Как регламентированы права учителей в отношении личных вещей и имущества учеников?

Кодекс прав и обязанностей учителей, родителей и учеников в МБОУ СОШ № 3

Как регламентированы права учителей в отношении личных вещей и имущества учеников?

  1. На хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные условия труда, охрану жизни, бесплатную медицинскую помощь, рациональный режим, качественное питание в школе.

  2. На уважение и защиту прав, чести, достоинства,  профессиональных интересов, моральную и материальную помощь.

  3. На обращение в любой оран самоуправления школы и вышестоящие организации в случае несогласия с принятым в школе решением, при нарушении его прав, не предоставлении предусмотренных законодательством льгот

  4. На социальную защищенность, на дополнительную оплату за дополнительный труд.

  5. На первоочередное обеспечение специальной и художественной литературой, удовлетворение общекультурных потребностей и интересов

  6. На участие в выработке и принятие школьных законов, уставов, положения управлении школьными делами, на высказывание своего мнения, в том числе критического, по любому вопросу школьной жизни, в адрес  любого работника, ученика или органа самоуправления.

В учебно-воспитательном процессе: самостоятельно выбирать вариант или корректировать учебные программы,  определять формы, методы и приемы обучения и воспитания учащихся;

  • выбирать форму оформления плана урока (оформлять или не оформлять письменного плана урока или другого заведения при условии, если достигнуты высокие результаты в работе;

  • проводить эксперимент с разрешения вышестоящих органов, если они не наносят ущерб здоровью, качеству обучения и воспитания учащихся;

  • работать в режиме доверия и самоконтроля при высоких результатах учебно-воспитательной работе (с учетом итогов аттестации или по решению педсовета, совета школы);

  • установить свободное посещение своих уроков для хорошо успевающих (по письменному заявлению родителей, если организованы занятия по индивидуальному плану и решению педсовета).

  • На  свободу совести и вероисповедания, членство в общественных организациях, объединениях  и соответствующую в них деятельность в свободное от работы время, не противоречащую закону и Уставу школы.

  • Избирать и быть избранным в любом орган самоуправления школы.

  • На аттестацию, использование любых реальных имеющих путей повышения своей квалификации, на методический день для самообразования за счет  рациональной организации труда, на творческий отпуск до семи дней в год, дополнительный отпуск сроком до одного года (порядок и условия определяются учредителем), представляемый  не реже, чем через 10 лет непрерывной педагогической работы.

  • На защиту прав, чести и достоинства. В случае оскорбления со стороны родителей, учащихся проводится служебное расследование, директором назначается конфликтная комиссия.

  •  Учитель обязан:

    1. Выполнять Устав школы, ее режим, правила внутреннего трудового распорядка, решение органов школы, самоуправления, распоряжение администрации, соответствующие трудовому законодательству, своевременно и аккуратно вести школьную документацию и отчетность.

    2. Обеспечить охрану жизни и здоровья учащихся, соблюдать требования техники безопасности и охраны  труда, производственной и личной  санитарии и гигиены, противопожарной безопасности.

    3. Принимать необходимые меры по обеспечению сохранности школьного оборудования и имущества, воспитания бережное отношение к ним  у учащихся; заботиться о пополнении дидактического материала кабинета.

    4. Уважить и оберегать права, честь  и достоинства всех участников учебно- воспитательного процесса, неукоснительного соблюдать педагогическую этику;  соблюдать право учащегося на независимость духовной и личной жизни, считаться с его мнением по вопросам организации учебно-воспитательного процесса.

      1. В образовательном процессе: добиваются глубоких и прочных знаний, учений и навыков  учащиеся и творческих их применения в учебе, труде и жизни;

      2. всемерно поощрять любознательность, активность, самостоятельности и самодеятельность учащегося, обеспечивать сотрудничество с ними в процессе обучения и во внеурочной работе;

      3. изучать индивидуальные особенности школьников, их семейно – бытовые условия, использовать в работе современные достижения  психолого-педагогической науке и методике; оказывать дополнительную учебную помощь учащемуся по уважительной причине отставшим  или не справляющиеся с учебным материалом;

      4. воспитывать учащихся на основе общечеловеческих ценностей, демократии и гуманизма, показывать личный пример следования им;

      5. по распоряжению директора школы разрабатывать  общеобразовательные и дополнительные программы, принимать участие в разработке учебных планов, графиков, индивидуальных планов обучения, осуществлять классное руководство.

    5. Систематически повышать свою квалификацию. Проходить аттестацию.

    6. Поддерживать постоянную связь с родителями учащихся, оказывать им практическую и консультативную помощь в воспитании ребенка, привлекать родителей к посильному участию в учебно-воспитательном процессе; активно пропагандировать педагогические знания, предоставлять родителям о возможность посещать свои уроки.

