Что делать после ДТП с мотоциклистом, если в возмещении ущерба отказали?

Верховный суд РФ разъяснил, как правильно оценить ущерб от ДТП

Что делать после ДТП с мотоциклистом, если в возмещении ущерба отказали?

Верховный суд принял решение, очень важное для владельцев автомобилей и других транспортных средств. Оно касается оценки ущерба, причиненного в результате аварии.

Ведь, как правило, наибольшее количество споров вызывает именно оценка такого ущерба. Автовладельцы хотят получить как можно больше, а страховщики заплатить как можно меньше.

Причем до того момента, как появилась единая методика оценки стоимости восстановительного ремонта, возникновение споров логично объяснялось. Один эксперт считает по одной методике, другой – по второй, а судебный по-третьей.

Но, несмотря на то, что теперь порядок оценки прописан в законах и других нормативных актах практически досконально, вопросы по-прежнему возникают. Причем, как оказалось, сумму выплаты пострадавшему занижают сами судьи.

Аргументы для этого они представляют довольно неожиданные.

Определение стоимости на основе цены, указанной в договоре купли-продажи, незаконно

Разбираться со столь сложными спорами приходится Верховному суду. А пострадавшему приходится дожидаться компенсации несколько лет.

Итак история эта началась с того, что некто Володин в конце апреля 2015 года, двигаясь на своем мотоцикле, попал под колеса автомобиля, которым управлял некто Фомичев. В ГИБДД установили, что виновником ДТП является Фомичев.

Как изменятся ПДД на перекрестках

В результате аварии больше всего пострадал мотоцикл, который восстановлению не подлежал. При этом куплен он был буквально за три дня до аварии.

Надо сказать, что Фомичев был застрахован по ОСАГО с расширенным покрытием до миллиона рублей. Пострадавший Володин сначала обратился в свою страховую компанию за прямым возмещением ущерба. Однако страховщик отказался выплатить на том основании, что якобы водитель не представил документов о том, что он собственник мотоцикла.

При этом непонятно, что страховщик имел в виду: договор купли-продажи мотоцикла, а также свидетельство о его регистрации были предъявлены.

При этом при заключении договора с мотоциклистом и получении от него премии документов страховщику хватало. А для выплаты их недостаточно.

Также страховщик не назначил проведения технической экспертизы. Володин решил тогда провести независимую экспертизу за свой счет. Но на независимую экспертизу страховщик ни разу не направил своего эксперта, хотя его дважды приглашали телеграммой.

Оценка уничтоженного автомобиля от его стоимости, прописанной в договоре купли-продажи, не зависит. REUTERS

Между тем экспертиза установила, что повреждения мотоцикла таковы, что он не подлежит восстановлению. При этом эксперты указали, что стоимость этого транспортного средства на момент оценки составляет 1 миллион 156 тысяч рублей. А стоимость годных остатков – почти 149 тысяч.

Вычитаем одно из другого – получаем стоимость ущерба. То есть 1 миллион 7 тысяч рублей. Именно столько мотоциклист должен был получить в качестве компенсации за уничтоженную технику.

Однако по ОСАГО со своей страховой он мог рассчитывать на сумму не более 400 тысяч рублей. Но у виновника аварии ОСАГО было с расширением до миллиона рублей.

Поэтому Володин обратился в страховую компанию виновника аварии за выплатой по расширенному лимиту. И тоже получил отказ. Якобы отсутствуют документы о стоимости восстановительного ремонта транспортного средства.

То есть представленные результаты независимой экспертизы страховщика почему-то не устроили.

На подготовку водителей установят минимальные цены

Володин обратился в суд. При этом потребовав уплаты неустойки и штрафа. Но Озерский городской суд Московской области решил, что мотоцикл, купленный по договору купли-продажи за 650 тысяч рублей, не может стоить дороже после трех дней его эксплуатации. А поэтому ущерб, штраф и неустойку высчитывал именно из этой суммы. С этим согласилась и апелляционная инстанция Московского областного суда.

Однако с таким решением не согласился Верховный суд.

Под действительной стоимостью имущества понимается его рыночная стоимость, которая представляет собой текущую стоимость товара, определяемую на основе спроса и предложения в каждый конкретный момент на рынке.

То есть определение судом стоимости на основе цены, указанной в договоре купли-продажи, нельзя признать правильным и соответствующим положениям закона, установил ВС.

Определение действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая или размера расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая, требует специальных познаний. Суд должен был назначить экспертизу. Но ни один из нижестоящих судов этим не озаботился.

На этом основании ВС отменил решение нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

Действительно, сумма, указанная в договоре купли-продажи, может быть ниже рыночной. Например, продавцу срочно нужны деньги, и он продает свой мотоцикл по дешевке.

Но это не означает, что покупатель купил дешевку. За те же деньги он не сможет приобрести точно такой же продукт, который достался ему с большой скидкой.

