Как решить проблемы судебными приставами

Исполнение судебных решений и организация работы судебных приставов

Как решить проблемы судебными приставами

В настоящее время система принудительного исполнения судебных решений признается одним из наиболее проблемных правовых институтов в России.

Все чаще как в юридическом сообществе, так и в более широкой аудитории звучат голоса о том, что судебная система (в части гражданского и арбитражного судопроизводства) работает вхолостую, поскольку отсутствуют действенные механизмы реализации судебного решения.

Организации и граждан, обратившихся с иском и прошедших через все судебные процедуры, в конечном итоге интересует реальное восстановление нарушенного права, а не само судебное решение в их пользу.

Принудительным исполнением решений в России занимается Федеральная служба судебных приставов, поэтому неудивительно, что основная критика направлена в адрес данной службы.

Однако в большинстве случаев подобная критика носит поверхностный характер, не идет дальше аргументов о плохих кадрах или коррупции, не затрагивает системные предпосылки низкой эффективности исполнения решений по тем или иным категориям дел.

Для более взвешенного анализа существующих проблем необходим социологический подход, который с помощью количественных и качественных методов способен показать влияние ведомственных стимулов и статистических показателей на работу судебных приставов.

Кроме того, критики склонны рассматривать исполнительное производство изолированно, без учета всех предшествующих стадий, на которых и могут возникать причины низкой исполняемости судебных актов.

Для анализа результативности службы и выработки рекомендаций по ее повышению коллективом Института проблем правоприменения при ЕУСПб было проведено количественное (анализ ведомственной статистики) и качественное (экспертные интервью с сотрудниками ведомства) социологическое исследование деятельности ФССП.

Смешанная методология позволила дать адекватную интерпретацию статистическим данным, объяснить обнаруженные закономерности, а также установить роль статистических показателей в повседневной работе сотрудников.

При работе с количественными данными использовалась агрегированная ведомственная статистическая отчетность.

Качественные данные собирались методом полуструктурированного экспертного интервью с сотрудниками ведомства разного уровня и профиля: судебные приставы-исполнители, заместители начальника отдела, начальники отдела, специалисты регионального управления, начальники отделов исполнительных производств в управлениях, IT-специалисты, розыскники, дознаватели. Доступ к данным был обеспечен центральным управлением, однако перед интервью исследователи четко позиционировали себя в качестве независимых экспертов, предоставляя гарантии анонимности. В ходе исследования были охвачены пять регионов Северо-Западного федерального округа, где было взято в общей сложности 41 интервью. В итоге полученные данные позволили локализовать проблемы и показать, какие из них действительно обусловлены несовершенством работы ФССП, а за какие ответственны другие ведомства и организации.

Подготовленный Минюстом шесть лет назад проект Долгосрочной программы повышения эффективности исполнения судебных решений (2011–2020 гг.

) выделяет в качестве основных проблем правовой нигилизм, коррупцию, недостаточный уровень информатизации, нехватку репрессивных мер воздействия на должника, отсутствие регуляции рынка коллекторских услуг. Хотя в целом программа не была принята, многие ее пункты тем или иным образом были воплощены.

Так, появилось ограничение права управления транспортным средством в качестве меры воздействия, уровень информатизации ведомства сильно повысился, надзор за коллекторскими агентствами и ведение их реестра были переданы ФССП.

Однако все эти меры не сильно изменили ситуацию: исполняемость судебных решений по-прежнему находится на довольно низком уровне.

Поэтому в данном исследовании представлен принципиально иной подход. Социология организаций и эмпирический анализ правоприменения позволили взглянуть на проблемы ведомства под новым углом, сделав акцент на системе ведомственной отчетности и показателей, рейтинговых оценках, распределении нагрузки, кадровых проблемах, сбоях в межведомственном взаимодействии.

Как показывают предыдущие исследования ИПП ЕУСПб, основные проблемы большинства правоприменительных ведомств связаны, прежде всего, с так называемой палочной системой, когда содержательная работа подменяется гонкой за показателями.

В этом смысле ФССП не только мало отличается от других ведомств, но и превосходит их по количеству отчетных показателей и степени их влияния на практику рядовых сотрудников.

Одно из наиболее важных отличий ФССП от других правоприменительных ведомств связано не столько с содержанием и количеством показателей, сколько со способами их формирования. Специфика ФССП обусловлена довольно высоким уровнем информатизации, которого удалось достичь ведомству за относительно короткий промежуток времени.

Основой для формирования отчетности является не отдельная статистическая карточка, куда вносится информация о деле (как, например, карточка уголовного дела Судебного департамента), а та первичная информация, которую генерирует судебный пристав, производя действия в рамках своих должностных обязанностей.

Большинство процессуальных актов пристав-исполнитель совершает в автоматизированной информационной системе (далее — АИС) Федеральной службы судебных приставов, поэтому сбои и недостатки в ее работе прямым образом отражаются на продуктивности действий.

