Как можно разрешить спорный вопрос по земле с Росреестром?

Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел по спорам, возникающим из земельных правоотношений, рассмотренным судами Калининградской области за 2013 год

Как можно разрешить спорный вопрос по земле с Росреестром?

Обзор документа

Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел по спорам, возникающим из земельных правоотношений, рассмотренным судами Калининградской области за 2013 год

Конституция Российской Федерации гарантирует, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

С развитием права частной собственности на землю вопрос о правах на нее приобрел особую значимость. В связи с этим земельные споры сохраняют свою актуальность, несмотря на небольшой удельный вес дел данной категории.

Так, по данным статистической отчетности за 2013 г. земельные споры составляют около 2,2% от общего числа оконченных судами области гражданских дел.

Кроме того, с учетом существенной публично-правовой специфики характера спорных правоотношений значительное число дел, связанных с применением земельного законодательства, учитывается в статистической отчетности по категории “жалобы на неправомерные действия (бездействие) должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, органов государственной власти и местного самоуправления”.

По результатам рассмотрения дел в апелляционном порядке стабильность судебных решений по земельным спорам составляет 88,4%.

Следует отметить, что если ранее большая часть споров была связана с межевыми конфликтами, порядком пользования земельными участками, оборотом земель сельскохозяйственного назначения, то в настоящее время значительным является число дел, связанных с ограничением прав на землю, проведением кадастрового учета земельных участков. Такое положение может быть обусловлено необходимостью легитимизации правообладания и объекта права и возникновением связанных с этим разногласий между субъектами этих правоотношений.

В изъятие из общих правил территориальной подсудности все иски, так или иначе затрагивающие права на земельные участки, предъявляются в суд по месту их нахождения по правилам исключительной подсудности (ст. 30 ГПК РФ).

Следует отметить, что суды по существу правильно подходят к вопросу об определении территориальной подсудности.

Например, определением судьи Центрального районного суда г. Калининграда возвращено в связи с неподсудностью данному суду исковое заявление Г.Н.В. и К.И.Я.

к администрации городского округа “Город Калининград” о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и понуждении к предоставлению земельного участка в собственность за плату.

Данное исковое заявление подано в суд по месту нахождения ответчика – администрации городского округа, при этом предметом спора являлся расположенный на Московском проспекте г. Калининграда земельный участок под находящимися в собственности истцов нежилыми помещениями. Возвращая исковое заявление, судья Центрального районного суда г.

Калининграда правильно исходил из того, что истцами заявлено требование о праве на получение земельного участка по основаниям, предусмотренным ст. 36 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), в связи с чем спор подлежит разрешению по месту нахождения спорного земельного участка – Ленинградским районным судом г. Калининграда.

Что касается родовой подсудности, то большинство дел по спорам, связанным с землей, разрешается районными судами.

В силу требований п. 7 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ к подсудности мировых судей относятся дела об определении порядка пользования земельными участками, за исключением случаев, когда такие споры сопряжены с требованиями иного характера, относящимися к подсудности районных судов.

Кроме того, мировым судьям подсудны дела о правах на земельные участки, если их стоимость не превышает 50 000 руб. (п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ). При цене иска свыше этой суммы дело рассматривается районным судом.

1. Вопросы кадастрового учета земельных участков

Правовое определение понятия “земельный участок” установлено в ст. 11.1 ЗК РФ, согласно которой земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

По смыслу приведенной нормы, земельный участок может быть объектом земельных и гражданско-правовых отношений только при условии, что такой земельный участок имеет установленные границы.

Установление границ земельного участка является одним из правовых средств его индивидуализации. При этом такая индивидуализация (определение и закрепление на месте границ) означает, что земельный участок прошел кадастровый учет и ему присвоен соответствующий кадастровый номер.

Согласно Федеральному закону от 4 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (в ред. от 30 декабря 2008 г.

) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (п. 3 ст. 1).

В силу требований ст. 7 указанного Федерального закона к индивидуальным характеристикам земельного участка относятся кадастровый номер, месторасположение, площадь, границы, его целевое назначение.

Между тем, на практике нередко в кадастре такие сведения отсутствуют или указаны не в соответствии с нормами действующего законодательства. Как правило, это относится к ранее учтенным земельным участкам.

