом многодетные граждане должны быть одновременно и малоимущими либо проживать в аварийном и ветхом жилье.

В Москве многодетные семьи, имеющие пять и более детей, имеют право на внеочередное получение временного жилья, пока не получат квартиру по договору социального найма, которую со временем смогут приватизировать.

Многодетным родителям, по их желанию, может быть предоставлена субсидия в размере нормативной стоимости жилого помещения, хотя на деле эта сумма не покрывает стоимости требуемой квартиры. Данная сумма может быть использована в качестве первоначального взноса по ипотечному кредиту. Также для покупки квартиры граждане могут использовать материнский капитал.

При получении субсидии многодетная семья исключается из списка очередников-льготников.Теоретически с появлением каждого нового ребенка шансы на получение семьей льготного жилья возрастают. Но при этом возрастает и финансовая нагрузка на семейный бюджет, а также снижается комфорт проживания остальных членов семейства.

Поэтому многодетные родители, регулярно рожающие детей с целью получения бесплатной квартиры от государства, сильно рискуют оказаться в нищете быстрее, чем улучшат свои жилищные условия. К тому же списки очередников не прозрачны, они постоянно пополняются новыми нуждающимися, и отследить движение очереди невозможно.

При этом уже внутри очереди малоимущие граждане делятся на «нуждающихся» и «особо нуждающихся». К примеру, семья, имеющая пятерых детей, двое из которых инвалиды, и хронически больную мать семейства, имеет приоритет перед семьей с четырьмя здоровыми детьми и трудоспособными родителями.

Опасные больные

В список малоимущих россиян, претендующих на получение бесплатного жилья от государства или улучшение условий проживания, попадают семьи, в которых проживают люди с психическими расстройствами (маниями, психозами, шизофренией), больные эпилепсией, открытой формой туберкулеза, лепрой, старческим слабоумием, раком, гангреной, ДЦП и прочими заразными или опасными для ближних заболеваниями либо заболеваниями, требующими специализированного медицинского ухода, перечисленными в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».Родственников больных граждан в России – миллионы, и большая часть из них даже не пытается встать на учет для улучшения жилищных условий, по двум причинам: не верят в возможность получения льготной квартиры и не могут оставить больного родственника без помощи и ежедневного ухода.

Не совсем бесплатно

Улучшить свои жилищные условия можно, заключив договор пожизненной ренты с одиноким пенсионером преклонных лет, обязуясь опекунствовать над ним до самой смерти.

Опека может состоять в регулярной покупке продуктов или небольших ежемесячных выплатах, или даже в пожизненном содержании старика с иждивением.

Одинокие граждане часто не в силах обслуживать себя самостоятельно, и порядочный опекун – единственная возможность спокойно дожить пенсионеру оставшиеся годы.

Источник: https://www.cian.ru/stati-kak-poluchit-kvartiru-besplatno-218351/

Как встать на жилищный учет

Как улучшить жилищные условия малоимущей семье с приватизированной квартирой в собственности?

На сегодняшний день вы можете встать на жилищный учет только в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Для этого вы (а если вы хотите встать на жилищный учет с семьей, то и все совершеннолетние члены вашей семьи) должны соответствовать всем следующим условиям:

  • вы гражданин России;
  • вы зарегистрированы в Москве по месту жительства в общей сложности не менее 10 лет;
  • вы не совершали за последние 5 лет действий, повлекших ухудшение жилищных условий;
  • можете быть признаны малоимущими.

Помимо этого, у вас должно быть хотя бы одно из следующих оснований:

  • размер площади жилья, приходящейся на каждого члена вашей семьи, меньше учетной нормы;
  • ваше жилье признано в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции;
  • вы проживаете в многоквартирном доме, в котором отсутствует хотя бы один из видов удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка);
  • вы и члены вашей семьи проживаете по договору социального найма или на правах собственников (членов семьи собственников) в квартире, занятой несколькими семьями, и среди вас есть человек, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. При этом у вас и членов вашей семьи нет другого жилья, занимаемого по договору соцнайма или принадлежащего вам на праве собственности;
  • у вас нет жилья. При этом, если ваш дом был снесен или переоборудован, либо вашу жилплощадь на законных основаниях предоставили другим гражданам, на новое жилье вы можете претендовать только при условии, что вы не получали компенсацию в денежной или натуральной форме по предыдущему месту жительства. 

