Избежание или отсрочка сокращения

Методология налоговой оптимизации: конкретные приемы

Избежание или отсрочка сокращения

(Консультант, № 22, 1999 г.)

 Брызгалин А.В.

Читая огромное количество книг и публикаций, посвященных так называемой “налоговой оптимизации” не перестаешь удивляться – вроде бы названия статей более чем громкие (“уменьшение налогов”, “избежание налогов”, “минимизация налогов”, “налоговое планирование” и др.), а конкретного содержания очень и очень мало, если оно вообще есть.

Одни авторы к месту и не к месту цитируют иностранную переводную литературу (которая в наших условиях отечественного налогообложения практически не применима), вторые дают обще теоретические рассуждения и общую классификацию, третьи перечисляют и без того всем известные налоговые льготы, другие интригуют читателя недоговорками и намеками. Но проблема остается одна: читатель так и не находит конкретного содержания, не видит практических рекомендаций. Именно поэтому “налоговая оптимизация” стала напоминать что-то вроде Тайного Знания, которое вроде бы есть, но о нем мало кто знает. Однако для начала необходимо отметить, что все способы минимизации налогов можно подразделить на незаконные (криминальное уклонение от уплаты налогов) и законные (оптимизация, планирование и т.д.). 

Уклонение от уплаты налогов представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которой налогоплательщик умышленно с нарушением действующего законодательства уменьшает размер налогового обязательства. 

В данном случае снижение налоговых выплат (а также их полное избежание) осуществляется посредством совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений или даже преступлений, то есть путем прямого нарушения налогового законодательства.

 


Налоговая оптимизация – это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. 

В эту категорию входят способы, при которых определенный экономический эффект в виде уменьшения налоговых платежей достигается путем квалифицированной организации дел по исчислению и уплате налогов, что исключает или снижает случаи необоснованной переплаты налогов, а в ряде случаев и санкций. По сути, это не уклонение от уплаты налогов, так как от уплаты как таковой налогоплательщик не уклоняется, а оптимизация налогов(Вообще же, образно говоря, проблему “как не платить налоги” давно необходимо перевести в иную плоскость “как налоги не переплачивать и как не платить штрафы”). В данной статье мы не будем касаться незаконных способов уклонения от уплаты налогов, а хотелось бы остановиться, прежде всего, на правомерных способах снижения налоговых выплат. 

Здесь необходимо сказать, что налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей для снижения размера налоговых платежей, в связи с чем можно выделить общие и специальные способы минимизации налогов. Кобщим способам можно отнести: 

принятие учетной политики предприятия с максимальным использованием предоставленных законодательством возможностей (выбор метода определения выручки от реализации продукции, порядок списание МБП и др.

); оптимизация через договор (совершение льготированных сделок, грамотное и четкое использование формулировок и др.); использование различных льгот и налоговых освобождений.

 Однако более подробно хотелось бы остановиться на специальных методах налоговой оптимизации, так как об общих способах знают многие, и воспользоваться ими может большинство, обратившись к соответствующим специалистам за консультацией.

 

Специальные методы налоговой минимизации также могут использоваться на всех предприятиях, однако с той лишь разницей, что они имеют более узкую сферу применения. К специальным методам относятся следующие: 

  • метод замены отношений;
  • метод разделения отношений;
  • метод отсрочки налогового платежа;
  • метод прямого сокращения объекта налогообложения.

Рассмотрим их подробнее. 

1. Метод замены отношений

Как правило, одна и та же хозяйственная цель (приобретение имущества, получение дохода и т.д.) может быть достигнута несколькими путями. Действующее законодательство практически не ограничивает хозяйствующего субъекта в выборе формы и отдельных условий сделки, выборе контрагента и т.д.

Предприниматель вправе самостоятельно выбирать любой из допустимых вариантов, принимая во внимание эффективность операции как в чисто экономическом плане, так и с точки зрения налогообложения.

 На этом и базируется метод замены отношений: операция, предусматривающая обременительное налогообложение заменяется на операцию, позволяющую достичь ту же или максимально близкую цель, и при этом применить более льготный порядок налогообложения.

 Необходимо особо отметить, что заменяться должны именно правоотношения (весь комплекс прав и обязанностей), а не только формальная сторона сделки (например, название договора).

То есть замена не должна содержать признаков притворности или фиктивности – в противном случае налоговые органы самостоятельно или через суд могут провести переквалификацию сделки и применить порядок налогообложения, соответствующий фактическому содержанию операции. Замене подлежит весь договор, и все фактические действия сторон должны свидетельствовать об исполнении именно этого договора. Проиллюстрировать действие метода замены можно на следующих примерах. 