А закон при гибели имущества требует компенсации в размере действительной его стоимости.

Источник: https://rg.ru/2017/04/24/verhovnyj-sud-rf-raziasnil-kak-pravilno-ocenit-ushcherb-ot-dtp.html

Как оформить выплату при повреждении велосипеда?

Что делать после ДТП с мотоциклистом, если в возмещении ущерба отказали?

В российских городах всё чаще можно заметить людей, передвигающихся по городу на велосипеде. Кто-то использует двухколёсный транспорт для занятий спортом, кто-то для прогулок, а кто-то предпочитает именно так добираться на работу, чтобы избежать пробок.

Популярность велосипедов в России растёт, растёт и количество дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов. Чаще всего виновниками аварий признают водителей автомобилей, даже если велосипедисты нарушают правила дорожного движения, так как первые управляют источником повышенной опасности.

Нельзя сказать, что это утверждение верно на сто процентов: у судов и страховых компаний нет единого мнения по данному вопросу. Но если велосипедист соблюдал правила движения по дороге, но был сбит автомобилем или мотоциклом, то он однозначно имеет право на возмещение полученного ущерба в рамках договора ОСАГО .

Страховое покрытие по автогражданке предусматривает возмещение как имущественного ущерба, так и вреда жизни или здоровью. При повреждении имущества предельный размер выплаты составляет четыреста тысяч рублей, при причинении вреда жизни или здоровью – пятьсот тысяч рублей.

Если у автовладельца нет полиса ОСАГО или срок его действия закончился, то можно получить возмещение лишь за вред жизни или здоровью.

Для этого необходимо обратиться за выплатой в Российский Союз Автостраховщиков с соответствующим письменным заявлением и необходимыми документами.

Если же виновник дорожно-транспортного происшествия имеет действующий полис ОСАГО, то все расходы на ремонт поврежденного велосипеда ложатся на страховую компанию, как и выплата возмещения за вред жизни или здоровью пострадавшего в аварии велосипедиста.

Сразу после аварии нужно осмотреть себя, чтобы оценить тяжесть полученных травм, и при необходимости вызвать скорую помощь. Затем следует сообщить о дорожном происшествии в полицию. Важно оставаться на месте ДТП до окончания оформления всех необходимых документов.

Нельзя передвигать велосипед, но если в этом есть крайняя нужда, то стоит сфотографировать место аварии и положение транспорта с четырех ракурсов.

Так, чтобы в кадре целиком помещались все транспортные средства, участвовавшие в аварии.

После оформления ДТП сотрудниками полиции стоит уточнить у них, где и когда можно получить «Постановление по делу об административном происшествии» или «Постановление об отказе в возбуждении дела об административном происшествии». Справка о ДТП для оформления выплаты не потребуется.

Также нужно получить у водителя-виновника аварии один из экземпляров заполненного «Извещения о ДТП». Этот документ непременно попросят сотрудники отдела выплат, его отсутствие может существенно увеличить итоговый срок рассмотрения убытка, так как отсчет времени до выплаты начинается с момента подачи всех документов, предусмотренных Федеральным законом № 40-ФЗ и Правилами ОСАГО .

В зависимости от ситуации итоговый перечень документов разнится, но в любом случае всегда требуются документы, подтверждающие размер ущерба и личность обратившегося за выплатой гражданина. Также потребуется постановление ГИБДД.

Если в ДТП причинен вред здоровью велосипедиста, то сотрудники страховой компании попросят подтвердить это медицинскими документами. Поэтому вне зависимости от тяжести травм, например, даже при небольших ссадинах и синяках, нужно сразу после дорожной аварии обратиться в медицинское учреждение.

В случае ДТП со смертельным исходом наследникам погибшего нужно в дополнение к прочему предоставить правоустанавливающие документы и документы, подтверждающие факт смерти.

После предоставления всех требуемых бумаг представители страховой компании направят владельца велосипеда на независимую экспертизу, чтобы установить, сколько денег потребуется на его ремонт. При этом размер возмещения будет рассчитываться исходя из средних в регионе цен на поврежденные детали и средней цены нормочаса работы веломастерской.

Для оформления возмещения в рамках обязательной автостраховки нужно доказать право собственности на велосипед, предоставив, например, чек из магазина и паспорт изделия. В случае с дорогими велосипедами последний документ выдается всегда.

Если на момент ДТП на велосипеде было установлено дополнительное оборудование, которое было повреждено в аварии, то нужны будут и документы, подтверждающие его стоимость, в частности кассовый или товарный чек. Например, велосипеды редко комплектуются при продаже багажниками и фарами (фонарями).

Кроме того, страховая компания не возместит вред здоровью, если нет медицинских документов, его подтверждающих.

К числу таких документов относятся справка от врача или из травмпункта, выписной эпикриз (при наличии). В документе должны быть указаны все полученные в результате дорожной аварии травмы.

