Должны ли сироте выдавать деньги на одежду, если она живет в приюте и учится в 10 классе?

Защищаем права ребенка в школе

Должны ли сироте выдавать деньги на одежду, если она живет в приюте и учится в 10 классе?

Как правило,  с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».

Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.

Гендерное равенство

Гендерное равенство – это когда  каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Что делать?

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что  нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

Школа и религия

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Что делать?

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо  школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин,  вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к  уполномоченному по праваам ребёнка.

Уважение чести и достоинства школьника

Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и  достоинства.

Возможный вариант нарушения разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение  на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми.

 Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб.

Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Что делать?

Выяснить у учителя суть  конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником  и получил ли его согласие на публичное обсуждение  его действий.

В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

 Право на охрану здоровья

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание  и поставил  школьнику двойку.

Что делать?

 Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.

Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла  вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.

Обязательные  дополнительные занятия, факультативы 

Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы,  секции и т.д.  могут быть только добровольными.

Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому  никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Что делать?

Исходим из  того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

Общественно полезный труд

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».

Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по  классу, по школе, убирать территорию и т.д.

Справка. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»:  школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.

Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Что делать?

Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители  могут обжаловать действия школы.

Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.

Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.

Иногда ссылаются на  Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции.

Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.

Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам  с  просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.

Также заранее следует  выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».

Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию,  согласие родителей необходимо.

Если родители не согласны с привлечением детей к общественно  полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.

Самообслуживание в школе, конечно,  должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся,  руководствуясь действующим законодательством.

Право на образование

Все граждане России имеют конституционное право на образование.

Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это.

Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать.

Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Что делать?

Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.

Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.

При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов

Защищаем права ребенка в школе

Источник: https://eduinspector.ru/2012/10/06/uvajaem-i-soblyudaem-prava-rebenka/

Льготы детям-сиротам при поступлении в вуз

Должны ли сироте выдавать деньги на одежду, если она живет в приюте и учится в 10 классе?

«Мы – опекуны (дядя и тетя) ребенка. Когда у мальчика погибли родители, ему было 6 лет. В июне ему исполнится 18. Собирается поступать в технический университет. Какие льготы будут у него при поступлении и как нам будут платить после того, как ему исполнится 18 лет?» Семья ДОРОДНЫХ (Курск).

Отвечает председатель комитета соцобеспечения Курской области Ольга НОВИКОВА: «Данный вопрос отнесен к компетенции органов опеки и попечительства.

Вместе с тем, в законе Курской области от 21 июня 2006 года №30-ЗКО «О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством)» указано: выплата денежных средств на содержание ребенка сохраняется в случае достижения ребенком, находящимся под попечительством, возраста 18 лет в период его обучения в общеобразовательном учреждении – до окончания его обучения, но не более чем до достижения 19 лет. Данное положение не распространяется на лиц, обучающихся в высших учебных заведениях.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 22 августа 1996 года №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

Вверх  —  Отзывы читателей (120)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати

Анастасия11 июля 2009, 14:20:46
e-mail: Poroh86@mail.ru, город: Иркутск

Я сирота, живу в детдоме, у меня есть опекуны, я сдавала экзамены в МВД г. Иркутска, не добрала 9 баллов по истории, а в остальном все отлично, есть ли у меня льготы на поступления, брать меня вообще не хотят, и денег на комерческую основу нет….

ирина2 октября 2009, 15:01:57
e-mail: fibi2901@mail.ru, город: Ярославль

Подскажите пожалуйста до скольких лет сохраняется льгота детям сиротам?

Олег31 марта 2010, 11:10:41

А если я закончил школу в 18 лет,и собираюсь поступить через год.Будут ли сохранятся мне льготы при поступлении?

Ольга31 июля 2010, 01:01:15
e-mail: perevyshko_olga@mail.ru, город: Курган

Приемной девочке в марте 2010 г. исполнилось 18 лет, в это время она училась в 11 классе. Выплата пособия закончилась. В опеке сказали, если поступит в ВУЗ, будет на гособеспечении. Сейчас уже знаем, что девочка поступила. Но на гособеспечении она будет с сентября 2010 г.