    1. Требования от администрации школы создания нормативных условий для получения их детьми полноценных знаний.

    2. Требовать соблюдения школой санитарно-гигиенического режима, правил техники безопасности.

    3. Принимать участие в выборах органов школы: Совета родительского комитета, общешкольного  комитета.

    4. Получать методическую помощь со стороны учителя по  вопросам обучения и воспитания ребенка.

    5. Открыто выражать сове мнение о работе учителя и других работников школы, соблюдать нормы делового общения, этики, аргументируя свои выводы.

    6. Посещать уроки с целью  определения уровня знаний и воспитанности своего ребенка с ведома завуча и согласия учителя.

    7. Участвовать в организации внеклассных мероприятий.

    8. Вносить вклады, создавать классные и школьные фонды  на  организацию дополнительных занятий, досуга детей.

    9. Выбирать школу, класс для обучения своего ребенка, переводить в другую школу в случае несогласия с требованиями учителя или настоящего Устава.

    10. Выбирать профиль и формы обучения, существующие в школе, любой вид внеклассной и внешкольной деятельности, занятия по интересам.

    1. Создать нормальные условия для жизни ребенка, его учебы и проведения досуга, контролируя выполнение домашнего задания, чтения художественно литературы.

    2. Воспитать уважение к общественно-полезному труду, общепринятым нормам поведения, мораль, и личные примеры, пропагандировать здоровый образ жизни.

    3. Возмещать ущерб, нанесенный ребенком в школе, в пределах стоимости испорченный предметов или личных вещей в соответствии с актом расследования причин порчи.

    1. Получение всестороннего образования, соответствующего требования общества, обеспечивающего его продолжение, с учетом выбранной профессии в соответствии с призванием, интересами и способностями каждого, исходя из общественной потребности.

    2. На создание благоприятных психолого-психологических и санитарно-бытовых условий обучения, своевременное и качественное питание.

    3. Представлять школу на конкурсных смотрах, соревнованиях, олимпиадах и других мероприятиях  в соответствии со своими возможностями, знаниями, умениям.

      В учебе: пользоваться учебными кабинетами, лабораториями, библиотекой, другими учебными, учебно-вспомогательными помещениями, техническими средствами, оборудованием, учебниками и учебными пособиями, сооружениями, спортивными инвентарем учебного комплекса;

      1. в установленном порядке избирать профиль обучения;

      2. в установленном порядке претендовать на  медицинское обслуживание;

      3. при организации производственного обучения и практики, общественно – полезного производственного труда требовать обеспечение безопасных условий труда;

      4. через органы самоуправления школы и своей общественной организации участвовать в обсуждении и принятии решений по  вопросам совершенствования
        прять активность в приобретении знаний, вместе с родителями выбирать профиль и формы обучения, существование в школе;

      5. на своевременное уведомление о сроках и объеме  письменных контрольных работ, зачетов, смотров знаний;

      6. на дополнительную учебную помощь в виде занятий в классах (коррекции);

    4. На переход в другую школу, параллельный или другой класс при наличии в них свободных места.

    На уважение личного достоинства, обращение в случае  необходимости к педагогам и другим школьным работникам, получение от них помощь и поддержки.

  • На разносторонне развитие своих задатков и способностей; выбирать любой вид внеклассных и внешкольных занятий по интересам.

  • Ученик 5-9 классов имеет право:

    1. На равноправное со школьными работниками положение в школе, уважение своей части и достоинства, на обращение в случае конфликтной ситуации к педагогам, в органы школьного самоуправления и получение от них помощи и поддержки.

    2. Избирать и быть избранным в органы школьного самоуправления, участвовать  в выработке и принятии школьных законов, в управлении делами школы, открыто выражать сове мнение, высказывать критические замечания в адрес школьного работника, ученика, не унижать их достоинства.

    3. В учебе:

      1. На всесторонне развитие своих способностей и наклонности; выбирать любой вид внеклассной и внешкольной деятельности, занятий по интересам, участвовать в производственном труде, распределении его результатов и заработанных денег.

      2. На образование разных клубов, студий, секций, кооперативов, общественной организации, если  их деятельности не противоречит Устав школы, нормам морали и общежития.

    Ученик 10-11 классов имеет право:

    1. На равноправное  со школьными работниками положение в школе, уважение, защиту своей чести и достоинства, независимый дух жизни.

    2. Участвовать в управлении школьными делами,  открыто выражать свое мнение, не унижать при этом достоинства других людей.

    а) В учебной деятельности: проявлять активность в приобретении знаний, выбирать профиль и формы  обучения, существующие в школе, определять темпы  и сроки освоения обязанностей и дополнительного образования, избирать индивидуальную программу обучения;

    б) на своевременное уведомление об уроках и объеме письменных контрольных работ, зачетов, смотров знаний;

    в) на сдачу экзаменов по любому предмету; в случае несогласия с годовой, полугодовой или текущей  оценкой.

