Как быть, если требуют переобучения от учителя русского языка?

Формы повышения квалификации

Как быть,  если требуют переобучения от учителя русского языка?

Ранее получение дополнительного профессионального образования педагогом включало в себя следующие виды обучения:

  • краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  • тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
  • длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

В 2014 году в Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования были внесены изменения, исключившие требования о конкретной продолжительности обучения по направлениям переподготовки, повышения квалификации.

Предполагается, что на текущий момент при выборе продолжительности обучение по программе дополнительного профессионального образования следует ориентироваться на минимальные сроки образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499. Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Суммирование часов возможно, только если есть единая модульная программа образовательного учреждения, по результатам прохождения которой педагогу был выдан именно в этом учреждении документ о повышении квалификации.

Также правомерным является установление в отдельных регионах требований о длительном повышении квалификации для отдельных категорий педагогических и руководящих работников образовательных учреждений при аттестации на первую и высшую категорию, так как согласно пп. 16. п. 1 ст.

29 Закона РФ N 3266-1 к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования относятся организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъекта РФ и муниципальных образовательных учреждений.

При реализации программ повышения квалификации (переподготовки) могут использоваться различные образовательные технологии (дистанционные, электронное обучение и др.). Порядок применения образовательными организациями электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ утвержден приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2.

Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с образовательной программой и (или) договором об образовании и могут осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм.

Введение ограничения на прохождение аттестации педагогическими работниками только в региональных институтах повышения квалификации работников образования (или в иных конкретных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов) является незаконным. Допускается ограничение при выборе курсов повышения квалификации (переподготовки) только путем установления требования о выдаче по итогам обучения документа установленного образца о повышении квалификации, выдаваемых образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию.

Прохождение же отдельных разовых семинаров даже в случае, если их общая продолжительность превышает минимальную продолжительность дополнительных образовательных программ, не означает прохождения педагогом повышения квалификации, поэтому сертификаты об участии в семинарах не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации.

Ситуация

Имею диплом учителя русского языка и литературы. Кроме русского языка веду предмет башкирского языка и литературы.

Директор требует чтобы я купил у него диплом на учителя башкирского языка и литературы, иначе в следующем году у меня отберут башкирский язык и скорее всего уволят. Диплом стоит 40 тыс.

Прошел аттестацию в прошлом году на учителя башкирского языка и литературы. Диплома по этому предмету нет. Нужен ли мне этот диплом? Могу ли я преподавать башкирский без диплома по башкирскому?

Ответ

В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н, предъявляются следующие требования к квалификации учителя высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования предусматривает такое направление профессиональной подготовки как «родной язык и литература», которое завершается прохождением ГИА. Успешное прохождение ГИА по этому направлению подтверждается выдачей диплома.

Таким образом, для выполнения функций учителя башкирского языка достаточно наличие у педагога высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки “Образование и педагогика” или в области, соответствующей преподаваемому предмету. Поэтому в случае отсутствия у Вас образования по направлению подготовки “Образование и педагогика”, требования директора образовательного учреждения о получении диплома для ведения уроков башкирского языка является обоснованным.

Ситуация

Здравствуйте! Можно ли пройти дистанционные курсы повышения квалификации от пед. университета “Первое сентября” или другой организации, чтобы эти курсы были годными для Портфолио на высшую категорию? Директор школы уверяет, что на высшую категорию нужны только очный курсы.

Ответ

Законодательство не предъявляет требования форме прохождения курсов повышения квалификации для педагога, который претендует на получение высшей квалификационной категории.

В соответствии с пунктом 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276, высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

  • достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 662
  • выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
  • активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Более того, в соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об образовании в РФ» при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Таким образом, требования директора образовательного учреждения о прохождении курсов повышения являются предпочтительным требованием для рассмотрения заявления о присовении высшей квалификационной категории, а не требованием законодательства.

Ситуация

Будут ли действительны курсы повышения квалификации педагогов, если я их проходила не в нашем Институте развития образования, а в соседнем регионе или же в нашем регионе, но в другом лицензионном Центре, занимающемся переподготовкой педагогов? Могу ли я себя защитить какими- либо нормативным федеральным документом , подтверждающим законность прохождения моих курсов? Могут ли меня заставить проходить курсы там , где считает нужным руководство, а другие считать недействительными.

