Как приватизировать долю в жилом помещении, предоставленную администрацией на праве бессрочного владения?

Обзор судебной практики (а. ефимов, е. галиновская) (комментарий судебной практики. выпуск 9, юрид. лит., 2004) комментарий судебной практики по вопросам земельного права

Как приватизировать долю в жилом помещении, предоставленную администрацией на праве бессрочного владения?

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИДЕЛ О ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХУЧАСТКОВ

По смыслу закона приватизациягражданами земельных участков надобровольной и безвозмездной основеозначает не что иное, как передачу(перерегистрацию или переоформление) всобственность ранее предоставленных имземельных участков на праве постоянного(бессрочного) пользования или пожизненногонаследуемого владения.

Первый ее этапсвязан с принятием Закона РСФСР от 23 ноября1990 г. N 374-1 “О земельной реформе” и рядадругих нормативных актов, когда гражданеполучили возможность по своему усмотрениюсохранить ранее предоставленные на правепостоянного пользования земельные участкилибо получить их в собственность бесплатноили за плату.

Причем бесплатно мог бытьпередан участок или его часть в пределахнорм предоставления земельных участковсоответствующего целевого назначения. Запределами этих норм граждане были вправевыкупить эти участки либо получить их впожизненное наследуемое владение.

Все этиположения получили дальнейшее развитие вновом Земельном кодексе РоссийскойФедерации , в котором, с одной стороны,введен запрет на предоставление гражданамземельных участков на указанном праве, а сдругой – гарантировано право на однократнуюи бесплатную их приватизацию (ст. ст. 20, 21).

Вместе с тем граждане обязаны нести позакону расходы по оформлению правасобственности на земельные участки, т.е. поих приватизации. На практике эти суммыоказались весьма значительными, нередкопревышая стоимость самих участков.Сложившаяся ситуация вызвалаобеспокоенность Государственной Думы и ееобращение к Председателю ПравительстваРоссийской Федерации М.М.

Касьянову спросьбой принять меры по защите правграждан на владение, пользование ираспоряжение земельными участками, в томчисле инвалидов, пенсионеров и другихкатегорий малообеспеченных граждан . ———————————

См.: ВедомостиСъезда народных депутатов РСФСР иВерховного Совета РСФСР. 1990. N 26. Ст. 327.
См.: Собрание законодательстваРоссийской Федерации. 2001. N 44. Ст.

4147.
См. Постановление от 18 апреля 2003 г. N 3900-III //Парламентская газета. 2003. 6 мая.Впечатных средствах массовой информациииногда проводится аналогия междуприватизацией земельных участков иприватизацией жилых помещений.

Не касаясьправомерности такого сравнения, можноотметить, что специального закона оприватизации гражданами земельныхучастков, как, например, закон оприватизации жилых помещений, непринималось. В Земельном кодексеРоссийской Федерации по этой проблеме невыделена не только специальная глава, нодаже отдельная норма, если не считать ст. ст.

28 и 36, посвященных в целом вопросамприобретения права на земельные участки,находящиеся в государственной илимуниципальной собственности. Отсутствиедостаточной правовой базы в такойнепростой сфере, как приватизация земли,вызывает значительные трудности вразрешении судами дел данной категории.Общие вопросы приватизации земельныхучастковКак предусмотрено ст.

216 ГК РФ, квещным правам наряду с правомсобственности относятся правопожизненного наследуемого владения и правопостоянного (бессрочного) пользованияземельными участками.

Лица, обладающиеземельными участками на праве пожизненногонаследуемого владения либо постоянного(бессрочного) пользования наряду свладением и пользованием вправе возводитьна этом участке здания, сооружения, иноенедвижимое имущество (ст. ст. 266, 269 ГК), атакже в ограниченных пределахраспоряжаться ими (передавать их другимлицам в аренду или в безвозмездное срочноепользование).

Отличие участков на правепожизненного наследуемого владения и направе постоянного (бессрочного)пользования состоит в том, что однипереходят по наследству, а другие – нет.

