Имеет ли место нарушение сроков рассмотрения заявления?

Ответственность за нарушение требований федерального законодательства «О порядке рассмотрения обращений граждан»

Имеет ли место нарушение сроков рассмотрения заявления?

 «Ответственность за нарушение требований федерального законодательства «О порядке рассмотрения обращений граждан»

Общим объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 5. 59 КоАП Российской Федерации, являются общественные отношения, связанные с рассмотрение обращений и заявлений граждан. Непосредственный объект данного нарушения – установленный законом порядок рассмотрения обращений и заявлений граждан, гарантируемый в статье 33 Конституции Российской Федерации.

Порядок рассмотрения обращений (предложений, заявлений и жалоб) граждан установлен и регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Согласно ст.

2 указанного Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Правовые основы указанного порядка рассмотрения обращений граждан заключаются в следующем:

– гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

– письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу;

– обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение орган или должностное лицо могут обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

– обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения;

– запрашивает (в том числе в электронной форме) необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц (за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия);

– принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

– дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

– уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Лица, виновные в нарушении требований закона о порядке рассмотрения обращений граждан, несут ответственность, предусмотренную законодательством (ст. 15 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ). Административная ответственность за такие правонарушения как раз и установлена комментируемой статьей КоАП РФ.

 Объективная сторона данного правонарушения состоит в действиях (бездействии) лиц, нарушающих установленные законом порядок и сроки рассмотрения обращений граждан (например, поступившие обращения граждан не регистрируются в установленном порядке; не проводится необходимая проверка сведений, изложенных в обращении; проверка проводится формально и поверхностно, что не позволяет установить фактические обстоятельства дела; обращение перенаправляется в орган или должностному лицу, не имеющему необходимых полномочий для решения вопросов, поставленных в обращении и т.п.).

Правонарушение может выражаться также в несоблюдении сроков рассмотрения обращений и направлении ответа заявителю. Направление ответа после истечения установленного срока не является основанием для освобождения виновного должностного лица от административной ответственности.

Данное правонарушение считается оконченным с момента совершения упомянутых выше действий (или истечения установленного срока для осуществления необходимых полномочий и обязанностей – при бездействии).

Субъект данного административного правонарушения – специальный. В Федеральном законе от 02.05.

2006 № 59-ФЗ подразумеваются руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, в которые адресуются обращения граждан, а также указаны должностные лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в этих органах (ст. 4) и на которых возложены обязанности по рассмотрению обращений граждан. Именно совершаемые ими противоправные действия (бездействие) при рассмотрении обращений граждан попадают под данную статью КоАП РФ.

Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, характеризуется умышленной либо неосторожной формой вины (если, например, должностное лицо по забывчивости не направило заявителю в установленный законом срок письменный ответ).

Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 КоАП Российской Федерации, может быть возбуждено только прокурором, который в соответствии со ст. 28.4 КоАП Российской Федерации выносит по этому поводу мотивированное постановление. Рассматривается данная категория дел судами.

Срок привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 4.5 КоАП Российской Федерации составляет три месяца.

Санкция статьи 5.59 КоАП Российской Федерации влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Заместитель прокурора города

советник юстиции                                                                          О.А. Чубук

Источник: https://cheladmin.ru/ru/oficialnaya-informaciya/prokuror-goroda-chelyabinska-razyasnyaet/otvetstvennost-za-narushenie-trebovaniy-federalnogo

Все по одной теме Работа с обращениями граждан и юридических лиц Автор Аналитическая редакция АПС «Бизнес-Инфо»

Имеет ли место нарушение сроков рассмотрения заявления?

Граждане Республики Беларусь имеют право на обращение в организации путем подачи письменных, электронных или устных обращений, а также к индивидуальным предпринимателям путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений.

Юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели имеют право на обращение в организации путем подачи письменных (за исключением замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений), электронных или устных обращений.

Представленная подборка аналитических материалов поможет вам соблюсти все правила и требования законодательства в части документального оформления работы с обращениями граждан и юридических лиц.