В связи с этим одним из важных объектов исследования был процесс форсированной информатизации в ФССП, анализ накопленного положительного и отрицательного опыта по ее итогам и выдвижение предложений по ее дальнейшему развитию в рамках ведомства.

Источник: https://www.csr.ru/ru/news/ispolnenie-sudebnyh-reshenij-i-organizatsiya-raboty-sudebnyh-pristavov/

Фссп взяла ошибки на себя

Как решить проблемы судебными приставами

В Федеральной службе судебных приставов (ФССП) решили взять решение проблемы ошибочного списания средств со счетов физлиц в свои руки.

Не дождавшись от Минэкономики законопроекта, исключающего возможность ошибочной идентификации физлиц при исполнительном производстве, ФССП дала разъяснения приставам и гражданам, которыми фактически исключила из процесса возврата ошибочно списанных средств банки.

Однако банкиры настаивают на законодательном решении проблемы, опасаясь, что разъяснения не спасут их от претензий клиентов. А юристы сомневаются, что прямое взаимодействие приставов и граждан окажется более эффективным.

На днях ФССП обнародовала письмо, которым разъяснила, как действовать в случае некорректного списания средств со счетов физлиц в банках в рамках исполнительных производств. В письме ФССП отмечается, что в 2016 году резко выросло количество жалоб на ошибочные списания средств.

Количество жалоб ФССП не раскрывает ни в письме, ни в ответе на запрос “Ъ”. Проблема в том, что для идентификации должника-гражданина в настоящее время применяются только три признака: ФИО, дата рождения, место рождения. Место рождения в разных документах пишется по-разному, так что остаются два реквизита.

В итоге часто появляются двойники тех, чьи долги находятся в исполнительном производстве.

Банки обращали внимание ФССП на эту проблему еще весной и просили приставов указывать в направляемых в кредитные организации документах больше идентификационных данных (см. “Ъ” от 13 апреля), чтобы не было ошибочных списаний.

Однако ФССП указала на невозможность таких изменений. Проблему предполагалось решить через поправки к законодательству.

В апреле Минэкономики сообщало о работе над законопроектом, по которому «для исключения возможности нарушения прав третьих лиц судебный пристав должен убедиться, что указываемые им в постановлении данные однозначно и правильно определяют (идентифицируют) лицо, к которому они применяются». Однако, как сообщили “Ъ” в Минэкономики, в настоящий момент проект закона находится на доработке и только будет в скором времени отправлен на согласование в заинтересованные ведомства.

На фоне роста жалоб в ФССП готовы взять проблему в свои руки. «ФССП проводятся мероприятия, направленные на сокращение случаев ошибочной идентификации граждан как должников по исполнительному производству,— отмечается в письме.

— При поступлении обращений граждан по вопросам ошибочной идентификации их как должников по исполнительному производству, а также применения к ним мер принудительного исполнения следует незамедлительно совершать все необходимые действия, направленные на однозначную идентификацию граждан, устранение причин нарушения их прав». В частности, необходимо незамедлительно запрашивать у гражданина документы, позволяющие однозначно его идентифицировать (ИНН, СНИЛС, копия паспорта, копия заграничного паспорта и пр.). После получения документов, подтверждающих ошибочную идентификацию гражданина как должника по исполнительному производству, необходимо незамедлительно отменить все наложенные ранее аресты и ограничения на имущество гражданина.

Если средства уже были списаны со счета и поступили на депозитный счет ФССП, приставы вернут эти деньги. Если же ушли взыскателю, то приставы в рамках исполнительного производства будут взыскивать деньги с взыскателя. Кроме того, в ФССП прорабатывается вопрос о возможности создания общероссийского реестра должников-двойников, следует из письма.

Формально разъяснения ФССП исключают из процесса исправления ошибки по списанию средств банки. Но эксперты сомневаются, что прямое взаимодействие граждан с приставами будет более эффективным.

«Если деньги ушли взыскателю, то процесс получения с него средств назад в рамках исполнительного производства может быть долгим,— отмечает управляющий партнер “Ренессанс-Lex” Георгий Хурошвили.— При этом они могут и вовсе не вернутся, если у взыскателя просто не будет средств.

Обратиться же с иском к реальному должнику тоже может быть проблематично, у него средств нет. А вот у банка, допустившего некорректное списание, средства есть».

По мнению председателя коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгения Корчаго, новый порядок не мешает обращению в суд и взысканию средств с банка, однако вину банка в данном случае придется доказывать.

Банковское сообщество считает, что разъяснения ФССП — полумера, оградить их от претензий клиентов могут лишь законодательные поправки.

«Готовность ФССП срочно реагировать на такие обращения граждан позволит кредитным организациям в случае поступления к ним жалоб на исполнение вмененных законодательством банкам обязанностей наладить работу с такими жалобами должным образом,— отмечает исполнительный вице-президент АРБ Эльман Мехтиев.