Ответ

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 48 Федерального закона “Об образовании в РФ” педагог обязан систематически повышать свой профессиональный уровень.

Пункт 2 части 5 статьи 47 указанного закона педагогу гарантируется право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

Таким образом, законодательство предъявляет следующие требования к повышению профессионального уровня педагога:

1. обучение в образовательной организации, имеющую право на оказание услуг в области дополнительного профессионального образования (лицензию);

2. прохождение обучения не реже одного раза в три года.

Законодательство не устанавливает требования о получении профессионального образования педагогом в определенной образовательной организации.

Единственными фактическими ограничениями на получение образования является расходы на обучение педагога, которые должна понести образовательная организация при направлении педагога на обучение.

Возможно этим объясняется требования администрации ОУ о прохождении обучения в конкретной образовательной организации, но данная проблема решается выбором образовательной организации в соответствующей ценовой категории или компенсацией части расходов за собственный счет.

Однако, правомерным является установление в отдельных регионах требований о длительном повышении квалификации для отдельных категорий педагогических и руководящих работников образовательных учреждений при аттестации на первую и высшую категорию, так как согласно пп. 16. п. 1 ст.

29 Закона РФ N 3266-1 к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования относятся организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъекта РФ и муниципальных образовательных учреждений.

Но данные ограничения не могут устанавливать территориальные ограничения на выбор педагогом для повышения квалификации образовательного учреждения.

Источник: https://usperm.ru/content/formy-povysheniya-kvalifikacii

Повышение квалификации – и право и обязанность педагога

Как быть,  если требуют переобучения от учителя русского языка?

Посетители блога —  педагоги в своих х  нередко затрагивают вопросы, связанные с повышением квалификации, хотя Минобрнауки и Общероссийским Профсоюзом образования даны исчерпывающие разъяснения (см.

  совместное письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23 марта 2015 г. № 08-415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование», письмо Минобрнауки России от 9 октября 2013 г.

№ 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании»).

Педагогов волнуют, например, такие вопросы: является ли повышение квалификации обязательным условием для работы в образовательной организации, для аттестации, могут ли семинары, конференции, «круглые столы»  засчитываться им как  повышение квалификации,  имеет ли право директор школы обязать педагога проходить повышение квалификации  за свой счет и т.д. 

Что такое повышение квалификации?

В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) дано следующее определение: «Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации».

Таким образом, повышение квалификации — это дальнейшее обучение работника той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, реализуется в рамках дополнительного профессионального образования (далее – ДПО).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам определен приказом Минобрнауки России  от 1 июля 2013 года № 499.

Примечание. По определению   ТК РФ  (ст. 195.1)  «Квалификация — это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности».

Что такое дополнительное профессиональное образование?

Как определено Законом об образовании (ст. 76) дополнительное профессиональное образование — это профессиональное образование,  осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Это могут быть и  краткосрочные программы, но  объемом  не менее 16 часов.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Это уже программы продолжительностью не менее  250 часов.

Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.

Обучение по дополнительным профессиональным программам   может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании,  а также полностью или частично в форме стажировки.

Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).

Таким образом, посещение  отдельных разовых семинаров, «круглых столов», конференций не означает прохождения педагогом повышения квалификации, поэтому сертификаты об участии в них не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации.

Право педработника на дополнительное профессиональное образование

Право педагогических работников  на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено Законом об образовании (п. 2 ч. 5 ст. 47). Периодичность прохождения  повышения квалификации в течение этого периода устанавливает работодатель.

Создание условий и организация ДПО педработников  Законом об образовании (п.5 ч. 3 ст.28) отнесены к компетенции образовательной организации, т.е. к компетенции работодателя. Вместе с тем работодатель не вправе обязывать работников осуществлять повышение квалификации за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

Реализация права на дополнительное профессиональное образование

Право педагогического работника на ДПО реализуется путем заключения договора между педработником и работодателем (ч. 2 с.

197 ТК РФ), который должен содержать обязательства сторон, в том числе обязательство педработника повышать свою квалификацию по направлению работодателя, и обязательства работодателя при направлении педработника на повышение квалификации с отрывом от работы обеспечивать соблюдение гарантий и компенсаций, предусмотренных статьей 187 ТК РФ: сохранение места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, а при направлении для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность — оплаты командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Таким образом, если педагогические работники по решению своих работодателей направляются на курсы повышения квалификации в государственные образовательные организации ДПО, то обучение для них должно быть бесплатным.