    3. На всесторонне развитие способностей и дарований,   реализаций профессиональных интересов, участвовать в производственном труде, распределение его результата и денежных награждений.

    4. На создание различных самодеятельных объединений, обществ, организаций, если их деятельность не противоречит Уставу школы и нормам морали и общежития.

    Обязанности учащихся

    Учащиеся 1-4 классов обязаны:

    1. Прилежно учиться, выполнять все требования учителя.

    2. Примерно вести себя в школе, в общественных местах, выполнять требования работников школы, дежурных учащихся.

    3. В своем поведении следовать общепринятым нормам морали: быть честным, правдивым, вежливым, уважительно относиться друг к другу и старшим.

    4. Участвовать в общественно полезном труде, самообслуживании по разрешению родителей (законных представителей)

    5. Бережно относиться к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, быть опрятным, аккуратно одетым.

    6. Соблюдать режим дня, правила личной гигиены, с пользой проводить свободное время.

    Учащиеся 5-9 классов обязаны:

    1. Настойчиво овладевать знаниями, определить путь завершения среднего образования.

    2. Активно участвовать в общественно – полезном, самообслуживании по разрешению родителей (законных представителей).  Строго соблюдать правила безопасности с техническим оборудованием .

    3. Принимать посильное участие в общественной жизни школы и класса,  в работе самоуправления. Стремиться сочетаться личные интересы и интересы коллектива.

    4. Бережно относиться к школьному имуществу, к своим вещам, быть опрятным, аккуратно одетым в школьную форму.

    5. Правильно организовать учение, труд, отдых, соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

    6. Уважать родителей и старших, быть дисциплинированным, вежливым.

    7. Выполнять решения органов ученического самоуправления, требования работников школы, если они не противоречат настоящему Уставу.

    Учащиеся 10-11 классов обязаны:

    1. Систематически глубоко овладевать знаниями и овладевать навыками, развивать свои  способности, вырабатывать умение самостоятельно пополнять знания и применять их на практике.

    2. Участвовать в общественно – полезном производственном труде,  самообслуживании  по разрешению родителей (законных представителей) и соблюдать правила внутреннего распорядка школы.

    3. Быть дисциплинированным и организованным, вести здоровый образ жизни. В школе запрещается курить, выражать нецензурной бранью, организовывать драки, появляться в состоянии наркотического, алкогольного опьянения. Запрещается иметь при себе и распространяться в школе наркотические вещества.

    4. Беречь и укреплять государственную, общественную школьную собственность, беречь природу, охранять ее богатство.

      Неукоснительно соблюдать законы, уважать правила общежития, нетерпимо относиться к антиобщественным проявлениям.

      а) По решению Совета школы за совершение противоправных действий, неоднократные нарушения Устава допускается исключение учащихся, достигших 15 лет. Об исключении учащегося  в трехдневный срок проинформировать РУНО.

    5. Укреплять здоровье, заниматься физической культурой.

    6. Беречь и умножать лучшее традиции школы, коллектива, принимать посильное участие в работе  ученического самоуправления, помогать учителям в организации внеурочной работы.

    7. Быть аккуратно одетым.

    Источник: http://www.mou-3-chelyabinsk.edusite.ru/p29aa1.html

    Как защитить права школьника – отвечает адвокат

    Как регламентированы права учителей в отношении личных вещей и имущества учеников?

    Белорусское телеграфное агентство совместно с Белорусской республиканской коллегией адвокатов продолжают цикл материалов на правовую тематику “Право на защиту: советы адвоката”. В этот раз предлагаем обсудить вопросы, касающиеся защиты прав школьников.

    Опытные адвокаты юридической консультации Ленинского района Гродно Юлия Антоненко, Линда Макарова и Екатерина Грицкевич расскажут о том, на какую компенсацию можно рассчитывать, если в учебном заведении получена травма, что делать, если ребенка травят одноклассники, и будет ли считаться доказательством в суде диктофонная запись с оскорблениями.

    Что делать, если ребенка травят в школе? Как реагировать родителям и куда обращаться? Можно ли привлечь обидчиков к ответственности?

    Травить ребенка могут психологически (включая обе крайности – как шквал оскорблений, так и бойкот), физически (поджидать в подворотне и бить), прятать, портить и воровать его вещи. Способов нарушить границы личности множество.

    В таком случае следует сообщить классному руководителю и руководству учреждения образования. Также для защиты интересов ребенка можно обратиться в соответствующий орган опеки и попечительства. При возможности стоит поговорить с законными представителями обидчика.

    Если необходимо, рекомендуется обратиться к детскому психологу.