В соответствии с п. 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 4 февраля 2010 г.

N 42, решение о внесении в кадастр сведений о ранее учтенном земельном участке принимается на основании правоустанавливающих документов (свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, и др.), которые не содержат информации о границах земельного участка.

При таких обстоятельствах перед правообладателями ранее учтенных земельных участков возникает необходимость внести в кадастр недостающие сведения о его границах.

В силу требований ст. 22 Федерального закона от 4 июля 2007 г.

N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об уникальных характеристиках земельного участка является межевой план, устанавливающий в том числе местоположение границ земельных участков и являющийся результатом проведения кадастровых работ. Указанная процедура проводится и в отношении вновь создаваемых земельных участков, и в отношении ранее учтенных земельных участков.

Согласно ст.

38 указанного Федерального закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п. 9. ст. 38).

Особым действием в составе действий по формированию границ земельного участка является согласование местоположения его границ.

Этот порядок в основном определен в ст. 39 Федерального закона от 4 июля 2007 г.

N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, согласно которой местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию заинтересованными лицами – правообладателями земельных участков, границы которых одновременно служат границами земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ.

При этом заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

В силу ст. 40 указанного Федерального закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования и является частью межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Установление процедуры согласования местоположения границ обусловлено необходимостью учета законных прав всех заинтересованных лиц при индивидуализации земельных участков и направлено на обеспечение защиты прав в первую очередь смежных землепользователей. Акт согласования границ является неотъемлемой частью межевого плана. Нарушения, допущенные при проведении согласования, могут являться основанием для признания всего межевого плана, а также его результатов, незаконными.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/9682532/

Управление Росреестра информирует

Как можно разрешить спорный вопрос по земле с Росреестром?

УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДАРИТ РАДОСТЬ РЕБЯТИШКАММолодежный совет и сотрудники Управления Росреестра по Астраханской области приняли участие в благотворительной акции «Волшебная почта», проводимой телекомпанией «Астрахань 24». В канун Нового года в редакцию пишут письма ребятишки из многодетных, малообеспеченных семей, сироты. Стать для них Дедом Морозом и исполнить их мечты может каждый. Для этого нужно лишь зайти в редакцию и выбрать понравившееся послание. А таких в этот раз – более 500. «Несколькими днями ранее мы выбрали 2 трогательных послания от юных астраханцев. Так, третьеклассница Рита из Харабалинского района мечтала о коньках и сладком подарке, а мальчик Арсен попросил у Деда Мороза, чтобы все люди на земле стали добрее. Нас очень тронули слова мальчика, и мы решили подарить ему конструктор Лего и сладкий подарок, а у Риты осуществить мечту и подарить коньки со сладостями. К этой акции члены Молодежного совета и сотрудники Управления подключились в этом году и скажу честно – дарить радость ребятишкам – это бесценно», — поделилась заместитель председателя Молодежного совета Управления Алина Виноградова.АСТРАХАНЦЫ ВЫСОКО ОЦЕНИЛИ КАЧЕСТВО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ РОСРЕЕСТРАНА БАЗЕ МФЦ180 жителей Астраханской области приняли участие в анкетировании, которое провело Управление Росреестра по Астраханской области в 4х филиалах АУ АО «МФЦ» г. Астрахани (ул. Бабефа; ул. Боевая; ул. Адмиралтейская; ул. Адмирала Нахимова.) и в 6ти филиалах АУ АО «МФЦ» Астраханской области (г. Харабали, г. Ахтубинск, г. Камызяк, с. Началово, п. Володарский, с. Черный Яр).Заявителей опрашивали о качестве предоставления госуслуг Росреестра на базе МФЦ, просили оценить профессионализм служащих при приеме документов и на консультациях. Анкетирование имело цель также выявить проблемы в организации приема-выдачи документов на кадастровый учет и регистрацию прав, исследовать информированность граждан об услугах, предоставляемых регистрирующим ведомством, на сайте многофункционального центра и информационных стендах.Как показал опрос, 29% заявителей пользуются предварительной записью на прием к специалисту МФЦ, 71% предпочитают «живую очередь».Уровень информированности об услугах Росреестра на сайте многофункционального центра оценили на «отлично» 78%, не обращают внимания на информацию на стендах – 22%.Уровень информированности об услугах Росреестра на информационных стендах многофункционального центра оценили на «отлично» 64%, не заходят на сайт – 29%, заявители не знают, что есть сайт – 5%.Квалификацию специалистов многофункционального центра, принимающих и выдающих документы на предоставление госуслуг Росреестра, 94% оценили на «отлично», остальные 6% – на «хорошо».На вопрос предлагал ли сотрудник многофункционального центра решить вопрос за дополнительную плату, все заявители ответили, что им не предлагалось решить вопрос за дополнительную плату или делать подарки за прием специалистами АУ АО «МФЦ».83% заявителей ждут своей очереди к окну менее 15 минут, 15% потратили в очереди от 15 до 30 минут, 2% – от 30 до 60 минут.В качестве предложений от заявителей по улучшению работы филиалов многофункциональных центров был предложено:Расширить штат сотрудников и помещения, поставить терминал, кулер с водой (филиал в г. Астрахани, ул. Боевая);Добавить окно выдачи (филиал в Харабалинском районе);Установить кулер с водой (филиал в Приволжском районе);Установить терминал (филиал в г. Астрахани, ул. Ад. Нахимова, филиал в Володарском районе).По итогам анкетирования можно сделать следующие выводы, что опрошенные заявители высоко оценили качество оказания государственных услуг.Напомним: Записаться предварительно на прием к специалисту АУ АО «МФЦ» можно на сайте многофункционального центра в разделе «Предварительная запись».В МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ СОВЕТСКОГО РАЙОНА ПРОШЕЛ ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ПО ВОПРОСАМ РОСРЕЕСТРА23 декабря 2019 года в филиале АУ АО »МФЦ» №1 в Советском районе г. Астрахани состоялся «День открытых дверей» по вопросам в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета, кадастровой оценки недвижимости.Гражданам были даны разъяснения как подать заявление на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, как получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости, как узнать кадастровую стоимость, можно ли пересмотреть кадастровую стоимость и куда обращаться, как выбрать кадастрового инженера, узнать об ограничениях на земельный участок и др.В мероприятии также приняли участие специалисты филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Астраханской области, Отделения Пенсионного фонда РФ по Астраханской области, Нотариальной палаты Астраханской области и Астраханского областного БТИ.Стоит отметить, что «День открытых дверей» носит информационно-просветительский характер. Мероприятие направлено на повышение юридической грамотности граждан и оказание консультативной помощи.В 2019 ГОДУ В КОМИССИЮ ПО ОСПАРИВАНИЮ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ПОСТУПИЛО 498 ЗАЯВЛЕНИЙНа 23.12.2019 в Комиссию поступило 498 заявлений об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости.Из них:удовлетворено – 177 (36% от общего количества заявлений);отклонено – 231 (46%; по причине несоответствия отчетов оценщиков требованиям законодательства РФ),не принято к рассмотрению, отозвано заявителем – 72 (14%),находятся в работе – 18 (4%).За истекший период 2019 года проведено 36 заседаний Комиссии.Оспаривалась кадастровая стоимость 134 земельных участков и 69 зданий и помещений.Заявления поступали в отношении земельных участков из категорий земель населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, промышленности и иного специального назначения, а также зданий и помещений нежилого назначения. Большая их часть расположена в г. Астрахани.В Комиссию обращались физические, юридические лица, органы власти Астраханской области, органы местного самоуправления, в отношении земельных участков и объектов недвижимости (зданий, помещений) находящихся в собственности или аренде, и используемых под объектами торговли, общественного питания, административными зданиями, производственными базами, складами, сельскохозяйственного использования.Расхождение кадастровой и рыночной стоимости по отчетам оценщиков – от 25 до 87%.Объём оспариваемой кадастровой стоимости в 2019 году – 23 млрд. рублей.Объём снижения кадастровой стоимости в результате удовлетворения 177 заявлений составляет – 1,69 млрд. рублей (7% от общего объема оспариваемой кадастровой стоимости объектов недвижимости).В течение года отделом проводилась работа по информированию граждан о порядке работы Комиссии и возможности досудебного оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости путем размещения информации на стендах в местах приема граждан, на региональном блоке официального сайта Росреестра, проведения телефонных «горячих линий» (4), направления информации для размещения в СМИ и на сайтах органов местного самоуправления.С 08 ДЕКАБРЯ 2019 Г. РОСРЕЕСТР ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ГОСУСЛУГУ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЕГРН ПО НОВОМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ РЕГЛАМЕНТУ

Источник: http://www.astrgorod.ru/content/upravlenie-rosreestra-informiruet

Росреестр Татарстана: как разрешить земельный спор с соседями

Как можно разрешить спорный вопрос по земле с Росреестром?

