Как оформить кадастровый паспорт на дом, если заканчивается срок аренды земли?

Изменения в Земельном кодексе с 1 марта 2015 года

Как оформить кадастровый паспорт на дом, если заканчивается срок аренды земли?

1 марта 2015 года вступают с силу изменения, внесенные в Земельный кодекс РФ (Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Специалисты называют внесенные в кодекс поправки крупнейшей земельной реформой в стране за последние 14 лет, ведь изменения действительно носят глобальный характер.

Цель земельной реформы — оптимизировать процедуру предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Итак, рассмотрим основные улучшения нового Земельного кодекса.

Участки госсобственности станут более доступными

Распределение земельных участков приобретет народный характер. Процедура предоставления земли гражданам теперь описана очень подробно, соответственно отклониться от закона будет практически невозможно. И если участок действительно свободный, получить его у муниципалитета будет несложно.

Некоторые категории граждан смогут получить участки бесплатно

В малонаселенных местностях, где мало специалистов, для их привлечения будут предоставляться земельные участки в безвозмездное пользование, а по истечении шести лет — в собственность.

Регионы установят перечень муниципальных образования и категорий граждан.

Граждане получат возможность оформить в собственность «прирезки» к своим участкам

Это очень важное изменение – граждане смогут легально за плату оформить прирезки к своим дачным, садовым участкам, участкам под жилыми домами. Понятно, не имеется ввиду земля общего пользования или участок соседа…

Цена такой прирезки будет значительно ниже рыночной, так как иным способом ее использовать уже нельзя (гражданин и так ей уже пользуется в своих целях, и такая земля фактически огорожена). Таких самозахватов встречается немало.

Судьба долгостроев будет решена

Для строительства земельные участки будут отдаваться с торгов на нормативный срок (до 10 лет).

По истечении данного срока муниципалитет имеет право продать данный участок с торгов вместе с долгостроем.

Процедура предоставления муниципальной земли будет значительно изменена и упрощена

Настоящая система предоставления участков из гос. собственности противоречива, непрозрачна, нагружена лишними согласованиями, может длиться до 3 лет.

Новая процедура имеет детально прописанные процедуры прямого действия, с конкретными, достаточно недолгими сроками выполнения. А в целом они не должны превышать 3 месяцев.

Теперь не нужно подготавливать и согласовывать акт выбора земельного участка, который во многой степени дублирует градостроительную документацию. Вся необходимая информация по вопросу, какой объект можно построить в данном месте, определена в правилах землепользования и застройки территории, что заранее определяет предназначение той или иной ее части.

Информацию о наличии свободной земли органы обязаны будут публиковать на официальных сайтах. Человек, глядя на публичную кадастровую карту, будет видеть, на какие земли он может претендовать, и выбирать участок, исходя из уже определенных параметров застройки. Выбрав приглянувшийся участок, нужно подать заявление с требованием выставить его на продажу.

Если участок не сформирован и нет утвержденного проекта межевания территории, а обычно так и бывает, то заявитель разрабатывает схему его расположения на кадастровом плане, которую органы местного самоуправления обязаны согласовать в течение 30 дней – такая норма прописана в новом земельном кодексе. Затем муниципалитет должен объявить о готовящейся продаже и, при наличии хотя бы двух претендентов, провести торги. Начальной ценой послужит кадастровая стоимость земельного участка.

Ситуация, когда заявитель поставил за свой счет участок на кадастровый учет, а участок ушел другому участнику торгов, не случится

Граждане, претендующие на участки для ИЖС, ведения дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства будут тратиться на кадастровые работы уже после того, как власти проведут предварительную публикацию и убедятся в отсутствии других претендентов на участок.

Есть возможность получить участок без аукциона, но по закрытому перечню оснований — многодетным семьям, под объекты государственного и муниципального значения, сельхозпроизводителям после трех лет аренды и т. д.

Федеральные земли будут переданы в муниципальную собственность

Это затронет более половины всех федеральных земель, если не считать лесной фонд. Не подлежат передаче муниципалитетам только те земли, которые необходимы для реализации федеральной властью своих полномочий. Скорость данного процесса будет зависеть от активности местных властей.