Если какой-либо травмы не будет в медицинских документах, страховая компания не возместит пострадавшему велосипедисту полученный вред здоровью.

Все расходы на лечение такой травмы ему придется оплачивать самостоятельно.

Важно, что при расчете размера возмещения за вред здоровью используется специальная таблица выплат, где приведены все возможные травмы. Напротив каждой возможной травмы указан процент от страховой суммы, который выплачивается при её получении.

Нельзя ремонтировать велосипед до момента его осмотра независимым экспертом и представителями страховой компании, так как в противном случае страховщик лишится возможности определить размер ущерба. Тем более, что была отменена справка о ДТП, в которой фиксировались повреждения, полученные транспортными средствами участников аварии.

В идеале желательно повременить с ремонтом велосипеда до момента получения страховой выплаты. Например, владельца велосипеда может не устроить её размер. В таком случае есть лишь один способ добиться увеличения выплаты: обратиться к другому независимому эксперту, а затем, если разница между двумя калькуляциями превысит десять процентов, с досудебной претензией в страховую компанию.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_kak_oformit_vyplatu_pri_povrezhdenii_velosipeda

Оплата без вины: суд принял «странное решение» по ДТП

Что делать после ДТП с мотоциклистом, если в возмещении ущерба отказали?

В Пензе вступило в силу решение суда, согласно которому невиновный в ДТП мотоциклист обязан выплатить потерпевшей компенсацию морального вреда.

Скандальная авария произошла еще 2 мая 2017 года. На регулируемом перекрестке улиц Луначарского и Толстого в Пензе столкнулись «ВАЗ-2114» и мотоцикл Kawasaki ER650C. Водитель отечественного автомобиля остановился, чтобы пропустить машины, двигающиеся по встречной полосе и повернуть налево.

Под «мигающий зеленый» автомобилист начал поворачивать, так как никаких транспортных средств на полосе встречного движения не заметил. Уже завершив маневр, водитель почувствовал удар в заднее колесо своего автомобиля. В тот момент он увидел, что на перекрестке лежит девушка в защитном мотошлеме, рядом с которой находился молодой человек.

В результате столкновения пассажирка «японца» получила закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга, компрессионный перелом тела 12 грудного позвонка, оскольчатый перелом основания и латеральной массы крестца справа, перелом верхней ветви лонной кости слева, перелом нижней ветви лонной кости слева, перелом ветви седалищной кости справа, перелом тела лонной кости справа, ссадины левого бедра, левого коленного сустава, в комплексе все травмы были квалифицированы как тяжкий вред здоровью.

По факту аварии было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 264 УК РФ «нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека».

Наказание по данной части статьи предусматривает ограничение свободы на срок до трех лет, либо принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Дело рассматривалось в Железнодорожном районном суде города Пензы.

Водитель «ВАЗа» пояснил, что материальных средств для возмещения вреда не имеет, поскольку является инвалидом, существует на невысокую пенсию по инвалидности, большая часть которой уходит на выплату алиментов в пользу бывшей жены на содержание несовершеннолетнего ребенка.

Он признает свою вину в нарушении требований ПДД, что привело к аварии, осознает обязанность возмещения вреда, причиненного потерпевшей, однако считает, что вина водителя мотоцикла в ДТП также есть, и возмещение вреда, причиненного потерпевшей должно быть возложено на них обоих.

Судья Дмитрий Мышалов признал водителя отечественного автомобиля виновным в аварии и назначил ему наказание в виде одного года ограничения свободы и лишения водительских прав сроком на два года.

Кроме того, 20-летняя пострадавшая подала гражданский иск о компенсации причиненного ей морального вреда на сумму 400 000 рублей. Девушка предоставила справки о том, что на лечение она потратила более 86,5 тысяч рублей.

Несмотря на то, что виновник в аварии один, суд принял решение взыскать по 150 тысяч рублей в качестве возмещения морального вреда пострадавшей с обоих водителей.

«Железнодорожным районным судом города Пензы были частично удовлетворены исковые требования истицы о взыскании компенсации морального вреда с двух лиц, управлявших транспортными средствами, в результате взаимодействия которых ей причинен вред здоровью.

Разрешая спор, суд исходил из того, что вред здоровью и связанные с ним нравственные и физические страдания причинены истице — пассажиру транспортного средства в результате взаимодействия двух источников повышенной опасности, в связи с чем управлявшие ими лица должны нести солидарную ответственность по возмещению морального вреда вне зависимости от наличия или отсутствия в их действиях вины.

Требования гражданского права предусматривают право солидарного должника, возместившего совместно причиненный вред, требовать с другого причинителя вреда долю выплаченного потерпевшему возмещения», — говорится в тексте постановления суда.

Мотоциклиста такая сумма не устроила, и он решил обжаловать вердикт, попросив снизить сумму до 100 тысяч рублей. В жалобе он указал на отсутствие в его действиях вины в ДТП, неисследованность судом его имущественного положения. Однако суд апелляционной инстанции в удовлетворении жалобы ответчика отказал и оставил решение районного суда без изменения.