— Однако “устранение на корню” проблемы удержаний от двойников возможно только в случае, если запросы от ФССП к кредитным организациям будут содержать уникальные идентификаторы физического лица — ИНН или СНИЛС». «И если надо для этого поменять законодательство, то мы не видим причин, почему этого нельзя сделать»,— подытожил он.

В пресс-службе ФССП напомнили о вступающих в силу с 31 июля будущего года федеральных законах, которые уберут возможность наказания двойников хотя бы по административным штрафам — все необходимые реквизиты будут уже в протоколах о привлечении к административной ответственности. Однако это всего лишь капля в море, тем более что будет она реализована весьма нескоро, отмечают эксперты.

Вероника Горячева

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3390949

Главный судебный пристав Кузбасса: Для улучшения работы службы приставов необходимо решить кадровые проблемы

Как решить проблемы судебными приставами

Кемеровская область, 15 октября 2006, 10:39 — REGNUM За 9 месяцев 2006 года судебные приставы Кемеровской области вернули взыскателям около 1,25 млрд. рублей. По постановлениям Федеральной налоговой службы они взыскали почти 722 млн. рублей. В текущем году судебные приставы региона перечислили в бюджеты всех уровней 586,4 млн.

рублей, в том числе областная казна пополнилась на 48,7 млн. рублей.

О том, как работают судебные приставы региона, какие проблемы возникают в их деятельности, корреспондент ИА REGNUM побеседовал с исполняющим обязанности руководителя Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области – главным судебным приставом Кемеровской области Юрием Суворовым.

ИА REGNUM: Юрий Александрович, вы недавно работаете в Кузбассе. С чем уже успели познакомиться?

Да, в Кузбасс я прибыл 5 сентября: с 1 сентября 2006 года приказом Министра юстиции РФ был назначен на эту должность. До назначения в Кемеровскую область занимал должность старшего судебного пристава Видновского межрайонного отдела в Московской области, а всего в Службе судебных приставов – с 1998 года.

В свой первый рабочий день в Кузбассе встретился с первым заместителем губернатора Валентином Мазикиным, с начальником УФСБ Вадимом Пачгиным, руководством арбитражного и областного судов, ГУВД области, прокурором Кемеровской области Александром Халезиным, с уполномоченным по правам человека в Кузбассе Николаем Волковым. С губернатором Аманом Тулеевым пока не удалось встретиться, но надеюсь в ближайшее время познакомится с губернатором.

Успел посетить 13 подразделений в городах и районах региона, в частности, в Беловском районе, Новокузнецке, Ленинске-Кузнецком, Полысаево. В 2 подразделениях последних двух городов проходят проверки деятельности судебных приставов.

В целом впечатление о Главном управлении и территориальных подразделениях очень хорошее. Понравилась Сибирь, Кузбасс и люди, которые тут живут и работают.

ИА REGNUM: Федеральная служба судебных приставов самостоятельно существует всего два года: положение о ней президент утвердил своим указом в октябре 2004 года. Какова сегодня ее структура в Кузбассе?

В Главном управлении Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области списочная численность сотрудников составляет 1 301 человек (к декабрю будет новое штатное расписание), в аппарате 14 управлений и 4 заместителя, курирующих различные направления деятельности Службы.

Но лицо службы представляет это не Главное управление, а подразделения, которые расположены в городах и районах.

Сегодня в 25 городах и районах Кузбасса работают 33 территориальных и межрайонных отдела судебных приставов, еще одно – 34-е подразделение – специализированный межрайонный отдел по организации оперативного дежурства.

В рядах судебных приставов области несут службу 498 судебных приставов-исполнителей и 337 судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

За время существования службы судебных приставов в качестве самостоятельного органа исполнительной власти, а это, действительно, почти два года, за помощью к судебным приставам Кемеровской области обратились около 1 млн. кузбассовцев. Удовлетворены требования каждого второго гражданина, обратившегося в Службу. Стараниями судебных приставов государству и людям возвращено около 4 млрд. рублей.

ИА REGNUM: Сколько исполнительных дел рассмотрели судебные приставы Кузбасса с начала этого года? Сколько из них окончено?

За январь-сентябрь 2006 года судебные приставы приняли к исполнению почти 465,7 тыс. исполнительных документов на общую сумму 8,34 млрд. рублей. На сегодняшний день окончено 367 тыс. исполнительных производств (на 7,18 млрд. рублей).

Реальным исполнением, это когда взыскатель уже получил деньги, сумма которых указана в исполнительном документе, окончено 240 тыс. дел на 1,05 млрд. рублей.

По иным основаниям – прекращение исполнительного производства или выплаты будут производиться из зарплаты – окончено 93,5 тыс. дел на 4,17 млрд. рублей.

ИА REGNUM: Дела в каких сферах рассматривают судебные приставы? В чем вообще состоит их работа?