Замена посреднического договора (комиссии, поручения и т.д.) на договор поставки (подряда, возмездного оказания услуг) с отсрочкой платежа. 

1.1. В соответствии с Законом РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (в ред. Федерального закона от 31.03.99 г. № 62-ФЗ) операции, совершаемые на основании договоров поручения, комиссии и ряда прочих относятся к посреднической деятельности и облагаются налогом на прибыль по повышенной ставке 11% в федеральный бюджет и до 27 % в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. (Однако необходимо учитывать, что на посреднические услуги не распространяются льготы по налогу на добавленную стоимость для предприятий, имеющих в среднесписочной численности более 50 процентов инвалидов (подп. “х” п.1 ст.5 Закона РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость”)). Неблагоприятных налоговых последствий можно избежать в случае замены договора комиссии по реализации товаров на договор поставки с отсрочкой платежа, замены договора поручения купли-продажи ценных бумаг на прямой договор купли-продажи между покупателем и продавцом и одновременно на договор оказания консультационных услуг между покупателем и посредником и т.д. Вместе с тем, при составлении и исполнении договора, заменяющего посреднический, необходимо учитывать, что чрезмерное количество элементов, характерных для посреднического договора, вкупе с небрежным исполнением может послужить основанием для признания сделки мнимой и применения правил налогообложения, применяемых для операции, которую стороны подразумевали. Например, если договором купли-продажи предусмотрено, что обязанность по оплате товара возникает у покупателя в момент, когда он реализует товар третьим лицам, и при этом договором поставки установлено, что покупатель обязан предоставить продавцу отчет о том, когда и кому он реализовал товар (обязанность комиссионера по договору комиссии – ст. 999 Гражданского кодекса РФ); а так же если договором предусмотрен возврат товара при невозможности его реализации покупателем третьим лицам (отказ от договора) – в такой ситуации у суда будут все основания для признания сделки по купле-продаже мнимой. 

В том случае если полная замена посреднического договора на юридически чистый прочий договор делает цель операции недостижимой можно применить частичную замену – то есть применить метод разделения (см. ниже). 

1.2. Замена договора простого товарищества (совместной деятельности) на договор долевого участия в строительстве.

В соответствии с подп.4.1.1 Инструкции ГНС РФ № 37 суммы средств, направленные на капитальные вложения производственного назначения и жилищное строительство в порядке долевого участия, не облагаются налогом на прибыль. Однако применение данной нормы на практике вызывает неожиданное затруднение.

 Дело в том, договор долевого участия в строительстве прямо не предусмотрен действующим гражданским законодательством в качестве самостоятельной разновидности гражданско-правовых сделок. Для оформления данных отношений наиболее приемлема конструкция договора простого товарищества (совместной деятельности) – глава 55 Гражданского кодекса РФ.

 Однако необходимо учитывать, что порядок предоставления льготы по капитальным вложениям по налогу на прибыль привязан к порядку отражения операций на счетах бухгалтерского учета. Так, в соответствии с подп.4.1.

1 Инструкции ГНС РФ № 37 “при предоставлении льготы по прибыли, используемой на капитальные вложения, принимаются фактически произведенные в отчетном периоде затраты независимо от срока окончания строительства и ввода в эксплуатацию основных средств, учтенные по счету “Капитальные вложения” (балансовый счет 08).

 В то же время в соответствии с действующим законодательством по бухгалтерскому учету взносы в совместную деятельность отражаются на балансовом счете 06 (58) (“Долгосрочные (краткосрочные) финансовые вложения”).

То есть в рассматриваемом случае суммы взносов в совместную деятельность (фактически затраты на строительство в порядке долевого участия) не уменьшают налогооблагаемую прибыль, так как не соответствуют требованиям подп.4.1.1 Инструкции ГНС РФ № 37. В данном случае замене подлежит практически только название договора простого товарищества на договор долевого участия в строительстве и бухгалтерское отражение операций, совершаемых на его основании (это исключение из правила метода замены отношений). 

2. Метод разделения отношений

Метод разделения отношений базируется на методе замены. Только в данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция заменяется на несколько.

 Метод разделения применяется, как правило, в случаях когда полная замена не позволяет достичь результата, приемлемо близкого цели первоначальной операции. Проиллюстрировать применение метода разделения можно на следующих примерах. 