22.05.2019

В связи с большим количеством поступающих от граждан вопросов по нарушениям земельного законодательства, начальник отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управление Росреестра по Республике Татарстан Ильнур Галеев дает рекомендации, которые подскажут владельцам земельных участков, как действовать, если сосед захватил его территорию, а также как обезопасить себя от нарушителей земельного законодательства.

В какой ситуации можно обратиться с жалобой на соседа по земельному участку?

Если ваш сосед перенес забор и в результате незаконно занял часть вашего земельного участка.

В таком случае можно обратиться с заявлением в Управление Росреестра по Республике Татарстан или его территориальный отдел – в зависимости от места расположения земельного участка.

  В обращении необходимо указать адрес и кадастровый номер земельного участка и информацию о переносе забора или факте самозахвата части принадлежащей вам территории. В заявлении также надо указать, что такие действия привели к нарушению ваших имущественных прав.

При каких условиях можно обращаться с жалобой на соседа?

Для того, чтобы защитить себя от противоправных действий соседа, вы должны быть правообладетелем земельного участка, границы которого он нарушил. Для этого ваши права на участок должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) или подтверждаться правоустанавливающими документами (для ранее возникших прав).

Для проведения регистрации прав на земельный участок он должен быть поставлен на кадастровый учет. Возможен также вариант, когда ваши права являются ранее возникшими, т.е.

вы получили участок в собственность или пользование до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и у вас есть документ, подтверждающий этот факт.

В таком случае по вашему заявлению в ЕГРН будут внесены сведения о принадлежащем вам участке как о раннее учтенном и зарегистрировано на него ваше ранее возникшее право.

Заявление и соответствующие документы для проведения кадастрового учета, регистрации прав на недвижимость, в том числе в отношении ранее учтенного участка, необходимо направить в Росреестр Татарстана.

При этом для одновременного проведения кадастрового учета и регистрации прав достаточно предоставить одно заявление. Документы на проведение этих процедур можно направить в электронном виде, заполнив специальные формы на сайте Росреестра.

Документы можно также подать при личном обращении в офисы МФЦ. Кроме того, Росреестр обеспечивает экстерриториальный принцип оказания услуг.

Это означает, что, если принадлежащий вам участок расположен не в городе вашего проживания, вам не надо никуда ехать, чтобы поставить его на кадастровый учет или оформить в собственность. Оформить его можно в городе вашего нахождения.

Кроме того, прежде, чем пожаловаться на соседа, необходимо выяснить, установлены ли границы (проведено межевание) вашего и соседского земельного участка по правилам, предусмотренным законом: определены ли координаты характерных точек границ земельных участков. Если границы вашего участка не установлены, надо обратиться к кадастровому инженеру.

Какая ответственность предусмотрена за незаконное занятие земельного участка?

На основании вашего заявления государственные инспекторы по использованию и охране земель проведут проверочные мероприятия и в случае подтверждения нарушения выдадут нарушителю предписание об его устранении, а также составят протокол об административном правонарушении.

За самовольное занятие земельного участка предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Для граждан такой штраф начисляется в размере от 1 до 1,5 процентов кадастровой стоимости занятой части земельного участка, но не менее 5 тысяч рублей. В случае если кадастровая стоимость участка не определена, то размер административного штрафа составит от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.

Сначала года на территории Республики Татарстан выявлено более 3 тысяч нарушений земельного законодательства, выразившихся в самовольном занятии земельного участка, административная  ответственность за которые  предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.

Если сосед не реагирует на предписания инспекторов земельного надзора?

Предписание выдается сроком не более чем 6 месяцев, но этот срок может быть продлен, если нарушитель принимает меры по устранению нарушения, и он может это документально подтвердить.