А как содержали ее с апреля по август никого не интересует (кормили, платили за квартиру, покупали кое что из одежды уже без пособия). У нас с мужем трое приемных детей (2 родных). На следующий год 18 лет исполнится второй приемной девочке, правда в июле, но в августе мы тоже уже не получим пособие на нее, т. к. только закончит 11 класс.

Почему сироты, заканчивающие 11 класс в 17 лет и поступающие в ВУЗы, плавно переходят на гособеспечение, а наши дети выпадают из этой категории на пять и один месяцев?

Юлия2 марта 2011, 18:12:42
e-mail: julya_2104@mail.ru, город: Магнитогорск

я сирота, учусь в институте и нахожусь на гособеспечении, но после января размер денежных выплат уменьшился почти в 2 раза, объяснили это тем, что по новому положению сократили выплату на проезд и питание. На самом ли деле это так? и что это за положение? заранее спасибо.

Анастасия13 марта 2011, 09:15:35
e-mail: sedanorm951@mail.ru, город: Шелехов

Я сирота. Учусь на первом курсе в колледже.На гос. обеспечение не состою.Сдала документы на соц. степендию, но мне отказали в выплате.Объяснив это тем, что мне назначена академ. степендия 420р.+280р. за питание, что в это сумму якобы уже входит соц. степендия. Так ли это?Пыталась подать заявление на материальную помощь, тоже не взяли.

Хочу знать какие льготы мне положены, как сироте?

Анастасия23 марта 2011, 17:04:59
e-mail: sedanorm951@mail.ru, город: Шелехов

Я сирота, учусь в колледже, на соц. обеспечение не состою. С третьего курса у нас вводится доп. предмет “обучение на компьютере”, за который я должна заплатить сумму в размере 8000 руб. Должна ли я вносить эту сумму?

Настя24 апреля 2011, 21:53:50
e-mail: schizic92@yandex.ru, город: вологда

ТАкой вопрос,до скольки действует льгота на поступление в вуз?
Я закончила школу в 17 . Поступила в институт и теперь вот в конце года хочу поступить в другой..не моя профессия,дак смогу ли я проёти вне конкурса если мне уже исполнилось 18?

Здравствуйте! У моего молодого человека умерла мама во время сдачи его выпускных экзаменов.Его отец записан в свидетельстве о рождении, но этого самого отца он никогда не видел.

И ситуация встала таким образом, он не успевает лишить отца родительский прав так этот самый отец 17 лет назад скрылся в неизвестном направлении! И так как отец вписан в свидетельство о рождении то он не является круглой сиротой! А денег на коммерческую форму обучения у него конечно нет.

Может ли он рассчитывать на бесплатное обучение в высшем учебном заведении?

Буду очень признательна за помощь!!! Заранее спасибо!!!!

Уважаемая Кристина! Можно попытаться через суд доказать, что отец 17 лет не принимает участия в его судьбе. Ну и к экзаменам надо серьезно готовиться. Переадресуем вопрос юристам, но они ответят лишь в порядке живой очереди. Попробуйте проконсультироваться с адвокатом в Новосибирске.

Люди вы о чем разве в Москве другие законы!!!!Согласно Порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти (утв. приказом Минобразования РФ от 14 января 2003 г.

N 50) вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний в высшие учебные заведения принимаются:-дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;-дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих высших учебных заведениях;-граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;-граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие высшие учебные заведения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий, а также граждане других категорий, предусмотренных законодательством.Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп. от 8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)Извлечения. Статья 6. Дополнительные гарантии права на образование.Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Обучающимся федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Источник: http://www.dddkursk.ru/number/667/consumer/000409/

Судьбы таджикских сирот: без жилья, работы и надежды

Должны ли сироте выдавать деньги на одежду, если она живет в приюте и учится в 10 классе?