2.1.

Разделение операции по реконструкции здания на собственно реконструкцию и капитальный ремонт.

Источник: http://www.taxman.ru/207.html

Как законно не платить кредиты банкам: Тинькофф, ВТБ, Сбербанк и другие

Избежание или отсрочка сокращения

Причины неуплаты кредитов должниками по большей части связаны с ухудшением финансового положения. Причины могут быть разные – болезнь, увольнение, сокращение заработной платы, смерть одного из супругов. Существует несколько возможностей не платить кредит на законных основаниях:

  1. Отсрочка платежей. Банк предоставляет возможность «кредитных каникул» до 12 месяцев. В этот период заемщик кредит не платит или выплачивает по нему только проценты. Для предоставления отсрочки заемщик должен написать в банк заявление. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие наступление финансовых сложностей: справки о среднем заработке, выписки из истории болезни, копии документов об увольнении с работы.
  2. Реструктуризация долга – это не сосем возможность не платить кредит, а возможность снизить долговое бремя путем увеличения срока кредита и снижения ежемесячных платежей.
  3. Объявление заемщика банкротом. В сложной жизненной ситуации при значительном кредитном бремени свыше 500 000 рублей заемщик имеет право начать процедуру банкротства. Это потребует некоторых материальных затрат, так как назначается конкурсный управляющий, за услуги которого нужно заплатить и требуется залоговая сумма на счете на процессуальные расходы.
  4. Страховой случай. Многие банки страхуют заемщиков при оформлении кредита. Страховыми случаями могут быть потеря здоровья (инвалидность), потеря работы вследствие сокращения штата или ликвидации организации. При наступлении таких обстоятельств, заемщик имеет право обратиться в страховую компанию, которая за счет страховых средств обязана погасить кредит.
  5. Признание кредита невозвратным и списание задолженности. Банки редко идут на такой шаг. Списание кредитного долга возможно, если сумма небольшая, а добиться платежей от должника не представляется возможным. Списываются кредиты при отсутствии у должника имущества, которое может пойти в уплату долга.

Исковая давность по кредиту составляет 3 года. Эта норма установлена ст. 196 ГК РФ. Течение срока начинается с момента последнего контакта должника с банком.

Некоторые банки, при просрочке более 90 дней сразу подают к истребованию всю сумму долга. Так работают Сбербанк России, ВТБ.

Другие банки сначала передают дело коллекторам, пробуют взыскать долг в досудебном порядке, на это требуется время. Должников много и, иногда, банки о них забывают.

Срок исковой давности начинает течь с того момента, как банк узнал о просрочке. Однако существуют разные мнения судей по этому вопросу: некоторые считают датой отсчета окончание действия договора, другие дату последнего платежа или дату отправки официального письма заемщику. После отказа суда в удовлетворении претензий банка, должник может чувствовать себя спокойно.

Выкуп долга у банка по договору цессии возможен другим лицом, в соответствии с законодательством. Перепродажа долга самому заемщику теоретически возможна, однако на это не пойдет сам банк.

Такую сделку можно оспорить как фиктивную, если возникнет такая необходимость.

Продажа кредита производится за 25-30 % от суммы задолженности, поэтому при его покупке должник может значительно сэкономить.  

Выкуп долга возможен либо у коллекторов, либо через посредников, занимающихся просроченными долгами. Коллекторы могут перепродать долг, если банк уступил его им по договору цессии.

На перепродажу долга банки идут при просрочке выплат потребительских кредитов.

Ипотечное или автокредитование подразумевает залог имущества, в этих случаях банк предпочтет реализовать предмет залога, а не выставлять кредит на продажу.

Невыплата кредита даже на законных основаниях влечет за собой правовые последствия для заемщика. При договоре с банком о реструктуризации или отсрочке выплат, отдавать долг придется в любом случае. После окончания действия отсрочки, желательно погасить часть «тела» кредита во избежание переплат. Реструктуризация кредита также увеличивает суммы конечной выплаты по процентам.

Банкротство физического лица налагает определенные ограничения. Начать жить спокойно после списания долга не получится. Финансовый управляющий в течение трех лет имеет право признать недействительной любую сделку осуществленную банкротом с привлечением большой денежной суммы. Все траты должника находятся под контролем управляющего.

В течение тех лет банкроту запрещено занимать руководящие должности и регистрироваться в качестве ИП. Новый кредит взять вряд ли удастся, так как возлагается обязанность в течение пяти лет уведомлять банки о своем банкротстве при подаче заявки на кредитование. Также при банкротстве все имущество должника выставляется на реализацию.

