Что грозит водителю транспорта, попавшего в ДТП не по его вине, если пострадал пассажир?

Ответственность за ДТП с пострадавшим?

Что грозит водителю транспорта, попавшего в ДТП не по его вине, если пострадал пассажир?

Об ответственности за ДТП, что грозит виновнику аварии.

Напомним, что в соответствии с действующим законодательством за ДТП предусмотрены следующие  виды ответственности – гражданско правовая, административная и уголовная.

Гражданская ответственность

Такой вид ответственности предполагает обязанность виновника ДТП возместить потерпевшему причиненный вред в полном объеме. Она напрямую установлена гражданским законодательством РФ (ст. 15 ГК РФ).

В ряде случаев закон или договор обязывают виновника ДТП выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда, например упущенную выгоду, утраченный заработок и т.п. (ст. 1064 ГК РФ).

Для защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, был принят Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств и всех водителей, допущенных к их управлению (ОСАГО). С этого момента каждый водитель обязан застраховать свою гражданскую ответственность, прежде чем начать управлять автомобилем (п. 1 ст. 4 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ).

Это в значительной степени решило проблему возмещения вреда потерпевшим от негативных последствий ДТП.

Однако при определенных обстоятельствах, например при оставлении виновником места ДТП, нахождении его в момент ДТП в состоянии опьянения, отсутствии у виновника права управления автомобилем, умышленном ДТП, страховая компания после осуществления потерпевшему страхового возмещения имеет право предъявить виновнику регрессное требование в размере осуществленного возмещения и понесенных при этом убытков (п. 1 ст. 14 Закона N 40-ФЗ).

 Административная ответственность

Данная ответственность применяется к виновникам ДТП в случае нарушения ими правил дорожного движения, за нарушение которых законом установлена такая ответственность. В настоящий момент к водителям, нарушившим ПДД и виновным в ДТП, применяются четыре вида административной ответственности (гл. 12 КоАП РФ):

1) штраф в размере от 500 до 30 000 руб.;

2) лишение права управления автомобилем на срок от одного месяца до двух лет;

3) административный арест сроком до 15 суток;

4) обязательные работы от 100 до 200 часов.

Указанные виды административной ответственности применяются в случаях, если в ДТП нет погибших и потерпевшим не причинен тяжкий вред здоровью.

 Обратите внимание!

В общем случае штраф за административное правонарушение в области дорожного движения (за исключением ряда штрафов) может быть уплачен в размере половины суммы наложенного штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении. В случае если исполнение постановления было отсрочено либо рассрочено, штраф уплачивается в полном размере (ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ; Постановление Конституционного Суда РФ от 04.12.2017 N 35-П).

 Уголовная ответственность

Поскольку данный сайт об уголовной ответственности за ДТП, при которых получили телесные повреждения или погибли люди, то говорить мы будем в основном о статье 264 УК РФ.

      С официальным текстом и санкциями, предусмотренными статьей 264 УК РФ, вы можете познакомиться по ссылке.

      Основной вопрос, волнующий водителей, попавших в дорожно-транспортное происшествие, при котором получили телесные повреждения или погибли люди, это кто виноват в аварии, возможна ли обоюдная вина и  какие варианты дальнейшего развития событий возможны, а так же каковы последствия и как себя вести, чтобы минимизировать или избежать наказания за ДТП с пострадавшими.

Условно можно выделить три возможных варианта развития событий после дтп с пострадавшими, погибшими:

 Вариант первый. В действиях водителя отсутствует состав преступления. Говоря простым языком – водитель не виноват.

 Упрощенно состав ст. 264 УК РФ состоит из следующих юридических фактов:

в действиях водителя усматриваются нарушения Правил дорожного движения. Нарушения ПДД обязательно должны состоять в прямой причинной связи с ДТП.

Если, например, водитель не пристегнулся, то он нарушает ПДД, но это нарушение как правило не состоит в причинной связи с ДТП.

Даже если водитель управляет автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, это не всегда находится в причинной связи с ДТП.

Например,  пьяный водитель проезжает регулируемый перекресток на разрешающий сигнал, а в него врезается автомобиль, который движется на красный. Погибают пассажиры.

За управление в состоянии опьянения водитель будет привлечен к административной ответственности (лишен права управления ТС).

К уголовной ответственности будет привлечен водитель автомобиля, который выехал на запрещающий сигнал светофора, поскольку именно его нарушение состоит в прямой причинной связи с наездом (мы говорим про уголовную ответственность, не путайте с гражданско-правовой).