После истечения срока, установленного в предписании, инспекторы проверяют, устранено самовольное занятие земельного участка или нет.

Если нарушитель не принимает никаких мер, будет выдано еще одно предписание и составлен протокол об административном правонарушении.

Почему рекомендуется регистрировать земельные участки и проводить их межевание?

В соответствии с законодательством кадастровый учет и регистрация прав носят заявительный характер. Это означает, что закон не обязывает граждан оформлять принадлежащие им объекты недвижимости, а проведение этих процедур возможно только по желанию их владельцев.

При этом если вы являетесь владельцем земельного участка и хотите им распоряжаться (например, продать, подарить или передать по наследству), вам необходимо поставить участок на кадастровый учет и зарегистрировать на него права собственности.

Поэтому Росреестр рекомендует гражданам оформлять участки в соответствии с законодательством. Росреестр также рекомендует правообладателям участков, не имеющих точных границ, рассмотреть вопрос о проведении кадастровых работ (межевания).

Внесение в ЕГРН сведений о границах избавит вас от проблем из-за возможных споров, в том числе с соседями и с органами публичной власти.

К сведению

Если вы считаете, что ваши права в сфере земельного законодательства нарушаются, то вы можете  обратиться в Управление Росреестра по Республике Татарстан: Казань, ул.

Авангардная, 74, подъезд №2, тел. (843) 255-25-22.  С адресами и телефонами территориальных отделов можно ознакомиться на официальном сайте ведомства rosreestr.tatarstan.

ru в разделе «Структура» – «Территориальные отделы».

Пресс-служба

Источник: https://rosreestr.ru/site/press/news/rosreestr-tatarstana-kak-razreshit-zemelnyy-spor-s-sosedyami/

Росреестр

Как можно разрешить спорный вопрос по земле с Росреестром?

Эксперты подготовили дачный ликбез по итогам всероссийской «горячей линии»

Федеральная кадастровая палата в рамках Всероссийской недели правовой помощи владельцам загородной недвижимости провела «горячие линии» и дни открытых дверей во всех региональных филиалах. Как прописаться на даче, оформить собственность или оспорить кадастровую стоимость – эксперты ответили на три самых популярных вопроса дачников.

За время проведения линий за консультациями специалистов обратилось почти пять тысяч человек. 31% от всех вопросов дачников касался порядка постановки на учет и оформления в собственность домов и земельных участков после окончания «дачной амнистии». Так какие правила действуют сейчас?

Для постановки земельного участка на кадастровый учет нужно подать соответствующее заявление в МФЦ или через портал Росреестра, приложив к нему подготовленный кадастровым инженером межевой план, отмечает Марина Семенова, заместитель руководителя Федеральной кадастровой палаты Росреестра. Кадастровый учет земельного участка проводится одновременно с регистрацией прав.

«В связи с прекращением переходного периода в феврале этого года упрощенный порядок регистрации прав на садовые и жилые дома в настоящий момент не действует. Строительство нового жилого или садового дома ведется в уведомительном порядке.

Собственнику необходимо представить в орган местного самоуправления уведомление о планируемом строительстве.

По завершении строительства представить в местное самоуправление соответствующее уведомление, технический план, подготовленный кадастровым инженером на созданный объект недвижимости, и получить уведомление о соответствии построенного

объекта требованиям законодательства», – говорит замглавы Кадастровой палаты Марина Семенова.

Далее в течение недели орган местного самоуправления должен направить в Росреестр заявление о постановке на учет и регистрацию прав на созданный объект капитального строительства. При этом если местное самоуправление не укладывается в сроки отправки заявления, вы вправе сделать это сами.

«В случае если дом был построен давно, без разрешения на строительство, он может быть впоследствии признан самостроем.

Чтобы узаконить постройку, надо также подать в местную администрацию уведомления: о начале строительства с указанием всех характеристик дома и о завершении строительства с приложенным техническим планом дома.

Что касается технического плана, то владельцу он понадобится в любом случае, даже если «дачная амнистия» будет законодательно продлена», – отметила эксперт.

Отметим, что кадастровый учет и регистрация права проводится исключительно по желанию владельца.