В экономический оборот будет введено очень большое количество земель. У нас до 90 процентов территории некоторых муниципальных образований до сих пор приходится на земли федеральной собственности. После передачи в муниципальную собственность муниципалитет сможет выставить их на торги или отвести под социальные, культурные объекты.

Следить за актуальной редакцией земельного кодекса можно здесь: 

Статья подготовлена на основании комментариев, которые давал в «Российской газете» заместитель министра экономического развития Павел Королев, представлявший от имени правительства РФ законопроект в Федеральном собрании.

Источник: http://cadastral-engineer.ru/novyj-zemelnyj-kodeks-s-1-yanvarya-2015-goda/

Переход права аренды при переходе права собственности на недвижимость: автоматическая неавтоматичность

Как оформить кадастровый паспорт на дом, если заканчивается срок аренды земли?

Хотелось бы сначала сделать небольшое вступление, которым привлечь внимание коллег-юристов к одному из принципов, косвенно заложенных в отечественное земельное законодательство.

“Земля идет за недвижимостью” – таков этот принцип. Правильный он или неправильный, хорошо это или плохо – оценивать и сравнивать не буду, это не тема статьи. Но отмечу, что он кардинально отличается от подходов к приобретению прав на недвижимость многих развитых государств.

“Кто является владельцем земли, тот и владелец здания на земле” – такой обобщенный тезис передовых стран.

Например, законодательство Германии определяет, что здание, дом – это составная части земельного участка, а законодательство США – что здание является принадлежностью главной вещи – земельного участка, и если такое здание построено на земельном участке другим лицом без разрешения собственника такого земельного участка, оно является собственностью владельца земельного участка. Поэтому в таких государствах и нет самовольных застроек, коррупционных узакониваний и т. д.

У нас есть свое законодательство. Его нам и нужно применять.

А теперь по существу.

В Земельном кодексе Украины уже давно содержится норма, фактически в приказном порядке предусматривающая, что если владелец здания меняется, то к новому владельцу переходит право на землю (право собственности или пользования) под этим зданием.

Указанная норма содержится в ст. 120 Земельного кодекса Украины, ст. 377 Гражданского кодекса Украины и в Законе Украины “Об аренде земли”.

Рассмотрим ситуацию, когда земля под зданием, право собственности на которую перешло к новому приобретателю, находилась в пользовании (аренде).

На такой случай ст.

120 ЗК Украины гласит, что при приобретении права собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на земельном участке, который находится в пользовании, к приобретателю переходит право пользования земельным участком, на котором они размещены, на тех же условиях и в том же объеме, что были у предыдущего землепользователя. В случае если право собственности на жилой дом, здание или сооружение приобретается несколькими лицами, право на земельный участок определяется пропорционально долям лиц в праве собственности жилого дома, здания или сооружения.

Существенным условием договора, предусматривающего приобретение права собственности на жилой дом, здание или сооружение, является кадастровый номер земельного участка, право на который переходит в связи с приобретением права собственности на эти объекты.

Заключение договора, предусматривающего приобретение права собственности на жилой дом, здание или сооружение, связанное с переходом права на часть земельного участка, осуществляется после выделения этой части в отдельный земельный участок и присвоения ему отдельного кадастрового номера.

В случае приобретения права собственности на жилой дом (кроме многоквартирного), который расположен на землях государственной или коммунальной собственности, находящихся в пользовании другого лица, и необходимости разделения земельного участка, площадь земельного участка, который формируется, не может быть меньше, чем максимальный размер земельных участков соответствующего целевого назначения, определенных статьей 121 Земельного кодекса Украины (кроме случаев, когда формирование земельного участка в таком размере является невозможным).

Ст.

377 Гражданского кодекса Украины, в свою очередь, акцентирует также на том, что к лицу, которое приобрело право собственности на жилой дом (кроме многоквартирного), здание или сооружение, переходит право пользования на земельный участок, на котором они размещены, без изменения его целевого назначения в объеме и на условиях, установленных для предыдущего землепользователя. Размер и кадастровый номер земельного участка, право на который переходит в связи с переходом права собственности на жилой дом, здание или сооружение, являются существенными условиями договора, предусматривающего приобретение права собственности на эти объекты (кроме многоквартирных домов).