    О фактах применения или угрозы применения физического насилия в отношении ребенка, оскорблений, клеветы, хулиганства, хищения имущества или его порчи, доведения до самоубийства, служебной халатности и другом стоит сообщать в органы внутренних дел по месту нахождения учреждения образования – для проведения проверки и привлечения виновных к ответственности.

    Родители ребенка, на которого морально, психологически давят одноклассники, могут привлечь обидчиков только к ответственности, прямо предусмотренной законодательством.

    Для этого необходимо прежде всего зафиксировать факт противоправных действий, за которые законом предусмотрена уголовная или административная ответственность. При этом важно, чтобы виновное лицо достигло возраста уголовной или административной ответственности. Например, по ст.4.3.

    КоАП административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения 16-летнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных этим кодексом.

    С 14 лет административная ответственность наступает только по отдельным категориям правонарушений. В частности, за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия, мелкое хищение, умышленное уничтожение либо повреждение имущества, жестокое обращение с животными, мелкое хулиганство.

    Родители ребенка, в отношении которого совершены противоправные действия, подпадающие под уголовное или административное законодательство, могут обратиться с иском в суд о компенсации морального вреда, а также о защите чести и достоинства ребенка, если распространялись не соответствующие действительности сведения, которые порочат его честь и достоинство.

    Есть ли ответственность для учителя, который не замечает такую травлю? Если он остается в стороне от конфликта, не пытаясь его как-нибудь разрешить, тем самым просто бездействует?

    Учитель или воспитатель – это основное лицо, которое несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время его пребывания в учебном заведении. Так, во время уроков за детьми обязан смотреть учитель, во время перемен – дежурный педагог (назначаемый директором), а в детском саду – воспитатель.

    Документами, четко определяющими обязанности и ответственность учителей, воспитателей и других участников образовательного процесса, являются Кодекс об образовании, устав, правила внутреннего распорядка школы и должностные инструкции.

    За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего распорядка школы, законных распоряжений директора, иных локальный нормативных актов, должностных обязанностей классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

    Иная ответственность для учителя и руководства школы, которые не замечают такую травлю, может наступить только в случае наступления определенных неблагоприятных последствий для ребенка. Например, ст.

    428 УК предусмотрена ответственность за служебную халатность, то есть в частности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей из-за недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере.

    Как поступать, если травля ведется в соцсетях?

    В подобной ситуации для установления причастных к оскорблениям и травле первоначально целесообразно обратиться в органы внутренних дел с соответствующим заявлением.

    К нему следует приобщить скриншоты страниц интернет-ресурсов (социальных сетей и др.), на которых содержатся сведения, подтверждающие изложенные в заявлении факты.

    Если в действиях обидчиков будет установлен состав правонарушения, они (или их законные представители) могут быть привлечены к ответственности.

    Кроме того, пострадавший либо его законные представители могут обратиться в суд с исковыми требованиями об опровержении порочащих честь и достоинство учащегося сведений, а также о взыскании денежной компенсации морального вреда.

    Важно помнить, что в гражданском процессе каждая сторона обязана доказать факты, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

    В том числе необходимо подтвердить характер и степень физических и нравственных страданий, перенесенных ребенком в связи с оскорблениями и травлей.

    Могут ли родители перевести своего ребенка в параллельный класс, если возник конфликт с педагогом или одноклассниками?

    Перевод детей в параллельный класс происходит на основании заявления родителя (-лей), поданного на имя директора школы. Заявление должно содержать:

    – фамилию, имя, отчество директора, а также наименование учебного заведения, в которое подается заявление (место обучения ребенка);

    – фамилию, имя, отчество и место жительства (место нахождения) родителя (-лей), а также их контактные телефоны, факсы и электронные адреса (при их наличии);

    – фамилию, имя, отчество и место жительства (место нахождения) ребенка с указанием класса, в котором он обучается;

    – обоснование причины перевода с указанием параллельного класса, в который родители хотели бы перевести ребенка;

    – подпись родителя (родителей) и дату подачи заявления.

    Директор школы принимает решение о возможности перевода с учетом наличия свободных мест в желаемом классе. Наполняемость классов установлена ст.13, 14 Кодекса Беларуси об образовании.

    Может ли ребенок записывать оскорбления одноклассников или учителя на диктофон? Будет ли это считаться доказательством в суде?

    По действующему законодательству аудиозапись может являться источником доказательств в гражданском, административном и уголовном процессах.

    Вместе с тем для признания аудиозаписи допустимым доказательством и учета ее судом при принятии итогового решения по делу нужно, чтобы она была получена в порядке, установленном законом.

    Данные требования обусловлены необходимостью соблюдения конституционного права граждан на невмешательство в их личную жизнь.

    Так, по ст.229 Гражданского процессуального кодекса Беларуси не может использоваться в качестве доказательства звуко- или видеозапись, полученная скрытым путем, за исключением случаев, когда такая запись допускается законом.

