Что делать с ошибкой страховой компании?

Санация страховой компании: что это значит для клиентов

Что делать с ошибкой страховой компании?

Объявили о санации вашего страховщика — хорошо это или плохо? Рассказываем, почему это произошло, что с компанией будет дальше и как это отразится на клиентах.

Для начала не пугайтесь. Санация — процедура финансового оздоровления. Это означает, что ваша страховая компания оказалась в трудной финансовой ситуации, но Банк России решил ей помочь. Регулятор не отзовет у нее лицензию, а проведет «лечебные процедуры». Вы как клиент никаких потерь не понесете — можете не беспокоиться.

Почему страховую компанию пришлось санировать?

задача страховой компании — покрывать убытки клиентов, когда наступает страховой случай. Например, если вы застраховали квартиру от потопа и вас залили соседи, страховщик оплатит ваш ремонт. К сожалению, бывают случаи, когда у страховой компании не хватает для этого ни страховых резервов (денег, которые отложены на выплаты), ни даже собственного капитала.

Такое случается, если страховщик неверно оценил риски, например занизил цены на полисы и в результате собрал страховых взносов меньше, чем нужно на выплаты. Или если неудачно инвестировал страховые резервы и потерял часть денег.

Иногда компания может прогореть из-за крупных выплат по серьезным страховым случаям. В идеале такого не должно быть, поскольку крупные риски страховщик должен отдавать на перестрахование — иначе говоря, делить их с другими страховыми компаниями.

К примеру, компания страхует от пожара крупный склад с дорогим оборудованием и максимальная выплата по договору составляет сотни миллионов рублей.

Для средней страховой компании это огромная сумма, которая может ее разорить.

Поэтому еще на этапе заключения договора с владельцем склада она подбирает себе партнеров — других страховщиков, которые примут на себя часть рисков и получат соответствующую часть страхового взноса.

Если пожар все же случится, страховая компания выплатит деньги пострадавшему, а перестраховочная организация — свою часть страховой суммы страховщику. И для каждой компании это будут посильные деньги. Но в реальности страховые компании не всегда распределяют риски грамотно и выбирают надежных партнеров-перестраховщиков.

Страховые компании могут также систематически терпеть убытки по обязательным видам страхования, тарифы на которые регулируются государством, и страховщики не могут поднимать их выше определенного уровня.

Что происходит, если компания просчиталась?

Если коротко — страховая компания оказывается на грани банкротства. Раньше в таких ситуациях Банк России мог только приостановить лицензию страховщика. После этого компания не могла привлекать новых клиентов, но выполняла обязательства перед старыми.

Если владельцы компании вкладывали в ее капитал дополнительные деньги и восстанавливали ее платежеспособность, лицензия снова начинала действовать. Но если со временем положение компании не улучшалось, регулятор был вынужден отозвать у нее лицензию.

Чаще всего после приостановки лицензии компания уже не могла вернуться к работе. Страховщик становился банкротом и уходил с рынка, а клиенты оставались без защиты и теряли деньги. Выплаты продолжались только по обязательным видам страхования, где существуют специальные компенсационные фонды. Например, по ОСАГО выплаты проводит Российский союз автостраховщиков, если страховщик обанкротился.

Сейчас у Банка России появился новый инструмент — санация. Если финансовые трудности появились у социально значимой страховой компании и она не способна с ними справиться самостоятельно, то Банк России может заняться ее финансовым оздоровлением.

Но эта процедура применяется только в отношении особенно важных для своего региона или даже всей страны компаний.

Санацию могут проводить также для компаний, которые занимаются обязательными видами страхования, в частности ОСАГО или страхованием ответственности застройщиков.

Во время санации положение страховой компании снова начинает приходить в норму. И приостанавливать, а тем более отзывать лицензию уже нет необходимости.

Что происходит со страховщиком во время санации?

Страховая компания продолжает работать: выплачивает деньги по страховым случаям, заключает новые договоры. При этом управление страховщиком переходит под контроль Банка России.

Для этих целей регулятор создал Фонд консолидации страхового сектора (ФКСС) и Управляющую компанию. Когда Банк России принимает решение о санации страховщика, он выделяет деньги на эту санацию в ФКСС. Управляющая компания или инвестирует их напрямую в капитал страховой компании, или выдает ей долгосрочный кредит. Эти средства должны помочь страховой компании привести свои дела в порядок.

Эксперты Банка России разрабатывают план финансового оздоровления, который исполняет Управляющая компания. Аналогичную схему регулятор уже применяет к банкам, которые находятся на грани банкротства и нуждаются в помощи.

Клиенты компании ничего не теряют — все их полисы продолжают действовать. А вот владельцы и руководство страховщика теряют много. Их отстраняют от управления компанией, запрещают им покупать акции компании. А также Банк России, Управляющая компания или сама страховая компания вправе потребовать у них возместить затраты на санацию.

Что изменится для клиента страховой компании в ходе санации?

Вы как клиент ничего не заметите. Все условия по вашим договорам останутся прежними — другими они могут стать только для новых клиентов. Компания будет продолжать выплачивать страховые возмещения или давать направления на ремонт в автосервисы.

Есть лишь одно ограничение. Во время санации вы не сможете вернуть часть страховой премии или получить выкупную сумму по долгосрочным полисам страхования жизни, если решите досрочно расторгнуть договор страхования.