До начала земельной реформы, когда землянаходилась в собственности государства,земельные участки могли предоставлятьсягражданам во временное или бессрочноепользование.

Бессрочным признавалосьземлепользование без заранееустановленного срока (ст. 11 Земельногокодекса РСФСР 1970 года). Земельные участкидля индивидуального жилищногостроительства, ведения личного подсобногои дачного хозяйства, индивидуальногосадоводства, т.е. независимо от целевогоназначения, выделялись исключительно направе постоянного (бессрочного)пользования.

Предоставление земельныхучастков под индивидуальное жилищноестроительство в городах и поселкахосуществлялось по решениямисполнительного комитета городского(районного) Совета на территориях,предусмотренных под эти цели генеральнымипланами городов и поселков.

Документами,подтверждающими право граждан настроительство индивидуальных жилых домов ипользование земельным участком в городах,рабочих, курортных и дачных поселках, были:решение исполнительного комитетагородского, районного Совета об отводеземельного участка; договор опредоставлении в бессрочное пользованиеземельного участка под строительствоиндивидуального жилого дома на правеличной собственности; план земельногоучастка, проект застройки участка иразрешение на строительство, выдаваемыеглавным архитектором города или районнымархитектором . ———————————

См.: Инструкция о порядке отводаземельных участков под индивидуальноежилищное строительство на территории РСФСР(п. 26). Утверждена приказом Госстроя РСФСР от19 декабря 1966 г. N 86.Предоставлениеприусадебных и других земельных участковколхозникам, рабочим, служащим и другимспециалистам, проживающим в сельскойместности, из земель, закрепленных заколхозами, совхозами и другимисельхозпредприятиями, осуществлялось порешению общего собрания членов колхоза(собрания уполномоченных) либоадминистрации совхоза (ст. ст. 61, 64Земельного кодекса РСФСР 1970 года).

Земельным кодексом РСФСР 1991 года иначе былопределен круг лиц, которым земельныеучастки могли предоставляться в постоянное(бессрочное) пользование. К их числуотнесены организации независимо от формысобственности (ст. 12). Закон непредусматривал возможности предоставленияземельных участков гражданам на такомправе, но и не содержал прямого запрета.Позднее Указом Президента РоссийскойФедерации от 24 декабря 1993 г. N 2287 ст. 12 былапризнана недействующей, а положения о правепожизненного наследуемого владенияисключены из текста соответствующих статейЗемельного кодекса РСФСР 1991 года. ———————————