Адвокат Александр Липатников в беседе с «Газетой.Ru» рассказал, что мотивы суда для вынесения такого решения ему непонятны.

«Странная позиция. В данном случае у пассажира был шлем, поэтому не понятно на каком основании водитель мотоцикла, который не виноват в ДТП, то есть не нарушал правил дорожного движения, должен нести ответственность. Я считаю, что решение странное. Это нетипично и о такой практике я раньше не слышал.

Всегда вред должно возмещать виновное лицо – тот водитель, который нарушил ПДД и в результате этого произошла авария. Если виновник – водитель легкового автомобиля, то он и должен полностью возмещать ущерб пострадавшей.

Получается, что, если пассажир был бы не на мотоцикле, а на другом автомобиле, оба водителя должны были все равно возмещать вред.

Я считаю, что стоит обжаловать решение в Верховном суде, потому что в этом случае нарушается единство судебной практики.

По всем аналогичным делам, где участвует несколько транспортных средств, всегда ущерб возмещается с виновника ДТП, а не со всех водителей», — заявил Липатников.

Адвокат Марат Аманлиев в беседе с «Газетой.Ru» пояснил, что в сфере дорожного движения есть специфика гражданской ответственности.

«Мотоцикл и автомобиль являются источниками повышенной опасности.

С точки зрения гражданского законодательства, обязанность по компенсациям возникает у владельца источника повышенной опасности вне зависимости от вины. То есть собственник может быть даже не виноват, но по закону он будет обязан платить.

Размер компенсаций, который обязан выплатить собственник ТС определяется из степени вины. Мне не совсем понятно, почему суд поровну разделил сумму. В рамках закона суд мог взыскать, к примеру, 10 тысяч рублей с мотоциклиста и 290 тысяч рублей с владельца автомобиля. Или наоборот. Но есть понятие «буква закона», а есть «дух закона».

Исходя из «духа закона» — это решение, на мой взгляд, незаконное и не обоснованное, потому что делить поровну при том, что вина автомобилиста доказана, абсолютно несправедливо. С точки зрения юриспруденции — это допустимо, с точки зрения конкретного случая – это несправедливо.

Если обжаловать решение в Верховном суде, то он скорее всего вынесет постановление взыскать с мотоциклиста от 5 до 10 тысяч рублей. Не более», — предположил адвокат.

Аманлиев пояснил, что такая практика, когда суд взыскивает компенсации с двух участников ДТП, как источников повышенной опасности, только-только сформировалась. По его словам, это тенденция буквально трех-четырехмесячной давности.

«Раньше такого не было и это никому даже в голову не приходило. У всех сложился образ, что есть виновник и именно он должен возмещать ущерб. Можно списать такое странное решение на то, что это недавно появилось и судьи начали в этом разбираться, но при всем при этом они должны понимать, что такое объем ответственности.

В этом случае это абсолютно абсурдное, на мой взгляд, решение и размер ответственности мотоциклиста подлежит уменьшению, причем раз в 10», — считает Аманлиев.

По мнению адвоката, если подобные дела будут рассматриваться так, как в этом случае, то в дальнейшем можно будет увидеть много подобных «равных» решений.

Источник: https://www.gazeta.ru/auto/2018/10/25_a_12034861.shtml

Могут ли с меня как виновника ДТП по европротоколу взыскать денежные средства превышающие 100 000 рублей?

Что делать после ДТП с мотоциклистом, если в возмещении ущерба отказали?

Добрый день. Могут ли с меня как виновника ДТП по европротоколу взыскать денежные средства превышающие 100 000 рублей?

Адвокат Антонов А.П.

Добрый день!

Согласно ст. 14.

1 Федерального закона «Об ОСАГО», потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом.Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, проводит оценку обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, изложенных в извещении о дорожно-транспортном происшествии, и на основании представленных документов осуществляет потерпевшему по его требованию возмещение вреда в соответствии с правилами обязательного страхования.Реализация права на прямое возмещение убытков не ограничивает право потерпевшего обратиться к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, с требованием о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, который возник после предъявления требования о прямом возмещении убытков и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования.Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, осуществляет возмещение вреда, причиненного имуществу потерпевшего, от имени страховщика, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред (осуществляет прямое возмещение убытков), в соответствии с предусмотренным статьей 26.1 настоящего Федерального закона соглашением о прямом возмещении убытков в размере, определенном в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.В отношении страховщика, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае предъявления к нему требования о прямом возмещении убытков применяются положения настоящего Федерального закона, которые установлены в отношении страховщика, которому предъявлено заявление о страховом возмещении.

Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, обязан возместить в счет страхового возмещения по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный им потерпевшему вред в соответствии с предусмотренным статьей 26.1 настоящего Федерального закона соглашением о прямом возмещении убытков.