По мнению многих специалистов, актуальным на сегодняшний день является исполнение судебными приставами решений о взыскании задолженности по квартплате и коммунальным платежам. Ежедневно в территориальные отделы судебных приставов области поступает свыше 100 таких исполнительных документов. Исполняя решения суда, судебные приставы выселили 11 кузбасских семей.

Все чаще граждане, взявшие кредиты или банковские ссуды для приобретения бытовой или компьютерной техники, сотовых телефонов, переходят в разряд должников.

В последнее время отмечается значительный рост документов именно этой категории, поступающих для исполнения.

Например, в Яшкинском районе по сравнению с прошлым годом эта цифра возросла в 39 раз (в 2005 году – 5, в 2006 году – 196 исполнительных документов). В “долговой яме” оказываются как сами заемщики, так и те, кто за них поручился.

На контроле у главного судебного пристава находятся 9 особо важных исполнительных производств. Среди “особо важных должников” – “Прогресс”, “Совхоз Суховский”, “Кузбассхимторг”, “Шахтостроительная компания “Кузбасс”, шахта “Кыргайская”. Долги каждого из этих предприятий перед кредиторами и государством превышают 25 млн. рублей.

Не “особо важными”, но от этого не менее социально значимыми, являются исполнительные производства о взыскании алиментов. Каждое 15-е исполнительное производство, возбуждаемое судебными приставами, о взыскании алиментов.

Ежедневная работа судебных приставов по “семейным” делам приносит свои плоды: почти 23 тысячи кузбасских детей своевременно получают алименты.

На сегодняшний день у кузбасских приставов на исполнении находится свыше 40 тысяч исполнительных производств о взыскании алиментов, и, представьте себе, только 5% должников платят собственным детям добровольно.

Судебные приставы охраняют все федеральные суды Кемеровской области, военные гарнизонные суды, 112 зданий участков мировых судей, обеспечивают порядок деятельности Арбитражного и областного судов. Судебные приставы в 2006 году выявили и пресекли 2 171 правонарушение в здании судов и участков мировых судей.

Кроме обеспечения установленного порядка деятельности судов, судебные приставы принимают участие в исполнительных действиях, обеспечивая безопасность судебных приставов-исполнителей; осуществляют принудительные приводы в суд участников процесса. В этом году в суды принудительно доставлены 15 891 человек.

Судебные приставы принимали участие в исполнительных действиях 83 тысячи раз. При исполнении бывают самые разные обстоятельства. Бывает так, что должники и собак на приставов спускают, и с топором кидаются. Не без этого.

Поэтому участие судебных приставов по ОУПДС в исполнительных действиях, в прямом смысле слова, жизненно необходимо.

Закон наделил службу судебных приставов и полномочиями по осуществлению дознания по пяти статьям Уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за воспрепятствование осуществлению правосудия (часть 1 статьи 294); за неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства (часть 1 статьи 297); за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (статья 311); за незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (статья 312) и за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (статья 315). За 9 месяцев 2006 года судебные приставы возбудили 50 уголовных дел. Это в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. По этому показателю служба судебных приставов Кузбасса – лучшая в Сибирском Федеральном округе.

ИА REGNUM: Как в целом выглядит работа кузбасских подразделений судебных приставов на фоне российских коллег?

Честно говоря, я несколько озабочен этой динамикой: в 2004 году Кузбасс занимал вполне достойное 10-е место по России, а в 2005 году в силу субъективных и объективных причин опустился на 40-е место в рейтинге. По итогам работы за 8 месяцев этого года – на 54 или 57 месте: не были выполнены 8 показателей из 27, по которым оценивается наша работа.

По итогам января-сентября остаются невыполненными уже всего лишь 4 показателя.

Например, недостаточно эффективно взыскиваются долги по налогам и сборам с предприятий (это довольно сложно, как правило, к моменту возбуждения производства предприятие уже не ведет хозяйственную деятельность), есть проблемы с взысканием административных штрафов (в основном это неоплаченные штрафы по постановлениям ГИБДД, так называемые “пятидесятирублевки”). Немаловажна проблема реализации арестованного имущества. Специалист нередко оценивает его стоимость выше рыночной, и продать его затруднительно.

Но есть все основания полагать, что по итогам всего года мы улучшим результаты. Вижу свою задачу в том, чтобы сконцентрировать усилия и выяснить, почему падает рейтинг этой службы региона. Успех зависит от слаженности работы всех подразделений и руководителей.

ИА REGNUM: У вас есть предположения о причинах, которые не дают Кузбассу выйти в лидеры или хотя бы занять достойное место в списке регионов по итогам работы вашей службы?

Одна из главных проблем – частая смена кадрового состава: за последнее время почти на 50% сменился личный состав судебных приставов-исполнителей. Получив опыт в этой структуре, люди уходят на более денежную работу в любые органы законодательной и исполнительной власти, коммерческие структуры, а найти подходящую кандидатуру не просто.