Как правило, разрывать договор до его окончания невыгодно и самому клиенту. Например, договор инвестиционного страхования жизни заключается на определенный срок, и если вы разрываете его раньше времени, то чаще всего теряете инвестиционный доход и даже часть сделанных взносов.

При этом если наступит страховой случай, предусмотренный полисом, — болезнь, травма или смерть застрахованного, — страховая компания выплатит деньги и во время санации.

Как Банк России выбирает, кого санировать, а кого нет?

Регулятор не может помогать абсолютно всем компаниям, которые нуждаются в финансовой помощи, и расплачиваться за ошибки их менеджеров.

Поэтому в первую очередь Банк России оценивает, какими будут риски для всего финансового рынка, если компания обанкротится. Если регулятор понимает, что это приведет к социальной напряженности или системным проблемам на страховом рынке, чаша весов склоняется в пользу процедуры финансового оздоровления. Если нет — страховщика ждет приостановка или отзыв лицензии.

Источник: https://fincult.info/article/sanatsiya-strakhovoy-kompanii-chto-eto-znachit-dlya-klientov/

Турполис с ошибкой – лечение за свой счет

Что делать с ошибкой страховой компании?

Перед поездкой за границу Елена оформила медицинскую страховку в офисе страховой компании. Незадолго до вылета девушка обнаружила, что в полисе допущена ошибка. Взамен пришлось купить новый полис в другой компании. Можно ли получить компенсацию за ошибку, и чем могла обернуться такая погрешность в случае ЧП?

Заместитель начальника управления продаж личного страхования АО «СОГАЗ» Марианна Сальникова: «Вопрос в том, когда именно была обнаружена неточность в полисе.

Если это случилось до вылета, достаточно обратиться в страховую компанию, выдавшую полис, чтобы оперативно выписать дубликат этого документа уже с верными данными.

Также страхователь должен знать, что у него есть право до начала поездки сдать страховой полис и получить обратно свои деньги.

Если ошибка в документе обнаружена уже за границей при наступлении страхового случая, то оказание/неоказание медицинской помощи зависит от того, какая именно погрешность допущена при внесении личных данных.

Как правило, обнаружив неточность, ассистанс-компании, которые оказывают содействие при медицинском обслуживании находящимся за рубежом туристам, связываются со страховщиком.

Данные полиса проверяются в страховой компании, и если ошибка явная и не критичная (например, опечатка/пропущена буква в имени, фамилии, или неверно указана одна из цифр в дате рождения), то решение в каждом конкретном случае принимает страховая компания.

Когда речь идет не об опечатке, а о серьезной ошибке (например, указаны другие имя или фамилия), возникает подозрение, что вместо застрахованного лица его полисом может воспользоваться совсем другой человек, тогда у туриста могут быть проблемы с оплатой.

Скорее всего, ему придется самостоятельно оплатить счет за медицинские услуги.

Поэтому для исключения подобных ситуаций настоятельный совет туристам при оформлении полиса – внимательно изучить документ, особенно в части указания в нем фамилии, имени и отчества застрахованного лица, а также даты его рождения».

Адвокат коллегии адвокатов «Триада»Андрей Темников: «В настоящее время наличие полиса медицинского страхования туристов от несчастного случая или внезапного заболевания является основной формой предоставления соответствующих гарантий медицинской помощи для въезда россиян на территорию ряда иностранных государств. В качестве обязательного условия такое требование установлено Австрией, Бельгией, Грецией, Данией, Исландией, Испанией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Португалией, Францией, ФРГ, Финляндией, Швецией, Израилем, Литвой, Чехией, Эстонией и рассматривается другими государствами. При этом полис медицинского страхования, действительный на весь срок пребывания за границей, представляется уже при обращении за визами этих государств.

При обнаружении ошибки в данных страхового полиса до вылета необходимо аннулировать данный полис на начало срока его действия. Если это невозможно, необходимо выяснить тип ошибки, так как в соответствии с международными правилами допускается до 3-х ошибок, не меняющих при этом смысл слова.

В случае если ошибка в данных обнаружилась после прилета или в случае ЧС, вернуть полис или доказать его достоверность будет крайне проблематично.

Поэтому чтобы избежать неприятных ситуаций и не омрачить отдых, необходимо внимательно проверять страховой полис еще в офисе страховщика перед его подписанием.

В случае если вам отказали в помощи по такому полису, то придется оплачивать все медицинские услуги из своего кармана, а по приезду пробовать взыскать понесенные убытки со страховой компании.

Однако это далеко не самый легкий путь для возврата затраченных средств. В случае ЧС (наводнение, землетрясение, цунами, террористический акт) необходимо обращаться в посольство (консульство) страны.

Поэтому перед вылетом нужно поинтересоваться, где находится дипломатическое ведомство страны и его контактные телефоны».

Менеджер агентства путешествий «Натали» Михаил Панов: «При покупке тура люди тщательно проверяют информацию о времени вылета или отеле, а вот медицинский полис никто, как правило, не читает. А ведь это одно из важных условий – может случиться такое, что страховка при определенных условиях не работает, а лечение каких-то заболеваний ей не покрывается.