При ДТП причинен тяжкий вред здоровью или смерть пассажира.  

Об определении тяжести вреда здоровью и механизма причинения телесных повреждений. Причинение телесных повреждений так же должно состоять в прямой причинной связи с ДТП.

Например, если пешеход выбежал на проезжую часть и умер от разрыва сердца, а в следующий момент на него совершил наезд автомобиль, то водитель этого автомобиля не должен нести уголовную ответственность за смерть пешехода. В практике наших специалистов таких случаев не было.

Чаще встречаются случаи, когда пострадавший в ДТП  умирает в больнице. Только после экспертизы водитель узнает, что ДТП не состоит в причинной связи со смертью.

Если водитель не нарушил Правила или не причинил тяжкий вред здоровью или смерть, то в его действиях отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 264 УК.

Уголовное дело в этом случае не должно быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению. Подробней об основаниях прекращения уголовного дела…

Хотелось бы предостеречь водителей от «самолечения», поскольку разобраться имеется ли в действиях водителя состав преступления, например, располагал ли водитель технической возможностью избежать наезда на пешехода и т.д., под силу только юристам, специализирующимся на ДТП с пострадавшими.

К сожалению, многие водители обращаются за консультацией специалистов по ДТП уже после того, как подпишут протокол осмотра и схему ДТП, дадут изобличающие себя показания или карточку ведеорегистратора. Помочь таким водителя получается не всегда.

Второй вариант. В действиях водителя усматривается состав преступления, но удается примириться с потерпевшим.

Если показаниями свидетелей, видеозаписями и/или следами на проезжей части доказано, что в действиях водителя есть состав преступления, то такому водителю рекомендуется рассмотреть возможность примирения с потерпевшим. В этом случае в соответствии со ст. 76 УК РФ и ст. 25 УПК РФ уголовное дело подлежит прекращению. Посмотрите видео о прекращении уголовного дела в связи с примирением.

Наши специалисты говорят, что ДТП –  это объективный конфликт ранее незнакомых между собой людей или даже их семей. Для разрешения этого конфликта требуется время, терпение и помощь профессионалов.

Обратите внимание на наиболее часто допускаемую ошибку при общении с потерпевшим.

Сразу после ДТП виновный водитель прибегает к потерпевшему, “трясет его как грушу”, пытаясь выяснить у него размер компенсации. Не получив ответа,  уговаривая потерпевшего обещает ему чуть ли не  купить квартиру.

Водитель не учитывает, что потерпевший не отвечает ему сразу, поскольку  не знает, сколько будет длиться лечение и реабилитация, а соответственно, не может подсчитать причиненный ущерб.

В отличие от автомобиля, здоровье человека бесценно, а значит, сложно оценить размер компенсации.

После того, как водитель успокоился и проконсультировался, он зачастую забывает о перепевшем и о своих обещаниях. Такое поведение водителя обижает потерпевшего, что порождает еще больший конфликт, затрудняя в дальнейшем процедуру примирения.

Примирению с потерпевшим часто мешают родственники последнего, которые хотят откровенно заработать на ДТП. В нашей практике были случаи, когда виновный в ДТП водитель предпринимал неоднократные попытки примириться с потерпевшими, но из-за завышенных требований родственников добровольно возместить ущерб не мог.

В этот момент была принята амнистия. В дальнейшем виновному водителю не было смысла продолжать попытки примирения. Потерпевший лишился добровольного возмещения вреда, а доказать в полной мере причиненные убытки в суде он не мог и оказаля в худшем положении, чем если был согласился на добровольное возмещение ущерба.

Важно. Переговоры и оформление примирения необходимо проводить под контролем профессионалов.

Обратите внимание, что прекращение уголовного дела это право, а не обязанность следователя, прокурора или суда. Не всегда они соглашаются на прекращение даже тогда, когда об этом ходатайствуют потерпевшие.

Чаще это происходит по делам, где погибли люди, даже несмотря на то, что закон предусматривает прекращение дела в связи с примирением с родственниками погибших, которые признаны потерпевшим. Не охотно суды прекращают дела, по которым водитель управлял автомобилем в состоянии опьянения.

И уж тем более не возможно прекращение уголовного дела в отношении водителя который ранее привлекался к уголовной ответственности.

Отказ в прекращении в связи с примирением объясняют двух объектным составом (непосредственным объектом является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств,  дополнительным – жизнь и здоровье человека). Нам кажется это не совсем так, поскольку четкого указания на это в статье нет, а потерпевшим по уголовному делу признаются только люди, которым причинен вред здоровью или родственники погибших.