См.: Собрание актовПрезидента и Правительства РоссийскойФедерации. 1993. N 52. Ст. 5085.Гражданскийкодекс Российской Федерации предусмотрелпредоставление земельных участков на правепостоянного (бессрочного) пользования ипожизненного наследуемого владениягражданам, установив различные основанияих приобретения: первых – на основаниирешения государственного илимуниципального органа, уполномоченногопредоставлять земельные участки в такоепользование (ст. 268), вторых – в порядке,установленном земельным законодательством(ст. 265). Нормы главы 17 Гражданскогокодекса Российской Федерации, посвященныеправу собственности и другим вещным правамна землю, введены в действие с 23 апреля 2001г. Вступившим в силу с 30 октября 2001 г.новым Земельным кодексом РоссийскойФедерации (далее – ЗК) вновь предпринятапопытка сократить число видов (титулов)прав на землю за счет таких, как правопожизненного наследуемого владения и правопостоянного (бессрочного) пользования. Смомента введения в действие Кодексаземельные участки в постоянное (бессрочное)пользование и пожизненное наследуемоевладение не предоставляются, ноприобретенные ранее участки на том или иномправе сохраняются. Если Гражданский кодексдопускал ограниченное распоряжениеземельными участками на праве пожизненногонаследуемого владения и постоянного(бессрочного) пользования, то Земельныйкодекс полностью исключил всякоераспоряжение указанными участками.Одновременно гражданам предоставленоправо на однократную бесплатнуюприватизацию таких участков, причем безограничения каким-либо сроком, а такженезависимо от их размера, нахождения всобственности гражданина иных земельныхучастков и взимания дополнительныхденежных сумм, помимо установленныхфедеральными законами сборов (ст. ст. 20, 21ЗК). Нормы Земельного кодекса,относящиеся к праву постоянного(бессрочного) пользования и правапожизненного наследуемого владения,сформулированы принципиально иначе, чеманалогичные нормы Гражданского кодекса.Поскольку их коллизия не была устранена привведении в действие Земельного кодекса,следует отдать приоритет нормам ст. ст. 20 и 21ЗК. Это прямо вытекает из содержания ст. 3 ЗК,в соответствии с которой имущественныеотношения по владению, пользованию ираспоряжению земельными участками, а такжепо совершению сделок с ними регулируютсягражданским законодательством, если иноене предусмотрено земельнымзаконодательством, специальнымифедеральными законами. В отличие отприватизации жилых помещенийвозникновение права собственности наземельные участки не связано с заключениемгражданско-правового договора. Основаниемдля приватизации земельных участковявляется решение органов государственнойвласти или органов местногосамоуправления, принятое в рамках ихкомпетенции (ст. 29 ЗК РФ), т.е. в отношенииземельных участков речь идет обадминистративно-правовом способевозникновения прав и обязанностей. Приобращении гражданина о приватизацииземельного участка указанные органыобязаны принять решение в двухнедельныйсрок при условии подачи заявления вписьменной форме с приложением документовв подтверждение своих прав на земельныйучасток и кадастровой карты (плана). Вслучае отсутствия кадастровой карты (плана)земельного участка орган местногосамоуправления оказывает содействие в ееизготовлении и определении границземельного участка на местности сотнесением расходов на заинтересованныхлиц. Границы земельного участкаустанавливаются с учетом красных линий,границ смежных земельных участков,естественных границ земельного участка. Вэтом случае для принятия решенияисполнительному органу местногосамоуправления отведен двухнедельный сроксо дня представления проекта границземельного участка (п. п. 7, 8 ст. 36 ЗК РФ). Иностранные граждане, лица без гражданства- собственники зданий, строений, сооруженийимеют право на приобретение земельныхучастков в собственность в порядке ст. 36 ЗК,однако с некоторыми особенностями посравнению с гражданами РоссийскойФедерации. Этим лицам, т.е. иностраннымгражданам и лицам без гражданства,земельные участки из числа земель,находящихся в государственной илимуниципальной собственности, могутпредоставляться в собственность только заплату, размер которой предусмотренЗемельным кодексом (п. 5 ст. 28). Таким образом,право на бесплатную приватизацию земельныхучастков на праве пожизненногонаследуемого владения и постоянного(бессрочного) пользования имеют толькограждане Российской Федерации. Самапроцедура переоформления прав на земельныйучасток включает несколько стадий: 1)подачу заявления о приватизации земельногоучастка в соответствии с вновь принятымзаконом; 2) принятие решенияисполнительным органом государственнойвласти или органом местного самоуправления(ст. 29 ЗК) о предоставлении земельногоучастка бесплатно в собственностьгражданина; 3) подготовку документовдля государственной регистрации прав,включая изготовление кадастрового плана;

4) государственную регистрацию права всоответствии с Федеральным законом от 21июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственнойрегистрации прав на недвижимое имущество исделок с ним” . ———————————