Вообще прямой обязанности оформлять страховку российским законодательством не предусмотрено, но в случае если российский граждан выезжает за рубеж без страховки, все бремя расходов, связанных с медицинской помощью и лечением за рубежом, ложится на него. Стоит понимать, что для стран Шенгенского соглашения, США, Канады, Австралии и Японии наличие медицинской страховки является обязательным условием для въезда в страну.

Получая полис, следует уточнить страховую сумму и размер всех платежей. Еще один важный момент – территория действия страховки. Если турист направляется в Таиланд, надо выяснить, действует ли эта страховка на территории запредельных стран, например, на экскурсиях в Камбодже.

Оформляя полис в турагентстве или страховой компании, следует обращать внимание на размер страхового покрытия и наличие обязательных платежей при активации страховки, так называемой франшизы. Также стоит выяснить, действует ли его страховка в сопредельных странах при выезде на экскурсии, либо в этом случае придется оформлять дополнительный полис.

Если опечатка была обнаружена по прилету в страну, турист должен обратиться в страховую компанию либо к туроператору для замены полиса. Никакие так называемые «правила трех ошибок», о которых часто можно услышать в рассуждениях в Интернете, здесь не действуют. Любая неточность приводит к тому, что документ становится недействительным.

Больница запрашивает данные полиса и берет паспорт. Если не сходится, например, год рождения, больница не получит возмещение – страховая может сказать, что полис был выписан другому человеку.

Даже при минимальном расхождении в личных данных паспорта, например, и страхового полиса лечебное учреждение будет вправе отказать в предоставлении услуг по страховке, и человеку просто предложат оплатить услуги на месте».

Жительница Челябинска Ирина Гундарева: «Собираясь за границу, я купила медицинский полис в компании «БИН-Страхование».

Обратившись в компанию, я спросила лицензию, на что сотрудница бодро сказала, что документ есть, но так и не показала его.

Поскольку данные (не все, дата рождения) были написаны очень мелким шрифтом, ошибку заметили только в визовом центре. Мне пришлось на месте покупать другой уже полис за 1200 рублей, в то время как полис БИН стоил 750 рублей.

Когда я пришла в офис «БИН-Страхования» за возвратом денег, сотрудница компании велела написать заявление на ее имя и заявила, что отдаст деньги только на реквизиты банка в течение 15 дней. Саму страховку и заявление она забрала, не предоставив ничего взамен. То есть в случае чего я даже не смогу доказать, что покупала у них какой-то продукт.

На мое замечание о том, что при покупке мне не озвучивали условия возврата, она ответила: «Вы же не спрашивали!» В итоге мне вернули 746 рублей. Моей подруге, которая также покупала у них полис, не доплатили 500 рублей, хотя в ее случае грубо ошиблись дважды».

Директор филиала компании «БИН-Страхование» в Челябинске Олеся Дмитрина: «В случае с Ириной Гундаревой в дате рождения действительно была допущена ошибка, все остальные данные были указаны верно. Подобное иногда случается при оформлении документов в любых финансовых организациях. Именно поэтому стандартной практикой является проверка данных клиентом перед подписанием любых документов. В данном случае сотрудник страховой компании, как обычно, попросил клиента проверить корректность всех данных, указанных в полисе. Последний проверил, подтвердил, что все верно, после чего поставил подпись в полисе и внес деньги в кассу. Своей подписью клиент подтверждает, что все данные в документе указаны корректно.

Если ошибка обнаружена после того, как документ подписан клиентом, страховая компания всегда идет навстречу, предлагая все возможные пути решения вопроса. В данном случае клиенту предложили несколько вариантов. Можно было вернуть деньги за полис безналичным путем.

Сделать это наличными не сможет ни одна страховая компания, средства клиентам зачисляются исключительно на банковский счет. Это стандартная практика любых финансовых организаций, которые ведут прозрачную деятельность, строго контролируют каждую операцию и отчитываются перед регулятором.

Сотрудник «БИН-Страхования» для удобства клиента предложил прислать реквизиты по электронной почте. Клиенту также был предложен другой возможный вариант – переоформить страховку».

Источник: https://59.ru/text/business/54097851/

Ошибка в полисе ОСАГО: как исправить, почему появляется, что делать, если допущена, сроки и стоимость

Что делать с ошибкой страховой компании?

Всевозможные ошибки в официальных документах — не редкость, и процедура составления ОСАГО при этом не является исключением.

Однако мало кто знает, что это ещё не является причиной аннуляции страховки, а всего лишь становится предлогом для несложной процедуры внесения изменений.

В статье подробно рассмотрены основные виды ошибок в страховом полисе, а также описаны их причины и способы устранения.

Какие могут быть ошибки в полисе ОСАГО

Сегодня ОСАГО можно назвать одним из наиболее массовых и распространённых документов.

Ежегодно десятки тысяч автомобилистов обращаются в многочисленные компании за его оформлением, однако лишь немногие вдумчиво вчитываются в его основные положения.

При этом такой документ законодательно признаётся недействительным. А это при ДТП грозит водителю возмещением не только собственных убытков, но и другой стороне происшествия, а также государству.

Одними из наиболее распространённых ошибок, которые позволяют признать страховой полис недействительным, можно назвать такие:

  • заполнение страхового бланка чернилами разного цвета или оттенка;
  • информация внесена разными шрифтами либо почерком двух и более персон (без соответствующей отметки);
  • неправильно указанная модель, цвет и номерные знаки авто;
  • имя или фамилия собственника полиса имеет одно и более отличий от паспортных данных;
  • недостоверные сведения о водительском удостоверении или количестве водителей, внесённых в полис;
  • разнообразные исправления данных в бланке.