Наши специалисты полагают, что отказы судов в прекращении уголовного преследования в связи с примирением с потерпевшим объясняется скорее введением ст. 25.1 УПК РФ (прекращение уголовного дела или уголовного преследования в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа). По сути, это тоже примирение с потерпевшим, только с оплатой штрафа государству.

Таким образом, государство хочет получать деньги за прекращение уголовного дела. Так бы все деньги получил потерпевший, а так придется делиться с государством. Полагаем, что потерпевшим эти деньги были бы нужней.

Тем не менее прекращение уголовного дела по ст. 264 УК РФ с связи с примирением с родственниками погибшего возможно и такая практика существует. Уверены, получится уи у Вас.

Причинение в результате ДТП телесных повреждений своим родным и близким, которые изначально не имеют претензий к водителю.

Отдельно необходимо рассмотреть вопрос о причинении при ДТП телесных повреждений своим близким родственникам и знакомым. Чаще это происходит, когда они находятся в автомобиле виновного водителя в качестве пассажиров.

Несмотря на то, что пострадавшие изначально не имеют претензий к водителю, следователь вынужден возбудить, расследовать и направить уголовное дело в суд, где оно может быть прекращено в связи с примирением.

Формально следователь обязан так сделать, поскольку ст. 264 УК РФ относится к статьям публичного обвинения. Дело возбуждается по факту причинения телесных повреждений и заявления пострадавшего не требуется.

Но не всегда возбуждение уголовного дела устраивает потерпевших, поскольку из-за этого их родственник, который к тому же часто оказывается единственным кормильцем, может лишиться работы. В этих случаях для отказа в возбуждении уголовного дела приходится проявлять изобретательность. Свяжитесь с нами, мы постараемся помочь.

Третий вариант – судимость.

Не всем виновным  водителям удается примириться с потерпевшим или суд не соглашается на прекращение уголовного преследования.

В этом случае водителя ожидает худший вариант – это судимость.

От действий водителя и его защиты зависит будет ли связано наказание с реальным лишением свободы или суд ограничится условным или применит иной вид наказания.

Может по вине судей, которые не разбираются в расследовании ДТП, а может и по вине защиты, при вынесении приговора судьи не всегда учитывают степень вины водителя.

Одно дело, когда пьяный водитель выезжает на детскую площадку, где совершает наезд, а другое – когда под колеса автомобиля, которым управляет абсолютно трезвый и законопослушный водитель, выбегает пешеход, но водитель неправильно реагирует на возникшую опасность и допускает нарушение ПДД. Несмотря на то, что последствия одинаковые, мы полагаем, что в этих случаях наказание одинаковым быть не должно.

Приходится констатировать, что в последние несколько лет наблюдается тенденция к ужесточению наказания. Если раньше за ДТП с одним погибшим, при условии, что обвиняемый водитель ранее не судим и характеризуется положительно, давали условный срок, то теперь можно получить не мене 1,5 года колонии поселения.

Обратите внимание, что уголовно-правовая система нашей страны устроена так, что, к сожалению, вопрос о виновности и невиновности водителя фактически решается не судом, а следователем в момент возбуждения уголовного дела.

Если при ДТП получили телесные повреждения или погибли люди, рекомендуем добиваться отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела на стадии следствия. Шанс, что Вас оправдают в суде, не превышает 1%.

Именно поэтому не затягивайте, сразу обращайтесь к специалистам.

Источник: http://xn--264-eed8b.xn--p1ai/options.php

Как пассажиру такси получить компенсацию при попадании в ДТП

Что грозит водителю транспорта, попавшего в ДТП не по его вине, если пострадал пассажир?

  • страница
  • Жизнь в Москве
  • Транспорт
  • Городской транспорт

Валентина Касимовская | 12.05.2012

При автоаварии компенсация от страховщиков положена не только водителям за повреждения автомобиля, но и пассажирам этих автомобилей, если им нанесен вред в результате ДТП.

Права пассажира ↑

Согласно действующему ФЗ № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)»: «статья 1. 3.

Основными принципами обязательного страхования являются: гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных настоящим Федеральным законом». В том же законе в статье 32 сказано, что «п.

3 На территории Российской Федерации запрещается использование транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности».

ОСАГО является основным гарантом, что все пострадавшие участники аварии (включая пассажиров и пешеходов) могли получить компенсацию за ущерб. Это же естественно и касается пассажиров такси, впрочем, как и всех третьих лиц участвовавших в ДТП.