    Таким образом, допускается звукозапись, сделанная скрытно, но в порядке, предусмотренном законом об оперативно-разыскной деятельности, или открыто, если собеседник был предупрежден о том, что разговор записывается, и согласился на запись, либо подтвердил, что осведомлен об этом обстоятельстве. Факт осведомленности о производстве аудиозаписи должен явственно следовать из ее содержания.

    Может ли учитель отбирать у школьника телефон на время урока, если он мешает учебному процессу?

    В настоящее время в Беларуси нет специальных нормативных правовых актов (законов, актов Президента, постановлений правительства и т.д.), регулирующих вопросы использования мобильных телефонов учащимися в школах.

    В целом порядок владения и пользования учащимися мобильными телефонами регламентируется общими нормами гражданского законодательства о праве собственности. В большинстве случаев учащийся, получивший телефон в дар от своих родителей или иных родных, является его собственником.

    Любому собственнику, независимо от возраста, принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Он может по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

    Таким образом, временное отобрание мобильного телефона учителем – незаконная мера.

    Вместе с тем в учреждениях образования могут разрабатываться и действовать локальные акты, например уставы, правила, положения, устанавливающие определенные требования к организации учебного процесса и поведению учащихся, в том числе ограничения в пользовании мобильными телефонами во время уроков. За нарушение установленных правил к учащимся в отдельных случаях могут применяться меры дисциплинарного воздействия, например, замечание или выговор.

    Какие действия должен предпринять учитель, если в классе произошла кража? Имеет ли он право досматривать школьника, которого подозревает в этом преступлении, проверять его портфель?

    В случае кражи учитель ставит в известность директора школы. Руководство учебного заведения информирует законного представителя (-лей) о произошедшем и решает вопрос о необходимости вызова милиции. Не стоит злоупотреблять правом на вызов сотрудников милиции. Необходимо учитывать размер похищенного имущества (ластик, ручка или это более дорогостоящие вещи).

    Досмотр школьника и его вещей учителем не допускается, так как он не относится к кругу лиц, имеющих такое право.

    Могут ли родители присутствовать на занятиях в школе по собственной инициативе?

    Родители являются законными представителями обучающихся несовершеннолетних. К ним помимо родителей относятся усыновители (удочерители), опекуны, попечители.

    В законодательстве нет запрета на присутствие законных представителей на занятиях в школе. В соответствии с п.1.4 ч.1 ст.

    34 Кодекса об образовании они имеют право на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся.

    Если законные представители желают присутствовать на уроке, рекомендуется написать заявление на имя директора с указанием учителя и урока, который они собираются посетить.

    Кто несет ответственность, если из-за драки в школе пострадал ребенок? Как поступать родителям жертвы и виновника? Предусмотрена ли компенсация, если травма получена, например, во время занятий физкультурой?

    Ответственными в таком случае за противоправные действия ребенка будут его законные представители и соответствующее учреждение образования. Сами обидчики отвечают только после достижения ими 14-летнего возраста.

    Если ребенка избили, необходимо сообщить классному руководителю и руководству школы, обратиться в травматологическое отделение учреждения здравоохранения, где пройти медицинское освидетельствование на наличие телесных повреждений у ребенка, а также для установления степени их тяжести, если таковые есть. При возможности стоит поговорить с законными представителями обидчика. Сообщить в органы внутренних дел по месту нахождения учреждения образования о случившемся для проведения проверки и привлечения виновных к ответственности. Обратиться при необходимости к детскому психологу.

    При наличии у ребенка телесных повреждений его законные представители вправе обратиться в суд с иском о компенсации морального вреда, а если во время драки было повреждено имущество, то и о возмещении ущерба.

    По гражданскому законодательству имущественную ответственность в таком случае за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (малолетним), несут его родители, усыновители или опекун, если не докажут, что вред возник не по их вине.

    Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несет ответственность за причиненный вред на общих основаниях. Если у него нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, таковой должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями, усыновителями или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

    В случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет (малолетнего) и не имеющего заработка (дохода), лицо, ответственное за причиненный вред, обязано возместить расходы, вызванные повреждением здоровья.

    По достижении малолетним 14-летнего возраста, а также в случае причинения вреда несовершеннолетнему в возрасте от 14 до 18 лет, не имеющему заработка (доходов), потерпевшему обязаны возместить (помимо расходов, вызванных повреждением здоровья) также вред, связанный с утратой или уменьшением его трудоспособности, исходя из установленного законодательством пятикратного размера базовой величины.

    Следует отметить, что вред, который возник вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Если грубая неосторожность его самого содействовала возникновению вреда или его увеличению, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.