“Текучку” я связываю с невысокой зарплатой и большим объемом работы: не секрет, что нагрузка на исполнителей в 5-7 раз превышает нормы, установленные Минтруда и Минюстом в 2002 году. Вместо положенных 20 исполнительных производств, каждый месяц у судебных приставов на исполнении находится 100-120 производств.

Но сейчас, с увеличением зарплаты, есть основания полагать, что текучесть кадров снизится.

Я всем говорю, что у меня два требования к сотрудникам, точнее выделяю два качества, которыми они должны обладать. Первое – любовь к профессии: работа у нас не из легких, не всегда благодарная, потому надо быть фанатом своего дела. Второе – необходимый профессиональный уровень.

На сегодняшний день в Службе 50% судебных приставов-исполнителей имеют высшее образование (30% – высшее юридическое), 6% учатся в ВУЗах. Все остальные имеют среднее специальное образование. Для нас, кроме того, важен не только уровень образования, но и опыт работы судебного пристава. Иногда это гораздо важнее.

Но руководящие посты должны занимать люди только с соответствующим уровнем образования и опыта работы.

Отмечу также, что достаточно жестко в нашей службе ведется борьба с коррупцией. Создан и действует специальный отдел по обеспечению работы с кадрами и вопросов безопасности. В этом году возбуждено 16 уголовных дел в отношении наших сотрудников, 14 из них – по материалам, предоставленным отделом собственной безопасности Главного управления.

ИА REGNUM: Каковы ваши ближайшие планы, перспективы развития региональной службы судебных приставов?

Прежде всего, в 2007 году мы планируем ввести новый блок “Г” административного здания Главного управления в Кемерове, где будут располагаться тир для проведения огневой подготовки, 30 гаражей и спортивный зал. Это просто необходимо, я считаю, чтобы повысить профессиональный уровень и уровень специальной физической и огневой подготовки судебных приставов.

Кроме того, в следующем году Кемеровская область должна войти в состав субъектов – участников федеральной программы автоматизации рабочих мест судебных приставов-исполнителей.

Сейчас в ней участвуют 12 регионов, которые получают федеральные средства на эти цели. Участие в программе позволит обеспечить 100% приставов оргтехникой, провести ремонт, ввести новые помещения.

В целом это приведет к сокращению трудозатрат при подготовке документов.

И еще хотелось бы добавить, что больший акцент делаем на работу с населением. В Кузбассе люди привыкли писать сначала губернатору, прокурору, а они направляют обращения к нам. В результате все равно отвечаем на обращения и рассматриваем жалобы мы. Подчеркиваю, напрямую обратиться к нам гораздо проще.

В десятый рабочий день каждого месяца по телефону “горячей” линии на вопросы кузбассовцев отвечают специалисты Главного управления. С начала года “скорую правовую помощь” по телефону “горячей” линии уже получили 32 человека. Телефон “горячей” линии – 36-73-44 с 10.00 до 12.00 (6.00-8.00 мск).

В Главном управлении и территориальных отделах области организован личный прием граждан. Главный судебный пристав Кемеровской области принимает граждан каждую среду. В другие дни прием ведет заместитель руководителя и специалисты отделов Главного управления.

По сравнению с 2005 годом количество жалоб и обращений граждан, поступивших в Главное управление, снизилось на 26%.

Источник: https://regnum.ru/news/722006.html

О работе судебных приставов: проблемы и варианты их разрешения

Как решить проблемы судебными приставами

Служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции РФ, является органом принудительного исполнения, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.

Полномочия службы судебных приставов, порядок ее организации и деятельности определяются ФЗ «Об исполнительном производстве» и ФЗ «О судебных приставах».

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов возлагается на судебных приставов-исполнителей.

В исполнительном производстве сторона, в пользу которой вынесено решение называется взыскатель и в силу ФЗ «Об исполнительном производстве» обладает достаточным объемом прав для защиты своих интересов.

В силу данного закона взыскатель имеет право в любой момент знакомиться с материалами исполнительного производства снимать с них копии, обращаться с ходатайствами, обжаловать действия судебного пристава в установленном порядке.

После вступления решения в законную силу вы вправе, получив исполнительный лист, сами доставить его в службу судебных приставов и обязательно зарегистрировать его в книге входящей корреспонденции.

После поступления исполнительного листа судебный пристав обязан в течение 10 дней возбудить исполнительное производство, предоставить должнику определенный срок для добровольного исполнения судебного решения, а затем, если должник не шевелится, заняться принудительным исполнением.

Для этого пристав выполняет следующие действия: направляет запросы в регистрирующие органы о наличии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание. Если имущество имеется, пристав может наложить на него арест и выставить на торги.

Если имущества нет, пристав должен составить акт о наличии либо отсутствии имущества по месту жительства должника.

Если по месту жительства должника имущество отсутствует, то составляется акт об отсутствии имущества, который должен быть подписан двумя понятыми.