Повышение квалификации как обязанность педагогического работника

Профессия учителя требует постоянного совершенствования,  регулярного обновления  знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Все это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации.

Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит   обязанность «систематически повышать свой профессиональный уровень».

Данное требование распространяется на всех педагогических работников, независимо от того, работают они по ФГОС или не работают.

А что, если …

Если право педработника на ДПО, закрепленное в договоре, заключенном между педработником и работодателем, не реализуется из-за отказа со стороны работодателя выполнить свои обязательства, педработник имеет право обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в Государственную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на ДПО;

если педработник направляется работодателем для получения ДПО, но работодатель не обеспечивает предоставление ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то педработник вправе отказаться от получения ДПО;

если педработник пожелал аттестоваться, то неполучение им ДПО не может служить основанием для отказа в установлении ему квалификационной категории либо для признания его не соответствующим занимаемой должности;

если работодателем выполняются условия заключенного договора получения ДПО, включая предоставление гарантий, работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы;

если выполняются условия заключенного договора получения ДПО, а работник без уважительных причин отказывается от прохождения ДПО, то это  будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором трудовых обязанностей, за совершение которого работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное статьей 192 ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Нормативные документы

Трудовой Кодекс РФ (далее – ТК РФ)

Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

Приказ Минобрнауки России  от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями

Источник: https://eduinspector.ru/2017/05/10/povyshenie-kvalifikatsii-i-pravo-i-obyazannost-pedagoga/

Статья учителя русского языка и литературы

Как быть,  если требуют переобучения от учителя русского языка?

«Актуальность использования компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка»

Учитель русского языка и литературы Макаревич Т.В.

Одним из приоритетных направлений Министерства образования и науки Российской Федерации является обеспечение доступности качественного общего образования, в рамках которого реализуется ряд задач. Среди них выделяется задача совершенствования системы оценивания личностных и учебных достижений учащихся при реализации компетентностного подхода.

При обсуждении этой системы прослеживается тенденция увеличения внимания к компетентностно-ориентированным заданиям, предлагаемым учащимся в ходе изучения дисциплины и учитывающим требования к осваиваемым компетенциям.

Сегодня на первый план выходит задача формирования такого задания. Перед педагогом возникает ряд сложностей, в первую очередь связанных с тем, что компетентностно-ориентированные задания должны учитывать многие аспекты, обозначенные в нормативных документах, включая требования ФГОС, планируемые результаты освоения учебной программы, формирование универсальных учебных действий и т.д.

Все эти аспекты и необходимые связи между ними учитываются в электронной модели содержания образования, что позволяет использовать ее в качестве основы для технологии формирования компетентностно-ориентированных заданий, которая призвана упростить и автоматизировать этот процесс.

Внедрение компетентностно-ориентированых заданий в предметное обучение – одно из направлений, связанных с реализацией школьных стандартов второго поколения.

Компетентность при выполнении таких заданий «не противопоставляется знаниям или умениям, она включает их в себя, но не путем простого суммирования, а при свободном использовании наиболее эффективного для конкретной ситуации набора из имеющихся в арсенале ученика знаний и умений». К отличительным признакам компетентностно-ориентированных заданий относится деятельностная составляющая (виды деятельности, на проверку которых направлено то или иное знание), которая включает: предметные умения (понятийный аппарат, объяснение действий, подбор моделей, создание собственного алгоритма), умение работать с информацией, исследовательские (или методологические) умения.

Учебные компетентностно-ориентированные задания можно использовать:

при изучении нового программного материала без предварительного объяснения учителя на основе актуализации ранее полученных знаний и самостоятельного микроисследования учащихся;

при изучении темы через укрупненные дидактические единицы или концентрированное объяснение нового материала с последующим расширением границ содержания за счет дополнительных сведений, полученных самостоятельно из учебника и других источников или представленных учителем.

Компетентностно-ориентированные задания можно применять не только на этапе углубления и обобщения знаний и способов деятельности, но и на этапе контроля, что обусловлено возможностью дифференцировать с их помощью уровень подготовки выпускников.