См.: Собрание законодательстваРоссийской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3594.Какпоказало изучение дел данной категории,споры о приватизации земельных участковвозникают в основном на стадии принятиясоответствующего решения местнойадминистрацией.О праве на однократную ибесплатную приватизацию земельныхучастковПетрово-Дальневскаятерриториальная сельская администрацияотказала гражданину Ш. в приватизации частиприусадебного земельного участка попричине того, что он ранее воспользовалсяэтим правом. В 1992 году в пределахустановленных норм ему было переданобесплатно 600 кв. м земли. Оставшиесянеприватизированными 300 кв. м, по поводукоторых возник спор, администрациясогласна предоставить ему в собственностьза плату. Красногорский городской суджалобу удовлетворил, признав незаконнымотказ в бесплатной передаче Ш. указаннойчасти земельного участка в собственность,указав на то, что в 1992 году Ш. былапредоставлена только часть находившегося вего пользовании земельного участка. Решение суда по существу не вызываетсомнений, но в его обоснование следовалопривести другие мотивы, посколькуадминистрация ссылалась на факт повторнойбесплатной приватизации гражданином Ш.части земельного участка, что, по их мнению,недопустимо в силу закона. Такимобразом, спор между администрацией и Ш.сводился к следующему: надо ли прирассмотрении заявления Ш. учитывать первуюбесплатную приватизацию в 1992 году, т.е. речьшла о действии во времени нового Земельногокодекса, которым предусмотрена возможностьтолько однократной бесплатнойприватизации земельных участков.

Пообщему правилу, частично воспроизведенномув ст. 7 Федерального закона от 25 октября 2001 г.N 137-ФЗ “О введении в действие Земельногокодекса Российской Федерации” , законы идругие нормативные акты применяются котношениям, возникающим после введения их вдействие. На ранее возникшие отношениядействие закона и других нормативных актовраспространяется только в случаях, когдаэто прямо предусмотрено законом. Ни новыйЗемельный кодекс Российской Федерации, ниВводный закон к нему не содержат положенияо придании обратной силы ограничениям поранее проведенной приватизации.Следовательно, не мог иметь юридическогозначения и не должен учитываться фактприватизации гражданином земельногоучастка до принятия нового Земельногокодекса как основание для отказаадминистрации в последующей приватизацииземельного участка. ———————————

Далее – Вводныйзакон // Собрание законодательстваРоссийской Федерации. 2001. N 44. Ст. 4148.Сложнее ситуация с отказом вперерегистрации земельного участкагражданину Ч. той же местнойадминистрацией. При этом администрацияисходила из того, что Ч. принадлежала 1/2часть дома и земельного участка на правепожизненного наследуемого владения,которую он приватизировал по новомуЗемельному кодексу. Вскоре к нему перешлапо наследству другая часть дома иземельного участка на том же праве, которуюадминистрация не возражает ему передать всобственность, но только за плату.

Однако и в этом случае, как представляется,гражданин Ч. вправе был получить вторую

Источник: https://www.lawmix.ru/jude/4846

Обобщение судебной практики по делам из земельных правоотношений за 2006 год (утв. на заседании Президиума Астраханского областного суда 23 мая 2007 года)

Как приватизировать долю в жилом помещении, предоставленную администрацией на праве бессрочного владения?

Обобщениесудебной практики по делам из земельных правоотношений за 2006 год

(утв. на заседании Президиума Астраханского областного суда 23 мая 2007 года)

Данное обобщение проведено по плану Астраханского областного суда.

Согласно статистическим данным районными судами области за 2006 год было рассмотрено 90 гражданских дел о признании права собственности на землю, из них по 86 – с вынесением решения: 61 – об удовлетворении требований, по 25 – об отказе, других споров в связи с землепользованием – 61 дело, из них 35 – с вынесением решения, об удовлетворении – 30 и об отказе – 5.

Мировыми судьями области за 2006 год было рассмотрено 180 дел о признании права собственности на землю, из них с вынесением решения – 171 по всем делам об удовлетворении иска, других споров рассмотрено – 42, из них с вынесением решения – 26, об удовлетворении иска – 25, и об отказе – 1 дело.

Для обобщения поступило 461 гражданское дело по спорам из земельных правоотношений:

о признании права собственности – 330 дел,

устранение препятствий в пользовании – 8 дел,

об установлении факта владения земельной долей – 50 дел,

об установлении и согласовании границ – 8 дел,

об освобождении земельного участка – 43 дела,

вытекающие из договора аренды – 6 дел,

расторжение договора купли-продажи – 3 дела,

о разделе земельного участка – 4 дела,

признание права собственности на самовольно возведенные строения – 6 дел,

по одному делу – о выплате денежной компенсации за долю, признании свидетельства о праве собственности недействительным, изменении долей.