Вырученные средства идут на погашение долга.

Все данные по выплате кредитов вносятся в кредитную историю. Если имела место невыплата кредита или отсрочка по нему, сведения будут направлены в БКИ. Даже если суд откажет в взыскании задолженности по истечению срока исковой давности, кредитная история все равно будет испорчена. По этой причине могут возникнуть сложности с получением кредитов в дальнейшем.

Заемщик обязан производить выплаты по кредитному договору, если банк не идет на встречу и не предоставляет кредитные каникулы. В этом случае, причины указанные для предоставления льготы по выплате не признаны уважительными.

Также придется выплачивать задолженность при увольнении, если оно произошло по собственному желанию заемщика или по основаниям, не указанным в договоре страхования и страховщик не признал случай страховым. Невыплата долга без законных оснований влечет за собой неприятные для должника последствия.

Банк вначале отдает договор в отдел по работе с просроченной задолженностью, затем коллекторам. Начинаются звонки контактным лицам и на работу должника. Также при просрочке более 90 суток, банк имеет право обратиться в суд за судебным приказом на взыскание долга.

Судебный приказ передается в Управление федеральной службы судебных приставов, для взыскания долга.

Источник: https://www.sravni.ru/enciklopediya/info/kak-zakonno-ne-platit-kredity/

Чуда не произошло. Чем закончились климатические переговоры COP24 в Катовице?

Избежание или отсрочка сокращения

Лидеры всех стран мира прибыли на переговоры ООН по климату в Катовице с предписанием поддержать Парижское соглашение и отреагировать на ситуацию с чрезвычайным климатическим кризисом.

В отчете МГЭИК про 1.

5C градуса потепления на планете четко указано, что каждая десятая степень потепления имеет значение, и мы должны действовать сейчас, чтобы сократить выбросы в два раза в течение следующих 12 лет.

Но последние две недели правительства не проявили политическую волю, чтобы справиться с неотложностью климатического кризиса, о котором сообщают последние научные исследования.

Никого не удивило, что такие страны, как Соединенные Штаты и Саудовская Аравия стремились регулярно нарушать переговорный процесс, но слишком многие страны оказались не готовы к укреплению международных климатических договоренностей и решили остаться в стороне. Страны должны понимать вес своих решений и признать отсутствие своего лидерства при поддержке наиболее уязвимых стран, которые взяли на себя наиболее сильные обязательства по достижению климатических целей к 2020 году.

Доминирующее присутствие индустрии ископаемого топлива в сочетании со слабым польским председательством омрачило эти переговоры.

Предполагалось, что в Катовице правительства разработают надежные правила для Парижского соглашения по активизации действий в области климата, примут решение об усилении климатических целей к 2020 году, обеспечат адекватное финансирование и поддержку для осуществления своих целей в Парижском соглашении (NDC).

Страны договорились о всеобъемлющем своде правил, который поможет ввести в действие Парижское соглашение, несмотря на то, что ему не удалось установить какие-либо правила для углеродных рынков после 2020 года.

Что касается прозрачности, руководства для NDC и отчетности, была создана прочная основа, которая гарантирует, что стороны будут нести ответственность за свои обязательства.

Для Глобальных Итогов (Global Stocktake) была создана надежная основа, учитывающая справедливость и наилучшие имеющиеся научные данные. Структура для углеродных рынков оказались слишком спорным вопросом, поэтому так и не смогла осесть в соглашении.

Даже самые основные и существенные требования к отчетности не были согласованы, например, такое как избежание двойного учета сокращения выбросов. Это привело к отсрочке всего набора правил, связанных со статьей 6 до COP25.

В то время как эти переговоры стали достаточно успешными по взносам в Зеленый Климатический Фонд (ЗКФ), Фонд Наименее Развитых Стран и впервые взносы в Адаптационный Фонд превысили 100 миллионов долларов – этого не достаточно.

Богатые страны должны значительно увеличить климатическое финансирование, чтобы помочь развивающимся странам в реализации национальных климатических планов. Нехватка адекватного финансирования большинства стран продолжает подрывать доверие участников переговоров.

Процесс пополнения ЗКФ в 2019 году должен стать соревнованием “кто больше”, чтобы страны последовали примеру Германии и, по крайней мере, удвоили свои текущие обязательства.

Развитые страны также должны предоставить 100 миллиардов долларов в ближайшие два года по правилам Парижского соглашения, но по-прежнему это происходит только на волонтерской основе.