Причины появления

Наиболее часто главной причиной разногласий между всевозможными документами и оформленной на их основе страховки является человеческий фактор. Невнимательность и неопытность страхового агента, а также нежелание водителей кропотливо проверить все данные при заполнении заявления и приводят к данной проблеме.

В таком случае виновниками можно назвать обе стороны, так как менеджер нередко требует подписать пункт, что все данные с его слов введены верно.Важно! Если ОСАГО делается повторно, специализированные порталы всевозможные расхождения с внесёнными ранее данными выделяют отдельным цветом. Во избежание ошибки на это стоит обращать отдельное внимание.

Также достаточно часто этому способствуют и всевозможные системные ошибки, которые по мере оформления ОСАГО специалистом не устраняются или решаются не должным образом. И наконец, часто в страховых компаниях для экономии бланков вместо их замены проводят некорректные исправления.

В отдельных ситуациях это может расцениваться как подделка документов (статья 327 УК РФ) со всеми вытекающими последствиями, вплоть до лишения свободы сроком до 2 лет.

Немного иначе выглядит ситуация при оформлении онлайн-полиса. В таком случае разногласия в страховке могут допускаться при всевозможных системных ошибках, возникающих спонтанно как результат разнообразных электронных сбоев. Однако в большинстве случаев пользователь сам вносит недостоверную информацию вследствие невнимательности при оформлении договора.

Как исправить

Мало автомобилистов знают о том, что уже на протяжении нескольких лет во всероссийской системе автострахования разработана целая процедура по мгновенному изменению ошибок в полисах ОСАГО. Его главной основой является специализированное методическое пособие, согласно пункту 4.

1 которого основанием для изменений в страховке может стать любая неточность либо опечатка, допущенные в ходе заполнения. Кроме этого, под этим также подразумевается и неправильный расчёт выплат по страховым случаям и суммы полиса.

Основная процедура внесения исправления подразумевает под собой следующие поочерёдные шаги:

  1. Необходимо подготовить оригинал полиса, а также все документы, данные которых отличаются в страховке. Когда изменения делает не владелец полиса, дополнительно потребуется генеральная доверенность.
  2. Далее нужно посетить офис страховой компании и написать соответствующее заявление в установленной форме о выявлении ошибки в ОСАГО.
  3. После проверки всех изменений страховой агент выдаст новый полис либо внесёт изменения в старый, сделав при этом соответствующую запись и печать в поле «Особые отметки».

Когда требуется исправлять электронный полис, можно обратиться с заявлением в одно из представительств компании, однако часто это позволяет делать и собственный онлайн-кабинет.

Для этого необходимо открыть электронную версию страховки, сделать изменения в нужных полях, а затем указать причину и по возможности прикрепить скан-копию документа, подтверждающего ошибку.

После этого менеджер перепроверит всю информацию, и в случае положительного решения пользователю будет выслан электронный документ со всеми изменениями.

Сроки и расходы

Согласно действующему законодательству России, всевозможные изменения в ОСАГО, в том числе и его аннуляция, должны проводиться в течение дня после обращения клиента.

Однако электронные полисы часто проходят дополнительную проверку, поэтому зачастую автомобилисту потребуется несколько дней.

Изменения в официальной базе РСА длятся до 5 рабочих дней, на протяжении этого времени будет отображаться старая информация, поэтому автомобилистам до её обновления не рекомендуется управлять транспортным средством.

Относительно цены, то оформлять новый полис взамен документа с ошибкой органы страхования обязаны бесплатно. Эта норма прописана в том же методическом пособии и принята для исполнения всеми компаниями, предоставляющими услуги автострахования.

Однако часто страховые агенты взимают небольшую комиссию за переоформление документов, однако это целесообразно лишь в случае, если виновником ошибки стал сам автовладелец.

При этом если изменения полиса отразились и на снижении цены, компания-страховщик обязана выплатить эту разницу.

Всевозможные ошибки в ОСАГО — это не редкость, причин для этого может быть масса, но всегда главную роль в этом играет человеческий фактор.

В случае выявления каких-либо несоответствий в полисе застрахованный обязан немедленно обратиться в страховую компанию.

Иначе в случае ДТП либо проверки сотрудниками ГИБДД водителя может ожидать штрафное взыскание за отсутствие страховки или обвинение в подделке документов.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, , , Instagram, Pinterest, Yandex Zen, и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Источник: https://auto.today/bok/15192-prichiny-oshibok-v-polise-osago.html

Как оформить ДТП без полиции по европротоколу и каких ошибок при этом избежать

Что делать с ошибкой страховой компании?

В Украине уже несколько лет существует возможность оформить ДТП без полиции с помощью так называемого европротокола (причем не только на бумаге, но и в электронной версии). Однако большинство водителей по-прежнему вызывают на место происшествия патрульных.

При этом зачастую участникам аварии приходится длительное время ожидать их на дороге, тратя уйму личного времени и провоцируя серьезные проблемы с трафиком. А ведь в случае легких аварий быстрее и удобнее решить проблему компенсаций цивилизованно и по-европейски.