Пассажир такси должен знать, что, вне зависимости от того, был ли водитель такси виновником ДТП или нет, пассажиру положена компенсация, если его зродовью был нанесен ущерб.

ДТП ↑

Итак, вы ехали на такси, и попали в ДТП, в результате которого вам нанесли ущерб. Как действовать? Если вы потеряли сознание и вообще не могли передвигаться — вас отвезут на машине скорой помощи — и это будет отражено в протоколе. Но наиболее частая ошибка: пассажир торопится, и, не дождавшись автоинспекции, уезжает с места ДТП.

Даже если он зайдет в больницу и травмпункт, где зафиксирует все травмы, потом все равно будет практически невозможно доказать, что он был участником аварии. Поэтому пассажир не должен покидать место аварии, пока не приедет ГИБДД. По прибытии, инспектор должен зафиксировать, что в результате ДТП есть пострадавшие, и вы должны быть там указаны.

Этот документ будет главным основанием для выплаты компенсации, т.е. основным доказательством наступления страхового случая. Этот акт может составляться в присутствии страховщика (если застрахованный уведомил его о ДТП). Затем обязательно надо обратиться в травмпункт, где будут зафиксированы все ваши травмы.

Заключение медицинской экспертизы важно, поскольку только оно может определить степень тяжести повреждений. Вы никому не объясните, что до аварии ваши почки великолепно работали, и после — «забарахлили».

Везде нужны бумажки, и страховые компании не намерены оплачивать «заодно» и ваше лечение каких-то заболеваний, которые вы «заработали» не в результате ДТП. Каждую полученную травму надо отстоять. 

Кто должен возместить ущерб? ↑

Пассажиру, как пострадавшему, ущерб должна возместить страховая компания виновника происшествия. В случае, если это водитель такси — страховая компания перевозчика. Таким образом пассажир получает свою компенсацию независимо от того, кто был виноват в ДТП. Но для этого должны быть предоставлены документы, подтверждающие необходимость выплаты компенсации:

  • акт об аварии, (который пострадавший пассажир получит на руки), составленном уполномоченным на то органами полиции, пассажир должен быть указан как пострадавший,
  • медицинское заключение о степени повреждений в результате автомобильного происшествия.

В случае имущественного вреда, помимо акта об аварии, страховщику нужно будет предоставить слудеющие документы:

  1. О праве собственности на имущество. К примеру, если сломан ваш велосипед, таким документом может быть чек на покупку с вашим именем на нем (при оплате в магазине по карте чек всегда именной).
  2. Заключение экспертизы о размере причиненного вреда (стоимость услуг эксперта может быть возмещена, если потерпевший представит квитанцию об оплате).
  3. О расходах на ремонт имущества (к примеру, чеки на приобретение запасных частей).

При ДТП, по закону, все автовладельцы обязаны предоставить информацию о том, кто является их страховой компанией (тот же ФЗ № 40, статья 11 «В случае, если страхователь является участником дорожно-транспортного происшествия, он обязан сообщить другим участникам указанного происшествия по их требованию сведения о договоре обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность владельцев этого транспортного средства. Предусмотренная настоящим пунктом обязанность возлагается также на водителя, управляющего транспортным средством в отсутствие страхователя»).

Потерпевший тоже, в свою очередь, обязан уведомить страховщика (т.е. страховую компанию, заключавшей договор с автовладельцем) о наступлении страхового случая, т.е.

, по сути, о желании получить компенсацию за нанесенный ущерб в результате аварии. И сделать он должен как можно скорее, по закону: не позднее, чем через 15 суток после происшествия.

Страховая компания уже и будет разбираться согласно медицинской экспертизе сумму компенсации за нанесенный ущерб вам в результате аварии.

Дела судебные

В случае, когда ОСАГО отсутствовало, что в случае легального такси практически невозможно, вам потерпевшему пассажиру придется обращаться в суд, по месту своего проживания, чтобы виновник произошедшей аварии расплачивался с ним лично.

Для этого понадобятся для доказательства: все те же документы — медицинская экспертиза после автопроисшествия, и акт дорожного инспектора о ДТП, — где пассажир указан как потерпевшее третье лицо.

Страховая компания должна вам выплатить компенсацию или выслать мотивированный отказ в течении 30 дней после даты заявки о компенсации.