В ст. 31 Закона Украины “Об аренде земли” также указано, что договор аренды земли прекращается в случае приобретения права собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на арендованном другим лицом земельном участке.

То есть из анализа вышеуказанных норм следует, что законодатель прямо связывает момент приобретения права собственности на недвижимость новым владельцем с моментом прекращения землепользователем права пользования земельным участком под недвижимостью.

Суммируем. Похоже, что процесс такого перехода права пользования (аренды) на земельный участок должен быть автоматическим – в силу закона.

Однако…

В Земельном кодексе Украины содержится норма, которая фактически не допускает такой автоматичности. Это ч. 1 ст.

116 ЗК Украины, гласящая, что граждане и юридические лица приобретают право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, или по результатам аукциона.

Земельные участки, находящиеся в пользовании граждан или юридических лиц, передаются в пользование по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления только после прекращения пользования ими в порядке, определенном законом.

Данная норма прямо перекликается со ст. 141 ЗК Украины, которая четко указывает, что приобретение другим лицом права собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на земельном участке, является всего лишь основанием для прекращения права пользования земельным участком, а не фактом прекращения такого права.

Что по этому поводу скажет нам судебная практика?

Высший хозяйственный суд Украины в своем постановлении от 15 марта 2012 по делу № 6/82/5022-1391/2011 указывает, что возникновение права собственности на объект недвижимости не является основанием для автоматического возникновения права собственности или заключения договора аренды земельного участка, что следует из положений ст.

377 Гражданского кодекса Украины, ст. 120 Земельного кодекса Украины.

Кроме того, право пользования земельным участком, на котором находится недвижимость, переходит к приобретателю объектов недвижимости исключительно при условии, что в момент их отчуждения у предыдущего владельца согласно требованиям земельного законодательства такое право было должным образом удостоверено.

Аналогичная по сути правовая позиция содержится и в постановлении Высшего хозяйственного суда Украины от 20 мая 2015 по делу № 5024/2507/2011, в котором констатируется, что земельным законодательством не предусмотрен автоматический переход прав на земельные участки, а требуется оформление прав на них за определенной процедуре, которую нельзя подменять судебным решением.

Коллегия судей Высшего хозяйственного суда Украины в своем постановлении от 15 апреля 2015 по делу № 28/5005/5627/2012 в подтверждение высказанного выше мнения также указывает, что в соответствии со ст. 377 Гражданского кодекса и ст.

120 Земельного кодекса Украины в случае приобретения права собственности на здание, сооружение, находящееся на земельном участке, предоставленном в пользование, к приобретателю переходит право пользования соответствующим земельным участком в том же объеме, что был у предыдущего землепользователя. Однако при этом договор аренды земельного участка предыдущего владельца недвижимого имущества не прекращается автоматически, а новый собственник может требовать переоформления права пользования земельным участком на себя в установленном действующим законодательством порядке.

То есть мы видим, что в данной ситуации суд выражает следующую позицию: в связи с переходом права собственности на здание к новому владельцу данный факт является основанием для прекращения права пользования земельным участком предыдущим землепользователем и к новому владельцу переходит право пользования земельным участком под зданием. Однако право пользования земельным участком предыдущего пользователя следует прекратить и приобрести (переоформить) владельцем здания в установленном законом порядке. От себя скажу, что, как уже говорилось выше, такой порядок предусматривает необходимость принятия уполномоченными органами решений о прекращении/предоставлении в аренду указанного земельного участка и осуществления государственной регистрации указанных прав. Автоматичность в данном вопросе отсутствует.

Но…

Высший хозяйственный суд своим постановлением от 9 июля 2015 по делу № 910/23058/14 формирует в этом вопросе совсем иную, новую практику. Так, кассационная инстанция недословно указывает, что в Законе Украины “Об аренде земли” содержится ст.

7, часть 3 которой гласит, что к лицу, к которому перешло право собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на арендованном земельном участке, также переходит право аренды на этот земельный участок.

Договором, который предусматривает приобретение права собственности на жилой дом, здание или сооружение, прекращается договор аренды земельного участка в части аренды предыдущим арендатором земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, здание или сооружение.