Анора Саркорова Русская служба Би-би-си, Душанбе

Image caption Зиеду Имомову в дом-интернат для детей-сирот привели родители

Зиеду Имомову и Достона Дустматова в дом-интернат для детей-сирот привели родители. Это стало первым серьезным ударом в их жизни. Мухаммад Хофиз попал в детский дом после трагической гибели отца и матери.

Круглых сирот в детских домах и интернатах Таджикистана немного. Подавляющее большинство детей, находящихся под опекой у государства, имеют хотя бы одного родителя.

Социальное сиротство стало одной из актуальных проблем страны, основные причины которой – бедность и миграция.

Выпускники сиротских учреждений после окончания школы, несмотря на громкие заявления таджикских чиновников, фактически оказываются на улице – без жилья, работы, денег и каких-либо социальных гарантий. Отстоять свои права могут далеко не все.

Судьбы детей-сирот складываются по-разному. Некоторые из них, не выдержав испытаний, идут на преступления, становятся объектом торговли, попадают в сексуальное рабство, побираются или воруют. Но есть и те, кто вопреки обстоятельствам побеждают.

Мухаммад Хофиз, 27 лет

“Я пытаюсь себя найти и не могу этого сделать до сих пор”.

Image caption Мухаммад Хофиз: “Уверен, моя жизнь сложилась бы иначе, получи я хотя бы немного поддержки”

Я совсем не помню родителей. Мне было полтора года, когда их убили. Все, что я знаю о них – это рассказы моих близких родственников.

После смерти родителей старшие брат и сестра остались у родственников, а меня и младшего брата отправили в детский дом, где мы и выросли.

Окончив 9 классов, я решил поступить в лицей. Большинство выпускников сиротских заведений так и поступают. В интернате учатся только до девятого класса, а потом нам выдают аттестаты и отпускают. Для получения полного среднего образования нужны деньги, а их у нас нет.

Нам дали аттестат и о нас забыли. Больше нами никто не интересовался.

Куда идти? К родственникам? Как? Ведь эти люди никогда не проявляли никакого интереса к моей жизни. Я им не нужен.

В лицее, куда я поступил после интерната, проучился недолго. Нередко приходилось убегать, чтобы где-то подрабатывать. Хотелось есть. Мыл машины, помогал людям, за это мне давали немного денег, на которые я покупал еду и одежду.

Лицей я бросил. Совмещать учебу и работу очень сложно. Устроился на работу в дилерский центр. Днем работал, ночевал на улице. Жилья не было. Денег, чтобы снимать квартиру – тоже. Спал, где придется: в парке, на остановках. А утром бежал на работу.

Потом совершил самую большую ошибку в своей жизни: преступил закон. Получил тюремный срок, провел в заключении несколько лет. Я был вынужден пойти на преступление, я хотел заработать денег.

Неоднократно обращался к властям, но все мои запросы остались без ответа. Уверен, моя жизнь сложилась бы иначе, получи я хотя бы немного поддержки.

После смерти родителей остались родительский дом и земля. Там сейчас живут мой старший брат и его семья, но со мной они общаться не хотят.

Есть вариант построить небольшой домик на земле, но у меня нет денег на строительство, нет возможности устроиться на работу, чтобы заработать денег, и нет образования, чтобы найти хорошую работу.

Воспоминания о детском доме и интернате у меня не очень хорошие.

Разное было – нас били, жестко наказывали и воспитывали. Жаловаться мы боялись, потому что и за это могли наказать.

Время моего нахождения в сиротском доме совпало с непростым временем в стране. В республике шла война. И это ощущалась во всем. В интернате не хватало еды, одежды. Просили милостыню. Сейчас, конечно, все изменилось, стало намного лучше.

У большинства сирот жизнь складывается неудачно. Некоторые из них попадают в тюрьму, кто-то занимается проституцией, есть бездомные, кто-то спивается. Очень сложно перебороть сильную бюрократическую систему. Трудно, когда у тебя нет крыши над головой. Ты встаешь утром и думаешь, где найти ночлег и еду.