При возникновении спора о возмещении страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, в счет страхового возмещения вреда, возмещенного страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков, такой спор рассматривается комиссией, образованной профессиональным объединением страховщиков, в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления в комиссию заявления страховщика. В случае несогласия страховщика с решением комиссии или непринятия комиссией решения в установленный срок спор рассматривается арбитражным судом по исковому заявлению страховщика.В случае исключения страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность лица, причинившего вред, из соглашения о прямом возмещении убытков или принятия арбитражным судом решения о признании такого страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) либо в случае отзыва у него лицензии на осуществление страховой деятельности страховщик, осуществивший прямое возмещение убытков, вправе требовать у профессионального объединения страховщиков осуществления компенсационной выплаты в размере, установленном соглашением о прямом возмещении убытков в соответствии со статьей 26.1 настоящего Федерального закона.Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, и возместил в счет страхового возмещения по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный им потерпевшему вред, в предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона случаях имеет право требования к лицу, причинившему вред, в размере возмещенного потерпевшему вреда.Профессиональное объединение страховщиков, которое возместило в счет компенсационной выплаты по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный потерпевшему вред, в предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона случаях имеет право требования к лицу, причинившему вред, в размере возмещенного потерпевшему вреда.Потерпевший, имеющий в соответствии с настоящим Федеральным законом право предъявить требование о возмещении причиненного его имуществу вреда непосредственно страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае принятия арбитражным судом решения о признании такого страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) или в случае отзыва у него лицензии на осуществление страховой деятельности предъявляет требование о страховом возмещении страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред.Согласно ст. ст. 1064, 1072, 1079 Гражданского кодекса, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 931, пункт 1 статьи 935), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.Согласно ст. ст. 10, 15 Гражданского кодекса, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом.Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков.Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Таким образом, потерпевший может требовать с Вас возмещения вреда в части, не покрытой страховой выплатой.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник: https://pravo163.ru/mogut-li-s-menya-kak-vinovnika-dtp-po-evroprotokolu-vzyskat-denezhnye-sredstva-prevyshayushhie-100-000-rublej/

Разборки на дорогах

Что делать после ДТП с мотоциклистом, если в возмещении ущерба отказали?

Эта статья из разряда тех, которые надо вырезать и сохранить. И пожелать, чтобы она никогда в жизни вам не понадобилась. Но если все же случится пострадать в ДТП не по своей вине, то каждый должен знать, как действовать, чтобы получить возмещение. В том числе и нематериальное.

Платит страховщик виновного в аварии

Год назад «МК-Латвии» рассказывала о бабушке, которая в один несчастливый день ехала на городском автобусе и сидела на откидном сиденье в центре салона.

Водитель резко затормозил, бабушка вылетела в проход и сломала ногу. Позже выяснилось, что виноват был лихач на легковом автомобиле, который «подрезал» автобус.

Бабушке пришлось долго и недешево лечиться, и встал вопрос: кто все это оплатит безвинно пострадавшей пассажирке?

В Латвии любое транспортное средство должно иметь полис OCTA. OCTA – это обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств.

Обратите внимание, страхуется не конкретный водитель, а конкретный автомобиль.

Если по вине водителя произошло дорожно-транспортное происшествие и нанесен ущерб имуществу или здоровью третьих лиц, то ущерб покрывает страховая компания OCTA виновного транспортного средства, а не сам водитель.

В данной истории ситуация осложнялась тем, что виновная машина скрылась и полиция сразу дала понять, что вызвавшего ДТП водителя могут и не найти. Несмотря на то, что все автобусы оснащены видеокамерами, на этот раз номера легковушки в кадр не попали.

В то раз мы выяснили, что в случае, если виновный в ДПТ не установлен, страховое возмещение погашается из созданного латвийскими страховыми обществами Гарантийного фонда, который администрирует «Латвийское бюро страховщиков транспортных средств» (учитывая 35 статью Закона об OCTA).

Села в автобус, очнулась – гипс

Сразу после выхода той статьи в редакцию позвонила женщина, чтобы рассказать свою историю.

Пенсионерке Элеоноре (имя изменено, чтобы лишний раз не травмировать женщину воспоминаниями) в сентябре 2013 года было 70 лет. Около девяти утра она вошла в рижский автобус на остановке ул.

Пернавас, чтобы ехать в налоговую службу. Так как ехать было недалеко, женщина осталась стоять у входа, держась за поручень.

– Автобус проехал примерно метров пятьдесят, и единственное, что я помню дальше – впереди как будто что-то взорвалось, – рассказывает Элеонора. – Очнулась я на полу возле кабины водителя от страшной боли. Водитель тут же высадил всех пассажиров и вызвал «скорую» и полицию. Меня положили на носилки и доставили в больницу. Оказалось, что кость ноги от колена и до ступни полностью раздроблена.