Если данные меры безрезультатны, но должник работает, то исполнительный лист может быть направлен по месту работы для удержаний с заработной платы должника. И все вышеперечисленные действия в силу закона «Об исполнительном производстве» должны быть совершены приставом в течение двух месяцев.

Таким образом, если вы сомневаетесь, что судебные приставы что-то делают для исполнения вашего решения, пишите заявление об ознакомлении с материалами исполнительного производства.

Если приставом никаких действий, кроме возбуждения исполнительного производства, не предпринято, производство заволокичено, вы можете обжаловать действия пристава в установленном порядке. И еще. Если у вас есть данные о наличии у должника имущества, вы можете обратиться к приставу с письменным ходатайством о проверке данного факта, на которое пристав также обязан отреагировать.

Что делать, если должник не желает добровольно исполнить судебный акт? Если у должника на счетах в кредитных учреждениях нет достаточных денежных средств для погашения долга?

Ответ один: обращаться в службу судебных приставов с заявлением о принудительном исполнении судебного акта. Но и тут, увы, можно столкнуться с нерешаемыми задачками.

Главные проблемы во взаимодействии возникают, в том числе, вследствие наличия глобальных проблем в деятельности службы судебных приставов. Нельзя сказать, что все взыскатели идеальны и проблема взаимодействия заключается только в судебных приставов.

Тем не менее, главные проблемы службы судебных приставов, которые приводят к несвоевременному исполнению судебных актов, в настоящее время это:

1)Колоссальная служебная нагрузка, которая давно превысила все пределы человеческих возможностей.2)Невысокий уровень квалификации судебных приставов-исполнителей и высокая текучка кадров.

3)Недостаточное материально-техническое обеспечение службы судебных приставов.

На первый взгляд, все причины объективные и взыскатель никак не может повлиять на них.Однако практика показывает, что имеется возможность обеспечить эффективное взаимодействие с каждым конкретным судебным приставом-исполнителем. Здесь применяется оказание практической и методической помощи, помощь в подготовке проектов процессуальных документов и их доставка адресатам и многое другое.

Часто взыскатели жалуются на судебного пристава за то, что исполнительное производство возбуждается только месяц-два с момента предъявления исполнительного документа к исполнению.

Судебный пристав с легкостью уйдет от ответственности и у старшего пристава и даже в суде по той банальной причине, что Ваш исполнительный документ якобы находился в службе документооборота. Закон обязывает пристава возбудить исполнительное производство в течении 3-я дней с того момента, как он получил исполнительный лист.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О судебных приставах», старший судебный пристав подразделения контролирует работу возглавляемого им подразделения и несет ответственность за выполнение задач, возложенных на службу судебных приставов.

Также, старший судебный пристав несет ответственность за организацию и состояние делопроизводства.

В случае подачи искового заявления на службу судебных приставов на истце лежит обязанность доказывания того факта, что именно бездействие приставов явилось причиной неисполнения должником решения суда, что с точки зрения сложившейся практики, действительно не так. Единственное, что можно заработать на жалобах и исках к приставам – головная боль и бесценный опыт судебных тяжб с представителями исполнительной власти РФ.

Важным моментом так же является то, что для возбуждения исполнительного производства, судебные приставы пользуются стандартными бланками, заранее «забитыми» в компьютеры, которыми службы оснащена.

Если учесть то обстоятельство, что в зависимости от отдела ССП, количество дел на исполнении у приставов колеблется в диапазоне от 1000 до 3000, логично предположить, что с высокой долей вероятности пристав совершит множество ошибок при составлении документа.

Необходимо проверить содержание постановления на предмет соответствия ст. 9, 88 ФЗ «Об исполнительном производстве», а лучше и вовсе приносить приставу готовые постановления, в которых ему необходимо только поставить подпись и печать.

Это облегчит работу приставу, ускорит вашу работу и повысит лояльность всего отделения приставов к Вашей организации в целом. Это важный момент, так как в случае наличия ошибок в постановлении должник с легкостью оспорит постановление пристава в суде, чем выиграет бесценное для него время.

Далее стоит упомянуть такую процедуру, как выход пристава в адрес, указанный в исполнительном документе или заявлении должника. Моментальный выход судебные приставы делают редко.

Как правило, они ждут сведений из налоговой инспекции о банковских счетах должника, затем проверяют наличие на них денежных средств и только потом идут в адрес.

Если же взыскатель против такого подхода к работе, ему указывают на пункт 2 статьи 46 и статьи 58 ФЗ «Об исполнительном производстве». Согласно этим нормам, обращение взыскания на имущество допускается только в случае недостаточности денежных средств.

А устанавливать эту недостаточность судебные приставы явно не торопятся. Между тем можно быстро и элементарно проверить наличие у должника денежных средств и открытых счетов, затратив на это всего лишь 2 недели.

Важно понимать, что у судебного пристава физически нет времени таким образом обрабатывать каждое исполнительное производство.

Но законных или логических оснований отказа взыскателем, которые заинтересованы в исполнении и предлагают всяческую помощь, нет.