Чтобы вас и постоянно зарегистрированных с вами по одному адресу членов вашей семьи признали малоимущими и поставили на жилищный учет, вам понадобятся:

  • заявление (заполняется на личном приеме, должно быть подписано всеми заявителями и членами их семей);
  • общегражданские паспорта всех заявителей членов их семей (копия всех страниц, если обращаться будет доверенное лицо);
  • справка о замене паспорта с указанием причины замены за период с 1 января 1991 года, в том числе с прежних мест жительства за пределами Москвы;
  • справка о замене удостоверения личности военнослужащего Российской Федерации (для военнослужащих из состава офицеров, прапорщиков и мичманов);
  • свидетельства о рождении детей до 14 лет*;
  • свидетельство о заключении брака* (при наличии факта вступления в брак);
  • документы об установлении отцовства (при наличии факта установления отцовства);
  • свидетельство об усыновлении (удочерении) (при наличии факта усыновления (удочерения);
  • свидетельство о расторжении брака*, если с момента развода не прошло 5 лет (при наличии факта расторжения брака в этот период);
  • свидетельство о перемене имени* (при наличии факта перемены имени);
  • заверенная судом копия вступившего в законную силу судебного постановления в отношении заявителя и/или членов его семьи об установлении или прекращении родственных отношений, лишении родительских прав, признании умершим, признании безвестно отсутствующим (при наличии такого судебного постановления);
  • свидетельство о смерти* (при наличии факта смерти, для подтверждения состава семьи);
  • решение уполномоченного органа о признании занимаемого жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции (при наличии факта признания жилого помещения непригодным для проживания, для подтверждения внеочередного права на получение жилых помещений по договору социального найма);
  • документы, подтверждающие жилищную обеспеченность и факт проживания в Москве в общей сложности не менее 10 лет;
  • документы, подтверждающие виды и размер доходов всех заявителей (то есть всех членов семьи, желающих встать на учет в рамках одного учетного дела) и доходов членов семей (супругов и несовершеннолетних детей независимо от места их регистрации) заявителей за 2 полных календарных года, предшествующих году обращения за оказанием государственной услуги, а также содержащие сведения об имеющемся имуществе (документы могут не представлять ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны; граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и другие категории граждан, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом города Москвы);
  • документ, удостоверяющий личность представителя, и нотариально удостоверенная или приравненная к нотариально удостоверенной доверенность — если документы будет подавать доверенное лицо;
  • документы, подтверждающие права законного представителя, и документ, удостоверяющий его личность, — если документы будет подавать законный представитель;
  • документы, которые Департамент получает в ходе межведомственного взаимодействия, но вы можете представить их по собственной инициативе.

*

Документ можно не представлять, если свидетельство было оформлено и выдано органом ЗАГС Москвы после 31 марта 2012 года при регистрации акта гражданского состояния, а также повторно или на основании исправленной (измененной) записи акта за период с 1 января 1990 года.

Услугу «Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» оказывают в Москве центры госуслуг «Мои документы». Услуга экстерриториальная, поэтому обращаться с заявлением можно в любой из центров.

О том, поставили вас на жилищный учет или нет, вам должны сообщить не позднее, чем через 33 рабочих дня. В этот срок не входит срок, на который оказание услуги может быть приостановлено.

Статус своего обращения вы можете проверить на mos.ru. Для этого необходимо знать номер обращения.

После того как вас примут на жилищный учет​, вы можете самостоятельно получать информацию о своем порядковом номере в очереди по городу Москве на официальном сайте Мэра Москвы mos.ru, воспользовавшись услугой «Предоставление информации об очередности граждан, состоящих на жилищном учете» после авторизации на портале.

Вам будет доступна информация не только о номере в общей очереди по городу Москве среди граждан, состоящих на жилищном учете, а также о дате прохождения перерегистрации и количестве человек, состоящих вместе с вами ​на жилищном учете. 

Состоя на жилищном учете, вы сможете претендовать на жилье по договору социального найма.

При изменении состава семьи, жилищной или имущественной обеспеченности (приобретении жилого помещения) и желании сняться с жилищного учета вам нужно подать соответствующее заявление и пакет документов в любой центр госуслуг «Мои документы».

Инструкция носит справочный характер и ориентирована на большинство пользователей. Для того чтобы узнать, что делать именно в вашей ситуации, обратитесь за консультацией:

  • на прием в службу одного окна Департамента городского имущества Москвы. На консультацию можно предварительно записаться на mos.ru.
  • на горячую линию Департамента городского имущества по телефону 8 (495) 777-77-77. Профильные специалисты консультируют граждан по жилищным вопросам в соответствии с расписанием. На общие вопросы специалисты справочной службы отвечают ежедневно. 

Чтобы определить, каким способом вы можете улучшить свои жилищные условия, вы также можете воспользоваться онлайн-сервисом Департамента городского имущества Москвы. Также вы можете ознакомиться с другими инструкциями mos.ru об улучшении жилищных условий. 

Расскажите друзьям

Эта страница вам полезна?

Почему?

Выберите причину

Слишком сложно

Не отвечает на вопрос

Мало информации

Спасибо! Нам важно ваше мнение.

Спасибо! Нам важно ваше мнение.

Источник: https://www.mos.ru/otvet-socialnaya-podderjka/kak-vstat-na-zhilischnyy-uchet/

Ваши права
Добавить комментарий