    Если будет установлено, что ребенок получил травму по вине учреждения образования, то его законные представители могут обратиться в суд с иском о компенсации морального вреда, а также о возмещении вреда в случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего.

    Если вас интересует какая-то тема, можете присылать свои вопросы и предложения по адресу advice@belta.by.-0-

    Подписывайтесь на нас в

    Яндекс.Дзен, Telegram и Viber!

    Источник: https://www.belta.by/society/view/kak-zaschitit-prava-shkolnika-otvechaet-advokat-317848-2018/

    Что нужно знать учителю о своих правах накануне первого сентября

    Как регламентированы права учителей в отношении личных вещей и имущества учеников?

    Как отказаться от классного руководства, законно ли ограничивать личные вещи педагога на рабочем месте и можно ли отдыхать в День знаний. На вопросы подписчиков Педсовета в социальных сетях отвечает юрист.

    Выходной день для учителя-родителя первоклассника

    Даётся ли родителям первоклассников оплачиваемый выходной день в День знаний? Сами родители являются педагогами-классными руководителями, но их дети идут в другую школу.

    К сожалению, действующее законодательство не предусматривает возможность предоставления выходного именно в День знаний.

     Подобный пункт может быть закреплен в локальных актах вашей организации или в коллективном договоре (договор профсоюза и работодателя).

    В случае, если подобные нормы ни в каких локальных актах не содержаться, единственный выход – в письменной форме просить неоплачиваемый выходной день у работодателя. 

    Как отказаться от классного руководства?

    В этом году выпустила 11 класс (учила их со 2 класса, с 5 – классный руководитель). В следующем учебном году хотела бы взять год перерыва. Тяжело морально, да и как-то не настроена. Знаю точно, что администрация откажет мне. Посоветуйте, как поступить?

    Первый совет – необходимо заглянуть в трудовой договор, там в качестве трудовой функции должна быть только преподавательская работа. В таком случае, классное руководство вы осуществляете по отдельному приказу, за надбавку к заработной плате. Соответственно надо понимать, что, отказываясь от руководства, вы отказываетесь и от части надбавок.

    Второй важный аспект – в соответствии с п. 66 Типового положения об образовательном учреждении на работника с его согласия могут быть возложены функции классного руководителя. Такая деятельность относится к дополнительной работе и регулируется статьей 60. 2. ТК РФ.

    В соответствии с этой статьей вы можете досрочно отказаться от дополнительной работы, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня. Лучше всего в заявлении на имя руководства сослаться на семейные обстоятельства или состояние здоровья.

    В любом случае, за отказ от классного руководства уволить или иным образом ограничить в правах Вас права не имеют.

    Родители помогают школе только по паспорту?

    У нас в школе родителей попросили прийти убрать класс. Родители будущих первоклассников от этого не в восторге. С большим трудом я нашла трёх мам, готовых убираться. И тут внезапно выясняется, что школа хочет заранее письменное заявление со списком родителей и их паспортным данными (!!).

    Ну, и на уборку надо явиться с паспортом. Вроде как в классе стоит камера и с нее смотрят записи. Я не без оснований опасаюсь, что родители откажутся на отрез от уборки вовсе при таких раскладах. Учительнице нашей уже сказали – если родители не придут – моешь все сама.

     На основании каких законов и постановлений они могут хотеть это заявление? 

    В вашем вопросе есть три важных аспекта:

    1. Свои паспортные данные родители передавать сотрудникам школы не обязаны. Паспортные данные относятся к категории персональных данных и на их обработку необходимо правовое основание, как минимум, Вы должны были подписывать согласие на обработку персональных данных, когда устраивали ребенка в школу. В ином случае никаких списков вести и требовать нельзя.        

    2. Организация пропускного режима в образовательном учреждении подразумевает что охраннику (вахтеру) Вы должны показать (не передать) документ, удостоверяющий Вашу личность.

    3. Как законные представители своих детей, Вы имеете право доступа в образовательное учреждение без всяких предварительных письменных заявлений.

    Есть ли ограничения на увеличение штата школы?

    Пока министр просвещения говорит о том, что в школах страны не хватает 11 процентов учителей, в нашей небольшой школе обратная ситуация. Наш директор, руководящая школой больше 20 лет, – очень сердобольная женщина и любит всех наших выпускников. Особенно тех, кто после школы пошел в педвуз, а оттуда – к нам проситься на работу. Из 35 учителей школы 8 человек – наши выпускники.

    Теперь будет 9, потому что директор согласилась в августе оформить на работу девочку, которая на днях получает диплом учителя-словесника. А у нас, учителей-словесников, работающих в школе, уменьшится нагрузка, соответственно, и зарплата. В этом году у меня было 26 часов, что меня вполне устраивало. Из-за того, что с сентября выйдет работать еще и Катя, моя нагрузка уменьшится на 3 часа.