Помимо разбирательств со страховщиками о компенсации ущерба здоровью, в судебной практике попадаются и иски о возмещении морального вреда, полученного в результате ДТП. В случае требований возмещения морального вреда будет именно судебное разбирательство, т.к. доказать причиненный моральный вред сложнее, чем физический.

Организации

  • Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 3Отдел по работе с обращениями граждан: (495) 214-08-73
  • Российский союз автостраховщиков115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, строение 3(495) 771-69-44

Горячие линии

  • Отдел по работе с обращениями граждан Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России
  • Дежурная часть УГИБДД ГУВД по г. Москве

Гос. услуги

Источник: https://www.molnet.ru/mos/ru/municipal_transport/o_19468

Сколько выплатят пассажируЯндекс.Такси после ДТП?

Что грозит водителю транспорта, попавшего в ДТП не по его вине, если пострадал пассажир?

В 2016 году Елена Гращенко решила воспользоваться услугами Яндекс.Такси, о чём впоследствии сильно пожалела. Водитель этого автомобиля, Денис Апша, попал в дорожно-транспортное происшествие, в процессе которого пассажирка получила серьезные травмы.

После дорожной аварии Елена Гращенко попыталась взыскать возмещение ущерба с двух организаций: Яндекс.Такси и компании «Либерти страхование». В последней была застрахована гражданская ответственность водителя, по вине которого произошла авария.

С Яндекса Елена потребовала 68 миллионов рублей за полученные травмы и моральный ущерб. Однако суд Тушинский районный суд Москвы в исковом требовании отказал. При этом истица отмечает, что отказ не был ничем мотивирован. В дальнейшем Елена Гращенко планирует добиваться справедливости в Верховном суде России и, при необходимости, Европейском суде по правам человека.

Описанный инцидент произошел в 2016 году, то есть до введения Яндексом страхования пассажиров. Если бы та дорожная авария произошла сегодня, то пострадавшая имела бы право на страховое возмещение в пределах двух миллионов рублей в зависимости от тяжести полученных травм.

Система страхования пассажиров Яндекс.Такси заработала с начала 2017 года.

Онлайн-агрегатор такси сотрудничает сразу с несколькими страховыми компаниями, список которых не разглашается. Однако в случае ДТП пассажиру сообщат, в какой именно организации он был застрахован во время поездки. Страховка подключается автоматически, при этом застрахованы все пассажиры, находящиеся в транспортном средстве в момент поездки.

На сайте Яндекс.Такси не уточняется, каких именно ДТП касается страховка: по вине водителей такси или по вине сторонних водителей. Поэтому логично предположить, что страховка покрывает все дорожно-транспортные происшествия, вне зависимости от того, кто их спровоцировал.

При возможности пострадавший пассажир должен дождаться скорой помощи и инспекторов ГИБДД. У последних непременно нужно получить копию протокола об административном нарушении, в которой пассажир такси будет указан в качестве пострадавшего.

Если полученные травмы не позволили пострадавшему остаться на месте ДТП, он был экстренно госпитализирован, то медики обязаны сообщить об этом факте инспекторам ГИБДД.

Информацию приобщат к делу, а пострадавший будет указан в протоколе ГИБДД. Последний документ составляется на основе разбора дорожной аварии. После его получения пострадавший может обратиться в страховую компанию за возмещением.

Для начала пострадавшему нужно обратиться в поликлинику либо травмпункт за справкой о полученных травмах. Затем ему нужно получить постановление ГИБДД. Далее следует обратиться в Яндекс.Такси – агрегатор перенаправит пострадавшего в нужную страховую компанию.

Сотрудники страховой компании свяжутся с пострадавшим, дадут полный перечень необходимых для выплаты документов. Решение о страховом возмещении принимается в течение двух недель с момента получения страховой компанией нужных документов. При положительном решении страховщик перечислит сумму возмещения на банковский счёт пострадавшего.

При легких травмах, например, ушибах, постановление ГИБДД и справка из медучреждения могут не потребовать. В таком случае будет достаточно заявления на выплату и сканированной копии паспорта пострадавшего.

Уже упомянутая Елена Гращенко всё же получила некоторую сумму в качестве страхового возмещения от компании «Либерти Страхование». Суд обязал страховщика выплатить пострадавшей полмиллиона рублей в качестве возмещения в рамках системы обязательного автострахования.

Таким образом, пассажиры Яндекс.Такси могут рассчитывать не только на возмещение ущерба в рамках страховки от агрегатора, но и в рамках ОСАГО.

