Должен ли работодатель повысить разряд или устроить по должности ИТР?

Работодателям об аттестации — Audit-it.ru

Должен ли работодатель повысить разряд или устроить по должности ИТР?

Е. В. Давыдова

Журнал “Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения” № 3/2016

Что такое аттестация? Какова роль профессиональных стандартов при установлении квалификационных требований? Для работников каких категорий аттестация обязательна? Что рекомендуется включать в положение о проведении аттестации?

Аттестация – процедура, обязательная для определенных категорий работников. Проводить ли аттестацию в остальных случаях – решает работодатель. Трудовой кодекс с проведением аттестации связывает прежде всего увольнение по ее результатам работника, не соответствующего квалификационным требованиям.

Основная цель осуществления данной процедуры – установить соответствие квалификации работника занимаемой должности. И как раз сейчас в связи с принятием огромного количества профессиональных стандартов многим работодателям приходится задумываться или об установлении порядка аттестации, или о внесении изменений в уже существующий порядок.

Обо всем этом и поговорим в статье.

Трудовой кодекс не поясняет, что такое аттестация.

Руководствуясь другими источниками, можно сформулировать, что аттестация – это периодическая проверка профессионального уровня работника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работе.

Основной задачей при аттестации является проверка профессиональных навыков, деловых качеств или специальных теоретических знаний работника, а также его умения применять их при выполнении трудовой функции, определенной трудовым договором.

Требования проводить аттестацию для всех работодателей без исключения в законодательстве нет, но считаем, что разработать порядок ее проведения необходимо всем. Тем более сейчас, когда, как мы уже сказали, появилось множество профессиональных стандартов, которые с 1 июля 2016 года станут обязательными для ряда работодателей.

Профессиональные стандарты при установлении квалификационных требований

 Напомним, что согласно ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

А фактически это усовершенствованная форма квалификационных справочников ЕКС и ЕТКС, сочетающая в себе требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам и опыту работы.

По факту принятия профстандартов положения квалификационных справочников будут постепенно отменяться.

Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы (ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ).

Согласно п. 25 Порядка разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23, профессиональные стандарты используются работодателем:

  • при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, в том числе для определения трудовой функции работника;
  • при организации обучения и аттестации работников;
  • при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам;
  • при установлении систем оплаты труда.

Сейчас пока действуют и справочники, и стандарты. И на сего­дняшний момент при применении этих документов следует учитывать, что в силу ч. 2 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно указывается трудовая функция – работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.

Если по ТК РФ, иным федеральным законам с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименования этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или положениям профессиональных стандартов.

А с 1 июля 2016 года вступит в силу ст. 195.3 ТК РФ, согласно ч. 1 которой соблюдать профстандарты обязаны будут все работодатели, для работников которых законами или нормативными правовыми актами установлены специальные требования. Это медицинские и педагогические работники, аудиторы, работники контрактной службы и т. д.

, то есть те, к кому федеральные законы предъявляют квалификационные требования, в частности к образованию. Например, работники контрактной службы в сфере закупок согласно Федеральному закону от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/personnel/a110/861103.html

Аттестация работников в современных условиях

Должен ли работодатель повысить разряд или устроить по должности ИТР?

А. НУРТДИНОВА——————————–

Статья подготовлена при информационнойподдержке компании “”./”Хозяйство иправо”, 2005, N 9/А. Нуртдинова, докторюридических наук.

Аттестация в самомшироком значении этого слова обозначаетопределение квалификации; оценку знаний,способностей, достижений, успехов в работе,учебе, проведенную должностными лицами (от латинского attestatio – свидетельство).

Этоттермин охватывает и проверку знанийшкольников, студентов, специалистов впроцессе получения и по завершении общего,профессионального или специального(повышение квалификации) образования(промежуточная и итоговая аттестация), ипроверку деловых качеств работников. ——————————–

Комлев Н.Г. Словарьиностранных слов. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 40.

В трудовом праве под аттестацией принятопонимать проверку профессиональнойподготовки работника и его деловых качествв целях определения уровня егоквалификации (установленияквалификационного разряда) и/илисоответствия занимаемой должности(выполняемой работе) . Такая проверкаорганизуется и проводится работодателем.