Такие взыскатели приходят крайне редко, а если владеть навыками и знаниями этики данной структуры, то успешное ведение производства вполне вероятно.

Источник: http://advokaty39.pro/analiz-deistvuyushego-zakonodatelstva/o-rabote-sudebnyh-pristavov-problemy-i-varianty-ih-razresheniya/

Списать нельзя обжаловать

Как решить проблемы судебными приставами

Также он отмечает, что проблемы возникают у пенсионеров как у самой социально незащищенной категории граждан. Последний громкий случай произошел этой осенью в Забайкалье. Там приставы сняли всю пенсию с карточки пенсионера в счет уплаты долга по ЖКХ. В начале декабря прокуратура признала действия приставов незаконными.

Что касается мошенничеств, то в общем объеме конфликтов, связанных с неправомерным взысканием со стороны ФССП, они занимают небольшую часть, но все-таки встречаются, отмечает финансовый омбудсмен Павел Медведев.

РБК разбирался, на какие доходы должника и в каком объеме может быть обращено взыскание, и что делать, если приставы списывают деньги в счет долга, которого не существует.

Изъять у должника имущество, в том числе деньги, судебные приставы могут только по решению суда.

Партнер юридической компании Vinder Law Office Екатерина Булдакова поясняет, что исполнительный лист, выданный судом, поступает в отделение Федеральной службы судебных приставов, где возбуждается исполнительное производство.

Далее пристав направляет инкассовые поручения банкам, в которых должник имеет счета. Инкассовое поручение подразумевает списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке, то есть отказать приставам банк не имеет права.

Чтобы определить, в какой организации есть счет, пристав рассылает запросы в банки о наличии у должника счета (эта процедура прописана в законе «Об исполнительном производстве»).

При этом законом установлен перечень неприкосновенных доходов, забирать которые у гражданина нельзя.

В частности, взыскание не может быть обращено на социальные выплаты, связанные с причинением вреда здоровью, алименты, материнский капитал, пособия на детей, компенсации, связанные с обеспечением ухода за нетрудоспособными, пенсии по потере кормильца.

«В данном случае применяется правило взыскания за счет любых доходов, в том числе пенсии по старости, кроме тех, в отношении которых действуют ограничения или запреты», — поясняет Василий Малинин.

Но Павел Медведев отмечает, что эти принципы иногда нарушаются. «Задача приставов заключается в том, чтобы списать средства, а что это за доходы, они не уполномочены разбираться. Строго говоря, приставы не знают, какие именно деньги есть у гражданина. Я сталкивался с ситуациями, когда долги по кредитам у матерей-одиночек списывали с пособий на ребенка», — говорит омбудсмен.

По его словам, определить, из каких выплат гражданина можно вычитать долги, должен суд, который выписывает предписание, но часто эта обязанность игнорируется.

Екатерина Булдакова соглашается, что разбираться с категориями доходов должника никто не хочет, особенно если и зарплата, и социальные выплаты начисляются на один счет. «Пристав, не разбираясь, выставляет требование банку.

Банк тоже не разбирается и просто механически списывает соответствующую сумму со счета», — отметила она.

Решить проблему, возможно, смогут поправки в Гражданский кодекс и закон об исполнительном производстве, которые в начале ноября депутаты одобрили в первом чтении.

Предполагается, что все социальные выплаты гражданин будет получать на специальный счет, на который не может быть обращено взыскание.

Если банк получит поручение от ФССП, он должен будет отказать приставам в доступе к такому счету.

Но пока в подобных ситуациях должнику приходится доказывать неправомерность взысканий на защищенные выплаты.

Для этого он должен собрать документы, которые определяют источник этих доходов (предоставить справки или постановления, говорящие о том, что это именно те деньги, которые защищены от взыскания).

Например, если речь идет об алиментах, то предоставить решение суда о назначении алиментов, свидетельство второго родителя, выписку из банка, которая доказывает, что именно он перечислял эти деньги.

С этими документами должнику надо обратиться с жалобой на незаконные действия и с требованием вернуть удержанные деньги в районный отдел судебных приставов.

Но Павел Медведев говорит, что в большинстве случаев договориться с приставами не удается и приходится обращаться в суд.

«Если ответа от приставов нет, надо подать жалобу главному судебному приставу или заявление в суд», — подтверждает руководитель уголовной практики BMS Law Firm Тимур Хутов.

Адвокаты предупреждают, что важно не пропустить срок обжалования постановления о взыскании.

«Сделать это можно в течение десяти дней с момента вынесения постановления или с момента, когда человек был уведомлен о вынесении постановления», — поясняет юрист.

Если, например, постановление было вынесено первого числа, а уведомление получено только двадцатого числа, то десятидневный срок будет отсчитываться с последней даты.

Если срок обжалования истек, жалобу не примут. Исключение составляют ситуации, когда человек не смог подать жалобу по объективным причинам, например был в больнице или находился в другой стране.