Теперь можно не волноваться и по поводу компенсации повреждений — предлагаемая по закону страховая сумма на сегодняшний день реально их покрывает.

«Максимальная сумма выплат по европротоколу в Украине составляет 50 тысяч гривен»

Согласно статистике полиции, более чем в 80 процентах ДТП, зафиксированных в Украине, обходится без пострадавших, повреждаются лишь автомобили.

Большинство таких аварий, особенно произошедшие в крупных городах, легкие — так называемые «стуканчики», при которых остаются царапины на бамперах или кузове автомобилей.

Во всех западноевропейских странах в таких случаях участники ДТП очень быстро решают проблему, составляя европротоколы и разъезжаясь по своим делам. Оформление не только не отнимает много времени, но и не мешает остальным участникам движения.

Возможность оформить европротокол существует и в Украине, причем уже очень давно — с 2011 года. Вместе с тем эта практика не пользуется популярностью у наших автомобилистов.

Некоторые даже не слышали о ее существовании, другие не понимают, на какую сумму компенсации могут рассчитывать.

Немало водителей, зная, как правильно пользоваться европротоколом, боятся допустить ошибки и остаться впоследствии без выплат от страховой компании.

О ключевых особенностях использования европротокола и подводных камнях, связанных с этой процедурой, нам рассказал бизнес-партнер одной из ведущих страховых компаний Украины Юрий Негрей.

— Начнем с основного вопроса — какая максимальная сумма компенсации в случае оформления ДТП с помощью европротокола установлена на сегодня?

— С 2016 года максимальная сумма выплат по европротоколу в Украине составляет 50 тысяч гривен. Она довольно внушительная и способна покрыть большинство легких аварий. Напомню, что до 2016 года «максималка» была вдвое меньше — 25 тысяч гривен, а когда европротокол только вступил в силу (с 2001 по 2013 год) — всего 10 тысяч гривен.

Увеличение максимального лимита позволило заметно повысить спрос на использование европротокола. Так, согласно данным Моторно-транспортного страхового бюро Украины (МТСБУ), за первый квартал 2019 года страховщиками ОСАГО было урегулировано 32 788 страховых требований, из них 11 818 — с применением европротокола.

То есть более 34 процентов пострадавших в ДТП получили выплаты с помощью этого документа. А это почти на 40 процентов больше, чем в первом квартале 2018 года. Что, конечно, свидетельствует о росте доверия украинских водителей к оформлению ДТП с помощью европротокола. Причем львиная доля выплаченных компенсаций (9 853) — до 15 тысяч гривен.

Более серьезных выплат заметно меньше: 1496 — на суммы от 15 до 30 тысяч гривен и всего 496 — от 30 до 50 тысяч гривен.

— По какому виду страхования выплаты осуществляются быстрее — по «автогражданке» или европротоколу?

— Отличий в сроках выплат нет. Согласно статье 36 Закона Украины «Об ОСАГО», страховщик обязан не позднее 90 дней после получения заявления принять решение о выплате страховки и выплатить компенсацию. То есть в течение этих 90 дней деньги уже должны поступить на счет страхователя.

Но на практике выплаты по европротоколу осуществляются быстрее. По данным МТСБУ, в срок до 30 дней от даты ДТП в среднем по «автогражданке» делается более 22 процентов выплат, а по европротоколу — 36 процентов.

За период до 60 дней в среднем по «автогражданке» осуществляется 54,8 процента всех выплат, а по европротоколу — 73,6 процента.

Таким образом, получается, что большинство выплат по европротоколу осуществляются быстрее, чем обязывает закон.

«Оформление ДТП без участия полицейских позволяет виновнику аварии избежать административной ответственности за порчу чужого имущества»

— Напомните, пожалуйста, читателям «ФАКТОВ», в каких случаях при ДТП можно воспользоваться упрощенным способом его оформления, без полиции?

— Оформить дорожно-транспортное происшествие с помощью европротокола можно не во всех случаях, а только при соблюдении нескольких важных условий: у всех участников ДТП есть полисы «автогражданки», в аварии нанесен только материальный ущерб и нет пострадавших людей, участники происшествия пришли к согласию относительно обстоятельств ДТП (один из водителей признает свою вину), все участники аварии трезвые и у них отсутствуют признаки алкогольного, наркотического или другого опьянения либо пребывания под воздействием лекарственных препаратов.

Если хоть одно из перечисленных условий не соблюдено, аварию придется оформлять традиционным способом — вызывая работников патрульной полиции.

Впрочем, при любых обстоятельствах решение о выезде представителей полиции на место ДТП принимают его участники.

Если они хотят, чтобы авария оформлялась по привычным правилам, то стражи порядка не имеют права отказывать им в выезде на место аварии и в оформлении соответствующего протокола.

Еще одно важное преимущество европротокола — он позволяет виновнику аварии избежать административной ответственности за порчу чужого имущества в результате ДТП, так как сам факт происшествия правоохранители не фиксируют.

Если принято решение воспользоваться европротоколом, то участники происшествия освобождаются от обязанности информировать соответствующее подразделение Национальной полиции Украины о ДТП, после оформления европротокола имеют право покинуть место происшествия, должны не позднее трех рабочих дней с даты аварии обратиться со своим экземпляром заполненного европротокола к страховщику, с которым заключали договор «автогражданки».