1. Порядок подачи обращений

Порядок обращения граждан и юридических лиц, ведение делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц, а также вопросы личного приема граждан урегулированы:

• Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон № 300-З);

• Указом Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц»;

• Положением о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 № 1786 (далее – Положение).

Справочно

Обращение – индивидуальное или коллективное заявление, предложение, жалоба, изложенные в письменной, электронной или устной форме (ст.1 Закона № 300-З).

Схема

Требования к обращениям граждан и юридических лиц и порядок их подачи

Обращения
(заявление, предложение, жалоба)
письменные обращения*электронные обращения*устные обращения
– почтой;- нарочным (курьером);- в ходе личного приема;

– путем внесения в книгу замечаний и предложений (ст.10 Закона № 300-З)

– на адрес электронной почты организации;
– размещение в специальной рубрике на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет (ст.25 Закона № 300-З)**
в ходе личного приема (ст.10 Закона № 300-З)
гражданюридических лиц
Должны содержать:– наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;- фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания);- изложение сути обращения;

– личную подпись гражданина (граждан) (п.2 ст.12 Закона № 300-З)

Должны содержать:– наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;- полное наименование юридического лица и его место нахождения;- изложение сути обращения;- фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;

– личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, заверенную печатью юридического лица (п.3 ст.12 Закона № 300-З)

Обращения излагаются на белорусском или русском языке.
Текст обращения должен поддаваться прочтению. Рукописные обращения должны быть написаны четким, разборчивым почерком. Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов или выражений

* При подаче обращения через представителя прилагаются документы, подтверждающие его полномочия.

** Электронные обращения должны содержать адрес электронной почты заявителя (п.2 ст.25 Закона № 300-З).

Подача заявителями обращений, содержащих клевету или оскорбления, либо совершение ими при подаче и рассмотрении обращений иных противоправных деяний влекут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Справочно

Клевета, то есть распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений, влечет наложение штрафа в размере до 30 БВ (ст.9.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП)).

Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, влечет наложение штрафа в размере до 20 БВ (ст.9.3 КоАП).

Уголовная ответственность за клевету и оскорбление установлена ст.188 и 189 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Обратите внимание!

К письменным обращениям, подаваемым представителями заявителей, прилагаются документы, подтверждающие их полномочия (п.6 ст.12 Закона № 300-З).

Дополнительно по теме:

Разъяснения государственных органов: виды, юридическая сила, порядок обжалования.

Форма документа:

Заявление гражданина (заявителя) об отзыве своего обращения (пример).

2. Регистрация, учет, рассмотрение обращений

Обращения, поданные в установленном порядке, подлежат обязательному приему и регистрации. Отказ в приеме обращений не допускается (п.1 ст.13 Закона № 300-З).

Обратите внимание!

Отказ в приеме обращения гражданина или юридического лица влечет наложение штрафа в размере от 4 до 10 БВ (ст.9.13 КоАП).

Поступающие в государственный орган, иную организацию обращения заявителей регистрируются в день их поступления в установленном порядке.

Обращения заявителей, поступившие в государственный орган, иную организацию в нерабочий день (нерабочее время), регистрируются не позднее чем в первый следующий за ним рабочий день (п.5 Положения).

На всех поступающих обращениях проставляется отметка о поступлении (регистрационный штамп входящих документов).

Справочно

Отметка о поступлении (регистрационный штамп входящих документов) проставляется на нижнем поле первого листа документа справа и состоит из полного или сокращенного наименования организации-получателя, даты и регистрационного индекса (номера) поступления документа.

Размеры отметки о поступлении (регистрационного штампа входящих документов) не могут превышать 42 мм по горизонтали и 16 мм по вертикали.

На документах, требующих срочного исполнения, вместе с датой допускается указывать время поступления (часы, минуты) (п.66 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее – Инструкция по делопроизводству)).

На электронных документах реквизит «Отметка о поступлении» (дата и индекс поступления) формируется средствами системы документационного обеспечения управления после успешной проверки электронной цифровой подписи и вносится в регистрационно-контрольную карточку (часть третья п.45 Инструкции о порядке работы с электронными документами в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 06.02.2019 № 19).