——————————–

Надо признать,что легального определения аттестации нет,а специалисты в сфере трудового правапредлагают самые разные определения, в томчисле весьма спорные. В этой статьеделается попытка сконцентрироватьвнимание на практической стороне вопроса,подчеркнуть сущность аттестации, неуглубляясь в теоретические дискуссии.

Аттестация в условиях динамичноразвивающейся экономики совершеннонеобходима. Она имеет большое значение какдля работодателя, так и для работника.

Дляработодателя важно оптимизироватьиспользование трудовых ресурсов,сформировать кадровый резерв, создатьдополнительные стимулы к повышениюквалификации работников, усилениюответственности и исполнительскойдисциплины, обеспечить возможностьрасторжения трудового договора сработниками, не соответствующимипредъявляемым требованиям.

Работники,проходя аттестацию, имеют возможностьзарекомендовать себя какквалифицированных, инициативныхсотрудников, обеспечить повышение оплатытруда, продвинуться по служебнойлестнице. Аттестация как особый способпроверки характеризуется прежде всегоколлегиальностью.

Рассмотрение и оценкапрофессиональных качеств работникаосуществляются специально созданнойкомиссией, в состав которой включаютсяавторитетные специалисты, руководителиданной организации, представителипрофсоюзной организации. Некоторыенормативные правовые акты предусматриваютвключение в состав аттестационной комиссииспециалистов других организаций.

Коллегиальность обеспечивает всестороннееи объективное рассмотрение документов,отражающих трудовую деятельностьработника, непредвзятую оценку уровня егоквалификации, возможностейпрофессионального роста и т.п.

Коллегиальное принятие решения осоответствии (несоответствии) работниказанимаемой должности (выполняемой работе)обусловливается усложнением характера исодержания труда (а следовательноусложнением критериев и самого процессаоценки), необходимостью внимательногоотношения к каждому сотруднику (достижениясоциальной эффективности управленияперсоналом) и отражает демократическиеначала в трудовом праве. Оценка уровняквалификации работника и его соответствиязанимаемой должности производится наоснове заранее определенных объективныхкритериев. Недопустима дискриминация припроведении аттестации, то естьустановление предпочтений или ограничений,не связанных с деловыми качествамиработника и результатами его труда (ст. 3 ТКРФ). Объективность решения аттестационнойкомиссии обеспечивается в том числестандартизацией обсуждаемых вопросов,использованием тестов, учетом мнениянепосредственного руководителя работникао его работе, предоставлением работникувозможности высказать свое мнение опредставленном на рассмотрение комиссииотзыве и т.п. В ходе аттестацииопределяется степень соответствияработника занимаемой должности(выполняемой работе); выявляютсяперспективы использования потенциальныхвозможностей работника, происходитстимулирование роста его профессиональнойкомпетентности, определение степенинеобходимости повышения квалификации,профессиональной подготовки илипереподготовки. Выводы аттестационнойкомиссии могут служить предпосылкойперевода на другую работу (должность) илипрекращения трудового договора, основаниемнаправления работника на курсы повышенияквалификации, применения поощрения,повышения оплаты труда и др. Наосновании действующего законодательства,регламентирующего порядок проведенияаттестации, можно провести классификацию ивыделить несколько видов аттестации.Главным критерием классификации служит еепериодичность. Для большинстваспециалистов аттестация проводитсяпериодически, как правило, через равныепромежутки времени – раз в три-пять лет. Периодической аттестации подлежатпрактически все руководители,инженерно-технические работники испециалисты. Рабочие за исключениемслучаев, прямо предусмотренныхзаконодательством, периодическуюаттестацию не проходят. Существует ивнеочередная аттестация, котораяпроводится либо по инициативе работника,подлежащего периодической аттестации, дляприсвоения более высокого разряда (класса,квалификационной категории), либо порешению аттестационной комиссии. Надовыделить и “разовую” (единовременную)аттестацию, которая проводится поинициативе работодателя для решениявопроса об увольнении работника по подп. “б”п. 3 ст. 81 ТК РФ. Аттестация для решениявопроса об увольнении проводитсянезависимо от того, подлежит работникпериодической аттестации или нет. Этоправило введено для того, чтобы признаниеработника не соответствующим занимаемойдолжности (выполняемой работе) происходилоболее демократично и объективно. Вчастности, чтобы решение о несоответствиипринималось не единолично руководителем, аспециальной комиссией, в которую включеныдолжностные лица организации, специалистысоответствующего профиля, представителипрофессиональной организации.