Действующее законодательство не обязывает граждан оформлять принадлежащие им земельные участки и расположенные на них садовые или жилые дома, а также гаражи, бани и прочие объекты капитального строительства.

Но если вы хотите быть полноправным собственником и иметь возможность распоряжаться недвижимостью (например, подарить, продать или передать по наследству или, скажем, застраховать баню), то кадастровый учет и регистрацию этих объектов провести необходимо.

Около 19% запросов от дачников заняли вопросы, возникающие в связи со вступлением в силу закона «о садоводстве и огородничестве». Один из них: можно ли прописаться в садовом доме и как перевести его в «жилой»?

С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон № 217-ФЗ, согласно которому всевозможные дачные объединения получили статусы садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, а дачные участки стали садовыми или огородными.

На огородных участках запрещается вести капитальное строительство, а на садовых можно располагать садовые или жилые дома.

При этом садовый дом считается пригодным лишь для сезонного проживания, а жилой – для постоянного, и только в жилом доме можно прописаться.

«Если до вступления закона в силу дом был зарегистрирован в ЕГРН с назначением «жилое», то с начала этого года он признается жилым домом. А если назначение дома было указано как «нежилое» и само строение не является хозяйственной постройкой или гаражом, дом считается садовым, – отметила замглавы Федеральной кадастровой палаты Росреестра Марина Семенова.

Дом, в котором вы планируете прописаться, должен быть зарегистрирован в реестре недвижимости как жилой дом, иметь почтовый адрес, а также соответствовать градостроительным регламентам и требованиям к жилому помещению.

Так, высота дома не должна превышать 20 м, надземных этажей может быть не более трех, а сам дом не должен разделяться на квартиры.

Для возможности всесезонного проживания дом должен быть подключен к системам электроснабжения, отопления, вентиляции, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, а в газифицированных районах – также газоснабжения.

При этом если в населенном пункте не проведены централизованные инженерные коммуникации, а дом – максимум двухэтажный, допускается отсутствие водопровода и центральной канализации. Все комнаты в доме, включая кухню, должны иметь окна, потолки не ниже 2,5 м. В доме должна быть предусмотрена возможность поддержания температуры +18°C в любое время года.

Решение о возможности изменения назначения дома принимает орган местного самоуправления муниципального образования, в границах которого дом расположен.

Для того чтобы признать жилой дом садовым, владельцу надо представить в орган местного самоуправления заявление, документы о праве собственности (например, выписку из ЕГРН о зарегистрированных правах), а при наличии других правообладателей – также их согласие, удостоверенное нотариально.

В случае перевода садового дома в жилой потребуется также представить техническое заключение кадастрового инженера о пригодности дома для постоянного проживания. На рассмотрение вопроса отводится не более 45 календарных дней. Положительный ответ вместе с заявлением о внесении сведений в ЕГРН надо передать в МФЦ.

В ходе Всероссийской «горячей линии» собственников недвижимости также интересовала тема определения кадастровой стоимости и расчета налога на имущество, а также процедура оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости (в совокупности около 14% от всех обращений). Так как оспорить кадастровую стоимость загородной недвижимости?

Кадастровую стоимость объектов недвижимости до недавнего времени определяли независимые оценщики, а с 2018 года – специально созданные государственные бюджетные учреждения. Утверждают же результаты оценки органы власти субъекта Российской Федерации.

И если по результатам оценки кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, существует возможность ее пересмотра. Оспорить результаты оценки можно в суде или в специальных комиссиях, созданных при Управлениях Росреестра во всех регионах России.

При этом комиссия рассматривает обращения на безвозмездной основе.

Основаниями для пересмотра являются недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

«Для оспаривания кадастровой стоимости необходимо определить рыночную (реальную) стоимость объекта недвижимости. Далее сделать экспертное заключение. Оценка не будет иметь силы, если ее не проведет сертифицированный оценщик, член саморегулируемой организации. Именно он дает экспертное заключение», – говорит Семенова.

К заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости требуется приложить выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, а также документы, подтверждающие основания для пересмотра. При этом если основанием послужило установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, отчет независимого оценщика требуется представить как в бумажном, так и в электронного виде.

Выписку из ЕГРН можно запросить в МФЦ или на сайте Росреестра. Сведения о кадастровой стоимости предоставляются бесплатно по запросам любых лиц.