Регистрация осуществляется с использованием одной из регистрационно-контрольных форм:

• автоматизированной (электронной);

• карточной (в регистрационно-контрольных карточках (РКК);

• журнальной.

Регистрационно-контрольная форма регистрации обращений граждан и юридических лиц содержит реквизиты, приведенные в приложении к Положению.

Обратите внимание!

В регистрационно-контрольные формы могут включаться реквизиты, необходимые для обеспечения учета, контроля, анализа работы с обращениями заявителей, поиска документов, связанных с рассмотрением обращений, а также исключаться реквизиты, сведения для заполнения которых отсутствуют в связи с особенностями рассмотрения обращений заявителей (п.8 Положения).

Дополнительно по теме:

Регистрационно-контрольная карточка.

Регистрационно-контрольная карточка обращения.

Обращения заявителей регистрируются отдельно от других поступающих в организацию документов, что отражается в регистрационных индексах обращений, которые должны иметь определенные отличия: помимо порядковых входящих регистрационных номеров, присваиваемых в течение календарного года, регистрационные индексы обращений дополняются иными обозначениями.

Дополнительно по теме:

Индексация обращений граждан и ответов на них.

Регистрация обращений граждан и юридических лиц.

Зарегистрированное письменное обращение или бумажная копия электронного обращения передаются на рассмотрение руководителю организации, который принимает решение о порядке исполнения обращения, определяет исполнителей, а также решает, подлежит ли обращение постановке на особый контроль. Решение руководителя оформляется в виде резолюции.

Дополнительно по теме:

Резолюции на обращения граждан и юридических лиц (примеры).

Срок рассмотрения обращений заявителей исчисляется со дня, следующего за днем регистрации обращений в организации (п.1 ст.17 Закона № 300-З).

Срок рассмотрения обращений, направленных в организации для рассмотрения в соответствии с их компетенцией, исчисляется со дня, следующего за днем регистрации обращений в этих организациях.

Если последний день срока рассмотрения обращений приходится на нерабочий день, то днем истечения срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Схема

Сроки и порядок рассмотрения обращений граждан и юридических лиц

Обращения граждан и юридических лиц
(жалобы, предложения, заявления)
Обращения, относящиеся к компетенции организацииОбращения, не относящиеся к компетенции организацииОставление обращения без рассмотрения по существу
Рассматриваются в срок 15-30 дней.
Не позднее 1 месяца направляется письменное уведомление о причинах превышения месячного срока (п.3 ст.17 Закона № 300-З)
В течение 5 дней направляются организациям для рассмотрения в соответствии с их компетенциейУстное
(п.2 ст.15 Закона № 300-З)
Письменное
(п.1 ст.15 Закона
№ 300-З)
Остаются без рассмотрения по существу с разъяснением в пятидневный срок, в какую организацию и в каком порядке следует обратитьсяРешение об оставлении обращения без рассмотрения объявляется заявителю должностным лицом в ходе личного приемаВ течение 5 рабочих дней направляется письменное уведомление с указанием причин оставления обращения без рассмотрения, возвращаются оригиналы документов
Обращения, в которых обжалуются судебные постановления, не позднее 5 рабочих дней возвращаются заявителям с разъяснением им порядка обжалования (п.3 ст.10 Закона
№ 300-З)

Обратите внимание!

Нарушение установленных сроков рассмотрения обращения гражданина или юридического лица влечет наложение штрафа в размере от 4 до 10 БВ (ст.9.13 КоАП).

Дополнительно по теме:

Порядок работы с обращениями граждан и юридических лиц, не относящимися к компетенции организации.

Обратите внимание!

Неинформирование заявителя о решении, принятом по результатам рассмотрения обращения, либо неправомерный отказ заявителю в ознакомлении с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращения, либо непринятие в пределах своей компетенции мер по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов заявителя влечет наложение штрафа в размере от 4 до 10 БВ (ст.9.13 КоАП).

Дополнительно по теме:

Источник: http://bii.by/tx.dll?d=194045

Ваши права
Добавить комментарий