И теперь внимание. Суд отмечает, что требования ч. 3 ст.

7 Закона Украины “Об аренде земли” следует понимать таким образом, что при возникновении у другого лица права собственности на жилой дом, здание или сооружение право предыдущего пользователя прекращается в силу закона, без оформления прекращения права любыми актами и документами. Эта норма является императивной, отступление от нее на основании договора не допускается. Договор аренды при этом не прекращается в целом, а только в части аренды предыдущим арендатором земельного участка.

То есть имеем кардинально различные правовые позиции, толкования норм, что в совокупности на практике приводит к применению законов по принципу “как кому выгодно”.

Вот и вывод: в украинских реалиях переход права аренды при переходе права собственности на недвижимость является автоматически неавтоматическим.

Источник: http://uz.ligazakon.ua/magazine_article/EA008310

Все о кадастровом паспорте на земельный участок и инструкция по его получению (не актуально с января 2017 года)

Как оформить кадастровый паспорт на дом, если заканчивается срок аренды земли?
Статья обновлена: 7 января 2019 г.

Кадастровые паспорта больше не существуют! Кадастровый паспорт — это выписка, в которой были прописаны сведения о недвижимости с ГКН (Государственный Кадастр Недвижимости).

В январе 2017 года ГКН упразднили и объединили с ЕГРП в новый ресурс — Единый Государственный Реестр Недвижимости (ЕГРН). Все данные из ГКН перенесли в ЕГРН. Поэтому вместо кадастровых паспортов с 1 января Росреестр начал выдавать выписки из ЕГРН.

Все сведения о недвижимости, которые были в кадастровых паспортах, теперь в этих выписках ЕГРН.

Кадастровый паспорт на земельный участок — документ-выписка из ГКН, в котором содержались различные сведения об участке.

В статье написано, что из себя представляет этот паспорт, какой срок действия он имеет, для чего он нужен и инструкция по его получению.

Если после прочтения остались какие-либо вопросы, смело задавайте их нашему онлайн юристу-консультанту. Консультация бесплатная.

статьи:

Кадастровый паспорт содержал 5 разделов:

  1. В1 – общая информация: точный адрес, уникальный кадастровый номер, кадастровая стоимость, площадь участка, вид земель и разрешенное использовании/назначение, право собственника и границы межевания, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости.
  2. В2 – чертежный план и схема земельного участка в заявленном масштабе с экспликацией.
  3. В3 – обременение земельного участка и прав собственности (если есть какое-либо обременение).
  4. В4 – описание границ участка, с уточнением углов и размеров.
  5. В5 – уточнение поворотных точек в границах участка.

Образец кадастрового паспорта на земельный участок (Скачать)

(Кликните на картинку для увеличения →)

  • Для купли-продажи земли или дома, расположенного на участке;
  • оформить участок в собственность, а именно выкуп земли;
  • подарить, принять в дар или обменять участок. Также любое строение, расположенное на участке;
  • построить дом или гараж на земельном участке;
  • заложить земельный участок;
  • наследовать недвижимость;
  • обратиться в суд;
  • застраховать в страховой компании;
  • оформить аренду земли;
  • осуществить процедуру банкротства;
  • использовать земельный участок в качестве уставного капитала.

Без кадастрового паспорта, удостоверяющего введение данных об участке в Реестр, он остается невидимой для коммунальных служб, паспортного стола и налоговых органов, в случае стихийного бедствия или технической аварии владелец может остаться без государственной поддержки. Даже владея участком, собственник не сможет доказать свои права на собственность тем, кто в них усомнится без кадастрового паспорта.

Инструкция получения кадастрового паспорта на земельный участок

Кадастровые паспорта больше не существуют, заказать их нельзя! Инструкция ниже не актуальна! Кадастровый паспорт — это выписка, в которой были прописаны сведения о недвижимости с ГКН (Государственный Кадастр Недвижимости).

В январе 2017 года ГКН упразднили и объединили с ЕГРП в новый ресурс — Единый Государственный Реестр Недвижимости (ЕГРН). Все данные из ГКН перенесли в ЕГРН. Поэтому вместо кадастровых паспортов с 1 января Росреестр начал выдавать выписки из ЕГРН.