«В Катовице Япония и европейские страны показали, что вопреки позиции США, продолжат масштабное финансирование Зеленого климатического фонда. Германия и Япония заявили о выделении фонду по 1,5 млрд.

долларов на 4 года, к ним присоединились Норвегия, Франция, Финляндия, что уже гарантирует его активную работу в 2020-2023 гг.

Россия тоже объявила о внесении средств в этот фонд и в поддержку деятельности Межправительственной группы экспертов по изменению климата – IPCC» – комментирует участник конференции директор программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин.

За пределами переговорной вселенной находится реальный мир, в котором тысячи детей бойкотируют школу, требуя климатических действий, люди выступают против ископаемого лобби, рискуют быть арестованными и останавливают транспортное сообщение в городах, а фермеры маршируют против усиливающихся последствий изменения климата.

Текущие коллективные климатические цели стран ставят нас на путь потепления в 3°C, но люди отказываются принимать статус-кво, в котором наше будущее и будущее других видов превращаются в тлеющую кучу пепла.

COP24 был тестом на многосторонние климатические усилия, который страны прошли с большим трудом.

Страны подтвердили свое решение представить национальные обязательства по климату к 2020 году, но теперь делегаты должны вернуться в свои столицы и начать внутренние процессы для усиления этих целей к 2020 году.

Только так мы сможешь удержать рост температуры на уровне 1,5°C. Они должны представить эти обязательства на Саммите Генерального секретаря ООН в 2019 году. Грузия и Украина уже заявили о пересмотре своих целей.

Арест, задержание и депортация наблюдателей, участвующих в COP24 польскими властями, показывает, как активно подавляются голоса гражданского общества, и люди не могут выполнять свою работу по борьбе с изменением климата. ООН несет ответственность за то, чтобы это никогда не повторилось, и в принимающих странах были разработаны руководящие принципы проведения международных конференций.

Ирина Ставчук, координатор CAN ВЕКЦА и исполнительный директор Центра Экологических Инициатив “Экодия”, которой, несмотря на огромный опыт работы в роли наблюдателя ООН от общественности, также отказали во въезде в страну, прокомментировала:

“Я участвую в международных климатических переговорах с 2006 года как представитель общественности и несколько раз как член правительственной делегации без единых нарушений.

Поэтому факт запрета въезда в Польшу мне и еще 8 коллегам из украинских экологических организаций именно на период проведения конференции по климату расцениваю исключительно как препятствие в нашей климатоохранной работе.

Правительство Польши должно усиливать свою борьбу с изменением климата и зависимостью от угля, а не бороться с экологическими активистами”.

Чили, в качестве следующего Председателя переговоров, должна продемонстрировать реальную приверженность и немедленно ратифицировать и подписать региональное соглашение о доступе к информации, участии общественности и правосудии по вопросам, касающимся окружающей среды, известное как Соглашение Эскасу.

Света Романко, региональный координатор организации 350.org в регионе ВЕКЦА:

“COP24 показал, что политическая воля и амбиции по NDC многих стран, а также их преданность ископаемому топливу совершенно не отвечают как требованиям гражданского общества, так и отчету IPCC про удержание глобального потепления на уровне 1,5 градусов.

Также под угрозой оказались права человека на доступ к экологической информации и участие в принятии решений.

Одна из наших главных целей – убедиться, что 12 мирных наблюдателей от общественности из региона ВЕКЦА будут защищены и восстановлены в своих правах, их данные изъяты из SIS и тайных списков “угрозы нацбезопасности”, а РКИК ООН потребует реальной ответственности от стран, принимающих переговоры.

Но есть и успехи, Украина пересмотрит NDC в следующем году, более 1000 институтов мира заявили о дивестициях из ископаемого топлива, а переход на возобновляемую энергию в  городах ВЕКЦА должен ускориться и стать основной целью национальных политик.”

Екатерина Успенская, эксперт Климатического секретариата Российского социально-экологического союза

“Несмотря на выводы специального доклада МГЭИК о 1,5 градусах и призывы общественности, странам не удалось значительно усилить свои обязательства в области снижения выбросов и климатического финансирования.

Нельзя не приветствовать одобрения “Свода правил” Парижского соглашения, но очевидно, что его придется еще очень серьезно дорабатывать. Многие страны заявляют, что прогресс идет своим чередом, но это именно оправдание статуса-кво, базового сценария.