Далее последовала операция. Ногу Элеоноре собирали по кусочкам, брали кость из бедра, крепили металлическими скобами. Деньги потребовались на оплату на врачей, лекарств, ухода на дому. Таких денег у пенсионерки не оказалось. Возможно, она бы не выжила, если бы не помощь родных.

Дело затянулось на два года

Вы спросите, а как же компенсация ущерба со стороны страховщика виновного? А вот послушайте, что об этом рассказывает сама пострадавшая:

– Как мне потом сказал следователь, который приходил ко мне домой, наш автобус «подрезала» легковая автомашина, и ему ничего не оставалось делать, как резко затормозить. Тогда еще не было известно, как что было. Следователь составил акт о ДТП и отправил его в прокуратуру. Из прокуратуры мне потом пришло письмо о том, что водителя того нашли. Ему 31 год, зовут Денис.

Человек, который является моим доверенным лицом, собрал все документы и отвез страховщику виновной машины. Но страховая компания заявила, что вина этой машины не доказана. Дело было передано в суд. И вот уже должно было быть четыре судебных заседания, и ни один суд не состоялся. На первое я не пришла, потому что я еще не ходила. Я полгода была лежачей.

На второй суд не пришел водитель автобуса, потому что он был за границей. Последнее заседание было назначено на 24 марта 2015 года, но не пришел сам виновник ДТП. Суд отложили на 16 августа. И никому никакого дела нет. Я ведь только первый раз не была на суде. А так я ведь все время приезжала на этот суд. И никто ничего не платит. Никто даже разговаривать не хочет.

А этот молодой человек продолжает ездить на машине. Где же у нас справедливость? Ну, нету у нас справедливости! Ведь покупать мне надо все самой. И у меня не гипс был, а вместо гипса был ортоз снизу до самого верха ноги, который я сама покупала еще в больнице. Чеков у меня за лечение набралось на 1300 евро. Это такой мизер от реальных расходов.

Ведь я же еще брала медсестер, которые мне делали уколы без всяких чеков.

Осталась один на один со своей бедой

Но помимо материального возмещения, Элеонору волновала и моральная сторона дела:

– Мне непонятно, почему я должна разбираться с виновником, если я пострадала в общественном транспорте? По-моему, страховщик Rigas satiksme должен был оплатить мне ущерб, а там пусть разбираются между собой страховые компании, хоть через суд, – убеждена пассажирка.

– Почему я должна страдать? Я и сейчас, спустя два года, хожу по квартире на костылях, и не известно, будет ли у меня улучшение. Я была у врача, он посмотрел рентген и сказал, что у меня начинает в ноге что-то оседать. И возможно, потом потребуется еще операция.

А какая наша пенсия, вы прекрасно понимаете. Несмотря на то, что у меня 40 лет стажа. Если бы мой брат и дочка, которая живет не в Латвии, что-то мне не присылали, можно уже было бы сгнить в полном смысле слова. Потому что я лежала, и ко мне за деньги приходили и кормили меня и все прочее.

И никого больше. Как будто виновата во всем я. А когда этот Денис мне позвонил, вы знаете, что он мне сказал? «Да, – говорит, – вы сами виноваты, вы в таком возрасте и вам нужно еще куда-то ездить». Это уму непостижимо! Когда у меня вообще никаких проблем не было ни с ногами, ни с чем.

Я и путешествовала, и все, что угодно, могла. И меня обвинили, что я еду в государственном транспорте.

Страховщик сказал: в суд, значит – в суд!

Скажем честно, в прошлом году порадовать женщину нам ничем не удалось. Свою позицию компания, занимающаяся перевозками пассажиров на общественном транспорте, еще в первой статье обозначила четко, согласно Закону об OCTA. «Прежде всего, надо выяснить ответственного за ДТП.

Если таковым будет признан водитель Rīgas satiksme, тогда пассажиру надо обращаться к страховщику обязательной гражданской ответственности Rīgas satiksme, каковым в настоящий момент является САО Gjensidige Baltic. В противном случае пассажиру надо обращаться к тому страховщику, который застраховал ответственность виновного владельца легкового автомобиля.

Страховщика транспортного средства, вызвавшего ДТП, можно выяснить в Латвийском бюро страховщиков транспортных средств www.ltab.lv».

На днях мы позвонили Элеоноре и справились, как у нее дела. Оказалось, что пятый по счету суд все-таки состоялся. Вину Дениса доказали. Страховая компания оплатила ей чеки на сумму1300 евро. Сам водитель-лихач заплатил ей около 2000 евро. С ногой у женщины по-прежнему проблемы, но это уже на всю оставшуюся жизнь.

■ Если вы пострадали во время автоаварии – никаких соглашений, сразу вызывайте полицию!