Получается, что при поездках в Яндекс.Такси для пассажиров действует двойная система страховой защиты. В случае дорожно-транспортного происшествия они получают возмещение и по ОСАГО , и по системе страхования от Яндекса.

Размер выплаты по автогражданке опять же определяется тяжестью полученных пассажиром травм, при этом применяется специальная таблица выплат, в которой отражены все возможные повреждения и увечья.

В случае с автогражданкой водитель имеет право на страховое возмещение, если дорожная авария произошла не по его вине.

При этом он должен управлять автомобилем на законных основаниях и не находиться в состоянии какого-либо рода опьянения.

Примечательно, что в случае ДТП не по его вине, у водителя может не быть даже действующего полиса ОСАГО, страховщик виновника аварии всё равно обязан будет возместить ущерб.

Со страховкой от Яндекс.Такси всё примерно так же, водителю не выплатят возмещение в случае, если:

  • он был пьян или под действием наркотиков;
  • принимал сильнодействующие лекарственные препараты без рецепта врача;
  • управлял транспортом без водительского удостоверения;
  • передал управление транспортом лицу без водительского удостоверения;
  • умышленно спровоцировал дорожную аварию;
  • выехал на встречную полосу;
  • проехал на красный свет светофора;
  • скрылся с места дорожной аварии.

В части размера страхового возмещения водители имеют право на получение тех же сумм, что и пассажиры. Для оформления выплаты потребуются те же документы, что и в случае с причинением вреда здоровью или жизни пассажира.

Примечательно, что водителю полагается возмещение по страховке даже если дорожно-транспортное происшествие произошло по его вине. Исключение составляют описанные выше случаи грубого нарушения правил дорожного движения, в частности оставление места ДТП, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на полосу встречного движения.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_skolko_vyplatyat_passazhiru_yandeks_taksi_posle_dtp

ВС: Попавшие в ДТП пассажиры могут получать выплаты с двух водителей

Что грозит водителю транспорта, попавшего в ДТП не по его вине, если пострадал пассажир?

Пострадавшему в аварии пассажиру компенсацию заплатят страховщики всех участников ДТП, независимо от того, кто виноват. Такое определение дал Верховный суд. Это, безусловно, делает более выгодным положение пострадавшего пассажира, но при этом дорого обходится ни в чем не виновному водителю.

Итак, в декабре 2016 года некий водитель МАЗа выехал на полосу встречного движения на 450-м километре дороги Дзержинск – Нижний Новгород и врезался во встречную ЛАДА “Нива”. В результате аварии тяжкие травмы получила пассажирка “Нивы” Калинкина.

Напомним, что по ОСАГО пассажиры или пострадавшие пешеходы могут рассчитывать на компенсацию вреда здоровью до 500 тысяч рублей. При этом сама компенсация вычисляется по специальным таблицам.

Каждая травма имеет свою цену – в процентах от максимальной выплаты.

У обоих водителей гражданская ответственность была застрахована, причем в одной крупной компании. Поэтому женщина обратилась к страховщику за выплатой.

Страховщик выплатил ей в общей сложности 187 750 рублей. Но по одному договору ОСАГО. За водителя МАЗа – виновника аварии. По страховке водителя “Нивы” страховщик в выплате отказал, не признав случай страховым.

Кто больше всего переплачивает за полисы ОСАГО

Тогда женщина обратилась в суд. Однако суды первой инстанции, а потом и апелляционной в удовлетворении иска отказали. Они сослались на то, что нет правовых оснований для взыскания средств по каждому договору ОСАГО.

Однако с такой позицией не согласился Верховный суд. Он напомнил, что, согласно статье 1079 Гражданского кодекса, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить ущерб, причиненный источником повышенной опасности.

При этом владельцы таких источников, к которым относятся и автомобили, солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников третьим лицам.

То есть, грубо говоря, при столкновении двух автомобилей ущерб, причиненный пассажирам, оплачивают оба водителя независимо от их степени вины.

“Поскольку страховым случаем по договору ОСАГО является наступление ответственности владельца транспортного средства, то при причинении вреда третьим лицам взаимодействием транспортных средств, когда в силу пункта 3 статьи 1079 ГК наступает ответственность для каждого из владельцев, имеет место не один страховой случай, а страховой случай для каждого договора ОСАГО”, – указывает в своем определении Верховный суд.

Причем ВС уточнил, что по ущербу здоровью по каждому договору ОСАГО компенсация оплачивается полностью по закону. Калькуляцию нельзя поделить пополам, если столкнулись два застрахованных автомобиля. А компенсация материального ущерба третьим лицам выплачивается уже солидарно.