Все сведения о недвижимости, которые были в кадастровых паспортах, теперь в этих выписках ЕГРН. Как заказать эти выписки читайте по ссылке — https://prozhivem.com/zemlya/documents/kak-zakazat-vypisku-iz-egrn-na-uchastok.html.

Кадастровый паспорт может получить любой гражданин РФ на любой объект недвижимости, т.е. и на земельный участок. Инструкция в данном случае ниже.

Если же земельный участок не состоит на кадастровом учете или в нем были какие-либо изменения, например, в границах или в адресе, то только собственникам для получения кадастрового паспорта с актуальными данными из Росреестра необходимо поставить земельный участок на кадастровый учет. В этом же случае по данной ссылке есть подробный порядок постановки.

  1. Обратиться в Кадастровую палату (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) или МФЦ (Многофункциональный центр), заполнить заявления установленного образца (или проверить и подписать заявление заполненное регистратором) и оплатить госпошлину в размере 200 р. для физических лиц и 600 р. для юридических. Квитанцию можете оплатить в отделении любого банка, но чаще всего в самой палате есть касса. Регистратору предъявить только паспорт и чек об оплате квитанции (за госпошлину). При заполнении и подписании заявления необходимо правильно указать полный адрес участка.
  2. Регистратор выдаст на руки расписку о предоставлении сведений из Росреестра где указан срок готовности кадастрового паспорта. Срок получения документа в среднем 5 рабочих дней, но возможны задержки. Если же кадастровый паспорт необходим срочно или вы не хотите тратить свое время, можно заказать услугу получения документа у нас. Для этого напишите нашему юрист-консультанту в окошко справа внизу экрана.
  3. В назначенный день забрать кадастровый паспорт на участок. Для получения предъявить паспорт РФ и расписку, ранее полученную от регистратора.

Срок действия кадастрового паспорта не был установлен законодательством. Но получить его следует при изменении существенной информации об участке или владельце:

  • при смене ФИО собственника;
  • при перемене места жительства владельца;
  • при изменении адреса земельного участка;
  • при изменении категории земли или ее внешних границ;

Также один раз в пять лет проводится принудительная инвентаризация объектов недвижимости, впоследствии которой собственникам необходимо получать новые кадастровые паспорта, но никто это обязывает. Если же изменений на участке за это время не было, то в рамках инвентаризации необязательно обновлять свои кадастровые паспорта.

Источник: https://prozhivem.com/zemlya/documents/kadastrovyj-pasport-na-zemelnyj-uchastok.html

Исправление кадастровой ошибки

Как оформить кадастровый паспорт на дом, если заканчивается срок аренды земли?

В данной статье мы поговорим об исправлении кадастровой ошибки в местоположении границы земельного участка.

Попробуем разобраться, что же это за действие — исправление кадастровой ошибки и кто этим занимается?

Определение кадастровой ошибки приводится в законе «О государственном кадастре недвижимости»:

Воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Как узнать, что в местоположении вашего земельного участка допущена кадастровая ошибка?

Если у вас есть свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок, а также кадастровый паспорт на земельный участок с установленными границами, то никаких действий предпринимать не нужно. Обычно кадастровая ошибка выявляется при проведении межевания смежного земельного участка.

Допустим, ваш участок уже стоит на учете с границами, а соседний участок еще нет. Ваш сосед идет в межевую организацию и заказывает межевание своего земельного участка.

Геодезист выезжает на местность, получает координаты и  потом выясняется, что полученные координаты по смежной части границы (одновременно являющейся и вашей частью границы, и частью границы соседа) не соответствуют тем, что указаны в государственном кадастре недвижимости относительно вашего земельного участка.

В данном случае имеет место кадастровая ошибка в отношении вашего земельного участка. Исправить кадастровую ошибку может любой кадастровый инженер, но нужно понимать, что это дополнительные работы. И кадастровый инженер, не допускавший ошибки, не обязан исправлять ее бесплатно.

Обычно в таких случаях кадастровый инженер, проводящий межевание соседа, обращается к вам с предложением исправить кадастровую ошибку в местоположении вашего земельного участка за плату.