Комиссия рассматривает заявление в течение месяца и в случае принятия положительного решения уведомляет об этом владельца недвижимости и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект. Внесение новой кадастровой стоимости в ЕГРН происходит без участия заявителя.

«Новые сведения о кадастровой стоимости начинают применяться для расчета налога с 1 января календарного года, в котором вы обратились в комиссию или в суд, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания», – отмечает Марина Семенова.

В отличие от юридических лиц граждане могут обращаться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд напрямую, без предварительного рассмотрения вопроса в комиссии. Юридическое лицо может подать документы в судебные инстанции, только если комиссия отклонит заявление или не рассмотрит его в течение 30 дней.

Арендаторы также имеют право подать заявление о пересмотре кадастровой стоимости объекта, если кадастровая стоимость является базой для начисления арендных платежей.

Источник: http://www.pearlkuz.ru/index.php/rosreestr

Земля под защитой закона

Как можно разрешить спорный вопрос по земле с Росреестром?

23.12.2016

С тех пор как земля в нашей стране стала капиталом, для многих граждан земельный вопрос превратился в фактор — не менее важный, чем вопрос жилищный. И чем дальше развивается процесс узаконивания земель и ввода их в оборот, тем больше у людей возникает вопросов.

Не вдаваясь в детали каждой конкретной, порой очень запутанной ситуации, мы выделили наиболее типичные вопросы по земле, которые задают красноярцы.

И сегодня в нашей постоянной рубрике на них отвечает заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Красноярскому краю Антон Нестеренко.

— Часть земельного участка самовольно занял сосед. Что нужно делать, чтобы забрать отторгнутую землю?

— Для начала следует обратиться в Росреестр. Необходимо изложить ситуацию, указать, что ваши права собственника земельного участка нарушены действиями собственника такого-то, проживающего по такому-то адресу, то есть действиями вашего соседа.

Укажите, в чём выражены эти действия: в данном случае в том, что ваш сосед самовольно занял принадлежащий вам земельный участок. Мы проверим эту информацию, определим наличие нарушения — есть оно на самом деле или его нет.

При проведении проверки будут проанализированы сведения Государственного кадастра недвижимости, Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Наши специалисты, рассматривающие ваш вопрос, будут руководствоваться этими ресурсами.

— Какие документы необходимо приложить к заявлению в Росреестр?

— Если факт самовольного занятия земли выявлен при проведении каких-либо кадастровых работ, выполненных, например, по заказу заявителя, нужно приложить документы этих работ, в том числе графический материал.

Будет иметь большое значение, если вы представите фотоматериалы. Если речь идёт о садовом участке, то, возможно, ваш земельный вопрос рассматривался правлением садового общества и есть какое-то решение правления.

То есть необходимо как можно больше документов, подтверждающих факт противоправных действий вашего соседа.

— Должно ли Управление Росреестра при оформлении свидетельства на право собственности на земельный участок обозначать в документе границы участка? Ведь они есть на публичной кадастровой карте. Что нужно сделать, чтобы получить свидетельство сразу с границами?

— Действительно, публичная кадастровая карта содержит определённые сведения об участках. Этот открытый информационный ресурс находится на сайте Росреестра (найти его можно по следующему адресу в Интернете: pkk5.rosreestr.ru).

Однако нужно чётко понимать, что Управление Росреестра не производит кадастровых работ по заказам граждан. Оно делает обмеры земельных участков только при проведении государственного земельного надзора, то есть при выполнении своей работы.

Выдавать гражданам документы о границах их территорий это ведомство не только не должно, но и не имеет права.

Чтобы провести межевание земельного участка и обозначить его контуры, жителям нужно обращаться к кадастровым инженерам или к организациям, осуществляющим кадастровую деятельность, у которых есть необходимые специалисты.

И ещё один важный момент. В Росреестр поступает довольно много обращений, в которых граждане ссылаются на публичную кадастровую карту, в том числе и как на источник предполагаемого правонарушения.

Например, есть обращения по поводу того, что фактические границы участков расходятся с теми, что указаны в Государственном реестре недвижимости.

Поэтому, повторимся, человеку, который желает получить на руки документ с чётко обозначенными пределами территории, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.