Переплачивать за полис ОСАГО после аварии, в которой водитель был не виноват, придется еще пять лет. Ведь он управлял средством повышенной опасности

Не имеет также значения и то, что оба водителя застрахованы в одной и той же компании. Два страховых случая – две выплаты.

Также Верховный суд напомнил, что такая позиция изложена в обзоре судебной практики, утвержденной Президиумом ВС в 2012 году. Она же подтверждена постановлением Пленума ВС в 2017 году.

Понятно, что такое решение ВС только на пользу пострадавшим в ДТП пассажирам. А родственники погибших вообще смогут рассчитывать на 475 тысяч рублей с каждого водителя, участвовавшего в аварии, то есть получить компенсацию в двойном, а то и тройном размере.

Кстати, поясним, почему 475 тысяч, а не 500. В законе об ОСАГО компенсация на случай смерти в размере 500 тысяч рублей делится на две части. 475 тысяч – это сама компенсация, а 25 тысяч – это похоронные расходы. Так вот похоронные расходы – это материальный ущерб, который страховщики выплатят солидарно.

Однако все это выглядит довольно несправедливо для водителя, который не был виноват в аварии. Ведь в конечном итоге для него стоимость полиса ОСАГО вырастет. Все дело в коэффициенте бонус-малус, который присваивается за безаварийный стаж. Но это, как говорится, “безаварийный”, на самом деле имеется в виду наличие или отсутствие страховых возмещений.

Почему нельзя покупать электронный полис ОСАГО с рук

Итак, ездил человек десять лет, не попадая в аварии, дослужился до 13-го класса, то есть получил коэффициент 0,5. Это половина стоимости полиса. И тут в него, стоящего на светофоре, врезался какой-нибудь гонщик, да еще и с пассажиром на борту.

Вину гонщика все признают. Страховщик за этого гонщика оплачивает ремонт пострадавшей машины.

Но вот идет этот добропорядочный водитель продлевать полис ОСАГО, а ему выставляют по коэффициенту бонус-малус 7-й класс, то есть коэффициент 0,8.

И переплачивать за полис после аварии, в которой он был не виноват, придется еще пять лет. А вся его вина только в том, что он управлял средством повышенной опасности.

Примечательно, что в этой ситуации заложена еще одна несправедливость. Пассажир автомобиля может получить в результате ДТП компенсацию в два, а то и три раза большую. В зависимости от количества машин попавших в аварию, в которой он пострадал.

Пешеходы же на такую щедрость рассчитывать не могут. Вряд ли пешеходу удастся попасть под колеса сразу двух авто. Либо он должен просто упасть на дорогу, чтобы по нему проехались два автомобиля, либо его должно зажать между двумя машинами, один из которых двигался назад, а другой вперед.

Понятно, что это крайне редкие случаи.

Таким образом, пассажиры легковых автомобилей в случае ДТП оказываются в более выгодном положении, чем пешеходы, а уж, тем более, водители. Понятно, что такое положение дел тут же вызовет и рост мошенничества.

Недаром страховщики утверждают, что мошенники уже переключились с заработка на механических повреждениях, в сферу возмещения вреда по жизни и здоровью. И этот законодательный казус необходимо как-то решать.

Вероятно, вносить поправки в законы об ОСАГО, о страховании, а также, возможно, в Гражданский кодекс.

Источник: https://rg.ru/2018/11/26/vs-popavshie-v-dtp-passazhiry-mogut-poluchat-vyplaty-s-dvuh-voditelej.html

Травмы на дороге:всё про выплатыза вред здоровью

Что грозит водителю транспорта, попавшего в ДТП не по его вине, если пострадал пассажир?

Часто дорожные аварии приводят к травмам разной степени тяжести. Пострадавшие нередко вынуждены самостоятельно оплачивать услуги медицинских учреждений. Впоследствии такие расходы можно возместить в рамках ОСАГО. Куда обращаться за возмещением, чтобы гарантированно получить выплату?

Если у виновника происшествия есть действующий договор ОСАГО, следует предъявлять финансовые претензии его страховой компании. Вместе с заявлением о страховом событии необходимо передать менеджерам медицинские документы, подтверждающие факт получения травмы.

Даже если виновник аварии грубо нарушил условия договора, все равно нужно обращаться за выплатой в его страховую компанию.