Что в таком случае делать Вам? Вы можете обратиться в межевую организацию, которая делала вам межевание и допустила ошибку. У вас на руках должен быть договор на выполнение кадастровых работ, заключенный с этой организацией. Если межевая организация, выполнявшая работы, отказывается исправлять кадастровую ошибку бесплатно, вы можете обратиться в суд.

Что будет, если вы ничего не будете делать? Согласно закону «О государственном кадастре недвижимости» никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости. Отсюда вытекает, что вы не обязаны ничего предпринимать и не обязаны никому ничего платить.

Могут ли без вашего согласия исправить кадастровую ошибку в местоположении вашего земельного участка? Заявление об исправлении кадастровой ошибки  в орган кадастрового учета может подать только собственник исправляемого земельного участка.

Есть второй вариант: согласно действующему законодательству при проведении межевания земельного участка могут быть одновременно уточнены и границы смежного земельного участка, в том числе в связи с исправлением кадастровой ошибки.

В данном случае собственник исправляемого земельного участка не должен подавать дополнительное заявление в кадастровую палату, но в акте согласования должна стоять его подпись, подтверждающая его согласие с новыми границами. Это варианты, осуществляемые мирным путем.

Оба варианта не возможны без участия собственника исправляемого земельного участка. Исправить кадастровую ошибку без вашего участия возможно через суд, либо с участием органа кадастрового учета (читайте ниже).

Орган кадастрового учета также может выявить кадастровую ошибку

Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.

Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки.

Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.

По истечении шести месяцев со дня направления решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка орган кадастрового учета вправе внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя. Изменение в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении кадастровой ошибки осуществляется органом кадастрового учета с учетом сведений, содержащихся в документах, указанных в части 9 статьи 38 Закона «О ГКН», с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. При этом площадь земельного участка после исправления кадастровой ошибки может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, не более чем на пять процентов.

Итак, подведем итоги.

  1. Кадастровую ошибку может выявить кадастровый инженер в результате проведения кадастровых работ
  2. С 1 октября 2013 года орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки
  3. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях
  4. Сам собственник не может выявить кадастровую ошибку в местоположении границы своего земельного участка, так как для этого нужны специальные геодезические приборы и знания

Итак, вы только что узнали, что такое исправление кадастровой ошибки

Источник: http://cadastral-engineer.ru/ispravlenie-kadastrovoj-oshibki/

Вс рф разрешил продлять аренду земли без торгов, даже если арендатор не оформил собственность на недостроенный объект

Как оформить кадастровый паспорт на дом, если заканчивается срок аренды земли?

Если срок аренды земельного участка истек, но арендатор не успел достроить объект, то он вправе требовать заключения нового договора аренды без торгов и без оформления права собственности на объект незавершенного строительства (Определение ВС РФ от 19.09.2017 № 305-ЭС17-7338 по делу № А41-27734/2016).

Суть дела

ООО «Многофункциональный комплекс» (далее — арендатор) арендовало муниципальный земельный участок, заключив договор аренды с Комитетом по управлению имуществом города Серпухова Московской области. По его условиям арендатор получил в аренду более 5000 кв. м. земли для строительства делового центра. Стороны заключили договор в марте 2014 г. со сроком аренды на два года — до 29 февраля 2016 г.

Арендатор получил разрешение на строительство в марте 2015 г. За время аренды он возвел объект, но внутренние работы закончить не успел.

Были построены железобетонный каркас, наружные ограждающие конструкции (кирпичная кладка наружных, внутренних стен и перегородок, устройство кровли) объекта делового, финансового назначения: фундамент — 100%, несущий монолитный каркас — 100%, ограждающие конструкции — 90%, наружные сети — 10%, внутренние сети — 0%. Это подтверждал акт проверки Главного управления строительного надзора Московской области.

За два месяца до окончания срока действия договора арендатор обратился в администрацию города Серпухова с заявлением о заключении на новый срок без проведения торгов договора аренды земельного участка для завершения строительства.

За девять дней до окончания аренды администрация подготовила ответ, в котором указала, что без проведения торгов арендатор может получить земельный участок в аренду на новый срок, только если предоставит документы, подтверждающие регистрацию права собственности на объект незавершенного строительства.