Несколько раз я пытался свести счеты с жизнью. Первый раз это было в интернате, дважды в тюрьме. Бывают дни, когда тебя охватывает такая смертная тоска, и ты впереди не видишь никаких перспектив, никакой надежды. И даже надежды на надежду нет.

Я один. Я пытаюсь себя найти и не могу этого сделать до сих пор. Сейчас я снова на улице. Хочу работать, построить жизнь, но не получается. Нет ни жилья, ни поддержки, ни образования, ни родных.

Я один, и это так страшно, когда ты никому не нужен. Ни одна живая душа тобой не интересуется.

Государство тебя толкает на преступление. В прошлом году пытался поступить в вечернюю школу, но не смог. Для поступления нужны деньги, а где их взять. Получается замкнутый круг. Нет веры, есть одно сплошное разочарование.

Зиеда Имомова, 16 лет

“Я тогда думала: “Как мама могла нас оставить!Но теперь понимаю, что не было у нее выхода”.

Image caption Зиеда Имомова: “Особенно трудно было в первые годы. Мы очень сильно переживали разлуку с матерью”

В этом году я окончила школу-интернат. Собираюсь поступить в медицинский колледж.

В интернат я попала в семь лет. Меня, мою старшую сестру, и младших сестру и брата в сиротский дом привела мама. Мы рано потеряли отца. Его родственники сначала отобрали у нас имущество, скотину, а потом выгнали из дома.

Мама пыталась отсудить наш дом, но не смогла. Какое-то время после смерти папы мы жили у родственников матери, а потом переехали из кишлака в Душанбе.

Маме было 25 лет, и нас четверо на руках. Самой старшей восемь лет. Первое время она работала на нескольких работах, надо было снимать квартиру и покупать еду.

Она устраивалась то посудомойкой, то официанткой, то уборщицей. Возможности содержать нас не было, мама сдала нас в интернат, а младших детей в детский дом.

После смерти отца его родственники предлагали матери оставить себе грудного ребенка, а остальных детей отдать им, но мама не согласилась.

Особенно трудно было в первые годы. Мы очень сильно переживали разлуку с матерью. Постоянно плакали, когда она приходила нас навещать.

Спасало только то, что я была не одна, со мной была старшая сестра. Это были самые страшные минуты в жизни. Постепенно привыкли к интернатской жизни. Подружились с ребятами, воспитателями и учителями.

Я тогда думала: “Как мама могла нас оставить!” Но теперь понимаю, что не было у нее выхода. На самом деле ей было намного труднее.

Все эти годы она работала, откладывала деньги и приезжала к нам, привозила еду и одежду. Своего жилья у нас нет до сих пор. Но теперь я и моя сестра вместе с матерью. В интернате остались младшие брат и сестра.

Сейчас я думаю только о поступлении. Мне предлагали окончить 10 и 11 класс, но для этого нужны деньги и жилье, которых у нас нет. Я решила пока поступить в медицинский колледж, потому что смогу параллельно подрабатывать в больницах.

Живем мы сейчас на пособия, которые дают матери за ее инвалидность и на нас. Размер пособия составляет 150 сомони (примерно 17 долларов – прим. Би-би-си). Этого не хватает. Но мама берется за любую работу, и мы стараемся экономить на еде и одежде.

Достон Дустматов, 17 лет

“Сиротские дома – территория, где все нуждаются в любви, несмотря на возраст”.

Image caption Достон Дустматов: “Мы выросли в замкнутом пространстве, вывозили нас редко, потому после окончания интерната многие впадают в сильнейшую депрессию”

В этом году я окончил 9 класс интерната и готовлюсь к поступлению в военное училище. Моя мечта стать спасателем и работать в МЧС России.