В текущих условиях необходимы действительно срочные, серьезные, беспрецедентные меры со стороны всех стран, особенно самых крупных эмитентов парниковых газов.

Климатическому саммиту в Чили на следующий год, а также промежуточным сессиям РКИК ООН, предстоит огромная работа по завершению создания солидной базы климатического режима Парижского соглашения. Хочется надеяться, что это будет происходить с учетом принципа справедливости, исторической ответственности стран за выбросы ПГ, и что доступу наблюдателей к переговорам не будет оказано никакого противодействия.”

Мария Фалолеева, председатель Международного Общественного Объединения “ЭКОПРОЕКТ”, эксперт национальной делегации Беларуси:

“Учитывая то, что наши действия ведут нас за пределы цели 1.5С, воздействия изменений климата растут, а каждый «шаг» повышения температуры на +0.5С означает увеличение этих воздействий в несколько раз, все больше внимания уделяется адаптации к изменениям климата.

Если раньше адаптация рассматривалась скорее как дополнительный элемент к основной теме климатических переговоров – сокращению выбросов, то теперь значение соглашений по адаптации растет, в том числе в сфере отчетности, программ поддержки и распределения средств. В Катовице приняты основные элементы отчетности стран по адаптации.

Несмотря на то, что формат отчетов носит гибкий характер и страны сами во многом могут определять как и в какой форме отчитываться, рекомендованные правила позволяют задать общие рамки, термины и направления работы на национальном уровне. Для стран нашего региона, где систематическая работа по адаптации только начинается, это важно.

Важно также понимать, что даже потенциальные положительные эффекты (например, возможное повышение урожайности в некоторых регионах), не реализуются «сами по себе», а потребуют существенных дополнительных мер.

В любом случае, изменения климата потребуют адаптации экономики и социальной сферы и, как показывают экономические исследования, чем раньше начнется этот процесс, тем меньше будут и потери, и стоимость мероприятий.”

Нугзар Кохреидзе, председатель Научно-интеллектуального клуба “Диалог поколений” (Грузия):

“Очень жаль, что климатические переговоры в Катовице завершились без конкретных необходимых результатов для человечества, находящегося перед все повышающейся угрозой климатических изменений.

Хотя начало переговоров предвещало подобное развитие событий: это позиции США и Саудовской Аравии, необъяснимое поведение пограничной службы Польши, которая не допустила на переговоры 12 мирных представителей общественности ряда стран, в том числе и меня.

Поэтому я требую, чтобы Польское правительство восстановило нас в своих правах, и наши данные были изъяты из SIS и тайных списков “угрозы нацбезопасности”.

Сейчас, в реальности, которую мы имеем необходимо увеличить работу в странах участниках переговорного процесса, повысить ответственность и мобилизовать общество, чтобы они более ярко выразили свой запрос перед правительствами. Решения нужны сегодня и необходимо усилить работу на местах для более больших результатов.”

Амбарцумян Амалия, Руководитель экологической и культурной организации “Хазер” (Армения):

“Межправительственные переговоры в Катовице еще раз наглядно продемонстрировали недостаточность усилий на государственном и межгосударственном уровне для сдерживания изменения климата на приемлемом уровне, как отмечено в ст. 2 Конвенции РКИК ООН.

Все больше напрашивается альтернативный подход, при котором реально и мотивированно заинтересованный гражданский сектор начнет выдвигаться в более активную позицию.

Поэтому следует укрепить и развивать негосударственную платформу (субгосударственную), в том числе внедрением достаточных финансовых и технологических механизмов на уровне общин и других местных сообществ.”

Илья Еременко, председатель Украинской Климатической Сети:

“Несмотря на прошедшие три года с момента принятия Парижского соглашения, в Катовице страны так и не смогли принять решений, которые гарантировали бы удержание глобальной температуры в пределах 1,5 градуса. Сидя сложа руки ждать  решений на глобальном уровне нельзя: города, предприятия и простые люди должны начать действовать сейчас: сокращать выбросы и готовить к адаптации к последствиям.”

ЗА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ПО МИРУ ИЛИ ПО РЕГИОНУ ОБРАЩАТЬСЯ:

Шауро Татьяна, коммуникационный менеджер в регионе ВЕКЦА, CAN International

tshauro@climatenetwork.org +79296458435

Источник: https://infoclimate.org/chuda-ne-proizoshlo-chem-zakonchilis-klimaticheskie-peregovoryi-cop24-v-katovitse/

Особенности процедуры сокращения штата работников

Избежание или отсрочка сокращения

На сегодняшний день весьма распространён такой способ увольнения, как сокращение штата работников или численности персонала. Невзирая на экономическую невыгодность такого способа и необходимость истечения длительного периода времени для окончательного расторжения трудового договора, он считается наиболее надежным, поскольку учитываются  обоюдные интересы сторон.