Причем доказательств направления этого письма арендатору у администрации не было. Решение об отказе или удовлетворении заявления арендатора в предусмотренный законом 30-дневный срок администрация не приняла.

На этом основании арендатор подал в суд заявление о признании незаконным бездействия по непринятию решения о предоставлении ему в аренду без проведения торгов земельного участка.

Проблема в том, что если компания не успела построить объект на арендованном участке и хочет заключить новый договор аренды без торгов, то по закону для этого нужно оформить право собственности на объект незавершенного строительства. В то же время для регистрации права собственности на такой объект нужен действующий договор аренды земельного участка.

К рассматриваемой ситуации применимы нормы Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 137-ФЗ), в п. 21 ст.

3 которого сказано, что если объект незавершенного строительства расположен на государственном или муниципальном земельном участке и право собственности на этот объект зарегистрировано до 1 марта 2015 г. или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 г.

в аренду, то собственник такого объекта имеет право приобрести земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов (в порядке, установленном ст. 39.14—39.17 ЗК РФ.

Это положение применяется, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства.

Судебное разбирательство

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований арендатора. Он посчитал, что заявитель пропустил срок на обжалование, поскольку прошло более трех месяцев с последнего дня, когда администрация должна была принять решение по заявлению арендатора (не позднее 23 января 2016 г.).

Кроме того, суд не усмотрел бездействия администрации. Он исходил из отсутствия у арендатора права на аренду земельного участка без проведения торгов, поскольку не были предоставлены доказательства регистрации права собственности на объект незавершенного строительства (п. 21 ст.

3 Закона № 137-ФЗ).

Арендатор заявлял, что он не мог зарегистрировать объект незавершенного строительства, поскольку для этого требовался договор аренды земельного участка с неистекшим сроком действия.

Первая инстанция с этим доводом не согласилась, указав, что арендатор мог получить право собственности на объекты незавершенного строительства по правилам п. 10 ст. 39.6 ЗК РФ или п. 21 ст.

3 Закона № 137-ФЗ, а затем повторно обратиться с заявлением о заключении нового договора аренды (Определение ВС РФ от 28.04.2016 № 305-ЭС16-1050 по делу № А40-171581/2014).

Суд апелляционной инстанции решение первой инстанции отменил. Он признал незаконным бездействие администрации и обязал ее принять решение о предоставлении участка в аренду на три года. Во-первых, апелляция не согласилась с истечением срока на обжалование. Администрация бездействовала с 24 января 2016 г.

(со дня, следующего за последним днем, когда администрация должна была принять решение) до 20 февраля 2016 г. (дата подписания письма с требованием предоставить доказательства собственности на объект незавершенного строительства). А значит, обратившись в суд 29 апреля 2016 г.

, арендатор не пропустил трехмесячный срок на обжалование.

Во-вторых, апелляция отметила, что в Законе № 137-ФЗ сформулированы два самостоятельных случая для реализации права на приобретение земельного участка в аренду для завершения строительства без проведения торгов:

1) когда объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 г.;

2) когда объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и такой земельный участок предоставлен в аренду до 1 марта 2015 г. (п. 21 ст. 3 Закона № 137-ФЗ).

Из этого апелляционный суд сделал вывод, что данная норма распространяется не только на собственников, но и на владельцев объектов незавершенного строительства, расположенных на арендованных земельных участках, выделенных для строительства по договорам аренды, заключенным до 1 марта 2015 г. (то есть до введения в действие изменений в ЗК РФ).

На это указывает и п. 33 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1.

В нем сказано, что если право на объект незавершенного строительства не зарегистрировано в реестре, то собственник такого объекта для получения в аренду земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, может предоставить иные документы, удостоверяющие права заявителя на объект.

А это значит, что для продления аренды не обязательно быть собственником недостроенного объекта. Достаточно быть его фактическим владельцем.

Необходимость регистрации права собственности объекта незавершенного строительства для заключения договора аренды земельного участка для последующего завершения строительства такого объекта, ввода его в эксплуатацию не имеет никакого смысла и по сути может быть отнесена к излишним административным барьерам.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/357632/

Ваши права
Добавить комментарий