Страховщики в свою очередь не имеют права требовать дополнительный протокол от полиции, если страхователь (участник ДТП) предъявил им свой экземпляр европротокола.

Источник: https://fakty.ua/317754-kak-oformit-dtp-bez-policii-po-evroprotokolu-i-kakih-oshibok-pri-etom-izbezhat

Верховный суд встал на сторону владельцев ОСАГО. Обзор пяти дел

Что делать с ошибкой страховой компании?

Что разрешено страхователям с точки зрения высшей судебной инстанции

Есть обновление от 16:55 →

Комитет Госдумы рекомендовал принять законопроект о санации страховщиков

ТАСС, Игорь Акимов

Москва. 27 ноября. INTERFAX.RU – Страховщики продолжают при малейшей возможности уклоняться от выплат по полисам ОСАГО, а суды не всегда могут распознать злоупотребления, свидетельствуют материалы новой серии “страховых” судебных споров, которые дошли до Верховного суда (ВС) РФ.

Эксперты отмечают, что кассационная инстанция остается на позиции защиты интересов слабой стороны – страхователя и отчасти нивелирует влияние лоббистов на законодательство.

Отраслевые эксперты в свою очередь опасаются, что решения ВС открывают новые возможности для злоупотреблений “недобросовестных страхователей”.

На протяжении ноября Верховный суд опубликовал серию кассационных определений по делам, в рамках которых автовладельцы оспаривали отказы страховых компаний выплатить компенсации по ОСАГО.

Эти дела объединяет то, что во всех случаях суды районного звена удовлетворяли требования к страховщикам, после чего апелляция эти решения отменяла.

Верховный суд разобрал ошибки судов второй инстанции и вернул им все пять дел на пересмотр.

Страховщик не может диктовать условия осмотра

Первое из этих пяти дел касается ситуаций, когда владелец имеет право не доставлять поврежденную машину в страховую компанию и заказать оценку ущерба самостоятельно.

Это актуальная проблема, считают эксперты. Мошенники зачастую приглашают представителя страховщика на осмотр в населенный пункт, расположенный в сотнях километрах от областного центра, заведомо зная, что никто туда не поедет, сказал “Интерфаксу” заместитель гендиректора СК “МАКС” Виктор Алексеев.

В случае, который рассмотрел ВС, хозяин автомобиля Mitsubishi Pajero, у которого в результате аварии разбилось в том числе и стекло, не поехал в офис страховой компании, несмотря на два вызова, проигнорировал и приглашение приехать для согласования осмотра, высланное уже после отправки претензии и проведения экспертизы. “Росгосстрах” на этом основании платить не стал.

Это неправомерно, решили судьи ВС. Если машина повреждена настолько, что эксплуатировать ее нельзя (даже если просто разбито стекло), то страховщик должен организовать осмотр на территории пострадавшего в течение пяти дней. Не должна страховая компания требовать и доставки аварийной машины на эвакуаторе, вводя ее владельца в дополнительный расход.

В противном случае потерпевший при любых повреждениях машины признавался бы способным транспортировать его к страховщику, что противоречит закону об ОСАГО, отметил ВС в своем определении.

А раз компания не удосужилась организовать осмотр, то потерпевший вправе самостоятельно обратиться за экспертизой, и страховщик должен будет признать ее результаты, резюмировали судьи.

Представители страховой индустрии опасаются, что это решение создаст им серьезные сложности.

“Потерпевшего дважды приглашали на осмотр, после чего ему предложили приехать для согласования даты, времени и места осмотра – это вполне разумные действия”, – сказал “Интерфаксу” начальник управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Маклецов.

Теперь же автоюрист мог бы сослаться на решение ВС, указав, что раз суд вернул дело, то потерпевший, который игнорировал предложение страховщика, прав. “Данное решение мы не можем оценить как благоприятное для страховщиков”, – отметил он.

Утраченному праву на экспертизу – еще несколько месяцев

Второе дело – тоже “росгосстраховское”. Компания отказалась выплатить страховое возмещение пострадавшему, когда тот представил результаты самостоятельно заказанной экспертизы ущерба. “Росгосстрах” посчитал, что такого права у хозяина машины уже не было, так как 4 июля 2016 года вступил в силу запрет на такие действия (ст. 12 закона об ОСАГО), а авария произошла 22 июля 2016 года.

Это неправильный подход, указал ВС. В подобных случаях судам следует обращать внимание не на дату ДТП, а на момент заключения договора, разъяснила кассационная инстанция. А бумага эта была подписана до изменения 12-й статьи закона об ОСАГО.

Подобные ситуации возникают в периоды внесения изменений в профильное законодательство, когда и страховщик, и потерпевший не всегда понимают, какие нормы закона об ОСАГО работают в зависимости от дат, фигурирующих в деле (дата ДТП, дата заключения договора, дата вступления в силу изменений в закон об ОСАГО), считают в РСА.

При этом подход ВС союз приветствует. “Решение суда затруднит поиск лазеек между датами для предъявления неправомерных требований”, – сказал Маклецов из РСА. Бывают, по его словам, и добросовестные заблуждения, неверное понимание нововведений.