Все о сокращении штата

Под сокращением штата понимается удаление из штатного расписания предприятия отдельных должностей или даже целых структурных подразделений. В некоторых случаях возможно кардинальное изменение организационной структуры предприятия, с изменением должностных инструкций. Еще один путь проведения такой процедуры – ликвидация вакантных должностей.

Самым главным доказательством, которое будет подтверждать факт сокращения штата, будет штатное расписание. В случае, если на предприятии отсутствует штатное расписание, в качестве доказательства могут быть использованы ведомости на выплату зарплаты.

Свидетельством того, что было проведено фиктивное сокращение штатов, может быть смена названия должности при сохранении объёма и характера выполняемых обязанностей.

В случае судебного разбирательства, после изучения всех подтверждающих документов, суд может принять сторону неправомерно уволенного сотрудника.

Увольнение по этим основаниям может считаться законным только в случае исключения из штатного расписания определенных должностей, единиц персонала по конкретным специальностям.

Способы эффективного сокращения штатов

Перед многими предприятиями порой остро стоит вопрос необходимости повышения производительности труда, наравне с сокращением издержек производства и обеспечением эффективности управления. Существует ряд методик по снижению издержек на персонал, главные из них:

  • равномерное сокращение штата;
  • анализ организационной деятельности;
  • анализ эффективности компании.

Равномерное процентное сокращение

Считается самым быстрым и простым способом. Выбирается несколько подразделений и перед руководством ставится задача сократить какой-то процент сотрудников.

Однако, такой способ не предполагает проведение анализа деятельности предприятия, функциональных различий подразделений, уровня квалификации сотрудников и может привести к сокращению самых талантливых и работоспособных.

Как показывает практика, сокращения по указанию сверху только в редких случаях улучшают положение компании на длительное время.

Устранение организационной неэффективности

Сокращение штата работников происходит путем уменьшения количества подразделений.

Предварительно в обязательном порядке проводится анализ, с целью выявления ненужных и неэффективных отделов. Как правило, использование данного метода является успешным при необходимости уменьшения штата административного и управленческого персонала. Этот способ не сможет обеспечить увольнение большого количества сотрудников и ликвидировать ненужные функции подразделений.

Анализ эффективности деятельности компании

Сокращение затрат на персонал, происходит вследствие устранения видов деятельности, не создающих добавленную стоимость. Эта методика отличается прежде всего тем, что сокращение персонала и потенциал оптимизации определяется после тщательного анализа деятельности предприятия.

Информирование органов службы занятости

В соответствии с требованиями ч. 2 ст.

25 Закона «О занятости населения», после принятия решения и издания соответствующего приказа, работодатель должен проинформировать о принятом решении органы службы занятости.

Срок оповещения не может быть менее двух месяцев до планируемого сокращения. При этом является обязательным указание оклада, должности, специальности и требований квалификации.

Когда проведенное сокращение может вызвать массовое увольнению сотрудников, срок оповещения службы занятости увеличивается до трех месяцев.

Согласно статье 82 ТК РФ, что такое массовое сокращение штатов, определяется в соответствии с отраслевыми либо территориальными соглашениями.

Как правило, одновременное увольнение свыше 50 работников с одного предприятия или отрасли подпадает под определение массовости.

Информирование профсоюза

Как правильно произвести сокращение штата работников, решает специальная комиссия

В соответствии с требованиями трудового законодательства, необходимо также проинформировать профсоюзный орган о предстоящем мероприятии.

Тут следует учесть, что законом не предусмотрено получение позволения от профсоюзной организации.

В связи с этим, в случае наличия возражений против намеченных кандидатур, стороны могут провести переговоры, но конечное решение зависит только от  работодателя.

Создание комиссии

Приказом руководителя может быть утвержден состав комиссии, для решения вопроса о том, как правильно произвести сокращение штата работников. В процессе работы комиссии принимаемые ею решения оформляются протоколом. Комиссии необходимо выяснить ряд следующих моментов.