Из этих данных видно, что основная часть дел – это дела о признании права собственности на земельный участок. Эта категория дел, хотя и рассматривается в исковом порядке, она практически бесспорная, поскольку вызвана реализацией права граждан на приватизацию земельных участков.

В период земельной реформы, проводимой с 1990 года и до введения в действие Земельного кодекса РФ, было принято множество нормативных актов, регулирующих данные правоотношения и закрепивших право собственности граждан на землю. Ранее земельные участки находились у граждан либо на праве бессрочного пользования, либо на праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно ст.ст. 20, 21 ЗК РФ граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения имеют право однократно бесплатно приобрести их в собственность.

Федеральным законом “О введении в действие Земельного кодекса РФ” предусмотрено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введение в действие ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, имеют равную юридическую силу с записями в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 “Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России”, а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 “Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей”, свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 “Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения”.

Несмотря на приведенные нормы закона, граждане сталкиваются с тем, что органы государственной регистрации отказывают им в регистрации прав на землю, возникших до введения ЗК РФ, и совершенных сделок, в связи с чем они вынуждены обращаться в суд с исками о признании права на земельный участок.

Изучение дел показало, что обращения граждан в суды вызвано также отсутствием у них правоустанавливающих документов на землю либо наличием сомнений в этих документах.

Так, Б. Г.Г. обратилась в суд с иском о признании за ней права собственности на земельный участок площадью 763 кв. м, ссылаясь на то, что постановлением главы администрации Яксатовского сельсовета от 29.12.2000 г. он был предоставлен ей в собственность бесплатно, однако учреждением по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ей было отказано в регистрации этого права.

Суд, исходя из того, что истица оформила план земельного участка, получила акт о нормативной цене земельного участка, акт согласования границ земельного участка, и что земельный участок ей был выделен постановлением главы органа местного самоуправления, удовлетворил иск о признании права собственности на землю (решение мирового судьи судебного участка N 2 Приволжского района).

К. З.Г. обратилась в суд с иском к МО “Поселок Володарский” о признании за ней права собственности на земельный участок в п.

Володарский в связи с тем, что участок был предоставлен в постоянное бессрочное пользование отцу истицы, умершему 28.01.2005 г.

В предоставлении участка в собственность ответчиком было отказано со ссылкой на то, что участок находился в постоянном бессрочном пользовании у отца. Истица приняла наследство, открывшееся после смерти отца, по завещанию.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/9020868/

Какие документы нужны для приватизации частного дома?

Как приватизировать долю в жилом помещении, предоставленную администрацией на праве бессрочного владения?

Весь жилой фонд, имеющийся в нашей стране, условно можно разделить на многоквартирные дома и частную жилую застройку. К первой категории относятся многоэтажки, расположенные в городской черте. Земли, на которых стоят многоэтажные здания, не принадлежат конкретному жильцу, а находятся в общедомовой собственности.

Индивидуальная жилая застройка отличается тем, что земельный участок, на котором возведён жилой дом, находится в частном владении жильцов. Соответственно, жильцы вправе возводить на этом участке дополнительные постройки, разводить огород, высаживать сады, или использовать для иных целей. Имеет свои особенности и процедура приватизации частного дома.

Особенности индивидуального домовладения

Индивидуальное жилое строение имеет целый ряд особенностей технического и юридического характера. Основная отличительная особенность – расположение строения на земельном наделе, специально отведённом для частного жилого строительства.

Частное жилое строительство существовало в мире всегда, с самого зарождения цивилизации, также не претерпели особых изменений принципы строительства индивидуального дома.

особенность заключается в принадлежности земельного надела, на котором дом строиться.

Совсем недавно, в бытность СССР, вся недвижимость находилась в государственной собственности. В полнейшей мере данное положение касалось и частных жилых домов, даже возведённых на личные сбережения жильцов ими самими.

В Советском Союзе отсутствовала частная собственность на землю.