“Нужно отказаться от поправок в закон об ОСАГО в нынешних реалиях, чтобы дать практике устояться и избежать неправомерных претензий, основанных на различном понимании нововведений”, – резюмировал сотрудник РСА. Впрочем, директор судебно-правового департамента Страховой компании “Согласие” Анна Полина-Сташевская считает, что определение ВС по этому делу четко основано на положениях действующего законодательства.

Ущерб можно обосновать непосредственно в суде

В центре третьего спора оказался отказ страховой компании “ВСК” платить из-за неполного пакета документов, который направил автовладелец.

В последовавшем затем судебном процессе размер ущерба был установлен, страховщик его не оспаривал. А раз так, то лишать права на страховое возмещение нельзя, решил ВС.

Можно отклонять только дополнительные требования: компенсацию морального вреда, неустойку штраф и пр., следует из кассационного определения.

“Верховный суд принял обоснованное решение”, – считает Полина-Сташевская. Не согласен с ней Алексеев из СК “МАКС”, у которого решение Верховного суда вызывает серьезные опасения. По его мнению, суд должен установить не только ущерб, но и документально подтвердить сам факт аварии, иначе все “пьяные” наезды на препятствия могут превратиться в ДТП.

“Злоупотребления по таким ситуациям были и раньше, а на фоне отмены с 20 октября справки о ДТП (так называемая форма №154 – ИФ) можно получить всплеск сфальсифицированных ДТП”, – предупреждает он. “Действия недобросовестных страхователей могут быть весьма неприятны”, – опасаются в РСА. Представители РСА видят в этом почву для конфликтов и роста числа обращений в суд.

Страховщик не может отказать в выплате вместо банкрота

В четвертом деле виновник ДТП был застрахован в страховой компании “Оранта”, у которой отозвали лицензию 29 апреля 2015 года. Потерпевший обратился к своему страховщику – “СК Мегарусс-Д” – за компенсацией, но получил отказ.

Так делать нельзя, указал ВС. Страховая компания потерпевшего в подобных случаях должна заплатить, а потом может обратиться за компенсацией в профессиональное объединение страховщиков, следует из кассационного определения.

Это уже устоявшаяся практика. Если виновник ДТП был застрахован у страховщика, у которого затем отозвали лицензию, мы направляем заявку на акцепт, а затем выставляем требование на оплату в РСА, говорит Алексеев. По его словам, не было случая, чтобы РСА отказал в компенсации.

По закону об ОСАГО, в этом случае потерпевший обращается за прямым возмещением убытков, а страховщик затем обращается в РСА. Такая практика существует с 2014 года, когда вступили в силу соответствующие поправки, отмечают в союзе страховщиков: “Таким образом выплачивается около двух третей всех компенсационных выплат – безо всяких судов, просто по закону”.

Доверенность – это тоже владение

Пятое дело возникло из-за отказа страховой компании “Гелиос” компенсировать автовладельцу ущерб от аварии, в которую попали два его автомобиля. Автомобиль Toyota, где хозяин был за рулем сам, ударил Mercedes, которым управляли по доверенности.

Суды двух инстанций поддержали страховщика на том основании, что кредитор и должник в случае такой аварии едины в одном лице, но ВС направил дело на новое рассмотрение.

Он указал, что водитель Mercedes владел машиной в момент ДТП и, значит, на него распространяются все связанные с владением обязанности.

“Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции не указали каких-либо норм, в силу которых страховщик освобождался бы от выплаты страхового возмещения в случае причинения лицом, ответственность которого застрахована, вреда имуществу другого лица”, – говорится в определении ВС.

Работа над ошибками

Эту серию дел объединяет то, что страховые компании допустили явные злоупотребления, а нижестоящие суды не смогли их распознать, отмечают эксперты. “Верховный суд в целом остается на позиции защиты прав страхователя, как слабой стороны”, – сказал “Интерфаксу” адвокат Алексей Михальчик.

В последнее время под давлением лоббистов страховой отрасли происходит дрейф законодательства не в пользу пострадавших, отметил он. “Требования к страхователям ужесточаются под предлогом борьбы с мошенниками, но в результате мы получаем формулировки закона, de facto устанавливающие презумпцию недобросовестности лица, обратившегося за получением страховой выплаты”, – сказал Михальчик.

Но практика ВС, по его словам, отчасти нивелирует эту тенденцию. “В указанных судебных актах совершенно правильно разъясняется, что основополагающим обстоятельством для страховщика является факт ущерба, а не сопутствующие формальные обстоятельства”, – отметил Михальчик.

“Эти решения Верховного суда пресекают злоупотребления, допущенные страховыми компаниями”, – отметила руководитель юридического отдела юридического бюро “Падва и Эпштейн” Татьяна Манакова.

При этом, по ее словам, они почти полностью основаны на разъяснениях, которые ВС дал в постановлении от 29 января 2015 года №2 “О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.

Значит, резюмирует Манакова, ожидать изменения судебной практики не стоит.

Источник: https://www.interfax.ru/business/589199

Ошибка в полисе ОСАГО: как исправить, чем грозит, из-за чего может возникать

Что делать с ошибкой страховой компании?

Информация обновлена: 30.09.2019

При оформлении полиса ОСАГО важно следить за тем, чтобы в нем не было ошибок. Даже малейшие неточности могут привести к тому, что документ могут признать недействительным или поддельным. Если вы обнаружили ошибки в вашем полисе, то их будет необходимо как можно скорее исправить. Подробнее о том, как это сделать, вы узнаете далее.