Действующее законодательство, к сожалению,не только не содержит легальногоопределения аттестации, но и не уделяетдостаточного внимания ее правовому режиму:определению основных принципов еепроведения, установлению гарантий правработников, проходящих аттестацию,правовых последствий аттестации и т.п. Внастоящее время существует большоеколичество нормативных правовых актов,устанавливающих правила аттестации дляотдельных категорий работников. К нимотносятся, например, педагогические ируководящие работники государственных имуниципальных образовательных учреждений; руководители федеральныхгосударственных унитарных предприятий ;лица, занимающие должности исполнительныхруководителей и специалистов организаций иих подразделений, осуществляющих перевозкупассажиров и грузов , и др. Помимофедеральных нормативных правовых актов повопросам аттестации принято значительноеколичество актов субъектов РФ и органовместного самоуправления. Во многихрегионах действуют нормативные правовыеакты, определяющие порядок проведенияаттестации руководителей государственныхунитарных предприятий, находящихся всобственности субъекта РФ, руководителеймуниципальных предприятий,профессиональных спасателей, бухгалтеров. ——————————–

См.:Положение о порядке аттестациипедагогических и руководящих работниковгосударственных и муниципальныхобразовательных учреждений, утв. ПриказомМинистерства образования РФ от 26 июня 2000года N 1908 // Бюллетень нормативных актовфедеральных органов исполнительной власти,2000. N 32.
См.: Положение о проведенииаттестации руководителей федеральныхгосударственных унитарных предприятий,утв. Постановлением Правительства РФ от 16марта 2000 года N 234 // Собраниезаконодательства РФ. 2000. N 13. Ст. 1373.
См.: Положение о порядке аттестации лиц,занимающих должности исполнительныхруководителей и специалистов организаций иих подразделений, осуществляющих перевозкупассажиров и грузов, утв. ПриказомМинистерства транспорта РФ и Минтруда РФ от11 марта 1994 года N 13/11 (в ред. ПриказовМинтранса РФ N 89, Минтруда РФ N 50 от 27 октября1995 года; Минтранса РФ N 49, Минтруда РФ N 126 от 11мая 2000 года).
См., например: Положениеоб аттестации аварийно-спасательных служб,аварийно-спасательных формирований испасателей на территории Мурманскойобласти, утв. Постановлением ПравительстваМурманской области от 27 февраля 2004 года N54-ПП // Мурманский вестник. 2004. N 41. С. 3;решение районного собрания Шекснинскогомуниципального района от 28 января 2004 года N 6″Об утверждении порядка проведенияаттестации руководителей муниципальныхунитарных предприятий Шекснинскогомуниципального района” // СПС “:РегиональноеЗаконодательство”.Указанные работники проходят аттестацию всоответствии с утвержденными положениями.В них определены круг работников,подлежащих аттестации, ее периодичность,порядок формирования аттестационнойкомиссии и т.п.

Для других работниковприходится применять Постановление СоветаМинистров СССР от 26 июля 1973 года N 531 “Овведении аттестации руководящих,инженерно-технических работников и другихспециалистов предприятий и организацийпромышленности, строительства, сельскогохозяйства, транспорта и связи” иПоложение о порядке проведения аттестациируководящих, инженерно-техническихработников и других специалистовпредприятий и организаций промышленности,строительства, сельского хозяйства,транспорта и связи, утв. ПостановлениемГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 5 октября 1973года N 470/267 (с изм. и доп. от 22 октября 1979 годаи 14 ноября 1986 года (далее – Положение от 5октября 1973 года)) . ——————————–