■ Подавать прошение на возмещение пострадавший должен, не дожидаясь никаких судов. Главное успеть это сделать в течение трех лет с момента ДТП

Возместят и материальный ущерб

Прошел год, и мы узнали, что сейчас идет работа над поправками к Закону об OCTA. И кроме того, принятые в июле 2014 года Кабинетом Министров Правила  № 340 «О размере и порядке расчета страхового возмещения за причиненный лицу нематериальный ущерб”,теперь позволяют пострадавшим в ДТП требовать от страховщика возмещения морального ущерба.

Хотя, как рассказал «МК-Латвия» председатель Латвийского бюро страховщиков транспортных средств LTAB Янис Абашин, возмещение морального ущерба существовало и ранее, только лимиты там были настолько несерьезными, что о реальном возмещении говорить не приходилось. Новые правила подняли эти лимиты в десять- двадцать раз.

– Если человек пострадал в ДТП не по своей вине, то ему возмещают не только материальные расходы, но и моральные.

– Расскажите подробнее о том, какие материальные расходы возмещаются?

 – Это значит, если у него пострадала машина, то возмещают расходы на ремонт, если машина врезалась в угол дома или в забор, то страховщик возмещает ремонт, а то и строительство дома и забора.

Если у пострадавшего, скажем, перелом позвоночника, и он стал инвалидом 1-й группы, то страховщик виновного в ДТП транспортного средства платит ему пенсию на свою оставшуюся жизнь.

Также погашаются расходы на лечение.

– Вы сказали «ремонт дома», «пенсия». А там есть какие-то лимиты?

– Лимиты сейчас на возмещение материального ущерба для имущества составляют один миллион евро, а для человека – пять миллионов. Но это общий лимит на все происшествие.

Потому что, если пострадают, допустим, пассажиры автобуса, тогда это делится на всех. Сумма возмещения одному человеку зависит от фактических затрат на его лечение.

Точно так же и за ремонт дома будут платить столько, сколько он реально стоил.

– То есть, нужно вначале построить новый дом, а потом получить по чекам деньги? Или можно получить их заранее?

– Обычно страховщик нанимает фирму, которая и осуществляет строительство дома или ремонт машины, забора. Если ты сам это делаешь, то надо собирать чеки.

– В вашей практике часто приходится возмещать расходы на восстановление людей?

– Если так грубо разделить нематериальную и «человеческую» часть, то примерно 10% расходов – это возмещение на восстановление здоровья людей и пенсии, а 90% – это возмещение повреждений имущества.

Сейчас еще появилось возмещение нематериального ущерба.

Под этим подразумевается, что если человек серьезно пострадал в ДТП, кроме того, что ему оплачивают все медицинские расходы и реабилитацию, пенсию, он еще имеет право на возмещение морального ущерба.

– И сразу возникает вопрос, как оценивается моральный ущерб? Может, человек считает, что он очень сильно пострадал, а страховщики говорят, да ладно, что там у тебя за страдания.

– Есть целая методика, как это все рассчитывается и выплачивается. В ее основе – минимальная зарплата в стране. Если минимальная зарплата повышается, то автоматически и все эти цифры повышаются.

По нашей просьбе Инесе Малкалне привела примеры из практики возмещения морального ущерба при страховых случаях:

1. В ДТП 23,07.205 года водитель транспортного средства не справился с управлением, слетел с дороги и перевернулся. Пострадал пассажир, который получил тяжкие телесные повреждения: перелом шейных позвонков и сотрясение мозга. За эти травмы нематериальное возмещение составило 9720 евро. Это, не считая материального возмещения.

2. В ДТП 19.03.2015 года на пешеходном переходе неустановленное транспортное средство наехало на 90-летнего человека, который получил телесные повреждения средней тяжести: переломы верхней части ноги и тазобедренной кости. Возмещение морального ущерба составило 6156 евро. Возмещение за лечение пострадавшего – 475 евро.

Источник: https://rus.timeline.lv/raksts/novosti/17856-razborki-na-dorogakh

Реформа ОСАГО: пишите жалобы

Что делать после ДТП с мотоциклистом, если в возмещении ущерба отказали?

Омбудсмен будет разбирать споры между автомобилистами и страховыми компаниями по ОСАГО на сумму до 500 тыс. рублей с 1 июня. Его решения обязательны для исполнения, но могут быть оспорены в суде как автовладельцем, так и страховой компанией.

Для россиян обращение к омбудсмену будет бесплатным, но страховщики будут платить за рассмотрение жалобы 45 тыс. рублей, если решение примут в пользу клиента.

Если в пользу страховщиков, то страховой компании платить не придется. При этом если во время рассмотрения жалобы компания добровольно выполнит условия потерпевшего, то тариф будет варьироваться от 7,5 тыс. рублей до 30 тыс. рублей.

К омбудсмену можно обратиться даже по выплатам трехлетней давности.

Если, например, в прошлом году потерпевший обращался в страховую компанию и даже получил компенсацию, но ему показалось, что финансовое решение по ДТП несправедливое, он также можно обратиться с жалобой к омбудсмену. Если же по спору вынесено решение суда, то омбудсмен его рассматривать не будет.