Распространенные ошибки

Чаще всего ошибки возникают при заполнении следующих данных:

  • ФИО собственника, страхователя и водителей
  • Паспортных данных страхователя
  • Марки автомобиля
  • VIN и госномера автомобиля
  • Реквизитов страховой компании
  • Номеров и серий водительских удостоверений
  • Применяемых при расчете коэффициентов

Вся информация, указанная в полисе, проверяется в РСА. Если водитель и автомобиль уже есть в базе, то она посылает уведомление страховщику и требует исправления. Если страховка оформляется впервые, то информация записывается в базу, как и обычно, после чего ошибки могут быть обнаружены только при наступлении страхового случая. Данные в РСА всегда имеют приоритет перед указанными в полисе.

Кроме того, ошибкой могут признать:

  • Заполнение полиса пастой разных цветов или оттенков
  • Отличия в почерке, которым заполнен полис
  • Отличия подписей от указанных в паспортах страхователя и работника СК
  • Наличие устаревших или неправильных реквизитов в полисе

Какие могут возникнуть проблемы из-за ошибок в полисе

Если в полисе будут содержаться ошибки, то он может быть в любой момент признан недействительным. Это может привести к различным последствиям – как незначительным, так и тяжелым:

  • Сотрудник ГИБДД может выписать штраф как за отсутствие полиса, если обнаружит расхождение информации в документе или в РСА
  • При возникновении ДТП и признания водителя виновным страховая компания может потребовать возместить выплаченную сумму убытка с водителя в суде. Либо же она откажется возмещать ущерб по полису с ошибками вообще
  • В крайнем случае страховой полис могут посчитать поддельным, а вас – обвинить в попытке мошенничества. Вам придется доказывать, что вы не указывали недостоверные данные умышленно

Что делать при обнаружении

Если после оформления полиса вы обнаружили ошибки, то вам следует как можно скорее обратиться в страховую компанию. Вносить правки в полис самостоятельно нельзя, иначе документ будет признан недействительным. В страховой компании сообщите о проблеме и заполните заявление об исправлении ошибок.

Для исправления вам потребуется оригинал полиса, паспорт страхователя и документы, подтверждающие правильные данные.

Например, если был неправильно указан VIN автомобиля, то вам потребуются его ПТС и СТС. При внесении новых данных внимательно проверьте полис на наличие ошибок перед тем, как его забирать.

Правки вносятся в действующий полис, либо заполняется новый бланк с актуальными сведениями.

Новую информацию в РСА страховщик отправит сам – отдельно обращаться туда не нужно. При этом следует быть внимательным при замене номера и серии водительских прав – при их изменении вы рискуете потерять начисленный КБМ. Чтобы его сохранить, дополнительно заполните в страховой компании заявление о сохранении коэффициента.

Как исправить ошибку в электронном полисе ОСАГО

Считается, что электронная база данных не позволит зарегистрировать документ с неправильно заполненными полями. На практике часты случаи, когда страхователь ошибается, программа не распознает ошибку и оформляет ОСАГО с неправильными сведениями. Не все страховые компании обеспечивают проверку вводимых данных по базе РСА.

Исправить ошибку в электронном полисе проще, чем в бумажном. Обычно для этого достаточно войти в личный кабинет на сайте страховщика, выбрать нужный полис и опцию редактирования.

Укажите данные, которые необходимо исправить, и введите актуальные сведения. Загрузите скан-копии подтверждающих информацию документов.

После проверки и внесения правок страховая компания вышлет исправленный документ на электронную почту.

Сколько стоит исправление полиса ОСАГО

Согласно закону, внесение любых правок в полис ОСАГО полностью бесплатно. Страховая компания не имеет права брать каких-либо комиссий за исправление документа. 

Единственное исключение – если после внесения изменений изменяется стоимость полиса. В этом случае вам нужно будет выплатить страховщику разницу между стоимостью полиса до и после правок.

Какие ошибки могут быть признаны мошенничеством

Мошенничеством признаются любые ошибки, которые так или иначе влияют на стоимость полиса:

  • Неправильно указанная мощность автомобиля
  • Неправильно указанные стаж и КБМ
  • Указание регистрации в регионе с низким территориальным коэффициентом

При обнаружении таких ошибок страхователю может грозить наказание по статье 159 Уголовного кодекса.

Вопрос-ответ

Когда вступают в силу исправления в полисе?

 

Исправления в полисе становятся действительными в день внесения правок. В РСА новые сведения вносятся в течение трех-пяти дней.

Что делать, если страховая компания не принимает заявление на изменение данных?

Если страховщик не хочет исправлять ошибки в полисе, то вам придется обратиться в суд. К доказательствам приложите документы, подтверждающие реальные данные страхователя и водителей.

Можно ли рассчитывать на страховую выплату при опечатках в полисе?

Наличие опечаток в документе не является основанием для отказа в полисе. При этом важно, чтобы в протоколе ГИБДД все сведения были указаны корректно. Полис все еще требуется исправить – это можно сделать в момент оформления страховой выплаты.

Вы нашли ответы на все свои вопросы в данной статье?

Источник: https://vsezaimyonline.ru/insurance/baza-znanij/ispravlenie-oshibki-v-osago.html

Ваши права
Добавить комментарий