Типы компетентностно-ориентированных заданий:

Теперь рассмотрим типы компетентностно-ориентированных заданий:

проблемная лингвистическая задача;

моделирование (лингвистическое и речевое);

исследовательская работа;

проект;

творческая работа.

Проблемная лингвистическая задача формулируется на основе противоречия, возникающего при сопоставлении разных точек зрения, на основе столкновения уже имеющихся знаний с новыми и т. п. Приведем пример:

Определите, к какой части речи относится слово грустно. В чем причина возникших у вас затруднений? Решите эту задачу, доказывая правильность своих выводов примерами.

Нарушение лексических норм русского литературного языка обычно рассматривается как ошибка. Но всегда ли это так? Проанализируйте предложенный фрагмент текста, выясните функции встречающихся нарушений, представьте результаты своего анализа и прокомментируйте их.

Проблемные лингвистические задачи чаще всего используются на этапе систематизации и углубления знаний, а также при обработке способов применения теоретических сведений в языковой и речевой практике.

Лингвистическое и речевое моделирование предполагает создание языковых единиц и конструкций определенного типа, а также схем, таблиц, лингвистических и речевых моделей (новых для учащегося) с опорой на ранее освоенные способы деятельности. Моделирование включает выявление необходимой структуры, проверку ее правильности, демонстрацию функционирования предлагаемой модели.

Приведем примеры заданий для моделирования:

Образуйте от названий поселений вашего региона слова, обозначающие их жителей. Проверьте себя по словарю. Выявите типовые словообразовательные модели.

Создайте модель алгоритма выбора н и ннв различных частях речи.

Преобразуйте монологическое высказывание автора публицистического текста в диалог. Запишите его, соблюдая пунктуационные правила.

Обращение к лингвистическому и речевому моделированию наиболее эффективно при формировании способов деятельности с языковым материалом.

Исследовательская работа требует самостоятельного анализа какой-либо проблемы и получения новых данных. Чаще всего учащийся проходит путь от формулировки проблемы и уточнения темы до получения результатов при консультационной помощи учителя.

Преимущество этого типа задания, с точки зрения компетентностного подхода, заключается в комплексном применении всех полученных знаний, умений, основанных способов познавательной деятельности в ситуации, выходящей за рамки искусственно созданной учебной среды.

Именно поэтому проводимые школьниками исследования по родному языку чаще всего носят социолингвистический, психолингвистический, этнокультурный характер. Приведем примеры заданий для лингвистического исследования за рамками учебного процесса:

Проведите исследование на тему «Синтаксические особенности разговорной речи старшеклассников».

Создайте речевой портрет своих одноклассников в чате.

Исследуйте особенности лексического значения глаголов движения в одном из говоров вашего региона.

Однако на этапе изучение нового или углубления ранее полученных знаний учителя нередко обращаются к учебному микроисследованию.

Проект предполагает групповую деятельность учащихся, направленную на достижение результата, имеющего практическую ценность. В проектной деятельности требования к ее результату (продукту) являются определяющими.

По ходу выполнения проекта уточняются цели, распределяются обязанности между участниками, определяется круг необходимой информации, решается вопрос об оформлении и способах презентации результата, устанавливаются параметры его оценки.

Межпредметные и метапредметные школьные проекты являются эффективным инструментом проверки сформированности ключевых компетенций учащихся. Именно поэтому в проектную деятельность могут быть включены несколько типов компетентностно-ориентированных заданий.

Предметные проекты используются на этапе тематического и итогового контроля и позволяют определить интеграцию ключевых и предметных компетенций. Приведем примеры проектных заданий по русскому языку:

Вы познакомились с региональным словарем фамилий. Создайте по его образцу словарь фамилий учеников вашего класса. Защитите свой проект.

Справочник по русскому языку необходим большинству старшеклассников. Разработайте тетрадь-справочник для себя, учитывая особенности оформления, структуру передачи информации. Защитите свой проект.

Творческая работа создает условия для индивидуального проявления компетентностей старшеклассников. Главный компонент в ней – нестандартная ситуация, в которой порождается собственное высказывание, совершенно самостоятельное или опирающееся на предложенный авторский текст.

В творческой работе наряду с коммуникативной проявляется языковая компетентность, поскольку учащийся демонстрирует реальный уровень правописной грамотности и культуры речи, и культуроведческая компетентность, так как при создании вторичного высказывания необходимо учитывать историко-культурный фон исходного текста и особенности идиостиля его автора.