Все земельные наделы любой категории относились к государственному имуществу, и находились во владении частных лиц исключительно на правах аренды или бессрочного пользования без права продажи, дарения, завещания наследникам.

Единоличное право на владение землями, водами, недрами и лесами закреплялось за государством положениями ст. №11 советской Конституции. Ситуация изменилась с развалом СССР и приходом в страну рыночных отношений. В 1991 г.

в России принимается новый для страны свод законов – Земельный кодекс.

Он распределяет весь российский земельный фонд на семь основных категорий: сельхозначения, промышленные, садово-дачные, индивидуально-жилищные, лесного фонда, ведомственные (принадлежащие различным госструктурам), общественного пользования, природоохранные и водоохранные.

Частная собственность на земельные участки введена новой Конституцией, принятой в 1993 г. Согласно новому своду законов, каждый совершеннолетний гражданин РФ вправе владеть, приобретать и продавать земельные наделы.

Исключение устанавливалось на участки, принадлежащие к категориям лесного и водного фонда, природоохранные и водоохранные, ведомственные земли.

С землями, предназначенными под индивидуальную жилую застройку, и садово-дачного назначения, разрешалось производить весь спектр имущественных сделок, в том числе и оформление в частную собственность.

В 2005 г. российскими законодателями принимается закон, ставший очередным шагом к полной либерализации землеоборота в РФ. Этот закон в широком обиходе получил наименование «Дачная амнистия».

Он разрешал упрощённую передачу в частные руки садово-дачных наделов, ранее относящихся к муниципальной собственности.

С принятием закона о дачной амнистии стало возможно не просто оформлять дачи и дачные участки в собственность, но и проживать на них круглогодично, регистрируя проживание в органах паспортно-визовой службы.

Условия приватизации частного дома

Конкретные условия, необходимые для приватизации частного дома, неразрывно зависят от категории земли, на которой постройка возведена:

  • Земли под индивидуальное жилое строительство.
  • Садово-дачного назначения.

В последние годы в Госдуме и правительстве РФ идут бурные обсуждения относительно возможности предоставления права строительства частных жилых домов на землях сельхозназначения.

Подобное исключение хотят сделать для фермеров, занимающихся земледелием и скотоводством, чтобы дать им возможность проживать рядом со своими сельхозпредприятиями.

Но данные законопроекты находятся в настоящее время на стадии обсуждения.

Процедура приватизации частного дома неразрывно связана с приватизацией земельного участка, на котором он построен.

Строительство жилых построек возможно лишь на предназначенных для индивидуальной застройки землях, находящихся в частном владении застройщика.

Построить жилой дом, в принципе, возможно на земле, принадлежащей другому гражданину или муниципалитету, но при наличии соответствующего разрешения.

Следовательно, у застройщика, желающего приватизировать частный жилой дом, должны иметься документы на землю. До недавнего времени права собственности на землю и на жилой дом регистрировались в двух разных учреждениях.

Жилая постройка регистрировалась в бюро техинвентаризации, а земельный надел – в кадастровой службе. В 2004 г.

была образована новое регистрационное учреждение, Росреестр, в ведение которого передались полномочия по регистрации частного дома вместе с земельным наделом.

Регистрационные требования к земельному наделу сводятся к следующему:

  • Наличие правоустанавливающих документов на участок.
  • Принадлежность участка к земельной категории, разрешённой для индивидуальной жилой застройке.

Допускается приватизация участка, находящегося в муниципальной собственности, и выданной проживающему гражданину на правах бессрочного владения.

Если земля находится в срочной аренде, а владельцем выступает муниципалитет, некая организация, частное лицо, требуется первоначально выкупить участок.

При отказе собственника продавать землю, приватизация становится невозможной.