     

    Вопрос: есть ли какие-то ограничения на увеличение штата? Законно ли брать на работу учителя при отсутствии вакансии, то есть создавая эту вакансию искусственно, уменьшая нагрузку учителей? 

    Обычно, состав и численность работников зависят от вида образовательного учреждения, числа классов, численности обучающихся, реализуемых общеобразовательных программ.

     Распределение часов между педагогами – сфера ответственности руководителя образовательного учреждения.

    Если директор не нарушает нормативов вашего департамента образования по минимально и максимально возможной часовой нагрузке нового учителя, его действия законны.

    Отсутствие школьника на уроках по заявлению родителей

    Есть ли какие-то правила, сколько дней в месяц/в год школьник может отсутствовать в школе по одному дню по заявлению от родителей? Изучила устав школы и некоторые другие документы с сайта школы, ответа на свой вопрос не нашла. Классный руководитель утверждает, что по заявлению родителей ребенок может отсутствовать не более 1 учебного дня в месяц. Он прав? А в каком документе это указано?

    И второй вопрос: влияет ли на разрешенное количество дней отсутствия то, как ребенок учится? Если моя дочь – отличница и пропуски не отражаются на ее успеваемости, можно ли ее оставлять дома чаще, чем 1 раз в месяц на 1 день?

    Законодательство не содержит прямого указания на возможное количество подобных «прогулов» по заявлению родителей. На практике школы разрешают пропускать от 1 до 3 дней в учебном году.

    Могу посоветовать поискать подобную правовую норму в приказе департамента (комитета) образования вашего региона или в Уставе школы.

    Успеваемость ребенка влияет на эмоциональный фон восприятия пропусков («двоечников» как известно за пропуски осуждают чаще), но на правовую сторону вопроса успеваемость не влияет.

    Личные вещи учителя в учебном кабинете

    У нас в школе в этом году, весной, потребовали от всех расписаться под приказом о том, что в учебном кабинете из всех личных вещей учителя может находиться только дамская сумка.

    Никаких чашек, упаковок прокладок в ящике, моющих средств и веника, сменной обуви и теплого палантина. Ни-че-го! Первая проверка (неожиданная для всех) уже была, проверяли завуч и завхоз.

    По голове нарушителям настучали – объявили выговоры за нарушение приказа директора. Это законно?

    Если приказом руководителя объявляется выговор за наличие у сотрудника личных вещей, не запрещенных в обороте, (то есть у вас не наркотики, не оружие и не режущие предметы при себе), такой приказ неправомерен. Естественно и увольнение работника по совокупности подобных взысканий – легко оспаривается.  

    Об авторе: Джикия Михаил Давидович, юрист в области образования, e-mail: dzhickiamd@yandex.ru

    Источник: https://pedsovet.org/beta/article/cto-nuzno-znat-ucitelu-o-svoih-pravah-nakanune-pervogo-sentabra

    Права и обязанности учителей в школе по закону

    Как регламентированы права учителей в отношении личных вещей и имущества учеников?

    Родители учащегося часто задаются вопросом касаемо взаимоотношений между учителем и его учениками. В Российской Федерации педагогический сегмент действует на основании профессионального устава, который имеет федеральное значение. Поэтому работники сферы образования — учителя осуществляют свою деятельность в соответствии с его положениями.

    Какие права и формальные обязанности имеются у преподавателей школы, будет рассказано далее.

    Какие права имеет учитель в школе в 2018 году

    В любой учебной организации должная программа образования предполагает в отношении преподавателей школы следующие преференции:

    • получать соразмерное денежное вознаграждения, согласно имеющейся квалификации;
    • иметь все элементарные условия для оказания образовательных услуг;
    • рассчитывать на помощь в организации учебного процесса со стороны руководителя школы;
    • пользоваться всеми социальными и материальными гарантиями, рассчитанными законом для бюджетной категории;
    • получать положенный отпуск в соответствии с графиком деятельности.

    Имеет ли учитель право выгонять с урока ученика?

    Такого права в отношении учителя нигде не закреплено. Если ученик систематически нарушает дисциплину, либо своими действиями мешает проведению учебного процесса, то преподаватель школы в этих случаях не сможет выгнать его из класса. Это является нарушением формальной должностной инструкции, что может послужить применением санкций в отношении специалиста.

    Вместо того чтобы выгонять учащегося из класса, тем самым нарушая образовательный порядок, специалист должен вызвать в класс руководство школы, которое обязательно найдет пути решения описываемой проблемы. Самостоятельные воспитательные меры здесь к проведению не допускаются.

    О комендантском часе в СПБ для несовершеннолетних читайте по ссылке:

    Есть ли право у учителя забрать телефон у ученика?

    Отношения формально должны строиться на основе профессиональной преподавательской этики. Преподаватель школы, особенно в начальных классах, должен понимать, что работать ему придется в не самых легких условиях.