Виктор Климов предупреждает, что если в рамках одного дела удалось доказать неприкосновенность денег, то при взыскании по другому долгу должнику вновь придется доказывать социальный характер таких выплат.

Из зарплаты, пенсии по старости или других доходов пристав по всем исполнительным листам может удержать до 50% (согласно закону «Об исполнительном производстве»). Причем размер удержания исчисляется из суммы, оставшейся после уплаты налогов.

При взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, вреда в связи со смертью кормильца, а также при возмещении ущерба, причиненного преступлением, размер удержания из заработной платы или иных доходов должника не может превышать 70%.

Сам должник может попытаться уменьшить сумму регулярных выплат. «Для этого следует обратиться с заявлением о снижении размера удержаний в службу судебных приставов-исполнителей либо в суд, вынесший решение, с заявлением об изменении порядка и способа исполнения решения суда», — говорит юрист Василий Малинин.

Свою просьбу должник может обосновать тем, что сумма, оставшаяся после взыскания на его счете, слишком мала, что нарушает принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования гражданина и членов его семьи.

Это может выражаться в нехватке средств на необходимый минимум: питание, оплату ЖКХ, лекарства и даже на заправку машины, если она является источником заработка.

Адвокаты советуют в качестве доказательств предоставлять любые сведения, будь то чеки из магазина, квитанции за оплату коммунальных услуг, справки о доходе семьи и лицах, находящихся на иждивении.

Списание социальных денег — не единственная проблема, с которой сталкиваются должники.

На практике, говорят юристы, встречаются ситуации, когда средства продолжают списываться после завершения исполнительного производства.

На форумах, посвященных защите потребителей финансовых услуг, можно встретить жалобы от людей, с которых хотят взыскать долг по уже закрытому кредиту или погашенной задолженности по ЖКХ и алиментам.

Как и в первом случае, для начала должнику нужно обратиться в районный отдел судебных приставов. Как отмечает Василий Малинин, если речь идет об уже погашенном долге, гражданину необходимо представить доказательства полной уплаты долга (квитанции, расписки об оплате). Если в возвращении денег будет отказано, придется обращаться в суд.

Обычно, по словам юриста Московской городской коллегии адвокатов Григория Колесникова​, срок подобного разбирательства не превышает шесть месяцев.

Екатерина Булдакова рассказывает, что нередко возникают проблемы у людей, которые имеют несколько счетов в разных банках. «Приставы направляют требования в несколько банков, и все банки их исполняют.

Поэтому фактически у человека изымают в несколько раз больше, чем сумма, которая с него причитается по решению суда», — говорит адвокат. Например, человек должен 50 тыс. руб. в счет уплаты коммунального долга. У него счета в трех банках, на каждом из которых по 100 тыс. руб.

В итоге приставы направляют в каждый банк требование — списать 50% дохода — получается, что списанная сумма в три раза превышает долг.

По словам Булдаковой, в таком случае приставы сами обязаны вернуть излишне списанные средства автоматически (весь невостребованный остаток хранится на счете подразделения ФССП), но из-за бюрократических проволочек этого чаще всего не происходит. Тогда человеку следует обратиться к приставам с заявлением о возврате излишне списанных средств, приложив к нему банковские выписки. Займет такое разбирательство до полугода.

Сложнее доказать незаконность взыскания, когда речь идет о мошеннических действиях, ​например, на имя гражданина без его ведома взяли кредит, а потом по нему скопился долг, говорит Павел Медведев.

Сначала мнимому должнику придется доказать незаконность сделки, на основании которой возникло долговое обязательство.

«Подобные дела стоят больших физических и моральных затрат и могут длиться несколько лет», — говорит Медведев.

Если суд признает несостоятельность сделки, то с его постановлением уже нужно обращаться к судебным приставам.

«Если в адрес взыскателя приставы уже что-то взяли, то человек может требовать возвращения этих денег с той организации, на счет которой происходили выплаты (банк, предприятие ЖКХ и т.д.)», — поясняет Григорий Колесников.

Более того, теоретически гражданин может поставить вопрос о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.

Согласно Гражданскому кодексу, основанием для начисления процентов является в том числе неправомерное удержание денежных средств и неосновательное получение или сбережение денежных средств за счет другого лица. Размер процентов равняется ключевой ставке ЦБ (сейчас составляет 8,25% годовых). Но, по словам Павла Медведева, на практике добиться этого сложно.

Адвокаты предупреждают: обжалование действий не приостанавливает исполнительного производства. То есть пока должник будет разбираться в правомерности взысканий, с его счета продолжат списывать деньги. Поэтому потребуется подать отдельное заявление о приостановлении взыскания либо судебным приставам, либо в суд.

Александра Посыпкина

Источник: https://www.rbc.ru/money/14/12/2017/5a2fda589a79477c73f756f7

Ваши права
Добавить комментарий