Требования к постройке при приватизации частного дома более обширны, и носят технический характер. Невозможно приватизировать частные дома, относящиеся к:

  • Служебному и ведомственному жилому фонду – принадлежащие ВСРФ, МВД, ФСБ, учебным и научным учреждениям.
  • Музейной собственности. Дома, считающиеся историческими памятниками, допускаются к приватизации жильцами, но с условием соблюдения первозданного облика здания.
  • Строения, находящиеся на территории заповедников, заказников, природоохранных и водоохранных территорий.
  • Дома, признанные жилищной комиссией аварийными, и подлежащими к сносу.

Все прочие жилые постройки разрешается передавать в частное владение. В доме должны иметься:

  • Жилые и бытовые помещения.
  • Элементарные бытовые удобства.
  • Круглогодичное отопление.
  • Капитальные фундамент и стены.

К бытовым удобствам, в первую очередь, относятся электричество. Прочие коммунальные блага – водопровод, газопровод, канализация, приветствуются, но не являются обязательным условием.

В сельской местности многие частные дома прекрасно обходятся без дополнительных бытовых благ, с удобствами на улице.

Наличие отопительных приборов, позволяющих проживать в доме круглогодично – другое обязательное условие для приватизируемого частного дома.

Фундамент строения выполняется из долговечного материала – бетона, камня, кирпича. Дом, построенный на деревянных столбиках или прямо на земле, капитальным строением не считается.

Конструкция дома должна быть крепкой, не представляющей угрозы жизни и здоровью проживающих граждан. Приватизация аварийных домов запрещена действующими законодательными актами.

Требующиеся документы

Если законодательство допускает приватизацию вашего дома, потребуется направить в адрес местного муниципального органа власти соответствующее заявление. Какие документы нужны для этого? Вместе с заявлением потребуется предоставить пакет документов, установленных положениями нормативно-правовых актов:

  • Оригинал и ксерокопия кадастрового паспорта на участок.
  • Правоустанавливающий документ на жилище и землю, на которой он построен.
  • Письменное согласие прочих людей, проживающих в доме на основании ордера или договора соцнайма. Если один из жильцов не желает участвовать в приватизации дома, он должен написать официальный отказ.
  • Выписка из домовой книги.
  • Данные лицевых счетов, подтверждающие отсутствие коммунальных долгов.
  • Ксерокопию паспорта заявителя с постоянной пропиской в приватизируемом доме.

Помимо перечисленных документов, в отдельных случаях требуются дополнительная документация.

Например, при приватизации дома с прописанным там ребёнком, понадобиться приложить к заявлению его метрики или паспорт (для детей возрастом свыше четырнадцати лет).

Если дом находится на неприватизированной земле, потребуется собрать приватизационные документы на участок, потому что приватизация дома отдельно от участка сегодня не предусматривается.

Стоимость и сроки

Стоимость приватизационной процедуры зависит от количества требуемых документов, и от расценок местных учреждений. Например, цена домового техпаспорта и земельного плана индивидуальна в каждом регионе РФ.

С физических лиц взимается государственный регистрационный сбор, равный в 2018 г. 2 тыс. руб. Банковская квитанция об оплате пошлины прикладывается к пакету документации, вместе с заявлением.

Если жилец решит воспользоваться услугами нотариуса, это обойдётся ему дополнительно в 1-1,5 тыс. руб.

Сроки приватизации частного дома составляют максимально три-четыре недели.

Из них две недели занимает рассмотрение поданных бумаг, установление полной комплектности пакета документации, определение подлинности поданных бумаг.

Когда подлинность и комплектность всех документов установлена, у чиновников имеется 10 дней на регистрацию права частного владения на дом, и на выдачу новому собственнику соответствующего сертификата.

В отдельных случаях, когда требуется дополнительная экспертиза поданных бумаг, сроки рассмотрения продлеваются на одну-две недели.

Данная необходимость оформляется личным распоряжением начальника территориального учреждения Росреестра.

При неправомерном затягивании чиновниками процедуры переоформления права собственности, гражданин вправе обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции.

Заявление с претензией к действиям служащих Росреестра подаётся их непосредственному начальству.

Источник: https://advokat144.com/kakie-dokumenty-nuzhny-dlya-privatizatsii-chastnogo-doma/

Ваши права
Добавить комментарий