Приведем примеры творческих заданий:

Опишите свое отношение к местному климату в одной из форм: а) развернутого прогноза погоды; б) письма к другу, живущему на юге (севере); в) жалобы дачника.

Создайте рекламу самой интересной из книг, прочитанных вами за последний год.

Продолжите текст, оттолкнувшись от последней сцены. Представьте спор, который мог возникнуть между действующими лицами, в форме полилога.

С точки зрения характера совершаемых общеучебных действий компетентностно-ориентированные задания по русскому языку делятся на:

аналитические, которые требуют различных видов анализа, сопоставления, группировки, обобщения, выделения главного;

прогностические, которые предполагают попытку «нащупать» в языке ранее не обоснованные закономерности, выйти на новые способы деятельности с языковыми явлениями, заглянуть в будущее языка;

коммуникативные, которые строятся на основе задаваемых ситуаций общения.

Все задания можно разделить на группы по форме требуемого ответа:

– задания с выбором ответа (где требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных);

– задания с кратким ответом (где самостоятельно найденный ответ или вывод требуется записать в краткой форме в предложенном месте);

– задания на установление последовательности;

– задания на соответствие.

Что отличает КОЗ от традиционного задания?

Во-первых, это деятельностное задание. В КОЗ есть деятельностная составляющая (виды деятельности, на проверку которых направлено то или иное задание), которая включает: предметные умения (понятийный аппарат, объяснение действий, подбор моделей, создание собственного алгоритма), умения работать с информацией, исследовательские (или методологические) умения.

Во-вторых, оно моделирует жизненную ситуацию.

В-третьих, строится на актуальном для учащихся материале.

В-четвертых, КОЗ имеет следующую структуру: стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение); задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания), источник или указание на его (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания); инструмент проверки (задает способы и критерии оценивания).

Признаки компетентностно-ориентированного задания:

имитация жизненной ситуации;

обучающий характер, адаптация к возрастному уровню учащихся;

выход за рамки одной образовательной области;

наличие заметно большего, по сравнению с обычными учебными задачами, набора данных, среди которых могут быть и лишнее;

часть необходимых данных отсутствует; предполагается, что учащиеся должны самостоятельно найти их в справочной литературе.

Требования к КОЗ:

– задание требует продвижения от воспроизведения известного образца          

к самостоятельному пополнению знания,

– задание требует поиска и разработки новых, не изучавшихся ранее подходов к анализу незнакомой проблемы или ситуации, требующей принятия решения в ситуации неопределенности, при этом разрешение проблемы или ситуации может иметь практическое значение, или представлять личностный, социальный и/или познавательный интерес,

Источник: https://infourok.ru/statya-uchitelya-russkogo-yazika-i-literaturi-aktualnost-ispolzovaniya-kompetentnostnoorientirovannih-zadaniy-na-urokah-russkogo-2524887.html

Хочу стать учителем, но у меня нет образования. 3 способа это сделать

Как быть,  если требуют переобучения от учителя русского языка?

Ещё недавно поступать в педагогические вузы считалось непрестижным. Но ситуация меняется и последнее время появляется всё большей людей, которые хотят стать учителями. Правда, иногда они осознают это, уже получив высшее образование. «Мел» и «Спасибо от Сбербанка» рассказывают, как осуществить свою мечту и начать работать в школе.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

По новому профессиональному стандарту учитель, который работает в государственной школе, должен не только знать предмет, но и уметь бороться с буллингом в коллективе, помогать детям с особенностями развития и владеть новыми технологиями.

Для учителей русского языка и математики есть даже дополнительные условия. Но всё-таки без профессионального образования на работу в школу не попасть.

Если вы уже окончили другой вуз, но мечтаете о работе учителем, у вас есть три варианта, которые занимают от 6 месяцев до 5 лет.

От 6 до 12 месяцев — краткосрочная переподготовка

Где учат. Например, Алтайский государственный педагогический университет (6-12 месяцев), Российский Университет Дружбы Народов (6 месяцев, 600 академических часов), ФИПКиП (интенсивное обучение — 280 часов или 520 часов с присвоением в квалификации «учитель»).