— Что может стать поводом для проверки участка специалистами Управления Росреестра?

— Прежде всего проверки проводятся по утверждённому плану по четырём направлениям — в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, государственных органов власти и в отношении органов местного самоуправления.

Но бывают и внеплановые проверки. Они проводятся, например, для того, чтобы проконтролировать исполнение предписаний, ранее выданных должностными лицами Росреестра, а также соблюдение требований законодательства.

Кроме того, организуются проверки по обращениям граждан, предприятий или органов местного самоуправления. Любой человек, который считает, что его земельные права нарушены, может обратиться в Управление Росреестра. Как правило, процентов на семьдесят такие сигналы подтверждаются.

Но бывает и так: люди жалуются на нарушения своих прав, специалисты выезжают на проверки и не находят никаких нарушений.

— С какими наиболее типичными проблемами обращаются в Росреестр красноярцы и какие применяются меры воздействия к нарушителям?

— Основная проблема — это незаконное занятие земли, нарушение границ участков. Кроме того, жители жалуются на то, что у них прямо под окнами кто-то начинает строительство. Заявители обращаются в Росреестр, как правило, уже имея пакет документов, подтверждающих незаконные действия. Ведомство в этом случае проводит проверку, выявляет нарушения, принимает меры, предусмотренные законом.

К нарушителям применяются меры административного воздействия, меры реагирования по фактам нарушения земельного законодательства. Это и возбуждение административных дел, и выдача предписаний, обязывающих устранить нарушения. Соответственно, потом проводится проверка этих предписаний.

Если нарушения не устраняются, Росреестр информирует орган, который уполномочен предпринимать дальнейшие действия. Это, как правило, структурные подразделения администрации города.

Например, если речь идёт о сносе временных сооружений, специалисты взаимодействуют с администрациями районов, по капитальным строениям — с департаментом муниципального имущества и земельных отношений. Здесь уже предусмотрен судебный порядок разрешения вопросов.

Налажено сотрудничество с правоохранительными органами — например, в том случае, если необходимо выявить владельца объекта, установленного с нарушениями.

За самое распространённое нарушение — самовольное занятие земельного участка — на виновника, если он не исполнил предписание, налагаются штрафные санкции. Суммы немалые: на граждан — от 5 до 100 тысяч рублей, на должностных лиц — от 20 до 300 тысяч, на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — от 100 до 700 тысяч рублей.

— Что нужно делать, если во дворе дома или в другом неположенном месте появилось незаконное сооружение?

— В этой ситуации нужно выяснить, на самом ли деле сооружение, которое привлекло ваше внимание, построено или смонтировано незаконно. Проверку законности размещения, например павильонов во дворе, могут проводить несколько служб.

Это отдел полиции территории, на которой установлено временное сооружение, департамент социально-экономического развития администрации города, который осуществляет и выдачу разрешений, и контроль за размещением временных сооружений, и управление Росреестра.

Также можно обращаться в прокуратуру соответствующего района, в департамент муниципального имущества и земельных отношений, который осуществляет муниципальный земельный контроль, в администрацию соответствующего района.

В полномочиях районных администраций не только выявление незаконных сооружений, но и снос их. В каждый из этих органов гражданин может обратиться с заявлением, чтобы провести проверку по факту появления незаконного строения.

Акцент

Обращаться в органы Росреестра можно как письменно, так и через сайт ведомства.

Если земельный участок находится в Красноярске, Емельяновском или Берёзовском районах, а также на территории городов Дивногорск и Сосновоборск, следует обращаться в управление Росреестра по Красноярскому краю, расположенному по адресу: Красноярск, улица Дубровинского, 114, почтовый индекс 660021.

В этом случае проверку проведут сотрудники центрального аппарата — специалисты отдела государственного земельного надзора управления или сотрудники соответствующих территориальных отделов. Если участок расположен на территориях, отдалённых от Красноярска, нужно обращаться в местные территориальные отделы управления, они также выполнят эту работу.

Сергей Иванов

в газете “Городские новости” № 151 (3453) от 20.12.2016

Источник: http://www.gornovosti.ru/issue/archive/2016/12/20 

Источник: https://www.rosreestr.ru/site/press/news/zemlya-pod-zashchitoy-zakona/

Ваши права
Добавить комментарий