Отца своего не помню. Мы с сестрой жили с матерью. Я был младшим и единственным сыном. Меня любили, баловали, ни в чем не отказывали. Но в 8 лет мама меня привела в интернат. У нас не было своего жилья, а у мамы – постоянной работы. Мы скитались с одной съемной квартиры на другую. И мама решила отдать меня в сиротский дом.

Первое время было очень тяжело. Страшно переживал, плакал, сбегал несколько раз. В интернате – новые люди, отношения, нет ласки, нет любви, нет мамы.

Самое тяжелое в жизни – это разлука с родными. У ребят в интернате были одни и те же переживания. Мы часто собирались и рассказывали друг другу о своей жизни за стенами детского дома. Разговоры о семье были самыми грустными.

Тем, у кого были родители, не понять, что значит не знать любви отца и матери, или трудно понять, что значит, когда любви не хватает.

Мы научились скрывать свои чувства и эмоции. В подобных заведениях не принято показывать, когда болят сердце и душа. Каждый носит свою боль в себе.

После занятий мы приходили к воротам интерната. Каждый день, несмотря на жару и холод. Приходили и ждали. Наблюдали за теми, кого приезжали навестить. Самый грустный момент – когда к другим приходят, а к тебе нет.

Занятия закончатся, и мы бежим к воротам и ждем. Ждали с нетерпением рассказы тех, кого навещали родственники. Им приносили сладости, которыми они всегда делились. Так было принято делиться с друзьями едой. В одиночку никто не садился есть.

Сиротские дома – территория, где все нуждаются в любви, несмотря на возраст.

Ко мне мама приходила редко. У нее не было денег.

Потом у нее обнаружили рак, и она совсем перестала приходить.

Я знал, что она умерла. Тосковал сильно, скучал, знал, что мама никогда не придет больше, но каждый раз после занятий приходил к воротам интерната и ждал. Не могу объяснить, чего я ждал. Приходил и ждал.

Вся жизнь воспитанников интернатов делится на свою и ту, что за забором. Нам редко удавалось общаться с детьми, которые жили по ту сторону забора, но мы за ними наблюдали, особенно за игрушками, которых у нас не было.

Расстраивает очень сильно деление на бедных и богатых. Не у всех ведь есть равные возможности. Отношение к нам свысока. Мы одеваемся хуже, у нас нет хорошей и дорогой одежды, гаджетов. Это так несправедливо. Не мы выбирали свою судьбу. Обстоятельства нашей жизни не зависели от нас.

Мы выросли в замкнутом пространстве, вывозили нас редко, потому после окончания интерната многие впадают в сильнейшую депрессию. Жизнь по ту сторону забора сильно удивляет и пугает. Там неизвестность, которую боишься.

В интернате все расписано по часам. А теперь самостоятельная жизнь. И начинаешь думать. Что дальше? Что будет со мной? Что будет, если не сможем поступить? Где найти работу?

После смерти матери я боюсь потерь. Боюсь терять друзей, любимых.

В большой жизни хочу поехать в Узбекистан и снова попробовать узбекский шашлык. Когда я был маленьким, я был с родителями в Самарканде и Бухаре. И я ел там шашлык. И вкус того шашлыка запомнил.

А еще я очень любил зефир. Моя мама работала в кондитерском цехе. Зефир у меня ассоциируется с мамой и ее руками. Эта сладость мне напоминает маму.

Жилья нет ни у кого из сирот. И это самая большая проблема. Ребята стараются выбирать те учебные заведения, где предоставляется общежитие.

Мы должны самостоятельно выбивать для себя пособия, жилье, хотя все это прописано в законе. Но чтобы получить то, что нам полагается по закону, нужно предпринять огромные усилия.

В моей жизни не было любви, не было игрушек. Вот я хочу дать своим детям ту любовь, которую я не получил от отца. И купить им много игрушек.

Я до сих пор смотрю мультипликационные фильмы, мне нравится посещать магазины игрушек. Иногда я даже покупаю игрушки, вызывая удивление окружающих.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-40494933

Ваши права
Добавить комментарий