СП СССР. 1973. N 18. Ст. 103.
Бюллетеньнормативных актов министерств и ведомствСССР. 1980. N 8.Указанные нормативныеправовые акты действуют в части, непротиворечащей Трудовому кодексу РФ, ииспользуются для проведения аттестациибольшинства специалистов организаций всехформ собственности. Они предусматриваютпроведение периодической аттестацииследующих категорий работников: начальники (заведующие) баз, бюро, групп,инспекций, кабинетов, камер, касс, контор,лабораторий, мастерских, отделений,отделов, парков, питомников, площадок,производств, пунктов, резервов, секторов,складов, служб, станций, участков, филиалов,хозяйств, хранилищ, экспедиций; заведующие архивами, грузовыми дворами,канцеляриями, кладовыми, комнатами,обстановками, пакгаузами, платформами,секциями; управляющие отделениями,участками; руководители групп,полетов; десятники, мастера,производители работ, техническиеруководители, бригадиры животноводческих ирастениеводческих бригад и другиеруководители. Типовой переченьвключает практически все категориируководителей структурных подразделений, втом числе обособленных, а такжеруководителей среднего звена – мастеров ит.п. Помимо этого аттестации подлежатглавные и старшие (на правах главных)специалисты всех наименований испециалисты. В примечании к Типовомуперечню указано, что аттестацию проходятвсе работники, должности которых в немперечислены, а также работники, занимающиедолжности, образованные от указанныхбазовых наименований: заместители ипомощники руководителей, ведущие, старшие,сменные дежурные, групповые, районныеспециалисты, а также специалисты различныхквалификационных категорий (I, II, III, высшейкатегории). Перечень должностейработников, подлежащих аттестации,разрешалось расширять с учетом спецификиотраслей народного хозяйства.Соответствующее право предоставлялосьминистерствам и ведомствам. Такимобразом, Типовой перечень определил кругработников, подлежащих аттестации(руководители структурных подразделений,руководители среднего звена и специалисты),и допустил расширение перечня должностей врамках названных категорий. Всовременных условиях применение Типовогоперечня должно основываться на том, чтокатегории работников, которые проходятпериодическую аттестацию, не могут бытьизменены без прямого указания закона илииного нормативного правового акта.Например, нельзя вводить периодическуюаттестацию для работников физическоготруда, поскольку они не могут быть отнесенык категориям руководителей илиспециалистов. Вместе с тем не возбраняетсяопределить дополнительно к Типовомуперечню должности руководителей испециалистов, замещение которых связано спрохождением аттестации. Определяякруг работников, подлежащих аттестации,необходимо учитывать специальные гарантии,установленные для работников. Эти гарантиинаправлены на защиту работника отнеобоснованных решений. В частности, п. 4Положения от 5 октября 1973 годапредусматривает, что очередную аттестациюне проходят: лица, проработавшие взанимаемой должности менее года; молодые специалисты в период срокаобязательной работы по назначению послеокончания учебных заведений; беременные женщины; женщины, имеющиедетей в возрасте до одного года.

Идеяосвобождения от аттестации работниковнекоторых категорий в целях установлениядля них повышенной защиты получила своевоплощение и в нормативных правовых актахболее позднего периода. Например, Положениео порядке проведения аттестации врачей,специалистов с высшим немедицинскимобразованием, допущенных к врачебнойдеятельности, а также биологов, зоологов,энтомологов учреждений Государственнойсанитарно-эпидемиологической службыРоссийской Федерации, утв. ПриказомГоскомсанэпиднадзора РФ от 2 сентября 1992года N 74 (п. 2.3), предусматривает, чтоочередной переаттестации по должности неподлежат беременные женщины и матери,имеющие детей в возрасте до 3 лет инаходящиеся в отпуске по уходу за ними . Непроходят очередную аттестацию работники,проработавшие в занимаемой должности менееодного года, беременные женщины, работающиев учреждениях и организациях,подведомственных Минприроды России.Женщины, находящиеся в отпуске по уходу заребенком, подлежат очередной аттестации неранее чем через год после выхода их наработу в указанные организации (п. 1.4Положения о порядке аттестациируководителей и специалистовтерриториальных органов, учреждений иорганизаций, подведомственныхМинистерству охраны окружающей среды иприродных ресурсов Российской Федерации,утв. Приказом Минприроды России от 11 апреля1995 года N 145) . ——————————–

См.: СПС .
См.: СПС .
В связи с тем чтоПоложение от 5 октября 1973 года сохраняетсвое действие в части, не противоречащейТрудовому кодексу РФ (ст. 423), гарантии,установленные для лиц, отработавших взанимаемой должности менее одного года,беременных женщин и работников,

Источник: https://www.lawmix.ru/comm/8879

Ваши права
Добавить комментарий