Преимущественное право на избежание сокращения

Перед тем как уволить работника по сокращению, особое внимание необходимо уделить вопросу преимущественного права сотрудников на избежание сокращения. Данный вопрос подробно регламентирован в статье 179 ТК РФ. Соблюдение данного этапа сокращения должно быть зафиксировано документально. Очень удобно использование сличительной таблицы с указанием следующих критериев:

  • наличие 2 и более иждивенцев;
  • отсутствие в семье работника иных лиц с отдельным заработком;
  • факт получения на данном рабочем месте трудового увечья (профессионального заболевания);
  • статус инвалида ВОВ или инвалида боевых действий;
  • пребывание на курсах повышения квалификации без отрыва от производства по направлению работодателя.

Данные критерии, в соответствии со смыслом статьи 179, обязаны быть учтены одновременно.

Запрет увольнения

Сокращение штатов работников происходит путем уменьшения количества подразделений

Когда проводится штатное сокращение работников, руководителю нужно помнить, что существуют категории лиц, которые ни при каких обстоятельствах не подлежат сокращению. В соответствии со ст. 261 ТК РФ запрещено сокращать:

  • беременных;
  • женщин, воспитывающих детей до 3-х лет;
  • матерей – одиночек, воспитывающих детей до 14 лет;
  • матерей – одиночек, воспитывающих детей-инвалидов до 18 лет;
  • лиц, занимающихся воспитанием детей до 14 лет или детей-инвалидов до 18 лет без матери.

Особенности увольнения несовершеннолетних

В случае, когда планируется увольнение несовершеннолетних, необходимо соблюсти требования Трудового кодекса по сокращению штатов. При необходимости расторжения трудового соглашения с лицом, не достигшим 18 лет, предварительно необходимо получение согласия комиссии по делам несовершеннолетних и государственной инспекции труда.

Уведомление

Работников, занимаемых сокращаемую должность, о планируемом сокращении нужно предупредить не менее чем за два месяца. Ознакомить нужно под роспись, с проставлением даты (ч. 2 ст. 180 ТК РФ). Целесообразно проводить персональное предупреждение работников о планируемом увольнении.

В случае, когда соответствующее решение принималось комиссией, работнику можно предъявить также протокол решающего заседания комиссии или выписку из него.

Уведомление желательно изготовить в двух экземплярах, при этом обязательно нужно один экземпляр оставить в личном деле сотрудников, второй выдается на руки.

В случае несогласия работника и отказа подписывать уведомление, следует составить соответствующий акт с привлечением свидетелей.

Предложение иной работы

В соответствии с ч. 1 ст. 180 ТК РФ, сокращение штатов, проводимое работодателем, должно сопровождаться предложением увольняемым сотрудникам вакантных должностей.

  В первую очередь должна быть предложена работа аналогичного уровня квалификации, что и выполняемая на данный момент, при неимении такой работы — нижестоящая должность.

Если вакантные должности отсутствуют, выполнение требования данной статьи не требуется.

Оформление перевода

В случае, когда сотрудник выразил свое согласие перевода на другое вакантное место работы, необходимо оформить перевод. Оформление происходит по стандартной процедуре. Единственное требование касается того, что подпадающий под сокращение работник должен на уведомлении указать о своем согласии перевода на предлагаемую должность.

Отсрочка увольнения

Увольнение работников по сокращению происходит по инициативе работодателя

По правилам, установленным ч. 6 ст. 81 ТК РФ, запрещено увольнение сотрудников по инициативе работодателя: во время нахождения в отпуске и в период временной нетрудоспособности.

Увольнение работников по сокращению при любых обстоятельствах считается таким, что происходит по инициативе работодателя.

В случае, когда наступило время оформления увольнения, а работник в этот период находится в отпуске или на больничном, следует отсрочить расторжение трудового соглашения до момента окончания указанных обстоятельств.

Соблюдение обязательств в последний рабочий день

В последний рабочий день сотруднику должна быть выдана трудовая книжка и произведен окончательный расчет. Следует помнить, что итоговые выплаты должны включать в себя не только заработную плату, но и выплаты предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 178 ТК РФ.

После выполнения всех указанных обязательств работодателем, уволенный сотрудник в дальнейшем строит свои отношения только с Центром занятости. Этот орган занимается выплатой положенного пособия по безработице,  дальнейшим трудоустройством и обеспечением  других предусмотренных законом прав лиц, уволенных после того как на предприятии было проведено сокращение штата.

Источник: https://opersonale.ru/trudovoe-pravo/uvolnenie/osobennosti-procedury-sokrashheniya-shtata-rabotnikov.html

Ваши права
Добавить комментарий