Компенсации наследникам

Также с 1 июня вступают в силу еще несколько изменений в закон об ОСАГО. Например, водители смогут оформить документы о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции, даже если в аварии участвовала автомашина, зарегистрированная и застрахованная за рубежом.

Поправки также расширяют список тех, кто имеет право на компенсационные выплаты. Это наследник, представитель потерпевшего (по нотариальной доверенности). При наличии несогласия страхователя по величине произведенной страховой компанией выплаты по договорам автострахования автовладелец сначала должен написать претензию страховщику.

Если со дня нарушения прошло не более 180 дней, заявление составлено по форме, утвержденной финансовым омбудсменом, и направлено в страховую компанию в электронном виде, то страховщик обязан дать мотивированный ответ на него в течение 15 рабочих дней.

Если претензия страхователя будет представлена в ином виде, то на подготовку ответа страховой компании отводится 30 дней.

«Мы уверены, что институт финансового уполномоченного позволит резко сократить количество судебных споров по ОСАГО. Уже сейчас, благодаря натуральному возмещению, их число снизилось почти в 2 раза — с 400 тысяч в 2017 году до примерно 200 тысяч в 2018-м», – пояснял ранее президент Российского страхового союза Игорь Юргенс.

Полис подешевел?

Но самих автовладельцев больше интересует, не вырастет ли стоимость полисов ОСАГО из-за нововведений? На этот вопрос 28 мая ответила председатель Банка России Эльвира Набиуллина в нижней палате российского парламента.

Глава Центробанка заверила законодателей, что повышение тарифов ОСАГО некоторыми страховщиками в Москве не спровоцировало рост средней цены полиса.

По ее словам, в среднем москвичам полис стал обходиться дешевле на 6% с начала реформы.

В конце мая некоторые СМИ сообщили о повышении крупными страховщиками ставок по ОСАГО в столице. «Но пока это повышение все равно не превысило среднюю цену полиса, которая была до реформы», — заверила глава ЦБ.

Изменения во взаимоотношениях водителей и страховых компаний ожидаются и с 1 октября 2019 года.

По всей стране у автовладельцев появится возможность получить по европротоколу (по упрощенной схеме) максимальную выплату, возможную при ОСАГО — 400 тыс. рублей.

Сейчас такую сумму выплат назначают только в четырех регионах: Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Для получения выплаты в 400 тысяч рублей участники аварии не должны иметь разногласий, а обстоятельства ДТП должны быть зафиксированы с помощью системы «Эра-ГЛОНАСС» или мобильного приложения.

Ряд изменений в ОСАГО этого года касается нетрезвых водителей.

Так, если виновник ДТП отказался от прохождения медицинского освидетельствования на опьянение, страховая компания может предъявить ему регрессивное требование (заставит оплатить выплату пострадавшим в аварии).

До этого момента такое правило распространялось только на водителей, которые прошли медицинское освидетельствование, и факт опьянения доказан.

Также теперь электронные и бумажные полисы получили равный статус. Исключен порядок двойного учета полисов ОСАГО с помощью присвоения каждому уникального порядкового номера. Это исключит путаницу в учете полисов. Напомним, с 1 апреля 2019 года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, касающиеся коэффициента «бонус-малус»: он начисляется водителю один раз в год.

Дтп становится меньше

В 2018 году, по данным ГИБДД, произошло 168099 ДТП, что на 0,8% меньше, чем за аналогичный период 2017 года.

Количество погибших на дорогах страны за годовой период уменьшилось на 4,6%, или на 18 тыс. человек.

С грузовыми автомобилями произошло почти 11 тыс. ДТП (рост на 0,1%). Был отмечен рост ДТП с участием водителей автобусов (3,7%) и мотоциклистов — 4500 (+5,1%).

Страховщики рассчитывают получить положительный финансовый результат (сборы минус выплаты и расходы) около 2,5 млрд руб. по договорам ОСАГО 2018 года против убытков в 2016-2017 годах.

Об этом 28 мая сообщил исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев. В 2016 году результат страховщиков по ОСАГО составил минус 12,3 млрд руб., в 2017 году — минус 15,7 млрд руб.

, следует из данных РСА.

В 2018 году страховщики собрали по ОСАГО 230,7 млрд руб., прогноз выплат по договорам 2018 года — 228, 4 млрд руб., они растянутся на несколько лет, следует из данных РСА. Из них 42,1 млрд руб. было выплачено в 2018 году, 103,5 млрд руб.

страховщики ожидают выплатить по итогам 2019 года. Еще 53,05 млрд руб. составят расходы на ведение дел и комиссионное вознаграждение агентам.

РСА ожидает, что финансовый результат по договорам 2019 года останется примерно на уровне прошлого года.

Источник: https://www.gazeta.ru/auto/2019/05/31_a_12387661.shtml

Ваши права
Добавить комментарий