Вам так не терпится начать работать в школе, что вы не готовы тратить ещё несколько лет на педагогические образование или переподготовку. Ваша цель — стать учителем, а параллельно получать профессиональное образование. Это не самый простой вариант, но и в этом случае решение есть.

Во многих школах, особенно в регионах, педагогов остро не хватает. Если вы хорошо знаете предмет, работали в частной школе, репетитором и у вас есть рекомендации, велик шанс, что вам будут рады. Для начала пойдите в августе на заочную педагогическую переподготовку, а затем принесите в школу справку о начале учёбы. Таким образом, уже в сентябре вы можете начать работать.

Например, если у вас есть высшее медицинское образование, вы можете преподавать биологию или химию. Иногда для этого достаточно поступить на заочную дистанционную переподготовку. В Алтайском педагогическом университете такое обучение стоит 10 тысяч рублей. В Москве аналогичный курс обойдётся в восемь раз дороже.

После окончания гуманитарного факультета устроиться на работу в школу тоже нетрудно. Нужно только понять, какой предмет вы хотели бы вести. Например, выпускникам факультета журналистики проще переобучиться на учителя обществознания.

В таком случае подойдёт дистанционное обучение в РУДН (необходимый «минимум» в размере 500 часов с октября по май) стоит 27 тысяч рублей.

По словам учителей, некоторые их коллеги, которых администрация очень хотела взять на работу, получали заветные корочки о дополнительной профессиональной переподготовке за несколько месяцев. Школьная администрация заинтересована в том, чтоб сохранить хорошие кадры, уверены преподаватели.

Если вы окончили мехмат МГУ, скорее всего, вас примут с распростёртыми объятиями и без каких-либо особых условий

Администрация сама порекомендует, что делать в такой ситуации, какие корочки или сертификаты получить. В хороших учебных заведениях молодым учителям всегда помогают старшие коллеги, на уроки часто приходит психолог. Таким образом, даже без серьёзного педагогического образования они получают необходимые педагогические навыки.

2 года — профильная переподготовка

Где учат. Например, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, Факультет педагогического образования МГУ.

Не все школы готовы взять на работу учителя только на основании справки о начале учёбы на курсах заочной педагогической переподготовки. Если мечты о школе всё же не дают вам покоя, вы всегда можете получить постдипломное педагогическое образование.

Выпускники Политехнического университета могут стать учителями математики, пройдя специальную переподготовку, которая занимает около 500 часов. Как правило, раз в неделю нужно посещать занятия и периодически ездить на конференции и открытые уроки в школах.

На факультете педагогического образования МГУ занятия проходят в основном очно в вечернее время — по 2-3 пары, обучение занимает два года. Некоторые предметы можно сдавать дистанционно, особенно если преподаватель идёт навстречу и выкладывает материалы в сеть.

Поступать на этот факультет лучше в том случае, если вы уже владеете какой-то специальностью. Например, будущий учитель химии после окончания РХТУ им. Д. И. Менделеева вряд ли узнает что-то новое о самом предмете.

Зато ему расскажут о методической подготовке, планировании уроков, демонстрационных экспериментах.

От 2 до 5 лет — бакалавриат и магистратура

Где учат. Любой педагогический вуз.

По закону после бакалавриата можно подать документы в магистратуру другого вуза по другой специальности или получить второе высшее. В некоторых случаях — даже бесплатно.

Один из самых известных педвузов страны — Московский педагогический государственный университет — предлагает программы второго высшего образования для бакалавриата и магистратуры. К примеру, стать учителем географии и экологии можно по программе второго высшего за пять лет.

Магистратура сократит время на обучение и затраты — ведь учиться всего два года, к тому же можно выбрать и заочное отделение. В таком случае можно попробовать сразу устроиться работать в школу, предоставив справку об учёбе.

Может быть, администрация не разрешит вам сразу вести предмет, но доверит кружки или дополнительные занятия.

Частные школы, в отличие от государственных, иногда не так строго относятся к наичию дипломов и корочек: главное — начичие знаний и умение делиться ими с детьми.

«Мел» и «Спасибо от Сбербанка» поздравляют педагогов с Днём учителя. Не забудьте и вы поблагодарить их за всё, что они для вас сделали. Скажите любимым учителям спасибо!

Источник: https://mel.fm/teachersday/1086432-become_a_teacher

Ваши права
Добавить комментарий