В частности, сюда можно отнести случаи, когда водитель:

  1. Скрылся с места аварии, но впоследствии был найден.
  2. Нарушил период эксплуатации машины.
  3. Не был включен в список водителей.
  4. Находился в состоянии опьянения.

Страховая компания не может отказать в выплате при наличии вышеуказанных обстоятельств. Если страховщик пытается убедить потерпевшего в обратном, следует направить заявление на выплату и все сопутствующие документы заказным письмом. При этом нужно непременно составить опись вложенных бумаг.

Возмещение имущественного ущерба в рамках «Европротокола» не лишает потерпевшего права на выплату за вред здоровью. Если пострадавший обнаружил травму уже после оформления аварии, он может обратиться за возмещением в компанию виновника происшествия.

Конечно же, для урегулирования убытка потребуется заключение врача, поэтому не стоит медлить с обращением в лечебное учреждение. Если травмированный участник ДТП не сможет предоставить медицинские документы, страховая компания точно откажет в возмещении.

В некоторых случаях пострадавшему необходимо обращаться за выплатой в РСА. В ведении этой организации находится фонд компенсационных выплат, и именно оттуда берут средства на возмещение вреда здоровью или жизни потерпевших при наличии следующих обстоятельств:

  • Страховщик виновника аварии лишен лицензии.
  • Виновник происшествия не имеет действующего полиса.
  • Авария спровоцирована неустановленным лицом.

Пострадавший в любом случае вправе получить компенсационную выплату. При этом размер возмещения определяется по единой таблице травм, применяемой при рассмотрении стандартных страховых событий. Естественно, для получения возмещения необходимо представить в РСА документы, выданные медицинским учреждением.

Максимальная сумма выплаты за вред здоровью по договору ОСАГО не может превышать полмиллиона рублей на каждого заявителя вне зависимости от количества пострадавших. При определении размера возмещения используется специальная таблица с перечнем травм.

За каждую травму потерпевший получает определенный процент от страховой суммы. Например, при переломе бедра пострадавший получит десять процентов от пятисот тысяч рублей, то есть пятьдесят тысяч. При расчете итоговой суммы выплаты все травмы суммируются.

Если в аварии пострадали люди, страховщик обязан возместить расходы на их доставку в медицинское учреждение. Естественно, подобные затраты должны быть подтверждены документально, например, чеком таксомоторного предприятия.

Законом не оговорена максимальная сумма транспортных расходов, потому логично руководствоваться в этом вопросе здравым смыслом. Конечно же, страховая компания откажет в выплате, когда состояние пострадавшего позволяло дождаться приезда скорой помощи, но он решил добираться до больницы самостоятельно.

Нередко автовладельцы прибегают к услугам общественного транспорта, в частности если гараж располагается слишком далеко от дома. Следовательно, стоит рассмотреть ситуацию, когда автолюбитель стал участником аварии в качестве пассажира автобуса или иного транспорта.

Вред, полученный во время поездки общественным транспортом, не компенсируется по ОСАГО. Однако это не означает, что потерпевший вовсе останется без страховой выплаты.

Вред здоровью пассажира общественного транспорта подлежит возмещению по полису ОСГОП.

Такая страховка должна быть у любого транспортного предприятия, занимающегося пассажирскими перевозками, за исключением такси. Соответственно, следует обращаться за выплатой к страховщику транспортной компании.

При этом пассажир может рассчитывать на существенную выплату. Максимальный размер возмещения по такой страховке составляет два миллиона рублей, то есть пострадавшему выплатят в четыре раза больше, чем по договору ОСАГО .

Возмещение за вред здоровью в рамках любого из обязательных видов страхования никак не отражается на возможности получить выплату по добровольной страховке. Конечно же, если автовладелец позаботился о страховании своего здоровья.

Если заходит речь о возмещении вреда вследствие несчастного случая, страховщики чаще всего предлагают клиентам следующие страховые продукты:

  • Расширение к полису КАСКО.
  • Стандартная страховка от несчастного случая.
  • Полис страхования здоровья и жизни на случай ДТП.

Механизм расчета суммы выплаты может сильно отличаться в зависимости от особенностей страховой компании и условий договора. Однако в любом случае итоговый размер возмещения зависит от страховой суммы: чем она больше, тем существеннее выплата.

При наличии добровольной страховки потерпевший вправе получить выплату и по такому полису, и по договору обязательного страхования, будь то ОСАГО или ОСГОП. Соответственно, у пострадавшего будет больше денег на восстановление подорванного здоровья.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_vred_zdorovju

Ваши права
Добавить комментарий