    Но несмотря на это, применять самостоятельные меры воздействия по отношению у обучающимся нельзя. Это прописано в диспозициях методических рекомендаций за номером 351-ФЗ (МО ноябрь 2016 года).

    Поэтому забирать телефон, даже на время урока — нельзя.

    Скачать ФЗ № 351

    В этом отношении родители задаются вопросом относительно того,имеет ли право учитель забирать телефон у ученика статья за это действие предусматривает ответственность? В первую очередь, такой статьи нет. Во-вторых, учитель должен обратиться к руководству школы с описанием сложившейся проблемы.

    Законно ли повышение голоса на учеников?

    Также родители интересуются, имеет ли право учитель повышать голос на ученика? В отличии от остальных оснований, здесь не следует относится к этому слишком категорично. Если специалист кричит во время учебного процесса на ребенка, без перехода на личности и без прямых оскорблений, то это не будет считаться нарушением.

    Повышение голоса, как такового, вовсе может и не быть, потому что у человека от природы голос может быть высоким.

    Инструкции по охране труда в школе можно изучить и скачать бесплатно по ссылке:

    Что не имеет права делать учитель по отношению к ученику?

    Недопустимые в рамках любой школы действия выражаются в следующем:

    • нельзя делать никаких оскорбительных замечаний;
    • оказывать физическое воздействие;
    • ставить в угол;
    • выгонять из классного кабинета;
    • забирать (даже на время урока) личные вещи — телефоны, игрушки, плееры, и другие приспособления;
    • кричать с отходом от учебного процесса;
    • проявлять к ребенку личное отношение в обход образовательного процесса.
    • Эти действия специалист делать не имеет права в любой школе РФ.

    Ответственность за оскорбление ученика

    Такая ответственность может заключаться в разовом дисциплинарном взыскании. Если указанные нарушения являются уже систематическими, то закон в этом случае предполагает ответственность в виде прямого отчисления из штата школы.

    Поэтому вопрос относительно того, имеет ли учитель право оскорблять ученика при всем классе, сам по себе является неуместным. Ни наедине, ни при всем классе прямые оскорбления в адрес учащегося не допускаются.

    Обязанности учителя в школе по новому закону об образовании

    Последние изменения профильный закон (351-ФЗ) претерпел в ноябре 2016-го года.

    В соответствии с ними, преподаватели в рамках своей формальной деятельности несут следующие условные обязанности:

    • работать в целях передачи знаний в рамках своей квалификации;
    • оценивать старания, усердие, иные качества обучающихся только по объективным критериям;
    • не использовать никакие субъективные схемы оценки знаний;
    • при нарушениях не предпринимать самостоятельных действий;
    • выходящих за обозначенные должностной инструкцией рамки, а немедленно связаться с руководством условной школы.

    Популярные вопросы по данной статье Какие права у учителя в школе? В любой учебной организации преподаватель обладает следующими правами: получать денежное вознаграждение, иметь условия для оказания образовательных услуг, рассчитывать на помощь со стороны руководителя школы, пользоваться социальными и материальными гарантиями, получать положенный отпуск. Имеет ли учитель право выгнать ученика с урока? Вместо того, чтобы выгонять учащегося из класса, тем самым нарушая образовательный порядок, специалист должен вызвать в класс руководство школы, которое обязательно найдет пути решения описываемой проблемы. Самостоятельные воспитательные меры здесь к проведению не допускаются. Позволяется ли учителю отобрать телефон у ученика? Применять самостоятельные меры воздействия по отношению к обучающимся нельзя. Это прописано в 351-ФЗ. Поэтому забирать телефон, даже на время урока – нельзя. Лучше обсудить неприемлемое поведение ученика с руководством школы и вызвать родителей в школу для решения проблемы. Имеет ли право учитель повышать голос на ученика? Не следует относиться к этому слишком категорично. Если специалист кричит во время учебного процесса на ребенка, без перехода на личности и без прямых оскорблений, то это не будет считаться нарушением. Повышение голоса, как такового, вовсе может и не быть, потому что у человека от природы голос может быть высоким. Какие действия запрещено учителю делать по отношению к ученику? Недопустимые в рамках любой школы действия выражаются в следующем: нельзя делать оскорбительных замечаний, оказывать физическое воздействие, ставить в угол, выгонять из классного кабинета, забирать личные вещи, кричать с отходом от учебного процесса, проявлять к ребенку личное отношение в обход образовательного процесса. Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных): (9 3,44 из 5)
    Загрузка…

    Источник: https://classomsk.com/zashhita-prav-rabotnika-i-rabotodatelya/prava-i-obyazannosti-uchitelej-v-shkole-po-zakonu.html

    Ваши права
    Добавить комментарий